18. Сложные вопросы трактовки фонем



жүктеу 0.61 Mb.
бет1/4
Дата17.04.2016
өлшемі0.61 Mb.
  1   2   3   4
: study
study -> Методические рекомендации по подготовке путевой информации и экскурсий
study -> 2 билет. Своеобразие и периодизация р/л 18 века.(в тетради) 3 билет. Творчество Капниста
study -> В любом языке ударение характеризуется силой, высотой, длительностью. Ни один из аспектов не существует самостоятельно
study -> Искусство в системе кул-ры. Его истоки. Специфика искусства
study -> 17. Поэтика новел Проспера Мериме
study -> 1. Эпоха романтизма. Основные черты романтического художественного мира
study -> Вопрос смысл понятия романтизм. Предпосылки. Романтизм
study -> Закона, в котором сказано: «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать»
1.Русский язык и его место среди языков мира.

2.Русский литературный язык, общее понятие. Соотношение понятий система, норма, речь.

3.Фонетика как наука о звуковой стороне языка.

4.Сегментные и супрасегментные единицы.

5.Артикуляционный аспект фонетики.

6.Акустические характеристики звуков речи.

7.Перцептивный аспект фонетики.

8.Фонема в трактовке Щербовской и московской фонологической школы.

9.Дифференциальные и недифференциальные признаки фонемы.

10.Соотношение фонемы и аллофона.

11.Классифицкация аллофонов. Понятие основного аллофона.

12.Система согласных фонем.

13.Связь артикуляционных и акустических характеристик на материале гласных.

14.Система гласных фонем.

15.Вопрос о фонематической трактовке мягких заднеязычных и о фонематической самостоятельности Ы.

16.Вопрос о фонематической трактовке долгих гласных и согласных звуков.

17.Вопрос о фонематической трактовке Щ и Ж.

18.Сложные вопросы трактовки фонем.

19.Понятие потока речи, влияние мягких согласных на артикуляцию ударных гласных.

20.Безударные гласные в потоке речи.

21.Типы произнесения. Стили произношения.

22.Фонематическая и фонетическая транскрипции.

23.Согласные в потоке речи.

24.Сочетания согласных и особенности их реализации. В зависимости от положения внутри одной морфемы, на стыке морфем и на стыке слов (служебных и знаменательных). Согласные и их сочетания в абсолютном конце слова и перед паузой.

25.Понятие фонемного чередования. Чередование фонем и модификация фонем в потоке речи.

26.Позиционные и исторические чередования фонем.

27.Фонологическая теория Трубецкого.

28.Теория Аванесова.

29.Основные теории слога. Слогоделения.

30.Словесное ударение. Фонетическая природа русского словесного ударения.

31.Понятие интонации. Компоненты интонации.

32.Понятие синтагмы.

33.Основные интонационные конструкции. Концепция Е.А.Брызгуновой.

34.Ударение в русском языке. Типы ударения: словесное, синтагматическое, фразовое, логическое.

35.Алфавит. Буквенно-звуковые соответствия.

36.Русская графика, слоговой принцип русской графики.

37.Орфография. Принципы русской орфографии.

38.Ведущий принцип русской орфографии.

39.Русское литературное произношение. Ороэпия и орфофония.

40.Московское и петербургское (ленинградское) произношение.

41.Орфоэпические и орфографические словари русского языка.

42.Сложные вопросы современной орфоэпии.

1.Русский язык и его место среди языков мира.

Русский язык принадлежит к обширной группе славянских языков, на которых в общей сложности говорит около 200 миллионов человек.

Славянские языки делятся на 3 группы – западную, южную и восточную (украинский, русский, белорусский). Русский язык относится к восточным языкам, но имеет сходство и с другими, так как у них общие корни в праславянском языке. Славянские языки – типичные индоевропейские. У них противопоставлены передние и непередние гласные, то есть умягчающие и неумягчающие предшествующие согласные. Устранены исконные закрытые слоги и развиваются новые на новой основе. Сохранена система склонения, развит класс сложных прилагательных.

В русском языке много заимствований из европейских языков. Первые заимствования – из восточной латыни. Потом – из французского, английского.

По распространённости – четвёртый.

2.Русский литературный язык, общее понятие. Соотношение понятий система, норма, речь.

Литературный язык – наследие прошлого. Он противопоставлен диалектным, разговорному языку. Литературный язык не обязательно письменный – ораторское искусство. В основе литературного языка лежит монолог. Монолог – организованная система облечённых в словесную форму мыслей с целью воздействия на окружающих. Монологу свойственны сложные предложения, неполных нет, фонетических сокращений нет, нарушений норм нет. Литературная монологическая речь не даёт отступлений от нормы. Он один для всех, тогда как диалект обслуживает только определённую группу людей. Нормы традиционны и неподвижны, общеприняты.

Язык делится на устный и письменный. Разновидность письменного языка – разные формы делового и художественный. Быстрота понимания не важна в деловых документах, главное – выразить всю суть. Выбор терминов.

Развитой литературный язык представляет собой весьма сложную систему более или менее синонимичных средств выражение, так или иначе соотнесённых друг с другом. Количество средств выражения важно. Синонимы.

Изменения литературного языка происходят при возникновении новых понятий, или при взаимодействии с диалектами. Примеры – разговорная речь стремится к упрощению форм.


Литературный язык. Наличие сознательно применяемых правил. Система языка диктует нормы. Предписывающая (кодифицированная) норма, зафиксированная в словарях, справочниках, пособиях. Норма – категория внутреннеязыковая. Предписывающие нормы - совокупность тех вариантов, которые кажутся автору словаря, справочника правилами.
Язык с точки зрения Соссюра – языковая система, словари (лексика языка) и грамматика(правила) Речь Соссюра – реализация языковых явлений – языковой материал у Щербы. Языковой материал – совокупность всего говоримого и понимаемого. Речевая деятельность – процесс говорения и понимания. Под речью понимается и устная, и письменная формы. И так называемая речь внутренняя. Речевой акт с его точки зрения является проявлением речевой деятельности. Именно в речевом акте создаётся текст. Текст – речевое произведение любой протяжённости. При внутренней речи – речевое произведение в уме.

Язык является знаковой системой. Есть наука – симеотика – изучающая знаковые системы. Язык – самая сложная система знаков. Знак должен обладать материальной формой – экспонентой (означающим). Любой знак имеет и форму содержания – означаемое. Знак является знаком, если он имеет обе стороны.



Язык – это система знаков и правил оперирования этими знаками.

3.Фонетика как наука о звуковой стороне языка.

Фонетика занимается звуковой материей языка.

Фонетика как раздел языкознания занимается изучением звуковых единиц в связи с их ролью в образовании значимых единиц языка.

Фонетика, изучающая непосредственно звуки, фонология, изучающая функциональный аспект.
АСПЕКТЫ

Любой звук можно рассматривать с разных точек зрения.

1) Функциональная сторона – процесс понимания – ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ аспект звука речи, суть которого составляет учение о фонеме. Сложность этой единицы в том, что фонема смысла не имеет, но является потенциальным носителем смысла. ФОНОЛОГИЯ, ФУНКЦИОНАЛЬНЯЙ АСПЕКТ.

2) Любой звук речи является результатом действия произносительных органов – АРТИКУЛЯТОРНЫЙ аспект звука речи, какие активные органы участвуют в образовании, какую роль играют пассивные органы (какую роль играет кончик языка – пассивный орган – и его положение при произнесении "т"). На этих параметрах основана классификация звуков речи любого языка.

3) Любой звук – результат колебательного движения. Звуковые волны. Слуховая система. Каждый звук имеет физические параметры: длительность, сила, частота. Качественно-разные. АКУСТИЧЕСКИЙ аспект звука речи (звук "с" в "са" и "су")

4) Восприятие параметров. Ограничение слуховой системы. Избыточность в языке. Восприятие естественного – воспринимается. Вырезанные звуки по длительности можно и не опознать звук. Есть определённый временной порог слуховой системы. Звук менее 100 милисекунд длительностью, изолированный, человек не может идентифицировать. ПЕРЦЕПТИВНЫЙ аспект (воспринимающий). Через "сито" просеиваются звуки неродного языка. Мы можем понять и услышать те звуки, которых нет в русском.



Роль фонетики:

- определение частоты звука (мин.16 Гц, макс 20000 Гц – обычные звуки, от 50 до 10000 Гц – речевые звуки), для совершенных каналов связи необходимы подобные данные

- знать общие параметры для звуков, абстрагируясь от индивидуальных характеристик

- найти индивидуальность (Рамишвили, "идентификация диктора по голосу")

- определение параметров техники (частотные параметры звуков, которые передавали микрофон)

|р|а|


|t|a| если согл.имеют одинаковые характеристики остальные

|k|a|


- синтезированная речь, качество синтеза показывает качество анализа

- запись звуковой речи в письменном виде: проблема пробела, строгий признак конца слова вроде бы не существует точно.

Трубецкой: есть фонематические признаки конца слова и фонетические. Фонематические положительные – нет. Фонематические отрицательные – звонкие согласные мягкие заднеязычные (к', х') не могут быть на конце слова. Фонетические положительные и отрицательные.

- по искажению характеристик нормы звучания языка, параметров речи, можно узнать о физическом состоянии человека

с 50 по 80е годы – много экспериментов, фонетических исследований

Мягкий от твёрдого отличается доп.поднятой средней частью спинки языка. При мягкости – от 2000 до 3000 Гц – форманта мягкости, при твёрдости – от 1000 до 2000 Гц – формат твёрдости.

- исследование спектральных характеристик.

Лингвистика тесно связана с другими науками, физиологией, биологией, медициной, инженерией.

Фонетика изучает не только характеристики звуков речи, она определяет связь между означаемым и означающим. Физология и физика – только означающее, материальная сторона.

Предмет фонетики – изучение собственных характеристик звуков, сочетаемость звуков в потоке речи друг с другом, организация звуков в слог, вопросы слогоделения, ударения, интонации, соотношения звука и буквы.

Практическое применение фонетики, обучение чтению-письму, на родном и иностранном языках, при обучении дикторов, чтецов, певцов и проч, в логопедии при исправлении дефектов, при создании алфавитов для бесписьменных народов.
Фонетика: частная (конкретный язык) и общая (опирается на данные частных фонетик, даёт общее направление развития всем частным фонетикам) Интересуется теми же проблемами, что и частная, но общими планами! Проблема звуков, слогов и сингармонизма (гласный в корне уподобляет себе все остальные по ряду и подъёму)
Фонетика: историческая и описательная.

Компаративная фонетика – сравнительная, где сравниваются системы двух языков, родственных или неродственных.

Экспериментальная фонетика. Метод исследования.



4.Сегментные и супрасегментные единицы.

Единицы в языке: самая крупная – высказывания. Имеет обе стороны.

Сегментные характеристики – слово, слог, морфема, фонема.



Слова – проблема членения на слова. Ни в одном языке нет чёткого признака конца слова. Нет положительного фонематического знака. Связь между согласными и гласными разная в середине слова и на границе двух слов, но это тонкая грань. Слово имеет форму и содержание. Слова делятся на служебные и знаменательные. Содержание, означаемое служебного слова.

Слог – минимальная ПРОИЗНОСИТЕЛЬНАЯ единица, которая характеризуется максимальной слитностью компонентов. Характеристики гласных и согласных часто перекрещиваются. Из слогов "са" и "су" звук "с" будет разным.

Минимальная ЗНАЧАЩАЯ – морфема, имеет означаемая, означающее. -тель- суффикс – деятельное начало. Есть морфемы из одной поэмы – окончание "а".



Фонема – следующая единица членения. Значение она имеет, когда оказывается единицей более высокого уровня: словом, морфемой. Фонема знаком не является, но может им стать. "Потенциальный носитель смысла" (с), Щерба.

Маслов предложил вместо "супер" говорить "супросегментные" средства: ударение, интонация. Звуки объединяются в слова, как правило, при помощи ударения. Среди всех слогов есть основной, главный, вокруг которого объединяются все остальные.



Интонация (интонима) – знак или нет?

-сила


-частота основного тона

-долгота


Если интонация – знак, то за изменением тона должны следовать чётко выраженное одно значение. Чётко противопоставлены 2 типа: подъём и падение.

"Если значение не выражено средствами грамматики, оно выражается интонацией. Грамматически-основные" – Пешковский.

Сложность общего вопроса в том, что очень резкое повышение тона ассоциируется с вопросом. Иногда мы не имеем означающего, но можем понять, вопрос ли это.

Аргумент за "не знак" – нет единого содержания у одной интонации.



5.Артикуляционный аспект фонетики.

Строение речевого аппарата человека.

Органа "речевой аппарат" не существует. Объединяются разные органы с привлекающимися для речепорождения.

Для речепорождения необходимы:

1.Воздушная струя => дыхательный аппарат, лёгкие, бронхи, трахеи.

2 вида дыхания: физиологическое (неречевое) и речевое. Различаются физиологическое: вдох равно выдох. Речевое: вдох краткий, выдох долгий – почти все языки.

Если давление снаружи больше давления внутри, то вдох. Наоборот – выдох. Чередование вдоха и выдоха – то, на чём строится речь.
Собственно речевой аппарат.

1.Гортань. Система хрящей, к которым прикрепляющиеся 2. голосовые связки – два мускула. Истинные голосовые связки и ложные. Направлены от щитовидного хряща в передней части гортани к задней, где они прикреплены к черпаловидным хрящам. У мужчин голосовые связки длиннее, чем у женщин. При спокойном дыхании голосовые связки раздвинуты, при шёпоте – полностью сдвинуты.

3.Полость глотки, глотка. Трубка, которая спереди открывается в полость рта. Глотка может быть отделена от полости носа мягким нёбом. Задняя стенка обладает мускулатурой – фарингс. Функция глотки: один из резонаторов.

4.Надгортанник – эпиглотис – хрящик в глотке над гортанью. Функция прикрывания гортани, когда пища проходит по глотке. В некоторых языках есть звуки, в произношении которых участвует он.

5.Носовая полость. Резонатор. Носовая полость – благодаря ей могут быть носовые и неносовые звуки. Может отгораживаться нёбной занавеской.

6.Ротовая полость отделена от полости нёба твёрдым нёбом и мягким нёбом, заканчивающимся маленьким язычком – увулой. Ротовая полость – резонатор.

7.Альвеолы расположены на твёрдом нёбе. Костный валик, внутри которого расположены корни зубов.

8.Язык. Язык – самый активный орган. Язык делится на 3 часть: корень, кончик, спинка. А спинка в свою очередь на переднюю часть, среднюю и заднюю.

10.Губы. Лабиализованные и не лабиализованные.
Активные:

-голосовые связки -надгортанник

-фарингс (задняя часть стенки глотки) -увула (маленький язычок)

-мягкое нёбо, нёбная занавеска -губы

-язык
Челюсть ни к чему не относится.
Путь воздуха: от колец трахеи к перстневидному хрящу, за ним следует щитовидный (угол у мужчин более острый, кадык, чем у женщин). Голосовые связки в одном месте крепятся к нему, в других двух местах каждая к своему пирамидальному хрящику, другие концы вместе. Воздух приводит голосовые связки в движение с определённой частотой. Качество звука создаётся в полостях, голосовые связки – только основной тон, частота. Бодуэн де Куртене называл гласные ртооткрывающими, согласные – ртосмыкающими. Разница в напряжении. Местное напряжение (локализованное) – при согласных. При гласных – общее напряжение звукового аппарата. Сонанты – воздух выходит через носовую полость, или широкий проход воздуха (щель), р – дрожание кончика языка. Надгортанные полости – резонаторы. Всё зависит от объёма резонатора. Глотка и фарингс играют роль для фарингальных согласных.
1937 – Щерба, квалификация согласных.

Исходя из особенностей произносительного аппарата человека. Перечёркнутые клетки – невозможно.

По горизонтали – активный действующий орган. По вертикали – разновидность преграды.

Кончик языка опущен к нижним губам – дорсальные. Опекальные – кончик вверх. Какуминальная – загнут внутрь. Ретрофлексные – поднят вверх и загнут внутрь.


С точки зрения артикуляторного аспекта, гласные – слабая воздушная струя, отсутствие преграды и разлитое напряжение. Согласные – сильная воздушная струя, наличие преграды, напряжённость речевого аппарата в месте преграды. Локальная.
Исследования с помощью метода палатограмм – фотография изображения нёба со следами соприкосновения языка после произнесения определённого звука. Методика с применением искусственного нёба.

6.Акустические характеристики звуков речи.

Звук с точки зрения акустики – результат воздействия на слуховой аппарат человека колебательных движений. Источник звука – голосовые связки, сильный поток воздуха, проходящий через щель, звук при раскрытии смычки.

Звуки речи рассматриваются в рамках данного аспекта и со стороны их объективных свойств (частота, сила, она же интенсивность, и спектральный состав), и со стороны субъективного восприятия этих объективных характеристик (высота, громкость, тембр).

Продолжительность во времени. Щ – долгий согласный, Н – менее долгий. Из гласных самый долгий А открытый, нижнего подъёма. Универсалия – не больше, чем одна третья часть секунды – а, самый долгий. Измерить длительность звуков речи не в секундах, а в милисекундах (ms) Продолжительность А – 300мс. В слове "потакать" – первое "ъ" – 30мс, второе – короче по качеству, 180 мс. Разный характер редукции гласного А в безударной позиции между Москвой и Петербургом.

П – 100 мс смычка, 20-30 – взрыв.

Как человек воспринимает длительность. Когда нет вспомогательных факторов, человеку сложнее услышать звук.

1961 год – работа "Речь: артикуляция и восприятие", Ленинград, руководитель – Людмила Андреевна Частович. Суть: какую длительность человек способен определять. Длительность такого звука 100 мс, временной порог слуха человека. Человек не способен распознать отдельно стоящий звук за временным порогом. Но человек может слышать звуки не меньше, чем 50 мс.


Частота колебаний и высота звука

Частоты – количество колебательных движений в единицу времени. Чем тоньше колеблющееся тело, тем больше частота колебаний. Чем короче – тем меньше. Источником периодических колебаний могут быть связки, гортань, полости модфицируют её.

Герц – единица изменения частоты.

1000Гц, 10000Гц – разницу в частоте этих звуков человек воспринимает в 3 раза.

Частота 1000 Гц удобна для слуха человека.

100 Гц – 100 колебаний в 1 секунду.

Диапазон частот: все звуки, который может слышать человек: 16-20 Гц – 16-20 тысяч Гц. Звуки речи: 50 – 10 000 Гц.

Высота измеряется в мелах. Тон частотой 1000 Гц при силе 40 децибел – 1000 мелов. 10000Гц – 2500 мел.

От 50 до 10000 Гц – диапазон частот речевых звуков.

Ухо человека способно воспринимать от 16 до 20000 Гц.


Сила и громкость звука.

Сила зависит от амплитуды колебательных движений, тем она больше, тем больше сила. Увеличение/уменьшение давления в воздухе. Давление измеряется силой. Измерение: 2 порога. Порог слышимости и порог болевых ощущений. Порог слышимости – такое критическое значение звукового давления, при котором звук еле слышится, а при уменьшении перестаёт быть слышен. Порог болевых ощущений – такое критическое увеличение давления, при котором возникает ощущение боли.

1000Гц – расстояние в 3 миллиона раз между порогом слышимости и порогом болевых ощущений.

Сила на единицу площади. В динах различие – 3 млн раз. В динах на см в квадрате.

Децибелы – 130 частей, 0 децибел – порог слышимости, порог болевых ощущений – 130 децибел. Для звука 1000 Гц. Децибел – относительная единица для звука частотой 1000 Гц.

Громкость – субъективное восприятие интенсивности. Единицы – соны. Зависит от частоты звуков. Звуки, имеющие частоту меньшую, должны быть с большей интенсивностью. Прямая зависимость между интенсивностью и громкостью.


Спектр звука, воспринимаемый как тембр.

Результат восприятия спектра звука ухом человека.

Связки приходят в движения, колеблются целиком. Частота основного тона – Fосн. Предп, 100 колебаний в секунду. 100Гц колеблется. Наряду с колебаниями связки есть колебания половины связки (F1=200Гц), вторая гармоника – 300 Гц.

Форманты есть у гласных и сонант, а у согласных – шумовые частот. Главные резонансные форманты – 2. 3я форманта развита у гласных переднего ряда.

Согласные – область усиления шума. Основной тон – более шумная частота, самая низкая – 50Гц. Первые две форманты – качество звука, третья – передний ряд.

1000 Гц – частота основного тона.

Колебательная частота в 2 раза больше. Обертоны – в результате колебаний частей этого тела.

Обертон 2000 Гц усиливается при совпадении с собственной частотой полого тела. Резонатор. Так как человек может менять форму резонаторных полостей, всякий раз мы получаем разные звуки. (Частоты). Остальные частоты утихают. При изменении конфигурации полости – разные звуки.

Спектр – набор частот звука с усиленными в результате явления резонанса определёнными частотными составляющими… Человек воспринимает их как звуки разного тембра.
Гутер Фанн. Связь между акустическим и артикуляторным языковыми характеристиками.

Движение языка по вертикали связаны со значением первой форманты, чем выше язык по вертикали, тем более закрыт звук, тем меньше частотное значение первой форманты.

По горизонтали – вторая форманта, чем переднее положение языка, тем выше значение второй форманты.
3 фазы любого звука: экскурсия, выдержка, рекурсия.

Влияние одного звука на другой.



7.Перцептивный аспект фонетики.
Лингвисты разделили 2 аспекта: ПСИХОАКУСТИЧЕСКИЙ и непосредственно ПЕРЦЕПТИВНЫЙ.

ПИСХОАКУСТИЧЕСКИЙ – исследование, как самые разные звуки воспринимаются звуковой системой. И какова между физическими свойствами звука и их оценкой слухом связь.

ПЕРЦЕПТИВНЫЙ – как воспринимаются именно звуки речи. С помощью слуховой системы, имеющей 3 раздела:

-периферический

-центральный слуховой путь

-слуховая кора

Периферический. Наружное, среднее и внутреннее ухо. Преобразование воздушных колебаний в нервную импульсацию.

Центральный слуховой путь – нервную импульсацию передать в слуховую зону коры головного мозга.

Слуховая кора – обработка импульсации, фонетические характеристики звуков.

Задача: исследовать функции разных разделов в связи с восприятием тех или иных звуков. Процессы связаны с родным языком.

Начало формирования – ещё до рождения. Механизм родного языка уже заложен. Роль левого и правого полушарий. Сопоставление и классификация звуков – левое. Характеристики – правое.

2 вида перцептивных характеристик: общие и специфические. Связаны с общими особенностями произносительной системы (коартикуляция), максимальная в рамках слога, разные в разных языках.

Слог – максимальная слитность компонентов.

Специфические определяются конкретной звуковой системой языка.

Е.Д.Поливанов. Процесс восприятия звуков своего и чужого языка различаются. Сопоставление с эталонами в своей семье.

Восприятие сложнее воспроизведения.

Конец 60х годов. Опыт. Может ли носитель языка различать и сопоставлять больше гласных. И какой из дифференциальных признаков согласных наиболее значим. Мягкость-твёрдость. Меняется ли что-то в характеристике гласного под влиянием согласного и сколько гласных человек способен воспринять? 65й год. Сепаратор. Магнитная запись, выделение звуков гласных в соседстве с разными согласными. Звуки длительностью меньше 50 секунд недостаточно хорошо воспринимаются человеком.

Ничто так не отражается на гласных, как мягкость предшествующего согласного. Носители русского языка различают 18 гласных, а не шесть.

|a| |'a| |a'| |'a'|

И так с Э, О, У. Ещё фонема И и Ы. Всё равно, что идёт после гласного, мягкий или твёрдый.

Форманта мягкости в спектре согласного – от 2х до 3х тысяч герц.

Большее число звуковых типов, чем число фонем.




  1   2   3   4


©netref.ru 2017
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет