Имен, географических названий, терминов



жүктеу 169.15 Kb.
Дата01.05.2016
өлшемі169.15 Kb.
: books
books -> -
books -> Білместікпен жасалған көпқұдайшылық (ширк) кешіріледі ме?
books -> Сайтының кітапханасынан иманның алты тірегі
books -> «ТӨрт қАҒида» түсіндірмесі Шейх Солих әл-Фәузан
books -> 8 зертханалық жұмыс Желілік хаттамаларды оқу №1 бөлім Жұмыстың мақсаты
books -> Европа Америка Австралия Литературно-библиографический справочник
books -> 100 великих спортсменов
СЛОВАРЬ

ИМЕН, ГЕОГРАФИЧЕСКИХ НАЗВАНИЙ, ТЕРМИНОВ

Аланы — ираноязычные племена сарматского происхождения. Извест­ны со II в. до н. э. под названием роксалан. В первых веках н. э. обитали в Нижнем Поволжье, Южном Приуралье, Подонье, Северном Прикаспии, юж­ных районах Северного Причерноморья, а также на Северном Кавказе. По сообщениям Иосифа Флавия, Тацита и др. авторов, сильные и воинствен­ные племена алан совершали успешные походы в Закавказье, Мидию, Ма­лую Азию и в районы Римской империи. Археологические материалы из могильников и городищ алан свидетельствуют об их широких связях с наро­дами Закавказья, Византией, Киевской Русью и даже Сирией. Аланы явля­ются прямыми предками осетин.

Апсида (абсида) — выступ здания, полукруглый, граненый или прямо­угольный в плане, перекрытый полукуполом или сомкнутым полусводом. В христианских храмах апсида — алтарный выступ, ориентированный на восток.

Базилика — прямоугольное в плане здание, разделенное внутри про­дольными рядами колонн на несколько частей — так называемых нефов. Средний неф выше и шире боковых и освещается через окна над крышами боковых нефов. Средний неф в восточной части завершается апсидой (иног­да апсидами завершаются также боковые нефы). Вход в базилику обычно через притвор (нартекс) в западной части. В Древнем Риме базилики пред­назначались для судебных заседаний и торговых сделок. Базилика стала од­ним из основных типов раннехристианского храма и получила дальнейшую разработку в византийской, романской и готической архитектуре. Римские и раннехристианские базилики имели открытое деревянное стропильное пе­рекрытие, в более поздних базиликах применялось сводчатое перекрытие.

Брахикранный антропологический тип — тип человеческого чере­па, при котором ширина черепа больше 0,8 его длины.

Бут — бутовый камень, крупные куски неправильной формы с длиной ребра 150-500 мм, получаемые из известняков, доломитов, песчаников, гранитов.

Горный Крым (Крымские горы) — горы на юге Крымского полуострова, простираются от Севастополя до Феодосии (длина около 150 км, ширина до­стигает 50 км), состоят из трех параллельных гряд, так называемых куэст, с пологими северными и крутыми южными склонами. Главная гряда, протянув­шаяся вдоль берега моря, наиболее высокая, ее высота достигает 1545 м (гора Роман-Кош). Внутренняя гряда поднимается до 766 м. Внешняя гряда — до 350 м. Сложены из осадочных горных пород. Нижняя часть южного склона Главной гряды и узкая полоса берега Черного моря у подножья Главной гря­ды носят название Южного берега Крыма. «Пещерные города» Крыма рас­положены на возвышенностях Внутренней гряды — на плато столовых гор и скалистых мысах.

Готская епархия — одна из христианских епархий в Крыму, образо­ванных в средневековый период. Находилась на территории Крымской Готии, которая занимала значительную часть Юго-Западного Крыма. Одно из первых упоминаний о Готском диоцезе (возможно, епископии Готии) отно­сится к 754 г. (вероятно, ранее, в VII в., Крымская Готия входила в состав Херсонской епископии, существовавшей в Крыму с IV в., и вместе с други­ми крымскими епископиями принадлежала к Зикхийской епархии). Возмож­но, в IX в. Крымская Готия стала митрополией, непосредственно подчинен­ной Константинопольской патриархии. Центром Готской епархии в период IX-XV вв. был город, располагавшийся на вершине горы Мангуп. В XIV— XV вв. этот город именовался Феодоро. Готская епархия просуществовала в Крыму около тысячи лет, до конца XVIII в. Последней резиденцией главы Готской и Кафской епархии в Крыму — митрополита Игнатия, был Успен­ской монастырь, расположенный вблизи Бахчисарая. Митрополиты Крымской Готии назначались Константинопольской церковью до 1771 г. После смерти митрополита Игнатия (умер в Мариуполе в 1786 г.) Готская и Кафская епар­хия была присоединена к Славянской (Екатеринославской) епархии.

Готы — племена восточных германцев. В начале нашей эры готы жили на южном побережье Балтийского моря и в области нижнего течения Вислы (куда пришли, возможно, из Скандинавии). В конце II в. н. э. готы стали передвигаться на юго-восток. Как считает большинство историков, на рубе­же II-III вв. готы достигли Северного Причерноморья. Здесь они осели в причерноморских степях, между Днепром и Доном, частично в Крыму, и смешались с местными племенами, в основном скифо-сарматскими (так называемая черняховская археологическая культура). Готы подразделялись на племенные группы, во главе которых стояли вожди, или короли. С 238 г. начались вооруженные конфликты готов с Римской империей (в историче­ской литературе эти конфликты получили название «готские войны»). Тогда же произошло разделение готов на две группы: вестготов (на территории современной Молдовы и северо-восточной части Румынии) и остготов (в Се­верном Причерноморье, к востоку от Днестра). В середине IV в. у вестготов стало распространяться христианство в форме арианства (готский епископ Ульфила). В 70-х гг. IV в. под натиском гуннов вестготы перешли через Ду­най и поселились в провинции Мёзии (области, между Нижним Дунаем и Балканами). В 418 г. вестготы основали в Южной Галлии первое на римской территории варварское государство. В VI в. центр владений вестготов пере­местился в Испанию, их столицей с середины VI в. стал город Толедо. У ост­готов во второй половине IV в. сложился обширный союз племен, во главе с остготским королем Эрманарихом, объединявший кроме остготов и другие германские, а также скифо-сарматские и финно-угорские племена. В 375 г. этот союз был разгромлен гуннами, после чего часть остготов была вытес­нена из Северного Причерноморья на запад, но часть их осталась в Север­ном Причерноморье и в Крыму (так называемые крымские готы). В 488 г. остготы под предводительством своего вождя Теодориха вошли в Италию и там, в 493 г. образовали Великое Остготское королевство — одно из госу­дарств, основанных на развалинах Западной Римской империи. В 1970 1980 гг. в Горном Крыму были обнаружены захоронения (могильники Харакс и Чатырдаг), которые некоторые исследователи ассоциировали с готами. Эти захоронения осуществлены по обряду трупосожжения с оружием, ха­рактерному для населения Центральной Европы и Скандинавии. Датируют­ся эти крымские захоронения серединой III-IV вв. Со второй половины V в. древние жители Горного Крыма уже не кремировали умерших. Инвентарь из захоронений в могильниках типа Суук-Су (на Южном берегу Крыма) вто­рой половины V — первой половины VI в. удивительно похож на инвентарь из тех погребений в Италии и Испании, которые, несомненно, принадлежат готам. Из сообщения византийского историка Прокопия Кесарийского (ок. 500 — после 562) известно, что крымские готы в VI в. жили в «стране Дори», лежащей на возвышенности вдоль берега моря, состояли в союзе с Византи­ей и пользовались ее поддержкой (трактат Прокопия Кесарийского «О пост­ройках»). Считается, что в средневековый период крымские готы раствори­лись в среде местного населения, имевшего греко-сарматскую этническую основу, не оставив в археологических памятниках Крыма после VII в. замет­ного следа. Однако население Крымской Готии продолжало идентифициро­вать себя с готами вплоть до турецкого завоевания Крыма. Имеются свиде­тельства, что готский язык употреблялся некоторыми жителями Крыма до XVI в.

Грунтовый склеп — погребальное сооружение, вырытое в земле в виде помещения (склепа) для нескольких последовательных захоронений, соеди­ненное коридором (дромосом) с так называемой входной «могильной» ямой. Последняя засыпалась землей и в случае необходимости могла быть снова открыта. Захоронения в грунтовых склепах были распространены в Горном Крыму, на Керченском полуострове и Северном Кавказе в период с III в. по VIII в. н. э.; обычно ассоциируются с сармато-аланским населением.

Иконоборческая эпоха (в Византии) — период борьбы против почита­ния икон в Византии в VIII-IX вв. Иконоборчество сопровождалось закры­тием монастырей, распродажей их земли, конфискацией церковного имуще­ства, преследованиями иконопочитателей. Иконоборцы рассматривали обращение верующего к иконе как идолопоклонство. Гонение на иконы было открыто при императоре Льве III и его преемнике Константине V. В 754 г., в Халкидоне был проведен иконоборческий собор. Конфискация церковного имущества дала значительные материальные средства государству. Против­ником иконоборчества являлось монашество. В 787 г. на VII Вселенском соборе в Никее иконопочитание было восстановлено. В IX в. императоры снова открыли гонение на иконы. В 843 г. почитание икон в Византии было окончательно восстановлено.

Иоанн Готский — епископ Готской епархии (или епископии Готии) в Крыму, образованной, возможно, в середине VIII в. Родился в первой поло­вине VIII в., в Парфенитах (на Южном берегу Крыма, ныне — Партенит), дед Иоанна по отцовской линии был выходцем из Малой Азии. Сторонник иконопочитания. Избран в епископский сан населением Крымской Готии. После избрания совершил паломничество в Иерусалим, где провел три года, поклоняясь святым местам, после чего вернулся в Крым. Не желал быть руко­положенным Константинопольским патриархом, иконоборцем. Рукоположен в епископский сан католикосом Грузии Георгием Святогорцем около 758 г. в Мцхете, древней столице Грузии (в V в. столицей Грузии стал Тифлис). Имел кафедру в Доросе — главном городе Крымской Готии. Основал монастырь св. Апостолов Петра и Павла в Парфенитах. Своими посланиями к патриар­хам способствовал восстановлению иконопочитания. По приглашению ре­гентши Ирины посетил Константинополь, где своими речами открыто при­зывал к восстановлению иконопочитания. Около 787 г. встал во главе восстания населения Крымской Готии против господства хазар. Восстание было подавлено. За участие в восстании был заключен под стражу в Фуллах (возможно, в Горном Крыму). Бежал из заключения в Амастриду (на южном берегу Черного моря, в Малой Азии, ныне — Амасра), где умер четыре года спустя. Похоронен в монастыре св. Апостолов Петра и Павла в Парфенитах. Канонизирован церковью.

Каппадокия (др.- греч. Кссялссбокш) — древнее название области в цен­тральной части Малой Азии. На территории Каппадокии во II тыс. до н. э. находилось основное ядро Хеттского царства. В начале VI в. до н. э. Каппа­докия была завоевана Мидией, а со второй половины VI в. до н. э. являлась частью Персидского царства Ахеменидов. В IV в. до н. э. Каппадокия доби­лась независимости. В конце IV в. до н. э. была подчинена Селевкидам, но в середине III в. до н. э. вновь стала самостоятельным царством. С I в. до н. э. — в зависимости от Рима. В 17 г. н. э. Каппадокия стала римской про­винцией, и столица Каппадокии — Мазака была переименована в Кесарию (в честь Августа, ныне — Кайсери). Вместе с Понтом входила в состав Ви­зантийской империи. В 1074 г. была завоевана сельджуками. С XV в. — в составе Османской империи. Каппадокия была известна своими храмами, владевшими большими землями. То, что сегодня называется Каппадокией, представляет собой лишь малую часть бывшей римской провинции с тем же названием. В гористой местности, на сравнительно небольшой территории между городами Гюльшехир, Кайсери, Нигде и Аксарай находится более 600 пещерных церквей, многие из которых содержат фресковую роспись, и несколько подземных городов («underground cities»), целиком высеченных древними строителями в толще материковой скалы. Большинство пещер­ных церквей Каппадокии датируются X-XI вв. Небольшое число церквей относится к раннему христианскому, доиконоборческому и иконоборческо­му периодам. Подземные города в Каппадокии начали создаваться во II тыс. до н. э. В первые века н. э. города, скрытые под землей, были расширены и превратили Каппадокию в убежище и духовный центр ранних христиан. В от­личие от крымских «пещерных городов», каппадокийские подземные города полностью скрыты под землей и, возможно, в древности не были связаны кон­структивно с наземными зданиями. На поверхности земли постороннему че­ловеку ничто не говорило о том, что на глубине нескольких десятков метров под землей расположен город, с высеченными в толще известняковой скалы лабиринтами (как правило, расположенными на нескольких уровнях), храма­ми, трапезными, кухнями, кельями и даже кладбищами.

Коммагена (Куммух) — древнее государство на Западном берегу Сред­него Евфрата (территория современного турецкого вилайета Малатья), обра­зовавшееся на рубеже II и I тыс. до н. э. В VIII в. до н. э. за обладание Коммагеной, богатой металлами (особенно железом), боролись Урарту и Ассирия, победу одержала Ассирия. Позднее Коммагена находилась под властью Ахеменидов (VI-IV вв. до н. э.) и Селевкидов (III-II вв. до н.э.).). В 162 г. до н. э. добилась независимости. В 17 г. н. э. была присоединена к Римской империи. В 72 г. н. э. при императоре Веспасиане вошла в состаи созданной римской провинции Сирия. В дальнейшем Коммагена, располо­женная между Каппадокией и Центральной Сирией, стала одним из духов­ных центров христианского мира. Была известна своими монастырями.

Константин VII Багрянородный, Порфирородный (Koovotavutvoq 6 IlopcpupoyevvTiTOc;) (905-959) — византийский император с 913 г., из Маке­донской династии, сын Льва VI. До 945 г. — император номинально, т. к. правил захвативший власть в 920 г. Роман Лакапин с сыновьями. Констан­тин VII во внешней политике сохранял дружественные отношения с Запа­дом, Арабским халифатом, Болгарией и Русью. При Константине VII воен­ные действия велись в Месопотамии и Северной Сирии. Государственному правлению предпочитал литературные занятия, организуя вокруг себя знато­ков античного научного наследия. Константин VII — автор ряда трудов: «О церемониях византийского двора», «О фемах», «Об управлении империей».

Краниологические материалы — человеческие черепа, служащие объектами исследования в археологии и краниологии (раздел анатомии, изу­чающий строение черепа человека и черепов животных). Сопоставление кра­ниологических серий одной или нескольких эпох, связанных с теми или ины­ми территориями, позволяет выявить сходство или различие древнего населения этих территорий.



Культурный слой — принятое в археологии название слоя земли на местах человеческих поселений, содержащего следы или остатки деятель­ности человека. Образование культурного слоя зависит как от времени и ин­тенсивности человеческой деятельности на данном месте, так и от природ­ных условий (намывов почвы, направления ветров и т. д.). Толщина культурного слоя колеблется от нескольких сантиметров до нескольких де­сятков метров. Культурный слой в ходе раскопок часто удается разделить на отдельные слои, каждый из которых относится к определенной историчес­кой эпохе.

Лев Диакон — византийский хронист второй половины X в. (родился ок. 950). Участвовал в походе императора Василия II на болгар в 986 г. «Ис­тория» Льва Диакона написана около 990 г., посвящена событиям преиму­щественно 959-976 гг., однако в ряде экскурсов автор сообщает сведения, относящиеся к более позднему времени (вплоть до 992 г.). В этом сочинении содержится описание походов русского князя Святослава I на Балканы (967 или 968 г.).

Малая Азия — полуостров на западе Азии. Составляет большую часть территории Турции.

Мангуп (Баба-Даги, Баба-Кая) — гора в Юго-Западном Крыму, распо­ложенная в 5 км к юго-востоку от горы Эски-Кермена. На плоской вершине горы Мангуп, на высоте около 583 м над уровнем моря, располагался боль­шой средневековый город. Судя по письменным источникам и строитель­ным надписям, в XIV-XV вв. город на вершине горы Мангуп именовался Феодоро. Некоторые историки полагали, что ранее, в VI-VIII вв., этот город носил имя Дорос. Однако не всеми исследователями разделялось это мне­ние. Город Феодоро — столица одноименного княжества. В русских документах XV в. это княжество именуется Мангупским, а его правители — мангупскими князьями. В других письменных источниках XV в. территория кня­жества Феодоро называется Готией. На вершине горы Мангуп находятся руины жилых зданий и крепостных стен (наиболее древние участки оборо­нительных стен в расщелинах между скал датируются VI-VII вв.), а также остатки трехнефной (первоначально пятинефной) базилики, возведенной в конце IX — начале X в. на месте более ранних построек значительно мень­ших размеров (наиболее ранней постройкой в комплексе Мангупской бази­лики является храм «А» — небольшая одноапсидная церковь, постройка ко­торой датируется рубежом V-VI вв.). Толщина культурного слоя в разных местах вершины горы Мангуп колеблется от 0,5 м (на плато) до 3-5 м (в бал­ках). Пещерные сооружения различного назначения в большинстве своем сосредоточены в северо-восточной части города. В обрыве скалы над юж­ным склоном горы расположен пещерный монастырь («Южный монастырь»), в пещерном храме которого имеются остатки фресковой росписи XFV-XV вв. Мангупская базилика на протяжении длительного времени была религиоз­ным центром Готской епархии. Наибольшего расцвета княжество Феодоро достигло в XV в. Из русских документов XV в. известно, что в 1474-1475 гг. Великий князь Московский Иван III собирался породниться с мангупскими князьями: женить своего сына на дочери одного из последних мангупских князей — Исаака. Браку помешало турецкое завоевание Крыма. В 1475 г. город на вершине горы Мангуп был осажден армией турецкого султана Мехмеда II Завоевателя. После длительной осады, выдержав несколько штур­мов, город пал. Возможно, многие жители его были уведены в плен. До XVIII в. в перестроенном турками замке на вершине горы Мангуп находил­ся турецкий гарнизон. После присоединения Крыма к России в 1783г. город на вершине горы Мангуп пустеет, его крепостные сооружения не использу­ются. Мангуп-Кале — татарское название крепости на вершине горы Ман­гуп. Баба-Даги, Баба-Кая («Отчая Гора») — татарские названия горы Ман­гуп. Вопрос о происхождении топонима Мангуп остается невыясненным. Существует гипотеза О. Н. Трубачева об очень древнем индоарийском (таврском) происхождении топонима Мангуп («материнская гора»).



Мартин Броневский (год рождения не известен, умер ок. 1593) — польский дипломат, королевский секретарь. Был послом польского короля Стефана Батория к крымскому хану Мухаммед-Гирею в 1578 и 1579 гг. В «Описании Крыма» Мартина Броневского содержится первое достовер­ное сообщение об Эски-Кермене.

Неаполь Скифский — главный город (III в. до н. э. — III в. н. э.) госу­дарства поздних скифов. Остатки Неаполя Скифского находятся на юго-во­сточной окраине города Симферополя (Крым). Расцвет относится ко II в. до н. э. Основное население составляли скифы. Жили в Неаполе также греки, сарматы, тавры. В III в. н. э. Неаполь Скифский был разрушен, возможно, готами.

Никифор (ок. 758-829) — константинопольский патриарх (806-815), сторонник иконопочитания. Автор «Бревиария» («Краткой истории»), срав­нительно небольшого исторического сочинения, написанного в период между 775 и 787 гг., излагающего события 602-769 гг. «Бревиарий» Никифора со­держит ряд сведений, отсутствующих в «Хронографии» Феофана, в частно­сти в описании бегства Юстиниана II из Херсонеса в Дорос.

Оссуарий — вместилище для человеческих костей, устроенное с целью погребения. К оссуариям относятся небольшие переносные объекты для оди­ночного захоронения (ларнак, пифос, урна), а также высеченные в скале по­мещения или постройки, сложенные из камня, для нескольких последова­тельных захоронений (камерная гробница, толос). Устройство оссуариев было широко распространено в первые века н. э. в Иране и Средней Азии в среде зороастрийцев. Часто оссуарии предназначались для хранения (после выс­тавления мертвых тел на открытом воздухе по ортодоксальному зороастрийс-кому обряду) костей целых семей. Оссуарий — слово латинского происхожде­ния. Его среднеперсидским эквивалентом является астодан («хранилище костей»). Синонимами слова оссуарии являются костница, костотека.

Передняя Азия (Западная Азия) — юго-западная часть Азии, состоящая из полуостровов Малая Азия, Аравийского и Синайского, а также примыкаю­щих к ним территорий: Армянского и Иранского нагорий, Месопотамской низменности и Леванта (стран восточного побережья Средиземного моря).

«Пещерные города» Крыма — развалины городов, крепостей, монас­тырей, расположенные в юго-западной части Крымского полуострова, вблизи долин рек Альма, Кача, Бельбек, Черная, на возвышенностях Внутренней гря­ды Крымских гор — на плато столовых гор и скалистых мысах. На террито­рии «пещерных городов» находятся вырубленные в толще мягких известняко­вых пород различные по своему назначению помещения. Возникли в эпоху средневековья. Самые большие по площади «пещерные города» — это горо­да: Эски-Кермен, Мангуп-Кале, Кыз-Кермен, Чуфут-Кале. Крепости: Бакла, Тепе-Кермен, Сюреньское укрепление, Кыз-Куле, Каламита. Монастыри: Ус­пенский пещерный монастырь (ныне действующий), Качи-Кальон, Шулдан, Челтер-Мармара, Челтер-Коба, Инкерманский пещерный комплекс (монастыри Инкерманской долины) и другие. Искусственные пещерные ансамбли Крыма, как и современные города — Симферополь, Бахчисарай, Инкерман и Севас­тополь, — расположены преимущественно вдоль древнего сухопутного пути, который вел из степей Северного Причерноморья в Херсонес Таврический. Часть Внутренней гряды, на которой расположены «пещерные города», имеет протяженность около 40 км. Название «пещерный город» — условное. В древ­ности многие пещерные сооружения Эски-Кермена, Мангуп-Кале и некото­рых других «пещерных городов» находились в тесной связи с наземными зда­ниями, в настоящее время не сохранившимися.

Подбойная могила — вырытая в земле могила с нишей (подбоем), уст­роенной в боковой части могильной ямы. Тело умершего помещалось в нишу, которая закрывалась деревянной или каменной плитой, а могильная яма за­полнялась землей или камнями. Вероятно, это делалось с целью скрыть за­хоронение от грабителей. Захоронения в подбойных могилах были распрос­транены на территории Северного Причерноморья, Северного Кавказа, Нижнего Поволжья и Южного Приуралья в период с IV в. до н. э. по VIII в. н. э. Захоронения этого типа характерны для сармат и для наследников тра­диций этого народа.

Сарматы — общее название ираноязычных племен, расселившихся с IV в. до н. э. по IV в. н. э. в степях Восточной Европы. В первые века н. э. среди сармат особенно усиливаются аланы. Часть сармат вместе с готами и гуннами участвовала в Великом переселении народов, продвинулась на За­пад до Испании.
Святослав I — Святослав Игоревич (умер в 972 или 973), великий князь киевский (ок. 945-972), сын князя Игоря. При Святославе Игоревиче Киев­ским государством в значительной мере правила мать — княгиня Ольга (до 969), т. к. Святослав I почти всю жизнь провел в походах. В 964-966 гг. под­чинил вятичей власти Киева. В 965 г. разгромил Хазарский каганат, разру­шил хазарские города Саркел (на Дону) и Итиль (на Волге) — столицу кага­ната, захватил хазарскую крепость Семендер (на Северном Кавказе), разбил ясов и касогов. Совершал походы в Волжскую Болгарию. В 967 или 968 г. вторгся в Дунайскую Болгарию и обосновался в устье Дуная. Около 971 г. начал воевать с Византией. В 971 г. заключил мир с византийским императо­ром Цимисхием. На обратном пути в Киев, у днепровских порогов Свято­слав I погиб в бою с печенегами.

Сырцовый кирпич — кирпич, не подвергавшийся обжигу.

Таврика — южная часть Крымского полуострова, названная по имени тавров (древнейших, известных из письменных источников, племен, насе­лявших эту территорию). Таврида — название Крымского полуострова, воз­никшее после присоединения его к России в 1783 г.

Феофан — Феофан Исповедник (Theophanes Confessor) (ок. 760-818), византийский хронист. Игумен Сигрианского монастыря, сторонник иконо-почитания. «Хронография» Феофана написана приблизительно в 810-814 гг., охватывает события 284-813 гг. и представляет собой, наряду с «Бревиари-ем» Никифора, основной материал для изучения периода VII-VIII веков. «Хронография» составлена Феофаном как продолжение оставшейся неза­конченной хроники его друга Георгия Синкела. Рассказ Феофана начинает­ся с описания событий того времени, которым закончил описание Георгий Синкел. Позднейшие историки начинали изложение событий с того време­ни, которым завершил описание Феофан. Создал оригинальную хронологи­ческую систему (включающую в себя не только годы описываемых событий от сотворения мира и от Рождества Христова, но также годы правления ви­зантийских императоров, персидских, арабских правителей, пап и патриар­хов) и язык, средний между разговорным и аттикизирующим литературным языком. Основал несколько монастырей, в том числе монастырь у Сигриана (на побережье Мраморного моря). С возрождением в 815 г. при императоре Льве V иконоборчества, Феофан в 815 или 816 г. за свою приверженность иконопочитанию был заключен в тюрьму и затем (возможно, в начале 818г.) отправлен в ссылку на остров Самофракию, где вскоре умер. Канонизиро­ван церковью.

Хазарский каганат — государственное образование, возникшее в се­редине VII в. на территории Нижнего Поволжья и восточной части Северно­го Кавказа в результате распада Западного Тюркского каганата. Столицей каганата до начала VIII в. был город Семендер в Дагестане, а затем город Итиль на Нижней Волге. К началу VIII в. хазары владели Северным Кавка­зом, всем Приазовьем, большей частью Крыма (отнятой у Византии), а так­же степными и лесостепными территориями Восточной Европы до Днепра. В Хазарском каганате получили распространение различные религии, в том числе ислам, христианство, иудаизм. Хазары не связывали себя церковными узами ни с Византией, ни с Арабским халифатом. В конце VIII — начале IX в. хазарский каган Обадия объявил иудаизм государственной религией, что вызвало недовольство некоторых хазарских князей. Началась длительная и упорная борьба различных сил внутри каганата. Смутой в Хазарском кага­нате воспользовались крымские готы, перешедшие под власть Византии, и некоторые другие народы, платившие ранее дань хазарам. В 965 г. русский князь Святослав I совершил поход на Волгу и разгромил Хазарский каганат.

Хазары —тюркоязычный народ, появившийся в Восточной Европе пос­ле гуннского нашествия (IV в. н. э.) и кочевавший в Западно-Прикаспийской степи между Северным Дагестаном и Нижней Волгой. В середине VI в. ха­зары были подчинены Тюркским каганатом, а в середине VII в. — Хазар­ским каганатом. После крушения в X в. Хазарского каганата хазары раство­рились в тюрко-половецкой среде.

Херсон (в Крыму) — средневековое название Херсонеса Таврического.

Юстиниан I Великий (ок. 482-565) — византийский император с 527 г. Родом из крестьянской семьи. Получил образование благодаря своему дяде Юстину I (византийскому императору в 518-527 гг.), был приближен к им­ператорскому двору. Вступив на престол, стремился к восстановлению бы­лого могущества и прежней территории Римской империи. Во время прав­ления Юстиниана I были временно отвоеваны захваченные варварами области Западной Римской империи. На Востоке войска Юстиниана I вели войны с Ираном, на Севере отразили натиск славян. Возводились военные укрепле­ния для обороны от вторжений варваров, строились города, дворцы и храмы (в период правления Юстиниана I в Константинополе был воздвигнут собор св. Софии). Византийский историк VI в. Прокопий Кесарийский в трактате «О постройках» сообщил о «длинных стенах», построенных в Крыму по указанию Юстиниана I для защиты крымских готов от вторжения в их стра­ну «врагов» (возможно, согласно гипотезе Е. В. Веймарна, потомков тавров, в свою очередь оттесненных с севера новым населением, появившимся в Северном Причерноморье).

Юстиниан II Ринотмет (ок. 670-711) — византийский император в 685-695 гг. и 705-711 гг. В 695 г. был свергнут (ему отрезали нос, откуда его прозвище Ринотмет: от греч. pivoT(iT|toq — с отрезанным носом) и сослан в Херсонес Таврический. Бежав из Херсонеса в Дорос, оттуда — к хазарам, затем в Болгарию, Юстиниан II в 705 г. с помощью болгарского хана Тервела вернул престол. В 711 г. Юстиниан II был вновь свергнут и казнен.



©netref.ru 2017
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет