Интериоризация как концептуальная основа психологического текста: основные положения



жүктеу 41.12 Kb.
Дата17.04.2016
өлшемі41.12 Kb.


Интериоризация как концептуальная основа психологического текста: основные положения
1. В реальной действительности под интериоризацией понимается освоение мира сознанием человека, погружение мира в сознание.

2. Интериоризация как концептуальная основа психологизма и способ художественного моделирования имитирует перемещение внешнего мира во внутренний (мир действительности осваивается персонажем “изнутри”, посредством чувств и мыслей).

3. По своей направленности интериоризация прямо противоположна экстериоризации. Экстериоризация как способ художественного моделирования имитирует перемещение внутреннего мира во внешний (мир действительности осваивается персонажем “извне”, посредством поступков и слов).

4. В интериоризированных ПТ работа мысли, процессы сознания и подсознания моделируются эксплицитно. Читатель, благодаря специфике художественного текста, следит за тем, как в сознании персонажа формируется субъективное видение объективного мира – картины мира.

5. Господствующей системой коммуникации в интериоризированных текстах выступает автокоммуникация, самообщение. – передача информации самому себе (канал “Я” – “Я”). Особенности автокоммуникации описал Ю.М. Лотман.

6. Автокоммуникативное сообщение не нуждается в полном смысловом развертывании, поэтому в нём появляются знаки-индексы, знаки, указатели. 7. Если иметь в виду, что индексы всегда указывают они на нечто большее, чем называют, то индексами можно считать и типичные для изображённой внутренней речи эллиптические или односоставные предложения. Они имеют усечённую, не развёрнутую полностью структуру (часть указывает на нечто большее), но дают возможность читателю реконструировать в сознании целостный смысл, целостный образ.

8. Ю.М. Лотман заметил, что индексы в автокоммуникативных сообщениях склонны к изоритмичности, т.е. повторению на разных уровнях, что приводит к усилению синтагматических, внутритекстовых связей. Рост синтагматических связей “приглушает” первичные семантические связи: первичные значения слов разрушаются и уступают место сложным ассоциативным, образным значениям (Лотман).

9. Чтобы изобразить образное начало автокоммуникативного сообщения, автор использует различные виды словесных образов: перцептуальные образы и метафорические, в широком смысле этого слова, образы - тропы.

10. Повтор и образность, т.о., являются языковыми маркерами интериоризации.

11. К тем же выводам мы придём, если проанализирует языковые маркеры интериоризации не с позиции коммуникативной природы психологического текста, а с позиции пласта, в которой изображается речемысль: изображённой внутренней речи.

13. В трудах Л.С. Выготского содержится указание на существование языка, который специально предназначен для автокоммуникации - “внутренней речи”. Эмпирическая внутренняя речь – это язык схем и образов. Ей присущи свернутость структуры (схематичность, неполнота) и “установка на именной стиль” (номинативные предложения) (Иванов). Эмпирическую внутреннюю речь, пишет Б.М. Гаспаров, “неотступно сопровождают” образные представления. Она спонтанна и предполагает «скольжение по ассоциативному признаку» (Горелов, Седов), т.е. отличается широкой сетью ассоциаций. Эта сеть ассоциаций очерчивает схему восприятия мира субъектом.

14. Внутренняя речь, изображённая в художественном тексте, называется изображённой или художественно-трансформированной внутренней речью. В плане художественно-трансформированной внутренней речи, где изображается интериоризация, автор воспроизводит художественными средствами (моделирует) психологические и языковые особенности эмпирической внутренней речи как “языка образов и схем”.

15. Поскольку изображённая внутренняя речь моделирует особенности эмпирической внутренней речи - наличие в ней образов и схем, в интериоризированных текстах присутствуют:

1) эллиптические предложения, односоставные предложения и парцеллированные структуры, поскольку они воспроизводят особенности синтаксиса эмпирической внутренней речи, т.е. моделируют её как “язык схем”;

2).перцептуальные образы (фиксаторы чувственных ощущений, отпечатки реальности) и тропы. И перцептуальные образы и тропы воспроизводят образный компонент в эмпирической внутренней речи, т.е. моделируют ею в тексте как “язык образов”.

16. Перцептуальные (чувственные, дескриптивные) образы реализуются в тексте языковыми единицами в их основных узуальных значениях (ср. red rose) и имитируют тот образный компонент нашего сознания, который фиксирует работу органов чувств. Перцептуальные образы могут быть визуальными, слуховыми, осязательными, обонятельными или вкусовыми.

17. Перцептуальные образы являются художественной формой моделирования мыслительной самостоятельности, но они моделируют ее наименьшую степень – те чувственные ощущения, которые возникают в сознании, осваивающем окружающий мир.

18. Более активную работу сознания имитируют тропы (речевые образы), в первую очередь, метафора: метафора, пишет в этой связи испанский философ Ортега-и-Гассет, удлиняет руку интеллекта. В процессе интериоризации, которая осуществляется посредством тропов в условиях естественной коммуникации, метафоре принадлежит главная роль. «На крохотном и воздушном тельце» метафоры, считает Ортега-и-Гассет, покоится здание Вселенной. Метафора служит не только наименованию, но и мышлению. Метафора - то орудие мысли, при помощи которое помогает нам достигнуть самых отдаленных участков нашего концептуального поля. Ту же мысль высказывает и П. Рикёр: Метафора - … «прозрение»…Как «прозрение, «провидение подобного» метафора есть и видение, и мышление. Т.о., на ступенях лестницы интериоризации, тропы занимают более высокое место, чем перцептуальные образы. Тропы – это своеобразные вехи мироосмысления персонажа.

19. Наивысшую степень работы сознания, динамику мысли персонажа, в психологическом тексте имитируют глаголы ментальной деятельности, вопросно-ответные комплексы, фрагменты текста, в фокусе которых находятся причинно-следственные, противительные и уступительные связи.



20. К языковым маркерам этих смысловых блоков относятся союзы, выражающие причинно-следственные, уступительные и противительные связи; союзы, выражающие дизъюнкцию; лексические единицы, выражающие согласие или несогласие, а также лексические единицы противоположной оценочной направленности, образующие оппозитивные смысловые ряды.




©netref.ru 2019
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет