Дайсэцу Тайтаро Судзуки Основы дзэн-буддизма



жүктеу 6.55 Mb.
бет1/39
Дата30.04.2016
өлшемі6.55 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   39
: books
books -> -
books -> Білместікпен жасалған көпқұдайшылық (ширк) кешіріледі ме?
books -> Сайтының кітапханасынан иманның алты тірегі
books -> «ТӨрт қАҒида» түсіндірмесі Шейх Солих әл-Фәузан
books -> 8 зертханалық жұмыс Желілік хаттамаларды оқу №1 бөлім Жұмыстың мақсаты
books -> Европа Америка Австралия Литературно-библиографический справочник
books -> 100 великих спортсменов
Дайсэцу Тайтаро Судзуки
Основы дзэн-буддизма

Содержание:



Кратко об авторе 2

Предисловие английского редактора 4

Предисловие д-ра К. Г. Юнга 6

ПРЕДИСЛОВИЕ АВТОРА 19

Часть I. Обзор  20

Предварительные сведения 20

Что такое дзэн? 24

Дзэн-Буддизм 31

Есть ли в дзэне нигилизм? 38

Восточный образ мысли 44

Дзэн как высшее утверждение 51

Дзэн-Буддизм это отказ 56

Часть II. Происхождение дзэна 66

Просветление 66

Просветление и неведение 74

История Дзэн-Буддизма от Бодхидхармы до Эно (Хуэн-Нэн) (520-713 гг. н.э.) 82

Часть III. Опыт просветления 123

О Сатори - раскрытии новой истины в Дзэн-Буддизме 123

Главные отличительные черты сатори 129

Психологические предпосылки Сатори, предшествующие появлению системы Коан 134

Факторы, определяющие опыт дзэна 140

Психологические предпосылки и содержание опыта дзэна 146

Сатори 153

Некоторые аспекты Дзэн-Буддизма 163

Часть IV. Дисциплина и практика дзэна 186

Зал для медитации и идеалы монашеской жизни 186

Эволюция системы коан и ее значение 210

Практические инструкции по упражнению коан 215

Значение и функция духа вопрошения 223

Часть V. Жизнь, обретшая свободу в дзэне 234

Дзэн-Буддизм как средство очищения и освобождения жизни 234

Человеческие ценности в дзен 245

Жизнь в свете вечности 252

Дзэн в современном мире 261

Сущность Буддизма 269

Часть VI. Дзэн и японская культура 294

Вклад, который внес Буддизм и в особенности Дзэн-Буддизм, в японскую культуру 294

Общие замечания относительно японской художественной культуры 301

Дзэн и искусство фехтования 308

Дзэн и чайная церемония 322

Любовь к природе 334

Кратко об авторе


Дзэн-буддизм в последние годы вызывает к себе самый живой интерес как в Америке, так и в Европе. Пробуждению на Западе такого интереса к одной из наиболее древних и глубоких религий Востока в значительной мере способствовал автор данной книги Дайсэцу Тайтаро Судзуки. Он является самым прославленным и красноречивым толкователем дзэна на земном шаре.

Судзуки сначала преподавал в нескольких ведущих университетах Японии, а затем расширил свою деятельность, перенеся ее за рамки отечества и развивая в международном масштабе.

Начиная с посещения Великобритании в 1936 году в качестве преподавателя (по обмену), он затем читал лекции в различных университетах Америки и Европы. Он также написал более ста работ о дзэне и буддизме как на японском, так и на английском языке. Целый ряд его работ был переведен на другие западные языки. В число книг, опубликованных на английском языке, входят: «Введение в дзэн-буддизм», «Образ жизни по дзэну», «Руководство (учебник) дзэн-буддизма», «Дзэн-буддизм», «Мистицизм христианский и буддийский», «Занятия дзэн-буддизмом», «Ланкаватара-сутра», «Очерки о дзэн-буддизме, три серии», «Дзэн и японская культура», «Сущность дзэн-буддизма» и многие другие.

В молодые годы автор жил в качестве мирского ученика в Энгакукее, большом монастыре Камакуры. За выдающиеся заслуги и вклад в области религии, а также за популяризацию японской культуры за рубежом он был награжден императором Японии в 1949 году медалью и избран членом Японской академии. В 1954 году он был награжден премией Асахи за заслуги в области культуры.

СОДЕРЖАНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЯ (английского редактора, д-ра К.Г. Юнга, Д.Т.Судзуки)

Часть I. ОБЗОР.

1. ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ

2. ЧТО ТАКОЕ ДЗЭН?

3. ДЗЭН-БУДДИЗМ

4. ЕСТЬ ЛИ В ДЗЭНЕ НИГИЛИЗМ?

5. ВОСТОЧНЫЙ ОБРАЗ МЫСЛИ

6. ДЗЭН КАК ВЫСШЕЕ УТВЕРЖДЕНИЕ

7. ДЗЭН-БУДДИЗМ ЭТО ОТКАЗ

Часть II. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ДЗЭНА

1. ПРОСВЕТЛЕНИЕ

2. ПРОСВЕТЛЕНИЕ И НЕВЕДЕНИЕ

3. ИСТОРИЯ ДЗЭН-БУДДИЗМА ОТ БОДХИДХАРМЫ ДО ЭНО (ХУЭН-НЭН) (520-713 гг. н.э.)

Часть III. ОПЫТ ПРОСВЕТЛЕНИЯ

1. О САТОРИ - РАСКРЫТИИ НОВОЙ ИСТИНЫ В ДЗЭН-БУДДИЗМЕ

2. ГЛАВНЫЕ ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ САТОРИ

3. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ САТОРИ, ПРЕДШЕСТВУЮЩИЕ ПОЯВЛЕНИЮ СИСТЕМЫ КОАН

4. ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ОПЫТ ДЗЭНА

5. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ И СОДЕРЖАНИЕ ОПЫТА ДЗЭНА

6. САТОРИ

7. НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ДЗЭН-БУДДИЗМА

Часть IV. ДИСЦИПЛИНА И ПРАКТИКА ДЗЭНА

1. ЗАЛ ДЛЯ МЕДИТАЦИИ И ИДЕАЛЫ МОНАШЕСКОЙ ЖИЗНИ

2. ЭВОЛЮЦИЯ СИСТЕМЫ КОАН И ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ

3. ПРАКТИЧЕСКИЕ ИНСТРУКЦИИ ПО УПРАЖНЕНИЮ КОАН

4. ЗНАЧЕНИЕ И ФУНКЦИЯ ДУХА ВОПРОШЕНИЯ

Часть V. ЖИЗНЬ, ОБРЕТШАЯ СВОБОДУ В ДЗЭНЕ

1. ДЗЭН-БУДДИЗМ КАК СРЕДСТВО ОЧИЩЕНИЯ И ОСВОБОЖДЕНИЯ ЖИЗНИ

2. ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ В ДЗЭНЕ

3. ЖИЗНЬ В СВЕТЕ ВЕЧНОСТИ

4. ДЗЭН В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

5. СУЩНОСТЬ БУДДИЗМА

Часть VI. ДЗЭН И ЯПОНСКАЯ КУЛЬТУРА

1. ВКЛАД, КОТОРЫЙ ВНЕС БУДДИЗМ И В ОСОБЕННОСТИ ДЗЭН-БУДДИЗМ, В ЯПОНСКУЮ КУЛЬТУРУ

2. ОБЩИЕ ЗАМЕЧАНИЯ ОТНОСИТЕЛЬНО ЯПОНСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ

3. ДЗЭН И ИСКУССТВО ФЕХТОВАНИЯ

4. ДЗЭН И ЧАЙНАЯ ЦЕРЕМОНИЯ

5. ЛЮБОВЬ К ПРИРОДЕ

Предисловие английского редактора


Покойный Дайсэцу Тайтаро Судзуки, профессор буддийской философии в университете Отани в Киото, родился в 1870-м, умер в 1966 году. Он был, вероятно, величайшим из современных авторитетов в дзэн-буддизме. На английском языке насчитывается 25 основных его работ о дзэн-буддизме, а на японском — до сих пор неизвестных на Западе — еще по крайней мере 18. Более того, он был, как показывает хронологическая библиография книг о дзэн-буддизме на английском языке, пионером обучения этому предмету вне Японии, так как до опубликования его первой серии «Эссе о дзэн-буддизме» в 1927 году на Западе о дзэне, как о живом опыте, не знал никто, исключая знакомых с «Религией самураев» Кайтена Нукарийи и читателей журнала «Восточный буддизм».

Доктор Судзуки пишет со знанием дела. Он не только изучил оригинальные буддийские произведения на санскрите, пали, китайском и японском языках, но прекрасно ориентировался в современной философской литературе как на немецком и французском, так и на английском языке, на котором он бегло говорил и писал. Более того, он был больше, чем ученый. Хотя он и не являлся священником ни одной из буддийских сект, его уважали в каждом японском храме, так как знание духовных ценностей было в нем непосредственным и глубоким, о чем свидетельствуют все, кто имел возможность лично с ним общаться. Когда он обсуждал высшие состояния сознания, он говорил как человек, который в них жил; и на тех, кто духовно общался с ним, он производил впечатление человека, ищущего интеллектуальные символы для описания состояния сознания, лежащего «по ту сторону интеллекта».

Его труды должны заменить личное общение с мастером тем, кто не имел этой возможности. С этой целью вскоре после войны работы доктора Судзуки были собраны в одно восьмитомное собрание сочинений, опубликованное издательством «Райдер и К°» в.Лондоне. Три знаменитые тома «Эссе о дзэн-буддизме» и собрание статей, написанных в течение 50 лет, которые я назвал «Штудии в дзэн-буддизме». Эти работы не равноценны, поэтому неудивительно, что наиболее популярным было «Введение в дзэн-буддизм», последнее издание которого открывалось предисловием Карла Юнга из Цюриха. Доктор Юнг своим «Секретом Золотого Цветка» предпринял пионерскую попытку наведения мостов между специфически китайской мыслью и западной психологией. Комментарии этого великого психолога, хотя доктор Судзуки с ними согласен полностью не был, — несомненно, ценное дополнение к этой знаменитой попытке донести дзэн-буддизм до западных читателей.

Сейчас «Райдер и К°» вновь перепечатывает «Введение в дзэн-буддизм», и этот выбор вполне понятен, ибо интерес к дзэну все возрастает, и все больше и больше западных писателей пытаются выразить невыразимое. Вслед за «Дзэном в английской литературе» Р. X. Блиса, моим собственным «Дзэн-буддизмом», «Путем дзэн» Аллана Уотса и «Дзэном в стрельбе из лука» Хориджеля, последовали и многие другие книги, авторы которых далеко не все потратили достаточно времени и энергии для уяснения места дзэна в области духовной жизни. Ибо слишком легко ошибиться в понимании природы дзэна и его пути. Так как доктор Судзуки передал Западу девять десятых всего того, что он знал о предмете, его собственное «Введение» — наиболее надежное руководство для всех, кто сталкивается с этим впервые. Можно надеяться, что оно и в самом деле будет введением тысяч новых читателей в радости дзэна, и, быть может, оно приведет их к более глубокому изучению, которое, в свою очередь/ после настойчивых усилий приведет к освобождению сердца и ума, которое и является результатом дзэнского опыта.



X. Хамфрейс


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   39


©netref.ru 2017
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет