Гоу сош №858 юао г. Москвы Ученическая телеконференция «Культура мира в Интернете»



жүктеу 254.68 Kb.
Дата25.04.2016
өлшемі254.68 Kb.
: seminar
seminar -> Семинар бағдарламасы Тақырыбы: «Қазақ тілі мен қазақ әдебиетін оқытудың әдістері»
seminar -> Семинар Қостанай 2007 Тілдің арқасында біреуді біреу танып, бір халық екінші көрші
seminar -> Литература для школьников на книжном рынке Казахстана. Муратова Алма Шариповна, зав библиотекой сш №115
seminar -> Семинар: «Основы abap-программирования»
seminar -> Легионерската болест и употребата на инхибитори на тумор некротизирачки фактор α: претстоечки проблем ?
seminar -> Практические (семинарские) занятия описание рейтинговой системы При оценке результатов деятельности магистрантов в рамках дисциплины «Конкурентоспособность и инвестиционная привлекательность региона»
seminar -> Особенности адаптации первоклассников к школьной жизни
seminar -> Дөнгелек үстелдің тақырыбы: «Қазақ тілі сабақтарында тиімді әдістерді қолдану арқылы маб және Ұбт дайындықтарын арттыру»



ГОУ СОШ № 858 ЮАО г. Москвы
Ученическая телеконференция «Культура мира в Интернете»

Ученицы 10 «А» класса

Бабичева Вероника
Козуб Елизавета

Введение
Живопись старых мастеров всегда восхищала свежестью колорита, убедительностью исполнения и удивительной долговечностью. Технические принципы их мастерства все еще остаются неясными, хотя выдвигались разные гипотезы. До сих пор исследователи толкуют эту загадку замысловатыми теориями, окутывая ореолом таинственности технику древних мастеров.

Согласно Плинию, наиболее древними были следующие четыре краски. Мелин, или мелинум (melinum) — белый пигмент, который привозили с острова Мелос в Эгейском море. Этой краской, как пишет Плиний, пользовался Апеллес (вторая половина IV в. до н. э.). Употребление желтой крас-ки — аттической желти (sil atticum) Плиний связывает с деятельностью афинских живописцев Микона и Полигнота (V в. до н. э.). По-видимому, в данном случае речь идет о натуральном пигменте — желтой охре. Третьей была красная — синопская земля (sinopis terra). Встречалась она во многих местах, однако наибольшее предпочтение греки отдавали красной земле с острова Лемнос: эта краска «весьма прославляема была от древних вместе с островом, на коем ро-дится». Черную (atramentum)—получали искусственным путем. Как писал Плиний, Микон и Полигнот пользовались виноградной черной (tryginon), получаемой пережиганием виноградных выжимок, а Апеллес использовал жженую слоновую кость (atramentum elephantinum).


Постепенно ассортимент красок расширялся, и уже во времена Теофраста живописцы знали такие популярные в будущем пигменты, как свинцовые белила, киноварь и аурипигмент, азурит и ярь-медянку, по-видимому, малахит и ультрамарин из ляпис - лазури и некоторые другие. Но не все эти краски получили такое широкое распространение, как первые четыре. Одни в силу сложности приготовления, другие вследствие дороговизны. При исследовании красок фаюмских портретов, относящихся к I—III векам нашей эры, на многих из них были обнаружены краски только четырех цветов: белая (свинцовые белила), желтая (охра), красная (красная земля) и черная (угольная).


Желтые краски

Наиболее древним пигментом, известным доисторическим «живописцам» — авторам пещерных росписей, была желтая натуральная земля, называемая греками ОХРОЙ. Желтые охры — природные земляные краски, представля-ющие продукт выветривания железной руды и полевого шпата. Месторождения охр встречаются повсеместно. В классическую эпоху охры добывали в разных местах.


Наиболее ранние (по времени создания) рисунки с желтыми охрами находятся в стенных росписях в пещерах Ласко (Франция),Альтамиры (Испания) и др.. Живопись в этих пещерах относится археологами к эпохе ориньяк-перигорской (30 000 - 25 000 лет до н.э., Ласко) и мадленской (15 000 - 10 000 лет до н.э., Альтамира) культуры, отдель-ные детали этих росписей выполнены желтыми охрами. В более позднее время желтые охры были общераспространенной крас-кой среди древних живописцев. Уже в I в. н. э. существовало не-сколько сортов желтых охр. Древнегреческие живописцы, по свидетельству Плиния, пользовались шестью сортами охр. Лучшая светлая охра, так называемая Sil atticum — аттическая охра, которую привозили из Галлии, употреблялась для изображения света. Охры из Ахеи, использовались для изображения теней.
Существовали и другие разновидности этого пигмента. Подобно свинцовым белилам, желтые охры широко используются в живописи вплоть до наших дней. Их применяли и применяют как в натуральном виде, так и пережигая для получения пигментов другого цвета — обычно красного, на что указывал еще Теофраст.

Во времена Теофраста знали уже и другую желтую краску — аурипигмент добываемый, по словам Плиния, в Сирии.


АУРИПИГМЕНТ, минерал золотисто-жёлтого и красного (с оттенками) цвета. Красный минерал имеет своё название - реальгар. В химическом отношении оба представляют собой сернистый мышьяк. Использование аурипигмента на Востоке в качестве краски известно с IV века до н.э. и вплоть до XIII в. Обе краски, и в особенности реальгар, употреблялись художниками всех эпох и школ живописи, вплоть до позднего Возрождения. Краска имела множество названий. Плиний именует её арсеником (Arsenicum) и сообщает о ней: «Арсеник состоит из одинакового вещества с ...». Витрувий называет аурипигмент - «орпимент» и «арсеникон» (греч.). В главе XII своего трактата он также (как и Плиний) упоминает о сандараке, но под этим названием имеет ввиду другую краску -жжёные свинцовые белила (сурик свинцовый).
МАССИКОТ, жёлтая старейшая краска, известная ещё со времён Древнего Рима, где она имела название искусственный сандарак или сандикс. Известно, что уже в 400 гг. до н.э. она использовалась в живопи-си Египта. В более позднее время она носила названия: massicot, свинцовая жёлтая краска, королевская желть, золотистая жёлтая, лимонно-жёлтая, жёлтый сурик, сандикс золотистый, светло-жёлтая и многие др. По химическому составу - окись свинца. Массикот приготавливают слабым прокаливанием свинцовых белил. В результате получают оранжево-жёлтый пигмент.

- наскальный рисунок из пещеры Альтамира. Испания, между 15 000 - 10 000 гг. до н.э.

наскальный рисунок из пещеры Ласко. Франция, между 15 000 - 10 000 гг. до н.э.

Насчет красной краски можно сказать, что она настолько широко в географическом смысле и длительно по времени применялась, что никакой культуры или региона выделить особо невозможно.


Ею ведь не только рисовали, красили ткани, волосы, но даже после смерти кости покрывали слоем красной охры. Во многих древних захоронениях это встречается. Там выше говорили, что в Чатал-Гуюке хоронили кости в домах под слоем глины. Но ведь сама глина желтого или красного цвета, т.е. тот же самый пигмент. Налицо некий ритуал. Кстати, ведь в большинстве случаев, в настоящее время, если в доме полы покрашены - то чаще всего суриком - красно-коричневой краской! Я думаю что это все отголоски того древнего погребального обряда.
Вот почему хотелось бы добавить еще про красные краски. Кстати, Чатал-Гуюк как раз находился в том регионе, где добывались и добываются до сих пор одни из самых лучших пигментов для минеральных красок.

Красные краски

С доисторических времен, подобно охрам, известны в живописи КРАСНЫЕ ЗЕМЛИ. Красные земли, или красные охры, — натуральные красные земли, представляющие собой преимущественно глины или минералы, окрашенные безводной окисью железа,


продукта выветривания красного железняка, разнообразные по цвету: от светлого теплого красного (английская красная) до холодных фиолетовых (капут-мортум) и желтовато-розовых (розовая поццуольская земля).
В природе встречается следующее минеральное сырьё, используемое для приготовления красных красок: красные глины; минерал гематит, красный железняк (краски из него - мумии или сурики железные); болюсы - туфы, окрашенные окис-лами железа; прокаленные жёлтые природные охры (охры красные жжёные), а также прокаленные глины, имеющие в своём составе, кроме окиси железа, другие химические вещества, дающие им соответствующий цвет (сиены, умбры); бокситы, имеющие различный состав и соответствующий цвет и т.д
Красные земли в живописи известны давно. Они применялись в стенных росписях многих пещер эпохи палеолита.
Красный пигмент милтос, который скорее всего относится к группе красных железосодержащих и глинистых пигментов, называл Теофраст, различая три его разновидности: очень красный, светлый н средний между ни-ми. Добывался милтос в цент-ре Малой Азии — в Каппадокии. Синопской землей этот пигмент называли потому, что вывозили его через Синопу — город на южном побережье Черного моря.

Краску оран-жево-красного цвета с древнейших времён привозили в Европу из горных районов Востока. Наибольшую известность приобрёл «АРМЯНСКИЙ БОЛЮС», получивший название по месту происхождения. Но впоследствии эти земли были найдены во многих вулканических месторождениях других стран, в особенности на островах Греческо-го архипелага, и теперь уже пигмент назывался: лемносская земля, болюс, лемносский болюс. Согласно Плинию, «красные, красноватые и средние между ними» земли привозили из Египта, добывали на острове Лемнос, в Каппадокии, а также, в других местах. Впоследствии римляне именовали его - " рубрика".

Другой, очень важной красной краской является КИНОВАРЬ.
Киноварь - одна из знаменитейших и наиболее широко распространенных красных красок в прошлом, известная с 3000 г. до н.э.. Предполагают, что она была известна еще ассирийцам и египтянам. В Китае киноварь была известна с доисторических времён и отлича-лась глубоким тёмно-красным цветом.

Под именем миний и миниум (minium) она фигурирует у Витрувия и Плиния. «Древние, — говорит Плиний, — писали киноварью картины, которые и ныне еще называют единоцветными (monochromata)». Киноварь привозили из серебряных рудников, причем лучшей считали добываемую «выше Эфеса в полях Цильбианских». Киноварь — это сульфид ртути чистого красного, красно-коричневого или малиново-красного цвета.


Об ис-пользовании природной киновари в живописи упоминает и Теофраст. У греков киноварь имела название «милос» (millos). Плиний также сообщает, что в его время некоторые называли киноварь «цинобер» (cinnabaris). Но цинобер - слово индийского происхождения (индийская киноварь), относящееся к драконовой крови.
Во время Теофраста кино-варь привозили из Колхиды (прибрежной части современной Грузии) и Иберии (так греки называли и Испанию и террито-рию восточной Грузии). Вопрос о том, какую из этих стран имел в виду Теофраст, пока не решен. Римляне добывали киноварь в карфагенских копях Альмады.
Однако существенным недостатком киновари является то, что она с течением времени тускнеет и темнеет от действия воздуха и света. Земли же в течение веков сохраняют первоначальную свежесть.

Еще одной краской, известной уже в древности является ПУРПУР. Острейон, античный пурпур, тирский пурпур, Purpur, Purpurissum -все это названия краски различных цветов, от красно-фиолетового до синевато-фиолетового. Пурпур древних добывался из пурпу-ровых улиток, так называемой «багрянки» вида Murex brandaris. и Murex trunculus, живущих в водах Средиземного моря у берегов Сирии, Греции и Африки.

В Древнем Египте окраска пурпуром и приготовление краски из секреции пурпурных улиток имела широкое распространение. За 1500 лет до н. э. финикияне применяли пурпур для окраски тканей, ков-ров и вели в значительных размерах торговлю пурпуром. Сто-лица Финикийского царства, г. Тир, был в то время основным центром производства пурпуровой краски. Методы ее получе-ния финикияне заимствовали у египтян.
Древняя Греция и Рим употребляли пурпуровые краски в больших размерах для окраски тканей. Некоторые источники сообщают, что во времена Римской империи пурпур счи-тался самой дорогой краской. Хотя Плиний даже жаловался, что пурпуром покрывают уже и стены. Но пурпур также краска очень нестойкая и выцветающая.

- фрагмент росписи гробницы Тутанхамона. Египет, ок 1450 г. до н.э.




Белые краски
ИЗВЕСТЬ (от греч. asbestos- «неугасимый»), обобщённое название продуктов обжига - известняков, мела, мрамора, устричных раковин и пр. Известь, как материал живописи, была известна за 25 -15 тыс. лет до н.э.. Известковые белила являлись основной белой краской в египетских фресках эпохи Древнего царства за 3-2 тыс. лет до н.э.. Они применялись в античной стенной живописи древнеэтрусских гробниц.
СВИНЦОВЫЕ БЕЛИЛА, белая свинцовая краска, относящаяся к наиболее древним. Впервые о них упоминает древнегреческий естествоиспытатель Теофраст (372-287 до н.э.). За свой долгий путь использования в живописи эта краска имела множество названий: у древних греков - psimithium, псимигион, псимитий, псимитиум. У римлян: Ceruse, cerosium, церусса.

МЕЛ, тонкозернистый, мягкий, белый известняк, состоящий из мелких обломков и целых известковых скелетов морских микроорганизмов. Наиболее часто мел встречается с примесями, которые, так или иначе, окрашивают его. При обжиге мел переходит в безводную известь. Мел, используемый как материал живописи, очень прочен во всех отношениях.. Плиний свидетельствует, что Апеллес, Эхион, Меланф и Никомах в своих картинах использовали белую земляную краску с о. Мелос - melinum. Древние греки и римляне, использовали следующие сорта мела: селинутский, молочного цвета; перстнёвый (Candidum annulare, Плиний), мел из Эретрии, белый и серый; цимолеум (cimolea), род мела; саксум (saxum), род мела; белая мелосская земля, мел из Сардинии. О мелосской земле как белом пигменте упоминает и Теофраст. На острове Мелосе имеются большие залежи земли, добываемой и в настоящее время.


Вот образец известковой окраски стен. Гробница чиновника Небамона. Фивы, XVIII династия.

Которая из этих белых красок выдерживает столетия?

Известь, мел.



Синие краски

Ляпис-лазурь, лазурит или ультрамарин натуральный

Ляпис-лазурь или ультрамарин натуральный принадлежит к древнейшим краскам, применяемым в живописи. Получали пигмент для краски тонко размалывая минерал лазурит. Лазурит может иметь цвет от ярко-синего до пурпурного и содержать вкрапления пирита, который выглядит как золото.

В Древнем Египте лазурит ценился наравне с золотом:, так как он был редким камнем. Напоминая своим видом усыпанный звёздами небосвод, он считался священным камнем жрецов и фараонов. Жрецы-судьи носили амулет на шее из ляпис-лазури с надписью «истина».
Синий цвет ляпис-лазури как бы указывает на его небесное происхождение (синий цвет, так же как и золото, считался божественным, символизирующим, прежде всего, бога Амона).

Лазурь происходит от арабского слова «азул», применяемое для названия неба и для обозначения чего-то синего. В Италии его называли Lapis Lazzuli, во Франции — Pierre d' Azur. Современное название «лазурит» появилось в XVIII. «Ляпис — лазурью» назывались однородно окрашенные синие разновидности лазурита. Именно они использовались для приготовления краски. .


Натуральная лазурь обладает прекрасным ярко-синим цве-том, отличающимся большой глубиной, принадлежит к минральным краскам. Исходным материалом для приготовления на-туральной лазури служит минерал лазурит, называемый также ляпис-лазурью, или армянским синим камнем.

Следы его применения в живописи уже встречаются в Древнем Египте, где она употреблялась для росписи гробниц; при раскопках гробницы египетского фараона Рамзеса II была обнаружена роспись лазуритом.

Вот любопытное упоминание о синих минералах есть в клинописной надписи Дария I из Суз:
"... Самоцветы, ляпис-лазурь и сердолик ., которые были здесь употреблены, доставлялись из Согдианы . Употребленный здесь темно-синий самоцвет доставлялся из Хорезма …"
Древнегрече-ские художники тоже были знакомы с лазурью из камня лазурита, который, по свидетельству Теофраста , привозили из скифских месторождений; эта лазурь называлась «Sapphiros». В первом веке до н. э. греческие и римские художники применяли в живописи лазоревую краску из лазурита, который привозили из Скифии и Индии. Скифская лазурь стоила в то время 10 динариев за золотник, а индийская — 8 динариев. Витрувий, подтверждая Плиния, указывает, что в его время римские художники употребляли армянскую лазурь, добываемую из приво-зимого из Армении лазурита, называвшегося армянским синим камнем.
Римские художники еще в I в. н. э. приготовляли, по свидетельству Плиния, из лазурита 4 светлые и 4 темные краски. В Греции, в VI в., по свидетельству грека Леонтия, приготовляли лазоревую краску, или «лазурион», из лазурита, называвшегося тогда «Kyanos» (кюанос).
О знакомстве древнеримских живописцев с натуральной ла-зурью мы находим подтверждение не только в дошедших до нашего времени трактатах, но и в немногочисленных произведениях этого времени. Фаюмские портреты I и II в. н. э. имеют отдельные живописные детали, выполненные лазурью.

По своей химической природе лазурит является двойной кремнекислой солью натрия и алюминия со следами незначительного количества серы.


Наиболее богатые месторождения лазурита в настоящее время находятся в Ар-мении, на Урале — в р-не р. Быстрой; кроме того, известны ме-сторождения его в Ср. Азии — Бадахшан, в Афганистане, в Ти-бете, в Индии, Китае и Южн. Америке — Чили.

- фрагмент штандарта из Ура. Ок. 2500 г. до н.э.



Краски для иконописи

Краски («вапы» или «шары»), употребляемые в иконописи могут быть или сухие (в порошках), или искусственные, готовые. Ляпис-лазурь (продолжение)
Ляпис-лазурь или ультрамарин натуральный принадлежит к древнейшим краскам, применяемым в живописи. Археологические наход-ки подтверждают использование афганского лазурита в древнейших государствах Переднего Востока: Шумере, Аккаде, Урарту, Ассирии, Ва-вилоне, Египте, а также в Китае.

В Древнем Египте лазурит ценился наравне с золотом:, так как он был редким камнем и привозился из Центр. Азии. Напоминая своим видом усыпанный звёздами небосвод, он считался божественным, символизирующим, прежде всего, бога Амона и был священным камнем жрецов и фараонов. Он находил применение в изготовлении сравнительно небольших, но чрезвычайно важных священных предметов: талисманов, амулетов, знаков власти; а также как ценный ювелирный камень, украшения из которого были доступны лишь высшей знати и властителям.


В Древнем Египте всегда выполняли из лазури-та божественные символы: жука-скарбея - символа вечности, оли-цетворявшего божественное происхождение фараонов, а также ста-туэтку богини истины Маат — символа правосудия.
Жрецы-судьи носили амулет на шее из ляпис-лазури с надписью «истина».



Особое место занимает лазурит в каменной пластике Египта. Согласно верованиям египтян, после физической смерти их души должны продолжать жить в другой — потусторонней жизни. Но для этого они должны пройти очень важный и таинственный обряд тщательной мумификации умершего тела. Только после этого мумия может при-нять душу умершего. Во время осуществления этого ритуала, одной из особенностей было выполнение бровей и век умершего фараона и высших чиновников из лазурита. Это можно видеть на золотой маске Тутанхамона.


Кроме того, его использовали как материал для цилиндрических печатей, тоже являющихся призна-ком высокого социального положения, так как оттисками с них скреп-лялись самые различные частные и государственные документы.



Получали пигмент для краски сложным способом, вначале тонко размалывая однородно окрашенные синие разновидности лазурита. В итоге количество синего чистейшего пигмента было очень небольшим.

Следы его применения в живописи уже встречаются в Древнем Египте, где она употреблялась для росписи гробниц; при раскопках гробницы египетского фараона Рамзеса II была обнаружена роспись лазуритом.

Древнегреческие художники тоже были знакомы с лазурью из камня лазурита, ко-торый, по свидетельству Теофраста , привозили из скифских месторождений; эта лазурь называлась «Sapphiros». В первом веке до н. э. греческие и римские художники применяли в живописи лазоревую краску из лазурита, который привозили из Скифии и Индии. Скифская лазурь стоила в то время 10 динариев за золотник, а индийская — 8 динариев.


Витрувий, подтверждая Плиния, указывает, что в его время римские художники употребляли армянскую лазурь, добываемую из привозимого из Армении лазурита, называвшегося армянским синим камнем.
Римские художники еще в I в. н. э. приготовляли, по свидетельству Плиния, из лазурита 4 светлые и 4 темные краски. В Греции, в VI в., по свидетельству грека Леонтия, приготовляли лазоревую краску, или «лазурион», из лазурита, называвшегося тогда «Kyanos» (кюанос).

О знакомстве древнеримских живописцев с натуральной лазурью мы находим подтверждение не только в дошедших до нашего времени трактатах, но и в немногочисленных произведениях этого времени. Фаюмские портреты I и II в. н. э. имеют отдельные живописные детали, выполненные лазурью. Плащ на портрете «Алины» (II половина I в.), находящемся в Берлинском музее, исполнен темно-голубой лазурью; на двойном портрете «Неизвестные мужчина и женщина» , находящемся в Московском музее изобразительных искусств и относящемся ко II в. н. э., отдельные детали написаны серо-голубой натуральной лазурью.

Начало расцвета его применения в живописи можно отнести к VI в. н. э Но пика своей популярности лазурит достиг позже, в период итальянского Возрожде-ния, когда предстал во всём своём великолепии на полотнах Джотто, Леонардо да Винчи, Рафаэля, Тициана и других крупных мастеров Ренессанса. Этому способствовало исчезновение в XVI-XVII вв. с европейского рынка красок АЗУРИТА - другого синего пигмента, с успехом конкурировавшего с лазуритом в первую очередь из-за своей дешевизны. После того как часть Венгрии - ведущего поставщика азурита до середины XVII века, попала под власть Турции, венгерский азурит перестал поступать на европейский рынок.
Лазурит же стал очень дорогим, поэтому основное свое применение он находил в произведени-ях, имеющих очень высокую цену, а в Испании в это время им вообще не пользовались. Краску использовали только в самых тонких и уникальных работах. Во всей Европе расход краски был не более 4-х фунтов ежегодно, а один её грамм был равен цене одного грамма золота.
По свидетельству Ченнини, лучшие сорта лазури в его время стоили по 8 дукатов за унцию (29,9 г). В письме Якобу Геллеру Дюрер писал (1508), что 1 фунт ультрамарина можно с трудом достать за 100 гульденов, а унция его сто-ит не меньше 10—12 -дукатов. Валентин Больц (1549) писал, что натуральный ультрамарин редко можно встретить в Германии. В 1593 г. унция ультрамарина стоила в Венеции 60 скуди, а в 1773 г. в Париже — 96 ливров.

Поэтому наряду с настоящей натуральной лазурью были и подделки под нее.


Этому также способствовало то, что в названиях синих красок издавна существовала не мень-шая путаница, чем в названиях красных. Это объясняется тем, что авторы руководств по живописи обычно указывали не состав, а цвет краски, например," лазурь", понимая под этим назва-нием совершенно разные синие пигменты. Постоянно путали в эпоху Возрождения, ультрама-рин из ляпис-лазури (azzuro ultramarino) и горную , синюю (azzurre della Magna). «Пернети, — пишет Бергер, — иден-тифицирует, например, пепельную синюю с эмалевой синей (смальтой) и с искусственной .лазурью, которая под названием "email" привозилась из Голлан-дии в тонко стертом виде. Сорт, импортируемый из Германии, был грубее и назывался "azur à poudre"; она была дешевле и меньше похожа по цвету на ультрамарин, чем названная выше. Часто смешивали медную лазурь (Bergblau — горная, минеральная синяя) с лазурным камнем (ультрамарин). Шефер (Нюрнберг, 1669) приводит ч своем списке красок отдельно лазурную синюю и минераль-ную (горную) синюю; последняя также встречается под названием пепельной синей...» и т. д. Эта неразбериха была характерна и для самих живописцев. Например, Гольбейн, восхваляя качество ляпис-лазури, утверждал, что в качестве синего пигмента пользуется только ею, тогда как исследования показали, что на самом деле он использовал только азурит.

В XIV—XVI вв. при изготовлении натуральной лазури из ляпис-лазури получали, кроме нее, еще ряд красок синего, бледно-синего, серо-синего цвета и называли их ультрамариновой золой, пепельной лазурью, серо-синей из лазурита, бледно-синей — «palleo».

Приблизительно с 1800 года в Европе лазурит стал использоваться реже.
Ведь лучшие свои свойства - яркость цвета, глубину тона и стойкость лазурит проявляет в техниках темперной и клеевой живописи. В масляной живописи, где на стабильность цвета влияет пожелтение масляной и лаковой плёнок, эти драгоценные (в прямом и переносном смысле) качества сильно проигрывают.
Кроме того, его кроющая способность очень невелика, а изредка лазурит подвергается «ультрамариновой болезни», при которой синий глубокий цвет превращается в серо-синий.
К тому же сама техника и технология живописи к тому времени значительно снизились,а многие секреты мастерства попросту умерли вместе с последними Великими Художниками.
Но главный удар по "искусству, которое не терпит суеты", нанесла промышленная революция. Мануфактурное производство выбросило на рынки готовые краски, кисти, грунтованные холсты и пр. Но качество, увы, оставляет желать лучшего и по сей день. Успехи химии привели к началу производства в 1724 г. парижской или берлинской лазури, а в 1828 г. - искусственного ультрамарина. Натуральная ляпис-лазурь была обречена. Некоторые английские фирмы продолжали поставлять натуральный ультрамарин вплоть до 1912 г., а фирма "Винзор и Ньютон" продолжает держать на складах натуральный ультрамарин к услугам «самых богатых живописцев, либо злостных фальсификаторов». По нашим сведениям, придворный художник Ее Величества Елизаветы II, использует исключительно натуральный лазурит, который стирает собственноручно.

В России натуральная лазурь применялась еще в XI в. и принадлежала к наиболее дорогим привозным краскам; в XVI в. фунт лазури равнялся стоимости фунта золота. В период XI—XIV вв. русские иконописцы получали лазурь из Византии, Самарканда и Армении. В ряде дошедших до нас памятников древней письменности и икон мы находим отдельные живописные детали, выполненные лазурью: миниатюры Остромирова Евангелия (XI в.) и Изборника Святослава (1073) выполнены лазурью; часть одежды Богородицы в иконе XI в. «Богородица Владимирская», ярко-синего цвета, выполнена лазурью. Хитон Богородицы в иконе «Благовещенье» из Верх. Устюга, интенсивного синего цвета, также написан лазурью. Хитон архангела Гавриила в иконе «Нерукотворный Спас» XII в. написан светло-синей лазурью.

В Ср. Азии еще во времена Тимура лазурь из ляпис-лазури применялась в значительных количест-вах при росписи дворцов, мечетей, усыпальниц. Лазурь обна-ружена в росписях «Белого дворца», построенного при Тимуре, в мавзолее над могилой Хазрет-Имама, возведенном в XIV в.12.

По своей химической природе лазурит является двойной кремнекислой солью натрия и алюминия со следами незначительного количества серы.

Самым древним и самым знаменитым, считав-шимся наилучшим является Бадахшанское месторождение Сары-Санг в Афганистане, расположенное на реке Кокуа, притоке Аму-Дарьи. Официально считается, что оно разрабатывается с IV в., но археологические находки подтверждают значительно более древнее его происхождение. Не утратило оно своего значения и по сей день. Другое, Ляджвардаринское месторождение на Юго-Западном Памире (Таджикистан), официально открыто советскими геологами в 1930 г., хотя легенды о его существовании ходили ещё в XVIII в. Оно очень похоже по происхождению и по высокому качеству лазурита . на афганское. В России крупным месторождением считается находящееся в Южном Прибайкайлье на р. Слюдянке и на Урале — в р-не р. Быстрой.

Натуральная темпера. Сухие пигменты растираются, или, как принято говорить, «творятся», в деревянных ложках, у которых обрезаются предварительно черенки. Различные пластмассовые или фарфоровые чашки для этого не годятся: их слишком гладкие стенки не позволяют хорошо растереть порошок краски, тогда как шероховатая поверхность деревянной ложки способствует измельчению порошка. При этом для каждой краски должна быть своя ложка. Творятся краски следующим образом. В ложку насыпается сухой пигмент в количестве не более половины чайной ложки, разбавляется желтковой эмульсией (приблизительно 0,5 чайной ложки) и растирается пальцем.

Растирать следует не так, чтобы только размешивать краску кончиком пальца на дне ложки, необходимо тщательно тереть порошок о стенки ложки двумя суставами указательного пальца. Краска растирается лучше, если яичную эмульсию добавлять понемногу. В приготовленной краске не должно прощупываться ни мельчайшей крупинки пигмента, она не должна расслаиваться на эмульсию и порошок, а представлять из себя как бы новое, неделимое вещество, поэтому исстари этому процессу присвоен термин «творение» красок. По консистенции готовая краска похожа на негустую сметану. Но не все краски возможно хорошо приготовить описанным способом.

Если охры по мягкости этого пигмента удается растереть пальцем, то большинство других красок приходится растирать на плитках курантом. К ним относятся белила, сиены, умбры, кобальты, кадмии. Для творения этих красок пользуются кафельными плитками (лучше с матовой поверхностью) и так называемыми «притертыми» стеклянными пробками, круглыми и с ровной (лучше матовой) поверхностью головки. На плитку насыпается порошок, разбавляется несколькими каплями желтка и растирается.

Пробку надо водить вкруговую, слегка приподнимая край, находящийся у большого пальца, чтобы не присасывало. При необходимости добавляется понемногу эмульсия. Чем меньше будет на плитке порошка, тем легче и быстрее можно приготовить краску. Готовая краска собирается с плитки лезвием или мастихином и складывается на дно ложек. Для перетирания белил должна быть особая плитка и пробка, чтобы их белизна не загрязнялась другой краской; все остальные краски можно готовить на одной плитке и одной пробкой, лишь хорошо промыв их перед творением следующей краски.

Красками лучше пользоваться на другой день. За сутки они становятся крепче, в них происходит своего рода брожение, их вяжущая сила, способность сцепления с грунтом и прочность повышаются. Если есть возможность выдержать краску до следующего дня, ее заливают в ложке холодной водой так, чтобы только прикрыть поверхность краски и этим предохранить ее от высыхания. Хорошо приготовленная, достаточной густоты краска с водой не смешивается. На следующий день, перед работой, воду сливают, добавляют 3—4 капли желтка, растирают слегка пальцем и пишут, густота краски должна быть такой, чтобы ее можно было легко брать кистью.

Яичная натуральная темпера годна для работы в течение 3—4 суток, после чего она начинает быстро разлагаться, теряет силу цвета и не сцепляется с грунтом. Хранить краски, конечно, следует в прохладном месте, не давая, однако, им замерзать. Подмерзшие краски так же, как подмороженное яйцо, не годятся для работы.

Количество красок лучше всего ограничить самыми необходимыми.

1. Белила.

2. Охры: светлая и красная (за неимением заменяется жженой сиеной).

3. Сиены: натуральная и жженая.

4. Умбра жженая.

5. Кобальт синий.

6. Изумрудная зеленая.

7. Кадмии: желтый светлый, оранжевый, красный светлый, красный темный, пурпурный.

8. Черная. Жженая кость или слоновая кость.

Азурит.


Азурит или горная лазурь, а также кипрская синяя, армянская синяя, английская синяя, аццуро, венгерская синяя, горная синь, испанская синяя, немецкая синяя, натуральная медная, лазурь, медная синяя, сине-голубая, синяя польверонез, германская зола, синяя зола,
голубец и т.д. - все это названия красок, получаемых из одного сырья.
Азурит - природный минерал - гидрокарбонат меди химического состава 2СuСО3 • Сu(ОН)2. Получил название от фр. Azur -"лазурь, синева". Образуется в зонах окисления месторождений медных руд в сопровождении подобных ему минералов, например, таких как малахит. Синие кристаллы довольно редко находимого азурита, образующиеся в результате выветривания сернистых солей меди, встречаются в ряде месторождений меди и серебра в Германии, Венгрии, Испании, Италии и в России — в Сибири (в Алтайском крае).
Азурит знали еще в глубокой древности - на Востоке это был наиболее важный синий пигмент, входящий в состав древних египетских красок. Анализ памятников египетской живописи дает две синих медных краски: египетский синий (согласно анализам — двойной силикат меди и кальция) и азурит. Причем из этих красок более стойкой оказался только азурит.
Фрагмент росписи гробницы писца Ун-Су, управляющего зерновыми амбарами времен XVIII династии.

В европейской живописи известен со времён античной классики еще в I в. н. э. По свидетельству Плиния, "горная синь" — "Coeruleum cupricum" — была хорошо известной краской, и в его время она продавалась двух сортов: "кипрская горная синь", стоившая 8 динариев за фунт, и "испанская горная синь", стоившая от 6 до 8 динариев фунт; добывалась она в серебряных и золотых рудниках в Испании и на Кипре.


Фрагмент фрески спальни на вилле в Боскореале, к северу от Помпей (ок. 35 г. до н.э.)

О природной синей краске — азурите — сообщает Неаполи-танский кодекс XIV века. Наряду с "самой лучшей синей"— ультрамарином из ляпис-лазури — автор этого сочинения называет "голубую, получаемую из камня, находимого в Германии"—Azzurium de Alemania.


Зачастую эти два пигмента применяются вместе. Изучение проб, взятых с двенадцати частей знаменитого Гентского алтаря показало, что при его создании были использованы следующие синие пигменты : азурит и натуральный ультрамарин (как правило, для лессировок). Кроме азурита ван Эйк использовал и другую медную краску - медный резинат, прозрачный зеленый лак, получаемый из ярь-медянки. Медным резинатом пользовались главным образом как лессировочной краской. Но у многих художников, особенно более позднего времени, вместо зеленых лугов и лесов сейчас мы видим печальные коричневые пятна, так же отличающиеся от этой картины, как прошлогодний лист от свежего майского.
Ян ван Эйк, полиптих алтаря собора св. Бавона,( Гент, 1432)

В период с начала XIV века и до второй половины XVII века азурит был одной из самых распространённых синих красок в европейской живописи - стенной и станковой и занимал главенствующее положение в синем красочном сырье.

Анализ красочного слоя картины "Снятие с креста" Рубенса (Антверпен, 1612-1614)
показало следующий их состав: синие — азурит и ляпис-лазурь.

Широко применялся он и при иллюстрировании книг. Анализы византийских, русских и западных рукописей, украшенных миниатюрами, подтверждают наличие медных красок.


Гийом Филятр преподносит Филиппу Доброму, герцогу Бургундскому, рукопись Больших французских хроник. Большие французские хроники (XV в.)

По некоторым данным, ведущим поставщиком азурита до середины XVII века была Венгрия (в трактате итальянца Ломаццо 1590 г. азурит фигурирует как "венгерская" и "немецкая" синяя). После того как часть Венгрии попала под власть Турции, венгерский азурит перестал поступать на европейский рынок. Из-за этого сильно выросла цена на итак дорогой натуральный лазурит, доставлявшийся издалека.


Отношение к синему цвету, нужно заметить, всегда было очень трепетным, в иные времена, можно даже сказать, священным. Синий цвет это особый язык для разговора с Небом, девственная молитва, постоянная теургия, цель которой - сохранение равновесия. Думаю, что с тех пор человек мало изменился, и у любого на душе будет, по крайне мере неуютно, если он увидит грязные небеса.
Кстати, согласно легенде, первые скрижали, полученные Моисеем, были из ляпис-лазури.
Теперь, я думаю, становится более понятным тот постоянный острый интерес художественного рынка к синим пигментам.
Из-за дефицита столь необходимых синих красок (и, не в последнюю очередь - дороговизны) художникам приходилось изобретать различные способы их получения. Во многих трактатах Средневековья и эпохи Возрождения описываются способы получения синих красок путем вываривания или настаивания цветов - фиалок, ирисов, гиацинтов, лишайников. Так, например были открыты неплохие качества синего лака, краски получавшейся после вываривания синего сандала или "бразильского дерева". Закупались также заморские ткани и пряжа с единственной целью - извлечь из них ценную краску. Были и более практичные способы. Наиболее простой состоял в том, что медный сосуд с негашеной известью, залитой крепким уксусом, ставили в темное место, а спустя некоторое время снимали верхнюю часть содержимого, которое становилось синего цвета. Синий пигмент более высокого качества получали с серебряных пластин: медный сосуд с виноградными выжимками накрывали серебряной пластинкой, сверху клали еще слой выжимок и вновь накрывали серебряной пластинкой и так несколько раз (по числу пластин). После того как сосуд стоял несколько дней в тепле, с пластин снимали синие кристаллы.
Однако только грамотное использование этого красивого пигмента, знание всех тонкостей технологии живописи, начиная от выделения чистого пигмента из природного сырья и заканчивая нанесением защитного покрытия, могло гарантировать отличный результат.
Ведь в техническом плане азурит - краска еще более капризная, чем натуральный лазурит - его нельзя использовать во фреске, где он преобразуется в зелёный малахит; а как медную краску, азурит нельзя смешивать с веществами, содержащими серу - желтком куриного яйца (традиционным связующим на протяжении столетий), киноварью, аурипигментом и реальгаром, ультрамарином и всеми кадмиями, с которыми он быстро чернеет. С течением времени азурит изменяется химически, переходя в зелёный малахит. В дальнейшем, в результате действия сероводорода и длительного гидролиза, тон его темнеет, становится коричневым. Краску нельзя подогревать выше 80° С. При нагревании до 300-500° С азурит чернеет. На этом был основан метод распознавания азурита и лазурита в древности: раскаленный железный пруток втыкали в испытуемый порошок. Лазурит оставался без изменений.
В масляной живописи азурит не применяют, так как он темнеет из-за образования медных солей жирных кислот, содержащихся в свежих маслах.
Учитывая все недостатки пигмента Паломино, обобщивший художественную практику испанских живописцев XVII— первой четверти XVIII века в своем труде "Музей живописи", рекомендовал азурит и прочие медные краски лишь «для прикладной живописи», то есть для росписи бытовых предметов.

Благоприятными связующими для азурита являются клеевые - животные и растительные клеи: рыбий, пшеничный клейстер, вываренное льняное семя. Наибольшей прочности он достигает в водных клеевых и темперных красках. Однако и здесь существуют подводные камни: наблюдения за иллюстрированными манускриптами показали, что некоторые листы, содержащие медные краски, подвергаются ускоренному выкрашиванию под влиянием щелочи, остающейся в краске и атмосферной влаги.

В России натуральный азурит применялся еще в XV в. как в станковой живописи, книжных миниатюрах, так и фресках. Называли его в XVI и XVII вв. лазорью, и голубцом. Она была одной из самых дорогих красок: один золотник ее стоил в XVII в. 8 денег.
Фрагмент росписи церкви Ильи Пророка в Ярославле XVII в.

В XVIII в. медные краски уступают свое место берлинской лазури, а затем искусственным ультрамарину и кобальту. В настоящее время натуральный азурит практически не применяется.



Вывод
В начале XIX века в производство красок перешло в руки промышленников. Это и хорошо, и плохо. Массовая продукция : холсты, грунты, краски, связующие материалы не всегда обеспечивали достаточно высокое качество живописи.

В XX веке знаменитые картины были порезаны ножом. Потом их восстановили: одну- в Третьяковской галерее, другую- в лондонской национальной галерее.

В XX промышленные предприятия стали выпускать материалы и краски более высокого качества, но тем не менее художники часто собственноручно изготовляют холсты и краски.

Индустрия промышленности, выпускающая краски в наше время развита широко и продолжает развиваться.

Любому человеку, будь он профессионал или любитель изобразительного искусства, предоставляется широкий выбор красок различного качества, свойств, яркости.

Но так было не всегда. И в древние времена, люди, творя прекрасное, изобретали себе волшебные инструменты изобразительного искусства. Чьи отголоски до сих пор, спустя века, сохранившись в почти первозданном виде, глядят на нас с яркостью и четкостью.

Представляя актуальность темы « Древнейшие инструменты – Краски» мы хотели разобраться в архиве статей о древних красках, и мало того, рассмотреть их с химической точки зрения, их структурного состава.

Список использованной литературы:

Учебник химии Габриелян

Энциклопедия по химии, справочник по занимательной химии. Учебник МХК



Интернет



©netref.ru 2017
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет