Четыре стадии диффузии нововведений



жүктеу 51.17 Kb.
Дата26.04.2016
өлшемі51.17 Kb.
20. Теория диффузии инноваций Т. Хегерстранда.
Существует ряд разработок в области исследования диффузии. Особенно работы Хегерстранда « Прогнозирование инноваций» 1952 год.
Четыре стадии диффузии нововведений:

обусловленные зависимостью между расстоянием от центра распространения новации и количеством акцепторов(по Т.Хегерстранду)



1-я стадия – «возникновение» - количество акцепторов в центре распространения достигает 70%, в то время как на полупериферии – около 20%, а на периферии – 10%.

2-я стадия – «распространение» - количество акцепторов на полупериферии и периферии резко возрастает (соответственно 55% и 45%).

3-я стадия – «накопление» – количество акцепторов равномерно увеличивается по всей территории.

4-я стадия – «насыщение» – количество акцепторов выравнивается по всей территории (85%-90%).

Способы: контактный, каскадный , иерархический



Основные закономерности диффузии нововведений

  1. При отсутствии ограничений на передачу новации процесс диффузии нововведений развивается «взрывным» образом. При этом количество инноваторов удваивается на каждом этапе

  2. Процесс диффузии нововведений прекращается более резко, чем развивается

  3. Инноваторы, занимающие центральное положение, имеют максимальную возможность в передаче инноваций.

  4. Инноваторы, расположенные на периферии, имеют минимальную возможность в передаче инноваций.

Восемь условий модели Т. Хегерстранда

  1. Модель учитывает шесть основных элементов процесса диффузии нововведений:

  1. территорию, на которой распространяется инновация;

  2. время, в течение которого осуществляется процесс;

  3. источник инновации;

  4. инновацию;

  5. акцептора;

  6. траекторию перемещений

  1. Территория, на которой развивается процесс диффузии, принимается однородной и разбивается на правильную сеть с ячейками, в каждой из которых может находиться только один акцептор

  2. Время разбивается на равные интервалы, в течение каждого из которых может состояться лишь одна передача инновации от каждого источника новаций к акцептору

  3. Источник инновации первоначально находится лишь в одной ячейке в центральной части территории

  4. Инновация представляет собой сообщение, не встречающее препятствий и воспринимаемое таким образом, что к следующему интервалу времени (стадии передачи новации) акцептор сам становится источником новации

  5. Акцепторы равномерно размещены по территории таким образом, что в каждой ячейке находится только один акцептор, который в случае восприятия новации сам становится ее источником

  6. Траектория перемещения новации выбирается источником инновации случайным образом по направлению к любой из соседних ячеек (т.е. осуществляется контактным способом). Инновация не может перескакивать через соседние ячейки

  7. Процесс диффузии нововведений прекращается, когда все акцепторы в пределах территории восприняли инновацию

Факторы конкретизации модели Хегерстранда



  1. Разнородность территорий (освоенность, ментальность)

  2. Временные интервалы (сезонные изменения спроса)

  3. Различная концентрация инноваторов и акцепторов

  4. Различная восприимчивость акцепторов к новациям

  5. Заданная направленность траекторий передачи новаций

  6. Различная структура передачи новаций (контактная, каскадная, иерархическая)

  7. Различные пограничные и барьерные ситуации


Диффузия нововведений

Автором теории "диффузии нововведений" является шведский учёный Т. Хегерстранд. Он подчеркивал, что инновации (нововведения) тесным образом связаны с территорией, которая на них влияет, преобразует и направляет их. В этой связи велико значение географического положения центра инновации. Особую роль приобретают размеры и формы территории, численность и размещение населения страны, региона, где адаптируется нововведение. Большую роль при распространении новшеств играют транспортные коммуникации, административные и государственные границы, другие социально-экономические и даже природные рубежи [4].


Согласно теории "диффузии нововведений", процесс распространения новшеств в регионе происходит волнами. Первая стадия процесса носит название агломерация (формирование центра новации, где зарождаются или проходят первичную апробацию нововведения). Вторая стадия называется диффузия (радиальное распространение нововведения от центра на полупериферию и периферию, в то время как в центре нововведение затухает). Третья стадия - стадия насыщения (инновация "заполняет" всё пространство региона).
Сложившаяся политическая культура в той или иной части региона может служить консервативным полем, мешающим распространению инноваций (например, "красный" юго-восток Псковской области, где в первом туре президентских выборов 1996 года не была принята инновация А. И. Лебедя, охватившая все остальные части области).
Иными словами, инновация зонирует пространство, выделяя в нем центры, полупериферию и периферию. Непосредственный механизм распространения нововведений определяется общением между людьми, обменом информацией, идеями и убеждениями. Это обеспечивается транспортом и связью.
На практике эти процессы выглядят так. Распространение политических нововведений в регионе начинается с центров первого порядка (например, в Псковской области это Псков и Великие Луки). От того, примут ли эти центры политические инновации, зависит их дальнейшее распространение в сферах влияния данных центров. Из центров первого порядка политические новшества попадают в центры второго порядка (например, райцентры). Последующее их распространение происходит уже в сельской местности, охватывая сначала полупериферию, а затем периферию административных районов.
Население периферии административных районов менее всего склонно к переменам, но, если и принимает их с большим запаздыванием, в дальнейшем так же трудно расстаётся с ними. Поэтому в периферийных поясах относительно высокой иногда оказывается поддержка тех политических сил, которые в центрах первого и второго порядков уже сошли "со сцены". Такие периферийные зоны могут иметь общерегиональный характер, так и образовываться на уровне отдельных административных районов. Тогда границы административных районов играют роль барьеров, перед которыми скапливаются устаревшие политические новации.
Важнейшее значение при распространении инновации имеет описанный Т. Хегерстрандом эффект соседства. Главной причиной "эффекта" шведский учёный считает неравномерность адаптации нововведений. Следствие - существование территорий, где принятие инновации происходит быстрее, чем в других местах. Соседство с такими территориями - важное условие большой скорости диффузии инновации. Примером действия эффекта соседства является быстрое распространение нововведений в пригородных зонах крупных городов. Проявление эффекта можно обнаружить при исследовании диффузии политических новшеств в нашей стране в настоящее время. На уровне конкретной республики, края, области или района модель "центр - периферия" будет определяться как отношение "город - село", а на общероссийском уровне это будет отношение "столицы (Москва, Санкт-Петербург) - вся остальная страна".
Применение модели "центр - периферия" и теории распространения нововведений Т. Хегерстранда дает возможность пространственного анализа процессов политических и социально-экономических изменений в нашей стране или конкретном регионе, совершенно нового взгляда на процессы урбанизации и миграции населения, межнациональные конфликты, проблемы границ и пограничных территорий.


©netref.ru 2016
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет