Гуманизация уголовной политики в республике казахстан



Дата03.05.2016
өлшемі62.37 Kb.
ГУМАНИЗАЦИЯ УГОЛОВНОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН
Нурмуханов Ж.Б.

магистрант 1-го курса кафедры уголовного права,

уголовного процесса и криминалистики

юридического факультета КазНУ им. аль – Фараби,

Республика Казахстан, г. Алматы
Ергали А.М.

доктор Ph.D исполняющий обязанности доцента

кафедры уголовного права,

уголовного процесса и криминалистики

юридического факультета КазНУ им. аль – Фараби,

Республика Казахстан, г. Алматы


Избасова А.Б.

старший преподаватель

кафедры уголовного права,

уголовного процесса и криминалистики

юридического факультета КазНУ им. аль – Фараби,

Республика Казахстан, г. Алматы

В данной статье рассмотрена гуманизация уголовной политики в Республике Казахстан на современном этапе, направления и тенденции развития современной уголовной политики, а так же вопросы совершенствования уголовного законодательства в целом.
Ключевые слова: уголовная политика, гуманизация, санкции, правоохранительные органы, уголовное законодательство.

Уголовная политика — деятельность государства по защите граждан и общества от преступных посягательств и преступлений в целом. Содержанием уголовной политики является разработка целей и задач, а также выработка средств и методов борьбы с преступностью.

Уголовная политика понимается в трёх значениях:

-Государственная деятельность, выраженная в нормативных актах, определяющих цели, задачи и принципы борьбы с преступностью.

-Особый вид практической государственной деятельности, направленный на реализацию целей, задач и принципов борьбы с преступностью.

-Научная теория о стратегии и тактике борьбы с преступностью.

Система уголовных наказаний в действующем Уголовном кодексе Республики Казахстан не в полной мере оправдала себя. Требуется расширение сферы применения уголовных наказаний, не связанных с лишением свободы, в том числе исключение из отдельных санкций наказаний в виде лишения свободы либо снижение максимальных сроков лишения свободы; определение штрафа как одного из эффективных видов уголовных наказаний и возможности расширения его применения; установление соразмерности наказаний в санкциях статей Уголовного кодекса, отнесенных к одной категории тяжести, и соответствия их принципу справедливости наказания; внедрение альтернативных уголовному наказанию мер государственного принуждения; продолжение курса на постепенное сужение сферы применения смертной казни; совершенствование институтов освобождения от уголовной ответственности, отбывания наказания, условно-досрочного освобождения от отбывания наказания. Принятие данной Концепции и ее реализация позволят сформулировать и законодательно оформить уголовно-правовую политику Республики Казахстан по совершенствованию уголовного законодательства Республики Казахстан, что отразится положительно на эффективности борьбы с преступностью [1].

Совершенствование уголовного законодательства должно быть направлено, в первую очередь, на гуманизацию, криминализацию(декриминализацию) деяний. Гуманизация должна касаться главным образом лиц, впервые совершивших преступления небольшой и средней тяжести, а также социально уязвимых групп населения – беременных и одиноких женщин, имеющих на иждивении несовершеннолетних детей, людей преклонного возраста. Совместно с этим необходимо проводить жесткую уголовную политику в отношении лиц, совершивших тяжкие и особо тяжкие преступления. В основе реализации принципов индивидуализации наказания, экономии мер уголовной репрессии отражается структура всей системы наказаний [2].



Нынешняя уголовная политика государства направлена на:

1) дальнейшую декриминализацию правонарушений, не представляющих большой общественной опасности, с переводом их в категорию административных правонарушений и усилением административной ответственности за их совершение, а также переоценку степени тяжести отдельных преступлений путем смягчения наказаний (депенализация);

 2) усиление уголовной ответственности и наказания за преступления, представляющие большую общественную опасность путем установления более строгого наказания за коррупционные, экономические, экологические и некоторые иные преступления, а также преступления, посягающие на несовершеннолетних, их права и законные интересы, за преступления, совершенные в составе организованной преступной группы или преступного сообщества, при рецидиве преступлений с переводом их в категорию более тяжких преступлений.

Поэтому, я считаю, что одна из целей уголовной политики заключается в смягчении ответственности за менее опасные преступления, что приведет к значительному сокращению числа лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы. Важным направлением уголовной политики является расширение сферы применения института освобождения от уголовной ответственности в связи с примирением с потерпевшим, который предполагает полное возмещение ущерба, причиненного потерпевшему в результате совершенного преступления. [3]

Сегодня концепция правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 до 2020 года, предполагает, что в целях минимизации вовлечения граждан в сферу уголовной юстиции, экономии мер уголовной репрессии необходимо создать условия для более широкого применения уголовно-правовых мер, не связанных с изоляцией от общества, а для более активного применения судами мер, альтернативных лишению свободы, необходимо добиваться повышения эффективности их исполнения, для чего требуется институциональное развитие специализированного органа, ответственного за исполнение таких мер . На выполнение этого документа председатель Комитета уголовно-исправительной системы (КУИС) Министерства юстиции М. Аюбаев заявил, что выделение дополнительного количество сотрудников, занимающихся осужденными, наказание которых не связано с лишением свободы – это первый шаг к созданию службы пробации в Республике Казахстан [4].

Отмечу, что значительное место в Уголовном кодексе Республики Казахстан отводится штрафу как основному виду наказания. Средством расширения сферы материальных взысканий как карательного элемента наказания в качестве альтернативы лишению свободы законодатель избрал более широкое использование именно штрафа. Размеры штрафа в некоторых статьях Уголовного кодекса занижены, поэтому следует увеличить верхний предел суммы штрафа как основного наказания. Таким образом, совершенствование уголовного законодательства в части исключения противоречий между нормами Уголовного кодекса, несогласованности норм Уголовного кодекса с другими нормативными правовыми актами встречающиеся несогласованность и внутренняя противоречивость отдельных норм уголовного законодательства друг другу, несовпадение содержания отдельных норм УК с текстами других нормативных правовых актов являются негативным явлением правовой действительности.

В настоящее время отмечается несогласованность отдельных положений Уголовного кодекса между собой и с актами, принятыми в последующие годы. Поэтому необходимо устранение пробелов и редакционных недочетов в формулировании уголовно-правовых и иных норм, используемых при применении уголовного законодательства. Имеющие место несовпадения содержания отдельных норм Уголовного кодекса нормам других нормативных правовых актов ведет к негативным последствиям.  Порою используются в УК неопределенные формулировки, что порождает ошибки в правоприменительной практике.

Нормы УК РК обязаны быть сформулированы с необходимой степенью четкости и основаны на понятных аспектах, позволяющих со всей определенностью различать правомерное поведение от противоправного, исключая вероятность случайной интерпретации положений закона. Неопределенные формулировки, применяемые в некоторых нормах УК, недоступность официального толкования их содержания дают возможность правоприменителю произвольно толковать закон, а это содействуют совершению коррупционных злодеяний. [5].

Таким образом, ключевыми результатами реализации Концепции стало значительное обновление ведущих секторов экономики государственного законодательства (конституционного, административного, штатского, банковского, налогового, денежного, таможенного, экологического, уголовного, уголовно-процессуального, уголовно-исполнительного законодательства) и ориентации уголовно – правовой политики на последующую демократизацию ВУЗов РК и общества. Все эти системные заключения, возымевшие конституционное признание, должны быть воплощены в текущем законодательстве Республики Казахстан.
Список литературы
1. Жандагулова  Г. «В Казахстане в 2011 году будет проведена декриминализация статей УК РК, что позволит около 12 000 граждан не лишиться свободы.»/ Жандагулова  Г.

2. Интернет ресурс . /republika.kz/


3. См.: Казахстанская правда от 7 сентября 2010 г. – С.З.

4. Указ Президента Республики Казахстан от 24 о24 августа 2009 года №  858 « О Концепции правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 по 2020 год»  // Казахстанская правда.- 2009, 27 августа.



5.  Интеренет ресурс . /nomad.su/
Каталог: sites -> default -> files -> publications
publications -> ТӘуелсіздік жылдарынан кейінгі сыр өҢірі мерзімді басылымдар: бағыт-бағдары мен бет-бейнесі
publications -> Қазақстан халқы Ассамблеясы” кафедрасының аға оқытушы ф.ғ. к. Есқараева Айгүл Дүйсенғалиқызы “абай жолы” эпопеясындағЫ Әйелдер бейнесі
publications -> О. Сүлейменов және қазақ кино өнері
publications -> Абай мен Пушкин шығармалары
publications -> Темірбек жүргеновтің Өмірі мен қызметі (Қазақстан мұрағат құжаттары негізінде) Оразбақов Айтжан Жұмабайұлы
publications -> «Мәңгілік ел – ұлттық идеясының қазақ әдебиетінде көркемдік көрініс табу дәстүрі мен инновациялық жаңашылдық мәселелері» атты Қазақ хандығының 550 жылдығына арналған халықаралық ғылыми-теориялық конференция материалдары
publications -> Қазақ стиль типологиясының Қалыптасуы қорқыт ата атындағы Қму доценті А. Е. Айтбаева
publications -> Ш.Құдайбердіұлы және М.Әуезов шығармашылығындағы тұтастық Нұрланова Әсем Нұрланқызы
publications -> Абай танымындағы сопылық
publications -> Қазақ әдебиетінің халықаралық байланыстары


Достарыңызбен бөлісу:


©netref.ru 2019
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет