Аппликация как вид декоративно-прикладного искусства в процессе реабилитации детей с ограниченными возможностями



Дата30.04.2016
өлшемі45.69 Kb.
Аппликация как вид декоративно-прикладного искусства

в процессе реабилитации детей

с ограниченными возможностями

Аппликация относится к декоративно-прикладному искусству и является разновидностью вышивки, применяемой для украшения одежды, предметов быта, для создания декоративного панно.

Что такое декоративно-прикладное искусство? Декоративно-прикладное искусство – вид искусства (близкий к изобразительному), произведения которого представляют собой предметы, обладающие определенно-эстетическими свойствами, но в тоже время имеющие непосредственное практическое назначение в быту, труде или специально предназначенные для украшения.

По своему происхождению декоративно-прикладное искусство – один из самых древних видов искусства.

Издавна человек стремился сделать свое жилище, одежду, предметы быта не только удобными, прочными, но и красивыми. Основным источником вдохновения для людей служил окружающий их удивительный мир природы.

Национальные стили узоров совершенствовались многими поколениями, становились лаконичными и доступными для подражания.

Дети рано начинают воспринимать окружающий мир, но, чтобы они могли оценить увиденное, отличить красивое от пестроты и пошлости, этому необходимо учить, и чем раньше, тем лучше. Работа по развитию художественного вкуса ребенка начинается в семье.

Техника выполнения аппликации располагает большими обучающими и воспитательными возможностями.

В процессе художественно-трудовой деятельности ребенок осваивает ряд графических навыков (действовать карандашом, линейкой), учится анализировать явления и предметы окружающего мира, пользоваться ножницами, правильно наносить клей кисточкой, аккуратно наклеивать детали и т.п.

У него развивается воображение, произвольное внимание, зрительная память, глазомер, чувство ритма, восприятия пространственных представлений, сенсорные эталоны.

Искусство выполнения бумажной аппликации дети в дальнейшем могут перенести на работу по ткани, дереву, коже, металлу и т.д.

В курсе реабилитации с детьми дошкольного и младшего школьного возраста при помощи аппликации можно организовать увлекательный и познавательный процесс. Ребенок учится сравнивать фигуры большие и маленькие, широкие и узкие, темные и светлые; определяет, что фигуры расположены высоко, низко, в центре, слева, справа.

Занятия по аппликации играют большую роль в обучении детей композиции, в развитии умения располагать предметы на листе бумаги, т.к. ребенок имеет возможность сначала разложить формы, поискать разные варианты и только потом наклеивать; а также в воспитании умения использовать в аппликации цвет как средство выразительности.

Аппликационные работы в отличие от живописи имеют более обобщенные, упрощенные формы основных фигур, а цветовые решения бывают условные, ограниченные несколькими цветами, без плавных переходов.

Контрастный цвет выделяет основу сюжета по аппликации, подчеркивает ритмичность композиции. Яркие, теплые цвета вызывают радостное настроение, как солнечные дни летом, а серые, тусклые – холодные цвета, как и хмурые, дождливые дни осени, наводят грусть.

Правильно подобранные цветовые сочетания радуют человеческий глаз, доставляют человеку эстетическое наслаждение.

Для обучения детей подбору цветовых сочетаний следует использовать различные наборы цветной бумаги. Большое значение имеет выбор фона для выполнения аппликаций. Аппликация получается намного красивее, если она наклеивается не на белую бумагу, а на цветной фон. Например, зимние сюжеты хорошо получаются на синем, фиолетовом фоне с наклеиванием «снега» из белой бумаги или ваты. Летние сюжеты лучше выполнять на желтом, салатовом, голубом фоне, осенние – на сером.

Выбор цвета зависит от художественного вкуса исполнителя, темы выбранного сюжета и его назначения. В хорошей аппликации трудно один цвет заменить другим, т.к. сразу нарушается цветовая гармония. При подборе колорита в первую очередь учитывается цвет украшаемого предмета или фон, на который будут наклеены детали аппликации. Прикладывая кусочки цветной бумаги на фон, подбирают цвет основной или более крупной детали. Далее находят цвет для мелких деталей, гармонирующий с фоном и цветом основных деталей. Выполнив 2-3 варианта цветового решения, ребенок выбирает наилучшие, выразительные сочетания.

Можно использовать для выбора сочетания фона и цвета основных крупных фигур следующую таблицу:


Цвет фона

Цвет крупных фигур

красный

черный, белый, синий, розовый, желтый

синий

красный, белый, голубой, серый, малиновый, розовый, оранжевый

желтый

черный, коричневый, красный, синий

оранжевый

зеленый, пурпурный, коричневый, синий

голубой

белый, розовый, красный

коричневый

желтый, салатовый, зеленый, розовый, белый

черный

салатовый, желтый, розовый, голубой

Данная таблица поможет педагогам и детям более правильно находить нужный колорит для выбранной аппликации.

Внешний вид аппликаций во многом зависит от качества наклеивания отдельных деталей на основной фон. Приемам наклеивания следует учить детей в порядке возрастания трудностей выполнения той или иной работы.

Сначала учат наклеивать отдельные элементы, затем – узор в круге или квадрате; а после – композиции. До наклеивания все вырезанные детали раскладывают на листе бумаги (фон), а потом только наклеивают.

Педагог напоминает детям о том, что выполнение аппликации требует максимального внимания и аккуратности, одно неосторожное движение руки может испортить всю работу.

Аппликация получается неряшливой, если отдельные детали приклеивают только по уголкам или узкими полосками по краям. Нужно смазывать клеем всю поверхность наклеиваемой детали. После смазывания клеем бумага намокает и растягивается, а после высыхания сжимается и на ее поверхности не остается морщин.



После окончания работы аппликацию кладут на ровную поверхность, закрывают чистым листом бумаги и прижимают грузом. Через некоторое время аппликация готова.

Всю жизнь идут вместе труд и искусство, дополняя друг друга, обогащая человека, делая его нравственно красивым. Развить в каждом ребенке с ограниченными возможностями природные задатки, воспитать в нем трудолюбие, художественный вкус – в этом заключается долг педагогов.
Каталог: images -> stories -> str
stories -> Бюллетень «Новые книги» Вып. 3 Павлодар 2013 Құрастырушылардан
stories -> Jewish. Msk. Ru согласно еврейскому обычаю родители (папа и мама) произносят следующие благословения на рождение детей
stories -> Марина Мелексетян мюмзик и сварог
stories -> Мемлекеттік көрсетілетін қызметтерің тізімі
stories -> Учебная программа музыка 5-6 классы
stories -> 1958 жылдың 12 мамырында Батыс Қазақстан облысының Қаратөбе ауданы Қаракөл ауылында дүниеге келген
str -> Қазақстан республикасы мемлекеттік стандарт


Достарыңызбен бөлісу:


©netref.ru 2019
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет