100 лет со дня рождения Б. Г. Ананьева Смех лучшее лекарство Рисуночный тест: «Склад вашего ума»



жүктеу 421.25 Kb.
бет1/3
Дата28.04.2016
өлшемі421.25 Kb.
  1   2   3
: files -> materials -> 1137
materials -> Правила дорожного движения и меры безопасности для мотоциклистов
materials -> Республика тыва (2004 г.)
materials -> Васильев михаил юрьевич
materials -> Учебно-методический комплекс для студентов очных отделений, обучающихся по специальности: 071301 «Народное художественное творчество»
Ψ новости

Ежемесячная психологическая газета.







  • Смех - лучшее лекарство




  • Рисуночный тест: «Склад вашего ума»




  • Умники и умницы




  • Аромат хорошего самочувствия



Сентябрь

3; 2007


Ψ

ВЫДАЮЩИЕСЯ ЛИЧНОСТИ
К 100-летию со дня рождения выдающегося отечественного психолога, основателя санкт-петербургской школы психологии Бориса Герасимовича Ананьева посвящена данная статья.
Борис Герасимович Ананьев

(1 (14) августа 1907 года - 18 мая 1972 года)

Если XIX век был веком ученых-одиночек, то сейчас, в конце XX столетия совершенно очевидно: фундаментальные исследования, определяющие надолго ход научных изысканий в какой-либо области, доступны лишь коллективу единомыш-ленников. Побеждают время и обстоятельства, оставляет после себя глубокий след тот, кто создает собственную научную школу, кто своим талантом, предвидением и волей объединяет вокруг себя преданных идее, делу, науке людей. Таким человеком был Борис Герасимович Ананьев, который воспитал не одно поколение психологов и определил перспективы развития ленинградской психологической науки. Спустя годы многие из тех, кто имели счастье с ним работать, все еще сверяют свои научные замыслы и общественные поступки с его предполагаемыми оценками. Борис Герасимович Ананьев родился 1(14) августа 1907 г. во Владикавказе в обрусевшей армянской семье. О его детстве и ранней юности известно мало. То были годы революционных потрясений и войн. Время больших перемен увлекло в свой бурный поток мечтательного, одаренного юношу, полного творческих сил и энтузиазма. Первоначально он подумывал посвятить себя музыке, которую страстно любил. Он даже окончил музыкальное училище. Но вскоре его увлекла иная сфера деятельности.
В 1924 г. Борис Ананьев поступил в Горский педагогический институт. Там он встретился с доцентом педологии Р.И. Черановским, который приобщил его к научным занятиям в области детской психологии. Вскоре Ананьев стал ассистентом Черановского. В кабинете педологии проводились работы по изучению умственной одаренности, психологических особенностей юношеского возраста. Тему «Эволюция миропонимания и мироощущения в юношеском возрасте» Ананьев и избрал для своей дипломной работы. Работа была выполнена под руководством Черановского, который оказал на молодого исследователя большое влияние.
В 1928 г. Ананьев окончил институт во Владикавказе и перебрался в Ленинград. На рубеже 20–30-х гг., по мнению многих, именно здесь находился главный научный центр страны. Здесь активно действовали всевозможные научные и просветительские общества, в том числе научно-музыкальное. Известно, что в феврале 1928-го Борис Ананьев прочел там доклад «О социальной полезности музыканта (с психофизиологической точки зрения)», в котором говорил о власти музыки над сердцами слушателей. При этом он опирался на экспериментальные данные, сравнивая воздействие музыки с гипнозом, которому, кстати, тоже отдал дань в научных занятиях. Некоторое время Ананьев был вынужден искать работу, ходил на ленинградскую биржу труда. В марте 1929 г. его приняли в аспирантуру Института мозга. Здесь он окончательно сформировался как ученый, получил известность, обрел единомышленников и соратников на долгие годы. Борис Герасимович работал в Институте мозга непосредственно до 1942 г., позже руководил научными исследованиями в отделе психологии по совместительству. В начале 30-х гг. Б.Г. Ананьев стал заведовать лабораторией психологии воспитания и одним из первых в СССР организовал школьную психологическую службу на базе средней школы в Выборгском районе Ленинграда. Стержневой проблемой научно-исследовательской работы его лаборатории стали технический кругозор учащихся, одарен-ность, формирование характера школьников. На основе эмпирического материала, полученного в психолого-педагогических исследованиях, в 1935 году Ананьев опубликовал свою первую монографию «Психология педагогической оценки».

В 1936 г.был наложен запрет на любые исследования, хотя бы внешне напоминавшие педологию. Был арестован и осужден заведующий сектором психологии Института мозга профессор А.А. Таланкин. В сентябре 1937 г. Ананьев занял его пост. В том же году он становится кандидатом педагогических наук. Ученая степень была присуждена ему по совокупности научных работ, которых к тому времени уже вышло немало, причем на самые разные темы. Молодой Ананьев рассуждал о вопросах классификации наук и методах психологии, о происхождении психики. Он пытался определить принципы научной деятельности и при этом выступал против «школьного шовинизма» — нетерпимости к инакомыслию, нигилизма по отношению к иным научным школам. Он ратовал за здоровую, принципиальную и дружественную атмосферу в науке. Этим принципам он старался следовать неукоснительно. Возглавив сектор психологии, Ананьев развернул два новых цикла исследований. Первый был посвящен истории отечественной психологии, второй — психологии чувственного отражения. Ананьев был убежден в необходимости опоры на опыт предшественников, уважая в них первопроходцев науки. Он обладал высокоразвитым чувством истории: чтобы идти вперед, надо внимательно взглянуть на прошлое, произвести его ревизию и извлечь уроки.


Истории психологии Ананьев посвятил свою докторскую диссертацию. Он успешно защитил ее в 1939 г., став самым молодым доктором наук среди психологов того времени. История психологии с тех пор постоянно входила в круг его интересов. В этом русле он написал более 20 работ. С августа 1944 г. Борис Герасимович стал заведовать, а вернее, создавать кафедру психологии и психологическое отделение философского факультета ЛГУ. В военные и первые послевоенные годы появились такие работы Ананьева, как «Передовые традиции русской психологии», «Проблема формирования характера». В этих и других публикациях утверждалось высокое общественное предназначение психологической науки. В сентябре 1945 г. Ананьев был избран членом-корреспондентом Академии педагогических наук РСФСР. Научная и организаторская деятельность Ананьева была на подъеме. В период 1945–1948 гг. он опубликовал свыше 25 работ. Ученый был буквально переполнен замыслами, выступал инициатором многих начинаний. Он вел исследования сразу по нескольким направлениям: изучение осязания и других видов чувствительности, психология речи, проблемы детской психологии. Продолжал заниматься историей психологии и психологией личности. В этот период Ананьев отчетливо сформу-лировал идею о связи формирования характера и познания человека человеком, о закономерностях формирования самосознания человека на ранних стадиях развития.
В 1957 г. Ананьеву исполнилось 50 лет. Состоялось торжественное собрание, на котором юбиляр говорил о необходимости комплексных исследований, о синтезе всех знаний о человеке. Эти идеи волновали его, когда он писал статьи «Человек как общая проблема современной науки» (1957), «О системе возрастной психологии» (1957). Идеи Ананьева опередили свое время и в ту пору не были оценены коллегами. Лишь спустя годы ученые осознали ценность комплексного и системного подходов в сфере человекознания. Приоритет Ананьева здесь неоспорим.
Стремительное движение ученого по высоким орбитам науки было прервано внезапной тяжелой болезнью. В ноябре 1959г. с Борисом Герасимовичем случился инфаркт. Сказался непрестанный напряженный труд, а также неизбежные в жизни передового ученого конфликты с теми, кто не поспевал за мыслью и делом новатора.
Выйдя из смертельно опасного кризиса, Ананьев приступил к реализации замысла, который вызревал у него уже несколько лет. Это был замысел комплексных исследований человека в целях его психологического познания. Он был сформулирован в итоге многолетних размышлений ученого под влиянием опыта предшественников, и в первую очередь В.М. Бехтерева. Пережитая во время тяжелой болезни опасность обострила чувство времени. Кажется, Ананьев спешит высказать самые выстраданные мысли и реализовать их в конкретных исследованиях. В начале шестидесятых он начинает работу над книгой «Человек как предмет познания», где подводит итоги своей многолетней работы и обозначает контуры синтетической науки о человеке.
В начале 70-х годов Ананьев задумал большую коллективную книгу, но осуществить этот замысел не удалось. В красивом блокноте, приготовленном для задуманной рукописи «Человек как предмет воспитания», осталась заполненной лишь первая страница. 18 мая 1972 г. Борис Герасимович Ананьев скоропостижно скончался от инфаркта в возрасте 64 лет.
Он ушел из жизни, не завершив ни одной из четырех своих обширных научных программ. Исследование развития характера было свернуто после разгрома педологии; программа в Институте мозга по психологии чувственного отражения была прервана войной и возобновлена в другом коллективе. Исследования по педагогической психологии и проблеме психического развития школьников оборвались первым инфарктом. Смерть не дала завершить комплексные исследования человека. Она настигла ученого внезапно, в период блистательной зрелости. Незавершенность его пути трагична. Однако Б.Г. Ананьев оставил богатое научное наследство. В нем аккумулирован огромный интеллектуальный и личностный потенциал, который питает психологическую науку по сей день.(выдержки из статьи «К 100-летию со дня рождения Б.Г.Ананьева» под ред. Крылова А.А. ) Писаренко Ирина




МЕХАНИЗМ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ

Любой человек хочет быть счастливым. Мы стремимся к благополучию, комфорту, спокойной жизни. Но каждый из нас по-разному представляет свое счастье. Один доволен тем, что имеет крышу над головой и кусок хлеба, другому необходима власть и слава, а третий не мыслит своего счастья без дружной семьи. Что же такое счастье? На самом деле все вышеперечисленные примеры объединяет одно – наличие настроения, при котором человеком большую часть времени владеют приятные мысли, чувства, эмоции. Но надо заметить, что каждый наш день – это смешение не только положительного, а также и отрицательного. В мире и в личной жизни постоянно присутствуют факторы, которые могут нам мешать чувствовать себя счастливыми. Мы живем в изменчивом мире, переполненном информацией. Личность постоянно вынуждена противостоять этому бушующему миру, защищаться от него. Природа дала человеку механизм, позволяющий закрыться, спрятаться от внешних опасностей и неприятных воздействий. Это как раз и есть механизм психологической защиты. Человек хочет жить с наименьшими «психологическими зат­ратами», предвидеть свое будущее хотя бы на несколько шагов вперед. Для этого ему необходимы спокойствие и уверенность в себе, в правильности своего поведения. И вот человек, как средневековый рыцарь в латы, «одевается» в психологическую защиту. Пси­хологическая защита — это подсознательная система моделей поведения, сформированная на основе жизненного опыта человека, ограж­дающая его от отрицательных эмоций страха, тревоги, возникающих на основе травмирую­щей информации из внешнего мира.

По мере накопления жизненного опыта у человека формируется система психологических барьеров, ограждаю­щая его от информации, которая нарушает его внутреннее равновесие. Таким образом, психологическая защита призвана играть роль своеобразного фильтра для социально- и личностно-неприемлемой информации.

Психологическая защита как механизм едина, но различается по видам. Классическую характеристику видам психологической защиты дал Зиг­мунд Фрейд. Ниже мы рассмотрим различ­ные психологические защиты, которые име­ют общие свойства, не осознаются личнос­тью и призваны избавить человека от отрицательных эмоций. Наиболее известные виды психологических защит получили такие названия, как отрицание, идеализация, проек­ция, подавление, вытеснение, регрессия, изоляция, замещение, интеллектуализация, рационализация, аннулирование, идентификация, сублимация.



Итак, начнем более детальное знакомство с вышеперечисленными видами психологической защиты. 1.Отрицание: это стремление человека избежать информации, вызывающей тревогу. Это защита известна еще с древних времен. Са­мая первая реакция любого человека на неожиданное и очень неприятное или трагичное для него известие: «Нет! Этого не может быть!» Человек как бы не воспринимает ее, не слышит, отказывается принять, а затем соответственно ничего из воспринимаемого не осознает. Таким образом, он избавляется от неприятных переживаний. Это также проявляется и во внешних действиях. В состоянии ужаса человек непроизвольно закрывает глаза. Например, женщина, которая боится остаться одна, может не признавать, под­сознательно отрицать, что ее муж алкого­лик и что с ним нельзя дальше вести совме­стную жизнь. Иногда подобная защита от дискомфорта принимает форму идеализации, благодаря которой человек не воспринимает объективные факты, а видит лишь желаемый вариант.

2. Идеализация: это попытка человека найти идеального защитника от всех бед и идеальное решение проблем. Наиболее наглядно это проявляется у малень­кого ребенка, который верит, что родители могут защитить его от всех несчастий. Как определенный дефект личностного развития, у некоторых людей идеализация переходит во взрослый период. Тогда у их проявляется стремление найти в ком-то опору и поддержку, защитника перед всеми ужасами окружающего мира. Эти люди на­столько привязаны к своему идеалу, зависи­мы от него, что практически теряют свою личность.

3. Проекция: это форма защиты, при которой человек бессознательно переносит свои неприемлемые чувства, желания на другое лицо. Особенно это характерно при стремлении оправдать себя, в результате чего свои недостатки или вина приписываются другим, т.е. то, что происходит внутри человека, воспринимается им как нечто внешнее, присущее не ему. Проекция, как и все остальные формы защиты бессознательна. Очень часто объектом проекции являются близкие люди: дети, родители, супруги. Ярким примером может служить очень распространенная ситуация, когда эгоистичная дочь обвиняет свою мать в том, что она живет только для себя.

4
Психологическая защита помогает личности построить барьеры на пути неблагоприятных влияний и отрицательных эмоций.
. Подавление:
эта защита сходна с отрицанием, личность воспринимает неприятное событие, но «загоняет» его в подсознание. Если при отрицании человек не принимает какой-либо ситуации или обстоятельств, то при подавлении он стремиться забыть травмирующие обстоятельства, вызывающие неприятные эмоции. Очень часто подавляются неприятные сексуальные переживания. С подавлением тесно соседствует еще одна защита – вытеснение.

5. Вытеснение: эта защита также строится на забывании, но из сознания выключается не сам неприятный эпизод, а мотив поведения, т.е. активно идет процесс разрушения связей между самой травмой и собственно причиной, её вызвавшей. С действием механизма вытеснения часто сталкиваются при проведении судебных расследований. Нередко жертва насилия ничего не может вспомнить, хотя была в полном сознании. Непереносимое для личности воспоминание вытеснялось в подсознание, хотя наличие самого факта жертва помнит и признает.

6. Регрессия: заключается в возврате к более ранним и примитивным формам поведения в ответ на неблагоприятные обстоятель-ства. Например, если нас одолевает боль, то мы начинаем хныкать как маленькие дети. Или, например, человек, много лет не куривший и осознавший эту привычку как пагубную для него, в ситуации сильного стресса может снова начать курить. Регрессия очень часто стимулирует болезнь, поэтому очень часто, встречая непреодолимые трудности, человек «уходит» в болезнь. Это происходит бессознательно, но создает для личности комфортные условия.

Если «уход в болезнь» не получается, а справиться с трудностями человек не в силах, он может попытаться изолироваться от внешнего мира. Это достигается при помощи защитного механизма изоляции.



7.Изоляция: это психо-логический механизм защиты, выражающийся в отчуждении от травмирующего фактора. Человек просто отгораживается от внешнего мира, полного тягостных для него проблем и уходит в собственный мир фантазий, творчества. Изоляция считается психоаналитиками одной из простейших интеллектуальных защит. Более высокий уровень представляет механизм интеллектуализации.

8. Интеллектуализация: че-ловек признает травмирующий факт, подвергает его интеллектуальному анализу, но отказывается в переживании отрицательных эмоций, убеждая себя в положительной стороне происшедшего.

Ситуация тревоги или конфликта нередко требует от человека поведения, которое он не может осуществить, исходя из личных принципов или социально одобряемых норм. Тогда человек пытается заменить невозможную форму поведения – доступной. При этом у него срабатывает механизм замещения.



9. Замещение: это механизм, в ходе которого происходит перенос действия или реакции с недоступного объекта на доступный. Например, всем знакомые ситуации: подчиненный не может накричать на руководителя, или студент высказать что-то неприятное преподавателю, но придя домой, все негативные эмоции, гнев и злость переносятся на близких людей. Нередко механизм замещения работает для спасения личности от нервного срыва в результате давления мощных неудовлет-воренных чувств. Широко распространенная среди одиноких людей привязанность к животным есть ни что иное, как замещение подавленной потребности в наличие семьи, детей, мужа.

10. Рационализация: это защитный механизм, при котором осознается и используется человеком только та часть информации, которая может характеризовать поведение личности как правильное, необходимое. Рационализация всегда связана с оправдательным отношением к себе. Неприемлемая, отрицательная информация удаляется в подсознание…
Продолжение читайте в следующем номере.

Душенина Кира

(Л.Ю.Субботина «Психологические защиты»)

ПСИХОЛОГИЯ ЗДОРОВЬЯ: ГАРМОНИЯ ДУШИ И ТЕЛА.

Вот и закончилось лето… Впереди унылая осень и долгая зима. Когда всё живое погружается в спячку, душа растений, обитающая в аромамаслах, наполнит нас энергией солнца и земли.


Аромат хорошего самочувствия


Ароматерапия – это атомная медицина по сравнению с фитотерапией, дозы должны составлять всего несколько капель в сильно разбавленных растворах.

Ж.Вальне
Ароматы - неотъемлемая часть нашей жизни. С древних времен и по настоящее время человек испытывал потребность в естественных природных благовониях, применяя для этого пахучие природные компоненты, содержащие эфирные масла. Ароматерапия - древнейшая эстетическая методика воздействия природных ароматов (эфирных масел) на эмоции и здоровье через обонятельные центры для поддержания и оздоровления функциональных систем организма. Нет на земле ни одного человека, который бы не применял ароматы. Совершенно естественно, не акцентируя свое внимание на этом факте, люди используют эфирные масла в пищу и в быту с рождения до самой смерти, не нуждаясь в специальном обучении или терминах.

Биологический смысл ароматерапии состоит в том, что организм никто не лечит. Организм не получает чудотворных химических добавок, эфирные масла сами пробуждают защитные механизмы, генетически заложенные в нас, но в настоящее время не задействованные. Получив информацию о заболевании в клетках тканей, запускается реакция мобилизации иммунитета. Организм сам излечивает болезни и повышает уровень защитных сил.

Эфирные масла благодаря своему составу обладают уникальной способностью поднимать настроение, повышать иммунитет, выводить токсины, восстанавливать психическое, эмоциональное и энергетическое равновесие в организме, нормализовать гормональный баланс, повышать чувственность. Они обладают также выраженными иммуномодулирующими, антиоксидантными, антисептическими, противовирусными, адаптационными и другими полезными свойствами.
Дух истории

Об использовании масел свидетельствуют наскальные рисунки пещерных жителей, упоминания о них находят в рукописях древних цивилизаций – от Шумера до Древнего Рима. В Древнем Египте эфирными маслами бальзамировали тела усопших фараонов и лечили разные болезни. Ароматы яв­лялись неотъемлемой частью медицины и быта всего Древ­него мира. В культовых риту­алах часто использовалось свойство эфирных масел (на­пример, ладана) влиять на со­знание. В одном из китай­ских манускриптов сказано, что «духи действуют очищаю­ще и восстанавливающе, укреп­ляя энергетику и наполняя мысли спокойствием и умиро­творением». Первые ароматерапевтические мази на основе оливкового масла были созда­ны в Древней Греции. Араб­ский ученый Авиценна открыл способ добывать ароматиче­скую эссенцию из растений не с помощью выжимки, а пу­тем дистилляции с водяным паром, сделав производство драгоценных масел доступнее и эффективнее. Во времена крестовых походов некоторые эфиромасличные растения бы­ли привезены с Ближнего Востока на юг Франции - так бы­ло положено начало западной традиции ароматерапии. Успехи ароматерапии в новей­шее время связаны с именем французского химика Рене Мо­риса Гатефосса. Он изучал эфирные масла, чтобы использовать их свойства в производстве кос­метики, но однажды в резуль­тате взрыва в своей лаборато­рии он обжег руку. Из-за силь­ной боли он опустил ее в пер­вый попавшийся сосуд, ко­торый, к счастью, оказался наполненным маслом лаван­ды. Ожог зажил удивительно быстро, и от него не осталось никаких следов. Успешное использование масла лаванды и чайного дерева в госпиталях во время Первой мировой войны окончательно убедило химика в уникальности и пользе эфирных масел.



Эфирная составляющая растения несёт в себе весь запас его жизненных сил и энергии.

Ароматерапевты насчитывают около 3000 эфиромасличных растений. Это своего рода эли­та растительного мира. Эфир­ную эссенцию извлекают из цветков, листьев, стеблей, корней, плодов, коры, но никогда из мякоти плодов, фрук­тов и ягод. Поэтому «вкусные» отдушки с запахом клубники, манго, арбуза - это всегда син­тетические продукты. Масла, получаемые из цветков, чаще всего оказыва­ют на человека снотворное или расслабляющее действие; в смолах, древесине, коре содержатся согревающие эфир­ные масла; а масла, извлечен­ные из корней растения, ока­зывают мощное укрепляю­щее действие. Оказывается, каждое включает в себя от 900 до 1500 компонентов, из которых, правда, лишь один-два имеют особенно яркий аро­мат, и именно они легко узна­ваемы нашим обонянием. Можно синтезировать любые запахи, но подделать природные свой­ства натурального масла невозможно. Оно просто не бу­дет действовать.


Психоэмоциональное действие одного и того же аромата на каждого из нас абсолютно индивидуально.
Существо эфирное

Наука подтверждает, что ароматерапия действует на трех уровнях: психоэмоциональном, физио­логическом и молекулярном. Психоэмоциональная реакция на запах формируется на уровне гипоталамуса буквально через 5-7 минут.

Действие аромата на человека зависит от множества факторов: концентрации за­паха, обстоятельств, при кото­рых человек его почувствовал, ассоциаций, которые с ним связаны». Ароматерапия может использоваться как одно из средств для решения слож­ных психологических проб­лем, но это требует очень высокой квалификации спе­циалистов. Не менее эффективным ока­зывается и терапевтическое, то есть физиологическое, воз­действие аромамасел. По­падая в организм через орга­ны дыхания или кожу, а затем в кровь и лимфу, оно способно влиять на химические процес­сы организма, функциониро­вание эндокринных желез, пищеварение и иммунную систе­му. Как утверждают специали­сты, масла могли бы заменить до 70% лекарственных препа­ратов, а также усилить воздей­ствие оставшихся 30%.

Ароматерапия - это не панацея от всех болезней, но она всегда поможет снять стресс, вылечить простуду и пре­одолеть проблемы с кожей, не говоря уже о ее профилактических и косметических свойствах.

Что касается действия эфирных масел на молекулярном уровне, оно происходит как при наружном, так и внутрен­нем употреблении - в настоя­щее время наука только на­чала изучать эти тончайшие механизмы.



  1   2   3


©netref.ru 2017
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет