Экспертиза Актуальные проблемы современных международных



жүктеу 0.68 Mb.
бет1/6
Дата27.04.2016
өлшемі0.68 Mb.
  1   2   3   4   5   6
:
Экспертиза
Актуальные проблемы

современных международных

отношений




Журнал

Центра

международных исследований

Белгосуниверситета
2

2012





ЭКСПЕРТИЗА № 2, 2012


В ЭТОМ НОМЕРЕ

Актуальные проблемы

современных международных

отношений




Главный редактор: Е.А. Достанко
Редакционная коллегия:
Юрий Петрович Бровка,

доктор юридических наук
Елена Леонидовна Давыденко,

доктор экономических наук
Елена Анатольевна Достанко,

кандидат политических наук
Елена Евгеньевна Кучко,

доктор социологических наук
Юлиана Игоревна Малевич,

доктор политических наук
Сергей Васильевич Решетников,

доктор политических наук
Мечислав Эдвардович Чесновский,

доктор исторических наук
Александр Викторович Шарапо,

доктор исторических наук
Алексей Васильевич Данильченко,

доктор экономических наук
Рецензенты:
Нина Арсеньевна Антанович,

кандидат политических наук
Татьяна Владимировна Купчинова,

кандидат социологических наук
Олег Михайлович Старовойтов,

кандидат политических наук
Роза Маратовна Турарбекова,

кандидат политических наук
Наталья Вячеславовна Юрова,

кандидат экономических наук
Ответственный редактор: Л.С. Большедворова

Корректоры: В.О. Вербицкая, А.В. Муслимов
Наш адрес:

Беларусь, 220004, Минск,

ул. Кальварийская, 9, к. 636, 637

Центр международных исследований

факультет международных отношений

Белорусский государственный университет


тел. +375 172 59 70 05; +375 172 59 70 06

e-mail: centis@bsu.by


INTERNET: http://www.centis.bsu.by/new_cite/expert/expert.mht
© Центр международных исследований

ФМО БГУ, 2012.





  1. Достанко Е.А. Международное многостороннее

сотрудничество на современном этапе 3



  1. Муслимов А.В. Роль и место Великобритании

в Содружестве Наций 8



  1. Соболь А. Антиглобализм 15



  1. Ладария И.И.Проблема статуса Республики Абхазия

в международных отношениях 27



  1. Логинова У. Деятельность ООН в области

расширения возможностей женщин

в сфере экономики, искоренения бедности

и прекращения распространения ВИЧ/СПИДа 32



  1. Лагун В.А. Причины участия детей

в вооруженных конфликтах 41




МЕЖДУНАРОДНОЕ МНОГОСТОРОННЕЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Е.А. Достанко,

директор ЦМИ ФМО БГУ
Система многостороннего международного сотрудничества, формировавшаяся на протяжении последних 20 лет, нуждается в содержательной модернизации и реформировании. Вызовы современных международных отношений требуют институализации основ коллективного международного действия, создания условий для эффективной деятельности международных институтов, усиления легитимизации «глобальной мобилизации» международного сообщества. Очевидно, что реформирование системы многостороннего международного сотрудничества не может быть быстрым, некоторые ученые говорят, в том и числе, и о несистемном, даже беспорядочном характере изменений1.

Одной из ведущих школ изучения международного многостороннего сотрудничества является мультилатерализм (multilateralism), теоретические основы которого были разработаны в рамках функционализма Дж. Капоразо2, а также неофункционалистами Р. Кохэном и Дж. Найем3. Мультилатерализм рассматривается и как теоретический подход к осмыслению многостороннего международного сотрудничества, и в качестве одного из элементов реализации внешней политики государства. На примере различных сфер деятельности международных организаций выявляются и формулируются концептуальные основы мультилатерализма, его формы, значение, различный контекст (Бушард К., Петерсон Дж.)4, выделяются особенные черты этого подхода по сравнению с регионализмом (Мейер Д.)5, определяется взаимовлияние мультилатерализма и регионализма (Винтер А.)6.

Основными концепциями и подходами к изучению международного многостороннего сотрудничества являются следующие: федерализм и неофедерализм; коммуникационный (плюралистический) подход; интерговернментализм (intergovernmentalism); супранационализм (наднациональный) (supranationalism); подход, анализирующий европейскую интеграцию с позиций внутренней политики каждого государства (domesticpoliticsapproach); многоуровневое управление (multilevelgovernance, MLG); а также концепции интеграции с изменяемой геометрией, устойчивого ядра, разноскоростной интеграции, концентрических кругов, регионов, гибкой интеграции, усиленного сотрудничества. Авторы, исследующие международное многостороннее сотрудничество в рамках той или иной модели, стремились выявить, прежде всего, те преимущества сотрудничества, которые способствуют преодолению недостатков и решению созидательных проблем для субъекта интеграции, определяли недостатки, которые выступают сдерживающим фактором усиления многостороннего сотрудничества страны, исследовали механизмы реализации проблем международного многостороннего сотрудничества, определяли перспективы его развития.

Современные теоретики и практики многостороннего международного сотрудничества выдвигают различное видение будущего мультилатерализма: от возникновения системы globalgovernance до фактически полного исчезновения многостороннего сотрудничества вследствие его неэффективности. Государства не видят возможности максимально достичь реализации своих национальных интересов через многостороннее сотрудничество, поэтому все больше прибегают к двустороннему принципу обсуждения проблем. Крупные государства не способны и/или не успешны в поддержании деятельности международных организаций. Критики многостороннего сотрудничества говорят о росте тенденции билатерализации международных отношений. Однако в таком случае никто не ответственен за мировой порядок, что не способствует международной безопасности и стабильности.

Применение принципа субсидиарности в деятельности международных организаций лежит в основе эффективности многостороннего сотрудничества.

Международное многостороннее сотрудничество является коллективным действием, выражается в размещении международного и регионального миротворческого присутствия, реализации функции международного нормотворчества, систематических дипломатических переговорах и посредничестве, превентивной дипломатии, постконфликтном урегулировании. Наблюдается тенденция увеличения количества международных институтов, хотя ряд исследователей утверждает, что вне международного сотрудничества остаются многие проблемы.

Международное многостороннее сотрудничество затрагивает достаточно широкий круг международных, региональных, субрегиональных проблем. Эффективность его снижается в случае необходимости быстрого, оперативного реагирования, разработки планов реформирования в тех или иных областях, применением консенсуса при принятий решений по большинству областей сотрудничества.

Однако современность диктует необходимость коллективного действия при решении глобальных проблем, несмотря на существующие разногласия, неэффективные механизмы и т.д.

Международное многостороннее сотрудничество осуществляется на глобальном уровне (ООН, специализированные учреждения, фонды и программы ООН); на региональном уровне (Европейский союз); на субрегиональном уровне (ЦЕИ). Кроме того, можно выделить функциональное основание (например, Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), а также формирование неинституциональных межправительственных и неправительственных объединений (Группа 8 (G8), Группа 20 (G20)): в современных международных отношениях такие группы часто оказывают существенную помощь дипломатической практике. Примерами могут служить создание по аналогии с G-20 группы L-20, объединяющей лидеров профсоюзов, Y-20 − молодых лидеров, B-20 − представителей бизнеса7. Отдельно необходимо отметить создание международно-правовых режимов, которые вводятся в рамках международных организаций либо вне их, например, по правам человека, климату, торговле (Всемирная торговая организация).

Проблемы международного многостороннего сотрудничества:

- оперативность (миротворческие операции ООН, гуманитарная помощь, помощь в целях развития);

- отсутствие четкой иерархии в правовых нормах;

- развивающиеся страны придают огромное значение международному многостороннему сотрудничеству, но во многих случаях их голос не слышен международному сообществу; часто они не имеют возможности организовать представительство при международных организациях, членами которых являются;

- увеличение «соперничества» между международными организациями (однако в большинстве случаев такое соперничество приводит к уменьшению авторитетности существующих международных режимов, легитимности операций, преимущественно военных, по урегулированию кризисных ситуаций)8;

- все большее распространение получают так называемые multilateralisma` lacarte, когда государства участвуют только в тех организациях, коалициях и т.д., которые им наиболее интересны9;

- дублирование функций международных организаций;

- в некоторых случаях государства, в особенности развитые страны, предпочитают не участвовать либо минимизировать участие в международном обсуждении сложных проблем;

- соперничество в распределении финансирования, в частности, в рамках ООН и ЕС;

- направления, формы реформирования и модернизации: создание новых институтов вместо существующих (возникают вопросы о преемнике, о конкретных критериях членства);

- современные глобальные проблемы и вызовы, такие как терроризм, окружающая среда, торговые режимы, оружие массового уничтожения, являются всеобщими, не предполагают большего/меньшего участия/неучастия демократических/недемократических правительств, развитых/неразвитых государств и т.д. − в данном случае коллективное действие более ожидаемо и необходимо, нежели частичные решения;

- реформирование ООН – возможно создание новой организации, у которой будет легитимное право использовать силу (часто говорили про НАТО). В экономической сфере – передать полномочия Группе 8 (G8) / Группе 20 (G20) (возникает вопрос о представлении интересов неразвитых государств, членстве, легитимности и т.д.). В таком случае вся система многостороннего сотрудничества будет значительно ослаблена, приведет к блоковому противостоянию, фрагментации, значительному ослаблению возможностей реагировать на вызовы современности10.

Особый интерес представляет появление новых форм многостороннего международного сотрудничества, таких как коалиционное, региональное, «частное» многостороннее сотрудничество.

Начало коалиционному сотрудничеству было положено в 2002 г., когда П. Вульфовиц заявил: «The mission has to determinet he coalition, not the other wayaround»11. Коллективное действие не всегда может быть многосторонним, но обязательным его условием является нахождение командования в одних руках, одного государства. Коалиционное многостороннее сотрудничество − это большее количество обязательств, нежели конкретных вкладов (а в чем отличие от ООН?), ограниченные возможности партнеров, отсутствие контроля над командованием, недостаточный опыт институционального сотрудничества.

В коалиционном многостороннем сотрудничестве часто не возможно наступление таких преимуществ полномерного многостороннего международного сотрудничества, как легитимность, равное участие сторон в финансировании операций и предоставлении ресурсов, которое значительно снижает риски от недостатка процедур и правил, широкая мобилизация международных усилий. Мультилатерализм имеет свои ограничения, но когда государства «играют по правилам», они подчеркивают большую значимость для них выгод в долгосрочной перспективе, нежели одномоментных успехов.

Региональное международное многостороннее сотрудничество получило значительное развитие в последние десятилетия, усиление регионализации во многом обусловлено большей способностью разрешать кризисные ситуации на региональном, а не глобальном уровне. Кроме того, все активнее частные лица принимают участие в финансировании, например, специализированных фондов и учреждений системы ООН, других международных неправительственных организаций.
Международное многостороннее сотрудничество на современном этапе (Елена Достанко)

Международное многостороннее сотрудничество затрагивает широкий круг международных, региональных и субрегиональных проблем, выражается в размещении международного и регионального миротворческого присутствия, реализации функции международного нормотворчества, систематических дипломатических переговорах, посредничестве и др. По мнению автора, в настоящее время система многостороннего международного сотрудничества, формировавшаяся на протяжении последних 20 лет, нуждается в содержательной модернизации и реформировании.
International multilateral cooperation at the present stage (Elena Dostanko)

International multilateral cooperation involves a wide range of international, regional and subregional issues, expresses in the placement of international and regional peacekeeping presence, the implementation of international law-making function, systematic diplomatic negotiations, mediation, etc. According to the author, the current system of multilateral international cooperation, which was formed during the past 20 years, needs substantial modernization and reform.



РОЛЬ И МЕСТО ВЕЛИКОБРИТАНИИ В СОДРУЖЕСТВЕ НАЦИЙ

А.В. Муслимов,

магистр гуманитарных наук,

ведущий специалист ЦМИ ФМО БГУ
Великобритания − один из важнейших центров силы в мире в ХIХ в., претерпев ряд преобразований, продолжает оказывать влияние на мировые политические, экономические, социальные и культурные процессы. Так, отношения между бывшими колониями и метрополией, помимо двусторонних связей, выстраиваются в рамках Содружества Наций (далее − СН). Обратим внимание, что название этой международной организации на протяжении истории варьировалось: с середины ХХ в. после обретения независимости и суверенитета большинством стран, находившихся в колониальной зависимости от Великобритании, данная организация называлась Британское Содружество; после же отделения остальных колоний, организация получила название Содружество Наций. В литературе также встречается название Британское Содружество Наций, а еще чаще − Содружество.

На сегодняшний момент Содружество Наций включает 54 государства [6]. В Содружество входят так называемые Королевства Содружества. Это 17 государств (помимо Соединенного Королевства), в которых главой государства признается британский монарх, представленный генерал-губернатором. Он же является и главой Содружества. Однако этот титул не подразумевает какой-либо политической власти над государствами − членами Содружества и не распространяется на британского монарха автоматически. Большинство государств − членов Содружества не признают британского монарха главой государства. Это, однако, не влияет на их статус в рамках СН. Государства Содружества, провозглашающие себя республиками, автоматически выходят из Содружества, если они не обратятся к остальным членам с просьбой о сохранении их членства в Содружестве [1].

Члены Содружества Наций характеризуются удивительным разнообразием: так, СН включает в себя Канаду − страну, занимающую второе место на Земле по территории, и Науру − самую маленькую независимую республику, которая является самым маленьким островным государством в мире. В демографическом плане в странах СН половину населения составляют молодые люди в возрасте 25 лет и младше [4].С точки зрения численности населения, на первом месте находится Индия, а самое немногочисленное население у Тувалу − 12 тыс. человек. Территория стран Содружества составляет примерно четверть земной суши [1]. Членами СН являются такие быстро развивающиеся страны, как Индия и Малайзия, а также Мозамбик и Танзания − одни из беднейших в мире. В рамках СН практикуются все основные религии мира [4].

СН простирает свои границы через все мировые континенты и океаны: от Африки до Азии, от Тихого океана до Карибского бассейна, от Средиземного моря до Северной Америки [7].

Тем не менее, несмотря на это разнообразие, все члены Содружества объединены определенными согласованными ценностями и принципами, общим историческим наследием. Члены Содружества стремятся работать сообща в духе сотрудничества, партнерства и взаимопонимания [4].

Великобритания продолжает влиять на внутреннее развитие бывших колоний, т.к. британские традиции достаточно сильны и органично вписываются в мировоззрение множества людей бывшей Британской империи. Классическим вариантом внутреннего устройства стран − участниц Содружества Наций на сегодняшний день можно назвать копирование британской системы образования и адаптацию к местным условиям базовых принципов работы законодательной ветви власти Соединенного Королевства. Однако, в целом, политические системы бывших колоний и доминионов являются синтезом британского парламентаризма и опыта демократий США и Западной Европы.

Примечательно, что СН не имеет некоторых фундаментальных атрибутов организаций подобного типа: так, например, отсутствует общий законодательный орган.

Традиционно Великобритания является культурной доминантой на пространстве бывшей Британской империи. Английский язык объединяет полилингвистичное сообщество.

В 1965 г. был основан Секретариат СН в лондонском Мальборо-Хаус. На сегодняшний день этот координационный орган политики СН по-прежнему располагается в Лондоне. Генеральный секретарь может быть избран из числа граждан СН и находиться в должности не более двух четырехлетних сроков. В настоящее время генсеком СН является Камалеш Шарма, индийский дипломат, занимающий пост с апреля 2008 г. Он пятый по счету генеральный секретарь СН. Его предшественниками были: Арнольд Смит − представитель Канады (1965–1975 гг.), Шридат Рамфал из Гайаны (1975–1990 гг.), Чиф Аньяоку из Нигерии (1990–2000 гг.), Дон МакКиннон из Новой Зеландии (2000–2008 гг.) [5].

Два важнейших события произошли в 1971 г. Во-первых, была принята Сингапурская декларация принципов Содружества, которая официально утвердила этический кодекс СН и провозгласила, что Содружество Наций будет стремиться к улучшению прав человека, а также к расовой и экономической справедливости. Великобритания, являясь демократическим государством, сделала важный шаг в деле экстраполяции своих внутренних политических и моральных ценностей на страны СН. Во-вторых, был создан Фонд Содружества по техническому сотрудничеству. На основе концепции взаимности фонд стал первым продвигать идею технического сотрудничества между развивающимися странами, что отвечало интересам Великобритании, поскольку международная экономическая кооперация в условиях усложнения и глобализации мирохозяйственных связей диктовала необходимость более плотного сотрудничества в технической сфере между Великобританией и ее партнерами по СН.

Основываясь на принципах Сингапурской декларации, в 1991 г. была принята Харарская декларация, призванная установить «новый курс для нового века». В документе, в частности, говорилось о необходимости и решимости продвижения демократии, прав человека, верховенства закона, а также устойчивого экономического и социального развития.

На саммите в Миллбруке (Новая Зеландия) в 1995 г. была принята Миллбрукская программа действия Содружества. В ней подтверждались принципы, провозглашенные в Хараре, коме того, были предложены практические шаги по решению проблем, связанных с нарушениями этих принципов, а также создана Министерская группа действий министров иностранных дел. Великобритания, стремясь обеспечить заявленные принципы реальными действиями, выступила как опытный консультант в плане преодоления проблем, связанных с угрозой демократии. В контексте данных решений ввиду нарушений прав человека военным режимом в Нигерии был предпринят беспрецедентный шаг по приостановлению членства в СН данного государства [5].

Каждые два года происходит встреча руководства государств − членов Содружества Наций в формате конференции. Такие форумы проводятся на территории одной из стран СН. Следует обратить внимание, что по ходу истории наблюдается тенденция к снижению роли Великобритании как морального авторитета и арбитра в разрешении спорных ситуаций в Содружестве Наций. Это объясняется, в первую очередь тем, что, будучи самостоятельными акторами международных отношений, бывшие британские колонии и доминионы в качестве внешнеполитического ориентира не всегда избирают Соединенное Королевство. Учитывая роль и место США в системе мировых политико-экономических связей, это государство после Второй мировой войны стало рассматриваться значительным количеством стран − участниц СН как наиболее интересный вариант для тесного сотрудничества (например, Канада определяет именно США своим важнейшим стратегическим партнером).

Для более эффективного осуществления управления делами СН на конференции Содружества Наций, состоявшейся в 1999 г. в Дурбане (ЮАР), было принято решение о введении поста председателя Содружества. Им становится глава правительства страны − организатора конференции [2].

Государства СН на постоянной основе проводят консультации по наиболее актуальным проблемам, среди которых центральное место занимают экономические. Так, страны − члены Содружества Наций создали институты для обмена информацией по экономическим вопросам, включая Экономический консультативный совет Содружества, который состоит из министров экономики и министров финансов стран − участниц СН. Также к консультативным органам СН можно отнести Совет по воздушному транспорту Содружества, Научный комитет Содружества, различные исследовательские организации. В военной сфере каждое государство СН, будучи независимым, тем не менее, проводит консультации с другими участниками организации. Существует также Консультативный комитет Содружества по вопросам обороны, который проводит военные учения, обеспечивает обмен штабными работниками, техническими специалистами, ведет переподготовку кадров. Помимо названных органов коммуникация в рамках СН осуществляется через Союз прессы Содружества, Конференцию радиовещания Содружества, Парламентскую ассоциацию Содружества [2]. Данные организации способствуют консолидации как на межгосударственном уровне, так и на межведомственном, профессиональном, межличностном уровнях сотрудничества. Представители Великобритании, как правило, принимают достаточно активное участие в названных организациях.

Следует обратить внимание, что при поддержке СН реализуется множество программ. Среди наиболее известных и популярных у населения − иммиграционные программы, сельскохозяйственные, образовательные, программы в сфере здравоохранения, машиностроения и т.д. Действуют библиотеки, различные культурно-просветительские организации. Раз в четыре года проводятся Игры Содружества. Великобритания включилась в этот процесс и является донором ряда проектов.

В последнее время наблюдается неуклонная тенденция сокращения переселения жителей Великобритании в бывшие колонии. С одной стороны, этот факт можно объяснить тем, что уровень жизни в Соединенном Королевстве достаточно высок, часто выше, чем в других странах СН. С другой стороны, Британская империя канула в лету, и это неминуемо ведет к угасанию интереса граждан Великобритании к заморским территориям как к месту постоянного проживания. Однако обратим внимание, что традиционно британский монарх (сегодня это Елизавета II) играет важную объединяющую и символическую роль, которая часто удерживает СН единым во времена кризисов и конфликтов [3].

Членство в Содружестве открыто для всех стран, признающих основные цели его деятельности. Необходимо также наличие прошлых или нынешних конституционных связей между кандидатом на вступление и Великобританией или иным членом Содружества. Впервые правило о наличии связей с Великобританией у принимаемой страны было нарушено в отношении Мозамбика, бывшей колонии Португалии. Мозамбик был принят в Содружество в 1995 г. после проведения первых демократических выборов. За Мозамбик попросили его соседи, которые входили в СН и желали помочь этой стране в преодолении ущерба, нанесенного ее экономике в связи с противостоянием режимам белого меньшинства в Южной Родезии (ныне Зимбабве) и ЮАР. В 1997 г. главы государств Содружества приняли решение о том, что вопрос Мозамбика следует рассматривать как особый случай, не создающий прецедента на будущее. Однако в 2009 г. африканское государство Руанда стало 54-м членом Содружества Наций. Бывшая колония Германии и Бельгии, Руанда стала вторым государством в Содружестве Наций, не имеющим колониальных или конституционных связей с Великобританией [1].

Каждая страна Содружества обладает безоговорочным правом одностороннего выхода из него. В 1972 г. из Содружества вышел Пакистан в знак протеста против признания Содружеством Бангладеш как независимого государства. В 1989 г. Пакистан вернулся в состав организации. В 2009 г. членство Фиджи было «полностью приостановлено», потому что не было удовлетворено в намеченный срок требование СН о проведении в этой стране демократических выборов. ЮАР лишилась членства СН в 1961 г. после провозглашения республики, а также в связи с неприятием рядом стран Содружества (государствами Азии, Африки и Канадой) политики апартеида, проводившейся ЮАР. Членство ЮАР было восстановлено в 1994 г., после того как был положен конец апартеиду. В последние годы было несколько случаев приостановления участия членов СН «в деятельности советов Содружества» (в совещаниях лидеров и министров стран-членов) за явные нарушения демократических норм управления. Данная мера не прекращает членства государства в Содружестве. Она принималась в отношении Фиджи в 2000−2001 гг. и с 2006 г. после военного переворота в этой стране и в отношении Пакистана с 1999 по 2004 г. и с ноября 2007 г. по аналогичной причине [1]. Соединенное Королевство последовательно выступает против всех форм дискриминации и выступает с критикой недемократических режимов.

В последнее время Великобритания целенаправленно смещает вектор внешнеполитической активности с бывших колоний и доминионов на Европейский Союз и США, тем самым все больше удаляясь от дел Содружества Наций. До вступления в Европейское экономическое сообщество Великобритания преимущественно имела интересы в сфере торговли с государствами СН. После смещения внешнеполитических и внешнеэкономических приоритетов Великобритания уделяет больше внимания экономическим отношениям со странами Запада.

Каждое государство − член СН самостоятельно определяет свои внешнеполитические приоритеты и проводимый курс. Все страны − участницы СН являются членами ООН. Однако при этом они не создают в рамках ООН какие-либо блоки и организации. Так, Великобритания наряду с некоторыми другими странами − участницами СН при голосовании обычно консолидируется с США, афро-азиатские страны в большинстве случаев предпочитают придерживаться нейтральных позиций.

Таким образом, в странах Содружества Наций проживает полиэтничное, полирелигиозное население. Данную международную организацию неформально называют «семьей наций». Общее население СН составляет четверть человечества.

Несомненно, что эта международная организация представляет собой исторический, а не политический союз, и тем более не экономический [3]. Участие в делах СН не позволяет Великобритании оказывать какое-либо прямое политическое влияние на остальных членов. В качестве главы СН британский монарх не выполняет никаких формальных функций, и его роль в повседневной деятельности организации лишь символическая [1].

Сегодня Содружество Наций представляет собой динамично развивающуюся ассоциацию государств, работающих над продвижением демократии на основе уважения прав человека и верховенства закона, а также устойчивого экологического, экономического и социального развития [4].



Членство в Содружестве Наций не налагает особых обязательств даже на Великобританию. Большинство стран − участниц СН используют выгоды, доступные благодаря членству в СН и сотрудничеству в его рамках. Не обладая властными прерогативами, Великобритания, тем не менее, дорожит своим символическим престижем главы Содружества Наций и его старейшего члена.
Источники


  1. Содружество Наций // Википедия − свободная энциклопедия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/Содружество_наций. – Дата доступа: 20.05.2012.

  2. Содружество Наций // Энциклопедия «Кругосвет» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.krugosvet.ru/enc/istoriya/SODRUZHESTVO_NATSI.html?page=0,4. – Дата доступа: 20.05.2012.

  3. Становление Великобритании как европейской нации // Аделанта.инфо [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://adelanta.info/encyclopaedia/politics/411/. – Дата доступа: 20.05.2012.

  4. A modern Commonwealth // The Royal Commonwealth Society [Electronic resource]. – Mode of access: http://www.thercs.org/society/commonwealth. – Date of access: 11.05.2012.

  5. Important milestones in history // The Royal Commonwealth Society [Electronic resource]. – Mode of access: http://www.thercs.org/society/commonwealthhistory. – Date of access: 20.05.2012.

  6. The Commonwealth // The Commonwealth [Electronic resource]. – Mode of access: http://www.thecommonwealth.org/Internal/191086/191247/the_commonwealth/. – Date of access: 20.05.2012.

  7. The Commonwealth // The Commonwealth Education Trust [Electronic resource]. – Mode of access: http://www.commonwealtheducationtrust.org/the-commonwealth.php. – Date of access: 20.05.2012.

Роль и место Великобритании в Содружестве Наций (Алексей Муслимов)

Данная статья посвящена вопросам сотрудничества Великобритании с ее бывшими колониями и доминионами в рамках Содружества Наций. Автор рассматривает наиболее важные аспекты функционирования данного интеграционного проекта, затрагивает ключевые моменты истории этой международной организации. По результатам исследования автор приходит к выводу, что в настоящее время Великобритания неуклонно смещает акцент внешнеполитического сотрудничества с Содружества Наций на страны Запада, тем самым дистанцируясь от бывших колоний и доминионов.

The role and place of Great Britain in the Commonwealth of Nations (Alexei Muslimov)

This article is devoted to the main issues of collaboration between The United Kingdom and it’s former colonies and dominions at the framework of the Commonwealth of Nations. The author of the article analyzes dominant aspects of these integrational project’s existing, focusing at the key historical points of these international organization. The author concludes that at the present time Great Britain constantly moves the stress of foreign affairs from the Commonwealth of Nations to the countries of the West, making more distance between itself and former colonies and dominions.


АНТИГЛОБАЛИЗМ



А. Соболь,

студентка ФМО БГУ

С развитием глобализации, которая в целом рассматривается как прогрессивный процесс, стали проявляться ее негативные последствия. Став источником обогащения для определенных социальных групп, глобализация породила множество проблем. Увеличивается разрыв между полюсами богатства и бедности, развивающиеся страны вынуждены платить высокую социальную цену за интеграцию в глобальное экономическое пространство, наблюдаются кризис рабочих мест и массовые увольнения в развитых странах, загрязнение окружающей среды, отрицательные последствия развития науки и техники, международный терроризм.

Как ответ возникла оппозиция, получившая название движения антиглобалистов. С каждым годом всемирное сопротивление складывающемуся глобальному порядку заявляет о себе все активнее. Возникнув как совокупность не связанных между собой локальных протестов, антиглобалистское движение стало приобретать международный сетевой характер. Стоящие за ним различные социальные силы проявили способность к объединению и организации в международных масштабах.



  1   2   3   4   5   6


©netref.ru 2017
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет