«эмбриология»



жүктеу 180.06 Kb.
Дата28.04.2016
өлшемі180.06 Kb.
түріМетодические рекомендации
: uum2 -> uum-gistology-%5Bazizova-fx%5D -> amaliy-qism
amaliy-qism -> Текст лекции Ташкент 2012 Тема лекции: эндокринная система 2 часа План лекции: Общая характеристика
amaliy-qism -> Тошкент тиббиёт академияси гистология ва тиббий биология кафедраси
uum2 -> Аккомодация. Бинокулярное зрение
uum2 -> Лекция биохимия мышц для студентов 2 курса лечебного и санитарно-профилактического факультетов
uum2 -> Аномалии родовой деятельности
uum2 -> Об руҳий касалликларнинг этиологияси ва патогенези
uum-gistology-%5Bazizova-fx%5D -> 4 та тўғри жавобли тестлар


МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

ЦЕНТР РАЗВИТИЯ МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ТАШКЕНТСКАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ

Кафедра гистологии и медицинской биологии
Предмет гистология_______________

ТЕМА: «ЭМБРИОЛОГИЯ»
Учебно-методическая разработка

(для преподавателей и студентов медицинских ВУЗов)

Ташкент – 2007



МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ПО ТЕМЕ:
«ЭМБРИОЛОГИЯ – 2 занятие»

Для медико-педагогического факультета



(занятие №4)
Тема: «ЭМБРИОЛОГИЯ» - 2 занятие
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

к практическому занятию № 4

Тема: «Общая эмбриология. Дифференцировка зародышевых листков, органогенез, провизорные органы »


  1. Место проведения занятия, оснащение

– кафедра гистологии и медицинской биологии;

- гистологические препараты, микроскопы, компьютер, атласы, слайды.

  1. Продолжительность изучения темы – 4 часа.

  2. Цель занятия:

- знать образование осевых зачатков органов; источники развития тканей и органов;

- знать источники развития, строение и функции провизорных органов;

- найти на препаратах зачатки органов и тканей.
Задачи

Студент должен знать:

- дифференцировку эктодермы, энтодермы и мезодермы, осевые зачатки органов, процесс гисто- и органогенеза;

- дифференцировку внезародышевых листков, источники образования провизорных органов, их строение и функции.
Студент должен уметь:

Выполнить практические навыки: при изучении под микроскопом различных стадий развития зародыша птицы определить осевые зачатки органов: нервную трубку, хорду, сомиты, спланхнотом; найти и показать туловищную и амниотическую складки, определить зачатки головного мозга, сердца, печени, аорты, легких, кишечника, почек.




  1. Мотивация

Эмбриология является основой многих клинических дисциплин, например, акушерства и гинекологии, педиатрии, стоматологии и других. Изучение эмбриологии включает основы общей эмбриологии и основы эмбриологии человека. Знание общей эмбриологии необходимо для понимания закономерностей эмбрионального развития, его видовых особенностей в связи с разными условиями жизни. Знание основ общей эмбриологии помогает понять процесс эмбриогенеза у человека, механизмы образования тканей и органов.


  1. Межпредметные и внутрипредметные связи.

Знания основ общей эмбриологии используются в гистологии при изучении эмбриологии человека. Могут быть использованы при изучении таких клинических дисциплин как акушерство и гинекология, педиатрия.

6. Содержание занятия

    1. Теоретическая часть

Рассматриваемые вопросы:


  1. Понятие о диффероне. Этапы дифференцировки.

  2. Дифференцировка зародышевой эктодермы. Процесс нейруляции и образование нервной трубки. Образование других производных: нервного гребня, ганглиозных пластинок, плакод, кожной эктодермы, прехордальной пластинки.

  3. Дифференцировка зародышевой энтодермы. Образование кишечной трубки, печени, поджелудочной железы.

  4. Дифференцировка зародышевой мезодермы. Образование первичных производных: сомитов, спланхнотома, нефротома. Понятие о мезенхиме и ее производных.

  5. Провизорные органы. Желточный мешок. Источники развития: внезародышевая энтодерма и внезародышевая мезодерма. Строение стенки: два слоя – внутренний эпителиальный, наружный соединительно-тканный. Функции: трофическая, кроветворная. Амнион: источники образования, строение стенки, функции. Аллантоис: источники образования, строение стенки, функции. Хорион: источники образования – трофобласт и внезародышевая мезодерма. Строение ворсинки хориона. Гистиотрофный и гематотрофный типы питания эмбриона. Четыре типа плацент: эпителиохориальная, десмохориальная, эндотелиохориальная, гемо- хориальная.

На занятии кроме обычного устного опроса используется метод «Слабое звено», преподаватель работает со всей группой. (Методика прилагается)
6.2. Аналитическая часть.
Решение ситуационных задач

Задача 1. Часть стенки бластулы погружается внутрь и образует второй слой. Как этот процесс называется и что при этом образуется?


Задача 2. Что образует полость одного из провизорных органов,
заполненных жидкостью, впоследствии окружающего плод?
Задача 3. Какой орган развивается из трофобласта с выраженной
эндокринной функцией?
Задача 4. Из мезодермы развивается структура, прорастающая кровеносными сосудами, обеспечивающими питание плода, что за структура?

Задача 5. Какая структура образуется из внезародышевой экто- и мезодермы и в последствии сообщается с задней кишкой?


Задача 6. В условном эксперименте микроманипулятором разруши­ли дерматом. Нарушение развития какой ткани вызовет это воздейст­вие?
Задача 7. Экспериментальным путем у зародыша поврежден нефротом. Нарушения развития в каких системах произойдут?
Задача 8. В эксперименте на амфибиях на стадии гаструлы с помо­щью сплошной пластинки изолировали хордальный вырост от эктодермы. Какие нарушения в развитии зародыша вызовет это воздействие? "
Задача 9. У зародыша помимо других провизорных органов, разви­вается трофобласт. К какому классу животных относится этот зародыш?
Задача 10. У зародышей развиты все провизорные органы: желточ­ный мешок, амнион, серозная оболочка и аллантоис. К какому классу животных следует отнести эти зародыши?
Задача 11. При развитии зародыша цыпленка поврежден орган, вы­полняющий функции газообмена и выделения метаболитов. Как называ­ется этот орган? Какие листки его образуют?
Задача 12. При развитии зародыша птицы повреждена внезародышевая эктодерма. В состав каких внезародышевых оболочек она входит и какие функции будут нарушены?
6.3 Практическая часть.

Изучение под микроскопом гистологических препаратов и их зарисовка в альбомах.
Препарат №1. Поперечный разрез зародыша курицы на стадии образования нервной трубки, сомитов и хорды.

Окраска гематоксилин - эозином.

При малом увеличении сверху видна эктодерма, под ней нервная трубка овальной формы, еще ниже – хорда шаровидной формы. Возле нервной трубки и хорды с двух сторон симметрично расположены сомиты – производное мезодермы. Латерально от них продолжаются два листка спланхнотома: париетальный и висцеральный, также являющиеся производными мезодермы. Между этими листками видна щелевидная целомическая полость. Над границей между сомитами и спланхнотомом виден кольцевидный зачаток – производное мезодермы - нефротом. Под хордой и спланхнотомом расположена энтодерма. Зародышевые листки (эктодерма, мезодерма и энтодерма) без видимой границы продолжаются в соответствующие внезародышевые листки.

Зарисовать и обозначить: 1) зародышевая эктодерма, 2) нервная трубка, 3) хорда, 4) сомит, 5) спланхнотом: а) висцеральный листок, б) парие-тальный листок, в) целомическая полость, 6) нефротом, 7) энтодерма.

См. рис.1 и в атласе Алмазова И.В., Сутулова Л.С. рис. 91.
Препарат № 2. Поперечный разрез зародыша курицы на стадии туловищной и амниотической складки.

Окраска гематоксилин - эозином.

При малом увеличении видно тело зародыша и по бокам от него туловищная и амниотическая складки. Амниотическая складка состоит из внезародышевой эктодермы и париетального листка мезодермы. Она направлена вверх над телом зародыша. Туловищная складка направлена вниз под тело зародыша, она отделяет его от желточного мешка. При этом начинается образование кишечной трубки и желточного мешка. В теле зародыша при малом увеличении сверху видна эпидермальная эктодерма. Под ней в середине располаются нервная трубка и под ней хорда. По бокам от нервной трубки находятся сомиты, в которых уже дифференцирован дерматом и миотом. Латерально возле сомитов видны трубочки зачатка почки. По обеим сторонам от хорды находятся закладки аорты и сердца. Аорта представлена двумя симметрично расположенными тонкостенными трубочками, в которых видны клетки крови. Рядом с туловищной складкой – спланхнотом. Висцеральный листок спланхнотома контактирует с энтодермой, а париетальный сопровождает эктодерму. Вокруг всех этих зачатков видны клетки мезенхимы.

Найти и показать на препарате все указанные зачатки органов, туловищную и амниотическую складки.

Зарисовать и обозначить: 1) эктодерма, 2) нервная трубка, 3) хорда,

4) сомит, 5) дерматом, 6) спланхнотом, 7) зачаток аорты, 8) зачаток сердца, 9) зачаток почки, 10) энтодерма, 11) туловищная складка, 12) амниотическая оболочка.

См. рис.2 и в атласе Алмазова И.В. и Сутулова Л.С. рис.92.
Препарат 3. Поперечный разрез зародыша птицы на стадии органогенеза.

Окраска: гематоксилин-эозин.

При малом увеличении в теле зародыша в спинной части видна нервная трубка, хорда, под ней уже один зачаток аорты, а сердце еще в виде парного зачатка. В зачатке почек увеличилось количество трубочек. Сформировалась кишечная трубка, в которой четко виден эпителиальный слой. Рядом с ней расположен зачаток печени в виде полости, заполненной рыхло лежащими клеточными тяжами. На препарате имеется также срез через мозговые пузыри и глазные яблоки.

Зарисовать и обозначить:

1) амниотическая складка, 2) эктодерма, 3) нервная трубка. 4) хорда,

5) мезодерма, 6) мезенхима, 7) кишка, 8) аорта, 9) первичная почка, 10) за-кладка половых желез, 11) печень, 12) средний мозг, 13) зачаток глаза, 14) промежуточный мозг, 15) мезенхима.

См.рис.3 и в атласе Алмазова И.В. и Сутулова Л.С. рис.94.
Изучение схем и электронных микрофотографий.

Рис.1 – 3 – препараты.

Таблица 1. Типы плацент у млекопитающих.

Рис.4. Типы плацент – особенности строения четырех типов плацент.

Рис.5. Схема развития внезародышевых органов человека.

Рис.6. Гаструляция и формирование внезародышевых органов – схема.

Рис.7. Схема дифференцировки зародышевых листков: образование первичных зачатков. Дифференцировка внезародышевых листков: образование провизорных органов.

Рис.8. Образование зародышевых листков, провизорных органов и начало образования складок – схема.


7. Формы контроля знаний, навыков и умений

- устный,

- письменный,

- решение ситуационных задач

- проверка работы с гистологическими препаратами,

- проверка правильности зарисовки препаратов.



8. Критерии оценки текущего контроля




Успеваемость в % и баллах

Оценка

Уровень знаний студента

I

96-100

Отлично


«5»

1. Ответ полный, логичный, со знаниями, выходящими за пределы программы. Практические навыки освоены полностью, способен творчески мыслить, оказать помощь другим.

2. Ответ полный, с привлечением данных различных учебных пособий, практические навыки освоены в полном объеме. Может подробно ответить на дополнительные вопросы, отстаивает свою точку зрения.

3. Ответ полный, богат дополнительными данными из других источников, обоснованный. Полностью освоил практические навыки, создал мультимедийный вариант занятия, активен.


II

91-95

1. Ответ полный, логичный, но в пределах программы,
материал знает, рассказывает уверенно. Практические навыки освоены в полном объеме, способен разъяснить.

2. Ответ полный, с данными из различных учебных пособий, но личного мнения по ним не имеет. Практические навыки освоены в полном объеме, способен разъяснить_____________________________

3. Ответ в объеме рекомендуемых учебных пособий, практические навыки освоены в полном объеме. На дополнительные вопросы полного ответа не дает, свое мнение отстоять не может.


III

86-90




1.Ответ полный, логичный, в объеме программы.
Практические навыки освоены в полном объеме. На дополнительные вопросы полного ответа нет.

2. Ответ полный, частично использованы дополнительные источники, имеются некоторые ошибки и неточности. Практические навыки освоены полностью.



3. Ответ полный, практические навыки освоены. На дополнительные вопросы ответы неполные, кругозор недостаточно широкий.

IV

81-85

Хорошо


«4»

1. Ответ в объеме программы, практические навыки освоены не полностью. Ответы на дополнительные вопросы с ошибками.______________________________

2. Ответ в объеме программы, практические навыки


выполнены полностью. Ответы на дополнительные
вопросы не полные, но с ошибками.

3. Ответ в объеме программы, практические навыки


выполнены полностью. Ответы на дополнительные
вопросы отсутствуют.

1. Ответ в пределах программы, практические навыки выполнены частично с недостатками. Ответ на допол-нительные вопросы фрагментарный, с ошибками.________

2. Ответ полный, практические навыки выполнены
частично, с недостатками. Ответы на дополнительные
вопросы фрагментарные, с ошибками.

3. Ответ правильный, но не полный. Практические


навыки выполнены полностью. На дополнительные
вопросы ответы не полные.

1. Ответ недостаточно полный, практические навыки в


недостаточном объеме. Ответы на дополнительные
вопросы с ошибками.

2. Ответ в объеме программы, практические навыки с


ошибками. Ответы на дополнительные вопросы
фрагментарные с ошибками.

3. Ответы в пределах программы, фрагментарные.


Практические навыки не в полном объеме, с ошибками.

На дополнительные вопросы ответов почти нет.

1. Ответ полный, практические навыки выполнены частично, на дополнительные вопросы не может ответить, кругозор узкий____________________________

2. Ответ составляет 70% от объема программы, практические навыки выполнены не полностью. На до-полнительные вопросы ответа почти нет, с ошибками____

3. Ответ составляет 60% от программы, практические навыки выполнены в полном объеме. На дополнительные вопросы отвечает фрагментарно, умеренно активен,



V


76-80

VI

71-75


VII

66-70

Удов-летворительно

«3»

VIII

61-65


1. Ответ составляет 60% от программы, практические навыки освоены. На дополнительные вопросы ответа нет.____________________________________________

2.Ответ составляет 60% от программы, практические навыки освоены . частично, с ошибками. На дополни-тельные вопросы отвечает с ошибками.______________

3. Ответ составляет 50% от программы, практические навыки выполнены не полностью. Ответов на дополнительные вопросы почти нет


IX

55-60



1. Ответ составляет 50% от программы, практические навыки освоены на 50%, с ошибками. На дополнительные вопросы ответа почти нет,___________

2. Ответ составляет 50% от программы, практические навыки выполнены на 50%. Ответов на дополнительные вопросы нет, активность умеренная._____________________

3. Ответ составляет 40% от программы. Практические навыки выполнены в объеме 80%. На дополнительные вопросы ответов нет.

X

54 и ниже


Неудов-летвори-тельно

«2»


1. Ответ составляет 20-30% от программы, не имеет точного представления по теоретическим ваопросам, практические навыки выполнены частично. На дополнительные вопросы ответов нет.___
2. Ответа по теме нет, практические навыки освоены. На дополнительные вопросы ответа нет.



9. Хронологическая карта занятия



Этапы занятия

Формы занятия

Продолжитель-ность в мин.

180

1

Вводное слово преподавателя




5

2

Обсуждение темы практического занятия, оценка исходных знаний студентов

Опрос, объяснение

40

3.

Подведение итогов обсуждения




5

4.

Предоставление студентам препаратов, электроннограмм, схем, рисунков и дача пояснений к ним




25

5.

Самостоятельная работа студентов по усвоению практических навыков

Изучение микропрепаратов, электроннограмм, схем

80

6

Выяснение степени достижения цели занятия на основании освоенных теоретических знаний и по результатам практической работы , оценка деятельности группы.

Проверка результатов практической работы.

15

7.

Заключение преподавателя по данному занятию. Оценка знаний студентов по 100 балльной системе и ее оглашение. Дача задания на следующее занятие

Информация, вопросы для самостоятельной подготовки

10


10. Контрольные вопросы:
1. Что такое первичная эмбриональная индукция?

2. Какие осевые органы формируются из эктодермы?

3. Что является производными мезодермы?

4. Из какого эмбрионального листка развивается первичная кишечная

трубка?

5. Какие структуры в процессе гистогенеза развиваются из миотома?



6. Что развивается из склеротома?

7. Что образуется в результате нейруляции?

8. Какие структуры развиваются из энтодермы?

9. Какие органы образуются из нефрогонотомов?

10.. Какие клетки зародыша выселяются и мигрируют в вентральном

направлении и дифференцируются в клетки скелетных тканей?

11. Из чего развивается желточный мешок, строение его стенки и функции.

12. Источники развития аллантоиса, строение стенки, функции.

13. Что образуется из трофобласта?

14. Образование хориона, строение ворсинки, функции.

15. Источники образования амниона, строение стенки, функции.

16. Типы плацент у млекопитающих.

17. Гемато-плацентарный барьер, его структура и функции.

18. Критические периоды развития плода.




  1. Рекомендуемая литература

Основная

  1. Гистология /под ред.Ю.И.Афанасьева, Н.А.Юриной. М., Медицина, 1989..

  2. Афанасьев Ю.И., Юрина Н.А. Гистология, М., 1989, 2004.

  3. Зуфаров К.А. Гистология (узб.), Ташкент, 1991.

  4. Zufarov K.A. Gistologiya. Toshkent. 2005.

  5. Зуфаров К.А. и др. Гистологиядан амалий кулланма. Т., Медицина, 1976.

  6. Алмазов И.В., Сутулов Л.С. Атлас по гистологии и эмбриологии. М., 1978.

  7. Елисеев В.Г. и др. Атлас микроскопического и ультрамикроскопи-ческого строения клеток, тканей и органов. М., Медицина, 1970.

  8. Практикум по гистологии, цитологии и эмбриологии. М., 1989.


Дополнительная

  1. Атлас-учебник по гистологии. Компьютерная программа под ред.С.Л.Кузнецова и др. М.. 1999.

  2. Гистология (введение в патологию) под ред.Улумбекова Э.Г., Челышева Ю.А. М., 1997.

  3. Гистология, цитология и эмбриология. Атлас (под ред.О.В.Волковой, Ю.К.Елецкого).

  4. Карлсон Б. Основы эмбриологии по Пэттену. М., 1984.

  5. Руководство по гистологии. Под ред. Р.К.Данилова, И.Л.Быкова и И.А.Одинцова. Т.1 и 2. С.-Петербург, 2001.

  6. Хэм А., Кормак Д. Гистология в 5 томах. Перевод с англ. М., 1982-1983.

  7. Токин Б.П. Общая эмбриология. М., 1981

  8. Фалин Л.И. Эмбриология человека. Атлас. М., Медицина, 1976.

  9. Johnson K.E. Histology and Cell Biology. Baltimore, 1991.

  10. Образовательные ресурсы по гистологии в Интернете:

www.histol chuvashia. com.; don hist.from ru.com.; medmir.ru; histology narod.ru; www.rezko.ru.


Рис.1. Препарат № 1. Окраска гематоксилин-эозин. Поперечный разрез зародыша птицы на стадии образования осевых зачатков органов. Окраска: гем.-эозин.

1 – эктодерма, 2 – нервная трубка, 3 – сомит, 4 – хорда, 5 – целомическая полость






Рис.2. Поперечный разрез зародыша птицы на стадии образования туловищной и амниотической складки.

Окраска: гем.-эозин.

1 – вторичная полость тела, 2 – туловищная складка, 3 – амниотическая складка, 4 – амниотическая оболочка, 5 – серозная оболочка, 6 – эктодерма, 7 – дерматом, 8 – миотом, 9 – нервная трубка, 10 – хорда, 11 – аорта, 12 – вольфов проток (первичная почка) , 13 – энтодерма, 14 – кровеносные сосуды.




Рис.3. Поперечный разрез зародыша птицы на стадии органогенеза
1 – амниотическая складка, 2 – эктодерма, 3 – нервная трубка,

4 – хорда, 5 – мезодерма, 6 – мезенхима, 7 – кишка, 8 – аорта, 9 – первичная почка, 10 – закладка половых желез, 11 – средний мозг, 12 – зачаток глаза,

13 – промежуточный мозг, 14 – мезенхима.

Таблица 1. Типы плацент у млекопитающих.




Рис.4. Типы плацент

  • А – эпителиохориальная, Б – десмохориальная, В – эндотелиохориальная,

  • Г – гемохориальная

  • 1 – трофобласт,

  • 2 – соединительная ткань хориона с зародышевыми сосудами,

  • 3 – эпителий матки,

  • 4 – соединительная ткань эндометрия,

  • 5 – кровеносные лакуны



Рис.5. Развитие внезародышевых органов у зародыша человека
1 – амниотический пузырек, 1а – полость амниона

2 – тело эмбриона

3 – желточный мешок

4 – экстраэмбриональный целом

5 – первичные ворсины хориона

6 – вторичные ворсины хориона

7 – стебелек аллантоиса

8 – третичные ворсины хориона

9 – аллантоис

10 – пупочный канатик

Рис.6. Гаструляция и формирование внезародышевых органов




Рис.7. Дифференцировка зародышевых листков: образование первичных зачатков. Провизорные органы: амнион, аллантоис, желточный мешок


  • 7 – амниотическая эктодерма,

  • 8 – амниотическая мезодерма,

  • 9 – полость амниона, 12 – зачаток сердца

  • 13 – энтодерма, 14 – полость желточного мешка,

  • 15 – желточная энтодерма, 16 – желточная мезодерма,

  • 17 – аллантоис. 18 – соединительная ножка,

  • 22 – передняя кишка, 23 – задняя кишка, 24 – нервная трубка





Рис.8. Образование зародышевых листков, провизорных органов и начало образования складок


  • 3-хордальный отросток, 4-эктодерма, 5-энтодерма, 6-прехордальная пластинка, 7-амниотическая эктодерма, 8-амниотическая мезодерма. 9-полость амниона, 11-мезодерма, 12-кардиальная область, 13-энтодерма, 14-желточный мешок, 15-желточная энтодерма, 16-желточная мезодерма, 17-аллантоис, 19-пластинка хориона, 20-ворсинки хориона, 22-передняя кишка, 23-задняя кишка,

  • 24-нервная трубка







©netref.ru 2017
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет