Башкирского народа



жүктеу 1.63 Mb.
бет1/7
Дата03.05.2016
өлшемі1.63 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7
: images -> content
content -> Мазмұны мамандық бойынша түсу емтиханының мақсаттары мен міндеттері
content -> «6М050400 журналистика» мамандығы бойынша магистратураға түсетіндердің тапсыратын емтиханының бағдарламасы
content -> Программа вступительного экзамена
content -> Малышкина Александра Сергеевна
content -> Осетия Алания 1 3 сентября 2004 года Москва 2006
content -> Образование Дуймаз, Р
content -> Отчет за дейността на рекиц „читалища гр. Силистра за януари декември 2008 год. За м. Януари 2008 год
content -> Тәүфик Кәримов төСЛӘр балкышы
content -> Кіріспе емтиханның мақсаты




Г.Т. Хайруллин

О Ч Е Р К И

ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ

БАШКИРСКОГО НАРОДА

Республика Казахстан, г. Астана,

издательство «Күлтегин», 2004 год

ББК 63.3


Х-15

Рецензенты:

Доктор исторических наук, профессор



Галиев Виль Зайнуллович

Доктор педагогических наук, профессор



Толеубекова Рымшаш Камешевна

Хайруллин Г. Т.

Х-15 Очерки истории и культуры башкирского народа.

Республика Казахстан, Астана: издательство

«Күлтегин», 2004, 168 с.

ISBN 9965-14-415-х

Прослежены важнейшие вехи исторического пути развития башкирского народа. Башкиры рассматриваются как самобытный компонент тюркского мира, как частица многокрасочного населения планеты. Раскрыты отдельные особенности богатой духовной и материальной культуры, созданной башкирским народом Указано на самоценность культуры башкир как неотьемлемого элемента мировой культуры.

Рассчитана на широкий круг читателей.

ББК 63. 3


Х
0503020000

00 (05) - 04.
ISBN 9965-14-415-х

©


Хайруллин Г. Т., 2004




ПРЕДИСЛОВИЕ

Выпущенное слово что птица в полете

Предлагаемая читателю книга освещает основные моменты исторического пути, пройденного башкирским народом и описывает отдельные элементы своеобразной богатой культуры башкир. Книга не является историческим исследованием в полном смысле этого понятия, не претендует на раскрытие неизвестных исторических фактов, а также на выявление новых элементов духовной и материальной культуры башкир. Читатель, достаточно полно знакомый с историей и культурой башкирского народа, не найдет в этой книге ничего нового для себя. Данная книга рассчитана на иного читателя.

Существует немало научно обоснованных публикаций, в которых освещены те или иные аспекты истории башкир. Имеются солидные исследования, посвященные культуре этого народа. Поэтому может возникнуть вполне резонный вопрос: "А зачем понадобилась еще одна небольшая книга, в которой рассматриваются те же проблемы без новых фактов, способных изменить уже сложившиеся представления?" 0тве-чая на этот вопрос, отметим, что существует категория чита-телей, интересующихся историей и культурой башкир; этим читателям в основном не известен материал, приведенный в данной книге (или не известен в целостном, собранном виде). Речь идет, прежде всего, о башкирах, которые в силу раз-личных причин проживают вне пределов Башкортостана. В большинстве своем эти части единого башкирского народа имеют весьма слабое представление об истории своего наро-да, о его национальной культуре. В то же время тот всплеск национального самосознания, который проявился на терри-тории бывшего Советского Союза в последнее десятилетие ХХ-века, вызвал огромный интерес к историческим корням, к своим национальным особенностям у всех народов этой державы. Однако, проживая за пределами своего националь-ного территориального образования, трудно рассчитывать на получение соответствующей информации по этим вопросам. Вот почему возникает необходимость в создании научно-популярных изданий, в которых достаточно кратко и доволь-но просто были бы освещены вопросы истории и культуры этих народов.

В давней истории башкирского народа, как и у многих других тюркских народов бывшего СССР, немало белых пятен. Это объясняется, прежде всего, тем, что сохранилось незначительное количество письменных источников, относя-щихся к этим народам. В связи с этим появляется неодноз-начное толкование отдельных моментов развития российских тюрков. В подобных случаях автор считал себя вправе остановиться лишь на одном из существующих вариантов, не сообщая читателю о других толкованиях. Подобный подход был вызван желанием максимально упрос-тить изложение материала, учитывая, что потенциальные читатели этой книги не являются профессиональными историками или культу-рологами.

Наиболее раннее письменное упоминание о башкирах относится, пожалуй, к 840-м годам. Тогда арабский путешес-твенник и географ Салам Тарджеман в числе обитателей Юж-ного Урала упоминал и башкир. Страна башкир нашла свое отражение в трудах историков и путешественников Х-века Аль-Балхи, Аль-Масуди, Ибн-Даста. Довольно большое вни-мание стране "башкир, которые относятся к тюркскому племени", уделил Ибн-Фадлан. В составе посольства Багдад-ского халифата, направленного в Волжскую Булгарию, он в 922-году проезжал через земли, заселенные башкирами. Посольство проследовало по степям Приаралья по стране огузов-кыпчаков. Переправившись через реку Яик (Урал), оно вступило в землю башкир.

Арабский историк Идриси в XII-веке пишет о внешних (степных) и внутренних (горно-лесных) башкирах. Таким образом, страна башкир (т. е. земли, которыми они владели) была известна в давние времена, уже тогда башкиры были признаваемы как отличающийся от других самобытный народ. Справедливости ради отметим, что подобное призна-ние не было постоянным на всем пути исторического развития. К примеру, даже еще в 1951-году британская и американская энциклопедии не усматривали этнолингвис-тического своеобразия башкир.

Как бы то ни было, предки башкир обитали на Земле задолго до указанного периода (быть может, под иными названиями, в составе других племен и народов). "Ведь наро-ды не падают с неба и не скрываются в земле" (И. М. Карам-зин). В указанном смысле башкиры, как и другие народы, внесли свою лепту в развитие общечеловеческой циви-лизации.

Не вызывает сомнений и то, что, пожалуй, ни один человек не может признать себя стопроцентным потомком только лишь одного народа, обитавшего на Земле тысячу лет тому назад. Это относится к представителям любого, более или менее крупного, народа. По-другому говоря, не имеет никакого смысла вопрос о некоей "чистоте" национальной крови башкир, татар, казахов, русских и т. д. Постоянное перемешивание народов на просторах Евразии непрерывно вливало "неродную" кровь представителям всех участников этого глобального процесса. При этом с исторической арены сошло немало народов и народностей, объединившись с другими, когда из нескольких названий сохранялось лишь одно в качестве общего. Башкиры не были изолированы от всего мира, и участвовали в этом процессе наравне с другими народами.

Что касается трактовки самоназвания народа "башкорт", то в этом вопросе нет единого мнения. Одни исследователи считают, что это название восходит к имени Бащджурт, так звали предводителя народа, проживавшего в соседстве с хазарами, огузами. Другие исследователи указывают, что это слово является соединением двух слов: "баш" (голова, главный) и "корт" (пчела, волк) или "йорт" (страна, дом), или "кор" (круг, общение). Тогда название "башкорт" соответст-вует значениям "главный волк" (предводитель, главная пчела, главная, основная страна, родина, становище),"главный круг". Существует более 40 толкований самоназвания "башкорт". Значительная часть исследователей склоняется к мысли, что оно означает "предводитель, главный волк". При этом учиты-вается, что волк является тотемным животным многих тюрк-ских племен и народов. Справедливости ради отметим, что по утверждениям некоторых исследователей, известно еще одно название древних башкир - "истяк" ("иштяк").

Пройдя через немалые испытания, башкирские племена обьединились, сформировались как отдельное национальное образование, более четко была очерчена территория его обитания. Подавляющая часть башкир проживает сегодня в Республике Башкортостан, определенная часть башкир- в Са-марской, Саратовской, Челябинской, Пермской, Оренбургс-кой областях Российской Федерации - в пределах своей давнишней исторической родины. Башкиры живут также в Сибири и в странах Средней Азии. Согласно статистическим данным, в Казахстане проживает около 25 тысяч башкир. В первую очередь, именно для тех башкир, которые живут вне Республики Башкортостан, написана эта книга.

В качестве эпиграфов к разделам книги использованы элементы богатого устного народного творчества башкир. Уроженец прекрасного края-Башкортостана, автор попытался выразить свою неистощимую сыновнюю любовь к родным местам и населяющим их удивительно замечательным людям.

Как и в любой работе, здесь также могут быть отдельные неточности и ошибки. Автор с признательностью воспримет все указания читателей на эти упущения.




НАРОД ТЮРКСКОГО МИРА

Из капель образуется озеро

Две с половиной тысячи лет тому назад на просторах Урала, Сибири и Казахстана проживали кочевые народы "саки"- общие предки тюркоязычных народов (башкир, татар, казахов, узбеков и т. д.). Кочуя по степи круглогодично, пле-мена саков постоянно общались между собой, что приводило к сближению их языков и культур.

Исторические источники указывают еще на одну группу народов, которую называют скифами. Многие исследователи считают, что речь идет об одном и том же объединении наро-дов, об одной и той же разноплеменной общности, обитав-шей на огромных евразийских степных и лесостепных прос-торах. Использование отличающихся друг от друга наимено-ваний для одного и того же народа не представляет собой ис-ключительное явление в древних источниках.Череда народов, с завидным постоянством сменяющих друг друга на данной территории, на самом деле нередко является лишь результа-том изменения названия народа по той или иной причине.

В формировании башкирского народа (да и многих тюрк-ских народов) большую роль сыграли гунны (хунну, сунны). Этот тюркоязычный народ обитал в Центральной Азии и вел почти непрерывные войны с китайцами. На пике своего могу-щества империя хунну простиралась до Поволжья. В середи-не II-века нашей эры значительная часть гуннов перекочевала в Приуралье. Во второй половине 1У-века началось массовое передвижение гуннов на Запад, дав начало Великому Пересе-лению народов. Гунны со своими союзниками создали мощ-ное государство, покорившее Западную Европу. Часть гуннов осела на новых территориях, часть вернулась в Причер-номорье, а часть народа продолжала обитать на степных и полустепных просторах. Они внесли значительный вклад в формирование тюркских народов, в том числе и башкир.

Таким образом, говоря о древних предках башкир, при-ходится называть немало племен и народов. Как указывалось выше, это вполне естественное явление для любого достаточ-но крупного народа современности. Говоря о башкирах, сле-дует отметить и особое географическое положение Приуралья и Южного Урала, находящихся на стыке двух очагов этно-культур. Степи Приуралья служили частью тех "ворот", через которые проходила миграция различных народов. Поэтому этот регион представлял собой своеобразный "котел", в кото-ром перемешивались различные племена и народы. Здесь происходило непрерывное взаимопроникновение, взаимодей-ствие разнообразных этнокультур. Здесь отмечено взаимное влияние культур оседлых народов и культуры кочевников, что способствовало их взаимному обогащению, их сближе-нию, появлению общих (схожих) элементов с обеих сторон.

Считается установленным, что в начале нашей эры Южный Урал занимали финноязычные и угроязычные племе-на и племенные объединения. Эти оседлые племена имели достаточно высокую для своего времени культуру и в опре-деленной степени явились участниками формирования других народностей данного региона. В связи с гуннскими переселе-ниями усилилось влияние тюркских народов. Большие групп-пы тюрков (печенеги, огузы, кыпчаки и т. д.) не раз прони-кали на территорию современного Башкортостана, вели здесь свою хозяйственную деятельность.

В середине VI-века возникла огромная империя тюрков-Тюркский каганат, которая простиралась от Тихого океана до Северного Кавказа. Приуралье и Южный Урал также входили в состав каганата. Тюрки того времени уже имели собствен-ную письменность. На огромных камнях-стелах они увекове-чивали заслуги своих выдающихся предводителей (орхоно-енисейские письмена). Далекие предки башкир, как и других тюркских народов, участвовали в процессе развития этого государства. Отметим, что в IX-веке башкирские племена от-мечены в составе печенежского мира Приаралья и Прикаспия.

На рубеже IХ-Х-веков, в XI-XII-веках продолжается пе-реселение больших групп тюрков на Южный Урал. Созда-ются новые союзы племен,что приводит к дальнейшему сбли-жению их языков и культур. Начинается переход к оседлому и полуоседлому образу жизни: возникают постоянные поселе-ния, укрепленные крепости и города. Усиливается значение земледелия. Укрепляются торговые связи с другими регио-нами, расположенными южнее. Здесь появляются товары из Средней Азии - шелковые ткани, золотые и серебряные изде-лия. Отсюда вывозятся мед и различные меха.

История Поволжья и Приуралья средних веков нераз-рывно связана с историей государства Великая Булгария (Волжская Булгария). "Все тюркские народы Волго-Ураль-ской историко-этнографической области-чуваши, татары (с их этнографическим группами) и башкиры истоками своей этни-ческой истории и истории культуры связаны с волжско-бул-гарским кругом племен и с этнополитическим миром Булгар-ского государства" (Р. Г. Кузеев). В начальный период своего существования это государство находилось в вассальной за-висимости от Хазарского каганата. Но с ослаблением каганата часть его населения перебиралась на земли усиливающейся Булгарии. Ко времени распада каганата Булгария представ-ляла собой вполне сформировавшееся самостоятельное государство с довольно четко определенными границами. К землям Булгарии в XII-веке относились обширные районы от верховьев Вятки, Камы до Яика и до низовьев Волги. Зона экономического и политического влияния этого государства простиралась от Оки до Урала. Таким образом, значительная часть районов проживания башкир входила в состав Великой Булгарии или находилась в зоне его влияния.

Арабский путешественник Абу Заид Аль-Балхи, посетив-ший Булгарию в первой половине Х-века, писал, что "Башд-жары разделяются на два племени, одно племя живет близ булгар. Говорят, что (они)... так хорошо защищены своими лесами, что никто не может покорить их. Они подвластны булгарам. Другие же башджары граничат с печенегами.


Они и печенеги-тюрки" (В тот период печенеги кочевали между Уралом и Волгой). Идриси сообщает, что еще в IX-X-веках была достаточно точно определена протяженность маршрутов пути от столицы страны Булгария до степных и горно-лесных башкир.

Волжская Булгария была одним из развитых государств того времени. Население страны занималось разнообразными ремеслами. Были развиты ювелирное, кожевенное, косторез-ное, металлургическое производства, гончарное дело и т. д. Изготавливались железные орудия труда для сельского хозяй-ства, а также боевые доспехи. Была начата выплавка чугуна, который применялся в производстве. Развивалось строи-тельство, в качестве строительных материалов применялись дерево, камень, кирпич. Значительная часть населения страны проживала в городах, западноевропейские путешественники недаром называли Булгарию страной городов.

Земледелие занимало значительное место в хозяйстве страны. Здесь выращивали более 20 видов культурных рас-тений, в том числе пшеницу, просо, ячмень, горох и т. д. Жители страны занимались садоводством и огородничеством, охотой, рыболовством, пчеловодством и животноводством. Испанский путешественние XII-века отмечал, что булгары потребляют много меда, а рыба у них крупная, разнообразная и очень вкусная, что пища булгар и их питье по большей части состоят из меда.

Уже в IX-веке Булгария начинает занимать позиции торгового центра Восточной Европы. Она вывозила товары в северные области Европы, в скандинавские страны. Была налажена торговля с Прибалтикой, с Кавказом и Средней Азией. Постоянно ходили торговые караваны, был загружен булгарский торговый флот. Булгария вывозила меха, рыбу, орехи, лес, мечи, кольчуги. Особым спросом пользовались ювелирные, меховые, кожаные изделия булгар. Специальным образом обработанная кожа так и называлась: "булгари". В Х-веке Булгария начала чеканку собственных денег, включение которых в торговые операции с иноземными купцами расши-рило международное признание государства.

Вхождение части башкирского населения в состав Булгарии способствовало ускорению их перехода к полуо-седлому образу жизни, а также распространению ислама среди башкир. Как известно, еще в 825-году произошло мас-совое принятие ислама булгарами. К 922-году относится официальное принятие ислама в Волжской Булгарии при присутствии делегации багдадского халифата. Очевидно, к этому времени среди башкир также были мусульмане. В частности, Ибн-Фадлан указывает, что при посольстве слу-жил один башкир-мусульманин.

Однако, в IX-XI- веках мусульманизация башкир еще не стала массовой. Как и другие тюркские народы, башкиры верили в верховного бога Тенгре. По верованиям башкир, существовали еще двенадцать богов более низкой ступени (боги зимы, лета, дождя, ветров и т. п. ). Таким образом, и в XII-веке еще имели место пережитки тотемистических предс-тавлений, связанных с определенными родовыми делениями. Признавалось существование разнообразных духов, оказыва-ющих серьезное влияние на судьбы людей. Шаманов считали посредниками между духами и людьми. В ХУШ-веке иссле-дователи еще встречали камлание башкира-шамана (шаман-ки). Как и в среде булгар, придавалось особое значение культу предков.

Существуют предания о том, что в домонгольский период башкиры имели свои собственные политические объединения типа государственных образований. Сохрани-лись указания о Башджурте- предводителе народа, который имел свои собственные войска. Известны предания о Мясем хане, который был предводителем союза семи башкирских племен. Все это не противоречит и той исторической истине, согласно которой предки современных башкир входили в состав различных тюркских государств.

В истории человечества XIII-век связан с татаро-мон-гольскими завоеваниями. К лету 1220-года завоеватели захва-тили важнейшие районы традиционных кочевок башкирских родов. Башкиры вступили в неравную борьбу за свои земли, но в конце концов были вынуждены признать власть пришельцев над собой. Согласно историческим преданиям, предводитель башкир Муйтан-бий отправился на поклон к Чингизхану. Муйтан-бию удалось получить грамоту на право кочевать на землях по реке Белой, верховьям реки Яик и на землях к востоку от реки Яик до реки Тубыл, а также на восточных склонах Уральских гор до рек Иртыш, Ирман, Ишим. После покорения Булгарии северные и западные башкиры также оказались подданными нового государства, известного под названием Золотой Орды.

Существование этого государства не было мирным, завоеванные народы не раз восставали против новых влас-тителей. Более чем 50 лет вели военные действия булгары, пытаясь восстановить свое государство. Известно крупное восстание кыпчаков под предводительством Бошмана (Бач-мана). После подавления этого восстания некоторые кыпчак-ские роды переселились на Южный Урал и со временем стали частью башкирского народа (башкиры-кыпчаки, известные под названием "бушман"). Сохранилось предание о башкирс-ком батыре Сурамане. Вместе со своими сыновьями он поднял восстание против монгольских завоевателей.

Во времена Золотой Орды происходят значительные изменения в этническом составе башкирского народа. Немало башкирских племен и родов было уничтожено в ходе завоеваний и подавлений народных восстаний. Часть башкир стала кочевать севернее традиционных кочевий, вплоть до современного города Пермь, входя в разнообразные связи с местным населением. На Южный Урал приходят кыпчаки, калмыки, табынцы и другие племена, внося дополнительные изменения в состав башкирского народа. Ислледователи указывают, что этническое формирование башкир в ХШ-ХУ-веках шло под значительным воздействием кыпчакских (кыпчакизированных) племен аргын, барын, тама, ширин (шаран), тазлар, кыркуль и т. д. В то же время существенными элементами этнического состава башкир того периода исследователи считают булгарский и угорский.

Золотая Орда достигла высокого уровня развития. Строились города, некоторые из них стояли в одном ряду с крупнейшими городами мира того периода. Была обеспечена полная безопасность торговых путей, созданы условия для развития внешней торговли. Было восстановлено хозяйство в покоренных областях. Проведены перепись населения и де-нежно-весовая реформа. Для облегчения управления обшир-ными землями и более полного сбора налогов территория государства была разделена на отдельные улусы. К выпол-нению обязанностей должностных лиц привлекались предста-вители завоеванных народов. Эти лица от имени хана управ-ляли страной.Башкирские бии, например, распределяли земли между различными племенами, определяли маршруты их ко-чевий, в случае необходимости и собирали налоги. В преде-лах кочевий эти же функции выполняла племенная верхушка.

Окончательное утверждение ислама в среде башкир обычно относят к первой половине XIV-века. Во-всяком слу-чае, монах Иоганн Венгра, посетивший страну башкир, писал в 1320-году о правителе "всей Баскардии, зараженном сара-цинским заблуждением" (мусульманством). В тот период хан Золотой Орды Узбек предпринял необходимые шаги для повсеместного распространения единой религии-ислама. Древние религии народов, в том числе и башкир, подвер-гались гонениям, активно строились мечети и внедрялось мусульманство. Города Булгарии, одной из автономных областей Золотой Орды, сыграли немаловажную роль в распространении ислама среди башкир. Башкиры обучались в булгарских городах и, возвратившись в родные кочевья, становились распространителями новой религии. Известно имя одного из первых таких людей: Айткул, сын Заида обратил в ислам юрты горных башкир в бассейне реки Ай. Мирному принятию ислама башкирами способствовало и то, что они в ходе своих кочевок вступали в постоянные торгово-экономические и культурные связи с мусульманскими народами Средней Азии и Поволжья.

Массовое принятие ислама принесло арабскую письмен-ность. При каждой мечети было принято иметь школу, где священнослужитель (мулла) обучал мальчиков грамоте и премудростям ислама. Жена муллы проводила учебные заня-тия с девочками. Таким образом, исламская религия несла с собой повышение уровня грамотности населения. Сами по себе каноны ислама также всячески поддерживают грамот-ность и образованность.

Золотая Орда объединяла земли многих народов с самобытной культурой (В числе городов и провинций Золотой Орды Аль-Омари указывет, например, Булгар, Дер-бент, а также области Сибирь, Ибирь, Башкырд, Чулман). Кроме того, хорошо налаженными были торгово-экономиче-ские и иные отношения государства с внешним миром. Все это способствовало тому, что Золотая Орда стала государ-ством высокоразвитой культуры, в которую внесли свой вклад все народы страны. Поэтому культура этого госу-дарства представляет собой общее достояние совре-менных башкир и татар, казахов и узбеков, а также многих других тюркских народов. Отметим, что "волжско-булгарская куль-тура явилась одним из основных компонентов золотоор-дынской" (С. А. Плетнева).

Довольно высокого уровня достигла материальная куль-тура народов Золотой Орды. Развитая внутренняя торговля способствовала унификации предметов труда и быта. Широкое распространение получили предметы одинаковых форм (серпы, топоры, сабли и т. п.) в среде различных народов. В быту башкирской знати появляются чугунная жаровня, а также дорогие украшения и парчовые ткани, завезенные из Китая, Ирана, Сицилии.

Развивалась литература на общелитературном языке средневекового тюрки. Была хорошо известна и любима многими тюркскими народами бессмертная поэма "Кыссаи Юсуф", принадлежавшая перу выдающегося булгарского поэта Кол Гали. Видный поэт Х1-века Котби из булгарского племени эсегел сочинил новый вариант известный поэмы "Хосров и Ширин". Махмут ибн-Гали Булгари-Сараи написал книгу "Открытый путь рая". В ней приведены рассказы о Пророке Мухаммеде и его близких, а также восточные фольклорные сюжеты с изложением правил поведения, норм семейной жизни и общественного бытия. Творчество Сайфи Сараи (I32I-I396) является вершиной литературы золотоор-дынского периода. В среде грамотного населения были широко распространены его книги рассказов и стихот-ворений. Любимым дастаном тюрков стало поэтическое произведение Кылыча Саади "Бабахан дастаны"- предание о неугасимой любви Тахира и Зухры.

Сохранились памятники и устного народного творчества народов Золотой Орды. К примеру, героические эпосы башкир "Акбузат", "Урал-батыр" отражают жизнь башкир-ского народа в Х-ХУ-веках. Многие предания и эпосы золотоордынского периода вошли в золотой фонд литературы башкир, татар, казахов, каракалпаков и других тюркоязычных народов.

Золотая Орда как единое государство перестало существовать в середине ХУ-века. На ее территории возникли Казанское, Сибирское, Астраханское, Крымское ханства, отделилась Русь, сформировалась Ногайская Орда. На Оскол-ках территории Золотой Орды в ее западной части возникло новое объединение-Большая Орда. Башкиры были разоб-щены, т. к. исторические области заселения башкирского народа оказались в составе различных государственных образований. Часть башкирских родов оказалась под властью Ногайской Орды. Некоторые башкирские роды уходили на север под крыло Казанского ханства-преемника Великой Булгарии. Русские летописи сообщают, что в 1469-году казанский хан Ибрагим собрал войско "с всею землею своею с камской и сыплинскою и костяцкою и беловолжскою и с вотяцкою и с башкирскою".

Из всех новых тюркских государств наиболее центра-лизованная власть сложилась, пожалуй, в Казанском ханстве, которое в период своего существования достигло высокого уровня развития. Сельское население ханства занималось высокопродуктивным земледелием и животноводством, пче-ловодством, рыболовством и т. д. Продолжались булгарские традиции в кожевенном производстве, в плотничном и столярном деле, гончарном, слесарном, кузнечном, ювелир-ном мастерстве, резьбе по камню. Распространились переписка книг и использование письменного делопро-изводства. В форму письменных документов облекались дипломатические отношения с другими государствами, а также гражданские отношения внутри страны.

Развивалась литература. В Казанском ханстве жили такие поэты, как Кул Шариф, Мухамметамин, Уммикамал и другие. Творчество выдающегося поэта ХУ1-века Мухамедьяра вызывает восхищение и современного читателя. Особые дос-тижения имела архитектура, города застраивались деревян-ными, кирпичными домами, белокаменными зданиями. Весь период существования Казанского ханства тесно связан с политикой Московского княжества. Годы мирного сосуще-ствования двух государств нередко прерывались военными действиями, которые проходили с переменным успехом. Ка-занское ханство являлось преградой на пути экспансии Мос-ковского княжества на восток, что вызывало постоянную агрессивную политику последнего по отношению к ханству. В 1552-году превосходящие военные силы княжества взяли Казань. Ханство было разгромлено, несмотря на героическое сопротивление его граждан.

Падение столицы и разгром основных военных сил не остановили борьбу против захватчиков. В этой самоотвер-женной борьбе приняли участие представители всех народов ханства. Оккупационные власти с особой жестокостью подав-ляли вооруженные восстания, карательные экспедиции завое-вателей методично опустошали всю страну, уничтожая сотни поселений, посевы, скот и имущество, убивая мирных жителей. Лишь к 1557-году завователям удалось окочательно усмирить народ, доведенный до предельного истощения и отчаяния. В числе покоренных народов ханства были также и башкиры. В то же время основная масса кочевых башкир оказалась вне пределов досягаемости завоевателей.

Падение Казанского ханства открыло широкую дорогу завоеваний Московскому княжеству, перед ним уже не осталось значительных сил, способных отразить агрессию. Годы самостоятельного существования Астраханского, Сибирского ханств, Ногайской Орды уже были сочтены. В этих условиях башкирам предстояло принять непростое решение о своем будущем.





  1   2   3   4   5   6   7


©netref.ru 2017
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет