1. Графическая композиция основные элементы изобразительного языка в графической композиции



Дата02.10.2019
өлшемі26.01 Kb.
1. Графическая композиция. основные элементы изобразительного языка в графической композиции
1.1 Графическая композиция, как структурный принцип произведения

графический пятно произведение композиция

Композиция является важнейшим структурным принципом произведения. Композиция организует взаимное расположение его частей, их взаимодействие, соподчинение относительно друг друга и целого, что, в свою очередь, придает произведению единство, цельность и завершенность.

В современном понимании композиция – это построение художественного произведения с учетом его назначения, замысла, содержания и особенностей вида искусства. Композицию нельзя трактовать лишь как один из уровней организации произведения. Произведение искусства нельзя, в принципе, делить на рисунок, композицию, живопись, понимая под «композицией» только размещение элементов изображения. По мнению С. Даниэля, «данный подход не просто сужает сферу, охватываемую понятием «композиция», – приходится говорить о подмене принципа органической целостности принципом механического сложения»

Композиция (от лат. сompositio – составление, сочинение) – 1) построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером и назначением и во многом определяющее его восприятие. Композиция является важнейшим организующим компонентом художественного произведения, увязывающим его отдельные элементы в единое целое; 2) музыкальное, живописное, скульптурное или графическое произведение.

Говоря о композиции, нельзя не вспомнить о гармонии и основных законах композиции. Очень важным является понимание гармонии как единства противоположностей. Единство подразумевает связь, слаженность. Единство противоположностей – это взаимодополнение противоположностей, в связанном состоянии образующих одно неразрывное целое. Яркий пример – вся черно-белая графика. Гармоничное произведение искусства всегда ориентировано на категорию прекрасного, другими словами, художник ищет в своих прообразах красоту и стремится показать ее в своем произведении. Прекрасное и возвышенное обычно идут рядом, но это не одно и то же. В классическом искусстве ориентация на возвышенное проявляется в том, что художник облагораживает прототип, очищает от мелкого и несущественного, как бы приподымает изображение над реальностью.

Закон единства содержания и формы: высшая степень целесообразности как результат поиска изобразительных и композиционных средств, наиболее полно раскрывающих замысел.

Закон цельности требует подчинения всех элементов и частей произведения единому замыслу, тем самым, определяя сделанность, законченность художественного произведения. Умение художника подчинить второстепенное главному делает художественный образ более ясным, не упрощая его при этом.

Типизация, обобщение явлений реального мира позволяет образной мысли не копировать действительность. Закон типизации основан на поиске закономерностей и позволяет создать художественный образ, а не документальный протокол частного случая.

Закон контрастов: узнавание объекта всегда происходит на базе сравнения размеров (большой, маленький), тона (светлый, темный), форм (тонкий, толстый) и т.д. Контрастные отношения означают редко выраженные различия предметов, их свойств и качеств.

Различают три основных вида композиции: фронтальную, объемную и глубинно-пространственную.

К элементам композиционно-структурной организации плоскости в пластических искусствах относят: формат, пропорции, масштаб, картинную плоскость, геометрический центр, ритм, нюанс и контраст, оси формата и силовые линии изображения и т.д.

Начиная работу над композицией, художник выбирает формат будущей картины. Предполагается, что выражение «выбирает формат» подразумевает полную свободу выбора. Но этот выбор обусловлен многими параметрами и, в целом, не случаен. На выбор формата влияют структура формы, эмоциональная интонация композиции, образный строй художественного произведения. Квадрат, прямоугольник горизонтальный или вертикальный, овал, круг – это целые миры, в чем-то похожие, но при этом совершенно разные. Квадрат – это устойчивость и уравновешенность. Круг тоже уравновешен, даже самодостаточен, но устойчивости квадрата здесь нет. Прямоугольный формат, вытянутый горизонтально, подает пространство панорамно, а вертикальный формат удобен для работы с торжественной, величественной композицией. Видимо, следует говорить не о выборе, а об определении формата, о его функциональном соответствии художественному образу.

Определяя формат, художник находит необходимое соотношение сторон формата, определяет его пропорции. Среди основных средств композиции пропорции необходимо поставить на первое место – как по степени важности того качества, которое достигается с их помощью (пропорциональность), так и с точки зрения их возможностей при организации формы.

Ведя разговор о пропорциях, нельзя не вспомнить о масштабе. Масштаб является относительной характеристикой величины предмета. Объекты предметной среды, создаваемой человеком, масштабны по отношению к нему, дома, бытовая техника, машины функционально соразмерны человеку. В искусстве как художественный прием нередко используют сознательное нарушение масштабности. Например, в древнеегипетском искусстве изображение фараона было значительно крупнее, чем всех других персонажей. Но обычно в реалистических композициях все персонажи сомасштабны друг другу и среде, их окружающей.

Симметрия и асимметрия – два начала, организующие форму. Симметричная форма легка для восприятия, спокойна, даже несколько скованна. Асимметричная форма требует большего внимания, усваивается постепенно, в ней заложено больше свободы, движения.

Симметрия – это одинаковость в расположении частей целого относительно оси, плоскости или точки (центра). Предельный случай равновесия – полная (зеркальная) симметрия, когда одна половина изображения является зеркальным отражением другой. При этом количество воспринимаемой информации уменьшается вдвое: по одной половине изображения мы получаем полную информацию.

Симметрия и асимметрия в композиции реализуются через статику и динамику. Динамика – это характер композиции, в которой присутствует зрительное движение. Последовательность восприятия зрителем элементов динамичной композиции задается художником в соответствии с характером образа. Статика – это состояние покоя, устойчивости, неподвижности. Уравновешенность же должна быть качеством как статичной, так и динамичной композиции.

В композиции равновесие является одним из средств гармонизации формы, усиливает ее ясность и выразительность. Отсутствие равновесия воспринимается как конфликт, а наличие – как снятие этого конфликта, как примирение перцептивных сил.

В заключение отметим, что равновесие в композиции это чисто зрительное ощущение пары «глаз – мозг». Других методов определения наличия равновесия нет. Поэтому необходимо постоянной практикой тренировать визуальное чувство равновесия. Равновесие композиции должно формироваться уже на стадии эскизной подготовки.

Контраст – одно из важных выразительных средств пластических искусств.

Суть его заключается в намеренном противопоставлении двух соотносящихся качеств в целях их взаимного усиления. В графической композиции контраст является той силой, которая определяет ее выразительность, а проявляется в различии размеров элементов, их форм, пропорций, фактур.

В нюансных отношениях сходство сильнее, чем различие. Различие незначительно, нюанс обогащает звучание элемента. Нюанс – это вариация тончайших отношений однородных качеств.

Контраст и нюанс легко уживаются в одной композиции. Например, контрастно выделенный композиционный центр и второстепенные элементы, которые между собой находятся в нюансных отношениях. Контраст и сам по себе, и в сочетании с нюансом может выявить ритмическую структуру графической композиции.

Ниже – во второй главе курсового проекта – мы еще раз затронем тему композиции и рассмотрим ее основные принципы, а сейчас рассмотрим основные элементы графики.


1.2 Основные изобразительные средства графики
Прежде всего, графика – искусство, основу которого составляет рисунок, цвет в графике не является главным, как, например, в живописи. Графика несет не конкретный, реальный образ вещи, а как бы уподобление, иносказание, превращение, в произведениях графики возникает колебание между реальным образом и знаком.

Основными изобразительными средствами графики являются линия, штрих, пятно, светотень, фактура. К этим средствам относится и фон, то есть тон и цвет бумаги. Линия – это след от движения точки на плоскости. Она может быть самой разнообразной по начертанию и длине. Чем меньше точка, тем тоньше будет линия. Различают три типа линий: изобразительную, каллиграфическую и геометрическую. По начертанию они бывают прямые, волнистые и комбинированные. Задача линии в определении границы формы, объединении и связывании изобразительных элементов, взаимодействии с плоскостью. Короткие линии называются штрихами. Задача штриха в передаче пятна и фактуры. Взаимодействуя с линией, штрих выполняет функцию передачи формы и пространства. В художественной практике линия и штрих обладают большими выразительными возможностями. Их бесконечное разнообразие можно обнаружить в произведениях графики разных эпох.

Активную роль в графике играет фактура материалов, специфика графических техник и приемов (живописность и «бархатистость» офорта, создающего богатые пространственные и светотеневые переходы, четкость и гибкая контрастность ксилографии, легкие светотеневые нюансы литографии, декоративная броскость линогравюры и т.д.). Наиболее отличительный признак графики – особое отношение изображаемого предмета к пространству, важную роль в создании которого играет фон бумаги или по выражению графика В.Л. Фаворского «воздух белого листа». Графика почти всегда противится иллюзии пространства и телесности.

Признавая рисунок определяющим, ведущим началом графики, нельзя думать, что этому виду искусства не свойственны живописные, цветовые задачи. Возможности эмоционального воздействия цвета, его свойства использует и графика. Но в силу особых задач графического искусства и своеобразия графических материалов, цветовые решения в графике существенно отличаются от цветового решения в живописи.

При работе черным материалом на белой бумаге различают массу оттенков черного – от самых теплых до самых холодных. Бумага также почти никогда не бывает абсолютно белой, а всегда имеет лёгкий цветовой оттенок. Графику вовсе не безразлично, какой цвет избрать и на какой бумаге работать в каждом отдельном случае. Очень часто художник к черно-белому изображению привлекает всего один цвет, который становится особо значительным, впечатляющим. Привлекая два-три цвета, редко больше, график бывает занят поисками силы каждого цвета, наиболее выразительного его расположения, учитывает взаимодействие соседних цветов, возможные наложения их друг на друга.

Остановимся на понятиях живописности и графичности, с которыми приходится нередко встречаться. Когда говорят о живописности, то хотят подчеркнуть богатство контрастов, гибкость и разнообразие цветовых и тональных отношений, позволяющих избавиться в произведении искусства от ощущения скованности, неподвижности, создать впечатление живости, изменчивости, присущих окружающему нас миру. В этом смысле живописность свойственна произведениям и графики, и скульптуры, и других видов искусства. Если же говорят, к примеру, о графичности живописного произведения, то имеют в виду резко выраженный рисунок, чёткое отделение друг от друга элементов картины, а также преобладание скупых, лаконичных цветовых отношений.

Графика используется как средство передачи на плоскости той или иной смысловой (текстовой или изобразительной) информации, а также чисто художественной (декоративной) разработки формы. Остановимся чуть подробнее на графических средствах.



Точка выделяется как графический акцент на плоскости. Несмотря на свои относительно малые размеры, обладает весьма широкими возможностями в построении композиции. Очень часто именно она является центром всего ее строя. Рассматриваемая в качестве композиционного средства, точка может фокусировать на себе внимание зрителя. Все зависит от ее свойств выявленных в композиции: расположения на плоскости, относительного размера, силуэта, плотности заполнения, яркости и др. В этом смысле она вплотную смыкается с другими графическими средствами построения композиции, их художественными свойствами. Если точка резко отличается по свойствам от этих средств, она выделяется в композиции более всего. Если же приближается к ним, ее доминантное значение снижается. Тогда она включается в ряд прочих средств, составляя равнозначную часть общей композиции. Так художественные свойства точки прямо связываются со свойствами линии, пятна и цвета, образуя в целом гармонично организованную, графическую плоскость.

Линия по форме характеризуется протяженностью или развитием на плоскости в одном координатном направлении (в длину). Характер линейно-графической формы во многом определяется материалом и техникой ее исполнения.

В отличие от точки и линии пятно, как правило, заполняет большую часть графической плоскости. С использованием пятна значительно расширяется палитра средств построения графической композиции. В эту палитру включаются и те многочисленные и разнообразные формы тоновой графики, которые получаются при использовании столь же многочисленных и разнообразных приемов ее разработки. Каждая такая форма обладает своими специфическими композиционно – художественными свойствами. «Заливка», например, дает ровную, тоновую поверхность. «Отмывка» характеризуется плавным переходом от светлого тона к темному и обратно, «размывка» – мягкими затеками и т.д.

Пластические композиционные средства отличаются от графических средств тем, что выражаются в формах, развитых не в двух, как на плоскости, а в трех основных координатных направлениях: по горизонтали, вертикали и глубине. Разное развитие формы в том или ином направлении обуславливает разный его пластический характер – линейный, плоскостной, объемный и пространственный. Остановимся на каждом из этих видов пластических форм.

Текстура характеризуется декоративно-художественными свойствами, вытекающими из внутреннего строения формы. Наиболее ярко выявляется при гладкой поверхности. Отличается крайним разнообразием рисунка – от мелких вкраплений, представляющих собой почти однородную массу, до выразительных узоров, образованных внутренним «рисунком» формы. Четкое выявление текстуры в плоскостных формах предопределяет эффективное с художественной точки зрения их использование в построении пластических композиций.

Фактур занимает промежуточное место между такими состояниями плоскостной формы, как гладкая поверхность и рельеф. В зависимости от количества и величины составляющих ее пластических элементов (выступов), фактурная поверхность приближается либо к первой, либо ко второй. Фактурная поверхность может отличаться большим разнообразием. Важно учитывать, что ее пластический характер выявляется тем сильнее, чем она сильнее «выступает» и ближе к зрителю. С дальних точек фактура может выглядеть просто гладкой поверхностью. При разнодалеких точках зрения целесообразно применение в плоскостных формах как мелкой, так и крупной фактуры, близкой к рельефу.

Достарыңызбен бөлісу:


©netref.ru 2019
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет