Автоматизм действий



жүктеу 124.76 Kb.
Дата17.04.2016
өлшемі124.76 Kb.
: UMK -> kaf correction psychology -> %CF%D0%CE%C3%D0%C0%CC%CC%DB%202008%20%E3.%20%20%CF%C5%C4%C0%C3%CE%C3%C8%CA%C0%20%C8%20%CF%D1%C8%D5%CE%CB%CE%C3%C8%DF
UMK -> Дәрістердің тірек конспектісі
UMK -> Ф со пгу 18. 2/05 Қазақстан Республикасының білім және ғылым министрлігі
%CF%D0%CE%C3%D0%C0%CC%CC%DB%202008%20%E3.%20%20%CF%C5%C4%C0%C3%CE%C3%C8%CA%C0%20%C8%20%CF%D1%C8%D5%CE%CB%CE%C3%C8%DF -> Краткий словарь терминов абазия неспособность ходить
UMK -> Семей мемлекеттік педагогикалық институты
UMK -> Пән бойынша оқыту бағдарламасының (Syllabus) титулдық парағы
UMK -> 5 в 020500 «Бастауыш оқытудың педагогикасы мен әдістемесі»
UMK -> «Баспа қызметіндегі компьютерлік технологиялар»
UMK -> БАҒдарламасы (Syllabus) pkya 2204 «Кәсіби қазақ тілі»
UMK -> Бейнелеу өнерін оқыту әдістемесі» пәні бойынша 5В107000– «Бейнелеу өнері және сызу мамандығының студенттеріне арналған пәнді зерттеу әдістемесі арналған тапсырма
Автоматизм действий – выполнение отдельных действий, входящих в состав более сложной деятельности, без произвольной, сознательной их регуляции.

Агнозия – нарушение различных видов восприятия, возникающее при определенных поражениях мозга. Различают зрительные, тактильные слуховые агнозии.

Аграмматизм – ошибки в грамматическом оформлении активной речи и в понимании значения грамматических конструкций.

Аграфия – невозможность овладения процессом письма или потеря этого навыка вследствие патологического нарушения психофизиологических процессов.

Акалькулия – нарушение счета и счетных операций как следствие поражения различных областей коры головного мозга.

Активизация – усиление деятельности, активности.

Актуализация – перевод в действие, в состояние активности того, что имелось лишь потенциально.

Алексия – невозможность овладения процессом чтения или потеря этой способности вследствие органического поражения головного мозга, а также вследствие несформированности различных компонентов речевой системы.

Амнезия – нарушение памяти, при котором невозможно воспроизведение образовавшихся в прошлом представлений и понятий, обусловленное различными локальными поражениями головного мозга.

Анамнез – совокупность сведений о болезни и развитии ребенка. Такие сведения используются при установлении диагноза.

Аномалия – патологическое отклонение от нормы в функциях организма и его частей, отклонение от общих закономерностей развития.

Аномальные дети – дети, имеющие значительные отклонения от нормального физического или психического развития. Лежащие в основе этих отклонений аномалии, или дефекты, могут быть врожденными или приобретенными. Аномальный характер психофизического развития ведет к значительному своеобразию в формировании личности ребенка.

Астения – нервно-психическая слабость. В основе астении лежит слабость клеток коры головного мозга, вызванная нарушением их питания и внутриклеточного обмена.

Астереогнозия – расстройство стереогностического чувства, т.е. узнавания предметов на ощупь.

Атаксия – расстройство координации движений. При атаксии движения неточные, негармоничные, неловкие, часто не достигают цели.

Апраксия – нарушение произвольных целенаправленных движений и действий, не являющееся следствием параличей и парезов, а относящееся к расстройствам высшего уровня организации двигательных актов.

Артикуляция – деятельность речевых органов, связанная с произношением звуков речи и различных их комплексов, составляющих слоги, слова.



Воля – сознательное и целенаправленное регулирование человеком своей деятельности.
Воображение – психический процесс, заключающийся в создании образов и ситуаций, никогда не воспринимавшихся.
Воспитание – целенаправленное и систематическое воздействие на человека с целью формирования у него определенных форм поведения, мировоззрения, характера и умственных способностей.
Высшая нервная деятельность – деятельность коры больших полушарий головного мозга и ближайших к ней подкорковых образований, обеспечивающая нормальные сложные отношения целостного организма к внешнему и внутреннему миру и тонкое уравновешивание организма с окружающими условиями на основе образования временных связей.
Высшие психические функции – сложные, прижизненно формирующиеся системные психические процессы, социальные по своему происхождению.



Гнозис – познание предметов, явлений, их смыслового значения.
Госпитализм – явление, возникающее в закрытых детских учреждениях: из-за дефицита общения со взрослыми дети начинают резко отставать в развитии.
Гуление – голосовые реакции ребенка в первые 2-3 месяц жизни.



Депривация - недостаточное удовлетворение основных потребностей.
Дефекты речи – отклонения от нормы, принятой в данной речевой среде.
Диагноз – краткое врачебное заключение о характере и сущности болезни. Диагноз ставится на основе всестороннего обследования больного.
Дисграфия – частичное расстройство процесса письма, выражающееся в специфических ошибках стойкого характера, обусловленное несформированностью высших психических функций, участвующих в акте письма.
Дислалия – нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата.
Дислексия – частичное расстройство процесса чтения, выражающееся в побуквенном, угадывающем характере чтения, разнообразных искажениях звуковой и слоговой структуры слов, аграмматизме, недостаточном понимании прочитанного. Дислексия обусловлена несформированностью высших психических функций, участвующих в акте чтения.
Дифференциация звуков – этап в коррекционной работе по формированию правильного звукопроизношения, направленный на развитие у ребенка умения отличать данный звук от близких по звучанию или месту и способу образования на слух и в произношении.
Дыхание речевое – дыхание при речи, отличающееся от физиологического. Дыхание речевое характеризуется более коротким и глубоким вдохом через рот. Время выдоха заметно удлиняется, становится в 7-8 раз больше времени вдоха.


Запущенность педагогическая – устойчивое отклонение от нормы в нравственном сознании и поведении детей и подростков, обусловленные отрицательным влиянием среды и ошибками в воспитании.
«Зеркальное» письмо – расстройство письменной речи: написание букв и слов подобно отражениям в зеркале, обусловленное недостаточностью развития пространственных представлений. У школьников зеркальное письмо встречается на первоначальном этапе обучения письму и легко преодолевается. У детей с более выраженным, органически обусловленным нарушением пространственных представлений явления «зеркальности» в письме имеет более стойкий характер.
Зона ближайшего развития – возможность ребенка с помощью взрослого или в сотрудничестве со взрослым путем подражания выполнить то, что он не может сделать самостоятельно, и таким образом подняться на более высокую ступень развития.



Импрессивная речь – восприятие понимание речи. Импрессивная речь письменная – в зрительном восприятии текста (чтение).

Индивидуальный подход – принцип педагогики, обеспечивающий правильное педагогическое воздействие на ребенка, основанное на знании и учете особенностей его развития и черт его личности.

Инициативна речь аномальных детей – самостоятельная речь, которая осуществляется по собственному побуждению (по собственной инициативе), без специального задания или вопроса со стороны взрослого. У детей с нормальным развитием инициативная речь возникает, как правило, на втором году жизни. У аномальных детей развитие инициативной речи задерживается в силу разных причин.

Интеллект – в широком значении вся познавательная деятельность человека, в более узком мышление.

Инфантилизм – задержка в развитии организма; сохранение во взрослом состоянии физического строения или поведения, присущих детскому возрасту.



Кинезиологические упражнения - комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное взаимодействие, синхронизацию работы полушарий

Коммуникация – общение. Речь как средство коммуникации.

Коммуникативная функция речи – функция общения, характеризуется наличием в речи сообщения и побуждения к действию.

Коррекционная педагогика – наука, изучающая сущность, закономерности, тенденции управления процессом развития индивидуальности и личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья, нуждающихся в специальных индивидуализированных методах воспитания и обучения, обусловленных наличием у него физического или психического недостатка.

Коррекция – система педагогических и лечебных мероприятий, направленных на преодоление или ослабление недостатков психического и физического развития.



Лепет – голосовые реакции ребенка на раздражители положительного характера. В 6-8 месяцев наблюдается многократное повторение слогов: мамама, дядядя и др. при неблагоприятных условиях развития у детей наблюдается позднее возникновение лепета, медленное развитие его или длительный период пользования им. У глухого ребенка лепет постепенно угасает.

Логопат – человек с дефектной речью.

Логопед – коррекционный педагог, занимающийся устранением недостатков речи у детей, подростков и взрослых.

Логопедическое воздействие – педагогический процесс с помощью которого осуществляется устранение речевых нарушений. Логопедическое воздействие осуществляется в процессе совместной деятельности педагога и логопата, направленной на освоение знаний, навыков и умений, на формирование умственных способностей, воспитание чувств, поведения и личностных качеств.

Логопедия – наука, изучающая людей с речевыми нарушениями и разрабатывающая методы коррекционно-педагогической работы с ними.

Логоритмика – одна из форм активной терапии, целью которой является преодоление речевого нарушения путем развития, воспитания и коррекции у детей с речевой патологией двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой и в конечном итоге адаптации к условиям внешней и внутренней среды.

Локализация функций – связь физиологических и психических функций с работой тех или иных групп клеток коры головного мозга.



Межполушарное взаимодействие – особый механизм объединения левого и правого полушарий мозга в единую интегративно целостную систему, формирующийся в онтогенезе.
Мозолистое тело (межполушарные связи) – толстый пучок нервных волокон, соединяющих два полушария, обеспечивает целостность работы головного мозга.
Моторика – совокупность двигательных реакций (общая моторика, мелкая моторика кистей и пальцев рук, артикуляторная моторика).
Мутизм – нарушение речевого общения (молчание), возникающее вследствие психической травмы. Мутизм носи временный характер и относится к группам невротических реакций.
Мышление – обобщенное, опосредованное, отвлеченное отражение внешнего мира и его законов. Физиологическая основа мышления – аналитико-синтетическая деятельность коры головного мозга.



Навыки - автоматизированные действия, подконтрольные сознанию и выработанные путем многократного повторяемых упражнений.
Нарушение речи – отклонение в речи говорящего о языковой нормы, принятой в данной языковой среде, проявляющихся в парциальных (частичных) нарушениях (звукопроизношения, голоса, темпа и ритма) и обусловленные расстройствами нормального функционирования психофизиологических механизмов речевой деятельности.
Нарушения речевого развития – группа различных видов отклонений в развитии речи, имеющая различную этиологию, патогенез, степень выраженности. При нарушении речевого развития нарушается ход речевого развития, проявляются несоответствия нормальному онтогенезу, отставание в темпе.
Невропатология – наука о болезнях нервной системы.
Недоразвитие речи – качественно низкий уровень сформированности сравнительно с нормой той или иной речевой функции или системы в целом.
Нервная системасистема органов, осуществляющая связь организма с внешней средой и взаимосвязь органов. Нервная система регулирует и координирует все функции организма.



Общее недоразвитие речи – различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне.
Органы речи активные - подвижные органы речи, производящие основную работу, необходимую для образования звуков (нижняя челюсть, язык, губы, мягкое небо).
Органы речи пассивные – неподвижные органы речи, являющиеся в процессе артикуляции звука точкой опоры для активного органа (твердое небо, альвеолы, зубы, верхняя челюсть).
Отраженная речь – речь, повторенная за кем-либо.



Параграфия – симптом нарушения письма, обусловленный речевым расстройством. Параграфии проявляются в пропусках или добавлениях букв, слогов, в их замене, перестановке. Ошибки встречаются чаще всего при написании многосложных и трудных слов. Парафазия – неправильное употребление отдельных слов. Парафазия у детей затрудняет овладение грамотой, является причиной дислексических и дисграфических ошибок.

Патогенез – раздел патологии, изучающий механизмы возникновения и развития болезней.

Педагогическая запущенность – отклонение от нормы в развитии ребенка, обусловленное недостатками воспитания и обучения.

Персеверация – патологическое повторение или навязчивое воспроизведение какого-либо движения, действия или слога, слова. В основе персеверации лежат процессы, связанные с запаздыванием сигнала о прекращении действия.

Поведение – совокупность действий, осуществляемых индивидом в процессе взаимодействия со средой.

Праксис – способность к выполнению целенаправленных автоматизированных двигательных актов.

Пропедевтическое обучение аномальных детей – система занятий, направленных на пробуждение у учащихся познавательного интереса и подготавливающих к изучению учебных предметов. Цель периода пропедевтического обучения – приобретение детьми первоначальных, необходимых для усвоения знаний, умений, элементарных навыков культуры поведения. В период пропедевтического обучения проводится всестороннее обследование, изучение детей для определения плана коррекционно-воспитательной работы с ними.

Профилактика – система мероприятий по предупреждению заболеваний.

Психическая нагрузкарабочая нагрузка, предъявляющая требования к психическим функциям человека в связи с характером работы, заключающаяся в приеме и переработке информации; по характеру вовлекаемых функций различают сенсорную (анализаторную), эмоциональную и мыслительную (интеллектуальную) психические нагрузки.

Психотерапия – лечение психическим воздействием.

Психомоторика – совокупность сознательно управляемых двигательных действий человека.

Психопатия – патологический склад характера, выражающийся в неуравновешенности поведения, плохой приспособляемости к измененным условиям внешней среды, неумении подчиняться требованиям, в повышенной реактивности.



Развитие – изменение от простого к сложному, от низшего к высшему в результате накопления количественных изменений, приводящих к качественным преобразованиям.

Распад речи – утрата имевшихся речевых навыков и коммуникативных умений вследствие локальных поражений мозга.

Релаксациярасслабление, понижение тонуса скелетной мускулатуры.

Речь – сложившаяся исторически в процессе материальной преобразующей деятельности людей форма общения, опосредованная языком. Речь является основным механизмом мышления.

Речевая карта – основной документ, характеризующий состояние речи ребенка, поступившего в логопедическую группу.



Сензитивный возраст – возраст оптимальных возможностей для развития какой-либо стороны психической деятельности (восприятия, памяти, речи и др.) обучения и воспитания.

Сенсорное воспитание – воспитание умения видеть, слышать, осязать, т.е. воспринимать окружающий мир; формирование чувственного познания на основе развития ощущений и восприятия.

Синкинезия – дополнительные содружественные движения, непроизвольно присоединяющиеся к произвольным движениям. Патологическая синкинезия проявляется в результате недостаточной дифференцировки моторных центров (у детей наблюдаются содружественные движения губ, языка, руки при письме).

Ситуативный – обусловленный данной ситуацией.

Скандированная речь – это нарушение ритма речи, речь по слогам, вследствие органического поражения центральной нервной системы или неправильного обучения логопата.

Словарный запас ребенка – совокупность слов, понимаемых ребенком и активно используемых в общении.

Словарь активный – совокупность слов, которыми данный ребенок постоянно и активно пользуется в ходе общения.

Словарь пассивный – запас слов, понимаемых ребенком. Обычно словарь пассивный шире активного.

Сопряженная речь – одновременное совместное произнесение двумя или более лицами слов и фраз.

Спонтанный – самопроизвольный. Спонтанная речь – непроизвольная.

Способности – индивидуально-психологические свойства личности, являющиеся условием успешного выполнения определенных видов деятельности. В основе способностей лежат врожденные анатомо-физиологические задатки, к которым, прежде всего, относятся особенности нервной системы человека, развивающиеся лишь при определенных условиях в деятельности.



Тремор – непроизвольные ритмические колебания конечностей, голоса, языка.



Фактор риска - различные условия внешней или внутренней сферы организма, способствующие развитию патологических состояний.

Фонетико-фонематическое недоразвитие – нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.

Фонематический анализ и синтез – умственные действия по анализу или синтезу звуковой структуры слова.

Фонематическое восприятие – специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова.

Фонематический слух - тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова.

                                                                     





Этиология – учение о причинах.





Язык - система знаков, служащая средством человеческого общения, мыслительной деятельности, способом передачи информации от поколения к поколению; социально-психологическое явление, общественно необходимое и исторически обусловленное.

При составлении словаря использовалась следующая литература:

  1. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1998.

  2. Понятийно-терминологический словарь логопеда / Под ред. В.И. Селиверстова. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997.

  3. Словарь по коррекционной педагогике и специальной психологии (справочные материалы по коррекционной педагогике): учебное пособие / сост. Н.В. Новотворцева. 3-е изд. – Ярославль: «Академия развития», 1999.




©netref.ru 2017
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет