А. И. Галич Александр Иванович Галич (1783 — 1848)



жүктеу 55.53 Kb.
Дата27.04.2016
өлшемі55.53 Kb.
: sites -> default -> files
files -> «Наркологиялық ұйымнан анықтама беру» мемлекеттік көрсетілетін қызмет стандарты Жалпы ережелер «Наркологиялық ұйымнан анықтама беру»
files -> ТӘуелсіздік жылдарынан кейінгі сыр өҢірі мерзімді басылымдар: бағыт-бағдары мен бет-бейнесі
files -> Ф 06-32 Қазақстан республикасының білім және ғылым министрлігі
files -> Т. Н. Кемайкина психологические аспекты социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей методическое пособие
files -> Техническая характеристика ао «нак «Казатомпром»
files -> Үкіметтің 2013 жылға арналған Заң жобалау жұмыстары Жоспарының орындалуы бойынша ақпарат
files -> Ақтөбе облысының жұмыспен қамтуды үйлестіру және әлеуметтік бағдарламалар басқарма басшысының

4. А.И.Галич



Александр Иванович Галич (1783 — 1848)

— преподаватель Императорского Царскосельского лицея, один из первых представителей философской кафедры в Петербургском университете. В 1818 — 19 гг. издал в двух томах “Историю философских систем”, за что был обвинен в безбожии и революционных замыслах. В 1837 г., лишившись оклада профессора и казенной квартиры, Галич получил место начальника архива при провиантском департаменте. Несмотря на постигшие его невзгоды, Галич продолжал работать и издал несколько книг. Больше всего его занимали два труда: “Всеобщее право” и “Философия истории человечества”, но едва он успел закончить их, как в его отсутствие пожар бесследно уничтожил рукописи.

“Теория красноречия” Галича, хотя и не пользовалась такой популярностью, как труды Мерзлякова или Кошанского, представляет фундаментальный труд. При несколько тяжеловатом стиле изложения А.И. Галич философичен и включает в рассмотрение риторики психологические, логические и эстетические начала.

Риторика понимается Галичем как теория красноречия, научающая “систематически обработывать сочинения на письме и предлагать изустно так, чтобы они и со стороны материи и со стороны формы, т.е. и по содержанию , и по отделке нравились читателю или слушателю, производя в его душе убеждение, растроганность и решимость удачным выбором и размещением мыслей, и равно и приличным выражением мыслей с помощью слов и движений телесных”. Стоит обратить внимание на объяснение красноречия как искусства “мыслить и говорить”, отчего требуется столько же прилагать старания о выражении сколько и об умственном запасе прилагать “.

В соответствии с тремя областями наук выделяются три фигуры: грамматик, оратор и стихотворец. Если первый имеет потребность быть только “понятным”, то оратор имеет целью “убеждать других в важной истине непосредственно рассудком”, а стихотворец - “только нравиться чувству и воображению приятными вымыслами.”

Любопытны требования к оратору, представляющие собой развитие классической теории ораторских нравов. В ораторе предполагаются: 1) со стороны умственной или теоретической: а) проницательный ум с целью правильно познавать истинное и важное во всем, что человека наиболее занимает; б) богатая и смелая фантазия; в) обширные сведения в науках; г) образование со стороны искусств, преимущественно же опытность и навык в своем собственном; д) изучение языков, грамматическое и философское; 2) со стороны нравственной - живое чувство священного сана человеческого, пламенная ревность к ... общему благу и крепкая, непоколебимая воля ; 3) со стороны физической - приличная наружность, звучный орган голоса, крепкая грудь."

Некоторые части учебника Галича достаточно оригинальны. В частности, к этому времени в большинстве учебников редуцируется учение о страстях. À.È.Ãàëè÷, íàïðîòèâ, ïèøåò î ñòðàñòÿõ, ïî êðàéíåé ìåðå, â ÷åòûðåõ ðàçäåëàõ ñâîåé “Ðèòîðèêè” (=“Òåîðèè êðàñíîðå÷èÿ”):

1) â îïðåäåëåíèè óáåæäåíèÿ êàê öåëè âåòèéñòâà ñêàçàíî, ÷òî îíî “ìîæåò òðîãàòü, âîçáóæäàòü èëè óòåøàòü ñòðàñòè - ïðåäëîæåíèÿìè ïîâåëåâàþùèìè èëè óâåùåâàþùèìè”;

2) â äîñòàòî÷íî òðàäèöèîííîì îïèñàíèè “ðîäîâ çàêëþ÷åíèÿ” êàê äâóõ ñïîñîáîâ çàâåðøåíèÿ ðå÷è (ïåðâîå ñîñòîèò â “âîçáóæäåíèè è óâëå÷åíèè” äóøè ñëóøàòåëÿ îáðàùåíèåì ê “ñóùíîñòè ñêàçàííîãî”, à âòîðîå “ñîñòîèò â âîçáóæäåíèè ñòðàñòåé”;

3) ÷àñòíîðèòîðè÷åñêîå ïðèìåíåíèå ó÷åíèÿ î ñòðàñòÿõ â ïðîïîâåäíè÷åñêîé ðå÷è, ãäå èìåþòñÿ: à) “ïðîïîâåäü âîçáóæäàþùàÿ”, â èñïîëíåíèè êîòîðîé âîçìîæíû “òðè ãëàâíûå ñëó÷àÿ” (ñëîâî “ñëó÷àé”, îçíà÷àþùåå çäåñü ñïîñîá, ñðåäñòâî, ñð. ñ “óëó÷åíèåì” êàê ñïîñîáîì ïðèîáðåòåíèÿ êðàñíîðå÷èÿ â “Ðèòîðèêå” Ìèõàèëà Óñà÷åâà): “1. âîçáóæäåíèå ÷óâñòâ óäèâëåíèÿ è ïî÷èòàíèÿ íàøåãî ê Áîãó; 2. âîçáóæäåíèå ÷óâñòâà èñòèíû; 3. îæèâëåíèå íðàâñòâåííûõ ïîìûñëîâ”; á) ïðîïîâåäü ïîäâèãàþùàÿ, òðåáóþùàÿ íàêëîíèòü ê ïîñòóïêàì, èìåþùèì íðàâñòâåííîå äîñòîèíñòâî”;

4) äëÿ äîñòèæåíèÿ “òåëåñíîãî êðàñíîðå÷èÿ” - â ýòîì ðàçäåëå èìåþòñÿ äâå ÷àñòè “äåêëàìàöèÿ è èñêóññòâî òåëîäâèæåíèé”, îïèñûâàþòñÿ ãëàâíåéøèå ñòðàñòè â èõ “èçîáðàæåíèè” ëèáî ÷åðåç “ìóçûêàëüíîå èçìåíåíèå èëè èçâèòèå ãîëîñà”, ëèáî ÷åðåç “ìèìèêó ãëàâíåéøèõ ñòðàñòåé”.

Ýòî îïèñàíèå äîñòàòî÷íî ïðîñòðàííî è èìåííî îíî áîëåå âñåãî ìîæåò áûòü ñîîòíåñåíî ñ ïðåäøåñòâóþùèìè ðèòîðèêàìè, ãäå îïèñûâàëîñü ãîëîñîâåäåíèå è òåëîäâèæåíèå ÷åðåç ñïîñîáû èçîáðàæåíèÿ ñòðàñòåé (ñð. è Ñòàðîîáðÿä÷åñêóþ Ðèòîðèêó, è 1-é âàðèàíò “Êðàòêîãî ðóêîâîäñòâà” Ì.Ô.Ëîìîíîñîâà, è îêîí÷àíèå “Ïðàâèë âûñøåãî êðàñíîðå÷èÿ” Ì.Ì.Ñïåðàíñêîãî). À.È.Ãàëè÷, åäèíñòâåííûé ñðåäè ðèòîðîâ ñâîåãî âðåìåíè, ïûòàëñÿ ïîääåðæàòü ýòó òðàäèöèþ, ïðè÷åì, îí îñîâðåìåíèâàåò è ïûòàåòñÿ ñäåëàòü “íàòóðàëüíûì” ñâîå îïèñàíèå. Íàïðèìåð:

[î âûðàæåíèè ñòðàñòåé â ãîëîñîâåäåíèè] “Óäèâëåíèå òðåáóåò ìåäëåííûõ, òîðæåñòâåííûõ, íèçêèõ òîíîâ; â èçóìëåíèè ïðîèçíîñÿòñÿ ñëîâà âåñüìà òÿæåëî, êàê áóäòî îðãàíû ÿçûêà íàõîäÿòñÿ â îöåïåíåíèè...

Ðå÷ü óâàæåíèÿ ïîäõîäèò ê ðå÷è óäèâëåíèÿ; ïðåçðåíèå ãîâîðèò íåñêîëüêî â íàñ. Ðåøèòåëüíîñòü èìååò òâåðäûé, ðåçêèé òîí, ñîîáðàçíûé ñ åå âíóòðåííèì ðàñïîëîæåíèåì.



Ðàäîñòü âûðàæàåòñÿ îñîáåííûì êàêèì-òî äîáðîãëàñèåì, êîòîðîå â áûñòðûõ äâèæåíèÿõ ïîäûìàåòñÿ âûøå ñðåäíèõ òîíîâ... Íàäåæäà ðàçäåëÿåò ñ ðàäîñòèþ è äîâîëüñòâîì êðàòêîå äîáðîãëàñèå, íî è ðàçëè÷àåòñÿ îò íèõ íàòÿæíûì òîíîì...

Ìóæåñòâî ñëûøíî â ñèëå è íàòèñêå ðå÷è. Ñòðîïòèâûé ãîâîðèò ãðóáî, áîðçî è îòðûâèñòî; òàêîâ æå òî÷íî è òîí óãðîç, ñâåðõ òîãî, ëþáÿò ãîâîðèòü ñêâîçü çóáû...

Ñòðàõ ãîâîðèò ðàçðûâ÷àòûì, ñëàáûì, ñòåñíåííûì, ÷àñòî äðîæàùèì ãîëîñîì è ò.ä.”.Ñòîëü æå ïîäðîáíî îïèñàíà “ìèìèêà ãëàâíåéøèõ ñòðàñòåé”: óäèâëåíèÿ, óâàæåíèÿ, ðàäîñòè, ãíåâà, íàäåæäû, ñòðàõà. Ïðè÷åì, îïèñàíèÿ íåñëó÷àéíî íàçâàíû “ïðàêòè÷åñêèìè ïðèìåðàìè”. Ïðèìåð ðàäîñòè: “ ðàäîñòè ðàñøèðåííûå ÷åðòû ëèöà ÷ðåçâû÷àéíî óìèëüíû, òî åñòü ðàñïîëîæåíû ê óëûáêå. Òàêîé æå óìèëüíûé âçãëÿä áðîñàþò âîêðóã ñåáÿ è ãëàçà, îæèâëåííûå îãíåì ñåðäå÷íîãî ÷óâñòâà; ãðóäü âçäûìàåòñÿ, ãîëîâà òèõîíüêî âûãèáàåòñÿ èç ïëå÷, ñòàí ïðèíèìàåò ïðÿìîå ïîëîæåíèå è íåêîòîðóþ óïðóãîñòü, äâèæåíèÿ ñîâåðøàþòñÿ ëåãêî è áûñòðî; ÷åëîâåê ïðûãàåò.  îñîáåííîñòè ðóêè æèâî ìàøóò âîêðóã ãîëîâû è â ñåé áåñïîðÿäî÷íîé èãðå, â ñåì íåâîëüíîì ÿâëåíèè ñèë, âåñüìà ÷àñòî ñäâèãàþòñÿ è ðàçûìàþòñÿ ñ èçâåñòíûì íàïðÿæåíèåì. [Îò ýòîãî ïðîèñõîäÿò ðóêîïëåñêàíèÿ, êàê âûðàæåíèå ðàäîñòè, õîòÿ â èíûõ ðîäàõ ñåé ïîñëåäíåé ó÷àñòâóåò è ñêëîííîñòü ê øóìó. Õëîïàíüå â ëàäîøè, êàê èçúÿâëåíèå ðàäîñòè, áûâàåò è çíàêîì îäîáðåíèÿ.] Ñèëû, îæèâëåííûå âî âñåõ ÷àñòÿõ, îòòåíÿþò ñàìûå ùåêè òîíêèì ðóìÿíöåì. Ïî÷åìó âñå ÿâëåíèÿ ðàäîñòè âîîáùå ïðåëåñòíû. Âîñòîðã ïî÷òè ïîäûìàåò ÷åëîâåêà íà âîçäóõ è îêðûëÿåò âñå åãî òåëî, òàê ÷òî íîãè åäâà êàñàþòñÿ äî çåìëè”.

Ïðîñòðàííîå îïèñàíèå ñïîñîáîâ âûðàæåíèÿ ñòðàñòåé âåäåòñÿ èñõîäÿ èç òåçèñà î áîãàòñòâå ðàçíîîáðàçèÿ è ñèíîíèìèêè â èçîáðàæåíèè ñòðàñòåé è ñïîñîáîâ èõ ïðîÿâëåíèÿ. Àâòîð äîëæåí ÿâèòü ñâîþ íàáëþäàòåëüíîñòü è èñêóññòâî îïèñàíèÿ. Ñòðàñòü ïðåïîäíîñèòñÿ êàê ãîòîâîå ïðîÿâëåíèå, êîòîðîå àâòîð íàáëþäàë â äåéñòâèòåëüíîñòè è, î÷åâèäíî, ðåêîìåíäóåò ðèòîðó âûðàæàòü èëè èçîáðàæàòü åå èìåííî òàêèì îáðàçîì.  òàêîì ïðåäñòàâëåíèè ñóùåñòâîâàë îïðåäåëåííûé ïåäàãîãè÷åñêèé ñìûñë, íåêèé èäåàë, ïðåäëàãàåìàÿ íîðìà ðèòîðè÷åñêîãî ïîâåäåíèÿ. Ñ êðèòèêîé ðèòîðèêè êàê òåîðèè íîðìàòèâíîãî ïîâåäåíèÿ îñòàòêè äàííîãî ïîäõîäà â “èçîáðàæåíèè ñòðàñòåé” ñîõðàíÿëèñü, íàïðèìåð, â òåàòðå. Îäíàêî òðåáîâàíèå “ïðàâäîïîäîáèÿ ÷óâñòâîâàíèé â ïðåäëàãàåìûõ îáñòîÿòåëüñòâàõ”, êðèòèêà “òåàòðà ïðåäñòàâëåíèÿ” â ïîëüçó “òåàòðà ïåðåæèâàíèÿ” (Ê.Ñ.Ñòàíèñëàâñêèé) íåñîìíåííî âîñõîäèò ê ýòîìó êîíôëèêòó ïåðâîé ïîëîâèíû XIX âåêà. Èìåííî òîãäà áûë âçÿò ïîä ñîìíåíèå íîðìàòèâíî-ðåêîìåíäàòåëüíûé ïîäõîä ðóññêèõ ðèòîðèê ñ òåì, ÷òîáû îò îáùåãî ïðàâèëà ïåðåéòè ê èíäèâèäóàëüíîñòè ñëîâîâûðàæåíèÿ è èçîáðàæåíèÿ â õóäîæåñòâåííîé ñëîâåñíîñòè.



Èíûìè ñëîâàìè: åñëè ðèòîðèêà ðåêîìåíäîâàëà èìåííî òàêîå, à íå èíîå âûðàæåíèå ñòðàñòè (“óäèâëåíèå òðåáóåò ìåäëåííûõ, òîðæåñòâåííûõ, íèçêèõ òîíîâ”), òî ñòîðîííèêè èíäèâèäóàëüíî-õóäîæåñòâåííîãî òâîð÷åñòâà (â ëèòåðàòóðå - ïîñëåäîâàòåëè Â.Ã.Áåëèíñêîãî, â òåàòðå - Ê.Ñ.Ñòàíèñëàâñêîãî) ñêàçàëè áû, ÷òî ìû íå çíàåì, êàê âûðàçèòñÿ óäèâëåíèå â òåõ èëè èíûõ ïðîÿâëåíèÿõ è ñèòóàöèÿõ “æèçíè ÷åëîâå÷åñêîãî äóõà”. “Ïðàâäà” òàêîãî âûðàæåíèÿ è èçîáðàæåíèÿ èçáåðåò êðèòåðèåì “ðåàëüíîñòü”, âñìàòðèâàíèå â æèçíü, âñå áîëüøåå îòâëå÷åíèå îò èäåàëà, íîðìû, ñ êîòîðûìè íå ìîãóò íå ñâÿçûâàòüñÿ è ïðåäñòàâëåíèÿ îá èçÿùíîì.







©netref.ru 2017
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет