Государственный кредит и государственный долг Понятие государственного кредита



Дата03.12.2019
өлшемі105.93 Kb.

Государственный кредит и государственный долг

Понятие государственного кредита

  • Государственный кредит – одна из форм существования публичных финансов, часть финансовой системы.
  • Государственный кредит как стоимостная категория – это совокупность денежных отношений, возникающих между государством и физическими, юридическим лицами, при которых государство может выступать как в качестве заёмщика, так и в качестве кредитора и гаранта. (Т.В. Брайчева)
  • Государственный кредит как правовая категория – самостоятельный институт финансового права, представляющий совокупность финансово-правовых норм, регулирующих общественные отношения, складывающиеся в процессе привлечения государством временно свободных денежных средств юридических и физических лиц на определённых условиях в целях покрытия бюджетного дефицита и регулирования денежного обращения (Е.Ю. Грачёва)
  • Государственный кредит – это совокупность экономических отношений между государством в лице его органов власти и экономическими субъектами по поводу формирования и использования ссудного фонда (Г.Б. Поляк)

Связь государственного кредита с финансами

  • Государственный кредит участвует в формировании и использовании централизованных фондов денежных средств.
  • Одним из участников отношений неизменно является государство.
  • Для государственного кредита характерны перераспределительные отношения.

Отличие государственного кредита от финансов (иные принципы организации):

  • В отличие от налогов и обязательных платежей привлечение или предоставление средств при кредитовании осуществляется на возвратной и возмездной основе;
  • Движение средств осуществляется в прямом и обратном направлении
  • Государственный кредит имеет, как правило, добровольный характер.
  • Существование кредита ограничено конкретным, заранеее известным сторонам срокам.
  • Государственный кредит имеет избирательный, селективный характер

отличие

  • Государственный кредит:
  • Экономическая сущность государственного кредита заключается в непроизводительном использовании капитала(покрытие дефицита бюджета)
  • Обеспечением кредита служит имущество государства или региона
  • Объект финансовых правоотношений( результатом операций выступает государственный долг)
    • Банковский кредит:
    • Производительное использование ссудного фонда
    • Обеспечение конкретные ценности(товары, ценные бумаги и др).
    • Договор банковской ссуды(объект гражданско-правовых отношений)

Как финансовая категория государственный кредит выполняет функции

  • Распределительная - обеспечивает формирование централизованных денежных фондов или их использование на принципах срочности, платности, возвратности (чем выше величина долга, тем большая часть средств направляется на его обслуживание).
  • Регулирующая – государство прямо или опосредованно воздействует на состояние денежного обращения, уровень процентных ставок, процесс производства, занятость населения, а также способствует и обеспечению перераспределения средств между территориями государства
  • Контрольная функция - связана со сроками возврата и своевременность уплаты процентов.

Виды государственного кредита ( в зависимости от того какой уровень власти участвует в кредитных отношениях)

  • Федеральный
  • Субфедеральный

Статус государства

  • Заёмщик временно-свободных денежных средств населения, организаций, иностранных государств и международных организаций
  • Кредитор Российская Федерация– предоставляет кредит субъекту РФ, муниципальному образованию или юридическому лицу
  • Гарант по обязательствам различных юридических лиц или нижестоящих уровней власти

Долг и дефицит бюджета

  • В результате финансирования дефицита бюджета образуются непогашенные обязательства
  • Сумма непогашенных обязательств образует государственный долг.

Займы – основная форма госкредита

  • По способу обращения:
  • Рыночные (свободно обращаются на рынке)
  • Нерыночные
  • По сроку заимствования средств:
  • Краткосрочные (до одного года)
  • Среднесрочные (от одного года до 5 лет)
  • Долгосрочные(свыше 5 лет
  • По форме выпуска
  • Займы в документарной форме
  • Займы в виде записей по счетам
  • По уровню эмитента (федеральные и региональные)

  • По форме выплаты дохода (процентные, дисконтные, выигрышные, )
  • По методам определения дохода ( с твёрдым и плавающим доходом)

Классификация займов

6. По видам кредиторов:

  • Займы размещаемые среди юридических лиц;
  • Займы, размещаемые среди физических лиц
  • 7. По технологии эмиссии:

  • Облигационные займы
  • Безоблигационные – оформляемые подписанием кредитных соглашений и договоров
  • 8. По способу погашения задолженности:

    займы, погашаемые единовременно;

    займы, погашаемые в рассрочку

Понятие управления государственным долгом

  • Совокупность мероприятий государства, направленных на погашение долга
  • Совокупность действий государства в лице его уполномоченных органов по регулированию величины, структуры и стоимости обслуживания государственного долга
  • Механизм формирования и реализации одного из направлений финансовой политики государства, связанного с его деятельностью на внешних и внутренних финансовых рынках в качестве заёмщика или гаранта

Задачи управления государственным долгом:

  • Максимально возможное сокращение затрат на его обслуживание и погашение с учётом коньюнктуры мирового рынка
  • Обеспечение своевременного исполнения долговых обязательств по погашению и обслуживанию внутренних и внешних долгов
  • Минимизация долга для заёмщика
  • Обеспечение приемлемого курса государственных долговых обязательств на внутреннем и внешнем рынках, недопущение их резких колебаний

Цель управления долгом

  • Нахождение оптимального соотношения между потребностями государства в дополнительных финансовых ресурсах и затратами по их привлечению, обслуживанию и погашению
  • Основным условием успешного регулирования долга является обеспечение экономического роста, увеличение на этой основе общей величины доходов в стране, в том числе доходов бюджета. При значительных масштабах задолженности приходится решать противоречивую задачу ограничения потребляемой части ВВП для выплаты внешних долгов и их обслуживание

Принципы управления долгом

  • Безусловность
  • Единство учёта
  • Единство долговой политики
  • Снижение рисков
  • Оптимальность
  • Гласность

Принципы управления госдолгом в условиях совершенствования системы управления

  • Сохранение объёма долговых обязательств на экономически безопасном уровне, с учётом всех возможных рисков
  • Своевременность исполнения долговых обязательств
  • Полнота исполнения долговых обязательств
  • Минимизация стоимости долговых обязательств
  • Прозрачность управления долгом

Риски в процессе управления долгом

  • Рыночные или практически не контролируемые уполномоченным органом исполнительной власти
  • Контролируемые риски

Определение и оценка риска

  • Риск представляет возможность финансовых потерь бюджета в результате наступления определённых событий или совершения определённых действий, которые не могут быть заранее однозначно спрогнозированы.
  • В качестве количественной оценки риска используется оценка объёма потерь бюджета в случае наступления определённых событий.

Перечень рисков

  • Риск ликвидности
  • Риск процентной ставки
  • Валютный риск
  • Кредитный риск
  • Юридические риски
  • Риск краж, махинаций и других противозаконных действий

Основные подходы минимизации рисков

  • Риск ликвидности:
  • Повышение качества финансового планирования;

    Построение долговой ёмкости бюджета на основе пессимистических прогнозов экономического развития;

  • Кредитный риск
  • Анализ кредитоспособности гарантополучателей на этапе предоставления гарантии, а также её систематический анализ на протяжении всего действия гарантии

  • Риск противозаконных действий:
  • Создание эффективных механизмов внутреннего контроля и аудита

Долговая ёмкость бюджета

  • Определяется как превышение доходов бюджета над его расходами без учёта расходов на увеличение стоимости основных средств и расходов на обслуживание существующих долговых обязательств в каждом периоде выбранного интервала времени
  • Фактически долговая ёмкость бюджета определяет предельный объёмы погашения и обслуживания долговых обязательств, которые можно осуществлять за счёт доходов бюджета

Изменения в управленческом учёте

  • Деление обязательств на прямые и условные
  • Прямые обязательства:

  • Кредитные соглашения и договоры;
  • Государственные займы;
  • Договоры и соглашения о получении бюджетных кредитов;
  • Просроченная кредиторская задолженность бюджетных учреждений
  • Условные обязательства:

    Государственные гарантии по обязательствам перед третьими лицами

Управление госдолгом в широком и узком смыслах

  • В широком смысле – предполагает:
  • Формирование политики в отношении госдолга;

    Определение основных показателей и предельных значений государственной задолженности

    Определение приоритетных направлений использования привлечённых ресурсов

  • В узком смысле:
  • Определение условий выпуска, обращения и погашения конкретных ценных бумаг

Методы управления долгом:

  • Рефинансирование – погашение части госдолга за счёт вновь привлечённых средств;
  • Конверсия – изменение доходности займа
  • Консолидация - превращение части имеющейся задолженности в новую с более длительным сроком погашения.
  • Новация – соглашение между государством – заёмщиком и кредиторами по замене обязательств в рамках одного и того же кредитного договора.
  • Унификация – решение государства об объединении нескольких ранее выпущенных займов
  • Дефолт – отказ государства от уплаты государственного долга.

Классификация методов управления госдолгом

  • Административные методы – основаны на быстром и чётком выполнении отдельных распоряжений органов госвласти и управления( не предусматривают оценку экономической эффективности)
  • Финансовые методы – состоят в выборе способов и форм обеспечения погашения госдолга с помощью анализа финансовых показателей и нацелены на максимизацию эффекта от привлекаемых займов при минимальных издержках связанных с их погашением и обслуживанием,

Составляющие системы управления долгом

  • Учёт долговых обязательств
  • Бюджетное планирование и долговая политика:
  • Цели привлечения средств

    Контроль над объёмами долга

    Расходы на погашение и обслуживание долга

    Управление кредиторской задолженностью

  • Управление рисками
  • Снижение риска неплатежей

    Управление риском процентных ставок

    Управление ликвидностью

  • Раскрытие информации

Принципы государственной долговой политики на 2008-2010 годы

  • Замещение государственного внешнего долга внутренними заимствованиями
  • Развитие рынка государственных ценных бумаг
  • Использование государственных гарантий , для ускорения экономического роста
  • Использование инструментов долговой политики с целью осуществления дополнительной стерилизации излишней денежной массы и борьбы с инфляцией


Достарыңызбен бөлісу:


©netref.ru 2019
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет