Доклад о разрабатываемых вопросах: сохранение и восстановление экосистем записка Исполнительного секретаря



жүктеу 0.5 Mb.
бет1/3
Дата01.05.2016
өлшемі0.5 Mb.
түріДоклад
  1   2   3






CBD


1






Distr.

GENERAL
UNEP/CBD/SBSTTA/18/14**

29 May 2014
RUSSIAN
ORIGINAL: ENGLISH


ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЙ ОРГАН ПО НАУЧНЫМ, ТЕХНИЧЕСКИМ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИМ КОНСУЛЬТАЦИЯМ

Восемнадцатое совещание

Монреаль, 23-28 июня 2014 года

Пункт 9.4 предварительной повестки дня*2



ДОКЛАД О РАЗРАБАТЫВАЕМЫХ ВОПРОСАХ: СОХРАНЕНИЕ И ВОССТАНОВЛЕНИЕ ЭКОСИСТЕМ

Записка Исполнительного секретаря


  1. Введение

  1. Конференция Сторон рассмотрела вопрос восстановления экосистем на своем 11-м совещании на основе межсессионный работы, проведенной в свете рекомендации XV/2 Вспомогательного органа по научным, техническим и технологическим консультациям (см. документ UNEP/CBD/КС/11/21), и приняла решение XI/16. В пункте 1 этого решения Конференция Сторон "настоятельно призывает Стороны и предлагает другим правительствам и соответствующим организациям прилагать согласованные усилия к достижению целевых задач 14 и 15 по сохранению и устойчивому использованию биоразнообразия, принятых в Айти, и целевых задач 4 и 8 Глобальной стратегии сохранения растений и вносить вклад в выполнение всех других целевых задач по сохранению и устойчивому использованию биоразнообразия, принятых в Айти, путем восстановления экосистем за счет реализации ряда мероприятий с учетом национальных обстоятельств".

  2. В решении XI/16 Конференция Сторон также предложила Сторонам, другим правительствам и соответствующим организациям и поручила Исполнительному секретарю предпринять определенные действия для оказания поддержки странам в восстановлении экосистем (пункты 2 и 5). К таким действиям относятся обеспечение создания потенциала путем проведения семинаров, обобщение информации, разработка дополнительных инструментов и руководств, разъяснение терминов и определений, а также реализация возможностей для сотрудничества.

Кроме того, на 11-м совещании Конференция Сторон рассмотрела ход реализации программы работы по охраняемым районам и приняла решение XI/24, в котором дала дальнейшие указания Сторонам, касающиеся в частности интеграции национальных планов действий по программе работы в обновленные национальные стратегии и планы действий по сохранению биоразнообразия, признания и поддержки общинных подходов к сохранению и устойчивому использованию биоразнообразия in-situ, и поощрения технического сотрудничества по выполнению целевой задачи 11 по сохранению и устойчивому использованию биоразнообразия, принятой в Айти, дополнив, таким образом, свои предыдущие решения IX/18 и X/31. В пункте 10 решения XI/24 Исполнительному секретарю было поручено продолжать оказание поддержки реализации национальных планов действий по программе работы и достижению прогресса на пути выполнения целевой задачи 11 по сохранению и устойчивому использованию биоразнообразия, принятой в Айти, и других смежных целевых задач на национальном, субрегиональном и региональном уровнях при помощи таких мероприятий, как организация субрегиональных семинаров по вопросам общих приоритетных мер, намеченных в национальных планах действий по программе работы, организация сетевых аудиторий и распространение инструментов и технических указаний в тех областях, где отсутствует прогресс, например, в области актуализации тематики охраняемых районов и определения природоохранных мер на порайонной основе.

  1. Как поясняется ниже в разделе II, мероприятия проводились на комплексной основе, которая служит дополнением к результатам на пути к достижению других соответствующих целевых задач по сохранению и устойчивому использованию биоразнообразия, принятых в Айти.

  2. После раздела "Общие сведения" (раздел II) в настоящей записке представлен доклад о ходе работы Исполнительного секретаря и партнеров, осуществляемой во исполнение пункта 5 решения XI/16 и пункта 10 решения XI/24, включая проведение серии семинаров по созданию потенциала для сохранения и восстановления экосистем, глобальных исследований, связанных с деградацией и восстановлением экосистем и с применением государственных программ, а также дальнейшую разработку веб-порталов для доступа к инструментам и руководствам (раздел III). Раздел IV содержит обзор реализации соответствующих целевых задач по сохранению и устойчивому использованию биоразнообразия, принятых в Айти.

  3. Настоящая записка содержит обновленную редакцию предыдущего доклада о ходе реализации программы восстановления экосистем и связанных с этим целевых задач по сохранению и устойчивому использованию биоразнообразия, принятых в Айти, подготовленного к семнадцатому совещанию Вспомогательного органа (UNEP/CBD/SBSTTA/17/7).

  1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

  1. Экосистемы и их биоразнообразие лежат в основе экономического роста, устойчивого развития и благополучия человека. Тем не менее утрата биоразнообразия продолжается, что приводит к серьезному сокращению экосистемных товаров и услуг, оказывающему негативное влияние на экономическое процветание и экологическую устойчивость. Чрезмерная эксплуатация природных ресурсов на протяжении веков в значительной степени нарушила равновесие внутри экологических систем, запустив изменения в экосистемах во всем мире. Экосистемы Земли деградируют в результате повреждения, неустойчивого развития и неспособности инвестирования и реинвестирования в их продуктивность, здоровье и устойчивость. Благосостояние населения мира в ближайшие десятилетия будет во многом зависеть от сохранения и восстановления экосистем для поддержания и расширения биоразнообразия и экосистемных услуг, тем самым содействуя устойчивому развитию и снижая риски, связанные с окружающей средой.

  2. Стратегический план в области сохранения и устойчивого использования биоразнообразия на 2011–2020 годы включает три целевые задачи по сохранению и устойчивому использованию биоразнообразия, принятые в Айти, которые устанавливают количественные глобальные целевые задачи по изменению землепользования: сократить вдвое темпы утраты естественных мест обитания (целевая задача 5); защитить не менее 17% наземных районов и внутренних вод и 10% прибрежных и морских районов в рамках расширения сетей охраняемых районов с поддержанием связности по всему ландшафту (целевая задача 11), а также восстановить не менее 15% деградированных экосистем и повысить сопротивляемость экосистем (целевая задача 15).

  3. Мероприятия секретариата строятся на основе комплексного ландшафтного подхода в целях содействия в работе, включая политические и экономические инструменты, инструменты планирования и системы мониторинга и оценки, которые являются общими и дополняют друг друга в решении всех трех задач. Кроме того, поскольку указанные целевые задачи взаимно дополняют друг друга, согласованность действий в рамках систем управления и участие многих субъектов деятельности могут способствовать долгосрочному успеху восстановительных мероприятий. Роль и участие различных субъектов деятельности в решении этих целевых задач также связаны с успешным управлением инициативами СВРОДЛ+3.

  4. Достижение этих целей также будет способствовать выполнению других целевых задач по сохранению и устойчивому использованию биоразнообразия, принятых в Айти4: целевой задачи 7 (продовольственная безопасность и устойчивость); целевой задачи 12 (защита и предотвращение исчезновения видов), целевой задачи 13 (поддержание генетического разнообразия) и целевой задачи 14 (поддержание экосистемных услуг). Кроме того, при применении ландшафтного подхода эти целевые задачи тесно связаны с целевой задачей 7 (устойчивое сельское хозяйство и лесоводство). Решение этих задач на основе комплексного ландшафтного подхода может способствовать созданию общего круга участников из числа местных субъектов деятельности.

  1. ДОКЛАД О ХОДЕ РАБОТ И ПРИОБРЕТЕННОМ ОПЫТЕ

      1. Региональные и субрегиональные семинары по сохранению и восстановлению экосистем

  1. В соответствии с пунктом 5 решения XI/16 и пункта 10 решения XI/24 был организован ряд региональных и субрегиональных семинаров по созданию потенциала для сохранения и восстановления экосистем (таблица 1).

  2. Ожидаемые результаты семинаров5:

    1. увеличение потенциала в странах в области применения соответствующих инструментов оценки, политических инструментов и инструментов планирования в целях содействия сохранению и восстановлению экосистем на всех необходимых уровнях;

    2. разработка национальных целевых задач и планов по сохранению и восстановлению экосистем в рамках целевых задач 5, 11 и 15 по сохранению и устойчивому использованию биоразнообразия, принятых в Айти;

    3. интеграция этих целевых задач и планов в обновленные национальные стратегии и планы действий по сохранению биоразнообразия и включение тематики в более широкие национальные политики, планы и программы;

    4. укрепление партнерских связей в целях сохранения и восстановления экосистем на национальном, местном и региональном уровнях;

    5. обновленная информация для двенадцатого совещания Конференции Сторон о достижении результатов на пути осуществления целевых задач 5, 11 и 15 по сохранению и устойчивому использованию биоразнообразия, принятых в Айти.

  1. Организация семинаров осуществляется в рамках партнерства с рядом организаций, включая, помимо прочего, Продовольственную и сельскохозяйственную организацию Объединенных Наций (ФАО), Институт мировых ресурсов, Программу Организации Объединенных Наций по окружающей среде, Программу развития Организации Объединенных Наций, Международный союз охраны природы, Всемирный центр мониторинга охраны окружающей среды, Центр международных лесохозяйственных исследований, организацию "БёрдЛайф Интернэшнл" и Конвенцию Организации Объединенных Наций по борьбе с опустыниванием, а также региональных партнеров.

  2. При наличии возможности на каждом семинаре в число участников входят эксперты стран в области биоразнообразия, назначаемые координационными центрами Конвенции, эксперты стран в области планирования, сельского хозяйства и/или лесов, назначаемые и поддерживаемые при посредничестве Продовольственной и сельскохозяйственной организации Объединенных Наций, а также эксперты и исследователи из соответствующих международных и региональных организаций.

  3. Программа семинара как правило содержит вводные доклады и тематические исследования принимающей страны и других стран внутри и за пределами региона в целях расширения сотрудничества Юг-Юг и Север-Юг и обмена знаниями. Кроме того, акцент делается на интерактивных диалогах и групповых упражнениях для поощрения взаимного обучения участников. Полевые выезды, позволяющие продемонстрировать восстановительные мероприятия и успешный опыт, также являются неотъемлемой частью программы. В процессе подготовки к каждому семинару участникам предоставляются справочные материалы, в которых особое внимание уделяется инструментам, обеспечивающим доступ к информации о состоянии и потенциальных возможностях и рисках для сохранения и восстановления, а также материалы соответствующих тематических исследований и действующего законодательства, связанные с целевыми задачами 5, 11 и 15.

Таблица 1. График проведения субрегиональных семинаров по сохранению и восстановлению экосистем

Субрегион

Город, принимающая страна, даты

Приглашенные страны

Тихоокеанский регион


Сува, Фиджи

25-29 ноября 2013 года



Австралия, Вануату, Кирибати, Маршалловы Острова, Науру, Ниуэ, Новая Зеландия, Острова Кука, Палау, Самоа, Соломоновы Острова, Тонга, Тувалу, Федеративные Штаты Микронезии, Фиджи

Западная Азия и Северная Африка


Амман, Иордания

1-5 февраля 2014 года



Алжир, Афганистан, Бахрейн, Египет, Йемен, Исламская Республика Иран, Иордания, Ирак, Катар, Кипр, Кувейт, Кыргызстан, Ливан, Ливия, Мавритания, Марокко, Объединенные Арабские Эмираты, Оман, Пакистан, Саудовская Аравия, Сирийская Арабская Республика, Сомали, Судан, Таджикистан, Тунис, Турция, Узбекистан, Эфиопия

Южная Америка


Линьярис, Бразилия

24-28 марта 2014 года



Аргентина, Бразилия, Боливарианская Республика Венесуэла, Колумбия, Многонациональное Государство Боливия, Парагвай, Перу, Уругвай, Чили, Эквадор

Юго-Восточная Азия



Джамби, Индонезия

28 апреля – 2 мая 2014 года



Бруней-Даруссалам, Вьетнам, Индонезия, Камбоджа, Лаосская Народно-Демократическая Республика, Малайзия, Мьянма, Папуа-Новая Гвинея, Сингапур, Таиланд, Тимор-Лешти, Филиппины

Карибский бассейн

Белиз, Белиз

28 апреля – 2 мая 2014 года



Антигуа и Барбуда, Багамские Острова, Барбадос, Белиз, Гайана, Гаити, Гренада, Доминика, Сент-Винсент и Гренадины, Сент-Китс и Невис, Сент-Люсия, Суринам, Тринидад и Тобаго, Ямайка

Восточная и Южная Африка


Ливингстон, Замбия

12-16 мая 2014 года




Ботсвана, Бурунди, Джибути, Замбия, Зимбабве, Кения, Коморские Острова, Лесото, Маврикий, Мадагаскар, Малави, Мозамбик, Намибия, Объединенная Республика Танзания, Руанда, Свазиленд, Сейшельские Острова, Сомали, Уганда, Эритрея, Эфиопия, Южная Африка

Европа

Остров Вильм, Германия

2-6 июня 2014 года




Австрия, Азербайджан, Албания, Армения, Беларусь, Бельгия, Болгария, Босния и Герцеговина, бывшая югославская Республика Македония, Венгрия, Германия, Греция, Грузия, Дания, Европейский союз, Ирландия, Исландия, Испания, Италия, Латвия, Литва, Лихтенштейн, Люксембург, Мальта, Монако, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Республика Молдова, Россия, Румыния, Сан-Марино, Сербия, Словакия, Словения, Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии, Украина, Финляндия, Франция, Хорватия, Черногория, Чехия, Швейцария, Швеция, Эстония

Центральная, Южная и Восточная Азия

Чинджу, Республика Корея

14-18 июля 2014 года



Бангладеш, Бутан, Индии, Казахстана, Китай, Корейская Народно-Демократическая Республика Корея, Мальдивы, Монголия, Непал, Республика Корея, Туркменистан, Узбекистан и Пакистан, Шри-Ланка, Японии

Центральная Африка


Подлежит уточнению

Бурунди, Габон, Демократическая Республика Конго, Камерун, Конго, Руанда, Сан-Томе и Принсипи, Центральноафриканская Республика, Чад, Экваториальная Гвинея

Центральная Америка


Подлежит уточнению

Ориентировочно Коста-Рика



8-12 сентября 2014 года

Гватемала, Гондурас, Доминиканская республика, Коста-Рика, Куба, Мексика, Никарагуа, Панама, Сальвадор

Западная Африка


Подлежит уточнению


Ангола, Бенин, Буркина-Фасо, Гамбия, Гана, Гвинея, Гвинея-Бисау, Кабо-Верде, Кот-д'Ивуар, Либерия, Мали, Нигер, Нигерия, Сенегал, Сьерра-Леоне, Того

  1. Семинары и связанные с ними тематические исследования позволяют сделать следующие предварительные выводы:

  1. Комплексный подход к планированию землепользования может помочь сократить масштабы обезлесения и потери другой местной растительности и способствовать процессам восстановления. Такой подход должен учитывать национальную нормативно-правовую базу, которая применяется в соответствии с конкретными условиями, потребностями и приоритетами в каждом регионе и/или биоме страны и которая предусматривает защиту уязвимых участков (например, водных путей, прибрежных районов, участков земли с уклоном, вершин холмов), а также, возможно, минимальных зон местной растительности.

  2. Успешные подходы к решению проблемы обезлесения требуют применения комплекса политических мер и подходов, в реализации которых принимают участие несколько министерств и органов государственной власти различного уровня, а также представители частного сектора и гражданского общества; они включают применение нормативно-правового регулирования, позитивное и негативное стимулирование, привлечение общественности и субъектов деятельности, мониторинг и обеспечение исполнения.

  3. Комплексная система всестороннего мониторинга включает как регулярный мониторинг, так и мониторинг в режиме, близком к реальному времени, а также периодический мониторинг высокого разрешения. Размещение всех данных в открытом доступе, с возможностью проверки и контроля, позволит повысить точность, правомерность и заметность данных.

  4. Восстановление является более затратным процессом, чем избежание обезлесения или иной потери местной растительности в первую очередь. Поэтому важно принимать меры контроля или предотвращения дальнейшего обезлесения наряду с мерами, способствующими восстановлению.

  5. Существуют возможности для осуществления широкомасштабных восстановительных мероприятий, которые могут способствовать сохранению биоразнообразия и в то же время смягчению последствий изменения климата и адаптации к ним, мер по сокращению опустынивания и охраны водных ресурсов и других экосистемных услуг.

  6. Восстановление природных коридоров может помочь установить или восстановить связь между охраняемыми районами в пределах ландшафта.

  7. Широкомасштабное восстановление, вероятно, будет успешным и объективным только при условии, что будут учтены долгосрочные социально-экономические потребности местных общин.

  8. Для осуществления мероприятий по сохранению и восстановлению требуется несколько источников финансирования, в том числе государственный бюджет и частные инвестиции, а также платежи за экосистемные услуги. Для того чтобы сделать восстановление экономически жизнеспособным видом деятельности, следует также уделить внимание содействию восстановлению, в первую очередь путем естественной регенерации при достаточной сопротивляемости экосистем, а также сочетанию формирования доходов с восстановительными мероприятиями, например, путем выращивания быстрорастущих тенистых деревьев, которые могут обеспечить скорую финансовую отдачу.

  9. В рамках восстановительных мероприятий необходимо уделять должное внимание содействию сохранению разнообразия видов и генетического разнообразия. Использования инвазивных видов следует избегать.

  1. Конкретные наиболее важные вопросы семинаров представлены в приложении I.

      1. Глобальные исследования, связанные с восстановлением экосистем

  1. В 2013 году Исполнительный секретарь поручил провести глобальное исследование в целях получения сведений о деградации экосистем и потенциале их восстановления во исполнение пункта 5 решения XI/16, в частности подпункта i).Результатом является технический доклад по Обзору глобальных оценок деградации земель и экосистем и их значению в достижении целевых задач по сохранению и устойчивому использованию биоразнообразия, принятых в Айти, выполненному Институтом мировых ресурсов, Международным справочно-информационным почвенным центром, Университетом Западной Австралии и Нидерландским агентством по оценке окружающей среды.

  2. Доклад содержит концептуальную основу для определения и количественной оценки ожидаемых выгод от восстановления на основе анализа глобальных и некоторых субглобальных оценок в отношении областей деградации и потенциала восстановления. Из шести типов экосистем, которые были оценены, ― агроэкосистемы, луговые угодья, леса, засушливые земли, водно-болотные угодья и прибрежные районы, ― водно-болотные угодья подверглись наибольшей деградации. В целом, в докладе указывается, что масштаб деградированных земель с возможностями для восстановления и реабилитации значительный. Тем не менее деградация земель и потенциал восстановления зависят от условий и масштаба и базируются на оценочных суждениях, так как это связано с различными потребностями и перспективами субъектов деятельности. Наконец, в докладе указано, что доходы от инвестиций в восстановление изучаются в меньшей степени, несмотря на исходные данные, свидетельствующие о потенциале привлечения высокодоходных инвестиций и частного сектора. Доклад будет предоставлен для экспертной оценки и публикации до двенадцатого совещания Конференции Сторон.

  3. Первоначальные выводы доклада были представлены на Дискуссионном форуме по сохранению и восстановлению экосистем, организованном секретариатом Конвенции при поддержке Японского фонда биоразнообразия, на Глобальном форуме по ландшафтам, проведенном в 2013 году в Варшаве, Польша, в рамках восемнадцатой сессии Конференции Сторон Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата. На Дискуссионном форуме были освещены целенаправленные действия экспертов из развивающихся стран, таких как Бразилия и Индонезия, по применению комплексного подхода к решению вопросов, связанных с потенциалом восстановления экосистем внутри и между секторами, а также усилия международных организаций, в том числе Конвенции о биологическом разнообразии, Продовольственной и сельскохозяйственной организации Объединенных Наций, Конвенции Организации Объединенных Наций по борьбе с опустыниванием, Международного союза охраны природы и Института мировых ресурсов, в области межсекторального сотрудничества и механизмов поддержки на уровне стран. Кроме того, эксперты отметили опыт дистанционного зондирования, пространственных оценок и разработки политики в различных региональных условиях.

  4. При финансировании со стороны правительств Германии, Республики Кореи и Южно-Африканской Республики секретариат Конвенции также инициировал глобальное исследование потенциала государственных программ, имеющих социально-экономические цели и цели развития, направленные на широкомасштабные мероприятия по сохранению и устойчивому использованию биоразнообразия и восстановлению экосистем, и вклада мероприятий по сохранению и устойчивому использованию биоразнообразия и восстановлению экосистем в деятельность по борьбе с нищетой и развитию. Исследование включает два основных компонента: i) глобальный обзор и ii) три углубленных страновых исследования, основанных на опыте Бразилии, Республики Кореи и Южно-Африканской Республики. Глобальное исследование содержит глобальный обзор государственных программ, имеющих социально-экономические цели и цели развития, которые применяются для сохранения биоразнообразия и восстановления экосистем, в том числе путем рассмотрения и анализа различных тематических исследований всех стран во всех географических регионах. Углубленные страновые исследования будут сосредоточены на применении этих типов программ для обеспечения широкомасштабного сохранения и восстановления. Эти углубленные страновые исследования будут представлять собой отдельные доклады, дополняющие глобальное исследование, которые будут обобщены и включены в виде глав в доклад о глобальном исследовании. Основные выводы страновых исследований приведены в приложении II. Хотя страновые исследования пока еще не оформлены в окончательном виде, на их основе можно сделать основные выводы.

  5. В тематическом исследовании Республики Кореи выявлено пять факторов успеха. Первым ключом к успеху явилась активная руководящая роль и политическая воля; затем президент Кореи Пак Кын Хе обеспечила четкую концепцию и руководство для восстановления вырубленных лесных угодий. Под ее руководством восстановление лесов было определено как правительственный проект первоочередной важности. Другим ключевым фактором успеха было создание сильных учреждений и размещение этих учреждений в ключевых государственных министерствах, отвечающих за сокращение бедности и обеспечение экономического роста. Третьим ключевым фактором было включение национальной программы восстановления лесов в число первоочередных правительственных политик, таких как Пятилетний план экономического развития, Национальный комплексный план физического развития и программа развития сельских районов Saemaul Undong. Следующим важным фактором успеха восстановительной программы был постоянный экономический рост в стране, который помог переходу от сильной зависимости от дровяной древесины к использованию других источников энергии, сокращая таким образом нагрузки на лесные ресурсы. И наконец, миграция значительной части сельского населения в города также помогла сократить нагрузки на леса.

  6. В тематическом исследовании Южной Африки выделено шесть ключевых факторов успеха. Первым фактором явился переход страны в 1990-х годах от системы апартеида к демократическому правлению, что создало возможность переработки всех ее законов. В этот период времени правительство проявляло готовность опробования новых подходов, и это помогло созданию программы. Кроме того, еще одним из ключевых факторов успеха был высокий уровень политической поддержки. Программа получила поддержку на высшем правительственном уровне, и в частности она была увязана с правительственной Программой реконструкции и развития. С этим было связано создание при министре должности старшего технического консультанта, который давал рекомендации по осуществлению программы. Еще одним ключевым фактором успеха было связывание природоохранных целей с социальными потребностями населения; программа нацелена на одновременное достижение природоохранных и социально-экономических целей, что исключает конкуренцию между потенциально несхожими задачами. Успешная реализация программы в течение такого долгого времени (с начала 1990-х годов) объясняется тем, что в ней постоянно подчеркиваются ее экономические выгоды, которые обеспечиваются за счет трудоемкого регулирования инвазивных видов. Популяризация является еще одним фактором успеха, а также постоянное целевое выделение надежного и последовательного финансирования на уровне национального правительства.

      1. Доступ к инструментам и руководствам

  1. В процессе подготовки к одиннадцатому совещанию Конференции Сторон при поддержке Международного общества по восстановлению окружающей среды был проведен ряд исследований, представленный в трех информационных документах6. Исследования указывают на обилие имеющейся информации (более 1500 документов) по руководствам, инструментам и технологиям для восстановления экосистем. Специальная страница на веб-сайте7 Конвенции находится в стадии разработки в целях обеспечения удобного доступа к этим ресурсам, а также к другим соответствующим веб-сайтам, включая следующие:

  1. Глобальное партнерство по восстановлению лесных ландшафтов (ГПВЛЛ)8: активная группа правительств, организаций, сообществ и отдельных лиц, созданная с целью содействия и подкрепления совокупности разнообразных примеров восстановления лесов и деградированных земель, которые приносят выгоды местным общинам и природе и выполняют международные обязательства в отношении лесов.

  2. учебная сеть ГПВЛЛ9: платформа, позволяющая объединять практикующих специалистов по восстановлению лесов и ландшафтов со всего мира для обмена опытом и идеями по эффективному восстановлению лесов, деревьев и их функций.

  3. сохранение ландшафтов для людей, продуктов питания и природы10: совместная инициатива, направленная на стимулирование обмена мнениями, обучение и проведение мероприятий между секторами. Партнеры, являющиеся участниками данной инициативы, стремятся понять и обеспечить комплексные ландшафтные подходы, применяемые в сельском хозяйстве, для одновременного достижения целей производства продуктов питания, здоровья экосистем и благосостояния человека. Партнеры (Люди и восстановление лесов в тропиках: Сеть для целей образования, научных исследований и обобщения знаний11): сеть, объединяющая ученых в области естественных и социальных наук в целях рассмотрения сложных социально-экологических процессов, которые обусловливают восстановление тропических лесов.

  4. Форум НСПДСБ12: обеспечивает поддержку реализации национальных стратегий и планов действий по сохранению биоразнообразия до 2020 года.

  5. международное общество по восстановлению окружающей среды13 глобальная сеть, посвященная вопросам науки и практики восстановления экологии.

  6. веб-сайт КБР по Программе работы по охраняемым районам (ПРОР)14: содержит детальную, практическую, удобную для пользователя информацию о целях ПРОР, в том числе об учебных программах интерактивного обучения.



  1. ПРОГРЕСС НА ПУТИ ВЫПОЛНЕНИЯ ЦЕЛЕВЫХ ЗАДАЧ 5, 11 И 15, ПРИНЯТЫХ В АЙТИ

  1. Прогресс на пути выполнения целевой задачи 5 по сохранению и устойчивому использованию биоразнообразия, принятой в Айти

  1. На момент написания доклада из 25 национальных стратегий и планов действий по сохранению биоразнообразия (НСПДСБ), полученных с даты принятия Стратегического плана в области сохранения и устойчивого использования биоразнообразия на 2011–2020 годы, почти все содержат в своих национальных целевых задачах прямые (12 стран15) или косвенные (13 стран) ссылки на целевую задачу 5 по сохранению и устойчивому использованию биоразнообразия, принятую в Айти.

  2. Например, в своих НСПДСБ Камерун16 предлагает новое политическое направление в целях остановки и обращения вспять процесса утраты биоразнообразия, как способ создания прочной основы, являющейся необходимым условием для социально-экономического роста. В реализации своей концепции биоразнообразия на 2013 год Камерун выделяет четыре стратегические цели, двадцать национальных целевых задач и десять целевых задач в отношении конкретных экосистем. В числе своих национальных целевых задач Камерун ставит целевые задачи по сокращению к 2020 году не менее чем наполовину темпов деградации и фрагментации экосистем и утраты мест обитания и обязуется к 2020 году восстановить деградированные экосистемы и места обитания в целях восстановления и/или возврата утраченных видов и поддерживать их численность для обеспечения долгосрочной устойчивости. Вместе с тем Камерун ставит целевые задачи с учетом конкретных особенностей экосистем для осуществления к 2020 году. К ним относятся разработка и/или усиление комплексной системы мер в отношении всех видов деятельности (добыча полезных ископаемых, промышленные лесозаготовки, мелкое сельское хозяйство, а также незаконные лесозаготовки), которые влияют на сохранение биоразнообразия лесов; сокращение не менее чем на 30% числа лесных пожаров; расширение использования альтернативных источников энергии и снижение давления на топливную древесину; а также сокращение деградации и утраты мангровых лесов и прилегающих прибрежных лесов. Страна обязуется включить в планы управления водно-болотные угодья, имеющие большое значение, и обеспечить к 2020 году восстановление и защиту не менее 10% подвергшихся деградации пресноводных водосборных площадей и прибрежных зон. Кроме того, последствия стихийных бедствий заставляют взять на себя обязательства по восстановлению к 2020 году не менее 25% участков, деградированных в результате засух или наводнений в пределах полузасушливых экосистем. Приоритетные меры, сроки, показатели деятельности и учреждения, участвующие в реализации мер, определены для каждой из целевых задач в отношении конкретных экосистем в целях мониторинга и оценки действий.

  3. Как и во многих НСПДСБ, Доминиканская Республика17 признает, что основная утрата биоразнообразия и мест обитания происходит в результате эксплуатации природных ресурсов, и обязуется к 2016 году сократить темпы утраты естественных мест обитания на 25%, а также замедлить темпы деградации и фрагментации.

  4. В своем НСПДСБ Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии18 определило стратегическое направление политики в области биоразнообразия на следующее десятилетие на суше (включая реки и озера) и на море, делая упор на поддержке здоровых хорошо функционирующих экосистем и создании связанных экологических сетей. Для осуществления нескольких целевых задач определен скоординированный комплекс мероприятий. Так, меры по сокращению нагрузок на биоразнообразие могут быть направлены на места обитания, но быть полезны для приоритетных видов. В рамках своих целевых задач Соединенное Королевство ставит целью к 2020 году улучшить состояние мест обитания диких животных и привести 90% приоритетных мест обитания в благоприятное состояние или состояние восстановления и не менее 50% участков, представляющих особый научный интерес, в благоприятное состояние, сохранив не менее 95% в благоприятном состоянии или состоянии восстановления; добиться увеличения количества, расширения площади и уменьшения фрагментации мест дикой природы, при недопущении общей утраты приоритетных мест обитания и увеличении общей протяженности приоритетных мест обитания не менее чем на 200 000 га; сохранить не менее 17% земель и внутренних вод, в частности, районов, имеющих особое значение для сохранения биоразнообразия и обеспечения экосистемных услуг; а также восстановить не менее 15% деградированных экосистем в качестве вклада в смягчение последствий изменения климата и адаптацию к ним.

  5. В этих и других НСПДСБ, включая Тимор-Лешти19, большое внимание уделяется актуализации тематики биоразнообразия и использованию стимулов для устойчивого использования ресурсов, при увеличении доходов в целях его защиты.

  6. Дополнительная информация представлена в главе 5 Технического исследования по Глобальной перспективе в области биоразнообразия (ГПОБ-4)20.

  1. Прогресс на пути выполнения целевой задачи 11 по сохранению и устойчивому использованию биоразнообразия, принятой в Айти

  1. Доклад о результатах достижения целевой задачи 11 был представлен на четвертом совещании Специальной рабочей группы открытого состава по обзору осуществления Конвенции (UNEP/CBD/WGRI/4/INF/5) и на 11-м совещании Конференции Сторон (UNEP/CBD/COP/11/26). Обновленная информация изложена в главе 11 Технического исследования по ГПОБ -4.

  2. В целом, площадь охраняемых районов применительно к наземным территориям и внутренним водам продолжает расширяться. Всемирная база данных по охраняемым районам свидетельствует об увеличении площади наземных охраняемых районов (в процентах от общей площади территории) от 14,4% в 2010 году до 14,6% в 2012 году21. Семьдесят шесть Сторон имеют наземные охраняемые районы площадью не менее 17%. Иными словами, 39% Сторон Конвенции выполнили или перевыполнили глобальную целевую задачу обеспечить к 2020 году площадь наземных районов и районов внутренних вод не менее 17% (рис. 1).



  1. В целом, площадь охраняемых районов применительно к морским охраняемым районам (МОР) также постепенно расширяется; Всемирная база данных по охраняемым районам свидетельствует об увеличении площади МОР (в процентах от площади территориальных вод) с 9,5% в 2010 году до 9,7% в 2012 году22. Сорок семь Сторон (или 31% Сторон, не окруженных со всех сторон сушей) имеют площадь охраняемых территориальных вод не менее 10% (рис. 2).



  1. Результаты работы по выполнению элементов целевой задачи 11 по сохранению и устойчивому использованию биоразнообразия, принятой в Айти (а именно, эффективность управления; справедливое управление; экологическая репрезентативность и хорошо связанные между собой системы охраняемых районов; другие эффективные природоохранные меры на порайонной основе; а также интеграция и взаимосвязь ландшафтов суши и морских ландшафтов), были оценены по пятибалльной шкале Лайкерта, где 0 показывает, что работа не начата, а 4 — что мероприятие уже выполнено. На рисунке 3 в обобщенном виде показаны результаты, достигнутые 98 Сторонами, которые официально представили План действий по реализации программы работ по охраняемым районам23. Как видно из рисунка, многие мероприятия по каждому элементу целевой задачи 11 по сохранению и устойчивому использованию биоразнообразия, принятой в Айти, находятся в процессе осуществления. Элементы, для которых указан наибольший объем выполненной работы: повышение экологической репрезентативности и содействие созданию хорошо связанных между собой систем охраняемых районов.


  1   2   3


©netref.ru 2017
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет