Автоматизация – превращение сознательных действий при многократном их повторении в автоматические (т е. совершаемые без участия сознания) Аграмматизм



жүктеу 481.92 Kb.
бет1/2
Дата26.04.2016
өлшемі481.92 Kb.
  1   2
Словарь
  • А


    • Автоматизация – превращение сознательных действий при многократном их повторении в автоматические (т.е. совершаемые без участия сознания)

    • Аграмматизм – ошибки в грамматическом оформлении активной речи и в понимании значений грамматических конструкций. Общее нарушение грамматического строя речи, степень и форма которого зависят от  причин его вызвавших.

    • Адаптация – (от лат. Adapto – приспособляю) - приспособление организмов к условиям существования.

    • Адаптация глаза – приспособление глаза к различным условиям освещения. Адаптация к свету  в норме происходит в течение 50-60 сек. Адаптация глаза в темноте  в норме происходит примерно в течение30-60 мин. При этом происходит повышение световой чувствительности глаза в 8-10 тыс.раз. У учащихся  с нарушением зрения расстройства адаптации происходят в результате заболевания глаз (пигментная дистрофия сетчатки, атрофия зрительного нерва, близорукость высокой степени и пр.) у учащихся  с выраженной интеллектуальной недостаточностью – под влиянием поражений центральной нервной системы.

    • Адаптирование – обучающие и оценочные стратегии, разработанные специально для адаптации особых потребностей учащегося так, чтобы он или она смогли достичь результатов по данному предмету или курсу и продемонстрировать знание предмета.

    • Адентия – отсутствие всех или многих зубов

    • Азбука для слепых – рельефно-точечный шрифт по системе Брайля (см.), принятый для письма и чтения слепых. Основой для  построения азбуки в шрифте Брайля служит шеститочие. Все буквы этого шрифта  отличаются друг от друга количеством и расположением входящих в них точек. Большие трудности в освоении Брайля возникают в связи с наличием пар букв, имеющих взаимно противоположное, «зеркальное» расположение.

    • Акалькулия – ( от греч:  a -отрицание,  calculatio -счет, вычисление ) нарушение способности производить арифметические действия. Возникает вследствие органических поражений центральной нервной системы.

    • Алалия – представляет собой выраженное недоразвитие или отсутствие речи, вызванное органическим поражением речевых зон коры мозга во внутриутробном периоде, при родах или в раннем детстве. Большое значение имеет правильная диагностика алалии, отграничение ее от вторичных нарушений речевого развития при умственной отсталости и тугоухости. 

    • Альбинизм – (от лат. albus – белый) – врожденная аномалия, характеризующаяся отсутствием пигмента в глазах (в сосудистой и радужной оболочке), ресницах, бровях, коже. Беспрепятственный пропуск света внутрь глаза и-за отсутствия пигмента часто сопровождается неполноценностью сетчатки глаза и другим нарушениям зрения. 

    • Амблиопия – (от греч. «amblys» – тупой + «ops» – глаз) – оптически некоррегируемое снижение остроты зрения, возникающее из-за врожденной или ранней катаракты, врожденной аномалии рефракции, косоглазия. Развивается вследствие ранней сенсорной депривации. Успешность реабилитации снижается с возрастом. 

    • Анализатор – [греч. analysis разложение, расчленение] — тер­мин, введенный И. П. Павловым для обозначения нервного аппарата, обеспечивающего восприятие и анализ внешних и внутренних раздражителей и формирующего специфические для данного А. ощущения; каждый А. состоит из воспринима­ющего раздражения прибора — рецептора, проводящего пути и центрального отдела в коре головного мозга.

    • Анализатор вестибулярный – [лат. vestibulum преддве­рие] — анализатор, обеспечивающий анализ информации о положении и перемещениях тела в пространстве.

    • Анализатор вкусовой – анализатор, обеспечивающий восприятие и анализ химических раздражителей при воздей­ствии их на рецепторы языка и формирующий вкусовые ощу­щения.

    • Анализатор двигательный – анализатор, обеспечиваю­щий восприятие и анализ положения тела в пространстве, а также движений отдельных частей тела.

    • Анализатор звуковой – см. Анализатор слуховой.

    • Анализатор зрительный – анализатор, обеспечивающий восприятие и анализ светового излучения окружающей среды и формирующий зрительные ощущения и образы.

    • Анализатор кинестетический – [греч. kinesis движение] — см. Анализатор двигательный.

    • Анализатор кожный – анализатор, обеспечивающий вос­приятие и анализ информации, поступающей через поверх­ность кожи, с формированием температурных, тактильных и болевых ощущений.

    • Анализатор обонятельный – анализатор, обеспечиваю­щий восприятие и анализ информации о веществах, соприка­сающихся со слизистой оболочкой носовой полости, и фор­мирующий обонятельные ощущения.

    • Анализатор речедвигательный – анализатор, обеспечи­вающий восприятие и анализ информации от органов речи, в частности от мышц, изменяющий напряжение положение ор­ганов дыхания, голоса и артикуляции.

    • Анализатор слуховой – анализатор, обеспечивающий восприятие и анализ звуковых раздражений и формирующий слуховые ощущения и образы.

    • Анамнез – (от греч. «anamnesis» – воспоминание) – совокупность сведений об обследуемом (больном), получаемых при мед. обследовании путем опроса самого обследуемого (т. н. субъективный А.) и/или лиц, знающих его (т. н. объективный А.). А. включается в содержание истории болезни. В последнюю также вписываются сведения о состоянии и поведении больного после установления диагноза, проведения лечения и выписки из стационара (т.е. катамнез). 

    • Артикуляционная база – свойственные говорящим на данном языке положения и система движений органов речи при произнесении звуков языка.

    • Артикуляционный аппарат – совокупность органов, обес­печивающих образование звуков речи (артикуляцию); вклю­чает голосовой аппарат, мышцы глотки, языка, мягкого нёба, губ, щек и нижней челюсти, зубы и др.

    • Артикуляция – [лат. articulare членораздельно выговари­вать] — деятельность органов речи (губ, языка, мягкого неба, голосовых складок), необходимая для произнесения отдель­ных звуков речи и их комплексов.

    • Астенический синдром – состояние нервно-психической слабости, при которой нарушается тонус нервных процессов, наблюдается их истощаемость и быстрая утомляемость при любой деятельности, снижение всех форм психической активности. 

    • Астигматизм – грубые отклонения от осевой симметрии роговицы или хрусталика, приводящие к астигматизму, при котором фокусирование параллельно падающих на глаз лучей в одной точке невозможно из-за различной преломляемости в разных меридианах глаза. При А. лучи, исходящие из любой точки пространства, не могут дать на сетчатке глаза точечного (четкого) фокусного изображения. Преломление лучей света в разных меридианах глазного яблока происходит под разными углами. Вследствие этого глаз обладает не одним фокусом, а несколькими фокусами, находящимися на различных расстояниях от сетчатки. А.чаще всего бывает врождленным. Для коррекции А. прибегают к ношению очков; в некоторых случаях применяется хирургическое лечение. 

    • Асфиксия плода и новорожденного – прекращение дыхания при продолжающейся сердечной деятельности. Является следствием понижения или утраты возбудимости дыхательного центра. Возникает из-за недостатка кислорода или избытка углекислоты в организме матери; при нарушениях притока крови к плоду, осложнениях родовой деятельности и пр. 

    • Аудиограмма – графическое изображение на специальной сетке данных исследования слуха с помощью аудиометра. 

    • Аутизм – (от греч. auto – сам) – термин ввел швейцарский психиатр и психолог Э. Блейлер (1857–1939) для обозначения крайних форм нарушения контактов, ухода от реальности в мир собственных переживаний, где аутистическое мышление подчинено аффективным потребностям, его произвольная организация нарушена. А. традиционно связывается с психическими нарушениями при шизофрении. Термин «А.» употребляется также в неклиническом смысле: для обозначения индивидуальных особенностей человека, состоящих в повышенной ориентации на внутренние переживания и в большей зависимости мысли от аффективных тенденций (по сравнению со среднестатистической нормой) – при сохранности произвольности все это находится в границах нормы. 
  1   2


©netref.ru 2016
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет