Элементы математики в ландшафтном дизайне



жүктеу 97.46 Kb.
Дата01.05.2016
өлшемі97.46 Kb.
: docum
docum -> Аэробус а-320 Самолет а-320 — флагман семейства среднемагистральных узкофюзеляжных самолетов европейского концерна Airbus. Самолет полностью сертифицирован для полетов в России и за рубежом. Технические характеристики
docum -> Эффективность применения коллоидной фитоформулы ангиомега комплекс в кардиологии
docum -> Исследование Тимура Касымовича Бейсембиева «Жизнь Алимкула. Местная центрально-азиатская хроника XIX века» выпущена в свет издательством «Рутледж Курзон»
docum -> План построения (развития) апк «Безопасный город» на территории муниципального образования город Абаза
docum -> Сабақтың тақырыбы: Абайдың қара сөздері. Сабақтың мақсаты: Қазақ халқының ұлы ақыны Абай Құнанбайұлының шығарма
docum -> 2015 жылдың қазан айының репертуары
docum -> Қызылорда облысы Қазалы ауданының білім бөлімінің тұрмысы төмен отбасы балаларына оқулық құралдырын мемлекеттік сатып алу
docum -> Әйтеке би кенті 14 тамыз 2014 жыл 10 сағат 40 минут
Республиканская научно-исследовательская конференция школьников по практическому краеведению

«Историко-культурное и природное наследие родного края»



«Элементы математики в ландшафтном дизайне»

Выполнила: Базаркина Елена,

ученица 9 класса МБОУ «Темниковская

средняя общеобразовательная школа № 1»;

Руководитель: Зубарева Тамара Викторовна,

учитель математики.

Темников, 2012

Летом 2012 года наша республика Мордовия отметит тысячелетие единения своего народа с народами российского государства. В Послании Главы Республики Мордовии Госсобранию особое внимание уделялось мероприятиям по благоустройству населенных пунктов. Атмосфера праздника, гостеприимства и радушия должна создаваться украшением улиц, зданий, подъездов, транспорта. Я считаю, что проект «Золотое сечение» или арабеска в стиле «этно» актуален и востребован, так как станет украшением не только нашей школы, но и всего города, будет восхищать своей красотой гостей и жителей нашего района. И пусть данный проект станет подарком Республике, родному городу Темникову и моей любимой школе!

Первым и главным учителем понимания красоты была и остается для людей природа, окружающий ландшафтный мир. Видимо, не случайно в чарующей красоте царскосельских садов и парков выросли поэтические гении А.С. Пушкина и А.А. Ахматовой.

Благоустройство и озеленение пришкольного участка играет важную не только санитарно-гигиеническую, но и учебно-воспитательную роль. Правильное использование цветочных растений даёт большие возможности, например, можно гармонизировать ландшафты, подбирать такие сочетания, которые будут оказывать благотворное влияние на эмоциональное состояние человека.

Цель проекта: создать праздничный ландшафт около здания школы

Задачи:

1.Разработать дизайн-проект ландшафта;

2. Осуществить подбор цветочных растений

Методы:


  1. Визуальное наблюдение.

  2. Измерительные работы на местности.

  3. Экспресс-методика изучения почвы.

  4. Вычислительные методы:

- вычисление площадей;

- установление функциональной зависимости при определении композиционных форм;

- метод пропорциональной зависимости;

- метод размещения растений по принципу чисел Фибоначчи.

5. Изучение специальной литературы.

Мною было проведено визуальное обследование участка. Композиция – расположение различных форм в пространстве в сочетаниях, создающих гармоничное пространство. Соотношение форм по их свойствам представляют собой средства композиции. Я обратила внимание на соотношение форм по геометрическому строению. Учла, что здание школы имеет форму параллелепипеда, обладает осевой симметрией.



СЛАЙД 1 «ШКОЛА»

Характерные объемные формы крон деревьев можно представить себе как тела вращения – параболоиды. Кроны кустарников, как усеченные конусы. Присутствуют и линейные формы: дорожки, ограждения.

Перспективу создают аллея берез, которые расположены вдоль дорожки. Ряды деревьев создают две вертикальные плоскости – «стены». Верхней плоскостью - «потолком» служит полог листвы деревьев и небо. Березовая аллея удивительно прекрасна в любое время года. В тени березовых деревьев можно спрятаться от палящего солнца в жаркую летнюю погоду или укрыться от дождя, который застал прохожих врасплох. Справа и слева от аллеи располагаются участки земли прямоугольной формы, без перепада высот, покрытые газонной травой. Данные участки практически освещены весь день и хорошо просматриваются не только из окон школьных кабинетов, но и из расположенных напротив жилых домов. Именно на этом участке пришкольной территории предполагается создание клумбы-арабески, с элементами мордовского орнамента.

Для определения площади участка я воспользовалась рулеткой. Так как участок огорожен, то я измерила одну секцию изгороди, сосчитала сколько секций расположено в длину и в ширину, определила размеры участка. Данные записала в таблицу.




Кол – во секций

Размер секций

Размер участка

Ширина

31

1,5 м.

46,5 м.

Длина

50

1,5 м.

75 м.


Ширину участка уменьшим с обеих сторон на 10 м. и длину на 20 м.,т.к. эта площадь занята насаждениями

Из специальной литературы, я выяснила, что клумба –это цветник геометрической формы от 1 до 30 м. в диаметре (овал, круг, прямоугольник). Растения располагаются в виде сложного рисунка. Чаще всего используют низкорослые сорта летников или ковровые растения. Одной из разновидностей клумбы является арабеска. Арабеска - фигурная клумба причудливой формы.

Основные признаки арабесок:

1. Приподнята над газоном на 15-20 см.

2. Поверхность выпуклая с уклоном 5-10% (на каждый метр повышается высота на 5-10 см.)

3. Если диаметр меньше 5 м. можно ограничится 2-5 видами цветущих растений.

4. Для предотвращения смешения цветочных растений с различной цветовой гаммой и придания контрастности арабеске, в качестве декора используют щебень, гальку или мраморную крошку.

Обязательным условием данного дизайн-проекта является соблюдение принципа золотого сечения при выборе цветочных культур для арабески. Термин “Золотое сечение” обозначает соотношение 1:1,618, которое со времен Древней Греции считается эталонным для создания гармоничных решений при строительстве зданий, в живописи, ландшафтном дизайне, дизайне интерьеров и т.п.

Давным-давно, еще 2,5 тыс. лет назад было обнаружено, что именно такое соотношение лежит в основе многих пропорций человеческого тела. А впоследствии выяснилось, что это соотношение применимо и к другим творениям природы. Следование правилу “Золотого сечения” позволяет добиться наиболее гармоничного сочетания элементов.

Использование этого правила прослеживается во многих творениях искусства. Например, именно таково соотношение ширины и длины Парфенона в Афинах, а также пропорции на живописных полотных художников разных эпох - с 14 по 21 века.

“Золотое сечение” с успехом можно применять в Ландшафтном Дизайне. В этом случае созданная картина смотрится естественно, кажется, что так и должно быть. В дизайне интерьеров пользуются упрощенным вариантом правила “Золотого сечения”, называя его также “Золотой серединой” или “Золотым прямоугольником”.

Выделим на нашем участке «золотой прямоугольник», т.е. такой, у которого отношение сторон равно 1, 6.

Например, длиной 20 м., шириной 12, 5 м. Проведем через середины сторон прямоугольника две оси симметрии, они разделят его на 4 части. В одной из четвертей выполним построение узора. СЛАЙД 2 «УЗОР»

Затем отобразим его симметрично относительно каждой из осей. Получим орнамент. В основе орнамента лежит переносная (трансляционная) симметрия.

Переносная симметрия плоской решетки (прямоугольника) определяется совокупностью двух векторов


Такой орнамент имеет продольную и поперечную оси симметрии.

СЛАЙД 3 «ОРНАМЕНТ»

Правило «золотого» сечения может быть выражено следующим рядом чисел: 1, 2, 3, 5, 8, 13, 21, 34, 55,89, 144 и т.д. Этот ряд чисел носит название «числа Фибоначчи». Он обладает свойством: каждый член ряда, начиная с третьего равен сумме двух предыдущих. Находя отношение двух любых рядом стоящих чисел этого ряда, получаем ½, 2/3, 3/5, 5/8,8/13 и т.д.

Здесь числитель высота растений, а знаменатель – расстояние от края клумбы до растения. Если растение достигает высоты 10 см., то его нужно сажать на расстоянии 20 см. от края клумбы (коэффициент пропорциональности ½). Растения высотой 13 см. - надо сажать на расстоянии 21 см. (коэффициент 13/21), а цветок высотой 50 см. высаживается от края клумбы на 80 см. (коэффициент 5/8).

Высоту растений также следует подбирать. Если высокое растение – 32 см., 1 часть = 4 см. Тогда соотношение растений каждого колера будет соответствовать пропорции: 12:20:32 см или 3:5:8.

Таким образом, при оформлении клумб мы должны обратиться за помощью к математике, которая, используя правило «золотого» сечения, помогает красиво оформить клумбу. Формула «золотого» сечения – это главное правило эстетики. Любое произведение искусства, спроектированное в точном соответствии с пропорциями золотого сечения, являет собой совершенную эстетическую форму.

Осенью 2011 года было проведено исследование плодородия почвы по ее цвету, а также экспресс методика изучения потребности растений в азоте.

Одним из главных признаков плодородия почвы является наличие в ней гумусовых веществ, которые обуславливают окраску. По цвету можно условно разделить на категории по содержанию гумуса и плодородия:




Цвет

Плодородие

Черная

гумусная, плодородная

Темно-серая

среднегумусная, среднеплодородная

Серая

малогумусная, малоплодородная
Экспресс методика изучения потребности растений в азоте проста. Ее можно использовать в полевых условиях. Делаем косой срез (чтобы иметь максимальную поверхность) листа, черешка, стебля растения, помещаем его на стеклянную пластинку или в фарфоровую чашечку, наносим на срез 1 каплю реактива (лакмуса) и отмечаем скорость появления окраски среза, ее интенсивность и цвет.
       Таким образом я установила содержание в почве соединений азота и определила потребность в них растений на пришкольном участке. Поэтому были подобраны сорта растений, которые не так требовательны к содержанию гумуса и влаги в почве, но и будут расти в данных экологических условиях.

В нашем случае, предполагаемый цветник – клумба – арабеска будет представлена растениями с тремя различными колерами (желтый, красный, серебристый). Для предотвращения смешения цветовой гаммы, а также для контрастности арабески, в качестве дополнительного декора предполагается использование строительного щебня.

Я предлагаю посадить следующие растения:

  1. Портулак (низкорослый, стелющийся, однолетник, высота растений не более 12 см., ярко-красного цвета).

  2. Бархотцы (однолетние, ветвистые растения, высотой 32 см. с ярко - оранжевыми соцветиями).

  3. Бегонии (бордового цвета, высотой 32 см.)

  4. Камнеломка (высотой 20 см., серебристого цвета)

  5. Сальвия (высотой до 52 см. с ярко- красными соцветиями).

Используя формулы для вычисления площади круга, кругового сектора, треугольника, прямоугольника, а также основные свойства площадей, я нашла площади всех засеваемых культур:

  1. Газон внутри – 60 кв.м.

  2. Сальвия – 19 кв.м.

  3. Щебень – 46 кв.м.

  4. Бордовая бегония – 14 кв.м.

  5. Бархотцы оранжевые – 21 кв.м.

  6. Камнеломка серебристая – 22 кв.м.

  7. Портулак – 8 кв.м.

Общая площадь клумбы – 190 кв.м.

Леонардо да Винчи сказал: «Ни одно человеческое исследование не может называться истинной наукой, если оно не прошло через математические доказательства». Я показала, что фундаментальные закономерности математики являются формообразующими в ландшафтном дизайне. Я думаю, что в моей работе рассмотрены все опорно-полагающие аспекты создания ландшафта, который окажет на зрителя большое эмоциональное воздействие. Человек умеет интуитивно чувствовать гармонию. Гармоничные структуры мы называем словом «красота». Красивое тело построено по закону «золотого» сечения. «Золотое» сечение - один из основополагающих принципов природы.

Я считаю, что данный проект реализуем, не требует огромных материальных затрат и будет замечательным подарком Республике, моему городу, а также любимой школе к такому замечательному событию, как тысячелетие единения мордовского народа с народами российского государства! Спасибо за внимание!



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Азевич А. И. Двадцать уроков гармонии- М.:Школа-Пресс, 1998

  2. Виппер Ю. Ф. Золотое деление как основной морфологический закон в природе и искусстве – М.: Школа-Пресс, 1998

3. Деревья и кустарники, розы и сирени. / Под ред. академика АН БCCP Н.В. Смольского. - Мн., 1968. - 310 с.

4. Компанеец А. С. Симметрия в микро- и макромире. –М.: Наука, 1978

5. Кирильчик Л.А. Основы современного устройства газонов. - Мн., 1978. - 340 с

6. Маргайлик Г.И. Памятники зеленой архитектуры. // Лесное хозяйство. - 1966. - № 6. - С. 3 - 5.

7. Маргайяик Г.И. Ассортимент декоративных растений для озеленения пришкольных территорий. - Мн., 1972. - 420 с.

8. Маргайлик Г.И., Кирильчик Л.А. Встречи с природой. - Мн., 1974. - 280 с.

9. Многолетние цветочные растения. / Под ред. академика АН БССР Н.В. Смольского. - Мн., 1972. - 265 с.

10. Смольский Н.В., Кирильчик Л.А. Зеленый ковер в сквере. // Сельское хозяйство Белоруссии. - 1968. - № 3. - С. 2 - 6.

11. Смольский Н.В., Маргайлик Г.И. Основные аспекты озеленения. //Родная природа. - 1976. - № 1. - С. 11 - 15.



©netref.ru 2017
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет