Агрессия (в наиболее общем определении) это поведение, причиняющее ущерб. Агрессия по форме подразделяется на физическую



жүктеу 63.95 Kb.
Дата18.04.2016
өлшемі63.95 Kb.
: gallery
gallery -> «Координаты на плоскости» кр №14 «Координаты на плоскости»
gallery -> Сузык /э/ авазы һәм Э, э хәрефләре
gallery -> Литература XX века олимп • act • москва • 1997 ббк 81. 2Ря72 в 84 (0753)
gallery -> Инструкция по применению меры безопасности
gallery -> Редкие растения тысячелистник обыкновенный ('Paprika') Achillea mill paprika
gallery -> Сборочный чертеж облицовки
gallery -> «развитие физиологического и речевого дыхания»
gallery -> Иркутский драгунский полк




Агрессия (в наиболее общем определении) - это поведение, причиняющее ущерб. Агрессия по форме подразделяется на физическую (избиение, ранение) и вербальную (словесную: оскорбление, клевета, отказ от общения).

Агрессия всегда сопровождается негативными эмоциями и намерением причинить зло. Согласно некоторым теориям, агрессия является неотъемлемой частью человеческой природы. Агрессивное поведение в детском возрасте - достаточно обычное явление.



Агрессия ребёнка может быть направлена:

      • на окружающих людей вне семьи (на педагога, одноклассников);

      • на близких людей;

      • на животных;

      • на себя (выдёргивание волос, кусание ногтей, отказ от еды);

      • на внешние объекты (разрушение предметов, порча имущества);

      • на символические и фантазийные объекты (рисунки, собирание оружия, компьютерные игры агрессивного содержания).

Мотивы агрессивного поведения у детей

Агрессивное поведение чаще всего бессознательно. Его мотивы могут не осознаваться ребёнком. Агрессия вызывается словами и поступками (оскорбление, провокация, обвинение, издёвка, насмешка), которые унижают человеческое достоинство. В таких случаях агрессивное поведение выступает как проявление ребёнком психологической защиты. "Психологическая защита" - специальная система стабилизации личности, направленная на устранение или сведение до минимума чувства тревоги, связанного с осознанием конфликта. Главная задача психологической защиты - устранение психологического дискомфорта, а не реальное разрешение конфликтной ситуации. Поэтому некоторые психологи считают, что психологическая защита является не нормальным, а необычным способом разрешения ситуации, которая человеку не приятна. О действии психологической защиты можно говорить тогда, когда человек вместо выявления причин проблемной ситуации начинает искать "виновного" и продумывает способы мести (становится агрессивен).

Характер агрессивного поведения во многом определяется возрастными особенностями. Переход от возраста к возрасту сопровождается естественными пиками агрессивности (возрастные кризисы). Возрастные кризисы связаны с появлением новых потребностей, которые не удовлетворяются по различным причинам. Если взрослые переживают возрастные кризисы каждые 7-10 лет, то у ребёнка это наблюдается значительно чаще.

Для предупреждения агрессивного поведения детей существует широкий спектр возможностей. Специалистами (психологами, педагогами) разработаны специальные рекомендации для взрослых по работе над агрессивным поведением детей. Эти правила позволяют в конфликтной ситуации с детьми и подростками обеспечить её позитивное разрешение конфликта и установить партнёрские отношения.
Правило 1. Игнорируйте незначительную агрессию
Когда агрессия детей не опасна и объяснима, взрослому целесообразно реагировать на поведение ребёнка следующим образом:


    • просто "не замечайте" реакцию ребёнка (подростка);

    • выражайте понимание чувств ребенка: "Я понимаю, что тебе обидно";

    • переключайте внимание ребёнка на что-то, например, предложите выполнить какое-либо задание (поиграть);

    • позитивно обозначьте его поведение: "Ты злишься потому, что устал".

КОММЕНТАРИИ. Поскольку установлено, что агрессия накапливается у всех людей, то взрослый, видя и понимая ситуацию, может просто внимательно выслушать ребёнка (подростка) и постараться переключить его на что-то другое. Внимание взрослого - необходимость для ребёнка и подростка. Часто именно недостаток такого внимания и ведёт к агрессивному поведению. Помните, что игнорирование агрессии - мощный способ изменения нежелательного поведения.


Правило 2. Акцентируйте внимание на поступках (поведении), а не на личности ребёнка
В момент агрессии опишите поведение ребёнка при помощи следующих словесных вариантов:

  • "Ты ведёшь себя агрессивно" (констатация факта);

  • "Ты злишься?" (констатирующий вопрос);

  • "Ты хочешь меня обидеть?", "Ты демонстрируешь мне силу?" (раскрытие мотивов агрессора);

  • "Мне не нравится, когда со мной говорят в таком тоне", "Я напрягаюсь, когда кто-то громко кричит" (раскрытие собственных чувств по отношению к нежелательному поведению);

  • "Ты нарушаешь правила поведения" (апелляция к правилам).

КОММЕНТАРИИ. Проговаривая одно из высказываний, взрослому нужно проявлять спокойствие, доброжелательность и твёрдость. Акцент делайте только на поступке, чтобы ребёнок (подросток) не услышал в тоне голоса, что вы против него. Ни в коем случае не вспоминайте аналогичное поведение в прошлом. После того как ребёнок успокоится, нужно обсудить с ним его поведение подробно и объяснить, почему его поступок неприемлем. Делайте акцент на том, что агрессия больше вредит ему самому, чем окружающим. Подумайте вместе (без свидетелей) какое поведение в данном случае было бы более приемлемо.


Правило 3. Контролируйте собственные негативные эмоции
Демонстрируя свою агрессию, ребёнок проявляет негативные эмоции: раздражение, гнев, возмущение, страх, беспомощность. При общении с агрессивно настроенным ребёнком аналогичные эмоции могут возникнуть и у взрослого. Но взрослый, должен уметь сдерживаться. Контролируйте себя, демонстрируя положительный пример в обращении со встречной агрессией, и сохраняйте партнёрские отношения, необходимые для дальнейшего сотрудничества.

Старайтесь:


  • не повышать голос, не кричать, не устрашать;

  • не демонстрировать свою власть: "Будет так, как я скажу";

  • не принимать агрессивные позы и жесты (сжатые челюсти, пальцы в кулаки);

  • не смеяться над ребёнком, не передразнивать его;

  • не оценивать личность ребёнка или его друзей;

  • не использовать физическую силу, не угрожать;

  • не читать нотации, проповеди;

  • не оправдываться, не пытаться защищать себя или подкупать ребёнка.

КОММЕНТАРИИ. Зачастую агрессивное поведение детей связано с желанием вызвать гнев взрослого, тем самым показав его слабость. Если взрослые попадаются на эту "удочку" - они теряют свой авторитет в глазах детей и возможность устанавливать партнёрские отношения. Взрослый должен проявить усилия, чтобы снизить напряжение и агрессию.


Правило 4. Сохраняйте положительную репутацию ребёнка
Ребёнку, как и некоторым взрослым, очень трудно признать свою неправоту. Публичное обсуждение может его больно ранить и, как правило, приведёт только к усилению агрессивного поведения в дальнейшем.
Чтобы сохранить ребёнку положительную репутацию,

используйте следующие варианты поведения с ним:


  • "Ты, возможно, неважно себя чувствуешь", "Ты не хотел его обидеть" (публично минимизируйте вину ребёнка);

  • позвольте выполнить ваше требование частично, по-своему;

  • предложите ребёнку договор с взаимными уступками.

КОММЕНТАРИИ. Настаивая на полном подчинении, можно спровоцировать новый взрыв агрессии. Если позволить подчиниться "по-своему", инцидент будет исчерпан скорее.


Правило 5. Демонстрируйте неагрессивное поведение
В результате конфликта обе стороны теряют контроль. Вы должны помнить, что чем меньше возраст ребёнка, тем более доброжелательным должно быть ваше поведение в ответ на агрессию. Поведение взрослого должно быть противоположно плохому поведению ребёнка (подростка).

Поэтому здесь возможно использование следующих приёмов:



  • выдерживайте паузу (выслушивайте молча);

  • тайм-аут (предоставьте ребёнку возможность успокоиться в одиночестве);

  • внушайте спокойствие жестами, мимикой;

  • шутите ("Ты сейчас выглядишь круче Шварценегера")

КОММЕНТАРИИ. Дети довольно быстро перенимают неагрессивную модель поведения. Но главное условие - искренность взрослого и соответствие тона его голоса, жестов, мимики, пантомимики высказанной им мысли.

Итак, на начальной стадии агрессивного поведения (при первых незначительных признаках) лучше всего использовать

следующие методы борьбы с агрессией:


    • игнорирование;

    • переключение внимания;

    • "изящный уход".

Изящный уход - это дипломатический манёвр, позволяющий всем участникам спокойно выйти из конфликтной ситуации. Любая оригинальная или нестандартная реакция взрослого на агрессивное поведение ребёнка помогает уладить проблемную ситуацию лучше, чем угрозы и физические меры.

Переключить внимание ребёнка можно на игру. Игра - самый лучший способ весёлого и занимательного времяпрепровождения, а также это лучший способ снять эмоциональное напряжение, тревоги, страх. На смену агрессии в игре приходит уверенность в себе, развивается позитивная самооценка, укрепляется эмоциональная сфера ребёнка.







©netref.ru 2017
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет