Е гг. Исторический и общекультурный контекст



жүктеу 0.52 Mb.
бет1/3
Дата01.05.2016
өлшемі0.52 Mb.
түріЛитература
  1   2   3
: study
study -> Методические рекомендации по подготовке путевой информации и экскурсий
study -> 2 билет. Своеобразие и периодизация р/л 18 века.(в тетради) 3 билет. Творчество Капниста
study -> В любом языке ударение характеризуется силой, высотой, длительностью. Ни один из аспектов не существует самостоятельно
study -> Искусство в системе кул-ры. Его истоки. Специфика искусства
study -> 18. Сложные вопросы трактовки фонем
study -> 17. Поэтика новел Проспера Мериме
study -> 1. Эпоха романтизма. Основные черты романтического художественного мира
study -> Вопрос смысл понятия романтизм. Предпосылки. Романтизм
study -> Закона, в котором сказано: «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать»

1. 60-е гг. Исторический и общекультурный контекст

1856-1866 – поколение материалистов, революционеров.

1856 – начало царствования Александра II, 1866 – покушение на него.

1853 – начало Крымской войны.

Александр II – царь-миротворец: подписывает мирные договоры, прекращает рекрутский набор, готовит отмену крепостного права, проводит реформы во всех областях (судебная, земская, образовательная реформы).

Господство естественных наук, ряд важнейших открытий в науке – астрономы измерили расстояние до небесных тел, открытие бактерий, теория Дарвина, паровоз, фотография.

Появление «русской интеллигенции» как класса. Интеллигенция – отличная от всех остальных общественная группа с собственным символом веры и нравственным кодексом поведения.

Протест против социальной несправедливости, идеи социального переустройства общества, увлечение западными работами (Маркс), атеизм, нигилизм, реализм.

Реализм – основное мировоззрение того времени. Мир – упорядоченный мир науки, мир причин и следствий. Человек – телесное существо, живущее и действующее в обществе.

Реализм в литературе – внимание к человеку, отказ от разделения действительности на сферы высокого и низкого, отказ от жанровой иерархии и эстетически препарированного слова, литература индивидуально-художественных стилей.

Литература – общенациональное достояние. Главный жанр – роман. Стремление к анализу социальной действительности, углубление в мир человеческой души, падение интереса к поэзии (исключение – Некрасов, Фет).
2. Натуральная школа в развитии русского реализма

Натуральная школа (термин Булгарина, 1846) – ставка не на гениев, а на обыкновенных, рядовых беллетристов (Герцен, Гончаров, Достоевский, Некрасов). Образовалась в начале 40-х годов на основе русского реалистического направления 30-х годов. Теоретическое обоснование школы – Белинский, статья «Взгляд на русскую литературу 1847 года». «Натуральность стремления к действительности, к жизни, как она есть». Литература попадает под влияние естественных наук.

Герцен «Записки молодого человека», Сологуб «Большой свет» - первые произведения натуральной школы. 1845-1848 – расцвет. Начало 50-х – распад (смерть Белинского).

Эстетическая программа школы: обращение к русской действительности, интерес ко всему национальному, литература – проводник общественных интересов, господство отрицательного направления, обнажение жизненных противоречий.

Жанр физиологического очерка – описание фрагмента действительности во всей полноте.

Конфликты: идеологический (сталкивается 2 персонажа с разными взглядами на мир, имеющими отношение к современности – например, «Обыкновенная история», «Кто виноват»), ретроспективное исследование сложившихся аномалий (поступки героев обусловлены обстоятельствами их прежнейжизни – «Кто виноват»), превращение – коренное изменение образа мыслей, мироощущения персонажа, внешне практически не мотивированное, обычно от романтической мечтательности к прагматизму («Обыкновенное чудо»).

Герои – «маленький человек», «обыкновенный человек».
3. Роман Герцена «Кто виноват?» как роман натуральной школы

Александр Иванович Герцен (1812-1870). Роман «Кто виноват?» (1847).

Вопросы: семья и брак, положение женщины в обществе, проблема «лишнего человека». Антикрепостнический пафос. Композиция – книга состоит из биографий Бельтова, Негровых (образ рабовладельцев) и других людей, судьбы которых взаимосвязаны. К концу романа все биографии соединяются в нечто целое. Критик Страхов: «Виновата жизнь, действительность». Герцен первым ставит вопрос о воздействии действительности на человека.

Сюжет: действие начинается в русской провинции, в семье богатого помещика Алексея Абрамовича Негрова, бестолкового хозяина. У него в доме живёт Дмитрий Яковлевич Круциферский, учитель сына Негрова, Миши, которого тяготит пошлая и грубая жизнь Негровых. Круциферский влюбляется в дочь Негрова Любоньку, рождённую от крестьянки. Она также влюбляется в него, как, впрочем, и Глафира Львовна, жена Негрова. Круциферский в темноте, перепутав её с Любонькой, объясняется в любви. Оскорблённая Негрова рассказывает мужу и тот хочет заставить Круциферского жениться на ней и тот соглашается. Через 4 года в город приезжает Владимир Бельтов, молодой, богатый, бывший чиновник, долгое время путешествовавший по Европе. Он разочарован городом и его обществом, которое тоже невзлюбило чужого и непонятного человека. У Круциферских тем временем всё в порядке, родился сын. Неожиданно в городе начинают распространяться слухе о романе Бельтова с Любонькой, и это действительно так. Бельтов признаётся ей в любви, она отвечает, что не может предать мужа. Все узнают об этом, общество в шоке, Любонька заболевает, все решают вопрос «кто виноват?» в этой ситуации. В итоге обвиняют Бельтова и он уезжает из города. Круциферский спивается, Любонька очень серьёзно болеет, сидеть с ней приезжает мать Бельтова. Итог – три сломанных судьбы.

Идеологический конфликт Бельтов (романтический максимализм) – Крупов (прагматизм, консерватизм).


10. Романы о новых людях. Инсаров и Базаров

Образ Базарова явился логическим продолжением образа Инсарова. Но если герой романа «Накануне» - борец за общенациональные интересы и целью его жизни было освобождение родной земли от иноземного врага, то Базаров ставит задачу разрушить старый уклад жизни. Инсаров – патриот, страстный, увлечённый. Базаров – хочет только всё разрушить, нет положительной программы. Базаров – не проходит испытание любовью, Инсаров – проходит. Симпатии Тургенева на стороне Базарова.



9.Судьба дворянского сословия в романе Тургенева «Дворянское гнездо»

Второй роман – «Дворянское гнездо» (1858) – наиболее совершенный из всех тургеневских романов, имел наибольший успех у современников, даже Достоевский, недолюбливавший Тургенева, отзывался о нём очень хорошо. Последняя попытка найти героя среди дворян. От «Рудина» этот роман отличается ярко выраженным лирическим началом – любовь Лаврецкого и Лизы Калитиной и создание образа-символа «дворянского гнезда». По мысли писателя, именно в подобных усадьбах были накоплены основные культурные ценности России. Если в «Рудине» лишь один лавный герой, то здесь их два и любовь между ними показана как любовь-спор двух жизненных позиций и идеалов. Лиза – смиренный, покорный, глубоко религиозный человек, религия для неё – единственный источник ответов на все вопросы. Лаврецкого она считает родственной душой, но не принимает его скептицизм. Лаврецкий не принимает морали смирения и самоотречения, но жизнь, судьба заставляет его с ней, ему приходится подчиняться воле обстоятельств. Тургенев не скрывает своей симпатии к Лаврецкому, подчёркивает его превосходство в спорах с Паншиным и то, что он серьёзнее и искреннее этих людей даже в своих заблуждениях. В финале Тургенев делает вывод, что дворянство не способно ничего сделать, он приветствует поколение разночинцев, идущее ему на смену. Тургенев задаётся вопросом, способно ли дворянство накануне реформы сыграть ключевую роль в русской истории. Главный герой, Лаврецкий не так как Рудин испорчен образованием. В нём соединены лучшие качества Рудина и Лежнева – мечтательность и практичность, он исцеляется от влияния света. Его счастье с Лизой неполно – они оба мучаются чувством стыда от неправомерности их счастья (из-за плохой жизни народа). Их разрыв является для них наказанием за это. В финале Тургенев делает вывод, что дворянство не способно ничего сделать, он приветствует поколение разночинцев, идущее ему на смену. «Дворянское гнездо» — наиболее лиричный роман Тургенева. Автор оставляет широкое пространство интуитивному, подсознательному в человеческих чув­ствах, позволяет поступать героям по наитию, когда сами они не всегда понимают смысл своих слов и поступков. Принесен в роман сюжетно мало связан­ный с ним образ музыканта Лемма. Божественные импровизации этого немца и особенно исполнение сонаты Бетховена создают общую атмосферу в рома­не, в котором так много любви и страданий и порывов в горние выси. Лемм никак не мог найти основного мотива своих произведений – и нашел его после объяснения Лизы и Лаврецкого.


11. Тип тургеневской девушки

В любом романе И.С.Тургенева главные герои проходят испытание любовью. Это самое личное из всех человеческих чувств позволяет раскрыть духовные возможности, глубинные основы каждого характера. Женщины во многих произведениях писателя – исключительные натуры, которые любят глубоко и самоотверженно. А герои, наоборот, часто не способны бороться за свою любовь. Ася -- один из самых поэтичных женских образов Тургенева. Героиня повести -- открытая, самолюбивая, пылкая девушка, с первого взгляда поражающая своей необычной внешностью, непосредственностью и благородством. Трагизм жизни Аси в ее происхождении: она дочь крепостной крестьянки и помещика. Этим объясняется ее поведение: она застенчива, не умеет вести себя в обществе. После смерти отца девушка оказывается предоставленной самой себе, она рано начинает задумываться над противоречиями жизни, над всем, что ее окружает. Ася близка к другим женским образам в произведениях Тургенева. С ними ее роднит нравственная чистота, искренность, способность к сильным страстям, мечта о подвиге. Ася дана в повести через восприятие господина Н.Н., от лица которого ведется повествование. Н.Н. встречается с ней во время путешествия по Германии, где Ася живет со своим братом. Ее своеобразное обаяние пробуждает в нем любовь. Сама Ася впервые в своей жизни сталкивается с таким чувством. Н.Н. представляется ей необыкновенным человеком, настоящим героем. Любовь окрыляет героиню, придает ей новые силы, внушает веру в жизнь, но ее избранник оказывается человеком безвольным и нерешительным, он не может достойно ответить на ее пылкие чувства. Решимость Аси пугает его, и Н.Н. оставляет ее. Первая любовь героини оказывается несчастной.

В центре романа – болгарин Инсаров и русская девушка Елена Стахова.

История их взаимоотношений – это не только история бескорыстной любви,

основанной на духовной общности; личная жизнь Елены и Инсарова тесно

переплетается с борьбой за светлые идеалы, за верность большому

общественному делу. Добролюбов не случайно придавал в романе «Накануне» большое значение образу Елены. Он считал ее настоящей героиней, во многом возвышающейся над Натальей Ласунской и Лизой Калитиной; по силе характера он ставил в один ряд с Еленой только Катерину из драмы Островского «Гроза». Елене свойственны необычайная жажда деятельности, целеустремленность,

способность пренебречь мнением и условностями окружающей среды и, главное,

непреодолимое стремление быть полезной народу. Умная, сосредоточенная в

своих помыслах, она ищет человека волевого, цельного, не пасующего перед

препятствиями, видящего в жизни широкую перспективу и смело идущего вперед.

Елена поставлена в романе перед выбором между Берсеневым, Шубиным и

Инсаровым, каждый из которых олицетворяет определенную идею. Берсенев

служит отвлеченной науке, связанной прежде всего с немецкой идеалистической

философией; он умеет уступать во всем другим и ставить себя номером вторым.

Люди, подобные ему, могут философствовать о природе и в то же время не

чувствовать запаха живого цветка. Елена поняла, что Берсенев не может быть

героем времени. Шубин – представитель искусства, видящий в нем служение одной красоте.Ему, как всякому художнику, свойственно творческое горение, и он не мог удовлетворить стремления Елены в широкой общественной деятельности. Елена быстро почувствовала, что за экстравагантностью и темпераментностью

молодого ваятеля не кроется настоящей силы и что его дилежантское

воодушевление исчезнет же при первом же столкновении с жизнью.

И вот она впервые слышит об Инсарове как о человеке, который хочет

освободить свою родину. Она не видела еще этого человека, но с

воодушевлением говорит о нем: «У него, должно быть, много характера…

Освободить свою родину!.. Эти слова даже выговорить страшно, так они

велики…». И молодой ученый Берсенев, и скульптор Шубин влюблены в Елену, оба хорошие люди. Но нет в них того ярко выраженного деятельного начала,

которым наделен в избытке Инсаров. И Берсенев и Шубин заурядны. Инсаров же

привлекает Елену именно потому, что он деятелен, что он борец за высокие

идеалы. Инсаров действительно человек новой эпохи. Цельность натуры «железного человека» (по характеристике Берсенева) придает ему силу и даже величие, которых Елена не обнаруживала ни у кого, с кем ее сталкивала жизнь до встречи с Инсаровым. Елена, ожидавшая увидеть в Инсарове что-то

«фатальное», прочла в его выразительных и честных глазах прямоту, спокойную

твердость характера и веру в задуманное им дело. И «ей не преклониться

перед ним хотелось, а подать ему дружески руку». Елена чувствует огромную

внутреннюю нравственную силу Инсарова. Она уже не просто влюбленная, а

единомышленник, соратник в борьбе. «И естественно, - отмечает С. Петров, -

что, в противоположность Рудину и Наташе, Лаврецкому и Лизе, Инсаров и

Елена находят свое счастье, их жизненный путь определяется высокой идеей

подвига во имя народа». Инсаров спешит на свою родину в тревожное и опасное время, он бредит идеей освобождения Болгарии даже перед самой смертью. Чтобы дать понятие о любви Инсароа к родине, - Тургенев заставляет его бороться с любовью к Елене; Инсаров готов на пользу Болгарии пожертвовать любимою женщиною. Елена сделала свой выбор, переступила «порог», связав свою судьбу с

Инсаровым и делом его жизни. У нее хватило духу покинуть родину, близких и

последовать за своим избранником. Инсаров умирает, но дело его продолжают

болгарските патриоты, его друзья и Елена. Она после его смерти пишет из

Болгарии домой: «Уже нет мне другой родины, кроме родины Д.». Таков путь,

который намечает Тургенев для «сознательно-героических натур», выведенный

им в романе «Накануне». Этот путь – путь служения высокой идее, связанный с

борьбой за освобождение народа. И впервые в тургеневской романистике

испытанию подвергается не только и даже не столько герой, сколько героиня.

И Елена с честью выходит из этого сурового испытания.
7. Система персонажей в романах Тургенева

Романы «Дворянское гнездо», «Накануне», «Рудин», «Отцы и дети».

Моноцентрический роман строится вокруг героя. Сюжетная линия строится на любовной коллизии. Испытание героя – любовь, соперничество.

Типы персонажей:

- главный герой (Рудин, Базаров, Лаврецкий)

- героиня (Анна Одинцова в «Отцах и детях», Наталья Ласунская в «Рудине», Лиза в «Дворянском гнезде»)

- друг-антагонист (Аркадий Кирсанов в «Отцах и детях», Лежнев в «Рудине»)

- соперник (Волынский в «Рудине»)

- герой-обыватель (Ситников в «Отцах и детях»)

- человек искусства (девушка Катя в «Отцах и детях»)

- оппонент в идеологическом конфликте (Пигасов в «Рудине», Павел Петрович в «Отцах и детях»)

- герой из народа (старуха Матрёна в «Рудине», Фенечка в «Отцах и детях»).



15. Роман `Обыкновенная история` в оценке современников

Аполлон Григорьев, рецензия на роман из газеты «Городской листок» 1847. Александр – нелепый оратор, заёмный романтизм и детские фразы. Дядя – принял всё ложное в цивилизации за факт. Елизавета – новое, небывалое явление, естественность. Наденька – чудная девочка, выше Александра и Петра Ивановича. Лучшее произведение со времён «мёртвых душ». Простота языка, как у Пушкина, анализ, меткость взгляда, как у Гоголя. Любовь Гончарова к своим героям, особенно к живущим традиционной русской жизнью. Простота, остроумность описаний. Трагический, роковой финал, безысходность.Галахов, статья в журнале «Отечественные записки». Пётр Иванович – узкий специалист, Александр – романтизм в гиперболических размерах. Сравнение с «Кто виноват?» Герцена и не в пользу Гончарова. Лишь внешние наблюдения. Считает, что автор предпочитает Петра Ивановича Александру. Объективное скульптурное изображение действительности, сила в описании. Недостатки – длинные диалоги, гиперболизм, отсутствие трагизма. Белинский, статья в «Современнике». Симпатии к Петру Ивановичу – «живое лицо», порядочный человек. Александр – общественное явление, «романтический зверёк», как и Ленский, трижды романтик – по натуре, по воспитанию, по обстоятельствам жизни. Стремление любить и дружить по программе. Мастерство рисовать женские характеры, индивидуальность каждой. Роман натуральной школы, гоголевское начало. Объективность, ни любви, ни вражды к своим героям, не даёт им никаких советов. Близость к идеалу чистого искусства. Талант чисто художественный, противопоставление с «писателем-мыслителем» Герценом. Финал не принял. Портит впечатление от прекрасного произведения, Александр должен был или остаться в провинции и затухнуть, либо стать мистиком или славянофилом.
16. Роман «Обыкновенная история» в литературном контексте

Роман «Обыкновенная история» - роман воспитания. Мир как опыт. Человек динамичен, а мир статичен. Опыт – универсальный, одинаковый для всех. Опыт Адуева – попадание в Петербург(другой образ жизни), первая любовь, окрылённость (Наденька), первая измена (ему), отрезвление в присутствии женского двойника (роман с Юлией), измена с его стороны (роман с Лизой), «позор пошлости и дуновение смерти», «момент истины в самопознании героя», возвращение в свой старый мир, 2 письма родным «из деревни в Петербург), эпилог (духовная смерть). Традиции Бальзака (молодые люди приезжают в Париж, но терпят неудачу). Отличие – герои Бальзака – незаурядные личности. У Гончарова – обыкновенные. До эпилога эволюция героя идёт вверх. Текст ориентирован на тексты Пушкина (аналогии и цитаты + из Крылова и Грибоедова). Гончарову нравился не Онегин, а Ленкский, отсюда схожесть Адуева с Ленским, а также с Грушницким (разница в том, что Адуев не играет, а искренен). Параллель Адуев – Евгений из «Медного всадника». Адуев тоже «маленький человек». Роман с Лизой – сниженная пародия на «Бедную Лизу».

Литературный контекст (больше чем цитатция) параллели впрямую заявленные и не столь явные и обязательные, но уместные и продуктивные.
18. Ольга Ильинская и Агафья Пшеницина

В начале романа силы жить Обломову даёт любовь к Ольге Ильинской, а потом все кончится женитьбой на вдове Пшеницыной. Автор создает многогранный характер Ольги Ильинской используя всю палитру поэтических средств, открывающих возможность постичь её внутренний мир. Все жесты героини естественны, она не стесняется показаться странной, даже неумной. Обыватели, проводящие свою жизнь в суете повседневности, не могут оценить достоинств Ольги, понять её душу. Гончаров не случайно отмечает, что «её ценил почти один Штольц…». Автор не дает описания внешности Ольги еще и потому, что портрет героини уже был представлен в романе аллегорическом видении главного героя. Обломову во сне давно представлялся образ его будущей жены. Прием иносказательной характеристики не случайно используется автором. Открывается возможность создать идеальный образ женщины, свободной от прозы реальности, обещающей избраннику радость жизни. Женские образы романа иллюстрируют различные стороны характера главного героя. При всей несхожести натур Ольги Ильинской и Агафьи Пшеницыной в структуре произведения они дополняют друг друга, пересечение их характеров символично. Сон Обломова рисует портрет идеальной избранницы, в котором на первый взгляд нетрудно узнать Ольгу. Однако воплощением «ненарушимого покоя жизни» для героя стала Пшеницына. Она интуитивно поняла, какую женщину может любить Илья Ильич. Агафья Матвеевна подарила Обломову счастье умиротворения, и сама, обретя покой, ощутила всю полноту жизни. Автор, не скрывая симпатии, изображает перемены в жизни героини и то, что она изменилась даже внешне: «Она пополнела; …в глазах светились кротость и хозяйственная заботливость». Однако критики далеко не единодушны в оценке образа героини.


19. Композиция «Обломова»

Первая и четвертая части романа — его опора, почва. Взлет во второй и третьей частях — кульминация романа, та самая горка, на которую приходится взбираться Обломову. Первая часть романа внутренне связана с четвертой час­тью, то есть сопоставленными оказываются Обломовка и Вы­боргская сторона. Четыре части романа соответствуют четы­рем временам года. Роман начинается весной, 1 мая. История любви — лето, переходящее в осень и зиму. Ком­позиция вписана в годовой круг, ежегодный круговорот приро­ды, цикличное время. Гончаров замыкает композицию романа в кольцо, заканчивая «Обломова» словами: «он рассказал ему, что здесь написано». Из этого замкнутого круга Обломову не вырваться. А может, наоборот? И вновь проснется утром в сво­ем кабинете Илья Ильич?

Стремление «к точке зрения» — так выстраивается ком­позиция романа* Таким образом, уже достаточно доказательств, что художественное произведение — это «чудо искусства», это особый мир, живущий по своим художественным законам. Одним из главных законов композиции является отчет­ливая мотивированность всех действий, поведения и пережи­ваний персонажей. Именно она, по словам Н.Г.Чернышевского, дает писателю возможность «безукоризненно группировать фи­гуры», то есть самой группировкой персонажей отражать жиз­ненную правду. Первая часть романа посвящена одному обычному дню героя, который проводит его не вставая с дивана. Неторопли­вое авторское повествование детально и подробно рисует об­становку его квартиры, на которой лежит печать заброшеннос­ти и запустения. Но главное даже не это, а то, что в первой части Гончаров проводит мимо обломовского дивана множество разных людей, создает структурный фон, своеобразную аран­жировку, которая задает общий тон всему роману. В четвертой части будет звучать похожая интонация, но тише, угасая. Это спиралевидная или кольцевая композиция (игра на уровне художественного времени), которая обладает самостоя­тельной содержательностью, ее средства и приемы преобра­жают и углубляют смысл изображенного. Композиция отличается от сюжета и фабулы. Она обус­ловливается материалом, объектом изображения, мировоззре­нием писателя, его видением мира, конкретной идеей, лежащей в основе произведения, и жанровыми задачами, поставленны­ми автором. Казалось бы, в романе Гончарова почти ничего не происходит, но композиционная структура захватывает с пер­вых строк, когда Обломов прячется в чулане, укрываясь от вторжения внешней жизни.

Экспозиция первой главы при инертности главного героя все равно стремительна — жизнь врывается в его полутемную закупоренную комнату в виде неприятного письма старосты или требования хозяина съехать с квартиры. Он не может заста­вить себя вчитаться в письмо, оттягивает поиски новой квар­тиры но мысли об этом постоянно отравляют ему существо­вание «Трогает жизнь, везде достает», — сетует Илья Ильич, пытаясь обратиться за помощью и советом к своим гостям. Эти люди из внешнего мира совершенно не похожи друг на дру­га, в них нет ни малейшего сходства с Обломовым. Все они активны, подвижны и энергичны. Здесь появляется и пустой щеголь Волков, и карьерист Судьбинский, и писатель-обличи­тель Пенкин, и нагловатый земляк Обломова Тарантьев, и без­ликий Алексеев.



Зачем же писатель вводит в роман этих эпизодических ге­роев, которые по очереди появляются у знаменитого обломов­ского дивана? Да потому лишь, что, во-первых, хочет противо­поставить Обломову энергию внешней жизни, а во-вторых, по­казать пустяшность этой светской суеты. Таким образом, ком­позиция приобретает и некий «закулисный» кадр, подтекст, в котором социальная обличительность выражена достаточно ясно.
24. Поэтическое новаторство Н. А. Некрасова

Лирика Н. А. Некрасова — явление в русской поэзии необычное. Вся она проникнута глубочайшим гражданским пафосом. Современник Белинского, Чернышевского и Добролюбова, Некрасов стал поэтом революционной демократии, голосом защитников народа. А потому Некрасов, по сравнению даже с такими “гражданами”, как Пушкин и Лермонтов, полностью переосмысливает роль поэта и назначение поэзии в жизни. Основной его поэтической формулой становятся слова: «Поэтом можешь ты не быть, Но гражданином быть обязан». Главное для Некрасова — социальная направленность его стихотворений, что, кстати, объясняет слова Тургенева, утверждавшего, что в стихах Некрасова “поэзия не ночевала”. Стремление Некрасова уничтожить тираж сборника своих юношеских стихов “Мечты и звуки” — факт символический. Поэт рвет не со своим неудачным поэтическим прошлым, а с традицией, с усвоенными поэтическими штампами. Некрасов — поэт непоэтической эпохи — хорошо понимает, что поэт уже не может быть жрецом, “другом лени”. Переосмысление всей поэтической системы у него начинается с принципиально нового понимания роли и места поэта. Истинный поэт для Некрасова не может существовать без тесной связи с событиями общественной жизни. Строки «Еще стыдней в годину горя Красу долин, небес и моря И ласку милой воспевать...» становятся поэтическим кредо Некрасова. Некрасов широко использует прием переиначивания старых жанров, придания им нового содержания. “Элегия” у поэта — это стихотворение о любви, но о любви к народу: в стихотворении “Размышления у парадного подъезда” возникает причудливое сочетание оды и фельетона. Результатом становится то, что Некрасов снижает высокие жанры и поднимает жанры бульварной прессы. По словам Андреевского, “Некрасов возвысил стихотворный фельетон до значения крупного литературного произведения”. Изменение в поэтической системе надо было произвести так, чтобы он (фельетон) однозначно был понят как ликвидация “священной” поэзии. Поэтому появляется новый пафос, новая риторика, новые темы, новый язык. Но Некрасову было необходимо не только заявить о своем отходе от пушкинской традиции в русской поэзии, но и мотивировать его, определить свое к нему отношение. В стихотворении 1856 года “Поэт и гражданин” Некрасов дает своего рода пушкинский подтекст темы поэта, но утверждает необходимость придания творчеству гражданского содержания. Некрасов, пожалуй, первый начинает писать стихи “на злобу дня”, на социальные темы. Постепенно даже человек в его лирике становится немыслим без социальной среды. От психологического анализа поэт переходит к анализу социальному. Состояние души человека связывается с жизненными условиями. Главной темой творчества поэта становится “печаль народная”, при этом ему удается вызвать у читателя ощущение причастности к описываемому, создать впечатление не уникальности, а всеобщности ситуации. В поэзии Некрасова вообще велико стремление к типизации. От частного он переходит к целому: показав судьбу Ивана из стихотворения “Орина, мать солдатская”, он говорит о судьбе всех солдат, говоря о Дарье, он говорит о судьбе крестьянки вообще. В русской литературной традиции существовал утвердившийся взгляд на поэзию, как на способ выражения чувств, и прозу — как на способ выражения мыслей. Н. А. Некрасов первый посмотрел на эту проблему иначе, сказав, что именно “из гармоничного сочетания этой мысли-прозы с поэзией и выходит настоящая поэзия”. Такая мысль возникла у Некрасова не случайно. В непоэтическую эпоху поэзия, если она хотела найти широкую аудиторию, особенно в лице разночинцев, должна была опроститься. Именно этот процесс мы и наблюдаем в лирике Некрасова. Он постоянно стремится опростить и язык своих произведений.Действительно, поэт-гражданин полностью освобождается от традиций “высокого языка” поэзии. Слово в поэзии Н. А. Некрасова, как в прозе, приобретает конкретный смысл. Отсюда — завершенность или даже афористичность концовок его стихотворений: «То сердце не научится любить, Которое устало ненавидеть»Выработанная четкая позиция по отношению к действительности становится причиной того, что поэзия Некрасова лишена всякой нерешительности или неясности. Даже его лирика, даже мучительные переживания в стихотворении “Рыцарь на час” являются результатом не сомнений, а ясного сознания, где правда, а где отклонение от нее. В стихах своих поэт подчеркивает то, что не соответствует идеалу: фабрика для него — “тихий плач и жалобы детей”; вместо великолепия Петербурга он видит его “день больной”. Это отсутствие сомнения говорит о том, что в поэзии Некрасова нет борения, нет разрыва между автором-поэтом и автором-человеком, ибо существует поэт-гражданин. Стиль многих стихотворений Некрасов сознательно ориентирует на стиль фольклорный. В его произведения попадает огромное количество прозаизмов и диалектизмов: “сивка”, “молодая бабенка ревет” и т. д. Широко используется фольклорный материал. Некрасов умело использует народный стиль: отрицательные параллелизмы (“Не гулял с кистенем я в дремучем лесу, // Не лежал я во рву в непроглядную ночь...”), повторы основ слова (расплетал-заплетал, целовал-миловал), подхваты предыдущей строки с переносом ее в начало последующей (“Я свой век погубил за девицу-красу, // За девицу-красу, за дворянскую дочь...”), характерные эпитеты (“белая рученька”, “буйная голова”), повтор предлогов (“по торговым селам, по большим городам”) и т. д. В стихах появляется большое количество свободных дактилей, весьма характерных для народной поэзии. В текст поэмы “Кому на Руси жить хорошо” вводятся загадки (“Летит — молчит, лежит — молчит, когда умрет — тогда ревет. Впрочем, несмотря на то что фольклорные элементы встречаются в лирике Некрасова достаточно часто, их использование было не целью, а лишь средством, помогающим поэту достичь в лирике необходимого эффекта. Кстати, кроме элементов народного творчества, Некрасов, там где считает необходимым, использует и жанры городского фольклора. Некрасов принадлежит к числу поэтов, нашедших свою, неповторимую Музу. По словам Б. Эйхенбаума, Н. А. Некрасов был явлением исторически неизбежным и необходимым, он сумел услышать и осуществить голос истории, потому что создал тот тип поэзии, который был необходим для нового восприятия поэтического творчества.




  1   2   3


©netref.ru 2017
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет