Болдырев Ю. А., Васильев С. С. Вытеснение частного капитала из кинематографа и становление государственной монополии



Дата01.05.2016
өлшемі55.62 Kb.





Болдырев Ю.А., Васильев С.С.

Вытеснение частного капитала из кинематографа и становление государственной монополии.

Официальной датой рождения советского кино является 27 августа 1919года, то есть издание Декрета о национализации кинематографа. Однако это вовсе не означало полный переход кинематографических предприятий в государственную монополию.1 Более того, советское правительство тогда и не предполагало всеобщую национализацию.2 Позже, уже в дни, когда НЭП всё более становился реальной силой, В.И. Ленин подчеркнул в беседе с А.В. Луначарским, что «кинопродукция должна быть сохранена в руках государства».3 В феврале 1922 года кинопредприниматель А.Л. Савва обращается в Главполитпросвет, ВСНХ, лично к В.И. Ленину с докладом о «возможностях развития государственной кинопромышленности», где отмечает, что Всероссийский фотокиноотдел, запрещая частный прокат, арестовывает «картины с их владельцами».4Поскольку Всероссийский фотокиноотдел (далее по тексту ВФКО) не имел достаточного запаса своих фильмов, А.Л. Савва назвал его «тормозом кинопромышленности».5 К 1924-1925 годам процесс монополизации шёл всё шире. Приходилось, по-видимому, преодолевать сопротивление кинодеятелей и для этого выдвигать веские аргументы. Среди них: перенос главного внимания с проката на производство; устранение «безудержной погони за барышами».6 Всё это происходило в условиях, когда размеры советской продукции и самого кинематографического пространства были весьма незначительны.7 Фактическим началом киностроительства в СССР можно считать 19 декабря 1924 года, когда Совнарком РСФСР утвердил новое акционерное общество – Совкино - членами которого стали все кинопредприятия Российской Федерации, ВСНХ, наркоматы внешней торговли и народного просвещения, а также городские советы Москвы и Ленинграда. К Совкино отошли все функции проката, экспорта и импорта фильмов, остальные предприятия были их лишены. Производственные предприятия Госкино также отошли к Совкино.8 Таким образом, в 1924 году объединение производства и проката в СССР практически вытеснило из кинопроизводства, киносети и кинопроката частный капитал и сделало важный шаг к полной монополизации кинематографии. На протяжении 20-х гг. происходило постепенное подчинение киноорганизаций, имевших в это время довольно разнообразные формы существования (в основном преобладали акционерные общества), правящему режиму, его требованиям и идеям.

Кроме того, в течение 20-х годов была выстроена система подготовки кадров для кинематографа. Основная часть кинематографистов дореволюционной России покинула страну. Оставшиеся киноработники, которые искали у новой власти покровительство и поддержку, далеко не всегда ей симпатизировали. Даже агитационные фильмы первой половины 20-х создавались на основе сюжетов, которые содержали хорошо знакомые зрителям мелодраматические линии.9

Спустя всего пять дней после подписания В.И. Лениным «Декрета о национализации кинопромышленности» – 1 сентября 1919 года при отделе производства фотокиноотдела Наркомпроса было создано первое в мире кинематографическое учебное заведение – Государственная школа кинематографии. Она размещалась в четырёх комнатах в здании Первой студии Московского Художественного театра на Сретенской площади. Руководил школой актёр и режиссёр В. Гардин, преподавали – Л. Кулешов, О. Преображенская, Л. Леонидов и др. В 1925 году учебное заведение преобразуется в Государственный Техникум кинематографии (ГТК) повышенного типа. В 1930 году ГТК становится институтом с режиссёрским, актёрским, операторским и сценарным факультетами.10 В течение 30-х годов в институте организуются кафедры по ведущим творческим дисциплинам, совершенствуются программы и методика обучения. В Петрограде в 1919году был создан Высший институт фотографии и фототехники, преобразованный в 1924г. в Государственный фотокинотехникум и в 1930г. в Ленинградский институт киноинженеров. Также Петроградский институт экранного искусства (учреждённый в1920г. и имевший киноактёрское и режиссёрское отделения) был в 1923г. реорганизован в Техникум экранного искусства (сценического искусства), где с 1926г. открылось киноотделение. На Украине, в Одессе в 1924г. был создан кинотехникум, с 1930г.- Киевский киноинститут.11

Государственная киносеть в СССР в 1928 году выросла до 9.800 киноустановок.12 В 1923 году в стране было произведено только 17 фильмов, в 1924-33, в 1925-57, в 1928-102.13 В начале 30х годов, когда происходит окончательное оформление Советского государства и идеологии, киносеть СССР заметно выросла, составив к 1934 году 29.200 киноустановок.14

К началу 30-х гг. в кинематографе складываются предпосылки для централизации системы управления (сохранение киноцензуры, государственная монополия проката, преобладание государственного капитала в акционерных обществах и т.д.), однако Сталин понимал, что не всякая централизация усиливает диктат власти, что соединение в одном ведомстве разнохарактерных учреждений культуры только ослабляет контроль государства над искусством. В феврале 1930 года было принято постановление СНК СССР «Об образовании общесоюзного объединения по кино-фотопромышленности» (Союзкино). Так как Союзкино создавалось при ВСНХ СССР, акционерные общества были ликвидированы и киноорганизации получили по примеру промышленности (как было принято в системе ВСНХ) статут трестов. После закрытия кооперативных и общественных акционерных объединений кинематограф превращался в замкнутую систему, доступную организациям, состоящим в ведомстве Союзкино (т.е. государственным предприятиям).15



Примечания.

1Среди сторонников национализации было немало кинематографистов. К примеру, зимой и весной 1918 года бурную деятельность по этому поводу развила так называемая «кинопятёрка» во главе со знаменитым режиссёром В. Гардиным. Но правительство отказалось от такого шага. См.: Листов В.С. Указ. соч. С. 47-50; История отечественного кино. Документы, мемуары, письма. М.,1996. С.59-60.

2 См. Беседу наркома просвещения РСФСР А.В. Луначарского с корреспондентом московской газеты «Вечерняя жизнь» о национализации кинематографа. – История отечественного кино. С. 100-102.

3 Самое важное из всех искусств. Ленин о кино. С.166.

4 История отечественного кино. С.109.

5Там же. С.109.

6См. статью Мальцевой, члена кинокомиссии ЦК РКП(б) «К организации Совкино, «о монополии кинопроката»-Киножурнал АРК. 1925. №1.Сс. 2-3.(АРК (АРРК) – Ассоциация работников революционной кинематографии: общественная организация с лозунгом: «Кино не самоцель, а сильнейшее орудие борьбы за коммунистическую культуру». Учреждено в Москве 7 мая 1924 года. В состав входили А. Анощенко, М. Кольцов, Л.Кулешов, С.Эйзенштейн и др. В 1925 – 1926 гг. выпускала свой журнал (всего вышло 15 номеров). На 1-м Всесоюзном совещании творческих работников в 1935г. ликвидировано. Кинословарь. В 2-х т. М.,1966. т.1.Стлб. 113-114.

7 К 1917г. в России число кинотеатров достигало 4 тысяч, в 1922 году по подсчётам производственного отдела ВФКО-1 тыс.(История отечественного кино. С.109-110). По другим данным, к 1925 году осталось около 800 кинотеатров, а к 1917 году было 2 тысячи (Ерофеев Вл. Организация кинорепертуара Госкино // Киножурнал АРК. 1925. №1.С.10.) Для сравнения: только один голливудский концерн «Парамаунт» в 1916 году контролировал 5 тысяч кинотеатров, а всего в США к 1918 году насчитывалось более 20 тысяч кинотеатров. (Садуль Ж. История киноискусства. М.,1957.Сс.123,199).

8 История советского кино в 4-х т., т.1.Сс.31-32.

9 Об анализе агитационных картин см.: Зоркая Н.М. Историко-революционный фильм.

10 ВГИК. Всесоюзный государственный институт кинематографии / под ред. Е. Каневской, Я. Кушнирского. М.,1965. с. 12, 13, 18, 19 или Школа кинематографии // Известия. 1919. 29 июня.

11 Кинословарь. В 2-х т.т., т.2. стлб.718. М.,1970.

12 Кудрявцев С.Л. Своё кино. М.,1998. С.337.

13 Труды Всесоюзного научно-исследовательского кинофотоинститута. Вып. 59. Кинематография СССР в цифрах. М.,1970. С.7.

Заметим, что Америка в 20-е годы производила больше фильмов, чем весь остальной мир. В 1921 году Голливуд насчитывал около 50-ти действующих студий, в 1922 г. их было уже-91. Общий штат киностудий Голливуда составлял 25тыс. работников. Производство кинокартин в США составляло в 1918г.-1.016 фильмов, в 1919-815, в1920-735, в 1921-854, в 1925-579, в 1926-740. В целом , кинопроизводство в США за весь период до начала 30-х гг. составляло в среднем 500 картин в год (Садуль Ж. Всеобщая история кино т.3. М.,1961.С.511,512.,Садуль Ж . Указ. соч. т.4.,ч.2.М.,1982. С.40., Садуль Ж. История киноискусства. М.,1957. С.199.).



14 Кудрявцев С.Л. Указ. соч. С.337,331.

15 Михайлов В. Сталинская модель управления кинематографом // Кино: политика и люди (30-е гг.) М.,1995. С.14.

Каталог: materials
materials -> Искусство стран ислама
materials -> Жеңіс халықтың өшпес ерлігі
materials -> Ряды. Дифференциальные уравнения
materials -> Истребление и растворение среди других этносов могло ожидать и племена, о которых пойдёт речь ниже. Племена эти саук и фокс
materials -> Попков Виктор Ефимович
materials -> А. А. Чубур Основы антропологии
materials -> Запрос коммерческих предложений «Поставка мебели и бытовой техники для нужд жилищного фонда коммерческого использования»


Достарыңызбен бөлісу:


©netref.ru 2019
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет