Диалектический и исторический материализм карла маркса и фридриха энгельса



жүктеу 51.61 Kb.
Дата17.04.2016
өлшемі51.61 Kb.
:
Основы философии. Электронный учебник. Автор М.В. Осмоловский

ИЗ ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)

Внимание! Вы имеете доступ к ограниченной версии страницы. Данная версия носит ознакомительный характер и содержит не более 20% информации материалов электронного учебника.

ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ И ИСТОРИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ КАРЛА МАРКСА И ФРИДРИХА ЭНГЕЛЬСА



Учение Карла Маркса и Фридриха Энгельса, именуемое обычно марксизмом, можно рассмартивать как завершающий этап развития немецкой классической философии. Карл Маркс (1818 – 1883), испытавший сильное влияние сначала идей Гегеля, а затем философии Фейербаха, значительно расширил сферу действия материализма, распространив его на общественные явления. Основой жизни человека Маркс и Фридрих Энгельс (1820 – 1895) считали труд, практическую деятельность, которая преображает природу, составляет основу общественных отношений и определяет в целом бытие человека.

Человеческую деятельность Маркс рассматривал как глобальный процесс очеловечивания мира и преобразования природы, ставшей фактором человеческого бытия. Человек – часть природы, высший продукт её развития, способный к превращению сил природы в собственные силы и способности. Именно созидательный труд отличает человека от животного и является спецификой его бытия.

Исходя из того, каким образом была организована практическая деятельность человека на разных этапах исторического развития, Маркс и Энгельс выделили несколько типов общественных формаций, исторических форм общественного устройства. Марксом и Энгельсом была разработана концепция материалистического понимания истории. Так родилась теория классовой борьбы, согласно которой исторический путь общества лежит <…>

С 1845 года, после переезда Энгельса в Брюссель, начинается его совместная работа с Марксом. Они пишут две наиболее важные работы – «Немецкая идеология» и «Манифест Коммунистической партии». Самостоятельно Энгельс пишет работы «Анти-Дюринг» и «Диалектика природы».

В последней работе Энгельс отвергает противоположность явления и вещи в себе, указывая, что существует только противоречие между тем, что мы знаем и чего ещё не знаем. Энгельс развивает мысль о том, что к середине 19 века наука сама по себе пришла к диалектическому пониманию природы. Свидетельство тому – три великих открытия в естествознании: 1) открытие <…>

Развитию марксистской философии в большой степени способствовали Август Бебель, Карл Каутский, Г.В.Плеханов и В.И.Ленин.

ИРРАЦИОНАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ КОНЦА 19 – НАЧАЛА 20 ВЕКОВ

Каков человек, такова и его философия.

И.Фихте
Вся классическая философия, включая марксизм, обладала одним существенным недостатком: она внесла значительный вклад в объяснение рациональных форм духовного опыта, но не предпринимала попыток проанализировать бессознательные процессы, которые невозможно подчинить контролю разума. Многие философы понимали, что сущность человека не исчерпывается только лишь сознательной деятельностью и социально-рациональными отношениями. Поэтому в ряде учений 19 – начала 20 вв. был сделан акцент на одном из нерациональных элементов психики. Воля, инстинкт, подсознание – вот три фактора, ставших предметом исследования философов-иррационалистов.

У истоков иррационализма стоял немецкий философ Артур Шопенгауэр (1788 – 1860), написавший в 1818 году свой главный труд «Мир как воля и представление». Шопенгауэр, как и Фейербах, выстроил своё учение на критике гегелевской философии. Однако он не принял и материализма Фейербаха. Испытав сильное влияние Канта и буддийской философии, Шопенгауэр пришёл к созданию мистического по сути учения. Разум – в понимании классической философии – был объявлен фикцией. Всей сущностью человека, по мнению Шопенгауэра, управляет воля, которую философ объявил субстанцией и первоначалом бытия (такая позиция называется волюнтаризмом). Мир, согласно учению Шопенгауэра, есть не что иное, как <…>

Блестящие способности стилиста, писателя сделали Шопенгауэра популярнейшим философом в Европе и в России. Лев Толстой, снисходительно относившийся к большинству европейских философов, будучи по ряду позиций оппонентом Шопенгауэра, держал в рабочем кабинете его портрет.
Человек – это канат, протянутый между животным

и Сверхчеловеком, это канат над пропастью.

Величие человека в том, что он мост, а не цель.

Ф.Ницше. «Так говорил Заратустра»
Последователем Шопенгауэра стал выдающийся немецкий философ Фридрих Ницше (1844 – 1900), оказавший сильнейшее влияние на развитие как европейской, так и русской философии и культурологии. В его творчестве выделяют три периода:

  • первый (1870 – 1876) посвящён исследованию греческой культуры («Рождение трагедии из духа музыки», «Несвоевременные размышления»);

  • второй период (1876 – 1882) посвящён критике традиционных представлений об искусстве и религии («Человеческое, слишком человеческое», «Утренняя заря», «Весёлая наука»);

  • третий период – самый значительный в творчестве Ницше, когда были написаны главные труды его жизни: «Так говорил Заратустра», «По ту сторону добра и зла», «Генеалогия морали», «Воля к власти. Опыт переоценки всех ценностей».

Произведения Ницше написаны не традиционным научным стилем, а в форме афоризмов и мифологических сказаний, что послужило причиной их вольного толкования. Источником взглядов Ницше послужил шопенгауэровский волюнтаризм. Если у Шопенгауэра воля – это основа бытия, его иррациональное начало, обнаруживаемое во всех проявлениях жизни, то Ницше придаёт толкованию Воли социально-нравственный оттенок. Это уже не абстрактная «мировая воля» Шопенгауэра, а конкретная «воля к власти как творческий инстинкт». Мир есть не представление, а бесконечное становление, ведущее в никуда. Существование мира определяется комбинациями огромного множества воль. У мира нет конечной цели, а потому невозможно говорить о совершенстве или несовершенстве мира.

Ницше критикует бездуховность и аморализм жизни, лицемерие религии, приходя к позиции имморализма, т.е. отрицания всякой морали. Вера в высшие ценности себя не оправдала, поэтому Ницше призывает <…>
Интерес к иррациональному началу в человеке привёл на рубеже 19 – 20 веков к разработке концепции психоанализа. Основателем психоанализа стал австрийский врач-психиатр Зигмунд Фрейд (1856 – 1939), который исходил из того, что во многих философских системах присутствовали элементы учения о бессознательном, но культ разума и сознания не позволил развиться отдельной теории бессознательного.

Фрейд – автор работ «Толкование сновидений», «Очерки по теории сексуальности», «Психопатология обыденной жизни», «По ту сторону принципа удовольствия», «Я и Оно», «Леонардо да Винчи», «Достоевский и отцеубийство».

Он считал, что значительную часть психики человека составляет сфера бессознательного. Бессознательное отличается от сознания так же, как тьма от света. Играя важнейшую роль в нашей жизни, руководя нашими действиями, поступками, стремлениями, привязанностями, бессознательное индивидом практически не осознаётся, хотя играет значительную роль в его поведении и особенно – в душевных отклонениях. Вся жизнь индивида, по Фрейду, есть подсознательное стремление <…>

Фрейд оказался одним из первых учёных, попытавшихся иррациональное объяснить рационально. Его последователем стал Карл Густав Юнг, разработавший теорию архетипов.

Основы философии. Электронный учебник. Автор М.В. Осмоловский



©netref.ru 2017
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет