Гуманизм. Метаморфозы… И. В. Силуянова, профессор, доктор философских наук, зав кафедрой биомедицинской этики ргму



жүктеу 45.28 Kb.
Дата30.04.2016
өлшемі45.28 Kb.
: archive
archive -> Аббат Гибур
archive -> Панюта Светлана Игоревна Аспирантка Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова, Москва, Россия Назидательная сказка
archive -> Святые ислама
Гуманизм. Метаморфозы…*

И.В. Силуянова, профессор, доктор философских наук,

зав. кафедрой биомедицинской этики РГМУ
Все в нашем мире имеет свое начало и свой конец. Именно поэтому неизбежным спутником устрое­ния человеческой жизни являются захоронения покинувших земные пределы людей. Подобное устрое­ние распространяется и на мир умозрительных челове­ческих представлений, который также немыслим без своего рода «кладбища идей». Прошедший XX век, как ни какой другой, расширяет данное скорбное про­странство «канувшими в лету» идеями «естественно-исторического прогресса», «научного атеизма», «ком­мунизма», рухнувшими в одночасье после натовских бомбардировок Сербии и Афганистана ценностями «прав человека», «цивилизованности» и т.п. В направлении последнего удела неудержимо движется и так называе­мая «светская» идеология гуманизма. Возникнув как побочный продукт еретических споров о природе Бо­гочеловека в эпоху Средневековья, идея гуманизма обретает широкую известность в эпоху Возрождения. В последующие века гуманизм набирает силу как иде­ология «человекобожия» прямо противостоящая христианству. «Все для человека, все для блага человека» - кому не известно это кредо гуманизма, исключившее главное содержание «блага» - спасение бессмертной души человека. «Гуманизм включал, чем дальше, тем больше, апофеоз человека, апофеоз человеческих ценностей, че­ловеческих потенций...»- это одна из распространенных оценок гуманизма в истории науки (Б.Г. Кузнецов. Идеи и образы Возрождения. М.Наука,1979, с. 153). Бес­спорно, что подлинный апофеоз человеческих потен­ций достигается в идее клонирования человека. Человек напрямую уподобляется Богу - Творцу, обретая нако­нец для себя возможность лабораторного «создания» некоего «живого существа» по параметрам, выбирае­мым им - «человеком-творцом». Создаваемое «су­щество» мы намеренно не называем «человеком». Ибо по сути своей это «существо» в строгом биофизиологическом смысле не может рассматриваться как чело­век. Почему? Прежде всего потому, что человек, в био­физиологическом смысле, возникает в результате слияния мужской и женской половых клеток. Склонированное «существо» же возникнет в результате слия­ния женской половой клетки и соматической клетки или женщины или мужчины, в зависимости от того, кто и чей клон хочет получить. При клонировании человека слияния мужской и женской половых клеток не произойдет. Вот почему вряд корректно говорить о создании собственно человека путем технологии кло­нирования. Речь идет именно о создании некоего чело­векоподобного существа. Человек в операции клониро­вания создает не человека, но существо, созданное лишь «по образу и подобию» человека. Если мы рас­смотрим, из каких параметров складывается данное «подобие» и сравним его с параметрами подобия, по которым был сотворен человек Богом, то перед нами откроется подлинная картина атонального состояния гу­манистической идеологии. Один из первых парамет­ров - это вопрос о причине создания клонированного существа. Творится ли «оно» человеком по причине полноты любви творца к своему творению? Нет. «Оно» творится по причине возникновения у «творца» по­требности продлить свое земное существование путем периодичной пересадки себе новых органов и тканей, изымаемых из «созданных существ». Второе. Какими себе подобными свойствами наделяет человек-творец созданную им жизнь? Может быть свободой? Или способностью к совершенной любви и волей к спасе­нию? Совсем нет. Новая жизнь наделяется желаемым генетическим с ним тождеством, необходимым для преодоления барьеров несовместимости тканей при пе­ресадки органов и(или) тканей. Третье. Каково пред­назначение созданных «существ»? Может быть чело­век-творец все же предусматривает их спасение? «Ведь Господь сделал нечто даже большее, чем творение мира и создание человека. Он заменил падшего человека Собой. В этом произошло искупление в метафизичес­ком плане» (Архим. Рафаил. Тайна Спасения. М.Изд-во М.П. Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2001, с.8). Человек-гуманист, жалея и сострадая созданному им «существу», предусматривает возможность полной или частичной атрофии мозговой деятельности с помощью генной инженерии, чтобы лишить созданную тварь воз­можности понимать всё, происходящее с ним по воле его «творца». Всё перечисленное - это пока ещё лишь интеллектуальная проработка некой возможной реаль­ности. Ибо вопрос о реальной возможности клониро­вания является весьма спорным. Некоторые специали­сты (журнал «Natur») полагают, что клонирование человека из клетки взрослого организма, по-видимо­му, может стать реальностью в ближайшие десять лет. Другие сомневаются, что такая процедура вообще воз­можна на практике. Технологической реальности по­добной практики создания клонов мы не будем ка­саться. Может быть она действительно невозможна. Но «гуманистические» идеи, порождающие, сопровожда­ющие и охраняющие идею клонирования человека, нас реально окружают. Вся информационная среда обита­ния современного человека пропитана ими. Главная из них: гуманистическая идея о невозможности и беспо­лезности запретов на развитие науки, и следовательно, невозможности запретов клонирования. Будем ли мы ее оспаривать? Нет. Мы с ней согласимся. Потому, что эта идея не просто ошибочное суждение или времен­ное заблуждение ищущего Истину ума. Это страстная одержимость падшего духа к смерти, запретить кото­рую нам действительно невозможно. В этой одержи­мости как бы запрограммирована смерть, которая уне­сет с собой многое, в том числе и «свободолюбивую» идеологию гуманизма, надгробиями которой станут изувеченные ею в биотехнологических лабораториях человеческие химеры.

«Клонирование в еще большей степени, чем иные репродуктивные технологии, открывает возможность манипуляции с генетической составляющей личнос­ти и способствует ее дальнейшему обесцениванию. Человек не вправе претендовать на роль творца себе подобных существ или подбирать для них генетичес­кие прототипы, определяя их личностные характери­стики по своему усмотрению. Замысел клонирова­ния является несомненным вызовом самой природе человека, заложенному в нем образу Божию, неотъем­лемой частью которого являются свобода и уникаль­ность личности». («Основы социальной концепции Русской Православной Церкви»// Информационный Бюллетень ОВЦС МП, 8, 2000, с. 79).



Сегодня в мире преобладает отрицательное от­ношение к клонированию. Согласно американским средствам информации три четверти американцев по­лагают, что клонирование человека противоречит Божией Воле, треть готова бастовать перед лаборато­риями, в которых пытаются искусственно изготовить человека. Во Франции Ж.Ширак объявил, что будет призывать к международному запрету клонирования людей. Клонирование запрещено в Бельгии, Голлан­дии и Испании. В России подготовлен проект зако­на, вводящего пятилетний мораторий на все работы в этой области. Будем надеяться, что Благодать Божия позволит человеку понять, что «апофеоз чело­веческих потенций», освобожденный от благодатно­го стремления к богопознанию и богообщению, всегда обречен на смердящую агонию человеческой горды­ни. Будем верить в то, что понимание этого сможет стать началом исцеления и обретения каждым воз­можности возрождения к вечной жизни в Господе нашем Иисусе Христе.
* Печатается по: журналу «Глагол», № 7,2002, с. 22-24



©netref.ru 2017
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет