Интегрированный урок: химия и музыка. Цели и задачи



Дата27.04.2016
өлшемі237 Kb.
түріИнтегрированный урок
Александр Порфирьевич Бородин – великий химик и композитор.

Интегрированный урок: химия и музыка.



Цели и задачи.

1.Расширение кругозора учащихся за счет привлечения дополнительных сведений из области музыкального искусства и химии.

2.На примере могучей личности А.П.Бородина воспитание нравственных качеств: трудолюбия, взаимопомощи, чувства чистой деятельной дружбы, оптимизма, честности, порядочности, добросовестности, доброжелательности, самоотверженности.

3.На примере разностороннего творчества А,П, Бородина воспитание чувства патриотизма, гордости за Россию, давшую миру множество талантов.

4.Демонстрация того, что наука и искусство на сомом деле не так уж и далеки друг от друга.

Оборудование и реактивы. Коллекция портретов композиторов «Могучей кучки»; видеосюжеты оперы «Князь Игорь» А, П. Бородина (ария князя Игоря); музыка в записи: «Улетай на крыльях ветра» - из оперы «Князь Игорь», «Чем тебя я огорчила» - романс, фрагмент из I струнного квартета; раздаточный материал для учащихся о Бородине «Занимательные факты»; кристаллы соли меди.

Занимательные факты

(раздаточный материал)



  • Рассеянность Бородина

Композитор и химик Александр Порфирьевич Бородин был очень рассеянным человеком. Однажды он пригласил к себе на вечер гостей. Было много музыки, потом ужин с дружеской беседой. вдруг Бородин встает и начинает одеваться. Его спросили: « Куда это вы собрались, Александр Порфирьевич?» Тот удивился: «Как это куда? Домой! уже поздно, а у меня завтра лекция…»

  • За меня не волнуйтесь…

Однажды в юности Бородин с другом возвращался с домашнего музыкального вечера, в котором оба молодых человека принимали активное участие: Бородин играл на флейте, его друг – на скрипке. Было уже довольно поздно, фонари еле-еле мерцали. Бородин, о чем – то задумавшись шагал впереди, а его засыпавший на ходу приятель несколько отстал. Вдруг какой- то странный и непонятный шум, а затем вскрик заставили приятеля встрепенуться.

- Эй! – позвал он, однако никто ему не ответил. Бородин исчез… Испуганный молодой человек замер, прислушиваясь, и минутой спустя услышал звуки флейты… Удивительным было то, что доносились откуда –то из –под земли. Оказалось, что в темноте Бородин оступился и упал в какую-то глубокую яму.

- Александр, с тобою всё в порядке? – крикнул вниз приятель.

- Пока не знаю, - отозвался молодой музыкант, - но, слава Богу, флейта, кажется, цела!



  • Ты скажи хотя бы, как тебя зовут…

Однажды Бородин с женой отправился за границу. На пограничном пункте, оставив жену на улице, Бородин зашел в комендатуру. Чиновник, проверявшей паспорта, проформы ради спросил Александра Порфирьевича, как зовут его жену. Бородин же. отличавшийся рассеянностью , никак не мог вспомнить имя своей супруги…

Разумеется, для человека, не знавшего Бородина, это выглядело крайне подозрительно, и чиновник уже хотел задержать этого странного проезжего. К счастью, в это время в помещении появилась заждавшаяся на улице жена. Обрадовавшись от всей души, Александр Порфирьевич закричал: « Катенька, ради Бога, как тебя зовут?...»



  • Ваше сиятельство

Очень часто Бородину, профессору Медико-хирургической академии, приходилось отправляться к высокопоставленным лицам, чтобы хлопотать о ком-либо из своих студентов или коллег. При этом полагалось надевать парадный генеральский мундир, регалии.

Не без юмора описывал композитор свой вид в подобных случаях: « Стоит мне возложить на себя «амуницию», от меня во все стороны начинает распускаться сияние, можно писать картину «Преображение», вроде рафаэлевской: сияет воротник, сияют обшлага, сияют шестнадцать пуговиц, как звезды. сияют эполеты, как два солнца, сияет темляк, сияет околыш кепи. Одним словом, Ваше сиятельство, да и только».



  • Работать надо

Перефразируя известную фразу, вечный труженик Бородин любил часто повторять: «Всем тем, чего мы не имеем, мы обязаны только себе!»

  • О Бородине

«Первоклассный химик, которому многим обязана химия…», «Равно могуч и талантлив как в симфонии, так и в опере, и в романсе…» - так говорили Д.И.Менделеев и В.В.Стасов об одном и том же человеке, о своём современнике – Александре Порфирьевиче Бородине.
Ход урока

УЧИТЕЛЬ ХИМИИ. А.П. Бородин был одним из создателей органической химии, выдающимся педагогом, передовым деятелем и гениальным композитором. Две страсти – к химии и музыке – владели Бородиным с детских лет. Пожалуй, в истории человеческой культуры небыло второго творца, сумевшего так много достичь в столь казалось бы, несовместимых областях деятельности.

1 –й ученик зачитывает высказывание современников о Бородине.

2 –й у ученик зачитывает высказывания Д.И.Менделеева и В.В. Стасова о Бородине.

3 -й ученик зачитывает высказывания В.В. Стасова и Д.И.Менделеева о Бородине.

УЧИТЕЛЬ ХИМИИ. Детство. Место действия – Петербург гоголевских времен.



- Пожар! Этот ребёнок невозможен! Я покидаю вас! – воскликнула гувернантка. Саша подбежал к одному из своих дьявольских сосудов, что – то бросил в него, и дым из серого стал желто – зеленым.

Динь – динь – динь – сама собой зазвенела какая – то склянка, через трубку из другой опрокинутой и горбатой посудины что – то закипало – значит, сейчас ещё что – нибудь закипит или взорвется.

-А я вот что вам сказать хотел, - сказал Саша матушке. – Вы такого и не видели, это вам сюрприз. Вот! Как вам это нравится? ( Показывает кристалла соли меди.)

- На сахар смахивает… Иголочки, кубики, да блестят, что бриллианты! Как же ты всё это сделал? Руками слепил такие махонькие?



-Ээти, матушка, нерукотворные камешки – кристаллы .Сама природа, сотворила, от Бога, ну и я маленько помог.

- Ты уж играйся, ежели от Бога. Да не спали ты нас, об одном прошу, смирюсь уж как-нибудь с дымом и вонью.

- В химии, матушка, и вонь-то от Бога, - сказал с важностью Александр.

Нет, не дозваться Сашеньку. Читает, а потом в лабораторию. В одной комнате ему тесно, уже по всей квартире расселилась чудная, непонятно для чего посуда, порошки, жидкости. Паять, гнуть размягчившиеся стекло, превращать жидкость в кристаллы, из одного точно волшебством делать другое, ничуть не похожее .Рождать мановением руки из холода пламень, из тепла лёд. Творить, создавать то ,чего не было только что и вдруг стало, как, творится музыка из ничего, из воздуха и света, из печали и сладкой, самому неясной мечты.

УЧИТЕЛЬ МУЗЫКИ. Первые музыкальные опыты. Гувернантка однажды повела Сашу гулять на Семеновский плац .От звучания полкового оркестра у него было потрясение чуть не до обморока. У него что- то случилось с коленями, они подогнулись, когда грянул марш, а мир изменился. Иначе выстроились дома, другим стал воздух, раздалось вширь и вглубь небо.



Вернувшись домой, он, такой мягкий и кроткий, наотрез отказался от обеда, сказав: «Не мешай мне!» - по-русски, по-немецки, по-французски. Часа три голодный и неузнаваемый сидел за фортепиано. Затем пригласил матушку и гувернантку и сыграл военный марш, который слышал на площади.

В духовом оркестре три группы инструментов: медные, деревянные и ударные. Я пригласила студентов Музыкального училища им. К.Э. Раутио, которые играют на кларнетах. Бородин любил этот инструмент, говорил: «Что за инструмент, что за человеческий, вздрагивающий и теплый голос". Они исполнят одну из мелодий-тем, как называют музыканты, «Улетай на крыльях ветра» - из оперы «Князь Игорь». (Звучит мелодия.)

Понравилась ли вам эта музыка? Какой характер звучания этих инструментов?

Саша Бородин учился играть на флейте, виолончели, фортепиано, а затем начал сочинять музыку: в 9 лет это была полька «Элен», в 13лет – небольшой концерт для флейты. В 16 лет были опубликованы два произведения: Фантазия для фортепиано – солона мотив музыки И. Гуммеля и этюд «Поток». Водной из газет писали: «Особенного внимания заслуживает сочинение даровитого шестнадцатилетнего композитора Александра Бородина. Оба произведения проникнуты музыкальностью идей, изяществом отделки и прекрасным чувством юношеского сердца… Мы тем охотнее приветствуем это юное национальное дарование, что поприщ композитора начинается … трудом положительным, обличающим в сочинении тонкий эстетический вкус и поэтическую душу….»
УЧИТЕЛЬ ХИМИИ. Академия. Летом 1850 г. Бородин отлично сдает экзамены на аттестат зрелости при Первой петербургской гимназии, а в сен­тябре поступает вольнослушателем на медицинское отделение Медико-хирургической академии. Эта ака­демия, открытая в Петербурге в конце XVIII в., ко времени поступления в нее Бородина представляла собой крупное высшее учебное заведение России и вид­ный центр естественно-научной мысли. В числе ее профессоров были ученые с мировыми именами: хирург Н.И.Пирогов, химик Н.Н.Зинин, эмбриолог и географ К.М.Бэр, зоолог Ф.Ф.Брандт.

В 1853 г. происходит знакомство Александра Бо­родина с профессором химии Николаем Николаевичем Зининым. Вот какой разговор произошел между ними в то время.

Я прошу позволения вашего заниматься химией под вашим руководством в лаборатории.

Вот так-так. Это, знаете ли, неожиданность. Ведь вы медик ? То есть избрали медицину делом жизни.

Я химию избрал делом жизни. Потому и к вам пришел. Я с радостью буду выполнять самую черную работу.

Бы хоть понимаете, что химия в житейском смысле вам ничего не сулит. Самому скромному врачу гарантированы такие доходы, какие наилучшему хи­мику и не снились. Да и не в почете она у нас до сих пор, химия-то. Скажешь «химик», и тут же тебе в ответ: «А, это аптекарь, что ли ?>>

Я с детства занимался всякими опытами: фо­кусы, фейерверки. У меня дома есть небольшая лабо­ратория... В последнее время пытался получить гликолевую кислоту.

Гликолевую кислоту? Дома? Завтра же прихо­дите ко мне на кафедру.

Профессор химии Николай Николаевич Зинин, чье имя было хорошо известно и в России, и далеко за ее пределами, для Бородина стал вторым отцом. Боро­дин ловил его слова на лету, перенимая привычки, любимые словечки, жесты. Зинин быстро привязался к талантливому юноше. Настанет время, и в руки этого юноши он без тени сомнения передаст дело всей своей жизни.

Отношение Зинина к увлечению Бородина музыкой. Бородин несколько раз приносил в лабораторию нот­ную бумагу, практиковался. Зинин заметил это и категорически заявил: «Кто гонится за двумя зайца-

ми, тот поймает дохлую курицу! Не подумайте, что я вас ревную к музыке. Не во мне дело, дело в вас. Будь вы семи пядей во лбу, а начнете разбрасывать­ся, и получится пшик. Химия ревнует вас. Она дама строгая и ни с кем своих служителей делить не соби­рается. Нужно выбирать: или она, или эти ваши музы».

УЧИТЕЛЬ МУЗЫКИ. Перед Бородиным встал вопрос выбора. Бросить музыку — все равно, что по доброй воле разучиться говорить. Потому что музы­ка — дар речи, самый необычный, самый полный и выразительный. Бросить музыку — как пожизненно завязать себе глаза и забыть, что есть краски, ко­торые можно найти только в ней. И еще музыка — простор и глубина, отними их — Земля станет бед­ней, словно из трехмерного мира уйти в двухмерный, плоский. Он будет верен и науке, и музыке, т. к. силы его беспредельны, как ему казалось.



Представьте себе музыкальную атмосферу того времени. Наше время характеризуется пассивным потреблением музыки через плееры, магнитофоны, компьютеры. Тогда же было распространено домаш­нее музицирование. Живая музыка звучала повсюду — от скромных комнат до гостиных и салонов. Это была камерная музыка, т. е. музыка для небольших помещений, где исполнялись произведения для скрипки, виолончели; были ансамбли — трио, квартеты.

Бородин посещал салон И. И. Гаврушкевича. У него собирались на огонек музыканты-любители и вместе музицировали. В это время Бородин сочинял романсы. Большую известность получило его струнное трио на ' тему русской народной песни «Чем тебя я огорчила». Сейчас я напою вам ее под аккомпанемент скрипки. Скрипка вообще была очень распространена тогда. Например, учителя пения преподавали под скрипку.

Небольшой фрагмент из I струнного квартета А.П.Бородина исполняет на скрипке выпускница музыкального училища и Петрозаводской консер­ватории, артистка оркестра Музыкально-драмати­ческого театра.

УЧИТЕЛЬ ХИМИИ. Германия. В 1858 г. Боро­дин выдержал экзамен на степень доктора медицины и как проявивший особенную склонность к занятиям естественными науками, особенно химией, был ос­тавлен в качестве ассистента при кафедре химии для практических занятий со студентами II курса и с молодыми врачами. Конференция академии едино­гласно постановила просить ходатайства президен­та академии об отправлении Бородина за границу. В 1859 г. Бородин выехал в Германию, в Гейдельберг, в научную командировку. Этот городок славился ста­рейшим университетом. По приезду в Гейдельберг Бородин берет напрокат фисгармонию, посещает концерты симфонического оркестра.

4-й УЧЕНИК. Жизнь молодых русских в Гейдельберге течет на редкость смирно и однообразно. Це-



лыми днями работа, работа, работа. Они только посмеиваются: «Наука требует жертв». Главный авторитет, конечно, Д.И.Менделеев. Не важно, что он еще очень молод. Все дружно признают: талантище, готовый химик. И вся эта ученая братия с осо­бенной благодарностью относится к Бородину. Вот уж кто не даст заскучать от «музыкальной голоду­хи». Играет все, что они попросят. Играет, ни се­кунды не задумываясь, без нот.

УЧИТЕЛЬ ХИМИИ. В Гейдельберг приехал Ни­колай Николаевич Зинин. С приездом Зинина для мо­лодых ученых наступили поистине восхитительные дни. Рассказывали о своих работах, выслушивали отечественные новости и спорили, спорили, увлека­ясь, совершенно забывая о разнице в возрасте и поло­жении. Решили отправиться в путешествие по го­рам — только так можно во всей полноте прочув­ствовать красоту Альп.



Зинин, Менделеев и Бородин странствуют. В 1860 г. с 3 по 6 сентября в немецком городе Карлсруэ прохо­дил Международный конгресс химиков. Здесь собира­лись ученые со всего мира. Россию представляли семь человек, среди них Зинин, Менделеев и Бородин. Ду­шевное состояние Бородина в эти дни самое востор­женное, он общался с мировыми знаменитостями, ве­черами — театр, от серьезной оперы до народных ба­лаганчиков.

Несколько месяцев в Париже Бородин знакомился с различными химическими новшествами. Слушал лек­ции, ставил опыты, разрабатывал свои оригиналь­ные идеи. Опубликовал в европейских журналах ряд оригинальных работ.

УЧИТЕЛЬ МУЗЫКИ. В Гейдельберге Бородин познакомился с пианисткой из Москвы, которая там



находилась на лечении. Он от нее услышал малозна­комую музыку европейских композиторов Р.Шумана и Ф.Шопена. Влюбившись в эту музыку, Бородин все больше привязывался и к ее исполнительнице. Любовь, юная и горячая, пришла к нему рука об руку с музы­кой. 10 августа 1861 г. Екатерина Сергеевна Прото­попова стала его невестой.

УЧИТЕЛЬ ХИМИИ. По возвращении в Россию, в академию, в 1862 г. Бородин стал профессором органической химии, руководителем лабораторных за­нятий. В 33 года — штатский генерал, в торже­ственных случаях носил мундир с эполетами и шпагу.

УЧИТЕЛЬ МУЗЫКИ. Однажды в 1862 г. Сергей Петрович Боткин ~ товарищ по академии и по за­граничной поездке, редчайших способностей врач, му­зыкант-любитель — пригласил Бородина в гости. В этот вечер Боткин познакомил его с М.А.Балаки­ревым, не подозревая, какую великую услугу оказал русской музыке, русской национальной культуре.

Балакирев был руководителем содружества пяти музыкантов, которое известно под названием «Мо­гучая кучка» или «Новая русская школа». Они вслед за М. И. Глинкой были создателями русской професси­ональной национальной классической музыки. В «Мо­гучую кучку» входили М.А.Балакирев, М.П.Мусорг­ский, П.А.Кюи, Н.А.Римский-Корсаков и А.П.Боро­дин. Под влиянием своих товарищей Бородин начал всерьез заниматься сочинением музыки. Это были три симфонии, два квартета, симфоническая картина В Средней - Азии», «Маленькая сюита для фортепиа­но», 18 романсов.

УЧИТЕЛЬ ХИМИИ. В 1873 г. в Казани проходил съезд естествоиспытателей и врачей. На заседаниях химической секции председательствовали по очереди А.М.Бутлеров и А.П.Бородин. Семь работ — его соб­ственные и его учеников — были одними из самых ве­сомых. В 1874 г. Бородин написал и подготовил к пе­чати одну из капитальных своих работ: «О нитрозоамарине».

УЧИТЕЛЬ МУЗЫКИ. Музыка не была добрей и покладистей химии. Музыка требовала своего прямо и жестко. Музыкой можно сказать все, не стыдясь и не скрывая, вот он я, вот мир и моя страна, как я их вижу. Архитектура недвижима, как живопись и скульптура. Смысл музыки - движение. В этом ее кровное родство с бегущим временем, а значит, с ис­торией.

Главным делом жизни Бородина стала опера «Князь Игорь». Сюжет взят из «Слова о полку Игореве» — первого русского литературного произведения, в ко­тором рассказано о богатырской юности Руси, в нем грандиозная мысль о ее единстве. В «Слове» Русь и Восток — вечное столкновение, вечное соседство, две стихии, которые не разъединить, и обе в натуре Бо­родина. Дело в том, что среди его предков был князь Гедея, который пришел из орды при царе Иване Грозном, принял святое крещение и был наречен кня­зем Николаем.

Бородин работал над оперой 21 год, но не успел ее закончить. Сделали за него это его друзья: Н.А. Рим­ский-Корсаков и его ученик А.К.Глазунов. Мария Ва­сильевна Доброславина — друг семьи Бородиных — оце­нила это так: «Какая чистая, деятельная и прекрас­ная дружба — разобрать горы черновиков, эскизов, набросков, соединить их с готовыми сценами, вы­строить все, что не достроил автор».

Мы послушаем с вами арию князя Игоря из оперы «Князь Игорь», в ней он переживает свое поражение, вспоминает о любимой жене Ярославне, которая ждет его в Путивле, и размышляет о будущем Руси.

УЧИТЕЛЬ ХИМИИ. Александр Порфирьевич Бо­родин появился на свет в Петербурге в 1833 г. и про­жил 54 года. 15 февраля 1887 г., в последний день Масленицы, на традиционную профессорскую вечерин­ку собираются гости. Его превосходительство стат­ский советник, кавалер орденов, академик и профес­сор Бородин натягивает мужицкие сапоги, надевает синие шаровары, красную рубаху — наряд для масле­ничного представления. Вспомнив свои детские заба­вы, Бородин самолично изготовил домашние, вполне безопасные фейерверки.



Он умер мгновенно, от разрыва сердца, во время маскарада, устроенного им для всеобщего веселья в собственной квартире.

Высокий, статный, богатырского телосложения, он был веселым человеком с добрым нравом. Казалось, что Бородин будет жить долго — столько замыслов было впереди. Но остались незавершенными опера «Князь Игорь», Третья симфония... И все-таки как много он сделал!

Заслуги А.П.Бородина перед Отечеством

> X и м и я



Реакция альдольной конденсации.

Получение бензидина.

«Реакция Бородина».

Реакция уплотнения альдегидов.

42 научные работы.

> М узыка

Опера «Князь Игорь».

Три симфонии.

Два квартета.

Сюита для фортепиано.

Опера-фарс «Богатыри».

18 романсов.

Сколько ему досталось даров: могучий разум уче­ного, гений композитора, литературные дарования. Ни одного таланта он не зарыл в землю, все развил и отдал своему народу и человечеству. Он был красив, добр, остроумен, всегда полон жизни и энергии.

УЧИТЕЛЬ МУЗЫКИ. Его друзья, знакомые, уче­ники вспоминали: «Бородин был хорош и благожелателен со всеми, отыскивал каким-то инстинктом во всем светлую сторону. Может быть, эта черта была подарена ему наукой, делом чистым и надеж­ным, зависящим от безупречной истины. Но как он умел смешить и радовать, как неназойливо приходил на помощь нуждающимся, как чудно горели его тем­ные глаза, как согревало его присутствие всех без исключения».

УЧИТЕЛЬ ХИМИИ. Бородин совмещал в себе то, что обычно считают несовместимым. Невольно воз­никает вопрос: как мог он быть одновременно хими­ком и композитором? Ведь это такие разные, дале­кие одна от другой области. Но так ли они далеки, как кажется ? Солнце творческого разума освещает дорогу и науке, и искусству, когда они ищут правду жизни.

Отзывы учащихся.

• Такие уроки нужны, очень понравилось.

• Очень хорошо, что звучала «живая музыка», помогает расслабиться. Спасибо.

• Очень здорово забываешь, что находишься в школе.

• Действительно, все, что мы не сделали в жиз­ни, зависит только от нас.

Интегрированный урок: химия и музыка


Александр Порфирьевич Бородин - великий химик и композитор.
8 класс
Аттестуемый:

Учитель химии, биологии Кравцова М.П.

2009 г.


Тест по теме « Системы органов»
Вариант1

1.Что такое система органов ?

2. Какую функцию выполняет : скелетная система, мышечная система , мочевыделительная система ?

3. Найдите соответствие:

Пищеварительная система

Дыхательная система

Нервная система


  1. череп, 2) рот, 3) кишечник, 4) печень, 5)трахея, 6) поджелудочная железа, 7) сердце, 8) бронхи, 9) спинной мозг, 10) нервы, 11)почки, 12) железы внутренней секреции


Вариант 2

1.Что такое орган?

2.Какую функцию выполняет: кровеносная система, дыхательная система, пищеварительная система.

3.Найдите соответствие:

Мочевыделительная система

Кровеносная система

Половая система


  1. яичники, 2)рот, 3)кишечник, 4)нервы, 5)мочевой пузырь, 6)поджелудочная железа, 7)сердце, 8)почки, 9)сосуда, 10)яички, 11)мочеточники, 12)желудок


Вариант3

1.Что такое система органов.

2.Какую функцию выполняет: половая система, нервная система, эндокринный аппарат.

3.Найдите соответствие:

Нервная система

Пищеварительная система

Дыхательная система

1) кости, 2)носовая полость, 3)глотка, 4)пищевод, 5)головной мозг,6) мочевой пузырь, 7)спинной мозг, 8)мышцы, 9)гортань, 10)желудок, 11)легкие, 12)печень.

В территориальную аттестационную комиссию

управления образования

администрации города И

Н-ской области



П Р Е Д С Т А В Л Е Н И Е

на аттестацию учителя русского языка и литературы

МОУ – средняя общеобразовательная школа № 3

г. Искитима Новосибирской области



Ф. И. О. аттестацию на первую квалификационную категорию проходила в 2005 году. Педагогический стаж составляет 27 лет. В школе № 1 работает 25 лет.

И. О.– талантливый педагог, творческая личность, способная вовлечь учащихся в активный познавательный процесс. Ее уроки отличаются четкой организацией учебного процесса, глубоким научным содержанием, высоким методическим мастерством, практической направленностью.

Основной целью преподавания учитель ставит: формирование у учащихся на базе усвоения цепи определенной системы знаний о языке, умений и навыков полноценно и грамотно пользоваться ресурсами родного языка в своей речевой практике, стремления к совершенствованию в области языковой подготовки и культуры речевого общения. В ходе работы И. О. стремится максимально развивать мыслительную деятельность учащихся через создание эмоциональной атмосферы, положительного эмоционального тонуса учебного процесса.

При выборе методов, средств, приемов обучения умело использует следующие принципы обучения: системности, наглядности, личностной ориентации, креативности. Выбор методов, форм обучения зависят и от содержания учебного материала. Расширение содержания идет также за счет внедрения материала повышенной трудности, использования художественного текста для характеристики лингвистических и стилистических языковых фактов, для раскрытия исторической изменчивости русского языка, его норм и правил.

Основными составляющими системы методики преподавания русского языка Ф. И. О. являются: изучение теоретического материала крупными блоками, позволяющая усвоить теоретический материал, отработать практические навыки, развивать творческие способности учащихся.

Особое место в системе уроков занимают уроки по развитию речи. Принцип коммуникативной направленности реализуется не только на уроках развития речи, но и в использовании учебных ситуаций на других уроках русского языка и литературы.

Положив в основу программу В. В. Бабайцевой по комплексному анализу текста, И. О. учит ребят не только анализировать тексты, но и создавать собственные (литературное творчество учащихся) и работать над культурой и искусством речи.

Профессионально владея технологией, учитель умело развивает творческие способности учащихся, способствует наиболее яркому их выражению. Учащиеся И. О. являются участниками различных творческих конкурсов, как в школе, так и в городе. С 2006 года ученица И. О. Иванова К. является победителем Всероссийского конкурса «Русский медвежонок – языкознание для всех». Она трижды вошла в «Золотую сотню» региона.

В школе ученики И. О. являются членами клуба «Синяя птица», выпускают рукописный журнал, издают сборники своих произведений, неоднократно печатались в «И-кой газете».

Сделать обучение интересным и доступным помогает учителю кабинет, в котором собрана богатейшая библиотека, накоплен и систематизирован дидактический иллюстративный материал, широко представлено творчество учащихся.

Результаты педагогической деятельности стабильны в течение нескольких лет. При 98% абсолютной успеваемости качественная успеваемость составила:

2006 – 07г. – 55%

2007 – 08г. – 62%

2008 – 09г. – 65,5%.

Выпускники И. О. подтверждают свои знания при независимой экспертизе знаний:

- В 2007 году 100% выпускников 11 класса сдавали экзамен по русскому языку в форме ЕГЭ: абсолютная успеваемость составила 91,6%, качественная – 50%, средняя оценка за экзамен - 3,75, а это выше средней оценки по г. И (3,5).

- В 2009 году 75% выпускников 9 класса сдавали экзамен по русскому языку в новой форме: абсолютная успеваемость составила 100 %, качественная – 66,7%, средняя оценка за экзамен - 3,72, а это выше средней оценки по г. И (3,29).

Выпускники, учащиеся с большой теплотой и уважением относятся к своему учителю, классному руководителю. Родители оценивают как требовательного, тактичного и внимательного педагога.

И. О. – добросовестный, принципиальный, требовательный к себе и людям человек. Она всегда болеет за интересы школы, пользуется уважением коллег, учащихся и их родителей.

Администрация школы и Управляющий совет школы представляет к аттестации на первую квалификационную категорию учителя русского языка и литературы Ф. И. О.

14.09. 09

Директор муниципального общеобразовательного

учреждения – средняя общеобразовательная

школа №1 г. И /М. В. Петрова/

Председатель Управляющего совета

МОУ-СОШ № 1 /И. А. Сергеева/

В территориальную аттестационную комиссию

управления образования

администрации города И

Н-ской области


П Р Е Д С Т А В Л Е Н И Е

на аттестацию учителя химии, биологии

СОШ – средняя общеобразовательная школа №10

Минобороны РФ



Кравцова Марина Павловна аттестацию на первую квалификационную категорию проходила в 2006 году. Педагогический стаж составляет 20 лет. В школе № 10 работает 8 лет.

Марина Павловна – талантливый педагог, творческая личность, способная вовлечь учащихся в активный познавательный процесс. Ее уроки отличаются четкой организацией учебного процесса, глубоким научным содержанием, высоким методическим мастерством, практической направленностью.

Основной целью преподавания учитель ставит: формирование ключевых компетенций: универсальной системы знаний, умений и навыков, опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности обучаемых, обеспечивает тесную взаимосвязь между различными видами учебной и внеучебной деятельности, придает большое значение практики в процессе организации обучения по различным учебным разделам: «Бактерии», «Грибы», «Растения», «Животные» и др. являющихся базисной основой для получения школьниками современного качественного биологического образования. В ходе работы Марина Павловна стремится максимально развивать мыслительную деятельность учащихся через создание эмоциональной атмосферы, положительного эмоционального тонуса учебного процесса.

При выборе методов, средств, приемов обучения умело использует следующие принципы обучения: системности, наглядности, личностной ориентации, креативности. Выбор методов, форм обучения зависят и от содержания учебного материала. Расширение содержания идет также за счет внедрения материала повышенной трудности, развитие мыслительной деятельности на основе противопоставлений, выявление причинно-следственных связей, использования игровых ситуаций.

Основными составляющими системы методики преподавания химии, биологии Кравцовой Марины Павловны являются: изучение теоретического материала крупными блоками, позволяющая усвоить теоретический материал, отработать практические навыки, развивать творческие способности учащихся.

Особое место в системе уроков занимают уроки с использованием игровых ситуаций, использование преимущественно живых объектов из местной природы или натуральной наглядности. На своих уроках учитель использует разнообразные приёмы и методы: конспект-лекция, мозговой штурм, групповая работа. Среди организационных форм использует НИТ в индивидуальной или парной работе, при этом широко применяет готовые ЦОР, компьютерные проектные среды, компьютерные лабораторные комплексы для проведения экспериментов, интерактивные анимационные компьютерные модели различных процессов.

В основу своей работы положила программу по биологи Н.И, Сонина, В.Б. Захарова, С.Г. Мамонтова, по химии программу О.С. Габриеляна.

Профессионально владея технологией, учитель умело развивает творческие способности учащихся, способствует наиболее яркому их выражению. Учащиеся Марины Павловны являются участниками различных творческих конкурсов и других мероприятий в школе. Сделать обучение интересным и доступным помогает учителю кабинет, в котором собрана богатый сменный материал, накоплен и систематизирован дидактический иллюстративный материал, широко представлено творчество учащихся.

Результаты педагогической деятельности стабильны в течение нескольких лет. При …% абсолютной успеваемости качественная успеваемость составила:

2005 – 06 г. - …%

2006 – 07г. – ….%

2007 – 08г. – …%

2008 – 09г. – ….%.

Выпускники И. О. подтверждают свои знания при независимой экспертизе знаний:

( итоговая аттестации учащихся)

Выпускники, учащиеся с большой теплотой и уважением относятся к своему учителю, классному руководителю. Родители оценивают как требовательного, тактичного и внимательного педагога.

И. О. – добросовестный, принципиальный, требовательный к себе и людям человек. В школе в течении двух лет являлась руководителе МО классных руководителей, руководителем МО естественных наук. Она всегда болеет за интересы школы, пользуется уважением коллег, учащихся и их родителей.

Администрация школы и Управляющий совет школы представляет к аттестации на высшую квалификационную категорию учителя химии, биологии Кравцову Марину Павловну.

День Здоровья



Спортивно – развлекательное мероприятие

для 1-4 классов

Аттестуемый:

Учитель физической культуры Музаева Д.Я.

2009г.


Открытый урок

по физической культуре

для 4 класса

Аттестуемый:

Учитель физической культуры Музаева Д.Я.

2009г.


Открытый урок

по физической культуре

для 5 класса

Аттестуемый:

Учитель физической культуры Музаева Д.Я.

2009г.


Открытый урок

по физической культуре

для 6 класса

Аттестуемый:



Учитель физической культуры Музаева Д.Я.

2009г.
Каталог: referat10 -> doc
doc -> Урок-путешествие. Жизнь на различных материках
doc -> Географическое положение Австралии
doc -> Разработка урока «Орган зрения и зрительный анализатор»
doc -> Размножение и индивидуальное размножение организмов
doc -> «Древний Рим»
doc -> Задачи: Дать общее понятие о растительном, животном мире Кузбасса, городами и занятиями людей Кемеровской области
doc -> Конспект урока-лекции по истории в 8 классе «Образование и наука в первой половине XIX века»
doc -> Футуризм. Игорь Северянин
doc -> Внеклассное мероприятие по информатике «Влияние ролевых компьютерных игр»


Достарыңызбен бөлісу:


©netref.ru 2019
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет