Информация о проекте «скиово бассейна р. Анабар»



жүктеу 118.69 Kb.
Дата28.04.2016
өлшемі118.69 Kb.
түріКнига
: files
files -> Шығыс Қазақстан облысындағы мұрағат ісі дамуының 2013 жылдың негізгі бағыттарын орындау туралы есеп
files -> Анықтама-ұсыныс үлгісі оқу орнының бланкісінде басылады. Шығу n күні 20 ж
files -> «Шалғайдағы ауылдық елді мекендерде тұратын балаларды жалпы білім беру ұйымдарына және үйлеріне кері тегін тасымалдауды ұсыну үшін құжаттар қабылдау» мемлекеттік қызмет стандарты
files -> «Наркологиялық ұйымнан анықтама беру» мемлекеттік көрсетілетін қызмет стандарты Жалпы ережелер «Наркологиялық ұйымнан анықтама беру»
files -> Регламенті Жалпы ережелер 1 «Мұрағаттық анықтама беру»
files -> «бекітемін» Шығыс Қазақстан облысының тілдерді дамыту жөніндегі басқармасының басшысы А. Шаймарданов
files -> «бекітемін» Шығыс Қазақстан облысының тілдерді дамыту жөніндегі басқармасының бастығы А. Шаймарданов
files -> Шығыс Қазақстан облысының тілдерді дамыту жөніндегі басқармасының 2012 жылға арналған операциялық жоспары
files -> Тарбағатай ауданының ішкі саясат бөлімі 2011 жылдың 6 айында атқарылған жұмыс қорытындысы туралы І. АҚпараттық насихат жұмыстары
Краткая ознакомительная информация о проекте «СКИОВО бассейна р. Анабар»
Разработка Проекта "Схема комплексного использования и охраны вод бассейна реки Анабар" осуществлена экологической и водохозяйственной фирмой ООО "ВЕД" (г. Москва) в соответствии с государственным контрактом №С-11-11 от 01.06.2011. Заказчик Проекта - ЛенБВУ Федерального агентства водных ресурсов.

В соответствии с «Методическими указаниями по разработке Схем комплексного использования и охраны водных объектов» 2007 г. к числу основных задач, решаемых Схемой относятся: определение допустимой антропогенной нагрузки на водные объекты; определение потребностей в водных ресурсах в перспективе; обеспечение охраны водных объектов; определения основных направлений деятельности по предотвращению негативного воздействия вод.

Содержание Проекта СКИОВО бассейна р. Анабар изложено в следующих книгах:

Книга 1. Общая характеристика речного бассейна.

Книга 2. Оценка экологического состояния и ключевые проблемы речного бассейна.

Книга 3. Целевые показатели.

Книга 4. Водохозяйственные балансы и балансы загрязняющих веществ.

Книга 5. Лимиты и квоты на забор воды из водных объектов и сброс сточных вод.

Книга 6. Перечень мероприятий по достижению целевого состояния речного бассейна.

Книга 1 проекта СКИОВО бассейна р. Анабар содержит следующие основные разделы: водные объекты речного бассейна – перечень и основные параметры; гидрологические единицы и водохозяйственные участки, входящие в состав речного бассейна; краткое физико-географическое описание речного бассейна; социально-экономическая характеристика территории речного бассейна; характеристика гидрологической и гидрогеологической изученности речного бассейна; гидрологическая характеристика речного бассейна; гидрогеологическая характеристика речного бассейна; характеристика хозяйственного освоения водного объекта и существующей водохозяйственной инфраструктуры; характеристика использования водных объектов.

Общая характеристика бассейна р. Анабар разработана с учетом государственных водных и земельных реестров и кадастров, современных данных социально-гигиенического мониторинга, гидрохимического мониторинга поверхностных и подземных водных объектов бассейна, а так же с учетом государственных прогнозов социально-экономического развития РФ и Республики Саха (Якутия) на период до 2025 года.

Гидрогеологическая характеристика Анабарского бассейна и оценка состояния подземных вод выполнены Якутским Учреждением РАН "Институт мерзлотоведения Сибирского отделения РАН".

В книге-2 представлена оценка экологического состояния бассейна р. Анабар Незначительный объем гидрохимической и биологической информации по качеству вод бассейна затрудняет основную задачу мониторинга – определение параметров природного качества поверхностных вод бассейна (ЦП), определение которых весьма актуально в период нарастающего промышленного освоения бассейна (алмазодобыча).

Недостаток общей биотической информации частично компенсирован сведениями по биоте более изученных арктических рек-аналогов, и данными НИР (Томский ГУ,2009г.) о видовой структуре фитопланктона реки по состоянию на летний период 2009г.

Биологический анализ показал:

- современное качество воды бассейна верхнего течения р. Анабар, до устья р. Эбелях, включая нижние участки левых притоков (по р. Дьюкэн) соответствует 2 классу качества вод («чистые») с олиготрофным статусом биотических процессов;

- качество вод верховий притоков верхнего течения реки Анабар (типично горных водотоков) в условиях сохраненной целостности водосборных ландшафтов, по аналогии с верховьями водотоков арктических и субарктических притоков других крупных рек Якутии, сохранивших природное качество вод, может быть оценено на уровне 1-2 классов;

- современное качество воды р. Анабар среднего течения, включая ее притоки на территории алмазоносной провинции, оценено на уровне 4-го класса, как «загрязненные воды», с эвтрофным уровнем водных экосистем.

- качество вод бассейна нижнего течения р. Анабар и её устьевого участка оценено на уровне 3 класса (воды «удовлетворительной чистоты») с тяготением ко 2 классу «чистые воды». Уровень трофии в диапазоне β- и - α- мезотрофности.

Повышение трофности водных экосистем бассейна р. Анабар (техногенно не измененных), с олиготрофного состояния в верхнем течении до эвтрофного в нижнем и устьевом участках, обусловлено естественными процессами обогащения вод органическими веществами автотрофного происхождения и аллохтонного стока лесо-тундровых и озерно-тундровых ландшафтов водосбора.

В связи с незначительным хозяйственным освоением водосборов речной сети верхнего и нижнего течения р.Анабар, установленную классность качества их вод, следует рассматривать как их природное состояние.

Установленное качество вод речной сети среднего течения р. Анабар (4-й класс), в связи с нарушением целости их водосборных ландшафтов алмазодобычей, не может считаться естественным. Их природное качество, по-видимому, должно соответствовать 2 классу, в крайнем случае – переходному состоянию на уровне 2-3 классов.

Анализ характера водопользования в Анабарском бассейне позволил выделить и наметить способы решения основных ключевых проблем:

- необходимость достижения и сохранения природного качества поверхностных вод по всем водным объектам бассейна;

- восстановление и сохранение продуктивности местных популяций промысловых видов рыб;

- несоответствие воды поверхностных источников хозяйственно-питьевого назначения требованиям качества питьевых вод по химическим и микробиологическим показателям;

- проблемы организационного характера, связанные с повышением эффективности мониторинговых наблюдений.

Эти проблемы носят экологический характер и водохозяйственном комплексе бассейна они стали выявляться в самом начале промышленного освоения региона (с середины 90-х годов).



Книга-3 посвящена разработке Целевых показателей водопользования в Анабарском бассейне.

В качестве ЦП состояния вод бассейна р. Анабар принято значение гидрохимических и гидробиологических показателей, соответствующие их природному (незагрязненному) состоянию, которое в рамках естественного качества воды неодинаково для различных участков течения реки Анабар и её придаточной системы, что обусловлено отличием природно-климатических условий. Для ВХУ 18.01.00.100 (Острова моря Лаптевых в пределах внутренних морских вод и территориального моря РФ, прилегающего к береговой линии гидрографической единицы 18.01.00 (вкл. о-в Большой Бегичев) в качестве ЦП предлагается сохранение природного состояния качества воды.

Основная задача мониторинга качества поверхностных вод – объективная оценка степени отклонения их параметров от определенного нормативного качества. Традиционно используемое сравнение с ПДК рыб.-хоз. бесперспективно и может привести к абсурдной ситуации, когда при руководстве требованиями о снижении загрязнения водных объектов до принятых значений ПДК возникнет необходимость очищать природные незагрязненные воды. В связи с этим целесообразно практиковать сравнение параметров вод загрязненных участков с их естественным (фоновым) состоянием. Стационарный пункт гидрохимических наблюдений в бассейне р. Анабар не имеет соответствующего сравнительного фонового створа.

ЦП мониторинговых наблюдений:

- организация дополнительных фоновых пунктов наблюдений, что позволит решить «аналитические проблемы» и дать объективную интерпретацию уровня содержания проблемных для бассейна р. Анабар ингредиентов двойного генезиса: фенолов, железа, марганца, меди, цинка, ртути, свинца, БПК и фосфора и др.;

- ввести на водотоках районов горных разработок периодический эколого-токсикологический контроль уровня накопления токсикантов (Mn, Cu, Cr, Pb, Co, Cd и Hg) в тканях жилых видах рыб;

- внедрение в систему мониторинга биологического анализа, который в бассейне р. Анабар, за исключением отдельных НИР, не проводится;

- издание единого межведомственного информационного сборника по качеству поверхностных вод бассейнов крупных рек, в том числе - р. Анабар. Сборник с ежегодной периодичностью должен издаваться Бассейновым Советом, учитывать информацию лабораторий УГМС, Роспотребнадзора, услусных и районных инспекций охраны природы, достоверные данные водопользователей и доступные сведения научно-исследовательских организаций, первичная информация по качеству вод водотоков и водоемов должна быть систематизирована по улусам (районам).

Целевые показатели уменьшения негативного воздействия вод. Территория бассейна р. Анабар по природным условиям относится к регионам с высокой вероятностью наводнений по причине ледовых заторов и интенсивных паводков. В бассейне р. Анабар возможно подтопление населенных пунктов с. Саскылах и Юрюнг-Хая. Снижение экономического ущерба и создание безопасных условий для проживания населения и развития экономики (ЦП) возможно за счет: усиления контроля хозяйственного использования опасных зон; выноса промышленных и жилых объектов из зон периодического затопления; превентивных мероприятий; проведения дноуглубительных и русловыправительных работ; строительства сооружений противопаводковой защиты; разработки гидрологических обоснований и проектов на строительство сооружений противопаводковой защиты.

ЦП обеспечения населения питьевой водой. Оценка обеспеченности населения и экономики поверхностными водными ресурсами, выполненная по результатам расчета водохозяйственных балансов для средне-маловодного года (Р=75%) и крайне-маловодного года (Р=95%) в бассейне р. Анабар на современном уровне водопотребления, не выявила участков с дефицитом водных ресурсов. Объемы заборов (изъятия) стока из водных объектов бассейна очень незначительны и не влияют на водный режим реки Анабар.

Ожидаемое увеличение объемов водопотребления на перспективу до 2020 г. также не окажет заметного влияния на водохозяйственную обстановку в бассейне. В связи с наличием значительных водных ресурсов в бассейне р. Анабар и высокой обеспеченностью населения и объектов экономики поверхностными водными ресурсами установление ЦП водообеспечения населения и экономики в рассматриваемом бассейне не является актуальным.

Следует отметить, что обеспеченностью населения водными ресурсами наблюдается только для водопотребителей расположенных рядом с крупными реками. Зимой средние и мелкие реки бассейна р. Анабар практически повсеместно перемерзают, и могут возникнуть серьезные проблемы с водоснабжением. Однако все населенные пункты рассматриваемой территории - Саскылах, Юрюнг-Хая и Жилинда, расположены на неперемерзающих реках. Большая часть промышленных объектов связана с добычей алмазов и функционирует только в теплый период года.

ЦП развития водохозяйственной инфраструктуры включают показатели водоснабжения населения, последующего водоотведения, а также обеспечения удовлетворительного уровня безопасности гидротехнических сооружений.

Для обеспечения населения, проживающего в бассейне р. Анабар качественной питьевой водой Программой «Чистая вода» ПО Республике Саха (Якутия) на период до 2025 года предусматривается:

- строительство водозабора и водопроводных сетей для питьевой воды п. Юрюнг-Хая Анабарского улуса;

- установка локальной канализации с. Саскылах Анабарского улуса;

- строительство водозабора с водоочистной станцией с. Саскылах Анабарского улуса;

- поставка и монтаж децентрализованных установок подготовки питьевой воды в детских учреждениях и больницах;

- строительство локальных систем канализации в населенных пунктах;

- обеспечение ассенизационными машинами населенных пунктов.

В качестве ЦП обеспечения населения чистой питьевой водой в бассейне р. Анабар к 2025 г. приняты показатели снижения доли проб питьевой воды (%), не соответствующих нормативным требованиям.

В качестве ЦП обеспечения населения системами водоотведения в бассейне р. Анабар к 2025 г. приняты показатели увеличения доли сточных вод, прошедших очистку на очистных сооружениях и увеличения доли нормативно-очищенных сточных вод.

Потенциальную угрозу для населения и отраслей экономики представляют собой гидротехнические сооружения (ГТС), имеющие неудовлетворительный или опасный уровень безопасности. В бассейне р. Анабар декларированию безопасности подлежат 2 комплекса ГТС принадлежащих АК «АЛРОСА» (ЗАО) Анабарский ГОК - Приустьевой отстойник на руч. Ыраас-Юрях (III класса) и Хвостохранилище № 13 (III класса). Все гидротехнические сооружения зарегистрированы в Российском регистре ГТС. Надзор за безопасной эксплуатацией ГТС, подлежащих декларированию безопасности, осуществляется Управлением Ростехнадзора по Республике Саха (Якутия). В качестве ЦП по ГТС принята обеспеченность удовлетворительного уровня безопасности всех ГТС.



В книге 4 -выполнены водохозяйственные балансы: при современном состоянии водопользования для года 75% обеспеченности и для года 95% обеспеченности, а также водохозяйственные балансы при перспективном водопользовании для года 75% и 95% обеспеченности.

По балансовым расчетам следует, что требования водопользователей полностью удовлетворяются в крайне маловодный год 95% обеспеченности для современных объемов водопользования и на перспективу. Исключение составляют зимние месяцы.

Из водохозяйственных балансов следует, что объемы заборов (изъятия) стока из водных объектов региона незначительны и не влияют на водный режим р. Анабар.

Водохозяйственные балансы для малых рек бассейна моря Лаптевых, включенных в территорию гидрографической единицы 18.01.00 не составлялись в связи с отсутствием требований водопользователей на воду.

В системе УГМС наблюдения за сбросом основных техногенных загрязняющих веществ не проводятся. В государственной статистической отчётности 2ТП-водхоз мелкие населённые пункты и горные выработки практически не отражены. В связи с этим, в расчётах по определению допустимого воздействия на водные объекты бассейна р. Анабар источники загрязняющих веществ оценены на экспертном уровне без указания величин конкретных производств. Общая характеристика балансов загрязняющих веществ приведена в пояснительной записке к тому НДВ.

В книге-5 представлены расчеты лимитов и квот забора воды из водных объектов и сброс точных вод изложены. В СКИОВО должны быть установлены лимиты забора (изъятия) стока из водных объектов исходя из ресурсных возможностей водного объекта. Этот лимит соответствует нормативу изъятия стока, определяемому в составе НДВ на водные объекты. Предлагается в качестве возможного лимита изъятия стока принять объем стока, равный 10% от водных ресурсов года 95% обеспеченности, что позволит полностью обеспечить как экологические требования, так и дальнейшее развитие водопользования.

Лимиты изъятия стока по водохозяйственным участкам, учитывающие экологические требования, могут быть установлены в следующих объемах:

р. Анабар от истока до устья − 844 млн.м3

в т.ч. р. Малая Куонамка от истока до устья − 126 млн.м3

р. Большая Куонамка от истока до устья − 167 млн.м3

Малые реки моря Лаптевых от восточной границы бассейна р. Тикян-Юрях на западе до границы бассейна р. Оленек на востоке − 100 млн.м3

Существующие и прогнозируемые объемы изъятия стока, составляющие менее 0,1% объема годового стока даже в крайне маловодный год, значительно меньше точности гидрологических измерений.

Лимит сброса сточных вод нормативного качества зависит от фактического объема забора и качества воды водных объектов. Возможный объем поступления загрязняющих веществ определен в НДВ на водные объекты по отдельным ингредиентам.

Водные ресурсы бассейна р. Анабар составляет в замыкающем устьевом створе 17,5 км3 в год средней водности, 14,5 км3 в год 75% обеспеченности и 9,4 км3 в год 95% обеспеченности.

Заключительная часть СКИОВО бассейна реки Анабар – Книга 6 содержит Перечень мероприятий для достижения целевого состояния качества поверхностных вод бассейна, обеспечивающих оптимальное функционирование всех видов водопользования.

Для решения ключевых проблем водохозяйственного комплекса в бассейне р. Анабар и достижения рекомендуемых ЦП в рамках СКИОВО предлагается выполнение комплекса водохозяйственных, водоохранных и других мероприятий.

Состав мероприятий принят на основании проработок, выполненных в региональной целевой программе «Чистая вода» (утверждена и реализуется в Республике Саха с 2011 года), Концепции развития водохозяйственного комплекса Республики Саха (Якутия) до 2020 г., материалов ЛенБВУ. Около 60% планируемых затрат на выполнение до 2025 г структурных мероприятий приходится на мероприятия программы "Чистая вода", направленных на развитие водохозяйственной инфраструктуры Республики Саха(Якутия). Реализация предлагаемых в СКИОВО мероприятий, разработанных с учетом интересов всех видов водопользования, безусловно, позволит достигнуть целевого состояния бассейна р. Анабар к 2025 году.

По источникам финансирования сумма затрат распределяется следующим образом: поступления из федерального бюджета составляют 31.5% от общей стоимости мероприятий, средства республиканского бюджета РС(Я) составят 22.5%, средства прочих источников (муниципальные бюджеты, средства предприятий и ведомств и пр.) – 46%.

Большую часть средств Федерального бюджета (69%) предполагается направить на фундаментальные мероприятия.

Из средств Республиканского бюджета большую часть, 60%, планируется направить на реализацию мероприятий оперативного управления. Большая часть средств прочих источников финансирования (местных и внебюджетных источников), 61.8%, планируется направить на структурные мероприятия.

Достижение целевого состояния бассейна возможно за счет:

- строительства очистных сооружений и нормативной очистки промышленных и бытовых стоков;

- снижения негативного воздействия судоходства; достижения постоянного нормативного качества поверхностного стока селитебных зон;

- полной, в соответствии с проектной документацией, рекультивацией водных объектов и наземных экосистем в районах горных разработок и др.

Индикаторами достижения целевых показателей являются: уровень реализации разработанных НДВ на водохозяйственных участках; снижение содержания тяжелых металлов в рыбах водных объектов районов горных разработок до естественного уровня и нормализация санитарно-гигиенических параметров поверхностных водных объектов хозяйственно-питьевого назначения.



Предложенный вариант достижения целевого состояния требует финансирования, в объеме более 230 миллионов рублей на пятнадцатилетний период.







©netref.ru 2017
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет