Актуализация содержания текста на основе семиотического подхода как средство формирования нравственных ориентиров обучающихся из опыта работы учителя русского языка и литературы высшей категории моау «Гимназия №2 г. Орска»



жүктеу 393.15 Kb.
бет1/3
Дата26.04.2016
өлшемі393.15 Kb.
  1   2   3
: Text
Text -> Аденозин-5'-трифосфорная кислота, или трифосфорный эфир 9- b -d-рибофу- ранозида
Text -> Газоносность и направления поисков залежей углеводородов в юрской терригенной формации восточного устюрта 25. 00. 12 Геология, поиски и разведка нефтяных и газовых месторождений
Text -> Книга Псалмов (Теелим)
Text -> Семейдің Абай атындағы ғылыми әмбебап кітапханасы «Бір ел – бір кітап» акциясының бірінші күні
Text -> Композитор Сыдық Мұхаметжановтың туғанына – 80 жыл
Text -> Принадлежность
Text -> Интернет-ресурсы по круговороту азота и приземному озону
Text -> Европейски парламент
Text -> Ульяновская область, ульяновский район
Text -> Абакумов георгий Григорьевич, 1897 г р. Житель с. Верхнеильинка Верхнеильинского с/с Омского р-на Омского окр. Западно-Сибирского края. Состав семьи: жена Прасковья, 1897 г р., сын Николай, 1923 г р
Актуализация содержания текста на основе семиотического подхода как средство формирования нравственных ориентиров обучающихся
(из опыта работы учителя русского языка и литературы высшей категории МОАУ «Гимназия № 2 г. Орска» Галиуллиной Альфии Хуснуловны)



  1. Теоретическая база опыта

Опыт опирается на исследования, посвящённые семиотическому аспекту изучения литературы (Ю.М. Лотман, В.И. Тюпа, Г.В. Цветкова, Ю.В. Таратухина, С.В. Фёдоров, А.Я. Флиер, Н.М. Свирина, Н.Б. Мечковская); труды учёных-психологов, посвященные выявлению принципов нравственного развития личности (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн); работы о построении воспитывающей поликультурной образовательной среды в инновационном образовательном учреждении (Б.З. Вульфов, В.Н. Гуров, Н.К. Елаев, М.Г. Тайчинов), теоретические положения статей по общим проблемам педагогики и формирования личности (И.А. Малашихина, Г.К. Селевко, Г.М. Соловьева, И.С. Якиманская, Е.А. Ямбург).
II. Актуальность

В современной школе именно учитель-словесник призван помогать учащимся выдерживать натиск жестокой и во многом расчеловечивающей реальности, противостоять ей. Именно он врачует своих учеников любовью к человеку, милосердием, поворачивая их в сторону спасительных по своей высокой нравственности отечественных традиций, духовных истоков русской и мировой культуры. Школьная информация, во многом насыщая ум, в меньшей степени затрагивает мир эмоций и чувств. В этом одно из несовершенств современного образования. Вот почему особое место среди всех учебных дисциплин занимает литература. Её уроки жизненно важны, т.к. именно здесь трудится душа, происходит открытие нравственных истин, добываются знания о мире, о жизни в нем, о себе.

По сложившейся за два столетия образовательной традиции в нашей стране литературу рассматривают как предмет, реализующий важнейшие воспитательные цели. Это находит отражение и в стандартах последнего поколения, где прописаны такие цели: «воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры». Однако в условиях, когда количество часов литературы в учебных планах сокращено в два раза, а программы остаются всё те же, мы должны «проходить» (а зачастую и «пробегать») тот же объем учебного материала, затрачивая на это вдвое меньше времени. Ситуация осложняется ещё и низким уровнем читательской культуры. Насколько проблема чтения актуальна для России, говорят результаты международного исследования уровня знаний 15-летних подростков PISA-2000. По его итогам из 32 возможных мест Россия занимает 27-е место по чтению, причем только две страны имеют заметно худшие результаты, чем Россия: Мексика и Бразилия.

При этом программа год от года расширяется, особенно на последней ступени школьного образования. Кто-то из педагогов подсчитал: если хотя бы только читать – не вдумываясь, не заучивая, не обсуждая – по 30-50 страниц в день тех книг, которые наши дети обязаны «пройти», на это потребуется около полутора лет. Причём ученик обязан не только знать содержание, но и уметь анализировать, формулировать «позицию автора» и выражать собственное отношение к прочитанному. Спасительным выходом в этой ситуации для школьника стали пресловутые «Краткие изложения школьного курса литературы» и Интернет. Но спасение ли это? Нельзя не согласиться с тем, что информационные технологии многократно увеличили возможности доступа к текстам, но сами по себе они не дают ключа к той информации, которая содержится в этих произведениях. А искать спасение в подмене текстов, этого огромного источника бескорыстной радости постижения мира и самопознания, духовных ценностей, кратким изложением и вовсе бессмысленно.

Возможно, решение проблемы заключается не в том, чтобы увеличить количество часов на изучение литературы и не в возвращении сочинения как формы обязательного экзамена, а в изменении самих подходов в преподавании. Важна установка на творческое осознанное общение учащихся с литературными текстами. Главное, по нашему мнению, – это не формальное изучение литературы, а «осердеченное», сообща с учениками осуществляемое истолкование тех новых смыслов, которые открываются пред нами, благодаря художественному тексту, ведь образная ткань искусства содержит в себе не только те смыслы, что могут быть сформулированы в прямом слове, но и значительный пласт того, что интуитивно познано художником и о чем рассказано на специфическом, художественном языке.
III. Сущность опыта
Формирование нравственных ориентиров у обучающихся невозможно без вхождения в пространство культуры, культурной традиции, без осознания их как системы ценностей и смыслов. Эффективным средством решения этой непростой задачи, на наш взгляд, является семиотический подход к изучению литературы в школе. Семиотика как наука о знаках и знаковых системах выдвигает на первый план категорию текста как знакового образования. С семиотической точки зрения, культура предстает как «ненаследственная память человечества», причем, именно в виде текстов хранится в нашей памяти вся информация о мире. Юрий Михайлович Лотман в статье «Память в культурологическом освещении» утверждает: «… культура представляет собой коллективный интеллект и коллективную память, то есть надиндивидуальный механизм хранения и передачи некоторых сообщений (текстов) и выработки новых. В этом смысле пространство культуры может быть определено как пространство некоторой общей памяти, то есть пространство, в пределах которого некоторые общие тексты могут сохраняться и быть актуализированы». Культура «как коллективный интеллект и коллективная память» предполагает способы обработки информации (кодировка и дешифровка), способы ее оформления (знаки) и способы ее хранения (архетипы, устойчивые символы, тексты). Но именно тексты являются предметом осмысления на уроках литературы. Таким образом, осмысление текста художественного произведения как особой формы концептуализации мира оказывается идентичным осмыслению мира как такового.

Рассмотрим конкретные примеры актуализации содержания текста путём применения семиотического подхода на уроках литературы в среднем и старшем звене. Целью урока «Знаково-символический смысл названия рассказа В.М. Гаршина «Сигнал» в 5 классе являлось продолжение формирования общекультурной компетентности учащихся на основе анализа знаковых систем текста, одна из задач - формирование нравственно-этического оценивания и эмпатии, как понимания чувств других людей и сопереживания им, а также живого интереса к изучаемому.

Усвоив ранее, что название произведения - это сильная позиция текста, пятиклассники сами формулируют цель урока: «расшифровать знаково-символический смысл названия рассказа «Сигнал», что поможет нам определить его идею».

На первом этапе урока учащиеся сравнивают две знакомые системы «Человек» (главные герои «Семён Иванов» и «Василий Спиридов»), которые включают в себя такие элементы, как «Возраст». «Происхождение», «Образование», «Социальный статус», «Описание внешности, одежд, манер», «Речь героя». Работая со всеми видами текстовой информации (фактуальной, концептуальной, подтекстовой), пользуясь словарями, осуществляя анализ и синтез, учащиеся приходят к выводу: «Герои имеют одинаковое положение в обществе, оба они «маленькие» люди, их жизнь трудна, они бедны, сталкиваются с несправедливостью, но при этом Семён и Василий отражают в себе разные стороны русского национального характера: первый во всём полагается на волю Бога, любит людей, терпит, не позволяет себе озлобиться, второй – не хочет терпеть несправедливость, закрывается от людей, считает их жестокими зверями, озлобился, не говорит никогда о Боге». Работая в группах, учащиеся анализируют поведение героев, их поступки. После выступления каждой из групп появляется возможность для анализа взаимодействия двух систем «Человек» в рассказе, т.е. для определения того, как влияют герои друг на друга, в чём это проявляется.

Затем учащиеся переходят к анализу сильной позиции текста – его заголовка. Познакомившись со значением слова «сигнал» в толковом словаре, пятиклассники пытаются выявить прямое значение названия рассказа и символическое, в котором автор зашифровал своё культурное послание читателю. 1.Сигнал в рассказе – это флаг, сооруженный Семеном, т.е. материальный визуальный знак для передачи сведений машинисту пассажирского поезда об опасности, сигнал остановиться. 2. Сигнал – это побуждение задуматься нам всем о важных вопросах:

- Нужно ли уметь прощать?

- Смиряться ль под ударами судьбы иль нужно оказать сопротивленье» (Шекспир)?

- Верить в людей, в добро или относиться к людям с опаской, не доверять им?

Следующий этап урока способствует присвоению чужого опыта, через актуализацию культурных ассоциаций учитель помогает ученикам увидеть связь обсуждаемых вопросов с жизнью, с современной действительностью. Учитель задаёт вопрос: «К чему может привести неумение прощать, смиряться с несправедливостью, обидами?» Пятиклассники отвечают: «Это может привести к отчаянным поступкам, из-за которых могут пострадать невинные люди. Человек губит свою душу, губит других людей, разрушает чужие судьбы. Цепь зла не прерывается, а становится длиннее: среди пострадавших или их близких найдутся такие же, не желающие прощать и мириться и так до бесконечности». Далее учитель просит привести примеры подобных поступков в нашей реальности, о которых дети могли узнать из СМИ. Это, например, страшные сообщения о расстрелах невинных жертв в школах (США), история Андерса Брейвика (Норвегия), расстрел в московском офисе пяти человек, учиненный Дмитрием Виноградовым из-за безответной любви (Россия), дело о нападении на худрука Большого театра Сергея Филина и др.

Аналогичным образом, опираясь на схему семиотического анализа произведения, предложенную доцентом Ульяновского государственного педагогического института Юлией Валерьевной Таратухиной, Галиуллина А.Х. выстраивает уроки литературы для старшеклассников. В ходе индивидуального исследования по проверке эффективности данного подхода в плане духовно-нравственного воздействия на личность ученика было подтверждено, что семиотический подход способствует погружению школьников в пространство культуры, позволяет узнавать, интерпретировать, анализировать, а следовательно, и принимать смыслы и ценности национальной и мировой культуры, способствует созданию духовно-нравственной сферы, воздействующей на личность современного подростка, охраняющей от нигилизма, цинизма и неприятия моральных норм и общезначимых ценностей.


IV. Новизна опыта
Разработана и апробирована система работы по формированию нравственных ориентиров учащихся на уроках литературы при работе с текстами на основе семиотического подхода, создана технология формирования общекультурной компетентности учащихся посредством семиотического подхода к изучению текстов на уроках литературы.
V. Система работы учителя и ее результативность
Описание технологии «Формирование общекультурной компетентности учащихся посредством семиотического подхода к изучению текстов на уроках литературы»
Общекультурная компетентность – одна из ключевых компетентностей, необходимых человеку для успешной социализации, освоения культурного пространства как системы ценностей и смыслов. Широкими возможностями для формирования данной компетентности у школьников обладает семиотический подход к изучению художественных текстов на уроках литературы.

1. Целью применения технологии является становление личности, владеющей таким важнейшим инструментом познания и осмысления окружающей действительности, как культурная память, позволяющая человеку ориентироваться в мире как системе смысловых отношений.


2. Данная технология построена на элементах таких педагогических технологий, как коммуникативно-деятельностный подход в технологии литературного образования С.Л. Лавлинского, технология мастерских (Французская группа нового воспитания), развитие критического мышления через чтение и письмо (Ч. Темпл, Д. Стил, К. Мередит), «Школа диалога культур» В.С. Библера, С.Н. Курганова, технология формирования познавательно-эстетической культуры учащихся при работе с текстом (авторская).
3. Достоинством данной технологии является изменение подхода к изучению художественных текстов на уроках литературы (от интуитивно постигаемой категории образа к рационалистически постигаемой категории знака).
4. Содержательной основой технологии становится принципиально новый подход к анализу учебных текстов художественной литературы и разработка комплекса упражнений и заданий, ориентированных на формирование общекультурной компетентности учащихся.

Предлагаемая технология основывается на следующих принципах:

- доступности;

- вариативности;

- связи теории с практикой;

- принципе межпредметных связей;

- субъектности;

- наглядности (использование рисунков, схем, возможностей компьютера).


5. Структура ценностно-ориентирующей технологии.
Технология состоит из следующих взаимосвязанных содержательных компонентов:

-мотивационный;

-деятельностный;

-рефлексивный.


ПЕРВЫЙ КОМПОНЕНТ - «МОТИВАЦИОННЫЙ» - отвечает за мотивацию учащихся на чтение текстов художественной литературы как носителей памяти культуры, источников культурологических знаний. Решаются следующие задачи:

- пробудить интерес к чтению художественных текстов как систем семиотических знаков;

- сформировать устойчивый интерес к выявлению знакового смысла предметов и вещей не только в литературных текстах, но и в самой действительности;

- развивать умение выявлять семиотические знаки в художественном тексте.


Средства:

Технологические приемы:

• озвучивание «предпонимания» текста;

• составление вопросов-«свидетельств предпонимания» текста;

• опознавание знаков в повседневной реальности;

• знакомство со схемой семиотического анализа текста;

• узнавание знаков в художественном произведении;

• определение индексальных знаков в тексте художественного произведения;

• нахождение, выявление «точек удивления», проблем;

• приём «зигзаг».


Ожидаемый результат:

- понимание учащимися текстов художественной литературы как источника культурологических знаний; повышение количества читающих;

- формирование начального уровня умения опознавать семиотические знаки в литературных текстах и реальности.
ВТОРОЙ КОМПОНЕНТ - «ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ» - отвечает за развитие умения интерпретировать семиотические знаки в текстах художественной литературы.

Решаются следующие задачи:

- развивать умение интерпретировать семиотические знаки в текстах художественной литературы;

- осуществлять сопоставление знакового смысла предметов в тексте и в реальной действительности.


Средства:

- чтение текста с попутным комментарием;

- реконструкция культурного контекста при выполнении лексического анализа;

- комплекс заданий, направленных на формирование умения выявлять знаковые системы и их взаимодействие в тексте;

- интерпретация опознанных семиотических знаков в художественном произведении и в реальной действительности;

- сопоставление использования знакового смысла одних и тех же предметов в литературном тексте и в действительности;

- приём «инсерта»;

- «двухчастный дневник»;

- «трёхчастный дневник»;

- «кластер»;

- приём «вопрошания»;
Ожидаемый результат: формирование умения опознавать и интерпретировать семиотические знаки в художественных текстах.
ТРЕТИЙ КОМПОНЕНТ – «РЕФЛЕКСИВНЫЙ» - отвечает за умение определять границы известного и неизвестного с целью получения недостающей информации, способность оценивать качество конечного продукта и отдельных этапов работы, умение выбрать адекватные формы и методы оценки.

Решается следующая задача: пробудить самоанализ и саморегуляцию в познавательной деятельности.


Средства: - комплекс вопросов и заданий, стимулирующих на поиск художественных произведений, в которых используется анализируемый семиотический знак;

-«синквейн»;

- «даймонд»;

- «письмо по кругу»;

- сочинение-рассуждение, отзыв, эссе.
Ожидаемый результат: формирование у учащихся навыков самоанализа и саморегуляции в познавательной деятельности.
В технологии имеется набор технологических приемов, позволяющих:

во-первых, выявить семиотические знаки в художественном тексте;

во-вторых, интерпретировать семиотические знаки в художественном тексте;

в-третьих, анализировать текст как пространство культурной памяти.


Средством реализации данной технологии служат:

- художественные тексты;

- комплекс заданий;

- изменение подхода к изучению художественного текста (текст как знаковая система, подлежащая декодированию).

СТРУКТУРНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ

Компонен-ты

Задачи

Средства

Диагностиро-вание

Результаты

1.Мотиваци-оннный (отвечает за мотивацию учащихся на чтение текстов художест-венной литературы как носителей памяти культуры, источников культурологических знаний).

1. Пробудить интерес к чтению художествен-ных текстов как систем семиотических знаков.

2.Сформиро-вать устойчивый интерес к выявлению знакового смысла предметов и вещей не только в литературных текстах, но и в самой действительности.

3.Развивать умение выявлять семиотические знаки в художественном тексте.


Технологические приемы:

-озвучивание «предпонимания» текста;

-составление вопросов-«свидетельств предпонимания

текста;


- знакомство со схемой семиотического анализа текста;

- опознавание знаков в повседневной реальности;

- узнавание знаков в художественном произведении;

-определение индексальных знаков в тексте художественного произведения;

- Нахождение, выявление «точек удивления», проблем;

- приём «зигзаг»;




Определение уровня сформирован-ности умения опознавать семиоти-ческие знаки в текстах художествен-ных произведений и в повседневной реальности.

Понимание учащимися текстов художествен-ной литературы как источника культурологических знаний; повышение количества читающих.

Формирование начального уровня умения опознавать семиотические знаки в литературных текстах и реальности.



2.Деятель-ностный

(отвечает за развитие умения интерпрети-роватьсемиотические знаки в текстах художественной литературы)



1.Развивать умение интерпретиро-вать семио-тические знаки в текстах художествен-ной литературы.
2. Осуществлять сопоставление знакового смысла предметов в тексте и в реальной действительности


Технологические приемы:

-чтение текста с попутным комментарием;

- комплекс заданий, направленных на формирование умения выявлять знаковые системы и их взаимодействие в тексте;

-реконструкция культурного контекста при выполнении лексического анализа;

-интерпретация опознанных семиотических знаков в художественном произведении и в реальной действительности;

-сопоставление использования знакового смысла одних и тех же предметов в литературном тексте и в действительности;

- приём «инсерта»;

- «двухчастный дневник»;

- «трёхчастный дневник»;

- «кластер»;

- приём «вопрошания»;


Определение уровня сформированности умения интерпрети-ровать семиотичес-кие знаки в текстах художествен-ной литературы;

творческие работы учащихся.



Формирование

умения опознавать и интерпрети-ровать семиотические знаки в художествен-ных текстах



3.Рефлексив-ный (отвечает за умение определять границы известного и неизвестного с целью получения недостаю-щей информации, способность оценивать качество конечного продукта и отдельных этапов работы, умение выбрать адекватные формы и методы оценки)

1.Пробудить самоанализ и саморегуля-цию в познавательной деятельности

- комплекс вопросов и заданий, стимулирующих на поиск художественных произведений, в которых используется анализируемый семиотический знак;

-«синквейн»;

- «даймонд»;

- «письмо по кругу»;

- сочинение-рассуждение, отзыв, эссе.



Творческие работы учащихся;

листы самооценки;

листы оценивания работы в группе


Формирование у учащихся навыков самоанализа и саморегуляции в познавательной деятельности



Использование технологии «Формирование общекультурной компетентности учащихся посредством семиотического подхода к изучению текстов на уроках литературы»
Знаки вечного в рассказе А.П. Чехова «Студент»

УРОК ЛИТЕРАТУРЫ НА ОСНОВЕ СЕМИОТИЧЕСКОГО ПОДХОДА

К ИЗУЧЕНИЮ ТЕКСТОВ

9 КЛАСС


Цель урока: расшифровать код культурного послания А.П. Чехова в рассказе «Студент».

Задачи урока:

  1. Продолжить формирование смыслопоисковых умений учащихся посредством семиотического анализа текста рассказа А.П. Чехова «Студент».

  2. В ходе семиотического анализа выявить знаковые системы и отдельные знаки в рассказе, определить их взаимодействие в соответствии с сюжетной динамикой, построить семиотическую картину произведения.

  3. Продолжить формирование общекультурной компетентности учащихся в процессе раскодирования текста как носителя памяти культуры.

  4. Воспитывать в учащихся стремление к развитию в себе духовности,

формировать умения анализировать поступки окружающих и свои поступки, отношение к миру и своему месту в нём.

  1. Развивать навыки культуры речи; учить находить главное, устанавливать связи, проводить параллели, обобщать факты, подводить итоги; формировать навыки исследовательской деятельности.

Форма урока: урок-исследование.

Оборудование: компьютер, проектор.

Дидактические материалы к уроку:

презентация, приложения.



Ход урока

  1. Организационный момент

  1. «Вхождение в тему» урока.

Антон Павлович Чехов… С детства нам знакомо это имя. Вспомните прочитанные ранее произведения этого писателя. Слайд №1

Какие темы интересовали А.П. Чехова?



Предполагаемые ответы: Учащиеся называют юмористические рассказы «Хамелеон», «Хирургия», «Лошадиная фамилия», «Толстый и тонкий», «Пересолил» и другие. Чехов высмеивает такие человеческие пороки, как глупость, чинопочитание, трусость, узость интересов, мещанскую ограниченность и т.д.

- Действительно, в этих рассказах Антон Павлович выступает как писатель-юморист, исследователь социальных проблем, но сегодня мы попытаемся открыть для себя нового Чехова - глубокого мыслителя, философа, обращающегося к вечным вопросам бытия. Дома вы познакомились с рассказом, о котором Антон Павлович писал: «Из моих вещей самый любимый мой рассказ – «Студент». Слайд №2



2. Постановка проблемного вопроса. Подготовка к семиотическому анализу текста.


  1   2   3


©netref.ru 2017
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет