1. Синтаксис современного русского языка: предмет и задачи курса. Основные синтаксические понятия



жүктеу 0.73 Mb.
бет1/3
Дата30.04.2016
өлшемі0.73 Mb.
  1   2   3
: study
study -> Методические рекомендации по подготовке путевой информации и экскурсий
study -> 2 билет. Своеобразие и периодизация р/л 18 века.(в тетради) 3 билет. Творчество Капниста
study -> В любом языке ударение характеризуется силой, высотой, длительностью. Ни один из аспектов не существует самостоятельно
study -> Искусство в системе кул-ры. Его истоки. Специфика искусства
study -> 18. Сложные вопросы трактовки фонем
study -> 17. Поэтика новел Проспера Мериме
study -> 1. Эпоха романтизма. Основные черты романтического художественного мира
study -> Вопрос смысл понятия романтизм. Предпосылки. Романтизм
study -> Закона, в котором сказано: «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать»
1. Синтаксис современного русского языка: предмет и задачи курса. Основные синтаксические понятия.

Синтаксис – это раздел науки о языке, изучающей законы организации связной речи, способы соединения слов в речи, т.е. коммуникации.

Существуют разные уровни синтаксиса (Валгина):



  • синтаксис словосочетания – проявляет синтаксические свойства отдельных слов и устанавливает правила их сочетаемости с другими словами

  • синтаксис предложения – определяет языковую сущность, коммуникативно-функциональную значимость языка, изучает единицы коммуникативного плана с точки зрения их строения, грамматических свойств и типов

  • синтаксис сложного целого, синтаксис связной речи – изучает единицы, большие, чем отдельное предложение, единицы, имеющие свои правила и законы построения

Существуют разные подходы к изучению предложения

  1. семантический – изучает содержание (что передается)

  2. структурный – изучает форму (как передается)

  3. коммуникативный – назначение (для чего передается)


Основные единицы синтаксиса:

  1. предложение (простое, сложное)

Понимание синтаксической единицы изменилось в истории синтаксиса:

  • начало 19 века – Востоков: закон соединения слов =>

  1. словосочетание

  • с середины 19 века – на первом плане в трудах логической школы грамматика (Буслаев) – интерес к предложению. Оно рассматривалось и определялось как суждение, выраженное словами

  • 40е гг. 19 века – начало 20 века – в трудах формалистов (Фортунатов, Пешковский, Петерсон - синтаксис является учением о словосочетании. Для Петерсона словосочетание – это всякое соединение слов, в том числе и простое предложение любого объёма; сложные предложения – это соединения словосочетаний. Пешковский предлагал вообще отказаться от теории предложения – его он выводит из словосочетания.

  • Для Шахматова словосочетание – часть предложения. Выдвинул тезис о существовании двух синтаксических единиц – словосочетания и предложения.

  • Русский синтаксис в научном освещении: грамматика 1954 г. – теоретическое введение написал Виноградов. Развивая идеи Шахматова предложил 2 самостоятельные синтаксические единицы – словосочетание с номинативной функцией (т.е. той же функцией что и у слова) и предложение с коммуникативной функцией.

  • Н.Ю Шведова (В грамматиках 70 и 80) - продолжает линию последовательного различения словосочетания и предложения.

Вопрос о соотношении словосочетания и предложения. Словосочетанию предшествует слово в определенной форме – словоформа, следовательно:

  1. синтаксическая форма слов

Г.А. Золотова «Синтаксический словарь» – минимальная семантико-

синтаксическая единица русского языка – синтаксема, не равная 1 ед. форм слова.



Я подарил ему (объект – адресат ) книгу. Золотова считает, что это разные единицы, т.к. у них разное значение, то есть

Ему (субъект) не спится.- минимальная синтаксическая единица должна нести и определенное семантическое значение. Синтаксема может входить в словосочетание, если она выполняет присловную функцию:

Не буди только память во мне про волнистую рожь при луне.

Непосредственно в предложении: Идет лекция.



4. сложное синтаксическое целое – единица большая, чем предложение (в 30е гг. 20 века). Оно отличается от понятия абзац, т.е. они далеко не всецело совпадают. ССЦ имеет свои формальные показатели единства: притяжательные местоимения, указательные местоимения, вводные слова, синонимические конструкции.


  1. Понятие словосочетания. Вопрос о статусе словосочетания в современном русском языке.

Широкое и узкое понимание словосочетания.

Широкое понимание – словосочетание – соединение двух и более слов, связанных между собой грамматически и по смыслу.

Узкое понимание – (Виноградов) «словосочетание – сложное именование. Оно несёт ту же функцию, что и слово».

Ученики Виноградова преобразовали это определение: «Словосочетание - объединении двух или нескольких знаменательных слов образуемое на основе подчинительной связи»



Не являются словосочетаниями:

- отношения между подлежащим и сказуемым (предикативные отношения).

- ряд однородных членов (сочинительная связь)

- предложно-падежные формы существительных

- сочетания обособленных второстепенных членов и слов, к которым относятся эти второстепенные члены (причастные и деепричастные обороты)

- полупредикативные словосочетания (объединения слов, только внешне напоминающие словосочетания – «дверь открывается водителем»)



Словосочетания:

Типы С по СТЕПЕНИ СПАЯННОСТИ КОМПОНЕНТОВ:

1.синтаксически свободные, т.е. такие, которые легко разлагаются на составляющие их части: контрольная работа, работать круглосуточно…

2. синт.несвободные, т.е. такие, которые образуют неразложимое синт.единство (в предложении выступают в роли единого ЧП): два дома, несколько студентов, мало времени…

ПО СТРУКТУРЕ

1.Валгина – если словосочетание состоит из значимых двух слов – то оно наз. простым. Простое С может быть и недвусловным, если распространение главного слова производится путём цельного синтаксического или фразеологического сочетания, а также посредством аналитической грамматической формы: юноша 18-ти лет (ср. 18-тилетний юноша), девочка со светлыми волосами (ср. Светловолосая девочка), самая сложная задача (ср. Сложнейшая задача). Такие С являются простыми, а в синт-ом отношении примыкают к сложным;

2.С сложные, представляющие собой распространение слова целым словосочетанием или словосочетания словом: выполнение домашнего задания (слово выполнение распространяется словосочетанием домашнее задание); новый ежемесячный журнал (новый распространяет е/ж). Часто в сложных С зависимые слова определяют главное слово с разных сторон: провести месяц в деревне (провести месяц – провести в деревне).

ПО ГЛАВНОМУ СЛОВУ



1.Глагольные С:

1)с именем сущ. – беспредложные: читать газету, сообщить родным, положить на стол, беседовать с друзьями, вспоминать о прошлом;

2)с инфинитивом: просить помочь, предложить вернуться;

3)с наречием: говорить вполголоса, находиться впереди;

4)с деепричастием: рассказывать смеясь, идти не оглядываясь…

2.Именные С:

1)субстантивные (сущ. В роли главного слова)

А. С сущ. – беспредложные: тезисы доклада, письмо сестре, рисунок тушью; предложные: платье из бархата, прогулка по лесу, журнал с приложением;

Б.с прил.: светлое помещение, лежачий камень; местоименным прилагательным: наша страна; порядковым числительным6 второй этаж; причастием: опубликовать повесть

В.с наречием: глаза навыкате, спуск вниз;

Г. С инфинитивом: желание учиться, умение работать.

2) адъективные (прил в роли главного слова):

А. С сущ. – беспредложные: достойный похвалы, знакомый публике, довольный успехами; предложные: свободный от занятий, способный к музыке, готовый на подвиг, ласковый с детьми…

Б. С наречием: весьма желательный, широко известный;

В. С инфинитивом готовый помочь, достойный получать

3)с с именем числительным в роли главного слова: три комнаты, оба студента;

4) с с местоимением в роли главного слова: кто-то из присутствующих, нечто необычное;



3. наречные

1) с наречием: весьма удачно, по-прежнему интересно;

2)с именем сущ.: налево от дома, незадолго до рассвета, где-нибудь во дворе
3. Синтаксические формы связи. Типы форм связи в словосочетаниях.

В этом вопросе у ученых возникают разногласия. Есть различия во взглядах в грамматиках 54, 70 и 80 в подходе к описанию словосочетания. В традиционном понимании связей акцент делается на механизм связей: примыкание, согласование, управление.



Согласование – вид подчинительной связи, при которой формы рода, числа и падежа зависимого слова предопределяются формами рода, числа и падежа главного слова. Согласование может быть

  • полным (по всем трем формам) – синяя птица

  • неполным (в числе и падеже) – наша врач

Управление – зависимое слово принимает форму того или иного падежа, диктуемую главным словом. Зависимая форма не меняется при изменении формы главного слова. Управление бывает

  • сильное – господствующее слово предопределяет обязательное появление определенных падежных форм – послать письмо

  • слабое – распространение главного слова данной формой не предопределено его лексико-грамматическими свойствами – бедный духом

Примыкание – зависимое слово (неизменяемая часть речи или словоформа) изолировано от системы падежей и выражает свою зависимость от главного слова только лексически.

Отношение в традиционном подходе:



  • объектные (управление)

  • определительные (согласование)

  • обстоятельственные (примыкание).

Но по Шведовой (Грамматика 80):

  • объектные

  • определительные

  • восполняющие

Обстоятельственные вошли в определительные:

  • собственно определительные

  • обстоятельственно-определительные

  • объектно-определительные

По Шведовой, произошло расширение примыкания – появилось падежное примыкание (за счет слабого управления): Дети гуляют в парке(традиционно – обстоят.-опред. отношения управление). (по Шведовой, здесь связь – падежное примыкание).

Шведова использует для различения слабого и сильного управления синтаксические отношения – для сильного управления необходимы объектные отношения: написал письмо, распилил дерево. Для слабого управления – объектно-определительные: распилил пилой.



Синтаксические отношения:

1. Объектные.

2. Определительные (в их состав входят обстоятельственные)

- собственно-определительные.

- обстоятельственно-определительные.

- субъектно-определительные.

3. Восполняющие. (Зависимое слово содержательно дополняет главное, образуя минимально информативно достаточное словосочетание) (присутствует при информационно недостаточных словах – «сделаться», «состоять» - эти слова реализуют себя только в сочетании с другими словами)


4. Словосочетание в его отношении к слову и предложению.

Широкое и узкое понимание словосочетания.

Широкое понимание – словосочетание – соединение двух и более слов, связанных между собой грамматически и по смыслу.

Узкое понимание – (Виноградов) «словосочетание – сложное именование. Оно несёт ту же функцию, что и слово».

Ученики Виноградова преобразовали это определение: «Словосочетание - объединении двух или нескольких знаменательных слов образуемое на основе подчинительной связи»



Синтаксические отношении между словами, входящими в словосочетание, бывают следующие:

1.атрибутивные:последние известия,тетрадь студента, учебник по истории…

2.объективные:писать письмо, любоваться картиной, чтение газеты…

3.обстоятельственные:бежать быстро; вернуться вечером, отсутствовать по болезни, уехать лечиться…



Словосочетание, будучи средством наименования и являясь строительным материалом для предложения, близко к слову, но вместе с тем отличается от него. Сближает их то, что словосочетание как и слово, обладает системой форм, обусловленной грамматической природой главного слова, служащего стержнем словосочетания. Если это слово – имя существительное, с-е имеет формы падежей и чисел (книга студента, книгу студента, книгами студента…); если это слово - имя прилагательное =) с-е имеет формы падежей, чисел и родов (способный к музыке, способному к музыке, способная к музыке, способные к музыке…); если это – глагол, то с-е богато глаг.формами (читает книгу, читал книгу, читала книгу, читали бы книгу…).


Глагол и глагольные формы

+




Отглагольные

Существительное

Количественные числительные

Субстантивные ЧР

Наречия

Местоимения

СКС



Различия: с-е, выражая расчлененное представление, состоит из отчётливо выделяющихся слов-названий, в нём каждое слово оформлено отдельно, в слове же морфемы слиты воедино (место жительства – местожительство, непроницаемый для воды – водонепроницаемый).

Коренным образом отличается с-е от пр-я.

Предложение- единица речи, не называющая, а сообщающая о чём-либо и потому служит ед-цей общения. Словосочетанию же функция сообщения не свойственна, и оно, отдельно взятое, не выступает как единица общения. С-е не соотносится с теми единицам мышления, с которыми соотнесено П. С-е не выражает суждения, т.к.логическим содержанием словосочетания, как и слова, является понятие или представление, хотя и расчленённое. С-ю не свойственна категория модальности, являющаяся неотъемлемым признаком всякого предложения. В отличии от предложения с-е, как и слово, не имеет интонации.

5. Виды классификации словосочетаний.

В зависимости от признака, который положен в основу классификации, выделяются различные типы словосочетаний

Типы С по СТЕПЕНИ СПАЯННОСТИ КОМПОНЕНТОВ:

1.синтаксически свободные, т.е. такие, которые легко разлагаются на составляющие их части: контрольная работа, работать круглосуточно…

2. синт.несвободные, т.е. такие, которые образуют неразложимое синт.единство (в предложении выступают в роли единого ЧП): два дома, несколько студентов, мало времени…

ПО СТРУКТУРЕ

1.Валгина – если словосочетание состоит из значимых двух слов – то оно наз. простым. Простое С может быть и недвусловным, если распространение главного слова производится путём цельного синтаксического или фразеологического сочетания, а также посредством аналитической грамматической формы: юноша 18-ти лет (ср. 18-тилетний юноша), девочка со светлыми волосами (ср. Светловолосая девочка), самая сложная задача (ср. Сложнейшая задача). Такие С являются простыми, а в синт-ом отношении примыкают к сложным;

2.С сложные, представляющие собой распространение слова целым словосочетанием или словосочетания словом: выполнение домашнего задания (слово выполнение распространяется словосочетанием домашнее задание); новый ежемесячный журнал (новый распространяет е/ж). Часто в сложных С зависимые слова определяют главное слово с разных сторон: провести месяц в деревне (провести месяц – провести в деревне).

ПО ГЛАВНОМУ СЛОВУ

1.Глагольные С:

1)с именем сущ. – беспредложные: читать газету, сообщить родным, положить на стол, беседовать с друзьями, вспоминать о прошлом;

2)с инфинитивом: просить помочь, предложить вернуться;

3)с наречием: говорить вполголоса, находиться впереди;

4)с деепричастием: рассказывать смеясь, идти не оглядываясь…

2.Именные С:

1)субстантивные (сущ. В роли главного слова)

А. С сущ. – беспредложные: тезисы доклада, письмо сестре, рисунок тушью; предложные: платье из бархата, прогулка по лесу, журнал с приложением;

Б.с прил.: светлое помещение, лежачий камень; местоименным прилагательным: наша страна; порядковым числительным6 второй этаж; причастием: опубликовать повесть

В.с наречием: глаза навыкате, спуск вниз;

Г. С инфинитивом: желание учиться, умение работать.

2) адъективные (прил в роли главного слова):

А. С сущ. – беспредложные: достойный похвалы, знакомый публике, довольный успехами; предложные: свободный от занятий, способный к музыке, готовый на подвиг, ласковый с детьми…

Б. С наречием: весьма желательный, широко известный;

В. С инфинитивом готовый помочь, достойный получать

3)с с именем числительным в роли главного слова: три комнаты, оба студента;

4) с с местоимением в роли главного слова: кто-то из присутствующих, нечто необычное;



3. наречные

1) с наречием: весьма удачно, по-прежнему интересно;

2)с именем сущ.: налево от дома, незадолго до рассвета, где-нибудь во дворе

6. Характеристика связей по признакам «обязательная / необязательная», «предсказующая / непредсказующая».

По типу подчинительной связи.

Учитывается тип грамматической связи (согласование, примыкание, управление).

Согласование – синтаксическая связь, при которой зависимый компонент уподобляется зависимому слову в общих для них грамматических категориях. Форма рода, числа, падежа предопределены формами рода, числа, падежа з/слова.

Полное СЛС – совпадают все грамматические категории, возможные у главного и з/слова.

Неполное СЛС – не все формы, з/слова уподобляются формам главного слова.





+

Количественное числительное

Сущ.

Прилагательное

Мест.

Причастие

Субст. ЧР

Порядковое числительное




Местоимение прилагательное



Управление тип подчинительной связи, при котором гл/копм требует постановки з/комп в определенный падеж или формами гл/комп определяется лексическими и грамматическими требованиями гл/комп.

Управление бывает присубстантивное (чтение книги), приадъективное (способный к музыке), приглагольное (писать пером), принаречное (ответил лучше меня).

Различается управление непосредственное, или беспредложное (видеть картину), и посредственное, или предложное (смотреть на картину).

Подчинительная связь, при которой категориально свойствами гл/комп предопределенно регулярное появление связи при нем строго предопределенно управляемой формой.

Управление называется сильным, если между главным и зависимым словами существует необходимая связь, выражающаяся в том, что главное слово нуждается в распространении определенной падежной формой (нарушать тишину). При слабом управлении связь между обоими словами необязательная, она не обусловлена лексико-грамматическими особенностями господствующего слова как связь необходимая, например: солнце закатилось за лесом.

Примыкание – связь, при которой к гл/комп присоединяется слово, не имеющее форм словоизменения.

Зависимость подчиненного компонента от гл/комп формально не выражается. Это зависит только смысловая часть.



Главное ______вопросы обстоятельств__Зависимое

Глагол и глагольные формы

Наречие

Существительное

Неизменяемые

Прилагательное

Инфинитив

Наречие

Деепричастие

Порядковое числительное

Сравнительная ст. прилаг и наречия




Притяжательное местоимение: его, ее, их


7. Согласование как вид подчинительной связи. Особые случаи согласования.

Синтаксические отношения между членами словосочетания строятся на основе подчинительной синтаксической связи, так как в словосочетании всегда есть грамматически независимый и грамматически подчиненный ему компоненты. связь реализуется тремя основными способами: согласованием, управлением и примыканием.



Согласование - это вид подчинительной связи, при котором формы рода, числа и падежа зависимого слова предопределяются формами рода, числа и падежа слова подчиняющего. Если уподобление происходит во всех общих формах, то соглас.-полное(город Киров;зеленая трава),если не во всех-частичное(город Москва;наша врач). При полном согласовании исп. все существующие морф.ср-ва уподобления форм зависимого слова формам господствующего слова: в летнюю ночь (с-е в роде, числе и падеже); результаты известны (с-е в числе). При неполном согласовании использованы не все возможные формы уподобления форм зависимого слова формам господствующего слова: вижу мальчика улыбающимся (согласование определения улыбающимся с определяемым сущ.мальчика в роде и числе, но не в падеже).

8. Управление как вид подчинительной связи. Понятие сильного и слабого управления.

Синтаксические отношения между членами словосочетания строятся на основе подчинительной синтаксической связи, так как в словосочетании всегда есть грамматически независимый и грамматически подчиненный ему компоненты. связь реализуется тремя основными способами: согласованием, управлением и примыканием.



Управление-вид связи,суть кот.в том,что зависимое слово становится в опред.падеже. Словосочетания, построенные по типу управления, всегда выражают соотношение с предметом.

Зав.слово ставится в той падежной форме, которая обусловлена лексико-грамматическим значением господствующего слова.



1.В зав-ти от характера связи между господствующим и зав.словами:

А.управление СИЛЬНОЕ (когда между господствующим и зависимым словами существует необходимая связь, выражающаяся в том, что господствующее слово для реализации определённого значения нуждается в распространении падежной формой). Способность к сильному управлению присуща главным образом переходным глаголам: проверять работы, испытывать станок. Но сильное управление возможно и при непереходных глаг. (интересоваться политикой, вмешиваться в чужие дела), а также при др. частях речи (нарушение правил, полный решимости).

Б. управление СЛАБОЕ (связь между госп. И зав. Словами не является обязательной, не обусловлена лексико-грамматическими особенностями господствующего слова, для реализации значения, кот.не требуется наличие зависимого слова: занятия окончились в два часа дня(ср. занятия окончились). В ряде случаев слабое управление граничит с примыканием, и некоторые падежные и предложно-падежные формы ближе к примыканию, чем к управлению: дом с колонами 9дом нее управляет предложно-падежной формой с колоннами), он повторил сказанное два раза (он повторил двукратно).

2. В зависимости от наличия или отсутствия предлога в управляемой форме м.б.управление

А.предложное (посредственное) (любовь к родине, дом у дороги) и Б.беспредложное(послать письмо).

3. В зависимости от морфологической природы господствующего слова:

А. управлении ГЛАГОЛНОЕ (поймать бочку. Заботиться о детях);

Б.у-е ПРИСУБСТАНТИВНОЕ (окончание спектакля, катание на коньках);

В. у-е ПРИАДЪЕКТИВНОЕ (скромный в быту, сильный духом);

Г.у-е ПРИНАРЕЧНОЕ (быстрее верта, незаметно для присутствующих).


9. Примыкание как вид подчинительной связи. О границах между управлением и примыканием.

Синтаксические отношения между членами словосочетания строятся на основе подчинительной синтаксической связи, так как в словосочетании всегда есть грамматически независимый и грамматически подчиненный ему компоненты. связь реализуется тремя основными способами: согласованием, управлением и примыканием.



Примыкание-вид подчинительной связи, при кот.зависимость подчинённого слова выражается лексически, порядком слов и интонацией. Примыкаю.т неизменяемые знаменательные слова: наречие, инфинитив, деепричастие. Господствующим словом может быть глагол(много читать, говорить улыбаясь), сущ. (кофе по-варшавски), прил. (весьма полезный, склонный преувеличивать), наречие (слишком поздно).

10. Предложения и его отличительные признаки. Предложение как предикативная единица.

П.-синтаксическая предикативная яединица коммуникативного назначения, интонационно оформленная и выраж-я законченную мысль.

П. – суждение, выраженное словами. Эта ориентация ущербна, так как предложение не всегда суждение. П. – синт. Единица языка являющаяся ср-вом формирования, выражения и сообщения мысли. П.:


  1. Синтаксически коммуникативная единица, обладающая предикативностью и завершенностью интонации и построенная по одной из структурных схем, существующих в русском языке. В данном тексте.

Предикативность – осн св-во предложения, отличающее его от других ед.яз.

Предл.х-ся коммун-тью,предикативностью,модальностью.Ком-ть-категор.предл.,информирующая о завершенности мысли говорящего и передающего дан.знач-я с пом.интонации.Дел.предл.на вопросит.,повеств.,побудит.



Предикат-ть-категория,выражающая соотнесенность бытийного пр-ка с предметом грамматич.независимым.Ср-ва выражения пред-ти:-и= в двусост.предл.;ед.гл.член в односост.пр.С т.зр.пред-ти,разганичив.предл.простые,сложные,двусост.и односост. Модальность-катег.,отображ-я общ.различия в отн-ии сознания чела к обознач.предл.событию.Это событие мыслится как осущ-ое в то или иное грам.время,либо как возможное(не осущ-ое),лиьо как желательное(требуемое).Предл.с реал.модальностью- =или ед.гл.член употр.в форме изъявит.накл.(действие реально происходит в дейст-ти).Пр.с ирреал.мод.-=или гл.членупотр.в форме усл.или повелит.накл.С т.зр.модальности:воскл.и невоск.пр.;ср-во выраж-я:интонация.Разл-т объективн.(передает нейтральное,объект.отн.автора речи к факту дейс-ти;отн-е сообщаемого к дейст-ти)и субъективную мод-ть(отражает индив.,субъектив.отн.;отн-е говорящего к сообщаемому).Дел.на утв.и отр.пр.

  1. Предложение может определять на основе 3-х групповых признаков:

  • Сематических

  • Структурных

  • Интонационных.

Виноградов. Предложение – грамматически интонационно-оформленная по законам данного языка единица речи, которая является главным средством выражения и сообщения мысли.

Рассматривает предложение в следующих отношениях:



  • Назначение

  • Грамматическая сущность

  • Формальные признаки.

Функции предложения:

    1. Сообщение:

Которое понимается широко констатацией реальной действительности (повествование).

Получение какой-либо информации (вопросительное).

Побуждение кого-л к чему-л (побудительное).


    1. Познавательная (информативная).

    2. Эстетическая.

Основным структурно-семаническим признаком является предикативностью. Все определения предметности разделяются на:



  1. группа. Определение, которое связано с ориентацией на экстралингвистические формулы.

группа. Параллельно связанные с ориентацией собственно-лингвистическими языковыми формулами.


11. Соотношение предложения, слова и словосочетания с точки зрения их грамматических характеристик и функций в речи.

Словосочетание, будучи средством наименования и являясь строительным материалом для предложения, близко к слову, но вместе с тем отличается от него. Сближает их то, что словосочетание как и слово, обладает системой форм, обусловленной грамматической природой главного слова, служащего стержнем словосочетания. Если это слово – имя существительное, с-е имеет формы падежей и чисел (книга студента, книгу студента, книгами студента…); если это слово - имя прилагательное =) с-е имеет формы падежей, чисел и родов (способный к музыке, способному к музыке, способная к музыке, способные к музыке…); если это – глагол, то с-е богато глаг.формами (читает книгу, читал книгу, читала книгу, читали бы книгу…).

Различия: с-е, выражая расчлененное представление, состоит из отчётливо выделяющихся слов-названий, в нём каждое слово оформлено отдельно, в слове же морфемы слиты воедино (место жительства – местожительство, непроницаемый для воды – водонепроницаемый).

Коренным образом отличается с-е от пр-я.

Предложение- единица речи, не называющая, а сообщающая о чём-либо и потому служит ед-цей общения. Словосочетанию же функция сообщения не свойственна, и оно, отдельно взятое, не выступает как единица общения. С-е не соотносится с теми единицам мышления, с которыми соотнесено П. С-е не выражает суждения, т.к.логическим содержанием словосочетания, как и слова, является понятие или представление, хотя и расчленённое. С-ю не свойственна категория модальности, являющаяся неотъемлемым признаком всякого предложения. В отличии от предложения с-е, как и слово, не имеет интонации.


12. Понятие предикативности. Категории предикативности.

Предикат-ть-категория,выражающая соотнесенность бытийного пр-ка с предметом грамматич.независимым.Ср-ва выражения пред-ти:-и в двусост.предл.;ед.гл.член в односост.пр.С т.зр.пред-ти,разганичив.предл.простые,сложные,двусост.и односост.

Темпоральность - синтаксическое время

- передает соотнесённость высказывания моменту речи;

- синтаксические показатели – форма глаг.(Мне трудно говорить (сейчас), Было холодно (фчера)

- не всегда происходит соспадение грамматического и синтансического времени (летом я буду учиться водить машину; летом мне учиться водить машинку; Всё, летом, я учусь водить машину)



Модальность-катег.,отображ-я общ. различия в отн-ии сознания чела к обознач.предл.событию. Это событие мыслится как осущ-ое в то или иное грам.время,либо как возможное(не осущ-ое),либо как желательное(требуемое).

модальность: реальная – нереальная, объективная – субъективная

Объективная м. – констатирует положение дел в мире без отношения к нему говорящего (реальная (изъяв.наклон.глагола),ирреальная(было-бы, если бы))

Субъективная ирреальная модальность:

Ирреальная мод-ть как нечто возможное (купил бы…, но…);

Как желаемое (поехал бы я…);

Требемое (купите эту книгу);

Ирреальная м-ть условия (я купил бы..,, если бы….);

Должноем(покупать эти..)

Предл.с реал.модальностью- или ед.гл.член употр.в форме изъявит.накл.(действие реально происходит в дейст-ти).Пр.с ирреал.мод.-или гл.членупотр.в форме усл.или повелит.накл.С т.зр.модальности:воскл.и невоск.пр.;ср-во выраж-я:интонация.Разл-т объективн.(передает нейтральное,объект.отн.автора речи к факту дейс-ти;отн-е сообщаемого к дейст-ти)и субъективную мод-ть(отражает индив.,субъектив.отн.;отн-е говорящего к сообщаемому).Дел.на утв.и отр.пр.



Персональность – грам.категория, обознасчающая синт.лицо, и указывающая на соотнесенность высказывания с говорящим:

*значение 1лица, направленного на говорящего;

*направл. На собеседника (ко 2 лицу) – Ты рад нас видеть?;

*нап-е на 3 лицо – Она радуется



13. Модальность как категория предикативности. Типы ирреальной модальности (Грамматика-80). Средства реализации модальности в предложении.

Модальность-катег.,отображ-я общ. различия в отн-ии сознания чела к обознач.предл.событию. Это событие мыслится как осущ-ое в то или иное грам.время,либо как возможное(не осущ-ое),либо как желательное(требуемое).

модальность: реальная – нереальная, объективная – субъективная

Объективная м. – констатирует положение дел в мире без отношения к нему говорящего (реальная (изъяв.наклон.глагола),ирреальная(было-бы, если бы))

Субъективная ирреальная модальность:

Ирреальная мод-ть как нечто возможное (купил бы…, но…);

Как желаемое (поехал бы я…);

Требемое (купите эту книгу);

Ирреальная м-ть условия (я купил бы..,, если бы….);

Должноем(покупать эти..)

Предл.с реал.модальностью- или ед.гл.член употр.в форме изъявит.накл.(действие реально происходит в дейст-ти).Пр.с ирреал.мод.-или гл.членупотр.в форме усл.или повелит.накл.С т.зр.модальности:воскл.и невоск.пр.;ср-во выраж-я:интонация.Разл-т объективн.(передает нейтральное,объект.отн.автора речи к факту дейс-ти;отн-е сообщаемого к дейст-ти)и субъективную мод-ть(отражает индив.,субъектив.отн.;отн-е говорящего к сообщаемому).Дел.на утв.и отр.пр.




14. Темпоральность как категория предикативности. Средства и формы выражения категории темпоральности в предложении. Время морфологическое и синтаксическое.

П.-синтаксическая предикативная яединица коммуникативного назначения, интонационно оформленная и выраж-я законченную мысль.



Предикат-ть-категория,выражающая соотнесенность бытийного пр-ка с предметом грамматич.независимым.Ср-ва выражения пред-ти:-и в двусост.предл.;ед.гл.член в односост.пр.С т.зр.пред-ти,разганичив.предл.простые,сложные,двусост.и односост.

Темпоральность - синтаксическое время

- передает соотнесённость высказывания моменту речи;

- синтаксические показатели – форма глаг.(Мне трудно говорить (сейчас), Было холодно (фчера)

- не всегда происходит соспадение грамматического и синтансического времени (летом я буду учиться водить машину; летом мне учиться водить машинку; Всё, летом, я учусь водить машину)



….

15. Вопрос о статусе персональности как категории предикативности.

Предикат-ть-категория,выражающая соотнесенность бытийного пр-ка с предметом грамматич.независимым.Ср-ва выражения пред-ти:-и в двусост.предл.;ед.гл.член в односост.пр.С т.зр.пред-ти,разганичив.предл.простые,сложные,двусост.и односост.

Персональность – грам.категория, обознасчающая синт.лицо, и указывающая на соотнесенность высказывания с говорящим:

*значение 1лица, направленного на говорящего;

*направл. На собеседника (ко 2 лицу) – Ты рад нас видеть?;

*нап-е на 3 лицо – Она радуется



16. Понятие структурной схемы предложения. Вклад ученых Пражской лингвистической школы в разработку понятия модели, структурной схемы предложения.

Предложение – это единица речи или единица языка? В современном языкознании предложение рассматривается как единица речи и как единица языка, но в определениях упор делается на предложение как единицу речи.

В предложении есть не только элементы производимые, но также и элементы воспроизводимые – это сформировалось в рамках Пражской лингвистической школы (Матезиус). Он полемизировал с Аланом Гардинером (Оксфорд), который относит слова к языку, а предложение к речи. Матезиус же говорит о связи предложения с грамматической системой языка – понятие модели предложения. То есть в языке предложение – абстрактная модель, а в речи – конкретное высказывание.

В 1970 году появился новый подход к описанию предложения – структурная схема.




17. Н.Ю. Шведова, Грамматика-80 о понятии структурной схемы предложения. Регулярные реализации структурных схем предложения в современном русском языке

Существует 2 понимания структурной схемы (грамматика 80)



  • по Шведовой – структурная схема – предикативный минимум предложения

Мальчик спит. N1Vf Мальчик бросил мяч. N1Vf

  • 2ой подход – номинативный минимум – при глаголе необходимо указывать присловный распространитель

Мяч находится в комнате. N1VfN2loc падежная форма существительного с наречным местным значением

Структурная схема может быть



  • свободная Мальчик бросил мяч (свободная конструкция предложения)

  • связанная (с ограниченным кругом лексики) День как день, Неделя как неделя, Чем он не жених.

Всего в грамматике 80 31 свободная структурная схема (22 однокомпонентные и 9 двухкомпонентные).

Понятие парадигмы – система форм предложения, отражающая частные модально-временные значения, в которых проявляется ее общее значение. Система форм предложения – парадигма предложения.

Синтаксический индикатив:



  • настоящее время он учится

  • прошедшее время он учился

  • будущее время он будет учиться

Синтаксически ирреальные наклонения:

  • сослагательное он учился бы

  • условное учился бы он

  • желательное лишь бы он учился, учился бы он хоть бы

  • побудительное пусть он учится

  • долженствовательное он и учись

Некоторые предложения имеют неполные парадигмы: Светает – новая форма долженствования или инфинитив Молчать – нет других форм.

Шведова вводит понятие регулярной реализации – все реализации возводятся к одной структурной схеме.

Виды регулярной реализации:


  1. неполная реализация

  • конситуативно обусловленная Вы кто? – Студент. N1N1 (я студент)

  • конситуативно не обусловленная Иду в библиотеку. N1Vf (я иду)

  1. реализация со связками Труд является лучшим средством против старости. N1N1 (труд – лучшее средство)

  2. реализация с полузнаменательными связками Мой сосед оказался интересным собеседником. N1N1 (мой сосед – интересный собеседник)

  3. модальная реализация Он умеет (хочет, должен, готов) учиться

  4. реализация с замещением позиций Характер у него ой-ой-ой N1Adj (Характер у него трудный)

  5. качественная реализация Шуму сегодня (шум сегодня)

  6. отрицательная реализация Она еще не была взрослой девушкой (она была взрослой девушкой).


18. Простое предложение. Понятие минимального предложения. Виды простых предложений.

Больш-во синт-ов считают осн. ед-ей ПП. Раздел науки – синтаксис ПП. Проблема – в определении конститутив. признаков ПП, выявлении способов отграничения ПП от др. неосн. ед-ц.

ПП в отн-ии к с/с. Общ. св-ва: 1) Обр-ся по моделям, схемам 2)Обладают парадигмой, т.е есть формальные и семант. хар-ки .Отличие ПП: 1) инт. оформленность 2)наличие 1-комп. моделей (Светает. Ночь.) с/с не м.б. 1-комп. 3)предикативность – отнесенность сод-ия ПП к действ-ти 4) наличие соед-ий и связей, не характ. для с/с (уточнений – его брат, инженер, сумел наладить аппарат; присоед. связь с/ф – ему повезло – и в какой день!) 5) коммуникатив. ф-ия, т.е. спос-ть передавать отн-но законч. сообщение, участ-ть в обр-ии СП и текстов. Из дискусс. вопросов при разграничении ПП и с/с выделяют вопрос о номинатив. ф-ии ПП. Отн-но с/с номин. ф-ия выделена у Виноградова и признана РГ, Гак, Арутюнова (Дождь идет. Арутюнова говорит, что это именование сит-ии, т.к. можно заменит Дождь).

ПП в отн-ии к СП. Общ. св-ва: 1)Обеим ед-ам свойств-на предикат-ть 2) Построение осущ-ся по схемам, моделям 3) Инт. оформ-ть и инф. законч-ть Отличия: 1) ПП 0 1 пред. центр (подлеж.+сказ.), СП- послед-ть 2 и более пред. центров ) Хар-р смысл. и инт. оформ-ти у СП иной, т.к каждая часть СП не может передать той инф-ии, что заключена в целом СП. По названным отличиям можно сказать, что по хар-ру предикатов ПП явл-ся монопред-м, а СП – полипред-м. На этом осн-ии СП выделено в особ грам. объект.

ПП в отн-ии к констр-ям, не имеющим собств. грамм. хар-к (диалогические ед-ва-сцепления реплик, в кот. четные реплики строятся с опорой на нечет. –Ты кто? – Я брат Саши. – А сколько тебе лет? – 18.; слова-П (мест-ия, частицы, межд-ия) – Как! Ты сдал на пятерку?; незаверш., прерванные констр-ии, их особ. построение обусл. автор. замыслом, многоточие служит ср-вом обозн-ия незаверш-ти): отличие ПП – своя модель, требующая соотв. грам. оформ-ия.

Способ опр-ия ПП в РГ-алгоритм. На каждом этапе хар-ся констит. признак ПП. ПП- такое выск-ие, кот. образовано по спец-но предназнач. для этого структ. схеме, обладающее грам. зн-ем пред-ти и собств. семант. стр-ой, обнаруживает эти значения в сист. синт. форм (в парадигме П) и в регул. реализациях и имеют коммуникат. задачу, в выр-ии которой всегда принимает участие инт-ия.

Белош. формул-ет опр-ие на осн-ии набора признаков. П-пред. синт. ед-ца, сост. из неск. связанных синт. связью форм слов или из 1 формы. В этом опр-ии отсутст-ют некот. признаки, выдел. при сопост-ии ПП с с/с и СП: инт. оформ-ть, коммуник. природа. Их отс-ие связано с концепцией Бел., кот. отождествляет пред-ть с комплексом признаков, в т.ч. и с инт. оформ-ю и коммун. природой, но это вполне приемлемое опр-ие.

Типология ПП

1. По цели высказ-я:повест.(повеств-е,описание,сообщ-е), вопр., побудит.

2. По эмоц. окр.воскл./невоскл.

3. Утв(выр-ся принадл-ть приз-ка предмету,независ.приз-к,бытие предмета)/отриц.(отриц-е ч-цами не и ни)

4. Членим.(им.гл.чл и м.содерж. второст.)/нечл.(не м.б.дополн.второст.чл.)

5. Односост. и двусост. – разл.сп-бом выр. предик.значения.

6. Распр.(гл.чл.+второст.)/нераспр.(т-ко гл.чл)

7. Осложненные и неосложненные.

8. Полн(все структ.необходимые чл.п.)/неполн.(словесно не выр.один или нес-ко чл.П:Я пойду в красном свитере,а ты-в белом

19. Двусоставное предложение. Характеристика и классификация двусоставных предложений.

Двусоставное предложение – имеет группу подлежащего (подлежащее + относящиеся к нему слова) и группу сказуемого (сказуемое + относящиеся к нему слова). Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения. Они противопоставлены второстепенным членам по формальному и содержательному аспектам.

Содержательная характеристика: подлежащее – то, о чем говорится в предложении, сказуемое – то, что говорится о подлежащем.

Формальная характеристика: наиболее независимые формы. Именительный падеж существительного для подлежащего, кроме тех случаев, когда подлежащее выражено словосочетанием, для глагола – личная форма.



Связь подлежащего и сказуемого – разные точки зрения:

1)вербоцентрическая концепция

2)главное – подлежащее (Шахматов) – отразилось в грамматике 54 (сказуемое грамматически зависит от подлежащего, хотя они оба главные члены)

3)координация – взаимосвязанность 2х членов. Подлежащее определяет род и число в сказуемом – это направление связи Белошапкова определила как согласование. В подлежащем сказуемое определяет форму именительного падежа – это управление.

управление

подлежащее сказуемое =координация

согласование

20. Понятие сказуемого в СРЯ. Типы сказуемого.

Двусоставное предложение – имеет группу подлежащего (подлежащее + относящиеся к нему слова) и группу сказуемого (сказуемое + относящиеся к нему слова). Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения. Они противопоставлены второстепенным членам по формальному и содержательному аспектам.

Сказуемое – гчп, обозначающий признак подлежащего и отвечающий на вопросы: что делает предмет? Что с ним делается? Каков он? Кто он такой? Что он такое?

Сказуемое может быть

1.простое глагольное (выражается формой какого-либо наклонения. +к ПГС относятся также сказуемые, выраженные фразеологическими сочетаниями с различной степенью спаянности частей, т.к. им пресуще единое цельное значение (ср.: вышел из себя – рассердился)) – он читает, вышел из терпения, пляшет под чужую дудку, ходит ходуном;

2.осложненное глагольное сказуемое – выражено 2 глаголами в одной форме: пойду посмотрю, иди и ты садись, стреляй не стреляй, брать берете В ОГС :

1) оба глагола имеют одинаковую форму, причём первы указвает на действие, а второй- на цель этого действия: пойду гулять в саду;

2)форма глаг. ВЗЯТЬ соединена с помощью союзов И, ДА, ДА И с одинаковой формой глаг. для обозначения произвольного действия: он взял да ушёл совсем…

3)усилено значение глаг. сказ.: ждём не дождёмся весны;

4)Неопред.ф.сочетается с личн/ф того же глаг. с частицей НЕ для подчёркивания значения сказ.:Сам РАБОТАТЬ НЕ РАБОТАЕТ, да и другим мешает;

5)содержится оборот для выражения длительности или интенсивности действия: он ТОЛЬКО И ДЕЛАЕТ, ЧТО ЧИТАЕТ;

6)сказ. Повторяется для обозначения длительного действия: ЕДУ, ЕДУ в чистом поле;

7)сказ. С частицей ТАК повторяется для обозн. действия, полностью осуществлённого: вот уж действительно СПЕЛ ТАК СПЕЛ;

8)глаг. соединён с частицей ЗНАЙ или ЗНАЙ СЕБЕ для обозн. действия, которое совершится несмотря ни на что: А он ЗНАЙ СЕБЕ ПОСМЕИВАЕТСЯ;

9) глаг. соединён с частицей БЫЛО: он СОБРАЛСЯ БЫЛО в театр

3.составное глагольное сказуемое – личная форма глагола (модальные глаголы, краткое прилагательное или фазовый глагол) +инфинитив: он начал есть, он готов уйти, он хочет учиться

4.составное именное сказуемое (состоит из глагола-связки в личной форме и именной части). Связки:

1)отвлеченная (быть) – он был умным

2)полузнаменательная (казаться, становиться, слыть) – он казался умным

3) знаменательная (то, что можно характеризовать как обстоятельство образа действия) – мы расстались хорошими друзьями

В именном сказ.есть также НУЛЕВАЯ связка, материально не выраженная и служащая показателем настоящего времени изъявительного наклонения: ЧЕЛОВЕК – КУЗНЕЦ СВОЕМУ СЧАСТЬЮ. Понятие нулевой связки выводится из сопоставления с предложениями, в которых связка представлена в своей функции: приезд богатого соседа ЕСТЬ важная эпоха для деревенских жителей. При нулевой связке именная часть может присоединяться к подлежащему посредством частиц ЭТО, ЗНАЧИТ, ВОТ + сравнительных союзов КАК, БУДТО, СЛОВНО, ТОЧНО…(ум – ЭТО сила);

5. сложное глагольное сказуемое (состоит из 3х глаг.(один в личн.форме и два в инфинитиве)) – мог начать петь, хотел бросить курить

6. трехчленное именное сказуемое – хотел стать дипломатом (можно рассматривать как дополнение)



21. Понятие подлежащего. Вопрос о способах выражения подлежащего

Подлежащее обозн. предмет речи/мысли, который поним-ся широко. м. обозн. лицо, к-рое соверш. действие, неодуш.предмет,явл-е,отвлеч.понятие. Подл. м.б.выражено любой ч/р,а также сл.с.Наиболее распр.форма – и.п. ИС или мм.: Весна в этом году выдалась ветреной. Сам он - первейший лентяй в группе.

Подл м.б. выр.также:

1) любым мм.-сущ.: Кто-то потревожил спящего; Никто не хотел умирать т.п.;

2) прил. и прич.,колич., порядк., собират. числ в значении сущ.: Отдыхающие приглашаются обедать; Три плюс два равняется пяти.

3) инфинитивом, обозн-щим независимое, не отн-ся к субъекту действие (сказуемое, обычно составное именное, стоит после подл.): Учиться - наша главная задача, Кататься на каруселях весело;м.иметь аналитич. структ-гл.связку в инф. и имя в тв.п.:Быть влюбленным-прекрасно!-это составное подл.

4)словосочетанием:

-с колич.знач.-госп.чл.со знач.числа,меры,совокуп-ти + сущ.в р.п.

Погибли сотни деревьев; Поступило несколько предложений. Собралась стайка воробьев.

-со знач.избир-ти,выр мм.(числ)+из+ИС в р.п.Кое-кто из пассажиров читал газету.

-сл-с. со знач.неопределённости, выр. Госп.чл.неопр .мм.,завис .чл.согл. прил,прич.,порядк.числ.Что-то круглое завязано в платке.

-семант.неделимые метафорич.сочет-я(серп месяца,волны запахов)

Особа группа_ сл-с. со знач. совместности (Матвей с отцом)

Генетивные подл.-ИС в р.п.со знач.избытка. Народу набилось! Воды натекло!

22. Специфика форм связи между членами предикативной основы предложения, ее особенности и отличие от согласования как вида подчинительной связи.

В последнее время в теоретических трудах и учеб.пособиях для обозначения синт.связи ГЧП стал употребляться термин «координация», т.к между ГЧ имеются предикативные отношения (ранее использовался термин «согласование», но в предложениях типа: смысл жизни в работе на пользу общества, нет никакого согласования)

Термин «координация» предполагает связь равноправных элементов (я пишу, ты читаешь…(при я может быть только пишу, и наоборот, при пишу может быть только я….)). Но подобные сочетания отнюдь не характерны для бесконечного разнообразия конкретных двусоставных предложений с неместоименным подлежащим, где о синт. Равноправии сказ. И подлежащего (тем самым – о координации – взаимозависимости) говорить не приходится. Не случайно А.А.Шахматов определял подлежащее как ГЧ господствующего состава, а сказуемое как ГЧ зависимог состава.

Термин «согласование по смыслу» является более привычным, чем «координация по смыслу». Сказуемое уподобляется подлеж. В тех формах, какие присущи частым речи, выполняющим функцию сказуемого и подлежащего:

1)глаг. сказ.согласуется с подлежащим – личным местоимением в лице и числе: Я ВИЖУ печальные очи, Я СЛЫШУ весёлую ночь;

2)при подлежащем – имени сущ. (субстантивированном слове) сказуемое ставится в форме 3-го лица и согласуется в числе: СЫТЫЙ голодного НЕ РАЗУМЕЕТ. В прошедшем времени глагол-сказуемое согласуется также в роде: К полночи ЗАРЕВО ПОГАСЛО. В эмоционально окрашенной разговорной речи встречаются отступления от норм согласования в лице и числе: Им бал, а БАТЮШКА ТАСКАЙСЯ на поклон.

3) при подлежащем, выраженном количественно-именым сочетанием (сочетанием количественного числительного, местоименно-колличественного слова или избирательного сущ. С сущ. В форме РП), возможны варианты согласования в числе; ср.:ПЯТЬ ЧЕЛОВЕК КАЗАКОВ ЕХАЛИ верхом и о чём-то шумно РАЗГОВАРИВАЛИ; НЕСКОЛЬКО САНЕЙ ПРОВАЖАЛИ меня до первой станции;

4) двоякие формы согласования возможны также при подлежащем типа брат с сестрой, ср: ….ПРИШЁЛ РАЗМЕТОВ С ДЕМКОЙ УШАКОВЫМ;

5)именное сказуемое (именная часть, выраженная словом, изменяющимся по типу имени прилагательного, и связка) согласуется с подлежащим в падеже, числе и роде: УЕДИНЕНИЕ БЫЛО СНОСНОЕ

Наряду с согласуемыми существуют несогласованные формы сказуемого, выраженного неизменяемой частью речи или косвенным падежом той или иной части речи: ОНА ПЛАКАТЬ, ОНА ВОПИТЬ; УТРО вечера МУДРЕНЕЕ…



23. Виды распространителей в простом предложении. Понятие второстепенных членов предложения. Присловные и детерминирующие второстепенные члены предложения.

распространители предложения. Словоформы, распространяющие предикативное ядро предложения. Термин введен и используется исследователями, критикующими теорию второстепенных членов за ее научную уязвимость (чрезмерная логическая их интерпретация, нередкая недифференцированность и противоречивость в их классификации, не всегда основанной на грамматических принципах, возможная в связи с этим искусственная схематизация предложения и т. д.). Распространители не обязательные. Словоформы с атрибутивной, объектной или обстоятельственной функцией, наличие которых в предложении не обусловлено лексико-грамматическими свойствами слов, образующих предикативно-ядро. Ср.; Студенты занимаются.— Прилежные студенты занимаются.—Студенты занимаются историей.—Студенты занимаются в читальном зале. Распространители обязательные. Словоформы (чаще всего с объектной функцией), наличие которых в предложении предопределено лексико-грамматическими свойствами предиката. Па-пример: Дети забросили мяч. Мы любовались закатом. Шофер нарушил правила дорожного движения. Ср. также распространители с обстоятельственным значением: Партизаны находились поблизости. Пуля прошла навылет. Для полноты информативности иногда обязательны распространители с определительным значением: Декабрьские дни самые короткие (ср.: Дни в декабре самые короткие). Очевидна семантическая функция распространителей в предложениях тождества: 1975 год — завершающий год девятой пятилетки.

Традиционные учения о второстепенных членах предложения – 2 направления:


  1. по значению (логическое)

  2. по виду синтаксической связи (формальное)

Начало логического направления – труды Востокова и Греча. Они выделяли дополнение и определение, обстоятельство включали в определение,( т.е использовали семантический критерий.)

Буслаев (середина XIX века) ввел понятие обстоятельства и 2 принципа классификации второстепенных членов



  • по типу подчинения

  • по значению (семантический)

Потебня наметил формальную классификацию – по типу подчинения.

Пешковский в последних изданиях «Русского синтаксиса в научном освещении» говорит членах предложения управляемых, согласуемых и примыкающих, отказывается от понятий дополнения, определения и обстоятельства.

В школьную программу они были возвращены в 1938 году.

В практике современной школы традиционная классификация – второстепенные члены предложения рассматриваются как логическо-грамматические разряды. В конкретных словосочетаниях грамматическое значение связано с лексическим значением.



говорить с человеком – дополнение различное значение, хотя однотипные говорить с волнением – обстоятельство грамматические конструкции

При вычленении второстепенных членов важно учитывать характер их вхождения в предложение – входят они в словосочетании (красивые розы – нет присловной зависимости) или относятся ко всему предложению в целом – детерминант (По вечерам доктор оставался один – детерминативное обстоятельство).

В русской грамматике 80 традиционно второстепенные члены предложения распределяются по группам распространяющих членов предложения (Шведова)


  • члены с присловной зависимостью

  • детерминанты

Все присловные связи характеризуются только в разделе словосочетания. Остаются только неприсловные связи, которые отражены в структурной схеме: студенты пишут диктант в аудиториидетерминант. N1VfN2loc.

Золотова – у нее второстепенный член предложения может стать подлежащим – ему весело – так как она считает, что не существует односоставных предложений.



27. Понятие детерминанта. Вопрос о детерминантах в современной лингвистике. Функции детерминантов в предложении.

Белошапк.

Д.- ситуативный (неконститутивн. непредикативн.)определитель. Относится ко всему комплексу «предикат+конст. и неконст чл.,зависящие непоср.от него»

У окна отец читает газету.

Учение Шведовой: сущ. чл.П.,связ с его предик.центром,к-рые1)не обусл.его грам.формой или ЛЗ,2)не непоср.отн.к нему,а опр.его вместе со всеми отн. к нему чл.П Такие чл.П могут входить в состав П, построенных по разн. структурам. Сегодня идет дождь.-Сегодня потеплело.-Сегодня ему уезжать.

Приложение-второст.чл.П,к-рый закл.в себе второе наименование предмета,обозначенного опр.сущ., выступает только в аппозитивн.сл.с. Подчин.чл. в этих сл.с.-приложение-не только называет тот же предмет, обозначенный гл.сл.,но и поясн. это слово.Связь прилож-я с согл.словом- аппозиция(Лекант)

В шк.грамматике прилож-е отн. к разновид-ти опр-я.Но знач-е прилож-я трудно подвести под понятие признака,т.к. они обладают КЗ предметности,они более самост-ны,автономны.

В аппозитивн.сл.с. нар.сущ.+нар.сущ. – приложение то,к-рое имеет кач.-оценочн.знач-е,или тон. к опр. как вид к роду:бродяга-ветер,трава-осока.

Личн. имена людей игр.роль определяемых.Др. собств. имена(города,реки) выр.уточнения: Кот Мурзик сидел на крыльце.



24. Определение как второстепенный член предложения. Виды определений. Роль определений в организации предложения.

Определение - втор. чл. пред, поясняющий слово с предметным значением и обозначающий признак, качество или свойство предмета, выраж. небытийный признак предмета и выражающ. это знач-е формами прил, сущ, прич. В роли морфологезированного опред. ыступает имя прил.: СРОЧНОЕ задание, ПРОЧНЫЙ материал…

Различают (по характеру связи): согласов. и несогласов. определения.

1. Согл. опред. - связаны с главным словом по средствам согласования. Согласуются с опред. словом в падеже и числе, а в ед.ч. + в роде. Выражается именем прил., местоименным прил., порядковым числ., причастием: КИРПИЧНЫЙ дом, ПЕРВЫЙ звонок, УЛЫБАЮЩЕЕСЯ лицо ( Ей подарили красные розы)

Если опред-е относится к сущ., зависящему от числительных два, три, четыре, то:

1)определение, стоящее между числ. И сущ., ставится в РП м.ч. при словах мужского и среднего рода и в именительном падеже при словах женского рода: три БОЛЬШИХ (дома (м.р.), окна (ср.р.)) три БОЛЬШИЕ (комнаты)

2)определение, стоящее перед числительным, ставится в форме ИП независимо от грамматического рода сущ.: ОСТАЛЬНЫЕ (три дома, … окна, … комнаты);

3)о-е, стоящее после сочетания числ. С сущ, обычно ставится в форме ИП (три рассказа, .. произведения, .. повести) ОПУБЛИКОВАННЫЕ в прошлом году

2. Несоглас. - по средствам управл-я примыкания.(Ей купили платье из ситца). Связано с поясняемым словом по способу беспредложного и предложного управления или по способу примыкания. Выраж. Сущ. В косвенных падежах, личн. Мест. В притяжательном знач., сравн.степенью прил., наречием, инфинитивом, неразложимым словосочетанием: площади ГОРОДА, бумага в КЛЕТОЧКУ, ЕЁ РОДИТЕЛИ, лошадь СЕРОЙ МАСТИ…

Опред.в форме косв. Падежа сущ., в отличии от дополнения, выражается:

1)родительным субъекта: удар МОЛНИИ;

2) родительным принадлежности: территория САНАТОРИЯ;

3)родительным целого состава: колесо ВЕЛОСЕПЕДА (ср. велосипедное колесо);

4)родительным носителя признака: сила ВЕТРА;

5)род.отношения к лицу, коллективу, месту….: население СТРАНЫ, заключение ЭКСПЕРТА;

6)род.материала: шкаф КРАСНОГО ДЕРЕВА;

7)род.определительным: сукно ЗЕЛЕНОГО ЦВЕТА;

8) дательным назначения: памятник ПУШКИНУ;

9)творительным сопровождающего признака: волосы с ПРОСЕДЬЮ;

10)предложным определительным со значением полноты охвата признаком: костюм в ЗАПЛАТАХ.



25. Дополнение как второстепенный член предложения. Виды дополнений. Роль дополнений в организации предложений.

Дополнение - это второстепенный член предложения, обозначающий предмет, на который направлено действие, который является результатом действия или его орудием, по отношению к которому совершается действие или проявляется признак.

Дополнение отвечает на вопрос косвенных падежей.

Относится к глаголу и его формам, отглагольным существительным, прилагательным, СКС и наречиям (называется приглагольным, присубстантивным)

Доп могут управляться или примыкаться.



Семантические группы:

- объектные – обозначает предмет, на который направленно действие.

- вторично объектные – обозначает адресата.

- Агентивные – орудие действия.

- Субъектно-агентивные – лицо, предмет, который самостоятельно выполняет действие.

- социативно-субъектные – лица и предметы, совместно с которыми совершается действие.



Грамматические классы:

- прямое – обозначает предмет, на который непосредственно переходит действие. Оно относится к переходному глаголу и находится в подчинительной связи сильного управления.

Модели: Вп без предлога (при переходном глаголе); Рп без предлога (при переходном глаголе), при глаголе с отрицанием; Рп со значением именной части целого (при переходном глаголе); Рп отвлеченного сущ. со значением объекта достижения; СЦС синонимичные прямому дополнению при переходном глаголе; инфинитив при переходном глаголе.

- косвенное – с категориальным значением косвенного объекта, которое выражается остальными языковыми формами.



Морфологизированные доп – выражаются косвенными падежами сущ. , не морф – всеми остальными.

26. Обстоятельство. Значение и функции обстоятельства. Средства выражения обстоятельств.

Обст – это ВПЧ с ГЗ непредикативного признака, действия, состояния, или другого признака, который характеризует их со стороны качества, количества или различных внешних условий их протекания.



Семантические разряды:

  1. Образа и способа действия. ГЗ – качественная \характеристика действия, состояния (Как? Каким образом?).

  2. Меры степени. ГЗ - Количественный уровень проявления признака или действия.

  3. Места. ГЗ – локального признака действия, состояния (Где? Куда? Откуда?).

  4. Времени. ГЗ – временной прикрепленности действия или состояния (Когда? С каких пор? До каких пор?).

  5. Сравнения. ГЗ – предметного сравнения.

  6. Причины. ГЗ – обоснование повода для совершения действия (Почему? По какой причине?)

  7. Цели. ГЗ – установки (цели) (Зачем? С какой целью?)

  8. Условия. ГЗ – возможного обоснования какого-л действия (При каком условии?).

  9. Уступки. ГЗ – препятствие условия (Несмотря на что? Вопреки чему?).

  10. Модальные обс – не отвечает ни на какой вопрос. Выражается модальным словом или модальным Фею

  11. Ситуативные. ГЗ – общей характеристикой событий, к которым нельзя задать однозначного вопроса.

Отличия: детерминанты – особый тип с обстоятельственными или объектными значениями, стоят в абсолютном начале П, относится к Предикативной основе или ко всему предложению в целом, образуют с ним слабую си связь, т.е. могут сочетаться с любыми конструкциями предложения и как правило отделяются от сказуемого.

28. Различные случаи осложнения структуры простого предложения.

Осложнённое Простое предложение, имеющее в своем составе:

а) обособленные обороты. Это было бледное, крошечное создание, напоминавшее цветок, выросший без лу-чейсолнца (Короленко). Весьмир, с листвой, све-сенним громом, с нелегким каждым днем своим, неповторимый и огромный, для радости открылся им (Щ и-п а ч е в). Кузя, наездник, мастер своего дела, проехал раза три мимо нас (Горький). Левинсон постоял немного, вслушиваясь в темноту, и, улыбнувшись про себя, зашагал еще быстрее (Фадеев). И отец с сыном, вместо приветствия после давней отлучки, стали колотить друг друга (Г о г о л ь);

6) однородные члены предложения. Шел клочьями снег и уже засыпал дорогу, и крышу сарая, и деревья сада, и подъезд (Л. Толстой);

в) вводные конструкции. Дама, казалось, была тронута (Пушкин). По словам разведчика, главный японский штаб стоял в Яковлевке (Фадеев);

7) слова-обращения. Прощай, мой товарищ, мой верный слуга... (Пушкин).




29. Односоставное предложение. Типы односоставных предложений в современном русском языке. Особенности использования и функции односоставных предложений в текстах разных стилей.

Вопрос об односоставных предложениях по-разному решался в истории русского синтаксиса. Первым выделил односоставные предложения Шахматов («Синтаксис русского языка»). До него односоставность объяснялась пропуском по какой-либо причине => предложение классифицировалось как неполное.

Основа теории Шахматова – психологическая концепция предложения. Психологическая основа предложения – это акт коммуникации. Коммуникация – это передача другим людям сочетания представлений, которые приводятся волей говорящего в предикативную связь. (т.е. коммуникация больше чем суждение.)

Простая коммуникация – это передача двух представлений, 1 – психологический субъект, 2 – психологический предикат.

Психологический субъект – это представление господствующее над другим представлением (предикатом).

Субъект и предикат коммуникации могут находиться к различных отношениях между подлежащим и сказуемым.

Собака убежала. ← представление о признаке – т.е. предикат.

представление о предмете- т.е. представление о субъекте, главенствующее над предикатом.



Типы односоставных предложений: (По Валгиной)

1)Определенно-личные (главный член выражается формой глагола 1 или 2

лица настоящего и будущего времени в форме изъявительного или

повелительного наклонения) Еду в кино.

2)Неопределенно-личные (главный член выражен глаголом в форме 3

лица множественного числа настоящего времени или в форме множественного

числа прошедшего времени и обозначает действие, совершаемое

неопределенными, т. е. необозначенными лицами) В больницу принесли письмо.

3)Обобщенно-личные предложения (главный член в основном выражен глаголом

2 лица единственного числа настоящего и будущего времени; обозначенное

глаголом действие в таких предложениях в равной степени относится к любому

лицу, т. е. субъект действия мыслится обобщенно) С кем поведешься, от того



и наберешься. Снявши голову, по волосам не плачут. Что имеем – не

храним, потерявши –плачем. Век живи, век учись.

4)Безличные (главный член не допускает обозначения субъекта действия в

форме именительного падежа и называет процесс или состояние независимо

от активного деятеля) Светает. В боку колет. В коридоре накурено. Кругом ни души.

5)Инфинитивные (главный член выражен инфинитивом, не зависящим ни от какого другого слова в предложении, по значению эти предложения модально окрашены

и выражают долженствование, побуждение, необходимость, возможность

и невозможность действия) Лицом к лицу лица не увидать. Учиться, учиться и

еще раз учиться. Нам бы сессию сдать.

6)Номинативные (главный член выражен именем существительным

или субстантивированной частью речи в именительном падеже,

утверждается наличие, существование явления или предмета, называемого

главным членом) Зима. Стол. Вот окно. Ну и глупость! Какая досада! Только

бы здоровье.



  1   2   3


©netref.ru 2017
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет