Эволюция житийного жанра в XVII веке – см предыдущий билет. «Житие протопопа Аввакума»



жүктеу 27.38 Kb.
Дата17.04.2016
өлшемі27.38 Kb.
: files -> drevnerusskaya
files -> Анықтама-ұсыныс үлгісі оқу орнының бланкісінде басылады. Шығу n күні 20 ж
files -> «Шалғайдағы ауылдық елді мекендерде тұратын балаларды жалпы білім беру ұйымдарына және үйлеріне кері тегін тасымалдауды ұсыну үшін құжаттар қабылдау» мемлекеттік қызмет стандарты
files -> «Наркологиялық ұйымнан анықтама беру» мемлекеттік көрсетілетін қызмет стандарты Жалпы ережелер «Наркологиялық ұйымнан анықтама беру»
files -> Регламенті Жалпы ережелер 1 «Мұрағаттық анықтама беру»
files -> «бекітемін» Шығыс Қазақстан облысының тілдерді дамыту жөніндегі басқармасының басшысы А. Шаймарданов
files -> «бекітемін» Шығыс Қазақстан облысының тілдерді дамыту жөніндегі басқармасының бастығы А. Шаймарданов
files -> Шығыс Қазақстан облысының тілдерді дамыту жөніндегі басқармасының 2012 жылға арналған операциялық жоспары
files -> Тарбағатай ауданының ішкі саясат бөлімі 2011 жылдың 6 айында атқарылған жұмыс қорытындысы туралы І. АҚпараттық насихат жұмыстары
drevnerusskaya -> Памятники "Куликовского цикла": историческая основа и основные идеи "Сказания о Мамаевом побоище". Ряд произведений древнерусской литературы памятники «Куликовского цикла»
43. Эволюция житийного жанра в XVII веке: «Житие протопопа Аввакума» - цель автора, особенности его рассказа о собственной жизни.

Эволюция житийного жанра в XVII веке – см. предыдущий билет.
«Житие протопопа Аввакума» - цель автора, особенности его рассказа о собственной жизни.

Протопоп Аввакум (Петров) – 1621–1682.

Один из руководителей русского старообрядческого движения в 17 в. Сын сельского священника, рано оставшийся без отца, был изгнан из родного села. Позже начал священствовать, но из-за своей строгости и принципиальности не находил общего языка с прихожанами. Побывав в Москве (1647 и 1652), он познакомился со Стефаном Вонифатьевым (протопопом Кремлевского Благовещенского собора) и Иваном Нероновым (настоятелем Казанского собора). Тогда же он вступает в «Кружок ревнителей древнего благочестия». За горячую приверженность идеям кружка, Аввакум получает место протопопа в Юрьевце-Повольском, но жители не принимают его, и он возвращается в Москву. Тут он становится служителем одного из приделов Казанского храма. После расхождения «ревнителей» с новым патриархом в 1653 году Аввакум отправляется в ссылку в Тобольск, а затем и в Даурию (Прибайкалье) в качестве полкового священника в составе экспедиции Афанасия Пашкова.

В Москву он возвращается в 1664 году на несколько месяцев. К этому времена он уже был известным проповедником, поэтому находит чрезвычайно радушный приём при дворе (государь рассчитывал склонить Аввакума на свою сторону). Но подобный расчёт не оправдался, Аввакум продаёт царю «роспись, кто в которые владыки годится» (советы государю о назначении разных лиц на высшие церковные должности). Его снова отправляют в ссылку на Мезень, с семьёй. После собора 1667 г. Аввакум, не отказавшийся от своих убеждений, был лишён сана, разлучён с семьёй, отправлен в ссылку в Пустозёрск. Именно там были создания 3 редакции «Жития», ряд полемических трудов («Книги Бесед», «Книги толкований и нравоучений», «Книги обличений»), также несколько «бесед», обращенных к никонианам (до нас дошла 1). В заточении Аввакум познакомился с соловецким иноком Епифанием, бывшим дьяконом Благовещенского собора Федором Ивановым, священником Лазарем. Многолетнее упорство проповедников «старых обрядов» в конце концов переполнило чашу терпения Фёдора Алексеевича, и 14 апреля 1682 года вожди старообрядческого движения были казнены.

Три разные авторские редакции «Жития» были составлены протопопом в 1672-1675 гг. Столь дерзкий поступок, как создание собственного жития имел глубокую полемическую подоплёку. Рассказывая о своих страдания за веру, автор не только приобретал необычайный авторитет среди единомышленников, но и пытался доказать истинность исповедуемых им идей. Поэтому рассказ о жизни предварён пространным богословским предисловием. Аввакум старательно стилизует свой рассказ под житие, убирая из поздних редакций подробности, казавшиеся ему излишними. Мы узнаем, что рождён Аввакум от благочестивых родителей, конфликты протопопа с разными лицами (патриархом Никоном, Пашковым, различными начальниками) неизменно изображаются здесь как «мучения». Описываются и чудеса, особенно много случаев исцеления бесноватых. В целом в «Житии» много перекличек с библейскими притчами и мотивам, доказано, что при составлении своего жизнеописания Аввакум ориентировался на фрагмент Второго Послания апостола Павла Коринфянам. Поэтому упоминаются многочисленные ситуации, сближающие жизнь автора с апостольской. Это призвано придать аргументам протопопа надлежащий вес, а с другой стороны раскрывает перед нами особенности аввакумовского мировосприятия (церковная ситуация второй половины 17 в., очевидно, казалась ему похожей на времена первых христиан).

Композиция повествования отличается внутренней свободой: «Житие» построено в форме бесед со старцем Епифанием. Это даёт возможность автору включить в своё повествование эпизоды, далёкие от житийной тематики: сибирские пейзажи, этнографические описания и др.



Язык «Жития» весьма напоминает устную беседу. Неторопливый рассказ порой перебивается обращениями к Епифанию, никонианам, воображаемым читателям. Порой автор дословно передаёт многие разговоры, свои и чужие. Разнообразна и стилистика авторской речи: чаще всего перед нами характерное аввакумовское просторечие, но стоит ему перейти к разговору о высоких материях, Аввакум тут же демонстрирует свое владение «высоким штилем».



©netref.ru 2017
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет