«атф и ее роль в клетке. Ферменты» Карагулян Олеся Владимировна



жүктеу 82.36 Kb.
Дата31.03.2016
өлшемі82.36 Kb.
түріУрок
: attachments
attachments -> Лекции 30 часов Семинарские занятия -15 часов срс 60 часов срсп 30 часов КарагандЫ 2010 Форма 2 Силлабус составлен к э. н., доцентом Абеуовой С. Т., на основании госо рк, типовой программой дисциплины «Международные организации»
attachments -> «атф полис» Сақтандыру Қазақстан Республикасының компаниясы» АҚ акционерінің қаржы нарығы мен Шешімімен бекітілген қаржылық ұйымдарды реттеу
attachments -> Программа дисциплины «Западноевропейское искусство и дизайн (XX-XXI век)»
attachments -> Тәуелсіз эксперттердің филиалдар, өкілдіктер тізімі
attachments -> Бір көзден алу тәсілімен мемлекеттік сатып алу қорытындысы туралы хаттама
attachments -> Регламентін бекіту туралы «Әкімшілік рәсімдер туралы»
11 класс
Тема урока: «АТФ и ее роль в клетке. Ферменты»
Карагулян Олеся Владимировна,

учитель биологии МОУ «СОШ №1» г.Одинцово Московской области


1) Цель урока: показать роль АТФ в клетке и ферментов

2) Образовательные задачи: вспомнить с учащимися структуру ДНК и РНК; формировать понятие о структуре и функциях АТФ, используя работу с учебником, закрепить умение пользоваться микроскопом;

3) Воспитательные задачи: воспитывать у школьников аккуратность по отношению к учебному пособию и хорошее поведение на уроках;

4) Развивающие задачи: развивать логическое мышление через сравнение структуры ДНК и РНК и белков и выявление их сходных и отличительных признаков путем тестовых заданий; развивать практические умения, направленные на установление роли в клетке фермента – каталаза.

5) Оборудование: таблица «АТФ», пероксид водорода, сырой картофель, вареный картофель, листочки элодеи, пробирки, микроскопы, предметные стекла, покровные стекла, вода, пипетки.

6) Ход урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1) Организа-ционный момент

2) Проверка домашнего задания

3) Изучение нового материала

4) Закрепление нового материала

5) Лабораторная работа

6) Домашнее задание



Здравствуйте ребята! Садитесь! Проверить присутствие учеников.

Сначала мы проверим, что вы усвоили за пройденные уроки по темам: белки и нуклеиновые кислоты путем тестовых заданий. Я вам сейчас раздам листочки с тестовыми заданиями и даю вам 10 минут на их выполнение. Итак, приступаем!

Сегодня мы с вами рассмотрим адениновый нуклеотид, который входит в состав всех РНК. Итак, записываем тему урока: «АТФ и ее роль в клетке. Ферменты.»
Этот нуклеотид мы рассматриваем отдельно, так как он играет выдающуюся роль в энергетике клетки. Аденозинмонофосфорная кислота (АМФ) входит в состав всех РНК и состоит из азотистого основания аденина, углевода рибозы и 1 остатка фосфорной кислоты. И после присоединения еще 2 – х молекул фосфорной кислоты она превращается в аденозинтрифосфорную кислоту (АТФ). И вот из чего она состоит: аденин, рибоза и 3 остатка фосфорной кислоты. И становится источником энергии, которая запасается в двух последних остатках фосфорной кислоты. Затем из состава АТФ под действием фермента АТФ – азы отщепляются остатки фосфорной кислоты. И при отщеплении одной молекулы фосфорной кислоты АТФ переходит в АДФ (аденозиндифосфорная кислота).

А если отщепляются 2 молекулы фосфорной кислоты АТФ соответственно переходит в какое вещество?

Реакции отщепления каждой молекулы фосфорной кислоты сопровождается освобождением 40 кДж энергии.

АТФ + Н2О = АДФ + Н3РО4 + 40кДж

Для того, чтобы подчеркнуть высокую энергетическую «стоимость» фосфорно – кислородной связи в АТФ, которую называют макроэргической связью (показать на таблице). В АТФ имеется 2 макроэргической связи. А энергетическая ценность двух МЭС составляет 80 кДж и отщепление 1 молекулы фосфорной кислоты сопровождается разрывом одной МЭС и освобождением 40 кДж энергии.

Значение АТФ в жизни клетки велико. Она играет центральную роль в клеточных превращениях энергии. То есть, например, синтез белков, углеводов, жиров и нуклеиновых кислот идет с использованием энергии АТФ. Энергия АТФ используется для совершения химической, механической, осмотической работы, трансформируется в электрическую или световую энергию, рассеивается в виде тепла. Ряд исследований показал, что в движении ресничек и жгутиков важная роль принадлежит АТФ. Количество АТФ так же велико и в скелетных мышцах (0,2 – 0,4 %), что связано с их функцией. За счет распада АТФ осуществляется работа мышц. И основной синтез АТФ происходит в митохондриях.

Функция энергетическая.

Теперь давайте проверим усвоили ли вы новый материал. Итак, скажите мне из чего состоят АТФ, АДФ и АМФ?

Каково значение этих веществ?

Что такое макроэргическая связь?


Но расщепление АТФ с высвобождением энергии происходит с помощью белков – ферметов. Мы уже с вами говорили о них при изучении темы: «Белки». Скажите мне, что вы знаете о ферментах?

И вот как раз, ферментативный характер всех химических процессов в клетке мы можем выяснить в ходе лабораторной работы. Это постановка кратковременных опытов, иллюстрирующих действие фермента на перекись водорода. И поэтому откройте свои тетради и запишите:

Лабораторная работа.

Тема: «Расщепление пероксида водорода ферментом каталазой».

Фермент каталаза имеется в каждой растительной и животной клетке. Этот фермент расщепляет пероксид водорода с образованием молекулы воды и кислорода. Фермент каталаза, расщепляя пероксид водорода, играет защитную роль, обезвреживая ядовитое вещество (пероксид водорода), которое непрерывно образуется в клетке в процессе ее жизнедеятельности. Запишите уравнение реакции:

2О2 = О2 + 2Н2О

каталаза


Теперь приступайте к работе. У каждого на столе есть план работы, руководствуясь им выполняйте.

План: 1. прилейте по 2 мл. пероксида водорода в пробирки с сырым картофелем и вареным картофелем;

2. запишите наблюдаемые вами явления;

3. на предметное стекло в каплю воды положите лист элодеи и рассмотрите его под микроскопом;

4. нанесите на лист элодеи 2 капли пероксида водорода, накройте покровным стеклом и под микроскопом наблюдайте, что произойдет?

И затем запишите вывод. В пробирке с кусочком вареного картофеля не наблюдалось расщепления пероксида водорода, потому что при варке картофеля произошла денатурация белка – фермента, нарушилась третичная и, очевидно, вторичная структура молекулы. А бурное выделение кислорода при расщеплении пероксида водорода в пробирке с кусочком сырого картофеля, а так же при действии пероксида водорода на лист элодеи свидетельствует о том, что в растительных клетках есть фермент каталаза. Итак, записываем вывод и сдаем тетради.


Теперь запишите домашнее задание: параграф 5, вопросы 1 – 3.

Приветствие учителя и готовность к уроку.

Выполнение тестовых заданий


Слушают и записывают в тетрадях тему урока: «АТФ и ее роль в клетке. Ферменты»


АМФ: аденин, рибоза и 1 остаток фосфорной кислоты

АТФ: аденин, рибоза и 3 остатка фосфорной кислоты

АДФ: аденин, рибоза и 2 остатка фосфорной кислоты
АМФ

Записывают:

АТФ + Н2О = АДФ + Н3РО4 + 40кДж

Записывают в тетрадь: функция АТФ энергетическая


Отвечают: АТФ (аденозинмонофосфорная кислота) состоит из аденина, рибозы и 3 – х остатков фосфорной кислоты; АДФ (аденозиндифосфорная кислота) состоит из аденина, рибозы и 2 – х остатков фосфорной кислоты; АМФ (аденозинмонофосфорная кислота) состоит из аденина, рибозы и 1 – го остатка фосфорной кислоты
Значение АТФ в жизни клетки велико. Она играет центральную роль в клеточных превращениях энергии. То есть, например, синтез белков, углеводов, жиров и нуклеиновых кислот идет с использованием энергии АТФ. Энергия АТФ используется для совершения химической, механической, осмотической работы, трансформируется в электрическую или световую энергию, рассеивается в виде тепла. За счет распада АТФ осуществляется работа мышц. И основной синтез АТФ происходит в митохондриях.

Функция энергетическая.


фосфорно – кислородная связь в АТФ

Что это ускорители биохимических реакций в клетке (т.е. катализаторы). Каждый фермент обеспечивает 1 или несколько реакций одного типа. И что на каждое органическое вещество действует свой фермент, например, на жиры – липаза, на углеводы – амилаза и т.д.)

Внимательно выслушать учителя и выполнять лабораторную работу, руководствуясь инструкции, которая у каждого ученика имеется на столе.

Записать уравнение реакции в тетрадях: 2Н2О2 = О2 + 2Н2О

Каталаза

Наблюдаемые явления и вывод записать в тетрадях


Записать в дневниках домашнее задание





8) Литература: - Акимов С.С. и др. /Биология в таблицах, схемах и рисунках/, М., «Лист», 1996 г.;

- Беляев Д.К. и др. /Общая биология 10 – 11 класс/, М., «Просвещение», 1998 г.;

- Корсунская В.М. и др. /Уроки общей биологии, пособие для учителей/, М., «Просвещение», 1986 г.;

- Мягкова А.Н., Комиссаров Б.Д. /Методика обучения общей биологии/, М., «Просвещение», 1973 г.;



- Рувинский А.О. /Общая биология 10 – 11 класс/, М., «Просвещение», 1993 г.;

- Сытник К.М. /Справочник по биологии/, Киев «Наукова Думка», 1979 г.



©netref.ru 2017
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет