9 класс 1 блок заданий. Знание текста художественного произведения



Дата28.04.2016
өлшемі88.02 Kb.
2009-2010

Задания по ЛИТЕРАТУРЕ

для первого (заочного) тура

олимпиады на звание «Стипендиат АГУ»

9 класс
1 блок заданий. Знание текста художественного произведения
1. Кто и в каком произведении это говорит?

1). Легко ли в шестьдесят пять лет

Тащиться мне к тебе, племянница?.. – Мученье!

Час битый ехала с Покровки, силы нет;

Ночь – светапреставленье!

2). Почему же я? Зачем на меня обрушилась беда? Кто же зевает теперь на должности? – все приобретают. Несчастным я не сделал никого; я не ограбил вдову, я не пустил никого по миру, пользовался я от избытков, брал там, где всякий брал бы: не воспользуйся я, другие воспользовались бы.

3). Женщины! женщины! Кто их поймет? Их улыбки противоречат их взорам, их слова обещают и манят, а звук их голоса отталкивает… То они в минуту постигают и угадывают самую потаенную нашу мысль, то не понимают самых ясных намеков…

4). Кровь поминутно приливала в голову, но со всем тем какое-то отрадное чувство распространилось по всем моим жилам, и мне было как-то весело, что я так высоко над миром: чувство детское, не спорю, но, удаляясь от условий общества и приближаясь к природе, мы невольно становимся детьми…

5). О родина святая,

Какое сердце не дрожит, тебя благословляя?


А). Чичиков. «Мертвые души» Н.В. Гоголя.

Б). Певец. «Певец во стане русских воинов». В.А. Жуковский.

В). Хлёстова. «Горе от ума» А.С. Грибоедова.

Г). Печорин. «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова.

Д). Грушницкий. «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова.

Е). Странствующий офицер. «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова.

Ж). Графиня-бабушка. «Горе от ума» А.С. Грибоедова.

Ответ: 1____; 2____; 3____; 4____; 5____.
2. Соотнесите произведения и авторов.

1). Снегирь.

2). Выбранные места из переписки с друзьями.

3). Бригадир.


А). Д.И. Фонвизин;

Б). А.С. Пушкин;

В). Н.В. Гоголь;

Г). М.В. Ломоносов.



Ответ: 1 ____; 2____; 3____.

3. Определите, о каких произведениях идет речь. Назовите их авторов.

1). Рассказчик узнает некую историю от двух героев: от первого только предысторию, от второго – развязку отношений. Все герои – офицеры в отставке.

2). Сначала мы узнаем историю жизни и смерти героя, а потом слышим от него рассказ об этом.

3). В черновых рукописях рассказчик обращался к своему внуку с записками, а потом к обыкновенному читателю с нравственными назиданиями и размышлениями о чудесных обстоятельствах.

4). Это произведение пародирует два знаменитых литературных сюжета: европейский и русский.

4. Вставьте пропущенное слово. Укажите автора и название произведения.

1). Русь, куда ж несешься ты, дай ответ? Не дает ответа. ________ звоном заливается колокольчик; гремит и становится ветром разорванный в куски воздух; летит мимо все что ни есть на земли, и косясь постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства.

2). И, может быть, я завтра умру!.. и не останется на земле ни одного существа, которое бы поняло меня совершенно. Одни почитают меня хуже, другие лучше, чем я в самом деле… Одни скажут: он был добрый малый, другие – ___________. И то и другое будет ложно.

3). Легкий, легкий ветерок,

Что так сладко, тихо веешь?

Что играешь, что светлеешь,

_______________ поток?

5. Один герой из-за нее, «гадкой», не пошел гулять по бульвару и из-за этого потерял «милую княжну»; другой изменил с ней своей «серпянке», а когда потерял ее, умер в горячке. Кто она?


2 блок заданий. Литературный процесс, история русской литературы
1. Почему баллада В.А. Жуковского «Светлана» была чрезвычайно популярной в русской литературе первой половины ХIХ века? (Три ответа)

1) В.А. Жуковский создал произведение, совершенно свободное от религиозных тем.

2) В балладах В.А. Жуковского, в том числе в «Светлане», российскому читателю впервые в русской литературе открылся мир внутренних, душевных переживаний человеческой личности.

3) В.А. Жуковский создал произведение, в точности следующее образцам западноевропейской баллады.

4) В.А. Жуковский обратился к изображению народного календарного праздника и подробно воспроизвел картину гаданий русских девушек.

5) В.А. Жуковский создал в балладе атмосферу таинственного, ввел фантастический элемент.

2. Какой смысловой оттенок был введен драматургом при замене первого названия комедии «Горе уму» на второе – «Горе от ума»? В каком случае драматургический конфликт был сложнее? (Два ответа).

1) В случае первого названия («Горе уму») подразумевалось драматическое положение героя, наделенного острым умом и оказавшегося во враждебном ему светском обществе. Конфликт сложнее, чем во втором случае.

2) Во втором случае («Горе от ума») автором был допущен иронический оттенок по отношению к главному герою, страдающему в светском обществе от собственного ума. Высокий ум не воспринимается автором как неоспоримая ценность. Автором снималась и однозначная оценка светского общества. Конфликт сложнее, чем в первом случае.

3) В случае первого названия («Горе уму») автором был допущен иронический оттенок по отношению к главному герою. Конфликт сложнее, чем во втором случае.

4) В первом случае («Горе уму») подразумевалось противостояние двух сторон, одна из которых страдательная. Она олицетворяла безусловную, неоспоримую ценность перед лицом противоположной стороны. Конфликт сложнее, чем во втором случае.

5) Во втором случае («Горе от ума») автор вывел главного героя, которого трудно определить как победителя или побежденного. Также нельзя однозначно определить и противоположную сторону – фамусовскую Москву, мало способную к решительным переменам, чреватую застоем, но вместе с тем заключающую в себе непреложные ценности человеческого бытия. Конфликт сложнее, чем в первом случае.

3. Как долго создавался роман «Евгений Онегин»? Менялся ли сам автор и претерпевал ли изменения его замысел? (Два ответа)

1) Три года.

2) Семь лет.

3) Изменение представлений автора не выражено в романе.

4) Замысел, сложившийся в самом начале работы над романом, в дальнейшем не претерпел никаких изменений.

5) Изменение взглядов, новые впечатления и наблюдения автора влекла за собою изменение первоначальных планов.

4. Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Дума» (1838): Каковы доминанты духовной жизни 1830-х годов? Какие возможности и опасности, по мнению М.Ю. Лермонтова, они таили в себе? (Три ответа)

1) Доминанты духовной жизни 1830-х годов – «действие и подвиг».

2) Доминанты духовной жизни 1830-х годов – «познание и сомнение».

3) Эти особенности духовной жизни 1830-х годов таили в себе опасность утраты мыслящим человеком действенной жизни.

4) Эти особенности духовной жизни 1830-х годов таили в себе опасность потери критериев для различения Добра и Зла.

5) Эти особенности духовной жизни 1830-х годов таили в себе возможность обретения душевной гармонии.



Справка

Доминанта – основная, господствующая идея; основной признак или важнейшая составная часть чего-либо.

5. Реминисценция из какого стихотворения М.Ю. Лермонтова используется Н.В. Гоголем в лирическом отступлении о двух типах писателей в «Мертвых душах»?

«Но не таков удел, и другая судьба писателя, дерзнувшего вызвать наружу все, что ежеминутно перед очами и чего не зрят равнодушные очи, всю страшную тину мелочей, опутавших нашу жизнь … <…> без разделенья, без ответа, без участья, как бессемейный путник, останется он один посреди дороги. Сурово его поприще, и горько почувствует он свое одиночество».
3 блок заданий. Теоретико-литературный
1. Назовите троп, выделенный в стихотворных отрывках. Кого подразумевают поэты в том и другом случае?

1). Хотя мы знаем, что Евгений

Издавна чтенье разлюбил,

Однако ж несколько творений

Он из опалы исключил:

Певца Гяура и Жуана

Да с ним еще два-три романа…



(А.С. Пушкин)

2). И он убит – и взят могилой,



Как тот певец, неведомый, но милый,

Добыча ревности глухой,

Воспетый им с такою чудной силой,

Сраженный, как и он, безжалостной рукой.



(М.Ю. Лермонтов)

2. Определите стихотворный размер отрывка.

Когда же сбираются темные тучи,

Чтоб ясное небо отнять у тебя –

Ты бьешься, ты воешь, ты волны подъемлешь,

Ты рвешь и терзаешь враждебную мглу…



(В.А. Жуковский)

А. Ямб.


Б. Хорей.

В. Дактиль.

Г. Амфибрахий.

Д. Анапест.

3. Определите жанры данных произведений:

1). «Лесной царь» В.А. Жуковского.

2). «Демон» М.Ю. Лермонтова.

3). «Мертвые души» Н.В. Гоголя.

4). «Пиковая дама» А.С. Пушкина.

5). «Маскарад» М.Ю. Лермонтова.

4. Какое правило построения комедии утратило свою прежнюю актуальность в «Горе от ума» А.С. Грибоедова? (Один ответ)

1). Соблюдение классицистического правила «трех единств» (соблюдение единства времени, места, действия).

2). Ведение любовной интриги, воспроизведение напряженной борьбы двух соперников. Средоточие всего драматического интереса в комедии на перипетиях любовной интриги.

3). Соотнесение героев комедии с известными зрителям комедийным амплуа (герой – «чудак», герой – «удачливый соперник в любви», «обманутый отец», «характерная старуха»).

4). Включение нравоучительных монологов.

5). Введение «говорящих» фамилий.

5. Данные понятия и категории разбейте на группы:

а) свойственные классицизму как литературному направлению,

б) романтизму как литературному направлению.
1) разум

2) мечтательность

3) чувство

4) интересы государства

5) строгая логика

6) фантазия

7) мистика

8) единство действия, места, времени

9) «очарованное там»

10) сверхсознательное

11) потусторонний идеал

12) положительный герой

13) точность.
4 блок заданий. Творческое задание
Выберите одно из предложенных заданий.
1. Дайте развернутый ответ на вопрос.

Дает ли, на Ваш взгляд, поэма Н.В. Гоголя «Мертвые души» повод думать, что каждый русский человек носит в глубине души своей «зародыш Чичикова» (Н. Полевой)? Ответ обоснуйте.

2. Дайте сопоставительный анализ двух лирических произведений.

М.Ю. Лермонтов

Парус

Белеет пару одинокий,

В тумане моря голубом! ..

Что ищет он в стране далекой?

Что кинул он в краю родном? ..
Играют волны – ветер свищет,

И мачта гнется и скрыпит …

Увы, – он счастия не ищет

И не от счастия бежит!


Под ним струя светлей лазури,

Над ним луч солнца золотой …

А он, мятежный, просит бури,

Как будто в бурях есть покой!



(1832)
К.К. Бальмонт

Альбатрос

Над пустыней ночною морей альбатрос одинокий,

Разрезая ударами крыльев соленый туман,

Любовался, как царством своим, этой бездной широкой,

И, едва колыхаясь, качался под ним океан.
И порой омрачаясь, далеко на небе холодном,

Одиноко плыла, одиноко горела луна.

О, блаженство быть сильным и гордым и вечно свободным!

Одиночество! Мир тебе! Море, покой, тишина!



(1900)
Каталог: images -> File
File -> Тақырыбы: «Қыс» өлеңі. Абай Құнанбаев Мақсаттары: Абайдың "Қыс" өлеңімен таныстыра отырып, сол кездегі
File -> Аббревиатуры-инновации: системно-описательный и лингвопрагматический аспект
File -> Рефератның тулы исеме 1 Ясемин Демирджи, магистрант
File -> Сабақтың тақрыбы: Сандықтың бетін әр түрлі ою-өрнекпен әшекейлеу
File -> Урок по Новой истории в 8 классе по теме: США в XIX веке: модернизация, отмена рабства и сохранение республики
File -> Коммуникатив компетенция (аралашу осталыгы) формалаштыру. Компетенция
File -> Чеченской республики
File -> Элективный курс «Абсолютная величина (модуль)»


Достарыңызбен бөлісу:


©netref.ru 2019
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет