«Формирование навыка чтения на основе развития познавательных процессов»



жүктеу 62.18 Kb.
Дата30.04.2016
өлшемі62.18 Kb.
: sites -> default -> files
files -> «Наркологиялық ұйымнан анықтама беру» мемлекеттік көрсетілетін қызмет стандарты Жалпы ережелер «Наркологиялық ұйымнан анықтама беру»
files -> ТӘуелсіздік жылдарынан кейінгі сыр өҢірі мерзімді басылымдар: бағыт-бағдары мен бет-бейнесі
files -> Ф 06-32 Қазақстан республикасының білім және ғылым министрлігі
files -> Т. Н. Кемайкина психологические аспекты социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей методическое пособие
files -> Техническая характеристика ао «нак «Казатомпром»
files -> Үкіметтің 2013 жылға арналған Заң жобалау жұмыстары Жоспарының орындалуы бойынша ақпарат
files -> Ақтөбе облысының жұмыспен қамтуды үйлестіру және әлеуметтік бағдарламалар басқарма басшысының
Выступление на методическом объединении

по теме:
«Формирование навыка чтения на основе развития познавательных процессов»

Подготовила

Скворцова С.В., учитель-логопед

высшей категории

2010 г.

Навык быстрого чтения и понимания прочитанного формируется на основе развития всех познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти и мышления.


I ЭТАП. ВОСПРИЯТИЕ ТЕКСТА
Чтение как психологический процесс начинается со зрительного восприятия. Восприятие текста происходит в два этапа: первичное восприятие и его обработка.

Для увеличения скорости и эффективности чтения необходимо:



  1. Увеличить ширину поля зрения

  2. Формировать умение воспринимать в одну фиксацию большее число печатных знаков

  3. Сократить время каждой отдельной фиксации

  4. Избавиться от регрессий

  5. Развивать антиципацию текста

1.Упражнения на увеличение поля зрения

Работа по буквенным и числовым таблицам.

Подготовительный этап – зафиксировать взгляд в центре таблицы, видеть её целиком и найти все видимые цифры или буквы по порядку нарастания в цифровом ряду или алфавите (время выполнения – 25с.)

Исполнительный этап – последовательный поиск всех цифр или букв. Найденные цифры указываются карандашом.

При работе с буквенной таблицей после выполнения основных упражнений предлагается игра «Печатная машинка». Ученики указывают карандашом буквы слова по таблице. (Это могут быть словарные слова – на уроке русского языка, термины – на уроке «Окружающий мир» и др.)

2.Упражнения на тренировку восприятия.

В ряду слов предлагается найти слово, идентичное тому, которое расположено в начале строки и выделено жирным шрифтом.

Например:

вол/ мол, мул, вол, волк, столб, болт, вол, тол, вот.

Быстро продвигаясь по строчке, найти два одинаковых слова:



  • каркас, карась, карат, каркать, карниз, карниз, карст.

  • катер, кратер, катет, катет, катион, каток, катод.

3.Упражнения, направленные на сокращение времени каждой отдельной фиксации.

а) быстрое чтение слов в столбцах по вертикали, когда каждое предыдущее слово закрывается карточкой,

б) назвать предмет, слово, словосочетание, показанное за минимальную единицу времени.

4. Избавление от регрессий.

Чтение с карточкой (2 \5 см). Ребёнок, придерживая карточку левой рукой, закрывает ею уже прочитанные слова. Таким образом, он не даёт себе возможности вернуться к уже прочитанному. Карточка должна двигаться в одном заданном темпе, что стимулирует достаточно быстрый темп чтения



5.Развитие антиципации текста.

На доске пишется скороговорка, загадка или придуманные детьми четверостишья. После предварительного прочтения учитель убирает окончания нескольких слов и просит восстановить текст. Далее убираются целые слова, предлагается восстановить текст по памяти.

Восстановить слова на основе заданных комбинаций согласных. Написать слова, у которых есть такие согласные, например:

к – н кино, океан, конь, окно…

с – л сила, соль, осёл, село…

Дописать пропущенные слова в пословицах, поговорках, фразеологизмах, предложениях.

Он сам во всём….

Сделал дело….

Тише едешь….
II ЭТАП. РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ
Ученикам предлагаются задания, позволяющие повысить уровень внимания, развить такие свойства внимания как усидчивость, распределение внимания, переключение внимания, а также увеличить объём внимания.

Корректурные пробы (найди заданные буквы/ цифры в ряду)

Найди среди буквенного текста слова и подчеркни их.

Например:

К н о с л и к п р с л о н т д к в о л к ш и т

П р щ у к а т ь к а р а с ь т п с о м т д к

Найти ошибки в тексте.

Я вчера буду купаться.

Мы завтра были на даче.
III ЭТАП. ЧТЕНИЕ И ПАМЯТЬ
Память – это динамический процесс, поэтому качественные и количественные показатели определяются степенью активности психической деятельности человека.

Игровые упражнения



Игра «Слова»

Записать как можно больше слов, относящихся к темам:

«Школа, книга, город, весна» - на уроках русского языка

Лес, животные, приборы» - на уроках «Окружающий мир»



Игра «Кто больше запомнит?»

Первый участник называет слово. Следующий участник повторяет названное слово и произносит своё и т.д. Пред началом игры можно обговорить тему, по которой учащиеся будут подбирать слова.



Игра «Посмотри и запомни»

На столе раскладываются карточки с написанными на них словами. Даётся время, для запоминания этих слов. Дети отворачиваются, а учитель меняет карточки или убирает некоторые из них. Затем, просит сказать, что изменилось.


IV ЭТАП. ПРИЁМЫ ОСМЫСЛЕНИЯ ТЕКСТА
Конечным результатом и целью любого чтения является понимание прочитанного. Для осмысления текста необходимо не только быть внимательным при чтении, но и владеть определёнными приёмами, к которым относятся: выделение опорных пунктов, антиципация и реципация.

Первый приём: выделение опорных пунктов предполагает деление текста на части, его смысловую группировку.



  1. Подобрать к каждому заголовку соответствующую часть текста.

  2. Работа с деформированным текстом

  3. Разбивка текста на смысловые части. Выделение главной мысли в каждой части.

Второй приём: антиципация – предвосхищение, смысловая догадка.

  1. Допиши словосочетания

  2. Дополни предложения

  3. Допиши текст

  4. Восстанови пропущенные строчки в произведении.

Третий приём: реципация – мысленный возврат к прочитанному под влиянием новых мыслей, возникающих в процессе чтения.

Предложенные упражнения позволяют работать над развитием навыков быстрого чтения на любом уроке.



Игра «Слова»

Записать как можно больше слов, относящихся к темам:

«Школа, книга, город, весна» - на уроках русского языка

«Лес, животные, приборы» - на уроках «Окружающий мир»



Игра «Кто больше запомнит?»

Первый участник называет слово. Следующий участник повторяет названное слово и произносит своё и т.д. Пред началом игры можно обговорить тему, по которой учащиеся будут подбирать слова.



Игра «Печатная машинка»

Ученикам предлагается «напечатать» (указать карандашом) буквы слова:

Словарные слова – на уроке русского языка

Термины – на уроках природоведения




Е

М

Т

А

О

И


Ю

Г

Ш

Р

Х

В


П

Й

З

Э

Ё

У


Ф

Б

Я

Ч

Д

Л


К

Ц

С

Н

Щ

Ж


Игра «Посмотри и запомни»

На столе раскладываются карточки с написанными на них словами. Даётся время, для запоминания этих слов. Дети отворачиваются, а учитель меняет карточки или убирает некоторые из них. Затем, просит сказать, что изменилось.



©netref.ru 2017
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет