1. Предмет философии науки



жүктеу 3.63 Mb.
бет1/20
Дата01.05.2016
өлшемі3.63 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20
1. Предмет философии науки.

Необходимо сравнить несколько определений этого понятия, данных в учебниках:



1)(Учебник Зотова-Миронова-Разина) Фил-я науки – филос-я дисциплина, предметом кот-й явл-ся исслед-е науки как особ формы духовной деят-ти человеч общ-ва. Изучает сущность науки, ее функционирование в системе общества, ее связь с иными видами духовной деят-ти человеч-ва и отличие от них. Фил-я науки появляется в XX в. в связи с бурным развитием исслед-й по истории науки, филос-х проблем конкретных наук, роли и значения науки в жизни общества, а также исследований по логической, методологической и социологической проблематике научного познания. Сложилась в результате междисциплинарного синтеза фил-фии, науки и ее истории.

Философия науки – система, в качестве элементов в которую включены философские принципы и общие законы развития, связывающие объясняющие понятия и законы наук о природе (естествознания) и наук о человеке (общественные и гуманитарные науки) → таким образом, до некоторой степени снимаются трудности с многообразием.



Концепции философии науки: 1) а) в ранних наука трактуется как совокупность теорий, ученый исключен (как субъективное), главное внимание к результату научного творчества, а не к процессу. Изучается структура научных теорий, уровни научного познания, связь между ними, логико-методологические принципы и методы научного исследования. Абстрактная идеализированная наука, не связанная с обществом. Научное знание понимается как совокупность обоснованных теорий, экстенсивно расширяется; не ставится проблема развития науки. – это логический позитивизм. б) критический рационализм (Поппер, Кун, Лакатос) – акцент смещается с анализа теории на исследование особенностей деятельности научного сообщества. Интерес к развитию научного знания, критическое отношение к логическому позитивизму, более углубленное рассмотрение природы научного знания, реабилитация значения философии после уничижительной критики ее со стороны логических позитивистов. 2) все эти концепции базировались на естественных науках, гуманитарные считали недоросшими и распространяли на них полученные результаты → появилась герменевтическая концепция, учитывающая специфику гуманитарного знания как принципиально диалогичного и интерпретационного.

2) (Учебник Микешиной) Фил-я науки сущ-твует в 2х формах: 1. как совокупность разл-х течений и школ внутри этого раздела фил-и (в част-ти, позитивизм в его разл-х формах, включая нео- и пост-, неорационализм, критический рационализм). 2. как раздел феноменологии, марксизма, аналитической философии. Так складывается широкая проблематика фил-и и методологии науки. Это: -выявление идеалов, предпосылок и основания науки, -прояснение понятий и принципов, специфики различных форм деятельности и знания, -выяснение отличия науки от других форм деятельности, особенностей механизмов развития и роста научного знания.

3) (Учебник Степина) – Предметом фил-и науки являются общие закономерности и тенденции научн познания как особой деят-ти по производству научн знаний, взятых в их развитии и рассмотренных в историч-ки изменяющемся социокультурном контексте. Научн познание в современ фил-и – эт осоциокультурный феномен, задача которого- исследовать, как исторически меняются способы формирования нового научн знания и каковы механизмы воздействия социокультурн факторов на этот процесс. Фил науки опирается на материалы истории конкретн наук. Все это обусловливает тесную связь фил-и науки с историко-научными исследованиями. Фил-я науки ориентирована на сравнение разных научн дисциплин и выявлени общих закономерностей их развития.

Долго образцом для исслед структуры и динамики познания в фил-я науки была математика. Но минус - отсутствие выраженного слоя эмпирических знаний (проверки их на опыте). Поэтому с кон 19в фил-я науки ориентируется > на естественные науки. При этом ествеств и социокультурн (гуманитарн) науки имеют ряд общих черт, кот-е позволяют переносить результы, полученные из опытов в ествественнонаучн сфере, переносить на гуманит науки, видоизменяя их. Различие их в предметной области. В гуманит науках предмет – человек, индивидуум, а сознание – текст. Предмет естеств-х наук – природа. Наличие в познавательных процедурах обоих видов науки как общего, так и специфического содержания. Методологич схемы одной области могут иметь общте черты строения и динамики познания в другой обл. Методология в этом случ может переносит модели одной формы познания на другую и корректировать их в зависимости от специфике нового предмета. Но следует учитывать: 1) философско-методологич анализ принадлежит к сфере социально-историч познания, т.к. предмет исследования методологов – это научное знание в его историч развитии. 2) Демаркация гуманит и естеств наук стирается в 20 в., эти сферы сближаются и пересекаются.

Фил-я науки развивается вместе с самой наукой. Ее роль – самосознание науки. Тематика философ проблем науки разрабат в большинстве философ систем, особенно в филос Нового времени (Бэкон, Декарт, Лейбниц, Кант, Гегель, Фихте). Оформляется фил-я науки в отдельную отрасль философии лишь в 19 в. (позитивисты): Дж. Ст. Милль, О. Конт, Г. Спенсер). Впервые этот термин «фил-я науки» предложил Е. Дюринг, желавший разработать логику познания с опорой на достижения науки.

В 20 в. фил-я науки стала спеуиализир-й областью исслед-й, требующих не только фил-х и логич знаний, но и умения ориентироваться в спец-м научном материале.

4) (Новая философская энциклопедия. М., 2004) Фил-я науки – филос направление, кот-е избирает своей основ проблематикой науку как эпистемологический социокультурный феномен, спец-я философ дисциплина, предметом к-й явл-ся наука. Термин впервые появился в раб Е.Дюринга «Логика и философия науки» (1878).

Наука – сфера историч деят-ти, функцией кот-хй явл-ся выработка и теоретич систематизация объективных знаний о действит-ти. В ходе истор развития Н. превращается в производительную силу общ-ва и важнейший социальный институт. Понятие «наука» включает в себя как деят-ть по получению нового знания, так и результат этой деят-ти – сумму полученных к данному моменту знаний, образующих в совокупности научную картину мира. Непосредственные цели науки – описание, объяснение и предсказание процессов и явлений дейст-ти, составляющих предмет ее изучения на основе открываемых ею законов, то есть в широком смысле теоретич отражение дейст-ти. Будучи неотъемлемой от практического способа освоения мира, наука как производство знания представляет собой весьма специфическую форму деят-ти. Если в материальном производстве знания используются для повышения производ-ти труда, то в науке их получение образует их главную и непосредственную цель. В отличие от видов деят-ти, результат которых предсказуем, результат научного знания нетрадиционен, следовательно, наука выступает как сила, революционизирующая знания.

Сложный характер имеет взаимосвязь между Н. и фи­лософ как специфич. формами обществ сознания. Фил-я всегда выполняет по отно­шению к Н. функции методологии познания и мировоз-зренч. интерпретации его результатов. Фил-ю объе­диняет с Н. также стремление к построению знания в тео­ретич. форме, к логич. доказательности своих выводов. Различные филос. направления в условиях классово антагонистич. общества по-разному относятся к Н. и принятым ею способам построения знания. Одни из этих направлений настроены к Н. скептически (напр., экзис­тенциализм), другие, напротив, пытаются полностью растворить фил-ю в Н. (позитивизм), игнорируя тем самым мировоззренч. функции философии. Марксизм-ленинизм дает последоват, решение проблемы соотношения философии и Н., принимая от Н. её метод, полностью ис­пользуя её результаты, но одновременно учитывая специ­фику предмета и социальной роли философии; это делает его подлинно науч. Фил-й. Через фил-ю и общую теорию обществ. Н. вся Н. связана с идеологией и полити­кой. Н., ориентированная на критерии разума, по своему существу была и остаётся противоположной религии, в ос­нове к-рой лежит вера в сверхъестеств. начала.

5) (учебник Лебедева «Философ науки») – Общая фил-я науки: ее сожержанием явл-ся рассмотрение общих филос-х фопросов науки как целого: понятие науки ( и обсуждение критериев научности), структуры научн знания, его уровней, типов и видов, общей методологии научного познания, теории развития нацчного знания и т.п.

В истории мировой философ никогда не было единого понятия философ науки. Сущ-т множество концепций философии науки: кантианская, гегельянская, марксистская, позитивистская, натурфилософская, гуссерлианская, прагматистская, радикально-конструктивистская, аналитическая, постмодернистская и т.д. Это творческий синтез философ и конкретно-научн знания, осуществляемым конкретн ученым. Определяющий элемент той или иной фил-и науки – предпочтение, выбор, оказанный ее представителями некоторой общей философии (материализму, идеализму, эмпиризму, трансцендентализму, фил-и культуры, фил-и жизни, структурализму и др.). Для того, чтобы обойти плюрализм «фил-й науки» и разработать общую часть ее содержания, необходимо: 1) ориентироваться на обсуждение такого списка проблем фил-и науки, который постоянно воспроизводится в большинстве «фил-й науки», независимо от конкретных решений. 2) Ориент-ся на обсуждение самых актуальных вопросов фил-и науки для ее истории, ее настоящего и будущего. Т.е. максимальное сближение фил-и науки и общего науковедения.

Итог: фил-я науки – это определение понятий. Чтобы определить понятие, необх-мо указать набор признаков, отличающих этот предмет от других.

Демаркация – это проблема отделения научного знания от ненаучного. Наука отличается от всех других типов знания по принципу фальсифицируемости (см. Поппера, Лакатоса).

Основные течения в фил-и науки: - диалектич материализм

- структурализм

- прагматизм

- неокантианство

- герменевтика

- постмодернизм

- феноменология



2. Преднаука Древнего Востока.

(Учебник Лебедева) Главная проблема – существовало ли на Древнем Востоке теоретическое знание. Сейчас считается, что нет, поэтому – не наука, а преднаука. Наиболее развитые цивилизации до 4 в. до н.э. (Египет, Месопотамия, Индия, Китай) вырабатывали знания путем индуктивного обобщения непосредственного практического опыта. Практические потребности: необходимость рассчитать площадь заливаемой поверхности при разливе рек, площадь участков земли, торговля, строительство, мореходство, астрология для культов. Основные черты: 1) нет критического обновления и осмысления полученных данных, знание носит рецептурный характер; 2) прикладной характер знания; 3) знание нерационально и догматично, доверие к нему основано на авторитете обладающего этим знанием (жрецы); 4) задачи решаются «по случаю», общих правил нет, есть только разные громоздкие таблицы (решение уравнений, кубы, квадраты и т.д.), но без доказательств, почему надо решать именно так.

(Лекция Соколова) Изобрели письменность, счет и систему образования для передачи знания. Обучение основано на заучивании, а не на логике. Учат системы знаков (письменность) и законы. Зачатки минералогии, химии, медицина, астрономия, астрология. Философии нет.

3. Рациональное знание в Древней Греции. Особенности первичного комплекса знаний «наука-философия».
У греков впервые возникает комплекс рационального знания, которому еще предстояло разделиться на философию и кучу конкретных наук.

Термин Философия введен Сократом. В широком смысле — все рациональное знание в узком — собственно Ф. Аристотель различал первую и вторую ФФ:


Наука ищет истину, а Философия — ценности.


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20


©netref.ru 2017
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет