«Если хочешь быть счастливым, будь им!»



жүктеу 138.82 Kb.
Дата28.04.2016
өлшемі138.82 Kb.
түріУрок
: files
files -> Шығыс Қазақстан облысындағы мұрағат ісі дамуының 2013 жылдың негізгі бағыттарын орындау туралы есеп
files -> Анықтама-ұсыныс үлгісі оқу орнының бланкісінде басылады. Шығу n күні 20 ж
files -> «Шалғайдағы ауылдық елді мекендерде тұратын балаларды жалпы білім беру ұйымдарына және үйлеріне кері тегін тасымалдауды ұсыну үшін құжаттар қабылдау» мемлекеттік қызмет стандарты
files -> «Наркологиялық ұйымнан анықтама беру» мемлекеттік көрсетілетін қызмет стандарты Жалпы ережелер «Наркологиялық ұйымнан анықтама беру»
files -> Регламенті Жалпы ережелер 1 «Мұрағаттық анықтама беру»
files -> «бекітемін» Шығыс Қазақстан облысының тілдерді дамыту жөніндегі басқармасының басшысы А. Шаймарданов
files -> «бекітемін» Шығыс Қазақстан облысының тілдерді дамыту жөніндегі басқармасының бастығы А. Шаймарданов
files -> Шығыс Қазақстан облысының тілдерді дамыту жөніндегі басқармасының 2012 жылға арналған операциялық жоспары
files -> Тарбағатай ауданының ішкі саясат бөлімі 2011 жылдың 6 айында атқарылған жұмыс қорытындысы туралы І. АҚпараттық насихат жұмыстары
Тема урока: «Если хочешь быть счастливым, будь им!» (Урок по повести А.Лиханова «Солнечное затмение»)

Цели урока:

Побудить учащихся к размышлению о ценностях жизни, о философских вопросах счастья, поднятых в произведении, о значении книг в жизни человека.

Развивать устную речь.

Воспитывать умение анализировать свои поступки, умение высказывать свои мысли, умение работы в группах.


  1. О Лиханове

Сегодня на уроке мы продолжаем знакомиться с творчеством Альберта Лиханова, известного прозаика, публициста, педагога и общественного деятеля. Давайте вспомним основные этапы жизни и творчества писателя

Сообщение ученика:

Альберт Анатольевич Лиханов родился 13 сентября 1935 года в г. Кирове. Учился в Кировских школах – начальной № 9 и мужской № 16, которую окончил в 1953 г. Поступил на отделение журналистики филологического факультета Уральского Государственного университета им. М. Горького в Свердловске. Первые книги прозы А. А. Лиханова вышли в Кирове в 1959 г. Первая публикация вышла в Москве - рассказ «Шагреневая кожа» в журнале «Юность» в 1962 г.

Основные литературные произведения объединены в трилогию: «Семейные обстоятельства» (1974) – повести «Чистые камушки» и «Обман». Произведения писателя более ста раз издавались за рубежом, по ним сняты фильмы: «Мой генерал», «Команда 33», «Карусель на базарной площади», «Высшая мера».

Творчество А. А. Лиханова отмечено премией Ленинского комсомола, Государственной премией РСФСР.

В 1987 г. по инициативе писателя создан советский детский фонд им. В.И.Ленина, который он возглавил.

С 1991 г. А.А. Лиханов – председатель Российского детского фонда, а с 1992 г. – президент Международной ассоциации детских фондов.



Его книги изданы тиражом более 30 млн. экземпляров, переведены на разные языки мира, наверное , потому, что его книги – это книги жизни

Просмотр презентации (слайды 2-7)



  1. Работа с названиями произведений

Перед тем, как начнем говорить о повести «Солнечное затмение», давайте вспомним названия произведений Лиханова с помощью данного текста (слайды 4,5). Этот текст я сочинила сама и спрятала в нем названия произведений. Найдите их и дополните список теми, которые вы прочитали.

Наступают последние холода затяжной весны. Я закутываюсь в теплый плед, зажигаю свечушку, беру книгу Лиханова и окунаюсь в детство.

Вспоминаю свою сломанную куклу, чистые камушки быстрой речки, незатейливый лабиринт на детской площадке.

Вспоминаю школьных друзей. Никто из нас не любил предательство, обман, лицемерие. В чести были благие намерения, невинные тайны и святое правило «лежачего не бьют!»

Наша детская библиотека учила постигать мудрости жизни с помощью книг.

Какой повести не хватает? Досочиним текст и перекинем мостик от вступления к теме нашего урока. (Вот и теперь у меня в руках любимая книга – «Солнечное затмение»)

Кому посвящено творчество Лиханова? (и детям, и взрослым, чтобы они лучше понимали друг друга)

3 тема урока, эпиграф
Повесть была написана в 1976 году, и ее пронзительное звучание с годами стало только более актуальным.


  • о чем она? (о любви, о дружбе, о детях и взрослых и т.д.)

А я в ней увидела настоящий учебник о том, как стать счастливым.

  • Поднимите руки, кто считает себя счастливым?

  • Наверное, я не ошибусь, если скажу, что каждый человек мечтает о счастье. Сегодня мы посмотрим на это произведение с узко практической точки зрения, т.е. постараемся найти в нем универсальные советы для всех: как стать счастливым?

  • Тему урока подсказал афоризм Козьмы Пруткова «Если хочешь быть счастливым – будь им!», а эпиграф из повести выбирайте сами (слайд 7)

  • Все наши беды – это затмение, и без них тоже нельзя. Без них разучишься видеть солнце!

  • счастье приходит к человеку на трудных дорогах, добывается в труде и борьбе

  • Это только предполагать мы можем, а располагает случай. К тому же, когда человек счастлив, его предположения так условны, что он сам в них не верит.

  • Все беды – это солнечные затмения, – сказала Лена, – а жизнь – само солнце.

В этом эпиграфе уже заложен первый совет для тех, кто хочет стать счастливым. Давайте его сформулируем. Как нужно относиться ко всем несчастьям, которые встречаются нам на жизненном пути?

(Как к временному солнечному затмению. Надо верить, что после него обязательно выглянет солнце. )



4 Что такое счастье? Ассоциации

Желание каждого человека – быть счастливым. В этом учебном году мы много рассуждали о счастье, философствовали, даже спорили, отстаивая свои точки зрения. Давайте соберем ассоциации к этому слову. Счастье – это…….(солнце, а несчастья – это солнечные затмения, которые .к сожалению ,встречаются в жизни, но они обязательно проходят) И в самом названии ,вдумайтесь, есть контраст: солнце, несущее тепло и свет, и жизнь и тьма, поглощающая ее. Наверное, так и в жизни: добро борется со злом. Свет – с тьмой,жизнь со смертью. И кто кого – во многом зависит от нас с вами.





5 Счастливы ли герои в начале произведения?

Перечислим героев произведения. Счастливы ли герои в начале повести?



  • почему несчастлив Федор? (одна из причин - одиночество)

  • …Жил в уголке , отгороженном от мира и суеты тополями, кустами. Спокойной жизни у него не было» Он ни с кем из сверстников не общался, так ему было стыдно из-за своего отца, который просто безбожно пил. Отца звали Джоном Ивановичем, друзья пивнушки обзывали американцем или дядей Сэмом.Главное он никогда не давал отпор, выглядел шутом. И Федя не хотел , чтобы даже ненароком его обзывали сыном американца. Поэтому главная причина одиночества- семейный конфликт, разлад



  • почему несчастна Лена?Ведь в ее семье – совершенно другие отношения. И родители в дочке души не чаяли (она инвалид, не может ходить . )

Чтобы лучше понять ее состояние, давайте посмотрим небольшой видеоролик о том, как живется инвалидам среди здоровых людей. Перечислите проблемы, с которыми сталкиваются ежедневно эти люди. ( Одиночество, в равнодушии других людей, трудности в общении, нет любимой профессии, нет семьи),



Просмотр видеоролика, обсуждение

Вывод: что значат все наши проблемы по сравнению с бедами детей-инвалидов? Мы здоровы, нет увечий – это огромное счастье.

Совет:

  • цени то, что ты имеешь сейчас: ты здоров, у тебя есть руки, ноги, ты можешь свободно передвигаться, полноценно общаться.

  • протяни руку помощи нуждающимся, тебе вернется добро.



6 Работа в группах

Вырабатываем советы: как быть счастливым.

Группа получает 2 отрывка из текста (один основной, а второй дополнительный), вы работаете с основным отрывком 4 минуты, если остается время, читаете еще дополнительный, чтобы дополнить ответ другой группы. Нужно проанализировать ситуацию, ответить на вопрос: «Что мешает быть счастливым герою?» как исправить эту проблему, дать универсальный совет, как относиться к различным жизненным ситуациям, чтобы стать счастливым, записать его на листе.

Я напомню правила работы в группах: соблюдаем время, внимательно слушаем отвечающих, задаем вопросы, подняв руки.


1 ситуация

Федор глядел им вслед сперва сквозь слезы. Потом отец и мать, оба теперь вместе, показались ему жалкими, обиженными, загнанными, осрамленными, и он подумал в отчаянии: отчего же это? Почему? Что за дикость такая: двое ж взрослых людей любят друг друга, ведь любят же, и мучают, терзают без жалости – зачем, отчего? Неужели же пивной ларек всему причина и глупое имя отца – Джон Иванович? И разве же не пустяки это, разве же это препятствие для хорошего, покойного житья, для всех, для них, для троих? Разве же не могут они рядышком, друг к дружке поплотней прижавшись, сбросить этот стыд и жить, как люди?

Комментарий: когда распадается семья, всегда страдает прежде всего ребенок, который одинаково сильно любит и маму, и папу.

Совет: Уметь преодолевать трудности, быть повнимательнее друг к другу
2 ситуация

А жизнь у Федьки отдельная от всех. Собственная. С ребятишками он не якшается по причине простой: не желает быть, как отец, американцем. Он бы, правда, и не стал никогда американцем, любой бы, кто обозвал, получил как следует по зубам. Тут же. Да за такие слова!.. Но он с ребятами все равно не водится. Не потому, что боится, как бы по-отцовски не обозвали. Потому что за отца стыдно. Мало у кого отцы не выпивают, это есть, случается. Но ни над кем в округе не издеваются, как над Федькиным родителем. Поэтому Федор все больше один. Чтоб не пришлось говорить: «Это мой батя».

Федор привык один быть. Привык своей жизнью жить, от всех отдельной. Стучал топором, рубанком стружку гнал.

Комментарий: когда случается какая-нибудь беда, многие люди замыкаются в себе, отгораживаются от других, уходят от общения. И им от этого еще хуже.

Совет:
Возможный ответ: не замыкаться в себе, общаться со сверстниками, верить в лучшее, не стыдиться за своих родных, помогать им.

3 ситуация
У них в интернате всегда царила на редкость здоровая обстановка. Строгие, спартанские правила. Железное стремление не поддаваться болезни выработало неписаные законы, которым все подчинялись. И она, Лена, была главным блюстителем тех законов…

Она помнила: девчонки срывались. То одна, то другая. Но нечасто. Все остальные как бы поддерживали их. Когда в ряду – не опасно, если споткнешься. Упасть не дадут.

Впрочем, такое случалось поздним вечером, перед сном, а утром грусти не оставалось места, и они, кто как, каждая по-своему, одевались, переползали в коляски, прихрамывали, кособочились, натягивали, помогая друг дружке, платья, смеялись, кричали и плакали тоже, только днем плакали громко и как-то непонятно весело – днем плакать грустно запрещалось. Ими же самими.

Жили просто – вот и все. Странно, восьмиклассницам не надо объяснять, что такое их беда, их уродство, но девчонки про себя никогда, кажется, и не думали. Болезни их общие, полиомиелиты и параличи, даже как будто сближали всех в нечто единое. Комната на десять коек была не просто комната для этих искалеченных болезнью девочек, а чем-то совсем иным…

Нет, все у них было там по-своему, своя жизнь, где никто никому не кажется уродцем, а все равноправные люди, открытые и прямые, и чаще всего веселые, неунывающие – с унынием и всем таким прочим они беспощадно боролись.

Да, у них там была необычная жизнь, в которой коляски и костыли, парализованные руки и ноги, уродство и красота не играют абсолютно никакой роли – ни вот на чуточку, и мера ценностей взвешивается на иных весах – на весах сердечности, любви и души…

Так что плакать у них запрещалось, запрещалось рассказывать о невозможных мечтах и розовых сновидениях, как запрещалось впадать в отчаяние и тоску…

О чем текст?

Комментарий: у девочек в интернате существовали свои правила, по которым они жили. Они их сами придумали, чтобы жить комфортнее, чтобы не чувствовать своего уродства.

Совет:
Возможный ответ: искать единомышленников, никогда не поддаваться болезни, горю, находить в себе силы бороться с трудностями, преодолевать их, радоваться тому, что у тебя есть.


4 ситуация

Она усмехнулась, вспомнив фотографа. «Значит, на память? Всего-то… на память!» Лена рассмеялась, но ей не было весело. Она давно заметила за собой странную привычку – запоминать слова. Незначительные, проходные для других, для нее они становились каким-то… квадратным корнем из особого смысла. Пусть будет так – несколько выспренне, но точно… Она махнула рукой. Бог с ней, с этой «памятью»… Тот фотограф с лисьей мордочкой и угодливыми повадками. «На память». Неужели и они думают – на память? Вот так всю жизнь, с тех пор как она родилась? Ведь то, что она живет и добралась до восьмого класса, противоестественно и неверно. И возможно, скоро она исчезнет. И они боятся. Боятся повторить эти случайные слова – «на память». На память о ком? Да что тут – о ней.

Она больно стукнула кулаком по подлокотнику. Опять! Опять это идиотство! Эти соображения о загробном царстве. Подумала бы лучше: ну, ты уедешь в интернат, к девчонкам, а Федор?.. Как он?

Комментарий: Лена даже не допускает мысли о смерти, хотя они не дают ей покоя. Почувствовать себя счастливым нам часто не дают плохие мысли, которые вольно или невольно появляются в голове Как сказал М. Горький: «Мысли о смерти нужны для жизни»

Совет:
Возможный ответ: Думать только о хорошем, не позволять появляться плохим мыслям в голове

5 ситуация

Подожди, папочка, – сказала она, смахивая слезы. – Потерпи. Еще немножко. Помоги мне. Ответь! Зачем я расту? Женщина рождается на свет, чтобы рожать сама! А я! А я никогда не смогу стать матерью! Не смогу полюбить! И меня никто не полюбит, ты понимаешь? Так зачем же все это? – Она замолчала, взглянула на отца и спрятала лицо под воду.



Когда вынырнула, отец сидел, опустив голову.

Доча, – сказал он, взяв ее за мокрую руку. – Каждый миг из жизни уходят люди. И смерть порой становится избавлением от страданий. – Он помолчал. – Если бы я был верующим, я бы сказал тебе: помолимся. Но я говорю тебе: поверим. Поверим в себя, в свои силы. В то, что мы люди, и ты – человек, еще небольшой, но смелый, умный и мудрый человечек. Ты все сможешь, только помни всегда: не быть – проще, чем быть.



Комментарий: Этой девочке очень тяжело, она не видит цели в жизни.
Совет: Только сила человеческого духа способна преодолеть и неизлечимую болезнь и другую трагическую безысходность
Возможный ответ: верить! Поверим в себя, в свои силы. В то, что мы люди, и ты – человек, еще небольшой, но смелый, умный и мудрый человечек. Ты все сможешь, только помни всегда: не быть – проще, чем быть.

6 ситуация

Федор себя корил на чем свет стоит, ругал последними словами: у мамки вон какая беда, а он, словно угорелый, к Лене бежит. Беда, беда в дом пришла, умом он это распрекрасно понимал, да вот фокус в чем – беда с его счастьем совпала, и счастье это, встречи с Леной, сама она, лицо ее, из памяти не выходящее, беду домашнюю решительно отстранили.

Корит он себя. На Лену смотрит, вдруг вспомнит про мамкину недостачу, сморгнет и забудет, снова одну Лену видит, только ее. А про батяню и думать перестал. Грех отцовский совсем в стороне. Беззаботно, конечно, так жить, бессовестно даже, но ничего Федор с собой поделать не может. О доме и вспоминает только, когда к нему подходит.

Федор кивал головой, слушал ее и себя проклинал: вот мать ему про свою беду рассказывает, а он в это время Лену видит. То глаза ее, то волосы, то губы. И мамкино несчастье отдаляется сразу, не переживает он нисколечко, хотя внимательно слушает.

Комментарий: Безграничное счастье чувствуют влюбленные, все беды отходят на второй план.

Совет: Л.Н. Толстой сказал: «В жизни есть одно несомненное счастье – жить для другого»
Возможный ответ: влюбиться!оказать помощь ,внимание другим, чувствовать , что ты кому-то нужен.

7 ситуация

Странно устроена жизнь. Когда все нормально, так худо жили, а случилось несчастье – и батяня словно очнулся.

Комментарий: порой люди не замечают своего счастья и продолжают на что-то жаловаться. Иногда оправдывается поговорка - не было бы счастья, да несчастье помогло.

Совет:

Возможный ответ:ценить то, что имеешь!

8 ситуация

Зина умерла! Это было невозможно. Невероятно. Почему? Как? Зачем?

Она и так страдала всю жизнь. Парализованы левая рука и нога. Зина сказала однажды: «До меня ему добраться легко!» – «Ему?» – удивилась Лена. «Ну да, – засмеялась Зина, – косоротому параличу. Чуть опуститься пониже или подняться повыше – и прямо сюда», – она ткнула себя в сердце. Неужели угадала?

Но Вера Ильинична! Как смогла она? Ведь она же все прекрасно знала. Знала, что Зина и Лена подруги – не разлей вода. И приехала, а смолчала…

Зачем? Зачем такая жестокость?

Лена попыталась припомнить тот ее визит. Ведь что-то же было?.. Да, она односложно отвечала про Зину. Потом заговорила о затмении. Лена рассказала, как похолодели руки. Как ее знобило, и Вера Ильинична спросила, побледнев: «И ты?»

Она не задумалась. Весь мир был розовым для нее в те дни, и она не задумалась, не спросила, что это значит: «И ты?» Кто еще? Вера Ильинична?

Оказалось, Зина.

Лена наконец заплакала. Валя написала, что Зина умерла в субботу, а потом пришла Вера Ильинична. Зачем же она пришла? Ведь Зину еще не схоронили! Сказать?.. Позвать на похороны?.. И промолчала! Бессовестная! Как она посмела?!........

Учила Веру Ильиничну Лена, еще в шестом классе учила, не жалеть, говорить правду, а теперь вот сама Вера Ильинична урок ей преподносит – на ту же тему, о жалости. В самом деле, коли посмотреть на дело рассудочно, что она выиграла, Вера Ильинична? Лена все равно бы про Зину узнала, рано или поздно. Учительница, наверное, клянет себя за ошибку. Но все-таки ошибка ее добрая. Не решилась, пожалела, отложила. Пощадила.

Лена шептала ей тогда про Федора. Сказала это «Да-да-да!». Солнце Лену слепило, все казалось таким прекрасным… За что же Веру Ильиничну судить? За добро? О чем же ее спрашивать?
Комментарий: Почему мы несчастливы? Потому что не можем найти объяснения поступкам других людей, даже близких. Осуждаем их, обижаемся на них.

Совет: Надо научиться понимать их, для этого поставить себя на их место. Как бы вы поступили? тогда исчезнут многие проблемы.

9 ситуация

Федор смотрел на нее молча, горячо, и Лена повторила бессмысленно:

Ты? – И отъехала назад. – Зачем?



Лена чувствовала одно, а говорила совсем другое.

Зачем ты нашел меня? – говорила она, спеша. – Это ни к чему, понимаешь. Рано или поздно все кончится. Надо самим. Самим легче!

Голубятни больше нет, – прервал ее Федор. – И твоего дома.

Лена вздрогнула.

Вспомнила поселочек, свой дом, казавшийся ей чужим, гулькание голубей и острый запах трухи.

Нет. Она знала, что не будет. Знала, что не будет и их – Федора и ее. Она все на свете знала и понимала, умная девочка Лена, а вот Федор стоял перед ней, и все тут, стоял, держал голубей, и мелкая дрожь била его.

Не надо, Федя, – сказала она, не слушая свое сердце. Повторила: – Лучше самим и теперь.

Знаю, – твердо сказал Федор. – Но ведь нельзя. Понимаешь, я согласен, так, наверное, и бывает, когда люди становятся взрослыми. Но мы же не взрослые. Мы не должны, пока мы не взрослые…

Он умолк на полуслове, не договорил, но Лена поняла.

«Пока мы не взрослые, рассудок не должен нас побеждать. Не должен!»

Не должен! – повторила она вслух, и Федор понял, кивнул, подтверждая.

Я приду, – спокойно повторил Федор. – Сделаю голубятню. И мы… Пока мы не взрослые.

Он наклонился к Лене, уверенно взял ее лицо в свои ладони.

Лена закрыла глаза.

Комментарий: Почему Лена отталкивает свое счастье? Боится, что рано или поздно оно закончится. Лучше не затягивать. Сразу отрубить. Потом, считает она, будет больнее. Главный наш враг – это страх. От любви все добро на свете. Это сила жизнеутверждающая. От страха все зло в мире. Это сила жизнеотрицания.

Совет:

Возможный ответ: надо победить страх. Эта мысль была известна давно.

Снова задаю вопрос: Кто считает себя счастливым человеком? Может быть, кто-то поменял свое мнение в течение урока?



7 Рефлексия.

Продолжи любое предложение



  • Сегодня на уроке……………..

  • Хочу обратиться к……………

  • Я понял, что……………………

Закончить урок я хотела бы стихотворением Кулиева

Юноши, не бойтесь трудных книг.

Вы не отстраняйте их с тревогой –

К истине идут крутой дорогой.

Потому не бойтесь трудных книг.


Никогда не бойтесь горьких книг,

Книг неравнодушных и негладких.



Горькие слова правдивей сладких.

Потому не бойтесь горьких книг.



©netref.ru 2017
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет