Армянский вопрос



жүктеу 165.67 Kb.
Дата01.05.2016
өлшемі165.67 Kb.
: wp-content -> uploads -> 2014
2014 -> Сабақтың тақырыбы: Спорттық ойын волейбол ойынға қосылған допты жоғарыдан немесе төменнен қабылдау
2014 -> Эй бир боорум! Менден бир нече насыйкат сурадың. Сен бир жоокер болгонуң үчүн, аскердик мисалдар менен айтылган сегиз чакан аңгеме аркылуу бир нече акыйкатты напсим менен бирге уккун
2014 -> Қазақстан республикасы білім және ғылым министрлігі
2014 -> ЖҰмыс бағдарламасы пән: «Қоғамтану» Мамандығы: : 0301000
2014 -> Ұлт тарихы толқынындағЫ Ұлы тұЛҒалар
2014 -> Конкурс ережесі «Астана Опера»
2014 -> «Қостанай таңының» кітапханасы Сәлім меңдібаев
Армянский вопрос, комплекс проблем политической истории армянского народа, связанных с его стремлением к воссозданию суверенной государственности на своей исторической территории, национальной консолидацией и направленной на достижение этих целей национально- освободительной борьбой. Возникновение Армянского вопроса предопределено утерей Арменией национальной государственности. Армянский вопрос стал составной частью Восточного вопроса, занял определённое место в международных отношениях, политике великих держав на Ближнем Востоке их борьбе за сферы влияния в Османской империи и раздел её владений. Вошел в обиход в качестве термина в дипломатии и исторической литературе после Русско- турецкой войны 1877- 78.
К середине XIXв крупнейшее на Ближнем Востоке государство- Османская империя, стала объектом острой конкурентной борьбы между ведущими державами Европы. Руководствуясь собственными интересами и не желая допускать политические или экономические преобладания соперников в Османской империи, каждая из держав прикрывала эксплуатацию Турции лишенным всякого смысла принципом «статус-кво» империи, который играл на руку султанскому самодержавию в его реакционной внутренней политике. Используя тяжелое положение христианских народов Османской империи, и в частности армян, в качестве предлога для давления на Высокую Порту и вмешательства в ее дела с целью приобретения новых уступок в политической и экономической сферах державы не только не улучшили, но и ухудшили положение нац.меньшинств.В христианском населении, которое стремилось к освобождению из-под многовекового турецкого ига, султанское пр- во усматривало угрозу для будущего своей политмической и поликонфессиональной империи. Стремясь предотвратить ее распад и вывести страну из крайней отсталости, в середине XIX в султанским пр- вом были обнародованы реформы, декларировавшие неприкосновенность жизни, имущества и чести всех подданных, равенство прав мусульман и христиан, преобразования в экономической жизни страны. Однако реформы были осуществлены половинчато, не привели к существенным изменениям в экономическом и общественном развитии страны, положении угнетённых нетурецких народов.

Начиная с 60-х XIX в заметно усилилось освободительное движение в Западной Армении. Русско-турецкая война 1877-1878 завершилась победой России: на Балканском фронте русские войска подошли вплотную к Константинополю, на Кавказском – овладели почти всей Западной Арменией. На территории Османской империи, главным образом в ее восточных вилайетах, проживало свыше трех млн. армян, подвергавшихся социальному, национальному и религиозному угнетению и преследованию. Результаты русско- турецкой войны, успешное национально- освободительное движение балканских народов воодушевили армян на борьбу за свое национальное освобождение, объединение двух частей Армении под протекторатом России. Захватническая политика русского царизма , занимаемая им позиция «покровителя» христианских народов Османской империи объективно совпадали с жизненными интересами армянского народа.

Впервые Армянский вопрос получил своё отображение в Сан –Стефанском договоре 1878, согласно ст.16-й которого Высокая Порта обязывалась осуществить реформы в облостях, населённых армянами. Преимущество ст.16-ой состояли в том, что Россия выступила как официальный покровитель армянского народа, а присоединение Армении к России предоставляло армянам возможности национальной консолидации, экономического и культурного развития. Однако договор был подписан в условиях напряжённой международной обстановки, Россия оказалась перед лицом сильной англо- австрийской коалиции. Именно Великобритания и Австро-Венгрия явились инициаторами созыва международного конгресса, цель которого заключалась в том, чтобы не позволить России сполна воспользоваться плодами своей победы в войне. Накануне созыва Берлинского конгресса 1878 для ведения переговоров с пр-вами европейских государств в пользу решения Армянского вопроса в Европу была направлена армянская национальная делегация во главе с Мкртичем Хримяном. Не добившись реальных гарантий, делегация прибыла в Берлин, однако на заседании открывшегося здесь конгресса не была допущена. На Берлинском конгрессе, в результате пересмотра условий Сан- Стефанского договора, западноевропейской дипломатии удалось лишить Россию монопольной роли в Армянском вопросе. В ст. 61-й Берлинского трактата отмечалось, что Высокая Порта должна периодически сообщать о мерах по осуществлению реформ державам, которые должны наблюдать за их применением. Тем самым Армянский вопрос был превращён в объект международных отношений, что однако не помешало Высокой Порте решать его по своему усмотрению. По решению Берлинского трактата значительная часть западной Армении опять- таки осталась под турецким владычеством, что сыграло роковую роль в судьбах западных армян, обрекло их на физическое истребление.

Наиболее активную позицию в требовании реформ для Западной Армении в конце 70-х начале 80-х гг.XIX в заняла Великобритания, что объяснялось стремлением ангийского правительства с помощью постоянного давления на Высокую Порту по Армянскому вопросу добиться оккупации Кипра и Египта.

Поняв, какую роль может сыграть Армянский вопрос в политике держав, правительство Абдул Гамида II решило покончить с Армянским вопросом, усилив преследования в отношении армянского населения империи ( разжигание мусульманского фанатизма и антиармянских настроений, постоянные грабежи и убийства, произвол и беззаконие местных властей, попытки насильственного обращения армян в ислам, уничтожение цензуры, бесчинства курдских племён, создание курд.ирригулярной конницы и др.), которые сводились в конечном счёте к физическому уничтожению армянского этноса.

В конце 80-х – начале 90-х гг.XIX в начался новый этап в национально-освободительном движении армянского народа, возникли армянские национальные партии, усилилась вооружённая освободительная борьба в Западной Армении. В ответ на выступления армян Сасуна на против турецких властей султанское правительство организовало резню армян этого края в августе- сентябре 1894, в результате которой было убито около 10 тыс. армян. Под давлением европейских держав султанское правительство было вынуждено создать комиссию по расследованию Сасунских событий с участием представителей Великобритании, России и Франции. В апреле 1895 английское правительство выбрало проект реформ, согласно которому Западной Армении фактически представлялась автономия под эгидой европейских держав. Главная идея английской политики реформ в стремлении Англии лишить Россию возможности оккупировать эти территории под предлогом защиты прав христианского населения. После того, как Франция и Россия присоединилась к требованием реформ, 11 мая 1895 Высокой Порте был представлен несколько урезанный английский проект. В ответ правительство организовало резню в столице, в результате которой погибло 6 тыс.армян. 15 октября Абдул Гамид II принял послов европейских держав, которые потребовали в целях сохранения целостности империи, удовлетворения общественного мнения Европы и успокоения армян, провести реформы в Западной Армении. Заявив 20 октября о скором введении реформ , султанское правительство не только их не осуществило, но и используя противоречия между европейскими державами, организовало массовую резню армянского населения Османской империи. В течении 1894-96 в Османской империи было истреблено свыше 300 тыс.армян.

Несмотря на различные в программах и методах деятельности армянских национальных партий, они были едины в вопросе освобождения западных армян, создания независимого армянского государства. Однако армянские политические организации так и не сумели сплотится вокруг этой национальной идеи, не достигли единства всех политических сил, создания мощного единого народного движения на примере других угнетённых народов империи. Не имели успеха и попытки создания единого фронта с другими нетурецкими народами империи, в частности, с курдским народом. Напротив, турецким властям удалось использовать курдские племена в своих целях, настроить их против армянского населения. Активизация армянского национально-освободительного движения в конце XIX – начале XX вв, желание использовать его силу исключительно в целях борьбы против султанской власти привели оппозиционную младотурецкую партию к мысли о необходимости установления отношений с армянскими партиями, хотя и в национальном вопросе между младотурками и Абдул Гамидом II не было принципиальных различий. Продолжая борьбу за освобождение Западной Армении, армянские политические силы приняли активное участие в создании союза оппозиционных сил Османской империи в борьбе против режима Абдул Гамида II. После младотурецкого переворота 1908 положение армянского населения не улучшилось; в апреле 1909 младотурецкие власти осуществили резню армян Аданского вилайета и гор.Аданы, вследствие которой было убито свыше 30 тыс.армян.

В 1912- 14, когда в результате подъёма национально –освободительного движения балканских народов турецкому деспотизму был нанесён новый удар. Армянский вопрос вновь стал предметом дипломатических переговоров между великими державами и Турцией. Вокруг вопроса о реформах в Западной Армении началась срочная борьба, продолжавшаяся до начала мировой войны 1914- 18. Вступая в мировую войну на стороне кайзеровской Германии правящие круги Турции надеялись осуществить свои давно вынашиваемые планы устранения России с Кавказа, создания «великого Турана», в котором должны были объединиться мусульманские народы Ближнего Востока, Кавказа, России, Средней Азии. На пути достижения этой цели препятствием воспринималась не только Россия, но и армянский народ, проживавший в двух частях Армении – Западная и Восточная. Младотурецкое правительство Турции считало, что прежде всего следует покончить с западными армянами, прорусская ориентация которых им была хорошо известна.

С целью полной ликвидации армян Западной Армении и других местностей Турции и разрешения, таким образом, Армянского вопроса., младотурецкое правительство воспользовавшись состоянием войны, под видом выселения из прифронтовой полосы, организовало и осуществило депортацию и геноцид более полутора миллиона армян. Западная Армения и Киликия полностью лишились своего автохтонного этноса.

В результате успешных действий русские войска на Кавказском фронте к 1916 большая часть Западной Армении была завоевана Россией. Это обстоятельство стимулировало оживление переговоров между Англией и Францией по вопросу о разделе территорий Османской империи. Возобновились дипломатические торги вокруг вопроса о разделе Ближнего Востока, в том числе и Армении, на сферы влияния. При этом не было никаких упоминаний или самостоятельности Армении, будущем армянского народа. В июне 1916 в завоёванных Россией районах Западной Армении было установлено «Военное генерал- губернаторство занятых по праву войны областей Турции», охватывавшее почти всю Западную Армению. Если накануне войны и в первый её период царизм представлялся в роли защитника проживавших в Турции христян, в частности армян, поднимал шум в связи с погромами и выселением армян, создавал добровольческие отряды, то теперь он стремился исключить Армянский вопрос из сферы деятельности русской дипломатии, свести к нулю политическое значение армян. Занятые по праву войны армянские вилайеты должны были быть превращены в обычные окраинные губернии царской России, лишенные практически армянского населения.

После победы Февральской революции в России Временное правительство решением от 25 апреля1917 взяло в своё ведение управление занятыми территориями Западной Армении. Выселенным армянам было разрешено возвратиться к родным очагам. Вместе с тем Временное правительство продолжило по существу политику царизма в Западной Армении, всячески попирая право армянского народа на самоопределение. С мая 1917 на русско- турецком фронте создалось положение неофициального перемирия. Однако здесь, так же как и на Западном фронте, массы солдат охватили революционные настроения.

Эти настроения, а так же стремление оставить фронт, возвратиться домой особенно усилились после Октябрьской социалистической революции. Кавказский фронт оголялся, что создавало благоприятные условия для турецкой интервенции.

Одним из первых решений, принятых советским правительством после Октябрьской революции, явился Декрет «О Турецкой Армении» от 29 декабря 1917, который признавал право армянского народа на свободное самоопределение, восстановление издавна утраченной государственности. Советское правительство официально признавало, что защищает «право Западной Армении на свободное самоопределение, вплоть до полной независимости». Осуществление декрета во многом зависело от организации и сплочения армянских национальных сил, мобилизация всех возможностей для наведения порядка в регионе, создания милиции, пресечения массового дезертирства, использования частей русской армии. Однако создавшаяся тяжелая ситуация, позиция образованного в ноябре 1917 в Тифлисе Закавказского комиссариата, и в частности Армянского национального бюро в отношении Советской России, усугубили и без того бедственное положение армянского народа. Нарушив условия подписанного в Ерзнка 18 декабря 1917 русско-турецкого перемирия, в феврале 1918 Турция начала наступление по всему фронту вслед за уходящими остатками русской армии и вновь захватила территорию Западной Армении. Следуя примеру своей союзницы – кайзеровской Германии, Турция рассматривала революцию в России как благоприятный момент для осуществления своих планов территориальных захватов. Используя в своих интересах условия Брестского мира 1918, младотурецкое правительство продолжало оказывать давление на Закавказье, требуя его отделения от России. В его дальнейшие планы входило разделение Закавказья на части для утверждения своей власти по принципу «разделяй и властвуй». Прервав переговоры с правительством Закавказья, Турция возобновила наступательные действия. В середине мая турецкие войска заняли Александрополь, создали реальную угрозу захвата Еревана. Для армянского народа создалось отчаянное положение. В героических сражениях под Сардарапатом, Караклисом и Баш- Апараном армянские войска сумели приостановить продвижение турецких войск, ликвидировать нависшую над армянским народом угрозу полного физического уничтожения. Одновременно возобновились переговоры между Турцией и представителями Закавказского Сейма.

Турция продолжала требовать объявление независимости Грузии, Азербайджана и Армении и признания ими территориальных захватов Турции. 28 мая 1918 вслед за Грузией и Азербайджаном была провозглашена независимость Армении. Создание Республики Армении, независимо от тяжёлых условий того времени, явилось знаменательной вехой в истории армянского народа после многовековой утраты национальной государственности. К моменту своего образования Республика Армении располагала территорией несколько более 9 тыс.кв. км, население её составило 326 тыс. чел. К Турции отошли районы Карса, Ардагана, Сурмалу, Шара, Нахичиванский уезд, значит часть Алексанндропольского и Эчмиадзинского уездов. После поражения Турции в первой мировой войне и заключения Мудросского перемирия 1918, турецкие войска оставили территорию Республики Армении и Карскую область, была восстановлена граница 1914.

В 1919-20 правительство Республики Армении прилагало усилия, чтобы решить Армянский вопрс с помощью западных государств, объединить Западную и Восточную Армению в единое независимое государство. Армянский вопрос обсуждался на Парижской мирной конференции 1919-1920. На конференции было принято решение о предоставлении США мандата на Армению, это решение было утверждено Лигой Наций. Однако в дальнейшем сенат США отклонил предложение президента В. Вильсона о предоставлении США мандата на Армению.Мирный договор с Турцией был заключён 10 августа 1920 в Севре, согласно которому Турция признавала Армению в качестве свободного и независимого государства, презедентуСША предоставлялось право определения границ между Турцией и Арменией с выходом к Черному морю.

Но пришедшие к власти в Турции националистическое правительство Кемаля не признала Севрский договор. Стремясь использовать начавшиеся в Турции националистическое движение против Антанты, лишить последнюю возможности превратить Армению в форпост против Советской России, советское правительство пыталось своим посредничеством стабилизировать обстановку в регионе, предотвратить войну, добиться установления прочных границ между Арменией и Турцией. Однако советско- турецкие переговоры неоднократно прерывались и затягивались. Правительство Республики Армении стремилось выиграть время до заключения Северского договора, а турецкая сторона не желала делать каких- либо территориальных уступок Армении. До начала Турецко- армянской войны 1920 территория Армянской республики составляла около 55 тыс.кв.км. В сентябре 1920 турецкая армия перешла в наступление. Анкарское правительство пыталось захватить территории, заселенные армянским большинством и лишить армянский народ возможности воссоздания своего государства. Правительство Республики Армении предполагало, что Англия, Франция, США и Италия сразу же выступят на стороне армян и дадут отпор Турции во имя претворения в жизнь решений Сервского договора. Армянское правительство обратилось к совету Лиги Наций с просьбой принять республику Армении в Лигу Наций и применить в отношении Турции санкции согласно Северскому договору. Однако эти обращения не привели к желаемому результату. Турки продолжали наступление. Воинствующая и непримиримая позиция Турции по отношению к Армении была обусловлена удачным использованием кемалистским правительством создавшийся благоприятной международной обстановки, военной конфронтации между Антантой и Советской Россией. В свою очередь каждая из сторон использовала Турцию в своих интересах.. Потерпевшая поражение в войне Армения была вынуждена подписать 2 декабря Александропольский договор 1920, по которому за Арменией оставались лишь районы Еревана и озеро Севан, армянское правительство отказывалось от Севрского договора, Турция устанавливала свой контроль над путями сообщений Армении и т.д.

С юридической точки зрения это договор не имел силы, поскольку 29 ноября 1920 в Армении была установлена Советская власть. В марте 1921 между Советской Россией и Турцией в Москве был подписан договор о дружбе и братстве, в заключении которого представители Советской Армении участие не принимали. Согласно Московскому договору была установлена и зафиксирована граница между Советской Арменией и Турцией, за турецкой стороной остались Карская область, Кагызванский округ и Сурмалинский уезд Эриванской губернии. В договор была внесена особая статья, согласно которой Нахичеванская область должна была образовать «автономную территорию под протекторатом Азербайджана, при условии, что Азербайджан не уступит сего протектората третьему государству». Московский договор 1921 не отвечал интересам армянского народа, не способствовал его стремлению к национальной консолидации на территории своей родины. В октябре 1921 в Карсе при участии РСФСР был заключён договор между Арменией, Грузией и Азербайджаном, с одной стороны, и Турцией с другой, который повторял положения Московского договора.

Правительство Англии, Франции США пытались использовать Армянский вопрос в соответствии со своими планами и никогда всерьёз не задумывались над судьбой армянского народа. В ноябре- декабре 1920 на Лондонской конференции и в январе 1921 на заседании Верховного совета Антанты в Париже Франция выступила с требованием пересмотра Советского договора. До проведения Лозаннской конференции Франция, Англия и Италия отступили от позиций защиты положений Севрского договора, решение Армянского вопроса.В резолюциях Лондонской конференции 1921 выражение «Армянское независимое государство» было заменено расплывчатой формулировкой о создании «Армянского национального очага» на территории Турции, которое на Лозаннской конференции 1922-1923 было вычеркнуто руками тех же дипломатов.

Лига Наций также оказалась неспособной в какой -либо мере облегчить участь народа, подвергшегося геноциду и депортации, многочисленные декларации и гарантии западноевропейской дипломатии по Армянскому вопросу договоры и ноты, щедрые обещания не принесли никакой пользы армянскому народу.

Составной частью Армянского вопроса является проблема Нагорного Карабаха. В 1918-20 мусоватийское правительство Азербайджана неоднократно пыталось захватить Нагорный Карабах., Нахечеван и Зангезур. Однако армянское население этих областей с оружием в руках отстаивало своё правительство и землю от посягательств. После победы Советской власти в Армении Ревком Азербайджана 1 декабря 1920 заявил в специальной декларации, что отказывается от спорных с Арменией территорий и признаёт Нагорный Карабах, Зангезур и Нахечеван составной часть Армении. Однако вскоре позиция азербайджанского руководства в отношении Нагорного Карабаха перетерпела кардинальные изменения, оно потребовало включить его в состав Азербайджана. 5 июля 1921 на заседании Карбюро РКП(б) было вынесено решение о передаче Нагорного Карабаха Азербайджану. Этим решением Карабах, населённый армянами и являющийся исконной армянской территорией, был искусственно отрезан от Армении, а территориальное разграничение при образовании области в 1923 было проведено таким образом, чтобы Нагорный Карабах не имел общей границы с Армянской ССР, хотя он непосредственно примыкает к её территории.

Армянский народ сумел выйти из тяжелейшего кризисного этапа своей истории, он не только смог сохранить своё физическое существование, но и воссоздать свою государственность на части территории Восточной Армении. Вместе с тем в результате политики геноцида и депортации как в Западной так и Восточной Армении, оставшаяся в живых часть армянского народа рассеялась по всему миру, образовав в странах Европы, Америки и Азии Диаспору- спюрк. По мере развития и укрепления армянских общин за рубежом, усиления их влияния на общественность многих стран мира, возрождения национального самосознания, изгнанные с земель своих предков армяне продолжали борьбу за своё национальное существование, право на потерянную родную землю, консолидацию в едином государстве. К концу второй мировой войны 1939-45 заметно усилилось движение зарубежных армян за присоединение к Советской Армении отошедших к Турции армянской территорий. Различные зарубежные армянские организации стали обращаться с этим требованием к руководителям держав – победительниц, конференции Объединенных Наций в Сан-Франциско. Берлинский конференции глав трёх держав, сессии Совета Министров иностранных дел в Лондоне, Московскому совещанию министров иностранных дел трёх держав, 1-й сессии Генеральной Ассамблеи Организации Объединённых Наций в Лондоне и т.д.

29 ноября 1945 католикос всех армян Геворг VI обратился к главам правительств СССР, США и Виликобритании с требованием о присоединении к Советской Армении армянских вилайетов Турции.В марте 1945 советское правительство заявило о своём желании денонсировать совецко- турецкий договор 1925 в связи изменениями на международной арене после второй мировой войны. В июне 1945 в Москве состоялись советско- турецкие перегооры об урегулировании отношений между СССР и Турцией в связи денонсацией советским правительством договора 1925, как не соответствующего новой обстановке и нуждающегося в серьезном улучшении. Турецкая сторона предложила советскому правительству заключить союзный договор. На это предложение был дан ответ, что советское правительство не возражает против заключения такого договора на определённых условиях, в частности если Турция вернёт отторгнутые в 1921 от Советской Армении Карс, Артвин и Ардаган. Союзный договор с Турцией не был подписан. Армянский вопрос обсуждался на Берлинской (Подсдамской) конференции руководителей трёх союзных держав- СССР. США и Великобритании.


30 мая 1953 советское правительство, игнорируя чаяния армянского народа, сделало заявление правительству Турции о том, что «во имя сохранения добрососедских отношений и укрепления мира и безопасности правительства Армении и Грузии сочли возможным отказаться от своих территориальных претензий к Турции…

Таким образом, Советское правительство заявляет, что Советский Союз не имеет никаких территориальных претензий к Турции». Подобная позиция Советского Союза была подтверждена в дальнейшем в нескольких международных документах. Широкое движение армян диаспоры за решение Армянского вопроса, признание мировым сообществом геноцида армян особенно активизировалась с середины 1960-х, в канун 50-летия геноцида армян. Начиная с 1965, после более чем 40-летнего молчания в эпоху сталинизма, в Советской Армении стали ускоренными темпами развиваться политическая арменистика, изучение проблем Армянского вопроса, геноцида армян. Были изданы десятки научных исследований, сборники документов, многочисленные научные и публицистические статьи. 22 ноября 1988 Верховный Совет Армянской ССР принял закон Армянской СССР об осуждении геноцида армян 1915 года в османской Турции.

В 1960-80-х значительно усилился интерес мирового общественного мнения к Армянскому вопросу, что нашло своё выражение в его обсуждении в различных международных организациях, на научных и общественных форумах, конференциях, симпозиумах. Начиная с конца 1960-х эта проблема стала предметом рассмотрения в Подкомиссии по предупреждению дискриминации и защите национальных меньшинств комиссии по правам человека ООН. Армянскому вопросу были специально посвящены сессия Постоянного трибунала народов в Париже, международная конференция «Армянский вопрос и турецкий экспансионизм»,(Афины, май 1987) съезд Всемирного совета церквей(США, май 1987) и т.д., в решениях которых отмечалось о необходимости возмещения Турцией армянскому народу нанесённого в результате геноцида ущерба, обеспечения за армянами диаспоры права возвратиться на свою родину. Вопрос о признании и осуждении мировым сообществом факта геноцида армян в 1970-80-х активно поддерживали некоторые западные государства Франция, Уругвай, Греция, Аргентина. В течение ряда лет на повестку дня сената и палаты представителей США выносятся резолюции о геноциде армян в Османской империи, которые обычно не набирали необходимого количества голосов и отклонялись на разных этапах слушания. Решающую роль при этом играет позиция Государственного департамента, министерства обороны США и президента, последовательно выступающих против принятия резолюции.

Руководители Турции при этом постоянно предупреждают правительство США о возможности возникновения серьёзных осложнений в турецко-американских отношениях, вплоть до выхода в Турции из военного блока НАТО в случае принятия резолюции. Турция проводит политику непризнания и полного отрицания факта геноцида армян в Османской империи. Начиная с 1983 Армянский вопрос рассматривается в Европарламенте. 18 июня 1987 Европарламент принял резолюцию «О политическом решении Армянского вопроса».



В современных условиях Армянский вопрос воспринимается как стремление армян всего мира к восстановлению исторической справедливости, созданию реальных условий для консолидации армянской нации, сохранению самобытности армян диаспоры, воссоединению с Родиной- Арменией отторгнутых от нее территорий.



©netref.ru 2017
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет