Эхнатон фараон-реформатор. Амарнский период в культуре Древнего Египта



жүктеу 409.47 Kb.
Дата28.04.2016
өлшемі409.47 Kb.
түріРеферат
: DswMedia
DswMedia -> Строение электронных оболочек атомов элементов первых четырех периодов
DswMedia -> Аттестационная работа по алгебре. 11 класс
DswMedia -> «Энергетический обмен»
DswMedia -> Психологические игры и упражнения на релаксацию и снятие напряжения
DswMedia -> Положение об абазинском спортивно – техническом клубе местного отделения досааф россии г. Абаза республики хакасия 2012
DswMedia -> Абель Нильс Хенрик
DswMedia -> Комиссия не принимает документы абитуриента
DswMedia -> Малыш и компьютер
DswMedia -> Высказывания о русском языке


ГОУ СОШ №551

с этнокультурным греческим

компонентом образования

Реферат по МХК

на тему:

«Эхнатон – фараон-реформатор. Амарнский период в культуре

Древнего Египта».

Ученица Геращенко К.П. 9 «А»



Учитель Князькина Е.Ю.

Москва 2009
Содержание








Стр.




Введение ……………………..……………………………………...

3

1.

Аменхотеп IV………………………………………………………

5




1.1. Происхождение……………………………………….……….

5




1.2. Первоначальные преобразования……………………………..

6

2.

Бог Атон…………………………………………………………….

9

3.

Фараон Эхнатон…………………………………………..……......

10




3.1. Введение культа Атона………………………………...….……

10




3.2. Город Ахетатон……………………………………..……..……

12




3.3. Внешняя политика…………………………………..…….……

13

4.

Нефертити…………………………………………….……………..

19




4.1. Происхождение………………………………….………….…..

19




4.2. Солнечная чета – Эхнатон и Нефертити……….………..…….

20




4.3. Дом Эхнатона…………………………………….……….…….

22

5.

Искусство периода Амарны……………………………………....

26




5.1. Архитектура …………………………………………………….

26




5.2. Изобразительное искусство…………………….……………...

32




5.3. Декоративно – прикладное искусство……….…..………….…

43

6.

Последствия атонистической революции……………………....

46

7.

Современные оценки……………………………………………....

47




Заключение…………………………………………………………..

50




Список литературы…………………………………………………

51


Введение, цели и задачи исследования

На протяжении многих лет известных египтологов и простых людей, интересующихся историей Древнего Египта, увлекала и притягивала своей безмолвной неизвестностью тема фараона, о жизни которого так много было сказано, но загадок осталось не меньше. Аменхотеп IV, чьё имя означало "Амон доволен", должен был стать одним из великих правителей, которым из года в год покровительствовал и обеспечивал власть вечный бог солнца Амон.

Но фараон не пожелал подчиниться принятому ещё тысячи лет назад закону, и преклонил колени всей страны перед солнечным диском Атоном, взошедшим над горизонтом "чёрной земли" всего на 17,5 лет и пропавшим во тьме ночи после гибели своего верного посланника, имя которого вошло в историю, как Эхнатон - "угодный Атону". Его называют фараоном - еретиком и святым, деспотичным тираном и человеком, старающимся улучшить жизнь своего народа.

Реформа не была внезапной, культ Атона был известен и раньше, и, тем не менее, признание его официальным культом повлекло за собой очень заметные изменения: в общежитии и традициях, в заметной демократизации царской власти и во всех областях литературы и искусства. Этот фараон XVIII династии запретил все старые культы, единственным истинным богом провозгласив Атона - бога солнца. Эхнатон основал новую столицу - Ахетатон. Яркий, но недолгий период царствования Эхнатона принято называть амарнским периодом.

Я всегда интересовалась историей и культурой Древнего Египта. В прошлом году я защищала проект «Женщина, которая хотела стать царём». Этот проект про царицу-фараона Хатшепсут. Работая над ним, я узнала много нового и хотела бы продолжить свои исследования дальше. Фараон-реформатор Эхнатон и его Жена Нефертити всегда привлекали моё внимание. Их правление стало яркой и необычайно загадочной страницей в культуре Египта. Я хотела бы приоткрыть завесу этих тайн.

Цель исследования:


  • изучить эпоху правления Эхнатона,

  • изучить скульптуру, архитектуру, поэзию Амарнского периода.


Задачи исследования:

  • подробнее узнать кто такой Эхнатон? И как фараон смог провести такую крупную реформу в Древнем Египте?

  • какую роль играла Нефертити в осуществлении реформ Эхнатона?

  • какие изменения во всех областях искусства и литературы произошли в эпоху Амарны?

  • могли ли эти изменения повлиять на античное искусство Древней Греции и Древнего Рима?

Эхнатон и Нефертити с дочерьми приносят жертву богу Атону.

Фрагмент рельефа из Ахетатона


  1. Аменхотеп IV

1.1. Происхождение

Эхнатон («Угодный Атону»), ранее Аменхотеп IV Уаэнра Неферхеперура (1364—1347 до н.э. или 1351—1334 до н.э.) — десятый фараон XVIII династии египетских фараонов. Аменхотеп IV — сын Аменхотепа III и царицы Тейе (Тии), получивший бразды правления после преждевременной кончины старшего брата по имени Тутмос.

Брак Аменхотепа III с дочерью заведующего скотом одного из провинциальных храмов, по-видимому, был в свое время неодобрительно встречен фиванским жречеством и столичной знатью. Эта личная неприязнь была определенным проявлением давно назревавшего конфликта внутри верхов египетского общества.

В детстве Эхнатон болел, а возможно, его жизнь была в опасности из-за решения Фиванского оракула, которым ведали жрецы бога Амона. Вся юность Эхнатона прошла вдали от Фив, а частично и за пределами Египта. О его существовании не упоминается ни в одной из надписей времен правления Аменхотепа III.

Царствование Аменхотепа III (отец Эхнатона) было периодом наивысшего расцвета и могущества Египта (по крайней мере, со времен строительства пирамид). Аменхотеп являлся верховным владыкой Палестины, Финикии и Сирии, а его собственное государство включало большую часть территории современных Судана и Ливии. Египет имел тесные торговые связи с Микенской Грецией и поддерживал дипломатические отношения, закрепленные брачными узами, с протомидийским царством Митанни, находившимся близ горы Арарат. Единственным серьезным соперником Аменхотепа III являлась Ассирийская держава, территория которой простиралась от халдейских городов Южной Месопотамии до областей хеттов (хатти) в Центральной Анатолии, а влияние распространялось еще далее на запад.

Аменхотеп III был любителем роскоши и, по крайней мере, на склоне лет, человеком распущенным. Реальная власть принадлежала царице Тии, титулы которой свидетельствуют о ее могуществе. После смерти Аменхотепа III она управляла государством в качестве регента. Тия призвала своего сына в Фивы, где он был возведен на трон под именем Аменхотепа IV.

1.2. Первоначальные преобразования
Еще юношей будущий знаменитый реформатор Аменхотеп IV стал соправителем отца, который в последние годы своей жизни был, вероятно, тяжело болен. В это время, как и в первые годы самостоятельного правления Аменхотепа IV, на ведение государственных дел большое влияние оказывала его мать Тейя.

Когда на престол вступил Аменхотеп IV, он производил впечатление богобоязненного человека, выражавшего всеми своими действиями глубокое почтение к древней политеистической религиозной традиции.

Первый год правления Эхнатона, тогда еще Аменхотепа IV, начался по традиции с ритуальной коронации царя. Примечательно, что эта церемония была совершена не как обычно, в Карнакском храме, а в городе Фиванской области Гермонте. Такой выбор не был случайным: Гермонт считался “Южным Гелиополем” – городом на юге, соответствующим великому городу Солнца на севере. Сам Гелиополь пользовался в эпоху Нового царства огромным авторитетом. Поэтому, не доверяя фиванскому жречеству, Эхнатон, таким образом, хотел заручиться поддержкой сильной жреческой коалиции Гелиополя. Этому способствовало и то, что верховным богом Гелиополя считался Ра, который часто отождествлялся с Атоном.

Примечательно, что еще в правление отца Эхнатона, Аменхотепа III, в этом городе был построен небольшой храм Атона. Таким образом, выбор Гермонта был очень мудрым решением. Во-первых, коронация была проведена в городе именно Фиванской области, которая на данный момент была сосредоточием политических сил Египта. Во-вторых, не конфликтуя со жрецами Амона Фиванского, Эхнатон заручился поддержкой со стороны гелиопольского жречества. И, в-третьих, отдав дань почтения Ра, царь тем самым уже сделал первый шаг к почитанию близкого к его культу культа Атона.






Фрагмент из храма Гемаатон
Уже в начале своего правления Аменхотеп IV начинает активно внедрять культ Атона. Как уже было сказано, первый шаг к этому был сделан еще во время коронации. Теперь Эхнатон приказывает воздвигнуть в Карнаке новые значительные памятники во славу Атона.

Всего было построено четыре храма: “Солнечный Диск найден” (ГемпаАтон), “Крепки памятники Солнечного Диска навечно” “Возвышены памятники Солнечного Диска навечно”, а также “Двор первобытного камня”, который был еще одним знаком почтения Гелиополю, так как камень Бенбен был одним из почитаемых символов этого города. Известно, что персонал всех четырех храмов достигал 6.800 человек. Это значит, что в Карнаке было построено не скромное святилище бога Атона в храме Амона. Речь шла о фактической организации нового культа.

На 4-ом году своего правления Аменхотеп IV принял удивительное решение – отпраздновать свой первый Хеб - сед. Традиционно этот магический ритуал обновления сил царя проводился по истечении тридцати лет правления фараона и далее повторялся через каждые 1-2 года. Что заставило царя нарушить этот обычай? Вероятно, он испытывал потребность в дополнительной магической силе, которая помогла бы ему в дальнейшем укреплении культа Атона. Хотя к этому времени культ Атона был уже достаточно сильно развит, города Египта признали верховенство нового бога. Известно место, в котором проходил Хеб - сед Эхнатона – это был храм “Атон найден”.

Новый повелитель Египта, Аменхотеп IV, еще в Фивах стал заметно отходить от традиций культа Амона. Это проявляется в искусстве: в изображениях исчезает символика Амона-Ра и других древних богов и появляется новый образ - Солнечный Диск, лучи которого оканчиваются кистями человеческих рук с символами жизни и власти. Официальная традиционная неподвижность, отрешенность в изображениях царя и его семьи сменяются динамичностью, натурализмом, приобщенностью к земной жизни. Очень точно, а может быть несколько утрированно, воспроизводятся непривлекательные особенности царского телосложения.


Этот контраст старого и нового стилей особенно резко бросается в глаза в фиванской гробнице везира Аменхотепа IV по имени Рамосе (царь изображен здесь то в старом, то в новом стиле). Гробница не закончена, и что сталось с везиром - неизвестно. Вслед за ним стали "исчезать" и другие вельможи. Источники хранят полное молчание о событиях последующего времени. Можно лишь предположить, что разрыв между новым фараоном, его новаторским искусством и культом нового бога Атона, с одной стороны, и фиванским жречеством и древними традициями - с другой, все углублялся.
2. Бог Атон
Атон ("диск солнца"), в египетской мифологии бог - олицетворение солнечного диска. Расцвет культа этого бога относится ко времени царствования Аменхотепа IV. В начале его правления Атон выступал как воплощение всех главных богов солнца. Атон изображался в виде солнечного диска с лучами, которые заканчивались кистями рук, держащими знак жизни анх, символ того, что жизнь людям, животным и растениям дана Атоном. Считалось, что бог-солнце присутствует в каждом предмете и живом существе. Атон изображался в виде солнечного диска, лучи которого заканчиваются раскрытыми ладонями.

Слабой стороной религии Атона было безразличное отношение к традиционному и столь дорогому для египтян учению о загробной жизни и связанному с ним представлению о загробном возмездии. Верующий в загробную жизнь египтянин оказался дезориентированным, а их было большинство, и все они были в лагере противников Атона.



Фрагмент рельефа из дворца в Ахетатоне



3.Фараон Эхнатон

    1. Введение культа Атона

В XIV в. до н. э. фараон Аменхотеп IV провёл религиозную реформу, оказавшую существенное влияние на искусство Нового царства. Стремясь ослабить власть жрецов и укрепить свою собственную, фараон запретил все многочисленные старые культы. Единственным и истинным богом был провозглашён Атон — само сияющее на небе солнце. Носитель великой животворной силы, Атон изображался в виде диска с исходящими от него лучами, которые завершались знаком жизни — анх (крестом с петлёй в верхней части), и воспевался в ликующем гимне:

«Утром ты озаряешь землю, прогоняешь мрак,посылаешь лучи света... Вся земля принимается за работу, деревья и травы зеленеют, птицы летают в своих болотах, крылья их величают дух твой... всё живёт, когда ты смотришь на нас...».

На шестом году царствования Аменхотеп IV, изменивший своё имя на Эхнатон (Полезный Атону), покинул враждебные ему Фивы и основал на восточном берегу Нила новую столицу Ахетатон (Горизонт Атона), в местности, ныне называемой Амарна. Яркий, но недолгий период царствования фараона-реформатора принято условно обозначать как «амарнский период», а в искусстве — как

4. Нефертити
4.1. Происхождение
Более 3300 лет назад родилась женщина необыкновенной красоты - Нефертити, что в переводе с древнеегипетского означает "Красивая пришла". Источники о дате рождения и происхождении Нефертити не сохранились. Как свидетельствуют дошедшие до наших дней изображения на папирусах и барельефах, Нефертити - жена фараона-реформатора Эхнатона.


Ее можно, без всякого сомнения, назвать одной из самых известных женщин древности. Тысячи посетителей Государственного музея в Берлине стремятся к ней, воплотившей в своем нетленном образе идеалы женственности, царственности и необычайного величия, победившие тысячелетия. Ее образ, наряду с пирамидами и улыбкой юного Тутанхамона стал одним из бессменных символов древнеегипетской цивилизации. Она, почитавшаяся как живая богиня современниками, проклятая и забытая потомками вновь "царствует" в нашем мире, напоминая о нескончаемой борьбе человека со временем и провозглашая неизменный идеал красоты. Ее звали Нефертити.

Юность Нефертити прошла в Фивах - блестящей столице Египта эпохи Нового царства (XVI-XI вв. до н.э.) Грандиозные храмы богов соседствовали здесь с роскошными дворцами, домами знати, садами редкостных деревьев и искусственными озерами. В лазуритовое небо вонзались золоченые иглы обелисков, вершины расписных башен-пилонов и колоссальные статуи царей. Сквозь пышную зелень тамарисков, сикомор и финиковых пальм проглядывали аллеи сфинксов, соединяющие храмы и выложенные бирюзово – зелеными фаянсовыми плитками оконные проемы богатых домов. Египет был в апогее своего расцвета. Покоренные народы Сиро – Палестины везли сюда, в Фивы, бесчисленные сосуды с вином, кожи, столь любимый египтянами лазурит и произведения ремесла; из далеких областей Африки шли караваны, нагруженные слоновой костью, черным деревом, благовониями и золотом… бесчисленным золотом, которым так славился Египет в древности. В обиходе были тончайшие ткани из гофрированного льна, пышные, потрясающие своим разнообразием парики, богатые украшения и бесценные умащения.

4.2. Солнечная чета – Эхнатон и Нефертити

Красавица Нефертити стала супругой царя Аменхотепа IV еще при жизни его родителей - фараона-солнце Аменхотепа III и "великой царской супруги" Тейе, неординарный ум, властность и мудрость которой были "притчей во языцах" на всем древнем Востоке. В одном из дипломатических писем, написанного клинописью на глиняной табличке царем государства Митанни, располагавшегося в Малой Азии, фараону Аменхотепу IV говорится: "Все, о чем говорил я твоему отцу, известно матери твоей Тейе. Никто другой не знает этого, и ты можешь об этом спросить свою мать…"

К одному из праздников Аменхотеп III подарил жене воистину царский подарок: потрясающую красотой и богатством летнюю резиденцию - дворец Малькатта, рядом с которым находилось огромное искусственное озеро, засаженное лотосами, с ладьей для прогулок царицы. Удостаивавшаяся почестей, недоступных другим египетским царицам, Тейе была обожествлена еще при жизни и оказывала колоссальное влияние на супруга и детей.

Вместе со своим супругом Нефертити правила Египтом около двадцати лет. Тех самых двух десятилетий, которые ознаменовались небывалой для всей древневосточной культуры религиозной революцией, поколебавшей самые устои древнеегипетской сакральной традиции и оставившей очень неоднозначный след в истории страны: на смену культам богов предков волей царственной четы пришел новый государственный культ Атона - животворящего солнечного диска. Вместе со старинными религиозными устоями исчезли и канонические правила древнеегипетского искусства; пройдя через годы утрированного реализма, искусство времени Эхнатона и Нефертити родило те шедевры, которые были обнаружены в мастерских Ахетатона.

Нефертити, одно из имен которой - Нефернеферуатон - означало "Прекрасны совершенства Солнечного диска", играла важную роль в событиях своего времени. Она была живым воплощением животворящей силы солнца, дарующей жизнь. В Гемпаатоне и Хутбенбене - больших храмах бога Атона в Фивах ей возносили молитвы; ни одно из храмовых действ не могло происходить без нее, залога плодородия и процветания всей страны. "Она проводит Атона на покой сладостным голосом и прекрасными руками с систрами, - говорится о ней в надписях гробниц вельмож-современников, - при звуке голоса ее ликуют". Одновременно, будучи воплощением грозной богини Тефнут, львиноголовой дочери Солнца, карающей преступивших законы, Нефертити порой изображалась с палицей, повергающей восставших врагов Египта.

От Эхнатона она родила шесть дочерей. Отсутствие у царицы сына – наследника царского престола, могло сказаться на ухудшении взаимоотношений внутри царской семьи, любовь которой стала одним из основных сюжетов для художников Ахетатона. Никогда еще в египетском искусстве не появлялись произведения, столь живо демонстрирующие чувства супругов.


4.3. Дом Эхнатона

Царь любил свою красивую жену, был привязан к своим маленьким дочерям, обожал скульптуру и живопись, был одарен поэтическим талантом, испытывал чувство внутренней связи со своим божеством, любил природу, а также музыку…”. Можно было бы и ограничиться этим прекрасным тонким описанием Эхнатона Иммануилом Великовским, который достаточно полно изучил факты, относящиеся к амарнскому периоду. Мы же попробуем рассмотреть эту личность чуть более подробно, но намного менее романтично, также исходя не из современных теорий, а из известных фактов.

Ни один аспект жизни Эхнатона нельзя рассматривать, абстрагируясь от его религии. Возможно, даже в семейной жизни, прежде всего, присутствовал не Эхнатон, его “Я”, а его религия.

“Солнцепоклонничество Эхнатона было слишком личным, чтобы найти живой отклик у народа” (Перепелкин). Этим объясняется особенный уход Эхнатона в семью, тогда как обычно фараоны более выражались во вне. Участвуя в общественно-политической жизни, они очень мало оставляли места своим личным отношениям (по крайней мере, в смысле художественного их отображения).

Однако так пожелал Господь, что и сейчас все, что касается личности Эхнатона, его жизни, жизни его дома, его религии, его веры окутано поистине мистической тайной.

По рельефам и фрескам мы знаем, что Эхнатон имел шесть дочерей от Нефертити. Возможно, что седьмой дочерью фараона от другой жены (может, умершей) была девочка по имени Бакетатон (если здесь нет ошибки: под этим именем более известна сестра Эхнатона и Сменхкара), находившаяся на воспитании у царицы Тии, пока та была жива. По этой причине Бакетатон изображалась меньшей по размерам, чем остальные дочери, которые были выше не ростом, а происхождением. А также есть сведения о второй Анхесенпаатон, дочери царя от Кийи. Всех их связывала очень нежная привязанность друг к другу. Особенные доверительные отношения были у Эхнатона и его матери. Есть изображения, говорящие, что она могла даже находится на особых условиях жены действующего царя, т.е. своего сына. На семейных сценах мы видим Эхнатона с наиболее близкими к царю людьми: дочерьми, женой Нефертити, матерью Тии, женой Кией, и Сменхкара. К сожалению, не сохранилось его изображений вместе с Тутанхамоном.

Иноземные цари были, как правило, сведущи в семейных дворцовых делах фараона, порой до тонкостей. Можно сделать вывод, что если в письмах к Эхнатону они (например, критские цари, с которыми египтяне имели довольно тесные связи, особенно в культурном плане) приветствовали и его сыновей, то, следовательно, сыновья у Эхнатона были…

Теперь коснемся личных семейных отношений Нефертити и Эхнатона. Основываясь на исследованиях таких египтологов, как Перепелкин, можно сказать, что в этой сфере также много неясного, т.е. все более реально, можно сказать, поземному и менее сказочно (как обычно предлагается читателю в исторических романах). Также неизвестно выбрал ли Эхнатон сам себе спутницу и царицу (как его отец) или это был “политический” брак, ясно лишь, что со временем их отношения стали достаточно близкими (вероятно, когда жена последовала учению мужа, которое поддерживали немногие).

Искренность Нефертити помогла Эхнатону раскрыться и раскрепоститься. Для Эхнатона она была нежной женой “божественного сына”, его помощницей, заместителем на земле, но, в отличие от отца, Аменхотепа III, он не делает из своей жены богоподобного (Тии уподобляли Хатхор) существа. Нефертити в его глазах лишь одна из женщин, удостоившаяся стать великой женой “божественного сына”. Это видно и из надписей в ее честь, и из доверяемых ей действий в ритуале поклонения Атону, что очень показательно. Тем более, если учесть, что у Эхнатона были и другие дети (сыновья), равные по возрасту его дочерям, можно понять, что Нефертити была возведена по чувствам фараона и по обычаю в ранг любимой жены фараона и, следовательно – царицы. Но были и другие жены (хотя о наличии близких отношений между Эхнатоном и этими женщинами неизвестно). Таким образом, все предположения о том, что Нефертити была единственной женой, равной своему “божественному” супругу, неоднозначны. Очевидно только ее заслуженное возвышение и, пусть и не такое большое, но все же влияние на супруга.

После расставания с Нефертити (причина действительно нам неизвестна) в последние годы своего царствования Эхнатон находит себе других спутников, наиболее реальны из них. Кийя и Сменхкара.

Примечателен еще один момент. В настенных надписях царские дочери именуются только дочерьми Нефертити. Однако внешнее сходство дочерей и Эхнатона не оставляет сомнений в его фактическом отцовстве (это могли бы доказать исследования их мумий, остается лишь надеяться, что некоторые из них все таки рано или поздно будут обнаружены и идентифицированы).

Эхнатон правил 17 лет, наиболее достоверно в конце правления правил с соправителем. Кто соправитель, тоже неизвестно точно: называются Сменхкара, Нефертити, Кийа, Бакетатон, Анхесенамон (которых, причем было две, одна от Нефертити, другая - от другой жены, возможно, от Кийи)

Одно из предположений, что Эхнатон умер, когда ему было ок.35 лет, может, 33-34. В последние годы он правил не один, с кем – вопрос. Наиболее реальны Сменхкара и Кийа. Скорее всего, преемником Эхнатона все-таки являлся Сменхкара, который мог править от 1 до 3 лет либо с Эхнатоном, либо с Тутанхамоном. Останки в “золотом гробе” доказывают его существование своим бесспорным родством с Тутанхамоном, который, скорее всего, приходился ему племянником.

Можно предположить, исходя из известного психологического облика Эхнатона, и даже сделать вывод: он был на самом деле нежным и прощающим человеком по отношению к своим родным и приближенным. Нет преследований отошедших от него людей, нет. Фараон награждает и милует. А о личных внутри семейных отношениях достаточно красноречиво рассказывают сохранившееся рельефы и фрески, обилие которых просто потрясает! Здесь заметим известное правило, что человек постоянно думает и посвящает свою жизнь тому, чего он больше всего любит. Поэтому можно утверждать: Атон и семья есть то, что фараон искренне любил больше всего на свете.





5.Искусство Амарны

5.1. Архитектура Амарны

Амарнская архитектура – это, главным образом, архитектура новой египетской столицы Ахетатона. “Великая очарованием, радующая глаз своей красотой”, - такими словами один из жителей Ахетатона описал новый город, священную резиденцию бога Атона. В архитектуре Амарны лаконично сочетались традиционные черты и новые приемы.

Ахетатон, в отличие от многих древнеегипетских городов, строился по единому плану, поэтому имел хорошую четкую планировку. М.Э.Матье пишет, что центральную часть города занимали главный храм Атона с жилищами жрецов и большими складами, царский дворец и официальные учреждения, а также казармы. Остальная часть города состояла из жилых домов. В северной и южной части Ахетатона располагались еще две царские резиденции. Основные дорожные магистрали традиционно шли вдоль берега Нила. В целом, Ахетатон представлял собой вытянутый вдоль Нила прямоугольник.

Большой храм Атона, “Дом Атона в Ахетатоне”, был религиозным центром города. При его постройке был применен материал, не характерный для древнеегипетской храмовой архитектуры – кирпич-сырец. Обычно из кирпича-сырца строились здания гражданской архитектуры, для храмов же традиционно использовался камень. Такое необычное решение было вызвано тем, что Ахетатон сооружался в рекордно быстрые сроки, поэтому было выгоднее использовать для храмов материал, из которого строился весь город (в его архитектуре встречался камень, но его не хватило бы для строительства большого здания), чем тратить время на доставку камня из отдаленных каменоломен.

Храм Атона был ориентирован с востока на запад, что было традиционно для древнеегипетской архитектуры. Он как бы повторял дневное движение солнца по небу. Храм, как обычно, окружала стена. В этой стене в обрамлении двух пилонов (башен с наклонными сторонами и плоскими вершинами) находились ворота. Перед пилонами были закреплены высокие деревянные мачты с флагами. Однако в остальном архитектура храма Атона отличалась от традиционной. Обычный древнеегипетский храм представлял собой анфиладу открытых дворов и крытых колонных залов, называемых гипостильными. Эта анфилада заканчивалась маленьким темным помещением без окон - наосом (святилищем), в котором стояла статуя божества.

В храме Атона не было ни крытых залов, ни наоса. Он представлял собой чередование открытых дворов. Каждый двор имел в середине прямой, слегка приподнятый проход, по обеим сторонам которого правильными рядами располагалось множество маленьких жертвенников. В центре стоял большой алтарь. Около пилонов, которые отделяли некоторые части храма, находились небольшие павильоны с царскими статуями и колоннами в виде бутонов папируса.

Такая планировка храма была неслучайной. Она была тесно связана с религией Атона. Атон – единый бог, повелитель всего во Вселенной. Истинный его храм – это все небо. Поэтому его проекцией на земле (каждый древнеегипетский храм считался “образом неба на земле”) может стать только здание, открытое навстречу огромному небу, с которого без всяких ограничений льется божественный свет. Как пишет К.Жак, именно этим объясняется отсутствие крытых залов. Верующие могли общаться с богом во всех помещениях храма, их не отделял от него никакой “экран”. Наличие многочисленных жертвенников было обусловлено, скорее всего, стремлением Эхнатона показать другим людям, что и они могут общаться с богом. Это укрепило бы их веру в Атона, убедило бы в истинности этого бога и ложности всех остальных богов. Обычно в храм допускались только жрецы и фараон, и фараон от лица всего египетского народа приносил жертву богу в святилище. Теперь же храм был открыт для всех желающих.

Архитектурное решение храма Атона было не совсем удачным вследствие монотонности повторяющихся дворов и строгих рядов жертвенников. Поэтому, как пишет М.Э.Матье, чтобы придать зданию соответствующую ему нарядность и одновременно скрыть бедность материала, из которого оно было построено, архитекторы уделили много внимания декорированию. Стены и колонны были покрыты цветными рельефами. Части фигур на рельефах выполнялись вставками из различных камней, таких, как небесно – голубой лазурит, ярко-красный сердолик, бирюза, золотисто-желтый песчаник, а также из стекла и фаянса. Это было новым приемом в оформлении храмов. Древние египтяне были искусными архитекторами, поэтому можно с уверенностью сказать, что храм Атона в целом по красоте не уступал другим храмам.

Важнейшую роль в архитектуре Ахетатона играли дворцы. При Эхнатоне в их архитектурном облике происходят значительные изменения. Дворец предстает уже не как прямоугольный массив, и не как храм, обнесенный гигантскими колоннами, а как дом-вилла в центре других зданий, окруженных открытым пространством. Стоит отметить, что внутренняя планировка дворца соответствовала традиционной. Как пишет М.Э.Матье, главный из дворцов, так называемый Большой дворец, располагался по сторонам параллельной Нилу широкой дороги. Вдоль ее западной стороны лежала официальная половина дворца, вдоль восточной – жилая. Рядом с жилой половиной располагался малый храм Атона – “Дворец Атона в Ахетатоне”, имевший аналогичную Большому храму планировку. Обе части дворца были обнесены толстыми кирпичными стенами. Они соединялись интересным с архитектурной точки зрения крытым мостиком, перекинутым через дорогу. Он имел три пролета: широкий в середине – для колесниц и отрядов войск, и два боковых – для пешеходов. Над средним пролетом располагался декоративно оформленный, украшенный маленькими колоннами и рельефами, проем, который назывался “окно явлений”. В особых случаях, например, во время праздников, в этом окне показывался фараон. Он приветствовал своих подданных и награждал особо отличившихся.





Дворцы в Ахетатоне. Реконструкция
Вход в официальную часть дворца (так же, как и в жилую) располагался с севера. Как пишет М.Э.Матье, он, скорее всего, имел вид пилона. За пилоном находился широкий двор. Здесь у стен стояло множество статуй Эхнатона. Они были сделаны из кварцита или гранита, великолепно отполированы. Таким образом архитекторы смогли придать двору соответствующую царской резиденции пышность.

За двором располагалось непосредственно само здание дворца, в которое вели три входа. Главный из них представлял собой павильон с высокими богато декорированными колоннами из песчаника. Их пальмовидные капители были инкрустированы цветными фаянсами с позолоченными перегородками, что, несомненно, придавало павильону нарядность. Как обычно, за павильоном располагался колонный зал. В нем фараон проводил важные собрания для решения государственных вопросов, принимал иностранных гостей, поэтому можно предположить, что архитектура этого зала отличалась особенной красотой и торжественностью. Зал был вытянут в ширину и имел три прохода в конце.

Средний из них заканчивался входом в парадный внутренний двор. Он был вымощен плитками из желтоватого с молочными прожилками алебастра и украшен стелами из этого же материала. Такое оформление прекрасно сочеталось с общим цветовым решением двора. Остальную территорию официальной части дворца занимали другие небольшие залы и дворы, а также молельни и кладовые. Отдельно располагались окруженные портиками садики с колодцами и небольшие колонные залы – для отдыха членов царской семьи и их приближенных во время важных приемов и церемоний.

Что касается жилой половины Большого дворца, то она, как обычно, состояла из колонных залов для приемов и пиршеств, за которыми находились личные покои царя.

На юге Ахетатона находился дворец Мару-Атон. Он был летней резиденцией фараона и занимал не такую обширную территорию, как главный дворец. Ворота находились в южной части. За ними располагалось каменное здание с колоннами в виде связок папируса, проход через которое вел в сад с овальным бассейном. В северной части Мару-Атона находился сад с огромным прудом, вдоль северного берега, которого стояло вытянутое в длину кирпичное здание из трех колонных залов. Во дворце Мару-Атон следует отметить интересный по своей планировке комплекс. Как пишет М.Э.Матье, он представлял собой храм, к которому вела дорожка, окаймленная цветочными клумбами. Далее, на острове, окруженном рвом, стояла молельня с двумя павильонами по сторонам. Пилястры павильонов имели оригинальные капители, украшенные цветами лотоса, полы покрывали алебастровые плиты, стены – разноцветные фаянсовые изразцы. Колонны молельни имели пальмовидные капители, стены покрывали рельефы. Дорожка из молельни вела к вытянутому колонному залу, всю среднюю часть которого занимали одиннадцать бассейнов, в виде буквы Т. Они располагались в ряд таким образом, что их концы чередовались.

На севере Ахетатона находилась еще одна резиденция фараона – дворец Хататон, “Замок Атона”. Этот дворец примечателен тем, что в нем был небольшой зоопарк для развлечения фараона и членов его семьи. В нем были собраны животные со всех уголков Египта. Хататон окружала стена толщиной в 2 метра. В западной ее части находился вход, который вел в прямоугольный двор. За первым двором находился второй с большим бассейном, окруженном деревьями. Справа от него были жилища обслуживающего персонала, построенные по типу обычных домов. Равную по величине площадь напротив занимал зверинец, состоявший из трех помещений. Каждое из них было образовано открытым двором и крытой

Древние египтяне были великолепными архитекторами, их творениями восхищались во все времена. Поэтому можно с уверенностью сказать, что Ахетатон в эпоху своего расцвета был одним из красивейших египетских городов.

5.2. Изобразительное искусство эпохи Амарны.
Наиболее ярко религиозная реформа Эхнатона и утверждение новой религии отразились в изобразительном искусстве. Они совершили в нем настоящий переворот, по силе превосходящий новаторство в архитектуре. Но этот переворот привел, в конечном счете, не к упадку древнеегипетского искусства, а к его обогащению новыми формами. Его результатом стало появление удивительных по красоте и мастерству исполнения произведений живописи и скульптуры, которыми восхищались и продолжают восхищаться во все времена.

Но расцвет изобразительного искусства Амарны наступил не сразу. Этому предшествовал сложный процесс отказа от старых канонов и становления нового стиля. Наиболее хорошо он заметен на примере развития искусства изображения людей (в более узком смысле – членов царской семьи).

Традиционно в Древнем Египте изображения богов совпадали с образом правящего фараона. Это должно было показать божественное происхождение последнего. Поэтому изображение царя всегда идеализировалось. Фараон мог быть некрасивым, слабым человеком, но испокон веков он изображался в идеальном возрасте, в расцвете духовных и физических сил, каким подобает быть сыну бога. Вся фигура царя всегда была проникнута силой и величием, сверхъестественно мощна. Выражение его лица отражало твердость духа и мудрость. Но стоит отметить, что оно было статичным, и по нему нельзя было сделать вывод о характере человека. Статуя Аменемхета III из собрания ГМИИ им.А.С.Пушкина – яркий пример традиционной царской статуи. Обычно изображение правящего фараона становилось каноном для изображения его подданных. Очень часто в лице статуи какого–нибудь чиновника или вельможи были заметны черты царя.

Как пишет М.Э.Матье, после религиозной реформы Эхнатона ситуация изменилась. Теперь царя уже нельзя было изображать согласно традиции, иначе его образ совпал бы с образами тех богов, культы которых он преследовал. Поэтому фигуры членов царской семьи и их подданных должны были иметь новый облик, лишенный иконографического сходства с изображениями старых богов. Перед художниками и скульпторами встали новые задачи, крутой переход к осуществлению которых требовал отказа от старых канонов и овладения новыми формами. Но это не могло произойти немедленно, поэтому неудивительно, что на первых этапах появления нового стиля изображения отличались несоразмерностью отдельных частей фигур, резкостью линий, угловатостью одних контуров и чрезмерной закругленностью других. Их можно назвать карикатурными. Скульпторы и художники уже не идеализировали образ царя (а значит, и образы его семьи и подданных), но они еще не знали, каким канонам им следовать. Они “искали истину”. Этот поиск выражался в обостренном реализме при изображении Эхнатона. При изображении членов его семьи и подданных мастера изобразительного искусства продолжали следовать старой традиции, подразумевавшей подражание облику царя.

Примером изменений, произошедших в царском, “божественном” каноне, может служить колосс Эхнатона, который находится в собрании Египетского музея в Каире. В этом памятнике от прежних статуй египетских владык сохранились лишь одежда, головной убор и символы власти, плеть и жезл. Основа же традиционного канонического образа – проникнутое силой, идеальное тело – отсутствует. Известно, что Эхнатон был больным, физически слабым человеком; причиной этому были кровосмесительные браки в царской семье, обусловленные желанием укрепления власти. Таким мы видим его и в этой статуе, причем вполне вероятно, что здесь уродства фараона показаны слишком реалистично, т. е. скульптор, резко отвергая старые каноны, немного “приукрасил” царя. Сразу бросаются в глаза исхудалое лицо, слишком вытянутый подбородок, пухлые губы, узкие косые глаза и тощая шея. Фигура Эхнатона поражает своим одутловатым животом, пухлыми бедрами и тощими руками. Части тела не пропорциональны: голова слишком мала по сравнению с туловищем.

Другой яркий пример раннего амарнского искусства – изображение на рельефе из храма Атона в Ахетатоне, на котором Эхнатон и Нефертити в сопровождении дочерей подносят цветы Атону. Здесь отчетливо видна карикатурность, характерная для начала становления нового стиля. Фигуры царя и его супруги слишком угловаты, части тела несоразмерны. На этом рельефе мы видим знаменитую красавицу Нефертити со старческим лицом, тонкими руками и талией, с пухлыми бедрами. В облике Эхнатона особенно поражает большая голова, которую поддерживает невозможно тонкая шея. Рассматривая эти изображения, трудно поверить в то, что древнеегипетские мастера рельефа, создававшие великолепные произведения искусства, могли сделать такой неумелый памятник.

Но постепенно изобразительное искусство Амарны вступает в эпоху расцвета. В это время окончательно складываются те черты, которые отличают памятники, созданные в эпоху Эхнатона, от других произведений древнеегипетского искусства и которые вызывают восхищение у человека, даже отчасти знакомого с культурой Древнего Египта. На смену утрировке портретных черт фараона и его семьи приходит зрелость мастерства, свободная от старых канонов и их демонстративного отрицания. Вместо полемической заостренности рисунка появляется мягкость моделировки, плавность линий, соразмерность пропорций. Скульпторы и художники, продолжая следовать реалистической направленности искусства, уже не используют гротескных форм. Они изображали человека таким, какой он есть, не приукрашивая и не уродуя его.

Скульптура эпохи расцвета амарнского искусства поражает мастерским отбором черт, что делает изображаемых людей почти живыми. Именно в это время создаются настоящие шедевры древнеегипетского искусства, подлинные сокровища мировой художественной культуры. Одним из таких сокровищ является бюст царицы Нефертити работы скульптора Тутмоса. Археолог Людвиг Борхард, нашедший этот памятник в 1912 году, записал в дневнике раскопок: “Описывать бесцельно – смотреть!”. С ним нельзя не согласиться. Трудно передать восхищение этим нежным овалом лица, прекрасно очерченным небольшим ртом, прямым носом, чудесными миндалевидными глазами (к сожалению, левый глаз отсутствует). Моделировка щек, губ, шеи и подбородка необычайно легка. Скульптура поражает равновесностью своих частей: высокий синий головной убор ничуть не отягощает голову и шею царицы. Лицо Нефертити наполнено дыханием жизни, которое еще больше усиливает яркая цветная роспись.

Одним из отличительных особенностей изобразительного искусства Амарны было стремление к передаче чувств человека, его характера и возраста. Никогда еще египетская статуя ни являлась почти точной копией человека и ни отражала его душевное состояние. Эта особенность нового искусства заметна и в бюсте Нефертити. Выражение лица царицы не статично: отчетливо видны те достоинство и сдержанность, которыми обладала женщина ее положения.

Еще один замечательный памятник скульптуры Амарны – незаконченный бюст Нефертити. Несмотря на незавершенность, он весь полон дыханием жизни, и эта жизненность так сильна, что даже забывается отсутствие глаз. Чудесен и загадочен чуть улыбающийся рот с углублениями около губ. Этот бюст, скорее всего, изображает молодую царицу, и в нем мы видим женщину, радующуюся жизни, красоте и молодости, и еще не отягощенную грузом прожитых лет.

Прекрасной иллюстрацией внимания мастеров изобразительного искусства Амарны к человеку как личности и его чувствам является статуя Нефертити в длинном одеянии и сандалиях, с овальным головным убором. Она также является примером сочетания высокого мастерства и стремления к реализму. Перед нами уже не молодая девушка, а мать шестерых дочерей. Ее тело утратило свежесть молодости. Лицо царицы все еще красивое, но время уже наложило на него свой отпечаток: от носа к подбородку прорезались морщины, уголки губ опущены. Вся фигура Нефертити выражает утомление, она стоит, сутулясь.

Интересной особенностью скульптуры Амарны было то, что впервые при изготовлении статуй применялись разные материалы: лицо и руки делали из кристаллического песчаника, туловище с белыми одеждами – из известняка. Гораздо чаще, чем прежде, использовались разноцветная роспись и инкрустация золотом, драгоценными и полудрагоценными камнями. Упомянутые выше два бюста Нефертити могут служить иллюстрациями этой особенности. Голова незаконченной скульптуры имеет квадратный выступ, на который впоследствии предполагалось установить головной убор, аналогичный убору первого бюста. Использование разнообразных материалов для статуй было вызвано главным стремлением искусства Амарны – создать памятники, как можно более близкие к действительности.

Мы рассмотрели сложный процесс становления нового искусства и скульптуру эпохи Амарны. А как религиозная реформа Эхнатона отразилась в других сферах изобразительного искусства, таких, как рельефы и росписи? Какие новые черты внесла она, и как эти черты сочетались с прежними канонами и традициями?

В амарнском изобразительном искусстве впервые появились изображения египетского царя в быту. На памятниках, созданных до Эхнатона, мы видим фараона во время официальных и религиозных церемоний, таких, например, как коронация или поклонение божеству. Теперь же наряду с этими изображениями появляются сцены из личной жизни царя. Амарна нарушила запрет интимности в египетском искусстве. Это, несомненно, было связано с отказом от старых художественных традиций. Примечательно, что интимные сцены встречались не только в личных покоях фараона, но и в гробницах царских приближенных, а также на домашних стелах и алтарях, посвященных Атону. Эхнатон сделал лицезрение своей личной жизни почти доступным для всех желающих. Это, вероятно, было вызвано тем, что он не до конца был уверен в поддержке народом своей реформы. Древние египтяне были очень консервативными людьми и к любому изменению в религиозном мировоззрении относились с большой осторожностью. Показывая им свою открытость, Эхнатон рассчитывал на доверие с их стороны.

Вот несколько замечательных примеров этого нового сюжета в древнеегипетском искусстве.

Как пишет М.Э.Матье, в гробнице вельможи Мерира сохранилась сцена, поражающая своей трогательной интимностью. На ней изображена одна из беседок дворцового сада с легкими деревянными колоннами сложного рисунка и капителями в виде букетов папирусов. На потолке висят гирлянды цветов. В беседке сидит Эхнатон, в его руках цветы и плоская чаша, которую он подает Нефертити. Царица наливает в эту чашу вино через ситечко. Три царевны протягивают отцу цветы и умащения. В собрании Египетского музея (Каир) есть стела, изображающая царскую семью во время отдыха. Слева на высоком табурете сидит Эхнатон, справа – Нефертити. К фараону, подняв головку, протягивает руки одна из дочерей, которой он дает серьгу с подвесками. На коленях у Нефертити – две другие дочери: одна стоит и, повернув личико к матери, гладит ее подбородок. К ней тянется другая сестра. Сохранилась сцена, аналогичная вышеописанной, еще более трогательная. На ней Эхнатон нежно, как любящий отец, целует одну из дочерей.

Наряду с такими интимными сценами в изобразительном искусстве Амарны были распространены и другие эпизоды семейной жизни фараона, например, сцены обедов и ужинов.

Как пишет М.Э.Матье, в гробнице начальника царского гарема Хеви сохранилась сцена царского обеда. Слева, на стульях с львиными лапами, сидят Эхнатон и Нефертити, справа – лицом к ним мать Эхнатона, царица Тейе. Около

В собрании Берлинского музея хранится часть рельефа, на котором изображены Эхнатон и Нефертити. Этот памятник смело можно назвать уникальным. Изображенная на нем сцена не встречалась в египетском искусстве ни до царя-реформатора, ни после. Лица супругов почти соприкасаются; они приготовились слиться в поцелуе.

По мнению М.Э.Матье, наивысшего мастерства в изображении человеческих чувств художники Амарны достигли в сцене смерти и оплакивания одной из старших дочерей Эхнатона - Макетатон. Таких образов страдающих родителей мы не найдем нигде. На ложе распростерта мертвая девочка. Рядом замерли родители – отец с заломленной над головой рукой и мать, прижавшая руку к лицу, словно не верящая своей утрате. Особенно трагична нянька, рвущаяся к телу своей любимицы. Ее с трудом удерживает молодая девушка. Все остальные, скорбя, заламывают руки.

Мастера изобразительного искусства Амарны стремились не только к точной передаче действий. Они старались передать и обстановку, в которой эти действия происходили. В правление Эхнатона резко возрастает роль пейзажа в искусстве. Он впервые появляется на официальном рельефе. Как пишет М.Э.Матье, наряду с окружающей природой появились изображения различной архитектуры. Причем эти изображения часто имели подробную прорисовку: изображалась не только внешняя стена какого-нибудь дворца, но и его многочисленные комнаты. В гробнице Панехси сохранилось изображение дворца Эхнатона. Он нарисован очень подробно.

Древние египтяне очень любили родную природу. Она была для них олицетворением божественного начала, давшего жизнь первым богам. По легенде, из цветка лотоса в зарослях тростника родилось Ра-солнце. Конечно, это чувство не могло ни найти отражение в древнеегипетском искусстве. С самых древних времен мы видим в нем растительные и животные мотивы. Изображение природы было одной из любимейших тем древнеегипетских художников. Но никогда эта тема ни была раскрыта с таким любовным упоением и так мастерски и реалистично, как это было в искусстве Амарны.

Украшавшие дворцы Ахетатона росписи и рельефы на растительные и животные мотивы делали их похожими на маленькие островки дикой природы. В них человек тесно ощущал свою связь с природой. Как пишет М.Э.Матье, пиршественный зал главного дворца Эхнатона был оформлен в виде укрытого от зноя нильского берега. Пол был расписан сценами в зарослях, изображавшими цветущие лотосы, плавающих рыб и порхающих вокруг птиц, а колонны были покрыты глазурованными изразцами и напоминали зеленые стволы папирусов, цветы и бутоны лотосов.

В северном дворце Хататон одним из красивейших помещений была так называемая “зеленая комната”, получившая такое название благодаря своим замечательным росписям. На стенах, сверху донизу расписанных зелеными стеблями папирусов, раскрывалась широкая панорама нильских зарослей с их обитателями. Папирусы гнуться в разные стороны, их раскрытые зонтики перекрывают друг друга, иногда между ними сверкает голубизной своих лепестков цветок лотоса. Всюду видны птицы: тихо сидят, распустив большие хвосты, голуби; стремительно летит к воде, наметив добычу, зимородок, показанный совершенно необычно, в крутом спуске вниз; встревоженный чем-то, повернул голову маленький сорокопут. Кажется, что, находясь в этой комнате, человек слышал шелест папирусов и воркование голубей.

В южном дворце Мару-Атон одно из помещений было расписано вьющимися виноградными лозами с пурпурными гроздьями.

Любовь к природе нашла отражение и в художественном ремесле. В нем с небывалым прежде разнообразием использовались реалистически переданные растительные мотивы и особенное внимание уделялось богатству расцветки изделия. Прекрасный пример этого – сосуд в виде рыбки.



5.3. Декоративно-прикладное искусство Амарны
Для всех периодов египетского искусства характерно замечательное единство стиля, которое объясняется различными факторами: своеобразные природные условия, исключительное значение религии и жречества, фараона и его двора, первенствующая роль архитектуры, дух консерватизма.  Впрочем, всё это не исключало разнообразие, которое было большим, нежели принято  думать. Не следует забывать, что, хотя основная часть произведений искусства носила религиозный характер и была связана с погребальным культом, создавалось много произведений, отражавших повседневную жизнь..
От эпохи Нового царства сохранились великолепные алебастровые сосуды, обнаруженные в гробнице Тутанхамона. Некоторые из них своими изогнутыми линиями напоминают европейские изделия 1900-х г. стиля модерн. Таков, например, тройной светильник, состоящий из вытянутой чашечки лотоса с двумя бутонами на изогнутых стеблях и горизонтально расположенными листьями по бокам. Совершенно превосходен и другой кубок из просвечивающегося алебастра в форме цветка лотоса, с ажурными ручками в виде букетов из цветка и бутонов лотоса, поддерживающих иероглиф «вечность». Простота кубка, украшенного только надписями с именем фараона и пожеланиями долголетия, контрастирует с изысканной сложностью ручек.

Декоративная живопись применялась для украшения храмов, дворцов, жилых домов и гробниц. Наше представление о египетской живописи основано на крайне неполных данных, поскольку в подавляющей своей части она утрачена, так что от росписи храмов не уцелело почти ничего, от дворцов и жилых домов до нас дошло лишь несколько образцов, и только живопись гробниц сохранилась в достаточно большом количестве.

Эта живопись использовала следующие краски: чёрная (пигмент угля), белая (на основе гипса и извести), серая (из смеси белой и чёрной), синяя ( фритта кальция и силикат меди), зелёная (измельчённый малахит и фритта, аналогичная синей), коричневая (охра), красная (охра), розовая (смесь белой и красной), жёлтая (охра жёлтая и аурипигмент). Краски разводились на воде с клеем и наносились плоскими мазками с помощью кистей, которые делались из растительных материалов и в небольшом количестве дошли до наших дней. Использовалась техника темперы. Краски накладывались на стены гробницы, предварительно покрытые слоем гипса или глины, или же служили для подкрашивания барельефов.

Сюжеты египетской живописи Нового царства были весьма разнообразны; среди них встречаются изображения ремесленников, принимавших участие в создании сооружения (изображение краснодеревщиков и ювелиров в гробнице Рехмира). Украшение дворцов и жилых домов при XVIII династии говорит о большом декоративном чувстве; некоторые образцы живописи времён Аменхотепа III и Аменхотепа IV свидетельствуют о влиянии эгейского искусства, что объясняется существовавшей в тот период при египетском дворе тягой к экзотике.

Потолки усыпальниц обычно декорируются тщательно выполненными геометрическими мотивами и растительными фризами. Основные мотивы, используемые в живописи: прямые и ломаные линии, шашечный узор, розетки, сетки, спирали, шнуры, греческий орнамент, элементы растений, иероглифы.

Мотивы эти сформировались, скорее всего, под воздействием других видов искусств: прямые и ломаные линии воспроизводят мотивы тканей и плетёных изделий, розетки повторяют небольшие кожаные диски, украшавшие одежду, орнаментальные сетки имитировали сетки из жемчужных нитей, известные как украшения уже со времён Древнего царства.

Египетская керамика весьма разнообразна и делится в целом на два вида: глиняная и фаянсовая.

Глиняная посуда известна в Египте с начала неолита, т. е. с 5 тыс. до н.э., её формы и декор возникли ещё в Додинастический период. Примерно с 3200 г. ремесленники изготовляют свои изделия на гончарном круге, а потом полируют внешнюю поверхность галькой. Позднее, с Древнего царства, изделия стали обжигать в печах, а затем и покрывать росписью. В последующие эпохи глиняная посуда вытесняется металлической, и производство её ограничивается чисто утилитарными нуждами; изготовление же расписной посуды прекращается до XVIII династии.

Изделия из фаянса – одно из достижений художественных ремёсел Египта. Уже со времен I династии существуют фаянсовые бусы и маленькие круглые игорные столики. Синий фаянс широко использовался для облицовки внутренних помещений гробницы Джосера и для производства других декоративных элементов архитектуры. Фаянсовые плитки использовались в Амарне, во дворцах Рамсеса II и Рамсеса III.

Кроме декоративных элементов архитектуры египтяне изготовляли из фаянса самые разнообразные изделия:  ожерелья, канопы, статуэтки для погребений, сосуды для благовоний, кубки и чаши. В Амарне и в Кантире обнаружены остатки трёх фаянсовых мастерских (XVIII и XX династий) и найдены многочисленные формы; изделия делались из кварцевой фритты со стекловидной поливой. Применялись обычно синий и зелёный цвета, реже фиолетовый, коричневый, красный, чёрный. Светлые тона – белый и жёлтый – были во все времена трудно достижимы и соответственно очень редки.

Ювелирное дело и изготовление украшений также принадлежала к числу художественных ремёсел, в которых египтяне достигли высокого совершенства. Из всех великих культур древности лишь одна долина Нила оставила нам достаточно предметов, чтобы мы могли восстановить историю развития ювелирного дела у египтян на протяжении сорока столетий. С наступлением Нового царства, когда Египет достиг вершины своего богатства и силы, дает себя знать новое направление в искусстве. Сдержанности и уравновешенности предшествующих эпох противопоставляется теперь нечто вроде романтизма, обилие и пышность которого доходят иной раз до чрезмерности. Лучшие произведения этой эпохи – сокровища гробницы Тутанхамона, которые при всём своём ослепительном богатстве не теряют всё-таки гармоничности.
В период Нового царства дерево широко применялось для изготовления предметов туалета, которые отличались необыкновенной утончённостью и изяществом. Сохранились гребни, ложечки для притираний, баночки для мазей, шкатулки, лопаточки, совершенство которых ставит их в первый ряд произведений искусства древности.
От Древнего Египта благодаря сухому климату уцелело больше тканей, чем от всех древних цивилизаций вместе взятых. Основным текстильным сырьём был лён, шерсть и конопля применялись очень редко.

Мы знакомы с процессом изготовления тканей и плетения циновок по многочисленным изображениям, кроме того, узор плетения не раз служил декоративным мотивом в живописи.

Наиболее интересные образцы тканей были найдены в гробнице Тутанхамона и представляют собой остатки семи царских одеяний, некоторые из них с вышивкой.

В узорах тканей преобладали растительный и анимационной орнаменты, также часто встречается употребление иероглифов, царских картушей и символических мотивов.



6. Последствия атонистской революции
Новый культ встретил сильную оппозицию со стороны жречества и недовольство народа, не понимавшего смысл нововведений и все более страдавшего от начавшегося экономического упадка. Процарствовав около 17-18 лет, Эхнатон скончался и уступил престол эфемерному царю Сменхкара, который был мужем старшей дочери Эхнатона и Нефертити – принцессы Меритатон. Спустя 2 года престол перешел к Тутанхатону, младшему брату Сменхкара и супругу третьей дочери Эхнатона – Анхесенпаатон. Под влиянием высокопоставленных сановников (регентов Эйе и Хоремхеба, будущих фараонов) и жречества юный царь отказывается от ереси своего предшественника, принимает имя Тутанхамон и переносит двор в Мемфис.
Ахетатон был постепенно заброшен и стал разрушаться, а с началом XIX династии был проклят и превратился в каменоломню. Имя его создателя также было проклято и изъято из официальной документации, в которой отныне Эхнатона упоминали только как «врага». Сооружения Эхнатона были. Сооружения Эхнатона были разрушены и в других городах Египта.

7. Современные оценки Эхнатона

Эпоха Амарны стала временем создания удивительных шедевров египетского искусства, оказавших значительное влияние на дальнейшее развитие египетского искусства. Особого упоминания требуют скульптурные портреты Эхнатона и Нефертити из мастерской скульптора Тутмоса Младшего в Ахетатоне, рельефы царской гробницы в восточных скалах Амарны и, наконец, фантастические росписи полов дворцов и резиденций столицы Эхнатона.

Часть этих памятников чудом избежала уничтожения в годы реставрации, последовавшей за смертью фараона-еретика, часть, как, например, храмы Атона в Карнаке, была разобрана и использована в качестве каменной «набивки» для более поздних архитектурных сооружений в Фивах. Безусловно, следует отметить, что Амарна стала переломной эпохой и для египетской словесности. Новоегипетский язык с этого времени окончательно вытесняет более древний среднеегипетский; создаются шедевры египетской поэзии — «Гимн Атону», авторство которого приписывается самому царю и в котором просматриваются параллели с библейскими псалмами, любовная лирика, получившая широкое распространение в Египте во второй половине Нового царства.

В целом, религиозная реформа Эхнатона широкого распространения в египетском обществе не получила и, наоборот, была воспринята враждебно. В своих действиях царь опирался на прослойку «новой» знати, происходившей из беднейших слоев населения, обязанных своим возвышением личной воле фараона, а потому ему преданных. Два с половиной века спустя сосуществование двух слоёв военной знати и жречества в стране породит глубинный раскол египетского общества, который приведет к окончательной деградации царской власти и падению Нового царства.

Суть преобразований Эхнатона не вполне ясна для нашего времени. С момента открытия руин Ахетатона у современной Амарны доминирующей в египтологии была точка зрения, согласно которой новое вероучение Эхнатона было монотеистическим или очень близко к таковому подходило. Согласно этой теории, Эхнатона можно считать первой личностью в мировой истории, о которой документально известно её поклонение Единому Богу, а атонизм является древнейшим (или одним из древнейших наряду с зарождавшимся иудаизмом) монотеистических вероучений. Эта гипотеза, истоки которой лежат в трудах египтологов начала XX века, служила отправной точкой для отдельных дальнейших спекуляций, устанавливающих прямые связи между Эхнатоном и Моисеем, вплоть до их отождествления.

Среди подобных взглядов стоит упомянуть точку зрения основоположника психоанализа Зигмунда Фрейда, изложенную им в работе «Моисей и монотеизм» (Moses and Monotheism) в 1939, согласно которой Моисей был адептом религии Эхнатона, а иудаизм — результатом синкретизма атонизма и традиционной религии древних евреев. Ныне эту точку зрения отстаивает Ахмед Осман, утверждающий, между прочим, что Моисей не только идентичен Эхнатону, но ещё и является внуком Иосифа Прекрасного, отождествлённого с вельможей Юей.

В трудах многих современных историков считается установленным фактом, что вероучение Эхнатона, почитавшего, по крайней мере, в первое десятилетие его правления, помимо Атона — зримой формы солнечного диска и других богов — Шу, Ра-Хорахте, Тефнут и т. д., — не было, строго говоря, монотеистическим. Против характеристики атонизма как монотеизма выступают многие специалисты по эпохе Амарны. Такую точку зрения отстаивали египтологи Д. Редфорд, Э. Эртман, Н. Ривз.

Однако и мнение, что не существует никаких связей между атонизмом и монотеизмом, является очень поспешным. Более оптимистически настроенные в плане установления таких связей исследователи характеризуют атонизм как протомонотеизм или генотеизм — предпочтение одному из божеств.



Из оды Аменхотепа IV

«Каждое око глядит на Тебя, горний Атон! Но постиг и познал Тебя в целом свете один Эхнатон».

«Без Солнца жизнь замирает. При Его восходе оживает. Когда Ты исчезаешь, земля объята кромешной тьмой. Очи не видят очей, и в усыпальнице спят, с головой закутавшись, смертные. Из-под изголовья их укради драгоценную вещь — не заметят». (пер. И. Яковлева)

«Эхнатон совершает революцию в сознании египтян. Предки его считали, согласно египетским (и иерусалимским) жрецам, что только они от Бога, а прочие — „сыны дьявола“. Эхнатон в своем правлении пришел к мысли: Бог объемлет Своей любовью все творение, единый Бог над всем.» (Атон для Эхнатона — универсальный мировой Бог. Фараон — Его избранник, «возлюбленный сын»).





Заключение

Тема моего проекта выбрана неслучайно. Всё что связано с Древним Египтом меня всегда интересовало.

Личность Аменхотепа IV противоречива, поэтому у египтологов не существует единого мнения относительно мотивов и характера фараона-реформатора — диаметрально противоположные характеристики Эхнатона даются часто в рамках одного исследования. Фараона изображают то идеальным правителем, мудрым и миролюбивым человеком, намного опередившим своё время, то выдающимся философом-мечтателем, не блещущим талантами государственного деятеля, то душевнобольным фанатиком.

Фараон-реформатор Эхнатон и его Жена Нефертити всегда привлекали моё внимание. Их правление стало яркой и необычайно загадочной страницей в культуре Египта. Я попыталась приоткрыть завесу этих тайн.

Я считаю, что достаточно полно изложила в своей работе информацию о правлении Эхнатона. Кто такой Эхнатон? И как фараон смог провести такую крупную реформу в Древнем Египте. Узнала много нового о Нефертити, какую роль она играла в осуществлении реформ Эхнатона.

Особенно подробно в своей работе я остановилась на изменениях во всех областях искусства и литературы, которые произошли в эпоху Амарны.

Я считаю, мне удалось достаточно полно показать, что интересной особенностью искусства Амарны было стремление к передаче чувств человека, его характера и возраста. Скульптура, рельефы, росписи, декоративно - прикладное искусство эпохи Эхнатона это удивительные по красоте и мастерству исполнения произведения которыми восхищались и продолжают восхищаться во все времена.

Меня больше всего поразили сюжеты росписей и рельефов. Семейные сцены, на которых фараон Эхнатон представлен нежным отцом и заботливым мужем.



Я пришла к выводу, что реалистические тенденции в искусстве Амарны вполне могли оставить свой след в реалистическом искусстве античной Греции.

Список литературы


  1. Н.А. Дмитриев, Н.А. Виноградова «Искусство Древнего мира»

  2. «Декоративно – прикладное искусство в жизни человека» Учебник 5 класс

  3. Джоан Флетчер «В поисках Нефертити»

  4. Легенды и мифы Древнего Египта

  5. www.wikipedia.org

  6. http://www.monefon.narod.ru/Ehnaton.htm

  7. http://duat.egyptclub.ru/ehnat.htm






©netref.ru 2017
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет