Акцентуации характера



жүктеу 1.26 Mb.
бет1/5
Дата26.04.2016
өлшемі1.26 Mb.
  1   2   3   4   5
: doc
doc -> Стандартные требования на бесшовные трубы из среднеуглеродистой стали для котлов и пароперегревателей 1
doc -> Аэробус а-320 Самолет а-320 — флагман семейства среднемагистральных узкофюзеляжных самолетов европейского концерна Airbus. Самолет полностью сертифицирован для полетов в России и за рубежом. Технические характеристики
doc -> Техническая характеристика ао «нак «Казатомпром»

И.В. Выбойщик

Л.П. Паршукова
Акцентуации характера

Учебное пособие
Акцентуации характера: учебное пособие / Л.П. Паршукова, И.В. Выбойщик. – 2-е изд., испр. и доп. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2007. – 84 с.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

1. Основные понятия

1.1. Понятие характера

1.2. Понятие акцентуации

1.3. Понятие типа

1.4. Понятие черты

2. Теории акцентуаций характера

2.1. Концепция акцентуированных личностей К. Леонгарда

2.1.1. Общие положения

2.1.2. Краткое описание типов акцентуированной личности

2.1.3. Черты характера и темперамента в структуре

акцентуированной личности.

2.2. Модель А.Е. Личко

2.2.1. Общие положения

2.2.2. Краткое описание типов акцентуаций характера

подростков

2.2.3. Разграничение акцентуаций и патологий характера

2.3. Методы выявления акцентуаций

3. Определение типа характера (опросник К. Леонгарда – Г. Шмишека)

3.1. Особенности, связанные с применением опросника

3.2. Текст опросника

3.3. Обработка результатов

3.4. Анализ и интерпретация результатов

3.4.1. Общая форма графика

3.4.2. Специфические группы показателей

3.4.3. Отдельные показатели

4. Подробная характеристика типов акцентуаций

4.1. Застревающий тип

4.2. Демонстративный тип

4.3. Педантичный тип

4.4. Возбудимый тип

4.5. Гипертимный тип

4.6. Дистимный тип

4.7. Аффективно-лабильный (циклотимный) тип

4.8. Аффективно-экзальтрованный тип

4.9. Эмотивный тип

4.10. Тревожно-боязливый (невротический) тип



5. Описание сочетаний акцентуированных черт

5.1. Сочетания, представленные К. Леонгардом

5.1.1. Сочетания черт характера

5.1.2. Сочетание черт характера и темперамента.

5.1.3. Сочетание черт темперамента

5.2. Сочетания, представленные в работах современных

исследователей

5.2.1. Сочетания черт темперамента

5.2.2. Сочетание тревожности с акцентуированными чертами темперамента и характера

Заключение

Библиографический список

Приложения

Приложение 1. Особенности общения и поведения в зависимости от типа акцентуации

Приложение 2. Вариант опросника Г. Шмишека (адаптация В.М. Русалова и коллег)

Приложение 3. Метафоры, иллюстрирующие проявления типов акцентуаций


ВВЕДЕНИЕ

«Трудный характер» – распространенное выражение. Обычно под ним подразумеваются яркие и устойчивые проявления, связанные с акцентуациями личности и создающие сложности в коммуникации.

Акцентуации могут проявляться уже в детстве, достигая своего пика в подростковом возрасте. Затем постепенно сглаживаются, но при неблагоприятных обстоятельствах закрепляются и становятся отличительной характеристикой взрослого человека. В этом случае мы встречаемся с личностью трудной, проблемной.

Особенность акцентуаций состоит в том, что они могут являться не только одной из причин формирования «трудного характера», но и источником разнообразных качеств, способствующих успеху в тех или иных сферах общения и деятельности. Акцентуации придают личности своеобразие, делают ее яркой, нестандартной. Благодаря специфическому сочетанию таких особенностей мы можем не только узнать человека и его возможности, но определить для себя пути эффективного взаимодействия с ним.

Данное учебное пособие может быть полезно тем, кто стремится к осознанию ресурсов собственной личности и людей, которые живут и работают рядом, кому небезразлично, как у него складываются взаимоотношения с окружающими. Обратившись к пособию, Вы сможете понять, какой тип акцентуации вероятнее всего присущ Вам или интересующему Вас человеку, какие обстоятельства усугубляют акцентуации его характера, каковы положительные и отталкивающие черты данной акцентуации, какие приемы взаимодействия с ним лучше использовать.
1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ


    1. Понятие характера

«Характер» – слово греческое, означает «царапать на твердом материале», или инструмент для клеймения, чеканки.

Истоки учения о характере восходят к III веку до н.э. и связаны с именем древнегреческого философа Феофраста – ученика Аристотеля. Предмет его исследования – частный человек, афинский обыватель. Феофраста не интересует отдельная личность, среди множества качеств человека он находит некую постоянную черту – «характер», по которой создается представление о человеческих переживаниях. «Характеры» по Феофрасту – сумма душевных свойств, выраженных через поступки и слова; серия зарисовок, изображающая типы носителей какого-либо недостатка. Например, льстец, болтун, скряга, хвастун, сплетник и др. Феофраст был уверен в том, что характеры бывают только отрицательными и обладают ими лишь слуги, рабы.

По мере развития общества, накопления научного знания и социального опыта учение о характере обогащалось новыми представлениями. Стало очевидным, что характером наделен любой человек, независимо от своей принадлежности к социальному слою. В разные возрастные периоды характер складывается под влиянием внешних и внутренних предпосылок, в него входят не только переживания, но и другие особенности – как отрицательные, так и положительные, с точки зрения соблюдения личностью этических норм, особенностей ее взаимодействия с окружающими и общей эффективности достижений.

Известный отечественный психолог Лев Семенович Выготский (1896–1934) определял характер, как целостный и устойчивый индивидуальный склад душевной жизни человека, приобретенный помимо врожденных свойств нервной системы. Характер проявляется в отдельных психических актах и состояниях человека, его манерах и привычках, складе ума и эмоциональных переживаниях.

В более поздних определениях, помимо устойчивости и уникальности свойств характера подчеркивается его активное влияние на особенности деятельности и общения человека. Согласно этим определениям, характер представляет собой каркас личности, в который входят только наиболее выраженные и тесно взаимосвязанные свойства, отчетливо проявляющиеся в различных видах деятельности. Таким образом, все черты характера – это черты личности, но не все черты личности – черты характера.

Кроме того, достижения современной психологии позволяют утверждать, что характер формируется не только в процессе социализации личности, но и под воздействием врожденных предпосылок, составляющих основу темперамента.

Для дальнейшей работы предлагаем использовать следующее определение, сформулированное А.В. Либиным: Характер (от греч. «character» – черта, признак, печать, чеканка) – совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, которые складываются и проявляются в деятельности и общении, обусловливая типичные для нее способы поведения [6].


    1. Понятие акцентуации

Термин «акцентуация» впервые был введен в 1964 году немецким психиатром и психологом, профессором неврологии неврологической клиники Берлинского университета Карлом Леонгардом (1904–1988).

К. Леонгард разработал известную классификацию акцентуированных личностей. Кроме того, широкое распространение имеет классификация акцентуаций характера известного отечественного психиатра, основоположника подростковой психиатрии, профессора Александра Евгеньевича Личко (1926–1994). Несмотря на некоторые различия, и в том, и другом подходе сохраняется общее понимание смысла акцентуаций.

В наиболее лаконичном виде акцентуацию можно определить как дисгармоничное развитие характера, сильную выраженность его отдельных черт, что затрудняет адаптацию личности в некоторых специфичных ситуациях. При этом важно подчеркнуть, что адаптационные затруднения личности в некоторых специфичных ситуациях могут сочетаться с хорошими способностями к социальной адаптации в других ситуациях [1].


    1. Понятие типа

В энциклопедическом словаре понятие «тип» определяется как группа, разряд, категория предметов или явлений, которые имеют общие существенные признаки. Кроме того, тип может подразумевать отдельный предмет (объект), входящий в состав данной группы. Используется также понятие «типизация», которое подразумевает группировку объектов по определенным характерным признакам.

В психологии тип – это группа людей, которые объединяются по психологическому (в ряде случаев – психофизиологическому) признаку или признакам. При этом признаки должны соответствовать ряду следующих критериев:



  • своеобразие (уникальность для данной группы),

  • «заостренность» (яркость, существенное отклонение от нормы),

  • устойчивость (во времени и в разных ситуациях).

К особенностям психологических типов также относятся:

  • сходство внутри группы, взаимозаменяемость представителей типа по выделенным признакам;

  • значимое отличие представителей типа от других групп по выделенным признакам.

Выделение типов является результатом попыток классифицировать информацию о различиях между людьми с целью объяснить и спрогнозировать их поведение, а также определить наиболее адекватные области приложения их способностей. Для выделения типов в психологии используют два основных способа.

1. Согласно первому способу, тип выделяют в соответствии с наиболее ярко выраженным признаком среди тех, которые использовались при измерении различий. Примером такой типологии, является классификация Е.П. Климова, разделяющая людей по принципу предпочитаемого объекта профессиональной деятельности (Человек, Техника, Природа, Знак или Художественный образ). Аналогичный подход использовали К. Леонгард и А.Е. Личко при разработке классификаций акцентуированных личностей.

2. Второй способ предполагает группировку людей, исходя из сочетания нескольких особенностей, таких, например, которые используются при диагностике типа темперамента в методике Ганса Айзенка. Сочетание проявлений интроверсии/экстраверсии и высокого/низкого уровня нейротизма в этом случае позволяет отнести человека к одной из четырех соответствующих групп: сангвиники, флегматики, холерики, либо меланхолики.

Используя различные типологии, важно понимать ограничения подобных классификаций. Типологии – это экономичный способ познания, дающий быстрый и выразительный результат, однако их слабым местом является пренебрежение к специфическим проявлениям индивидуальности. Все то, что не относится к выделенному признаку или набору признаков, остается за рамками рассмотрения.

Таким образом, попытки отнести человека к определенному типу, может стереотипизировать, сужать представления о возможном поведенческом репертуаре, что неизбежно снижает уровень понимания индивидуальных особенностей субъекта [6].


    1. Понятие черты

Эволюция психологических исследований привела ученых к убеждению, что типы являются не более чем крайними проявлениями определенной психологической характеристики. Люди в своем большинстве не относятся к крайним группам и все-таки отличаются друг от друга.

В связи с этим появилось понятие «черта» – устойчивая психологическая характеристика, имеющая широкие индивидуальные различия. Сравнивая людей по каждой конкретной черте, можно определить, насколько широки индивидуальные различия (какие индивидуальные значения можно встретить в популяции), и насколько у одного человека черта выражена больше, чем у другого.

В отличие от типа, черта объединяет группы тесно связанных признаков (а не конкретных людей) и выступает как некоторые интегральные характеристики, обобщающие информацию, содержащуюся в данной группе признаков.

В качестве примера черты можно привести такую характеристику как экстраверсия. Экстраверсия проявляется в разных ситуациях – в способности легко вступать в контакт с незнакомыми людьми, в большом количестве дружеских связей, в выборе занятий, связанных с общением с другими людьми, в склонности получать информацию от других людей, а не из книг и т.д. При этом одни люди оказываются более экстравертированными, чем другие. Эти различия являются устойчивыми – одни люди оказываются более экстравертированными, чем другие, в течение длительных периодов времени.



2. теории акцентуаций характера

2.1. Концепция акцентуированных личностей К. Леонгарда

2.1.1. Общие положения

Как практик и ученый, К. Леонгард пытался найти подход к целостному описанию человека через выделение основных характеристик, или черт, которые определяют стержень личности – ее развитие, процессы адаптации и психическое здоровье.

Согласно концепции К. Леонгарда, основные черты у разных людей проявляются в разной степени и обычно варьируют в пределах нормы. Однако если черта выражена в большой степени, то при воздействии неблагоприятных факторов может перерасти в патологию. Наличие «заостренных» черт накладывает отпечаток на всю личность, которая в этом случае характеризуется как акцентуированная.

Разъясняя свое понимание акцентуированных личностей, Леонгард подчеркивал, что они, как правило, не являются патологическими, и аргументировал свою позицию так: «При ином толковании мы бы вынуждены были прийти к выводу, что нормальным можно считать только среднего человека, а всякое отклонение от середины (средней нормы) должны были бы признать патологией. Это вынудило бы нас вывести за пределы нормы тех личностей, которые своим своеобразием отчетливо выделяются на фоне среднего уровня. Однако в эту рубрику попала бы и та категория людей, о которых говорят «личность» в положительном смысле, подчеркивая, что она обладает ярко выраженным оригинальным психическим складом» [5].

Таким образом, в акцентуированных личностях потенциально заложены как возможности социально положительных достижений, так и социально отрицательный заряд. Легкая степень выраженности акцентуации, чаще всего, связана с положительными проявлениями личности, высокая – с отрицательными проявлениями.

О патологии можно вести речь только в том случае, когда акцентуированная черта выражена в очень сильной степени и оказывает разрушительное воздействие на личность в целом. Неверно было бы толковать акцентуацию как патологическое проявление личности; акцентуация – это крайний вариант нормы. По данным К. Леонгарда, у 20…50% взрослых людей некоторые черты характера заострены (акцентуированы).

Модель личности, разработанная К. Леонгардом, содержит 12 типов акцентуаций, каждая из которых описана в его книге «Акцентуированные личности» (1975). Поскольку автор работал в психиатрической клинике и имел дело с патологическими личностями, его описания акцентуаций содержат крайние, ярко выраженные проявления, типичные для пациентов, но утрированные с точки зрения нормы. Этот факт необходимо учитывать при анализе акцентуаций психически здоровых людей с целью избежать «ярлыков», не имеющих под собой реального основания.

2.1.2. Краткое описание типов акцентуированной личности

Как уже упоминалось, в концепции К. Леонгарда тип личности выделяется на основании преобладающей по своей выраженности акцентуированной черты. При этом особенности поведения людей разных типов соответствуют наиболее ярким проявлениям соответствующих черт.



Застревающий тип отличается длительностью переживаний какого-либо чувства, настойчивостью, упрямством, трудностями при переключении с одной проблемы на другую. При этом застревающий тип обладает высоким самомнением, повышенной чувствительностью к несправедливости, недоверчивостью.

Демонстративный тип отличается эгоцентричностью, жаждой признания, оригинальностью, стремлением произвести эффект. Для него характерна тенденция к вытеснению неприятных событий, богатая фантазия, лживость, притворство, авантюризм, проявление артистических способностей.

Педантичный тип отличается преувеличенной аккуратностью, плохой переключаемостью с одной проблемы на другую, он всегда жестко следует плану, при его нарушении испытывает раздражение.

Возбудимый тип отличается агрессивностью, упрямством, раздражительностью, властностью, требовательностью, неуживчивостью, неудержимостью. Для данного типа характерна повышенная конфликтность, грубость.

Гипертимный тип отличается активностью, энергичностью, оптимизмом, беззаботностью, многосторонними способностями. При этом для таких людей характерна тенденция «разбрасываться», не доводить начатое дело до конца, склонность к риску и новизне. Гипертимы плохо переносят дисциплину, критику в свой адрес, бурно переживают неудачи. Их тяготит одиночество, они стремятся к лидерству.

Дистимный тип отличается серьезностью, частой подавленностью настроения, предчувствием неприятностей. Люди этого типа часто проявляют медлительность, слабость волевого усилия, для них характерна заниженная самооценка.

Циклотимный тип отличается чередованием приподнятого и депрессивного настроения. В период подъема люди этого типа ведут себя как гипертимы, в период спада – как дистимы.

Экзальтированный тип отличается склонностью приходить в состояние восторженного возбуждения по незначительному поводу и впадать в отчаяние в результате разочарований. Для людей этого типа характерны страстность, полярность чувств (любовь и ненависть, восторг и отчаяние), самая сильная любовь возникает в тех случаях, когда любящий не встречает взаимности.

Эмотивный тип отличается тонкостью эмоциональных реакций, проницательностью, гуманностью, отзывчивостью. Как правило, представители этого типа не претендуют на лидерство.

Тревожный тип отличается ощущением беспокойства, внутренней напряженности, склонен ожидать неприятности. Для людей данного типа характерны постоянные сомнения в правильности своих поступков и мыслей, а также обостренное чувство собственной неполноценности (чаще всего необъективное, не соответствующее истинным качествам личности).

Экстравертированный тип отличается высокой контактностью, широким кругом друзей и знакомых. Такие люди словоохотливы до болтливости, открыты для любой информации. Они легко поддаются влиянию, в общении предпочитают уступать роль лидера другим. Для экстравертов также характерна необдуманность поступков, легкомыслие, страсть к развлечениям, склонность к распространению сплетен и слухов.

Интровертированный тип. Люди этого типа характеризуются низкой контактностью, замкнутостью, оторванностью от реальности, склонностью к философствованию. Любят одиночество, редко вступают в конфликты и то, только при попытке других бесцеремонно вмешаться в их личную жизнь. Их отличает сдержанность, наличие твердых убеждений, принципиальность, а также упрямство, ригидность мышления, упорное отстаивание своих идей.

2.1.3. Черты характера и темперамента в структуре акцентуированной личности

Согласно концепции К. Леонгарда, в структуре личности некоторые акцентуированные черты в большей степени определяются особенностями темперамента, некоторые – особенностями характера. Характер влияет на направленность интересов человека и форму его реакций. Темперамент – на темп и глубину эмоциональных реакций.

Поскольку четкой границы между темпераментом и характером не существует, вне зависимости от природы акцентуированной черты К. Леонгард употребляет термин «акцентуированная личность», но раскрывает содержание этой черты, уделяя больше внимания либо темпераменту, либо характеру.

Так, о характере он чаще упоминает при описании демонстративных, педантичных, застревающих и возбудимых личностей. О темпераменте – при описании личностей гипертимных, дистимных, циклотимных, экзальтированных, тревожных и эмотивных. Что касается интроверсии и экстраверсии, то эти черты характеризуют личность в целом и накладывают специфический отпечаток на проявления всех остальных черт [5].

Выделение черт темперамента и характера в структуре личности имеет значение с точки зрения факторов, влияющих на формирование акцентуаций. В случае темперамента преобладают врожденные, генетически обусловленные факторы, в случае характера – факторы социального окружения, которые можно принять во внимание и хотя бы частично откорректировать в процессе обучения, воспитания и трудовой деятельности.

2.2. Модель А.Е. Личко

2.2.1. Общие положения

А. Е. Личко разделял позицию К. Леонгарда в той ее части, где речь ведется об акцентуациях как о крайних вариантах нормы, однако считал, что правильнее было бы говорить не об акцентуированных личностях, а об акцентуациях характера. По мнению Личко, «именно типы характера, а не личности в целом, с ее особенностями, наклонностями и другими структурными компонентами, описаны в монографии Леонгарда, именно особенности характера отличают эти личности от других» [7].

А.Е. Личко обратил внимание на то, что чрезмерное усиление отдельных черт характера, при котором наблюдаются не выходящие за пределы норм отклонения в поведении человека, граничащие с патологией, чаще всего наблюдаются в подростковом и юношеском возрасте. Для лиц этого возраста была разработана классификация, близкая по своему содержанию к классификации К. Леонгарда (табл. 1).
Таблица 1

Сопоставление типов акцентуированной личности по К. Леонгарду

и типов акцентуации характера по А.Е. Личко

Тип акцентуированной личности

К. Леонгард



Тип акцентуации характера

А.Е. Личко



Застревающий



Демонстративный

Истероидный

Педантичный

Психастенический

Возбудимый

Эпилептоидный

Гипертимный

Гипертимный

Дистимный



Аффективно-лабильный

Циклоидный

Аффективно-экзальтированный

Лабильный

Эмотивный

Лабильный

Тревожный (боязливый)

Сенситивный

Экстравертированный

Гипертимно-конформный

Интровертированный

Шизоидный



Неустойчивый



Конформный



Астено-невротический

Как видно из таблицы, перечень акцентуаций по А.Е. Личко несколько отличается от перечня, предложенного К. Леонгардом. В частности, у Личко отсутствует описание дистимного и застревающего типа, поскольку в подростковом возрасте они практически не встречаются. В то же время, в подростковом возрасте достаточно широко распространены неустойчивый, конформный и астено-невротический типы, которые вошли в классификацию А.Е. Личко, и отсутствуют в классификации К. Леонгарда.

Для полноты представлений об акцентуациях характера ниже приведено краткое описание трех указанных типов, а также лабильного типа, объединяющего две акцентуации темперамента – экзальтированность и эмотивность [1, 8].

2.2.2. Краткое описание типов акцентуаций характера подростков

Неустойчивый тип. У подростков данного типа отсутствуют какие-либо серьезные, в том числе и профессиональные, интересы. К своему будущему они равнодушны, не строят планов, целиком живут настоящим, желая извлечь из него максимум развлечений и удовольствий. К заботам родителей относятся с равнодушием и безразличием. Родные для них – лишь источник средств для наслаждений. К спорту испытывают отвращение.

Будучи не в состоянии найти для себя интересное занятие, они плохо переносят одиночество и тянутся к уличным группам. Трусость и недостаточная инициативность не позволяют неустойчивым подросткам занять место лидера, поэтому обычно они становятся орудием таких групп (например, могут участвовать в угоне автомашин и мотоциклов с целью просто покататься).

Слабоволие является одной из основных черт неустойчивых подростков. Обстановка сурового и жестко регламентированного режима сдерживает их. Безнадзорность и попустительство открывают им простор для праздности и безделья.

Конформный тип. Отличается склонностью легко поддаваться влиянию своего привычного, непосредственного окружения. Конформные подростки подчиняются любым авторитетам, большинству в группе. У них, как правило, отсутствует инициатива и стремление к лидерству, увлечения определяются средой и модой времени, а необходимость осваиваться в новой обстановке вызывает сильный стресс.

Лишенные собственной инициативы и критичности в оценках происходящего, конформные подростки могут быть втянуты в групповые правонарушения, в алкогольные компании, подбиты на побег из дома или на расправу с «чужаками».



Астено-невротический тип. Характеризуется мнительностью, капризностью, повышенной утомляемостью (особенно в учебе), склонностью к ипохондрии (мнительности, которая выражается в навязчивой идее болезни).

В мыслях о будущем у представителей этого типа центральное место занимает забота о собственном здоровье. Они внимательно прислушиваются к своим телесным ощущениям, охотно подвергаются медицинским осмотрам и лечению.

Такие подростки тянутся к своим сверстникам, скучают без компании, однако быстро устают от группового взаимодействия, после чего ищут одиночества или общения только с близким другом.

Лабильный тип. Представители этого типа непредсказуемы в поведении и крайне изменчивы в настроении. Поводы для неожиданного изменения настроения могут быть самыми различными: кем-то оброненное слово, чей-то приветливый взгляд. Соответственно настроению, будущее у представителей лабильного типа то расцветает радужными красками, то представляется серым и унылым. Одни и те же люди кажутся им то милыми, интересными и привлекательными, то надоевшими, скучными и безобразными.

Мало мотивированная смена настроений иногда создает впечатление о легкомыслии лабильных. Но это не так. Представители лабильного типа способны на глубину чувства, на большую и искреннюю привязанность. А какая-нибудь приятная беседа, интересная новость, мимолетный комплимент может поднять у них настроение, отвлечь от действительных неприятностей, пока они снова не напомнят чем-либо о себе.



2.2.3. Разграничение акцентуаций и патологий характера

Особенностью модели А.Е. Личко является соответствие типов акцентуаций видам психопатий – патологий характера. Такой подход связан с тем, что черты характера могут развиться до крайних вариантов нормы, граничащих с нарушениями личности.

Тем не менее, А.Е. Личко подчеркивал, что даже в случае крайнего проявления, акцентуация характера, если она определена у подростка (впрочем, это относится и ко взрослому), ни в коем случае не может быть диагностирована как психиатрический признак. Ярко выраженная акцентуация отличается наличием черт определенного типа характера, которые не препятствуют удовлетворительной адаптации. При этом нарушения поведения возникают только эпизодически, в условиях травмирующей или фрустрирующей ситуации.

О психопатии (патологии характера) можно вести речь только при наличии двух следующих признаков:



  • если отклоняющиеся черты характера относительно стабильны во времени и проявляются в поведении при любых обстоятельствах;

  • если у подростка наблюдаются признаки социальной дезадаптации – неспособности активного приспособления к условиям социальной среды, в результате чего постоянно возникают жизненные трудности, преодоление которых либо невозможно, либо сопряжено с большим нервно-психическим напряжением и моральными издержками.

В связи с таким признаком, как стабильность психопатологических черт характера, А.Е. Личко обращает внимание на три обстоятельства.

Во-первых, подростковый возраст представляет собой критический период для психопатий.

Во-вторых, каждый тип психопатий имеет свой возраст формирования. Так, шизоида можно распознать с первых лет жизни – такие дети любят играть одни. Психастенические черты нередко «расцветают» с первых классов школы. Неустойчивый тип выдает себя при поступлении в школу или в пубертатный период. Гипертимный тип становится ярко выраженным в подростковом возрасте. Циклоидность проявляется с начала полового созревания, но чаще всего уже в молодые годы. Сенситивный тип складывается обычно лишь к 16–19 годам. Паранойяльный тип у подростков встречается редко, максимум развития этой психопатии приходится на 30–40 лет.

В-третьих, в подростковом возрасте существуют некоторые закономерности трансформации типов характера. Так, гипертимные черты характера, наблюдавшиеся в детстве, с наступлением полового созревания могут смениться очевидной циклоидностью; невротические черты – психастеническим или сенситивным типом, эмоциональная лабильность – выраженной истероидностью. К гипертимности присоединяются черты неустойчивости и т.д.

Указанные выше особенности трансформации происходят в силу биологических и социальных причин. Социальная дезадаптация в случаях психопатий обычно проходит через весь подростковый период [1, 7].

2.3. Методы выявления акцентуаций

При выявлении типов акцентуаций наиболее точным подходом является сочетание нескольких методов:



  • структурированное интервью (в форме беседы),

  • наблюдение за поведением в различных ситуациях,

  • самооценка по личностному опроснику.

Все перечисленные методы обычно используются как для уточнения клинического диагноза (при патологическом развитии характера) так и для определения ресурсов и ограничений здоровой личности.

Актуальность двух первых методов активно подчеркивал К. Леонгард. Важнейшим средством выявления акцентуаций он считал наблюдение за реакциями человека в процессе беседы, направленной на прояснение и уточнение диагноза, а также за его поведением в различных ситуациях – на работе, в домашней обстановке, среди друзей и знакомых, в узком кругу и в большой группе людей.

Во всех этих ситуациях, включая беседу, К. Леонгард обращал особое внимание на мимику, жестикуляцию и интонации, которые позволяют установить соответствие содержания высказываний человека его настоящим переживаниям. Например, ничего не выражающее лицо может свидетельствовать о равнодушии обследуемого, вопреки его утверждению о том, что он полон печали. Или наоборот, человек может заявлять, что «все давно забыто», но при этом проговаривать это слишком быстро или с большими паузами и сопровождать свою речь едва заметными вздохами, выдающими то, что он пытается скрыть за словами – печаль, огорчение, досаду и т.п.

Для прояснения истинной картины поведения Леонгард старался выяснить факты, которые действительно имели место в жизни и могли бы подтвердить либо опровергнуть наличие тех черт, о которых говорит человек. Так, обследуемый может отрекомендовать себя как человека старательного, целеустремленного, серьезного, живого и т.д., но все эти заявления ничего не стоят, если он не сможет рассказать, в чем именно проявляется его старательность и серьезность.

По мнению К. Леонгарда, заявления человека могут служить лишь ориентиром для того, кто пытается описать его личность. Объективным же критерием описания являются особенности поведения в конкретных ситуациях, подтвержденные яркими примерами, демонстрирующими наличие существенных отличий этого поведения от поведения других людей.

Концепция акцентуированных личностей К. Леонгарда послужила теоретической основой для создания личностного характерологического опросника, разработанного в 1970 году другим немецким психиатром и психологом – Г. Шмишеком [1, 2, 3].

Леонгард не возражал против данного метода выявления акцентуаций, однако подчеркивал, что при его применении необходимо делать поправку на возможные «ошибки» в ответах обследуемого. Важно не столько то, что отвечает человек на вопрос, а то, как он это делает, то, насколько вопрос понят и то, в каком контексте дается ответ.

Идеи, выдвинутые К. Леонгардом, были также использованы при разработке Патохарактерологического Диагностического Опросника А.Е. Личко (ПДО). ПДО только частично опирается на концепцию К. Леонгарда и предназначен для диагностики органических нарушений, которые в сочетании с определенными психологическими особенностями приводят к патологическому развитию характера в подростковом возрасте (14–18 лет). Поскольку этот опросник применяется в клинических целях, для его использования необходимы специальные знания в области патопсихологии и психологии развития.

С учетом задач данного пособия, ниже будет рассмотрен один из адаптированных вариантов опросника Г. Шмишека, на основании которого можно судить о возможностях и ограничениях здоровой личности, а также прогнозировать ее поведение в различных ситуациях, включая профессиональную деятельность [1, 3].

3. Определение типа характера

(ОПРОСНИК К. ЛеОНГАРДА – Г. ШМИШЕКА)

3.1. Особенности, связанные с применением опросника

Прежде чем приступить к работе с опросником, предлагаем обратить внимание на ряд особенностей, связанных с его применением.

1. Опросник содержит 10 шкал, соответствующих 10-ти акцентуированным чертам. В перечень шкал не включены такие черты, как экстраверсия и интроверсия, которые рекомендуется выявлять с помощью других методов (например, личностных опросников Г. Айзенка или Р. Кеттелла).

2. Помимо основных шкал, в опросник также включена шкала искренности, которая позволяет определить, в какой степени обследуемый руководствовался установкой на социально желательные, приемлемые ответы.

3. Поскольку опросник предназначен для выявления акцентуаций на основе самооценивания, независимо от показателей по шкале искренности, необходимо уточнять первичные результаты в процессе беседы и наблюдения за поведением.

4. С позиции индивидуального подхода, подразумевающего целостное описание личности с учетом ее уникальности, наиболее ценным является не столько умение распознать отдельные черты и получить подтверждения их реального существования, сколько способность соединить полученную информацию в общую картину. В связи с этим полезно рассматривать и интерпретировать сочетание черт, выявленных в процессе обследования.



3.2. Текст опросника

Инструкция

Ниже приводится 98 утверждений, касающихся Вашего темперамента и характера. Если Вы согласны с утверждением, то под соответствующим номером поставьте «да» или знак «+». Если Вы не согласны с утверждением, то поставьте «нет» или знак «–». Над ответами долго не думайте. Любой ответ, отражающий Ваше отношение к предложенной ситуации, является правильным.


Вопросы

1. Ваше настроение, как правило, бывает ясным, неомраченным?

2. Восприимчивы ли Вы к оскорблениям, обидам?

3. Бывает ли так, что у Вас на глаза наворачиваются слезы в театре, в беседе?

4. Возникает ли у Вас по окончании какой-либо работы сомнение в качестве ее исполнения, и прибегаете ли Вы к проверке – правильно ли все было сделано?

5. Были ли Вы в детстве таким же смелым, как Ваши сверстники?

6. Часто ли у Вас бывают резкие смены настроения (только что парили в облаках от счастья, и вдруг становится очень грустно)?

7. Бываете ли Вы во время веселья в центре внимания?

8. Бывают ли дни, когда Вы без особых причин ворчливы и раздражительны и все считают, что Вас лучше не трогать?

9. Всегда ли Вы отвечаете на письма после прочтения?

10. Серьезный ли Вы человек?

11. Способны ли Вы на время так сильно увлечься чем-нибудь до такой степени, что все остальное перестает быть значимым для Вас?

12. Предприимчивы ли Вы?

13. Быстро ли Вы забываете обиды и оскорбления?

14. Мягкосердечны ли Вы?

15. Когда Вы бросаете письмо в почтовый ящик, проверяете ли Вы, опустилось оно туда или нет?

16. Требует ли Ваше честолюбие того, чтобы в работе или учебе Вы были одним из первых?

17. Боялись ли Вы в детские годы грозы или собак?

18. Смеетесь ли Вы иногда над неприличными шутками?

19. Есть ли среди Ваших знакомых люди, которые считают Вас педантичным человеком?

20. Очень ли зависит Ваше настроение от внешних обстоятельств и событий?

21. Любят ли Вас Ваши знакомые?

22. Часто ли Вы находитесь во власти сильных внутренних порывов и побуждений?

23. Ваше настроение обычно несколько подавленное?

24. Случалось ли Вам, рыдая, переживать тяжелое нервное потрясение?

25. Трудно ли Вам долго сидеть на одном месте?

26. Отстаиваете ли Вы свои интересы, когда по отношению к Вам допускается несправедливость?

27. Хвастаетесь ли Вы иногда?

28. Смогли бы Вы в случае надобности зарезать домашнее животное или птицу?

29. Раздражает ли Вас, если штора или скатерть висит неровно, стараетесь ли Вы ее поправить?

30. Боялись ли Вы в детстве оставаться дома в одиночестве?

31. Часто ли портится Ваше настроение без видимых причин?

32. Случалось ли Вам быть одним из лучших в Вашей профессиональной деятельности?

33. Легко ли Вы впадаете в гнев?

34. Способны ли Вы быть шаловливо-веселым?

35. Бывают ли у Вас состояния, когда Вы переполнены счастьем?

36. Смогли бы Вы играть роль конферансье в веселых представлениях?

37. Лгали ли Вы когда-нибудь в своей жизни?

38. Говорите ли Вы людям свое мнение о них прямо в глаза?

39. Можете ли Вы спокойно смотреть на кровь?

40. Нравится ли Вам работа, когда только Вы ответственны за нее?

41. Заступаетесь ли Вы за людей, по отношению к которым допущена несправедливость?

42. Беспокоит ли Вас необходимость спуститься в темный погреб, войти в пустую, темную комнату?

43. Предпочитаете ли Вы деятельность, которую нужно выполнять долго и точно, той, которая не требует большой кропотливости и делается быстро?

44. Иногда Вы общительный человек, а иногда из Вас слова не вытянешь?

45. Охотно ли Вы в школе декламировали стихи?

46. Сбегали ли Вы в детстве из дома?

47. Обычно Вы без колебаний уступаете место в общественном транспорте престарелым пассажирам?

48. Часто ли Вам жизнь кажется тяжелой?

49. Случалось ли Вам так расстраиваться из-за какого-нибудь конфликта, что после этого Вы чувствовали себя не в состоянии пойти на работу (учебу)?

50. Можно ли сказать, что при неудаче Вы сохраняете чувство юмора?

51. Предпочитаете ли Вы первым делать шаги к примирению, если кого-нибудь обидели?

52. Очень ли Вы любите животных?

53. Случалось ли Вам, уходя из дома, возвращаться, чтобы проверить, не произошло ли чего-нибудь?

54. Беспокоили ли Вас какие-нибудь мысли, что с Вами или Вашими родственниками должно что-либо случиться?

55. Ваше настроение колеблется в зависимости от погоды?

56. Трудно ли Вам выступать перед большой аудиторией?

57. Можете ли Вы, если рассердитесь на кого-нибудь, пустить в ход руки?

58. Очень ли Вы любите веселиться?

59. Вы всегда говорите то, что думаете?

60. Можете ли Вы под влиянием разочарования впасть в отчаяние?

61. Привлекает ли Вас роль организатора в каком-либо деле?

62. Упорствуете ли Вы на пути к достижению цели, если встречается какое-либо препятствие?

63. Чувствуете ли Вы удовлетворение при неудачах людей, которые Вам неприятны?

64. Может ли трагический фильм взволновать Вас так, что у Вас на глазах выступят слезы?

65. Часто ли Вам мешают уснуть мысли о проблемах прошлого или о будущем деле?

66. Свойственно ли было Вам в школьные годы подсказывать или давать списывать товарищам?

67. Смогли бы Вы пройти в темноте и одиночестве через кладбище?

68. Вы, не раздумывая, вернули бы лишние деньги в кассу, если бы обнаружили, что получили их слишком много?

69. Большое ли значение Вы придаете тому, что каждая вещь в Вашем доме должна находиться на своем месте?

70. Случалось ли Вам, ложась спать в отличном настроении, следующим утром вставать в плохом расположении духа, которое длится несколько часов?

71. Легко ли Вы приспосабливаетесь к новой ситуации?

72. Часто ли Вас беспокоят головокружения?

73. Часто ли Вы смеетесь?

74. Сможете ли Вы относиться к человеку, о котором Вы плохого мнения, так приветливо, что никто не догадается о Вашем действительном отношении к нему?

75. Вы человек живой и подвижный?

76. Сильно ли Вы страдаете, когда совершается несправедливость?

77. Вы страстный любитель природы?

78. Уходя из дома или ложась спать, проверяете ли Вы, закрыты ли краны, погашен ли везде свет, заперты ли двери?

79. Вы пугливый человек?

80. Может ли принятие алкоголя изменить Ваше настроение?

81. Охотно ли Вы принимаете участие в дружеских компаниях, музыкальных вечерах, кружках по интересам?

82. Тянет ли Вас иногда уехать далеко от дома?

83. Смотрите ли Вы на будущее немного пессимистично?

84. Бывают ли у Вас перепады настроения – от веселого к тоскливому?

85. Можете ли Вы развлекать общество, быть душой компании?

86. Долго ли Вы переживаете чувство гнева, досады?

87. Переживаете ли Вы длительное время горести других людей?

88. Всегда ли Вы соглашаетесь с замечаниями в свой адрес, правильность которых сознаете?


4.1. ТЕСТ ЛЕОНГАРДА - ШМИШЕКА




Вырал :енност ь акцентуации


Отсу пствие выраженности

89. Переписывали ли Вы в школьные годы страницы в тетради из-за помарок?

90. Вы по отношению к людям скорее осторожны, недоверчивы, чем доверчивы?

91. Часто ли у Вас бывают страшные сновидения?

92. Бывают ли у Вас такие навязчивые мысли, что если Вы на перроне, то можете против своей воли броситься под приближающийся поезд или из окна верхнего этажа большого дома?

93. Становитесь ли Вы веселее в обществе веселых людей?

94. Вы человек, который не думает о сложных проблемах, а если и думает, то лишь недолго?

95. Совершаете ли Вы под влиянием алкоголя внезапные импульсивные поступки?

96. В беседах Вы больше молчите, чем говорите?

97. Вы готовы мстить за личную измену?

98. Могли бы Вы, изображая кого-нибудь, так увлечься, чтобы на время забыть, какой Вы на самом деле?


3.3. Обработка результатов

1. Производится подсчет ответов, совпадающих с Ключом по каждой шкале, характеризующей акцентуированную черту, и отдельно – по показателю искренности (табл. 2).

Таблица 2

Ключ к опроснику



Шкала

опросника



Коэф-

фици-ент


Ответы

«да»


Ответы «нет»

Искренность

ответов


1

9, 47, 59, 68, 88

18, 27,

37, 63,


66

Застревание (З)

2

2, 16, 26, 38, 41, 62, 76, 86, 90, 97

13, 51

Демонстративность (Де)

2

7, 21, 24, 32, 45, 49, 71, 74, 81, 94, 98

56

Педантичность (П)

2

4, 15, 19, 29, 43, 53, 65, 59, 78, 89, 92

40

Возбудимость (В)

3

8, 22, 33, 46, 57, 72, 82, 95



Гипертимность (Г)

3

1, 12, 25, 36, 50, 61, 75, 85



Дистимность (Ди)

3

10, 23, 48, 83, 96

34, 58, 73

Циклотимность (Ц)

3

6, 20, 31, 44, 55, 70, 80, 93



Экзальтированность (Эк)

6

11, 35, 60, 84



Эмотивность (Эм)

3

3, 14, 52, 64, 77, 87

28, 39

Тревожность (Т)

3

17, 30, 42, 54, 79, 91

5, 67

2. Максимальное значение набранных баллов по шкале искренности составляет 10. При сумме баллов, не превышающих 5, можно считать, что большинство ответов являются искренними. При сумме баллов 6…7 достоверность ответов подвергается сомнению. При значениях 8…10 баллов ответы признаются недостоверными.

3. Сумма баллов по каждой из основных шкал умножается на соответствующий коэффициент, указанный в Ключе. Максимально возможное значение набранных баллов – 24.

4. Результат умножения на коэффициент рассматривается исходя из 4-х уровней выраженности акцентуированной черты:

низкие значения – 0…6 баллов;

средние значения – 7…12 баллов;

значения выше среднего – 13…18 баллов;

высокие значения – 19…24 балла (акцентуация).



5. По результатам обработки вычерчивается профиль в форме графика, который является основой последующего анализа.
Баллы

24































Крайние значения

23































22































21































20































19































18































Выше среднего

17































16































15































14































13































12































Средние значения

11































10































9































8































7































6































Низкие

значения


5































4































3































2































1































0


































З

Де

П

В

Г

Ди

Ц

Эк

Э

Т




Акцентуации

Бланк для построения графика с показателями акцентуаций



3.4. Анализ и интерпретация результатов

3.4.1. Общая форма графика

Анализ результатов следует начинать, исходя из общей формы графика, обращая внимание на то, как расположились полученные показатели относительно нижнего и верхнего предела нормы (7…18 баллов).

Среди многочисленных вариантов расположения показателей наибольший интерес представляют следующие.

1. Все или практически все точки на графике оказались в зоне низких значений (0…6 баллов). В этом случае есть два направления интерпретации данных.

Во-первых, полученные показатели могут характеризовать личность, которая всеми силами хочется показаться социально нормативной, «хорошей», как ей это кажется. Обычно такие люди демонстрируют сниженную самокритичность, ведут себя претенциозно, неискренни, иногда оказываются демонстративными особами. Наблюдая их дополнительно, можно прийти именно к такому выводу. В этом случае данные о чертах характера обследуемого недостоверны, хотя они дали определенную информацию.

Во-вторых, подобные результаты может дать пассивный человек, который старается быть неприметным и не стремится к высоким достижениям. Такой человек вряд ли станет хозяином своей судьбы, лидером в коллективе, предпринимателем или борцом за идеи. Скорее, он окунется в мистику, веру в Бога, чем станет решительно менять свою судьбу. Исследования позволяют утверждать, что подобные люди не могут противостоять трудным жизненным обстоятельствам.

2. Большинство значений акцентуированных черт характера оказались на уровне или выше 19-ти баллов. По всей вероятности, перед нами сложный в общении человек, со многими «острыми» углами, но, безусловно – это яркая личность. Если отдельные черты достигли отметки 22 и выше баллов, то налицо явные акцентуации, что, как правило, является признаком коммуникативных проблем.

3. Графическая кривая имеет отчетливый «зубчатый» профиль – высокие и низкие показатели чередуются. Такой график встречается чаще всего и требует особого внимания при интерпретации, ибо за отдельными показателями может скрываться как вполне адекватный, «живой» человек, со своими характерологическими достоинствами и недостатками, так и человек, весьма проблемный в коммуникативном и воспитательном плане.

4. На общем «ровном» фоне средних и низких показателей выделяется одно ярко выраженное значение, либо значение, попадающее в зону выше среднего. В этом случае можно вести речь о выраженном типе акцентуации, либо о склонности вести себя в соответствии с основными характеристиками этого типа. Подробное описание каждого типа дано в разделе 4 данного пособия.

5. На общем «ровном» фоне средних и низких показателей выделяется несколько (2 или 3) ярко выраженных значений, либо значений, попадающих в зону выше среднего. В этом случае необходимо обратиться к описанию сочетаний черт, приведенному в разделе 5 данного пособия, а также принять во внимание рекомендации, приведенные в параграфе 3.4.3.



3.4.2. Специфические группы показателей

При анализе отдельных сочетаний черт, в первую очередь, следует обратить внимание на две группы показателей.

1. Акцентуации, в основе которых лежат энергодинамические проявления – гипертимность, циклотимность, демонстративность.

Если все показатели по соответствующим шкалам ниже 7-ми баллов, то это – свидетельство недостатка энергетических ресурсов, необходимых для активной деятельности. Если эти показатели превышают пределы 18-ти баллов, мы имеем дело с личностью, обладающей мощными жизненными силами.

2. Акцентуации, в основе которых лежат эмоции и чувства, – застревание, возбудимость, эмотивность, тревожность, экзальтированность.

Если все или почти все показатели этих акцентуаций ниже 7-ми баллов, это свидетельствует об отсутствии выразительных реакций на происходящее, что, как правило, приводит к низкой контактности с окружающими.

Если многие из обозначенных характеристик оказались выше 18-ти баллов, то мы имеем дело с прямо противоположной личностью, у которой эмоционально-чувственная жизнь настолько разнообразна, что становится неподвластной разуму. Естественно, у нее возникают коммуникативные проблемы, поскольку эмоции и чувства могут проявляться слишком ярко и неадекватно ситуациям.

3.4.3. Отдельные показатели

При интерпретации отдельных показателей необходимо принять во внимание ряд важных замечаний.

1. Не стоит рассуждать прямолинейно, исходя из принципа: чем показатели меньше, тем лучше. В ряде случаев низкие показатели могут означать критичное отношение человека к соответствующей черте (тревожность, возбудимость, дистимность) и, как следствие, – склонность отрицать ее проявления.

2. Согласно концепции К. Леонгарда, наличие акцентуаций еще не является признаком патологии, а свидетельствует об определенном потенциале личности и характерной манере ее взаимодействия с людьми. В связи с этим необходимо проявлять осторожность в интерпретациях полученных данных и не забывать о «крайностях», которые Леонгард включил в свои описания выделенных им типов.

3. Необходимо обратить особое внимание на содержание обратной связи, в том случае, если Вы проводите психологическую диагностику другого человека, а также на выводы, которые Вы можете сделать, в попытке разобраться в особенностях собственной личности.

При этом важно помнить, что основная цель выявления акцентуаций состоит в том, чтобы определить условия, в которых личность может проявиться максимально эффективно.

Так, демонстративную личность не стоит ориентировать на занятия математикой. Может быть, ей лучше пойти на сцену, а при буйной фантазии и хорошем развитии интеллекта – заняться написанием детективных романов.

Педантической личности лучше поручить очень сложную ответственную работу, требующую четкости и пунктуальности, но не заставлять организовывать вечера отдыха, с которыми с большим успехом справилась бы гипертимная личность с ее постоянным оптимизмом и склонностью быстро сходиться с людьми.


4. ПОДРОБНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

ТИПОВ АКЦЕНТУАЦИЙ

4.1. Застревающий тип:

честолюбие, обидчивость, целеустремленность

Общее описание

Характеризуется склонностью долго переживать сильные чувства: обиду, гнев, страх, особенно, когда они не были выражены в реальной жизни из-за каких-либо внешних обстоятельств. Эти чувства могут не затухать или вспыхивать с новой силой спустя недели, месяцы, даже годы. Свои успехи человек с данным типом акцентуации может переживать тоже довольно долго и ярко. Самыми распространенными поводами для застревания являются: ревность, зависть, несправедливость, непризнанные инициативы или изобретения.

Настойчивый, упорный человек, противится изменениям, трудно переключается на другую ситуацию в процессе деятельности. Остро реагирует на несправедливость (действительную и мнимую), часто проявляет недоверчивость.

Этому типу свойственно честолюбие, которое может проявляться, как положительная черта (успехи достигаются усердием), и как отрицательная черта (если честолюбие удовлетворяется принижением других людей или использованием их в своих интересах).

Отличается выдающимися достижениями в различных областях, так как искренне и с увлечением ищет удовлетворения от осуществления своих личных планов. Стремится превзойти других, при этом ему нужно реальное уважение и признание окружающих, которых он пытается добиться любым путем.

Социально адаптивные черты:


  • высокая работоспособность, выносливость;

  • высокий уровень притязаний, высокие требования к себе;

  • упорство в достижении поставленной цели;

  • обязательность, стремление все делать тщательно;

  • принципиальность;

  • устойчивость взглядов, интересов;

  • умение отстоять свою позицию (даже в ситуациях группового давления).

Дезадаптивные особенности:

  • болезненное самолюбие, обидчивость;

  • самонадеянность;

  • высокомерное отношение к людям;

  • ограниченный круг общения;

  • отсутствие сопереживания и ориентации на достижение целей группы;

  • властолюбие, «нравоучительство»;

  • необоснованная подозрительность;

  • злопамятность, мстительность;

  • склонность к формированию сверхценных идей (фанатизм).

Стрессогенные ситуации:

  • ситуации неопределенности;

  • нарушение прогнозируемой перспективы;

  • выражение сомнения в личных достоинствах, насмешки;

  • ситуации, в которых на авторитет и власть покушается более сильный лидер.

Типичные способы совладения со стрессом:

  • враждебность, агрессивность;

  • проявление повышенной осторожности;

  • уход в себя;

  • обретение смысла жизни в собственной деятельности, мало зависимой от других людей.

Профессиональные особенности

Достигает высоких результатов в выбранной сфере (производственной, творческой) деятельности. Обладает способностью эффективно работать в любых условиях. Отличается целеустремленностью, активностью, высоким стремлением к профессиональным достижениям и карьерному росту.



Ситуации, способствующие наибольшей продуктивности:

  • признание заслуг;

  • следование его примеру;

  • поощрение привязанностей.


  1   2   3   4   5


©netref.ru 2017
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет