Балдова Мария Александровна Преподаватель Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова, Москва, Россия Настоящий доклад



жүктеу 37.7 Kb.
Дата18.04.2016
өлшемі37.7 Kb.
түріДоклад
: archive -> Lomonosov 2014 -> 2702
archive -> Святые ислама
Lomonosov 2014 -> Банных Артем Анатольевич, Ахундов Рашид Фатали оглы
Lomonosov 2014 -> Культурно маркированные американизмы как объект корпусного исследования Ковшова Анна Александровна
Lomonosov 2014 -> «Любовь Небесная» и «любовь земная»: спор о «Тесных вратах» в переписке П. Клоделя и А. Жида (1909 г.)
2702 -> Особенности грамматической нормы употребления форм прошедшего времени глагола в Посланиях Нила Сорского
Lomonosov 2014 -> Погодные приметы в фольклоре поисковиков Балашова Александра Федоровна
Lomonosov 2014 -> Тритерпеноиды растения Астрагала лисовидного Флоры Южного Казахстана
Lomonosov 2014 -> Постфокусная позиция глагола и гипербатон в классической латинской прозе
Lomonosov 2014 -> Сорбционное концентрирование кобальта (II) на хелатирующих волокнах, содержащих O, S, n группы
Коммуникативные средства русского языка, формирующие стереотип англичанина, на примере перевода к/ф «Королева»

Балдова Мария Александровна

Преподаватель Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, Москва, Россия

Настоящий доклад посвящен проблеме отражения национального коммуникативного стереотипа англичанина в звучащем диалоге средствами коммуникативного уровня русского языка. Исследование выполнено в рамках направления семантического анализа коммуникативного уровня русского языка, основные термины и понятия которого изложены в работах Безяевой М.Г. [Безяева 2002, 2005]. В отличие от номинативного уровня, призванного передавать информацию о действительности, преломленную в языковом сознании говорящего, коммуникативный уровень отражает соотношение позиций говорящего, слушающего и оцениваемой и квалифицируемой ими ситуации. Коммуникативная семантика играет ведущую роль в формировании звучащего художественного текста, позволяя, в том числе, отражать влияние типов поведения (социальных и национальных) на ткань произведения. Актер может маркировать принадлежность своего персонажа к определенной национальной культуре, подчиняясь существующему в коллективном сознании национальному стереотипу, под которым понимается уникальное собрание определенных психологических свойств, специфичных для некоторой социально-этнической группы, при этом традиционно принято выделять автостереотип (представление народа о самом себе) и гетеростереотип (представление народа о другом народе). На этой основе формируется так называемый коммуникативный национальный стереотип, под которым мы понимаем некоторый стабильный набор коммуникативных параметров, который формирует поведение персонажа, отражающее наше представление об определенной нации. Необходимо подчеркнуть, что значимым является не только наличие или отсутствие какой-то характеристики в типе поведения, специфичном для какой-то нации (так, к примеру, параметр дистанцированности может входить в стереотипы разных социумов, причем не только этнических), но их сочетание и взаимодействие.

В каждой национальной культуре существуют персонажи (реальные или вымышленные), являющиеся неким символом нации и ее национального характера, и, следовательно, воплощающие собой определенный тип поведения, одобряемый социумом. Следует подчеркнуть, что зачастую именно через таких прецедентных героев остальной мир формирует свое представление о этом народе. Авто и гетеростереотипы в переводе могут быть противопоставлены, но могут и, взаимодействуя, поддерживать друг друга, что всегда находит свое отражение в коммуникативном стереотипе.

Рассмотрим далее комплекс параметров, формирующих коммуникативный национальный стереотип англичанина в русском звучащем диалоге. Как показывает анализ материала, можно выделить следующие основные характеристики, которые свойственны представлению русских об англичанах: это немодифицируемость коммуникативного поведения в самых разных ситуациях; запрет на проявление искренних эмоций, эмоциональная сдержанность, одобряемая социумом; константная вежливость даже в критической ситуации; знание нормы и следование норме; дистанцированность; компетентность.

Необходимо отметить, что такие параметры как немодифицируемость коммуникативного поведения и эмоциональная сдержанность, присущие английскому стереотипу, являются базовыми. Они характерны для коммуникативного портрета таких героев-символов Великобритании как, к примеру, королева Елизавета II, Джеймс Бонд, Шерлок Холмс и доктор Ватсон. Рассмотрим далее основные коммуникативные единицы русского языка, используемые для реализации этих параметров, на примере перевода к/ф «Королева», посвященному гибели принцессы Дианы и связанному с этим трудному времени для королевской семьи. Отмечается, в первую очередь, скупость или отсутствие какой-либо эмоциональной реакции Елизаветы, ее сдержанность и константная, порой выглядящая фальшивой, вежливость в ситуации резко отклоняющейся от нормы на фоне открытых эмоций других персонажей (принц Чарльз, Тони Блэр и др.). Ее реакция зачастую – молчание, что работает на вышеназванные параметры. Такие характеристики как знание нормы и следование норме реализуются через ИК1 (ввод информации как не выходящей за переделы нормы), особенно интересно появление этой единицы в ситуации, которая требует более эмоциональной реакции, что работает на параметр эмоциональной сдержанности. ИК2 (выбор одного варианта из множества возможных) так же указывает на знание нормы, а ИК6 реализует параметр компетентности: эта единица маркирует некую неназванную информацию, доступную лишь избранным. Дистанцированность актуализирует частое появление ИК4 (соотношение позиций говорящего, слушающего и ситуации). Отметим, что в некоторых диалогах в переводе употребляются фразы, указывающие на высокий регистр общения, чего нет в оригинале, что так же реализует дистанцированность и константную вежливость. Те сугубо коммуникативные единицы, которые появляются в речи королевы, связаны с параметрами нормы и компетентности: ведь (единство знаний, мнений и представлений), же (должное, не имеющие место) и что (параметр знания/ незнания ситуации, в том числе нормы ее развития). Необходимо отметить, что в данном случае стереотип, существующий в русском сознании, поддерживается автостереотипом: королева является эталоном сугубо английского поведения, что наслаивается на русский гетеростереотип англичанина и, в конечном итоге, воплощается в переводе коммуникативными средствами русского языка, реализующими национальный коммуникативный стереотип.

Литература.



Безяева М.Г. Семантика коммуникативного уровня языка. М., 2002.

Безяева М.Г. Семантическое устройство коммуникативного уровня языка (теоретические основы и методические следствия)// В сб.: Слово. Грамматика. Речь. Вып. VII: Сборник научно-методических статей по преподаванию РКИ. М., Издательство Московского университета, 2005. с. 105-129



©netref.ru 2017
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет