Доклад С. И. Овсянникова «О перспективах сохранения военно исторических судов»



жүктеу 81.06 Kb.
Дата17.04.2016
өлшемі81.06 Kb.
түріДоклад
:
Что тебе снится крейсер «Аврора».
26 сентября 2012 года состоялось заседание Комиссии Морского совета при Правительстве Санкт –Петербурга, на который меня пригласили. Одним из вопросов повестки дня был доклад С.И. Овсянникова «О перспективах сохранения военно – исторических судов». В основном речь шла об «Авроре». Докладчик проинформировал о состоянии крейсера 1 ранга, привёл некоторые данные. Он отметил, что реконструкции корабля в 1987 году на заводе имени Жданова предшествовали указания высших органов власти страны, совместные решения Министерства судостроительной промышленности и Военно – морского флота. Был составлен план реставрации, разработана проектная документация, обеспечена поставка необходимых материалов . Поставленная перед корабелами задача была успешно выполнена. Весь Ленинград был свидетелем возвращения «Авроры » на историческое место. К моменту окончания ремонта были разработаны «Спецификации» на все механизмы и устройства. В этих документах были установлены сроки очередного докового ремонта, замены кабелей, испытания котлов и другие мероприятия по поддержанию непотопляемости, взрыво-пожаробезопасности и остойчивости корабля. Максимальный межремонтный срок, в том числе очередного докования, замены кабельных трасс не должен был превышать десяти лет. Прошло более 25 лет после постановки крейсера на 4 бочки и 3 швартовых конца. Требования спецификаций не выполнены. Система пожаротушения заправлена ядовитым фреоном, который в настоящее время на флоте не применяется.

Бывший крейсер 1-го ранга исключён из состава флота. Военный экипаж расформирован, вольнонаёмный разбегается из-за маленькой зарплаты. По решению командования Западным военным округом для охраны объекта , подъёма и спуска флага и гюйса , а также косметических работ прикомандирована группа матросов из учебного отряда. Матросы призваны на 1 год, из них они три месяца находятся на «Авроре». Утверждаю, что после ликвидации должности командира корабля , кадрового офицера ВМФ, подъём на «Авроре» Военно – морского флага и Гюйса юридически неправомерен.

После расформирования экипажа «Авроры» свою озабоченность высказали ветераны флота, депутаты Законодательного собрания, губернатор. Они считают, что в этой ситуации корабль может быть потерян. Повсеместно публикуются призывы общественности вновь принять корабль – музей в состав ВМФ. Есть даже предложения восстановить способность «Авроры» самостоятельно передвигаться по акватории Балтийского и других морей. Прожектёры не обратили внимание на то, что для обеспечения работы котлов потребуется 982 тонны каменного угля, кардиффского или донецкого. Возникает много вопросов - как будут пополнять запасы угля в море, где набрать и где научить машинистов, кочегаров и других специалистов, обслуживающих - 5 паровых машин тройного расширения вертикального исполнения, мощностью 11600 л.с. , 24 котла Бельвилля - Довголенко. Кто будет их чистить через каждые пройденные 350- 500 морских миль. Будучи курсантом первого курса я чистил котлы на крейсере «Чкалов», потом неделю выкашливал чёрную мокроту. Во что обойдётся установка четырёхметровых винтов на трёх линиях вала. Ступицы винтов остались на заводе, 3 запасных лопасти хранятся на корабле, а где остальные не ведаю. Кстати без современных средств связи, навигации, радиолокации никакой Регистр не позволит «Авроре» отойти от стенки.



В нашей стране историческими кораблями и судами, ставшие плавучими музеями , помимо крейсера "Аврора" , являются суда "Витязь", "Космонавт Пацаев» , подводная лодка «Б-435» и ледокол "Красин", принадлежащие Музею Мирового океана ; пароход «Святитель Николай» в Красноярске, мемориальный сторожевой корабль "Красный вымпел" во Владивостоке, атомный ледокол «Ленин» в Мурманске, подводные лодки 641 проекта в Москве и Вытегре, крейсер «Михаил Кутузов» в Новороссийске и частный музей нашего города подводная лодка «С-189» 613 проекта, поднятая со дна и восстановленная на средства ветерана - подводника Андрея Артюшина. Я задался целью узнать, как решается проблема сохранения исторических судов за рубежом, для чего покопался в Интернете. Привожу перечень кораблей –музеев:

В Финляндии - миноносец «Кейхяссалми»; в США : авианосцы «Hornet», «Yorktown», «Intrepid», «Lexington» ; линейные корабли - «Айова»,    «New Jersey» , «Missouri», «Wisconsin», «Alabama» ,« North Carolina»  и «Texas» ; в Великобритании - первый в мире цельнометаллический броненосец «Warrior»; в КНР - бывшие советские эскадренные миноносцы проекта «7» - «Тайюань» «Аньшань» и «Чанчунь»; в Швеции- паровой ледокол «Sankt Erik» и «Finngrundet» - последний действующий плавмаяк; в Японии - броненосец «Микаса», флагманский корабль адмирала Того, участвовавший в русско-японской войне; в Эстонии – «Лембит», бывшая Краснознамённая подлодка КБФ, которой командовал Герой России А. М. Матиясевич; в Польше – ЭМ «Блыскавица»; во Франции – крейсер «Кольбер» ; исследовательское судно «Калипсо»; в Греции – броненосец «Георгиос Авероф»; в Болгарии – эскадренный миноносец.

Все корабли – музеи исключены из состава Военно –морского флота и не принадлежат оборонным ведомствам. Ими владеют различные ассоциации, организации, акционерные и другие общества и физические лица. Исключение составляет участник Трафальгарского сражения, английский линейный парусный крейсер 1 ранга , постройки 1765 года, «Victory» , принадлежащий государству.

24 марта 2010 года Президент России Дмитрий Медведев подписал указ о награждении британского крейсера «Belfast» грамотой Верховного Главнокомандующего. Крейсер награжден за мужество и героизм, проявленные его экипажем при защите транспортных конвоев, доставлявших военную помощь СССР в годы Второй мировой войны. Начальник управления президента по государственным наградам Владимир Осипов передал грамоту директору Имперского военного музея Брэду Кингу в Лондоне, на борту «Belfast», который в настоящее время является музеем боевой славы. Недавно корабелы Северной верфи безвозмездно изготовили и передали в дар этому кораблю две мачты - грот и фок. О «Белфасте » мне рассказал ветеран Полярных конвоев профессор А. Г. Уваров, который побывал на нём. Он отметил, что на нём работают профессионалы высокого класса, ветераны военно – морского флота, которые за свой труд получают достойную зарплату. Корабль находится в образцовом состоянии. Деньги на содержание музея зарабатывают изготовлением и продажей рубашек, аналогичных нашим тельняшкам, моделей кораблей и других сувениров.

Блогер Александр Артамонов также посетил «Belfast» и поделился в Интернете своими впечатлениями, которые я приведу. Корабль - музей расположен в одном из наиболее посещаемых мест Лондона - у набережной Темзы напротив замка Тауэр и Лондонского моста. Этот корабль принимал активное участие во Второй Мировой войне. Он является частью Имперского военного музея . Для лиц старше 16 лет вход на него платный и немалый - 12 фунтов стерлингов. Посетитель может сесть за зенитный пулемет и представить себя отражающим атаку вражеской авиации. Рядом висит телевизор, на котором демонстрируются кадры кинохроники - матросы «Belfast» стреляют из этого пулемета. Благодаря восковым фигурам, можно увидеть простые бытовые сценки - вот мичман пришел поговорить с матросом, который готовится к заступлению на вахту (около подушки - корабельный устав). Форма, постель, вещи - предметы незатейливые, но именно они позволяют почувствовать атмосферу корабля - живого, движимого не только паром, но и дружной командой. Можно побывать в офицерской каюте. Здесь никого нет - штурманский  офицер на мостике, рядом с капитаном. Но когда он сменится с вахты, у него всегда под рукой лоция и карты. А в эту каюту после вахты пришел матрос. Он одет в брезентовую робу - грубую, тяжелую, но с капюшоном, защищающим от дождя и холодного арктического ветра. На камбузе готовят завтрак команде. Сверкает начищенная до блеска медь. Дежурный офицер снимает пробу, а проходящие мимо посетители музея не могут отойти далеко от камбуза, потому что музейщики использовали здесь простой, но действующий экспозиционный прием - запах какао, густой, шоколадный, тёплый. По корабельной тревоге все заняли места по боевому расписанию. В рубке управления горит неяркий свет, мерцает экран локатора. Из корабельной трансляции слышны приказы и доклады. Доносятся звуки боя - разрывы, удары, скрежет, вой самолетных моторов, сирены. Один из снарядов повредил аппаратуру связи. Дежурный радист устраняет неисправность - аппаратура искрит, в воздухе чувствуется запах озона. Осколками снаряда ранен артиллерист, в корабельном лазарете хирурги делают экстренную операцию, пахнет эфиром. Его место на командном пункте пусто, остались таблицы стрельбы, номограммы, линейка. В минуту затишья командир пришёл проведать раненых. Они скоро поправятся и вернутся в строй. Из репродуктора слышна бодрая музыка. Это один из примеров решения проблемы сохранения исторических кораблей.



Ознакомившись с этим и другими материалами я пришёл к убеждению, что нет необходимости возвращать «Аврору» в состав Военно –морского флота. У ВМФ достаточно своих проблем, к примеру, потеря хода новейшим балтийским кораблём – корветом «Сообразительный» из-за пожара в машинном отделении, в иностранном порту, считаю, что флот должен быть освобождён от несвойственных ему задач и расходов, в том числе на содержание «Авроры». На совещании мною был задан вопрос - какова разница в оплате труда специалистов, обеспечивающих работу ледокола «Красин» и крейсера «Аврора», расстояние между которыми чуть больше 5 километров. Начальник Центрального Военно – морского музея, нынешний хозяин крейсера 1-го ранга, ушёл от ответа. Я сомневаюсь, что он знает отличия жвака – галса от крюйс – пеленга, а шпагата от шпигата . Убеждён, что нынешнее руководство музеем не справится с решением проблем «Авроры», достаточно того, что в музее и во всех Питерских филиалах отключена телефонная связь, из -за отсутствия денег на их оплату. Работа ЦВМИ возобновится нескоро. Благодаря бездумным действиям временщиков, в том числе бывшего губернатора и бывшего депутата «Красненького» муниципального совета Кировского района города, продавившей решение об освобождении здания Биржи переселение состоялось, хотя здание не готово к эксплуатации. Моя статья о ситуации в музее напечатана в «Новом Петербурге» 4-го октября сего года. Переехать в здание Крюковских казарм, ремонт которых официально закончен еще в 2010 году, музей не может. Я прочёл в Интернете сообщение Антона Мухина, который сообщил, что отопление должно осуществляться с помощью теплого пола, в котором проложены трубки с горячей водой и не исключил , что от массивных экспонатов пол прогнётся, трубки могут полопаться, помещения затопит горячей водой. Фирма, которая ремонтировала казармы, предполагает устранение замечаний перенести на «технологически удобное время». Выявлено наличие грибковых и солевых отложений на всю толщину стен, возможно образование их на новых участках .

В музее гибнут замечательные экспонаты. При переезде в новое здание уронили и повредили самолёт «И-16» дважды Героя Советского Союза Б.Ф. Сафонова, разбили носовое украшение парусника «Витязь» работы Петра Клодта, повредили механизм наводки 45-ти мм орудия времён Великой Отечественной войны, есть и другие потери. Объединённая судостроительная корпорация уже предлагала взять крейсер под своё крыло. Следовало бы согласиться, если корабелы не передумали. Можно передать «Аврору» , да и сам ЦВММ в состав Музея Мирового океана. В Кронштадте пустует Петровский док, в СМИ было озвучено абсурдное предложение переместить туда пресловутый плавучий фонтан. За рубежом многие исторические корабли стоят в док –камерах. Так обеспечивается их сохранность. Можно переместить крейсер ! ранга в город воинской славы, который является городским районом. На «Авроре» целесообразно организовать изготовление морских сувениров, например плетение матов, вязание морских узлов, изготовление макетов кораблей, флагов, в том числе Советского Военно –морского флага ЕДИНСТВЕННОГО корабля , награждённого двумя орденами , организовать занятия с детьми по морской практике, водолазному делу, изучать морские традиции, сформировать школьные экипажи корабля . Открыть на причале собственный морской магазин, где продавать изготовленные сувениры. Набрать профессиональный экипаж, дать людям достойную зарплату, как на «Belfast», выгнать с причальной стенки торгашей, спекулирующих именем «Авроры». Прошу учесть, что я высказал свою точку зрения и предложил варианты сохранения исторического корабля, поэтому прошу товарищей по оружию не обрушать на меня праведный гнев и не выступать с разоблачениями. С уважением Марк Владимирович Коновалов, капитан 1 ранга в отставке



октябрь2012 года






©netref.ru 2017
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет