Инновационное развитие индустрии туризма рк



Дата02.05.2016
өлшемі105.92 Kb.
инновационное развитие индустрии туризма РК
Бабланов Т. К.

ЕНУ им. Л.Н.Гумилева

г. Астана, Казахстан

bablanov_tk@enu.kz

Инновации и их развитие традиционно пред­ставляются как направление научно-технического прогресса (вы­сокотехнологичной его составляющей) и как процесс, связан­ный с внедрением результатов научных исследований и разрабо­ток в практику. Однако смысл и содержание понятия «иннова­ция» более широк. Сфера инноваций не толь­ко охватывает практическое использование научно-технических разработок и изобретений, но и включает перемены в продукте, процессах, маркетинге, организации. Инновация выступает в ка­честве явного фактора перемены, как результат деятельности, воплощенный в новый или усовершенствованный продукт, тех­нологические процессы, новые услуги и новые подходы к удов­летворению социальных потребностей. [1]

Как отмечают международные эксперты в области туризма, состояние развития туристской отрасли в Казахстане за последние годы характеризуется его поступательным и устойчивым развитием. Уже в ближайшие годы наша страна имеет возможность стать одной из крупнейших экономик путешествий и туризма. За рубежом Казахстан начинают рассматривать как одну из наиболее стабильных стран с уникальными туристскими возможностями. Кроме того, все те же иностранные эксперты полагают, что этому будут способствовать такие плюсы республики на мировом туристском рынке как гостеприимство и доброжелательность казахстанцев, природные достопримечательности страны, ее история и богатство культурного и этнического разнообразия, а также туристская инфраструктура.

Сегодня нужно построить всю необходимую инфраструктуру туристской современной индустрии. Если мы хотим, чтобы к нам приезжали туристы, мы должны срочно пересмотреть многие подходы в этом направлении: от стоимости и сроков оформления виз до строительства крупных туристских центров отдыха и развлечений.

В развитии туризма должны быть заинтересованы многие государственные ведомства и областные исполнительные органы, так как туризм охватывает огромный спектр сферы услуг и производства в различных отраслях. Очень многое зависит от инициативы местных властей, от их понимания того, что туризм может стать источником процветания края. Кроме того, для создания мощных туристских центров необходимы капитальные вложения, как со стороны государства, так и отечественных и зарубежных инвесторов. Поэтому должно создать необходимые условия для скорейшего появления развитого туристского комплекса, отвечающего всем мировым стандартам и требованиям. [2]

За неполные пять лет объем казахстанской экономики увеличился в 2 раза. Только в этом году построено 350 новых предприятий инновационного типа. Мы приступили к реформе научно-инновационной сферы. Каждый регион Казахстана, каждая отрасль экономики должны провести тщательную работу и предложить самые перспективные и осуществимые инновационные проекты.

Особенно важную роль призваны сыграть развитие инновации в сфере туризма. Мировая практика свидетельствует, что туристская индустрия по доходности и динамичности развития уступает лишь добыче, переработке нефти и газа.

По данным Всемирной туристской организации туристский бизнес обеспечивает 10% оборота производственно-сервисного рынка, на его долю приходится 7% общего объема мировых инвестиций и 5% всех налоговых поступлений. [3]

Для сравнения можно отметить, что доля Франции в мировом потоке прибытий составляет 10,7%, Испании - 7,2%, США - 6,4%, КНР – 5,5%. Туризм – одна из важнейших отраслей экономики любой развитой страны.[4] Во многих государствах он входит в число основных источников дохода. В целом, доля въездного туризма в Казахстане в минувшем году составила лишь 5%, внутреннего - 32%, выездного - 63%.[5] По вышеуказанным данным, въездной туризм в Казахстане развит слабо, хотя он является неиссякаемым источником валютных поступлений в экономику страны.

Особое место в продвижении туристских продуктов и услуг занимают новейшие мультимедийные технологии - они способны привлекать большое количество пользователей, отличаются невысокой себестоимостью и высокой коммуникативностью. К основным средствам электронного маркетинга относят: Интернет, электронную почту и мультимедийные диски. Эффективное использование высокотехнологичных коммуникаций позволяет значительно расширить возможности рекламных компаний и пиар-акций, повысить эффективность взаимодействия всех субъектов туристского рынка.

Одним из направлений развития инфраструктуры является внедрение Сайтов в деятельность туристской администрации. Интернет с его практически неограниченными возможностями представляет для туристских администраций регионов огромный интерес, поскольку доносит информацию о туристских продуктах и услугах до большого количества людей по всему миру за сравнительно низкую цену. Еще недавно многие региональные туристские администрации и организации, занимающиеся маркетингом туристских направлений, считали Интернет периферийной системой, находящейся в ведении отделов информационных технологий. В настоящее время отношение к сетевым ресурсам изменилось в корне, активная работа в сети стала одним из важнейших направлений деятельности туристских администраций. В числе главных преимуществ Интернета - обеспечение простого и быстрого способа бронирования туристского продукта потребителями, что дает весьма существенную экономию в производстве и распространении традиционной печатной рекламной продукции, в телефонных переговорах, деловой переписке. Однако работа в сети на региональном уровне должна носить комплексный и системный характер: сайты туристских регионов нельзя рассматривать только как коммерческий инструмент - они во Всемирной сети Интернет представляют прежде всего регион и в значительной степени способствуют формированию его благоприятного имиджа. [6]

Инновации в туризме следует рассматривать как системные мероприятия, имеющие качественную новизну и приводящие к позитивным сдвигам, обеспечивающим устойчивое функционирование и развитие отрасли в регионе. Так, идея создания и реализация туристских проектов, даже не приносящих вначале существенной прибыли, может дать толчок развитию туризма и тем самым активно способствовать созданию дополнительных рабочих мест и росту доходов населения. Перспективным примером тому может стать – создания "Казахстанской Лапландии"в Щучинско-Боровской  курортной зоне, которое сегодня позиционирует себя как родина Деда Мороза.

Наибольшее распространение в современной практике туризма получили такие виды инноваций (по критерию носителя инновационного процесса):

I. Группа продуктовых инноваций:



  • разработка новых, ранее неизвестных на рынке туров. В свое время в их качестве фигурировали сельский (зеленый) туризм, экологический, конгрессный, авантюрный (приключенческий) подводный, круизный орнитологический и другие виды туризма. Например, экспедиционного туризма (французская фирма Poseidon Arctic Voyages Ltd – крупнейший мировой туроператор по экспедициям на Северный полюс); «тюремного» туризма (Джохор Бару, Малайзия; Хельсинки, Финляндия); мучных боев (Греция);

  • привлечение к туристскому процессу новых видов ресурсов или создание ресурсов с заранее заданными свойствами и новой целевой функцией. В туристических посещениях растет удельный вес особого класса природно-антропогенных объектов (водохранилищ, прудов, лесопарков и др.); совершенно особенный вид туризма- жайлау туризм охватывает казахстанский туристический сервис; серьезно оцениваются перспективы техногенного, в т.ч. горнопромышленного (шахты, рудники, карьеры) и фабрично-заводского туризма. [2] Выбор объектов в маршрутном и стационарном туризме все больше подчиняется требованию экзотичности (заключение браков по мусульмански в Туркестане; размещение гостиниц рядом с мавзолеями Х.А.Йассауи, Арыстан баб, под водой (Ки Ларго, штат Флорида США);

  • освоение новых сегментов туристского рынка, включая вовлечение в туристское движение новых природных сред (космос или поход на космическую базу как Байконур), территорий экстремального типа (пустыни, Антарктида, экваториальные леса, экскурсии на Аральское море и т.д.). Развитие туристского рынка может осуществляться и за счет расширения временных рамок туристских сезонов, охвата новой целевой клиентуры (туризм «третьего возраста», туризм профессиональных групп и др.);

  • создание новых туристско-рекреационных территорий. Первоначально роль подобных территорий выполняли национальные природные парки, сочетающие природоохранные и рекреационные функции; в настоящее время прогрессивным видом туристского продукта выступает тематический парк, объединяющий множество развлекательных объектов со сквозной познавательной темой (парки Диснейленда в штатах Калифорния и Флорида США, Франции, Японии, Фантазияленд в Германии обслуживают поток туристов от 7 до 13 млн. чел. в год каждый). Появились примеры оазисов туризма в Сахаре, специализирующихся на экстремальном, этнографическом, приключенческом и развлекательном туризме (например, декораций, оставленных после съемок киноэпопеи «Звездные войны», Тунис). В Казахстане можно организовать туры по местам съемки фильма «Жау жүрек 1000 бала», «Кочевник».

II. Группа технологических инноваций:

  • внедрение компьютерных (информационных) технологий в систему бронирования и резервирования гостиниц, авиабилетов (GDS – Глобальные распределительные системы – Sabre, Amadeus, Galileo, Worldspan). В Украине с 2005 г. введена система бронирования гостиниц Travel.ru (объем ежедневных посещений 20 тыс. чел.; содержится информация о 6500 турагентств). Растет число пользователей систем поиска, бронирования и расчетов по турпакетам (единая компьютерная система «Мега ТИС») [2] Казахстан медленными, но уверенными шагами продвигает виртуальные туры по всей территории страны, по самым привлекательным туристическим объектам в 3D формате. Например, интернет сайты как 3dtour.kz,virtualtour.kz;

  • экологизация технологий обслуживания туристов явилась вынужденным результатом роста масштабов рекреационного природопользования и усиления негативного влияния туризма на качество природных комплексов и их способность к восстановлению. Так, по оценкам Программы ООН по окружающей среде (UNEP), один среднестатистический турист создает в день около 1 кг твердых отходов. [4] Новые технологии обслуживания нацелены на снижение сырье-, водо-, энергоемкости турпродукта, введение замкнутых технологических циклов. На мировом уровне это движение возглавляет «Международная инициатива гостиниц по вопросам окружающей среды» (IHEI) с центром в Лондоне, которая представлена 11200 отелями в 111 странах. Она ориентирует своих членов на ведение бизнеса более экологическими и социально ответственными способами (установка в гостиницах энергосберегающего освещения и оборудования, закупка бытовых товаров, способных к биологическому разложению, отказ от ежедневной смены полотенец и постельного белья с целью экономии воды и др.). Хорошей мотивацией может служит предстоящая всемирная выставка EXPO 2017, которая будет проходить в Астане под темой «Энергия будущего». Применение зеленой технологии и инновации при строительстве и организации этого масштабного проекта позволило бы привлечь еще больше участников и посетителей;

  • ноу-хау в системе транспортного обслуживания туристов нацелены на сокращение времени доставки клиентов в курортную местность, повышение комфортности и удешевление транспортных тарифов. Туристские организации в условиях рыночной экономики все более осознают необходимость разработки новых продуктов и услуг и связанную с этим экономическую выгоду. Ярким примером этого можно назвать проект БРТ и ЛРТ, реализуемые в столице Казахстана в рамках организации EXPO 2017.

III. Группа управленческих инноваций:

  • новые методы реализации маркетингового цикла в туризме (в т.ч. комплексного изучения туристского рынка, изучения спроса, оценки конъюнктуры рынка, прогнозирования конкурентоспособности турпродукта, разработки концепции турпродукта, стратегии стимулирования сбыта, рекламной компании и т.д.);

  • новые методы управления персоналом турфирмы с целью повышения производительности труда и эффективности производства туруслуг (внедрение НОТ, передовых способов нормирования труда, форм стимулирования качества обслуживания).

Рычагами влияния государства на инновационную деятельность туристских организаций являются: предоставление налоговых льгот инновационным активным организациям, осуществление специальных научно-технической, налоговой и кредитно-финансовой политик, создание благоприятных условий для привлечения отечественных и иностранных инвестиций в туристскую отрасль, совершенствование амортизационной политики, установление приоритетных направлений развития науки. [1]

Многие государства создают специальные национальные организации для продвижения различного рода инноваций в туризме. В качестве примера можно привести Финляндию. Финский совет по туризму является государственной организацией, занимающейся маркетингом Финляндии как туристского направления, имеет представительства в 11 странах. Финский совет по туризму одним из первых начал использовать информационные технологии в работе национальной туристской организации. [3]

В нашей стране специально для инноваций расширены финансовые инструменты поддержки, введены новые налоговые льготы и преференции для развития малого и среднего бизнеса в сфере высоких технологий. Кроме того, создается «Парк инновационных технологий» - «умный» город высокотехнологичных производств. К сожалению, выделенные средства на культуру, спорт, туризм и информационное пространство приходится 1,46% из всех расходов в структуре расходов республиканского бюджета на 2013 год. [4]

Рисунок 1. Затраты на технологические инновации по формам собственности, единиц

Источник: www.gov.stat.kz


Рисунок 2. Основные виды инновационной деятельности предприятий и организаций, млн. тг

Источник: www.gov.stat.kz

В соответствии с диаграммами (Рисунок 1, 2), можно сделать вывод, что в настоящее время основная доля инновационных процессов все же приходится на внедрение новых технологии и оборудований и за счет частных инвестиции. Тем не менее, благодаря тому что, туризм является межотрасливой наукой, инновации в сфере смежных областей таких как транспорт, ресторанное дело, гостиничные хозяйтво, призводство сувениров и т.д. так или иначе влияет на развитие индустрии в целом.

Таким образом, инновационное развитие индустрии туризма – сложный процесс, в котором задействованы, как граждане потребители услуг, так и государственные органы управления, а также туристские фирмы и предприятия туристской индустрии, деятельность которых регламентируется нормативно-правовыми актами в области туристской и инновационной деятельности.



Очевидно, что инновационное развитие туризма для экономики Казахстана - это способ реагирования на системные ограничения на пути экономического роста за счет создания, внедрения и коммерциализации новых технологий, идей на всех видах туристической отрасли. В современных условиях только инновационная экономика, основанная на заимствовании, адаптации к местным условиям и разработке новейших технологий, способна поднять конкурентоспособность страны, а значит, и уровень жизни населения этой страны на достаточно высокий уровень.
Список использованной литературы:

  1. Накипова Г.Е. Современное состояние и развитие отечественного туризма в условиях   мирового   кризиса.   Мировой   туризм:   основные   тенденции   в условиях   экономической  нестабильности // Мат.   междунар.  науч.-практ.конф. (2 декабря 2009г.).- Караганда, 2009.- С.70-74;

  2. Концепция  развития   туризма   в   Республике   Казахстан.   О  развитии туризма как доходной отрасли экономики в РеспубликеК.-Алматы, Раритет 2001.-С.21;

  3. Концепция   развития   туризма   в   Республике   Казахстан .-Алматы, Раритет 2010.- С.51;

  4. Официальный сайт комитета по туризму Министерства Индустрии и Новых технологии РК.

  5. Смагулова К.С. Развитие индустрии туризма и ее влияние на экономику Казахстана. Мировой туризм; основные тенденции в условиях экономической нестабильности // Материалы международной научно-практической конференции. - Караганда, 2009.- С. 133-135.

  6. www.wikipediya.ru

Каталог: sites -> default -> files -> publications
publications -> ТӘуелсіздік жылдарынан кейінгі сыр өҢірі мерзімді басылымдар: бағыт-бағдары мен бет-бейнесі
publications -> Қазақстан халқы Ассамблеясы” кафедрасының аға оқытушы ф.ғ. к. Есқараева Айгүл Дүйсенғалиқызы “абай жолы” эпопеясындағЫ Әйелдер бейнесі
publications -> О. Сүлейменов және қазақ кино өнері
publications -> Абай мен Пушкин шығармалары
publications -> Темірбек жүргеновтің Өмірі мен қызметі (Қазақстан мұрағат құжаттары негізінде) Оразбақов Айтжан Жұмабайұлы
publications -> «Мәңгілік ел – ұлттық идеясының қазақ әдебиетінде көркемдік көрініс табу дәстүрі мен инновациялық жаңашылдық мәселелері» атты Қазақ хандығының 550 жылдығына арналған халықаралық ғылыми-теориялық конференция материалдары
publications -> Қазақ стиль типологиясының Қалыптасуы қорқыт ата атындағы Қму доценті А. Е. Айтбаева
publications -> Ш.Құдайбердіұлы және М.Әуезов шығармашылығындағы тұтастық Нұрланова Әсем Нұрланқызы
publications -> Абай танымындағы сопылық
publications -> Қазақ әдебиетінің халықаралық байланыстары


Достарыңызбен бөлісу:


©netref.ru 2019
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет