Интервью для журнала «Топ-Информ»



жүктеу 111.42 Kb.
Дата01.05.2016
өлшемі111.42 Kb.
түріИнтервью
: texts
texts -> Книга Псалмов (Теелим)
texts -> Интернет-ресурсы по круговороту азота и приземному озону
texts -> Легочные кровотечения
texts -> Принят Государственной Думой 18 ноября 1998 г. Одобрен Советом Федерации 2 декабря 1998 г. Настоящий Федеральный закон
texts -> Государственное издательство политической литературы
texts -> Замеченные опечатки, исправления и дополнения
texts -> Мутное время и виды на будущее
texts -> В литературном произведении
Протоиерей Олег Скнарь,

кандидат богословских наук,

заведующий кафедрой Древних языков и филологии КДА

Духовная беседа в преддверии

Светлого Христова Воскресения.

(Интервью для журнала «Топ-Информ»)

. Духовной жаждою томим,

в пустыне мрачной я влачился

и шестикрылый серафим

на перепутье мне явился.

А. С. Пушкин «Пророк»



Сколько бы не проходило лет, и не только лет, а столетий слова пушкинского «Пророка» остаются как бы эпиграфом к судьбе человека на земле. Сменяют одна другую цивилизации, изменяются формы жизни, меняется лицо земли, но неутомимым остается духовная жажда: драгоценный и в то же время мучительный дар. Драгоценный, потому, что влечет человека всегда ввысь, не дает ему успокоится в одном животном счастье. Мучительный, потому, что так часто противоречит земным инстинктам.

- Отец Олег в последнее время очень много говорится о духовности, этим термином так часто оперируют, что у обывателя стерся подлинный смысл этого слова. Что же есть духовность ?

Действительно, понятие духовности в современном мире имеет расплывчатый характер. В Православии это понятие имеет четкое и ясное определение. Само слово духовность исходит из того первичного определения, к которому относится слово Бог. Бог – есть Дух. И когда мы говорим о духовной жизни значит, мы говорим о той жизни, которая соответствует понятию ”Бог”. Следует отметить, что христианство под понятием ”Бог” разумеет основу всего бытия, это источник всей жизни, это Первоисточник. Духовность это такое состояние, которое Богоподобно. Другой вопрос, как приобрести это состояние?

В чем актуальность поднятия сегодня темы духовности?

Важнейшая очевидность, которая догматизирована в христианстве, это то, что, состояние в котором мы сейчас находимся это состояние глубокого повреждения. Да, Бог создал человека прекраснейшим существом, некогда святой Макарий Египетский говорил: «я не видел ни на небе, ни на земле большей красоты равной красоте души человека». И что же произошло с этой красотой? К чему стремится человечество все эти многие века с момента творения? К справедливости? К счастью? К миру? А что говорит история - непрерывные войны, насилие обман, несправедливость, жестокость, а ХХ-й век перекрыл всё… И это разумный человек?

С одной стороны, человек – бесконечная красота, с другой – это поразительное падение, разложение. Странное сочетание в человеке - невероятная болезненность и невероятная красота, истина. Прийти же к подлинной гармонии можно через признание человеком своей поврежденности и через кропотливую работу над самим собой.

- Как современный человек может прийти к этой гармонии?

Самым главным вопросом жизни христианина является вопрос, как приобрести видение своей поврежденности? Логика проста – если Христос Спаситель значит, Он нужен тому, кто видит себя погибающим. Поэтому целью христианской жизни является познание себя.

Сократ указал, чтобы на фронтоне Дельфийского храма была установлена надпись - Познай самого себя. Но, огромное различие в понимании этой фразы у христиан и язычников. «Человеком является тот, кто познал себя» - говорил преподобный Пимен Великий. Целью христианской жизни является приобретение такого состояния, находясь в котором он увидит, что он никто без Бога и что он все в Боге. Бог есть вся полнота бытия включающая и меня самого.



- Исторический путь христианства, наверняка, знал неоднозначные отношения, были и сомнения, и проявлялось недоверие?

В истории христианства было достаточно « разоблачений». И даже о том, что жизнь Христа - миф, красивая сказка, было сказано немало, эта тема довольно популярна и сегодня.

Своим происхождением мифологическая теория обязана отнюдь не историкам-профессионалам. Впервые мифологическая теория возникает в эпоху Просвещения в конце 18 века во Франции. Эпоха Просвещения началась с гонения на Церковь. Путь к торжеству разума, равенства, братства начался с уничтожения святыни (поразительно тот же почерк мы наблюдали в 1917 году). Поэтому не удивительно, что именно в это время прозвучало: Христос – миф! Эту идею выплеснул впервые французский революционер, член Конвента Шарль Дюпюи. В своей книге «Происхождение всех культов» Дюпюи утверждал, что Христос – солнечное божество, а христиане почитатели солнца.

Около того же времени вышел очерк врача Константина Вольнея «Руины», где он отверг все свидетельства, о Христе считая их подделками, сфабрикованными в эпоху Никейского собора. По его мнению, Христос – это перелицованный Будда.

Когда же антихристианская волна пошла на убыль Дюпюи и Вольней были забыты.

В середине 19 века возродить мифологизм пытался немецкий философ-гегелианец Бруно Бауэр. Оспаривая историчность Иисуса, он утверждал, что христианство возникло вовсе не в Иудее, а в Риме или Александрии. Даже Фридрих Энгельс, которого нельзя заподозрить в симпатиях к христианству, признавал, что Бауэр «хватил через край».

Замысел Бауэра успеха не имел, но когда на рубеже 19 и 20 веков стал популярен сравнительный метод в изучении религий, мифологизм обрел второе дыхание. Тем не менее, представителями его опять оказались не историки. Джон Робертсон был экономистом и литературоведом, Уильям Смит – математиком, Андрей Немоевский – журналистом, Георг Брандес – литературным критиком, Эдуард Дюжарден – поэтом, Поль Кушу – врачом.

И наконец самым активным пропагандистом теории мифа Артур Древс также не являлся специалистом в области истории, а преподавал философию в Карлсруэ. Главная работа Древса «Религия как самосознание Божества». Основная его мысль: Христос солнечное божество, а апостолы знаки зодиака. В советские годы у нас в стране Древс был стержнем атеистической литературы.

- Есть ли подтверждения историчности Иисуса Христа?

Подтверждением историчности Иисуса Христа являются не только свидетельства евангелистов, непосредственных современников событий 2000 летней давности. Очень интересно и важно, что жизнь Иисуса Христа подтверждают нехристианские историки, которые себя никак не отождествляли с учениками или последователями Христа. Я имею в виду Светония, Тацита, свидетельства Плиния Младшего, Лукиана из Самосаты.

В своих исторических анналах они упоминают: Светоний, римский хронолог, вспоминает Хрестуса (вариант имени Христа) из-за которого произошли разделения в еврейском обществе; Корнелий Тацит— Христа, приговоренного римлянами к смертной казни во время протектората Понтия Пилата в Палестине; Плиний Младший управлял малоазийской провинцией Вифинией и по долгу службы ему приходилось преследовать христиан, в письме к императору Трояну упоминал об Иисусе Христе, Которому христиане молятся как Богу; сатирик Лукиан Самосатский с презрением писал о Христе как основателе нового культа.

Есть свидетельства об историчности Христа еврейского историка Иосифа Флавия в его трудах «Иудейские древности», иудея по происхождению, который не был христианином. На его труды опираются многие авторы, восстанавливая события, происходившие на Святой Земле в I - II веке после Рождества Христова.

Мы сейчас находимся в преддверии праздника Пасхи, почему христианство так выделяет этот праздник?

Дело в том, что именно в событии Воскресения Христова христианство выводится из границ морально – этической доктрины. В свете Воскресения Христа христианство открывается как истинная религия, в которой и через которую человеческое соединяется с Божественным. И наше временное земное бытие вступает в общение с жизнью Божественной и в ней обретает вечность. Воскресение Христа – это таинственная, глубочайшая, реальная, потрясшая окружающий мир метаморфоза, которая из узкого круга преходящей истории вывела евангельские события в то измерение, которое видно из любой точки земного шара и из любого столетия.

- Почему Воскресение Христа именуется в христианской традиции Пасхой?

Воскресение Христово именуется Пасхой не случайно. Пасха – русская транслитерация ивритского слова Песах. В еврейской традиции праздник Песах (Пасха) связан с воспоминанием об избавлении от египетского рабства. Накануне исхода из Египта каждая еврейская семья должна была заклать ягненка и его кровью помазать косяки дверей своих домов, это служило залогом того, что Бог минует (ивр. Песах) их дома и первенцы еврейских семей останутся живы. Господь Иисус Христос стал жертвенным Агнцем, закланным за грехи всего человеческого рода. Он стал новой Пасхой, Пасхой спасительной не для одного народа, а для всего мира.

- Получается, что праздник Пасхи неразрывно связан с крестной казнью Христа?

Несомненно. Задолго до известных событий на Голгофе Христос в беседах с учениками неоднократно как намеками так и открыто говорил о Своих предстоящих страданиях и грядущем Воскресении.

- Расскажите подробнее о Воскресении.

Разговор о Воскресении Христовом сопряжен с определенной трудностью. Потому, что говорить о страстях, о трагедии жизни Спасителя, говорить о Его учении относительно легко в том отношении, что можно ссылаться на всечеловеческий опыт: мы все знаем, что такое смерть, что такое боль, страх, что такое жестокость, что такое жертва, что такое любовь, что такое ненависть, что такое предательство, что такое трусость, - все это мы знаем. Но говорить о Воскресении труднее, потому, что это событие, которое было доступно физически только небольшому числу людей в те дни, в течении которых Христос являлся людям. В дальнейшем – это опыт, который некоторые люди продолжали получать, опыт Воскресшего Христа. Но большинство людей о Воскресении Христовом знают косвенно. Удивительно просто и предельно доступно иллюстративно показывает православная иконография суть Воскресения Христа. Мы уже привыкли к тому, что икона «Сошествие во ад» в православной среде именуется иконой Воскресения. На этой иконе дан момент перелома, мгновение встречи двух разнонаправленных, но единых по цели действий: предельная точка Божественного нисхождения оказывается начальной опорой человеческого восхождения. "Бог стал человеком, чтобы человек стал богом" - такова золотая формула православного понимания человека. Христос взял за руку праотца Адама для исхода из преисподней и готов к выводу праведников. Рука Адама, за которую его держит Христос, бессильно обвисла: нет у человека сил самому, без помощи Бога, вырваться из пропасти Богоотчужденности и смерти. Но другая его рука решительно протянута ко Христу: Бог не может спасти человека без самого человека. Благодать не насилует. По другую сторону от Христа – Ева, ее руки протянуты к Избавителю. Но - значимая деталь - они скрыты под одеждой. Ее руки некогда совершили грех. Ими она сорвала плод с древа познания добра и зла. Теперь она смиренно ожидает, когда Сам Христос обратится к ней для её восхищения из ада. Икона «Сошествие во ад» подчеркивает важную мысль, что Христос - не только Воскресший, но и Воскреситель.

- Есть ли исторические, документальные свидетельства Воскресения Христова?

Несомненно, Воскресение Христа – это историческое событие, имевшее пространственно-временное измерение. Когда Евангелие говорит о событиях голгофской казни, смерти и Воскресения Христа речь идет о конкретных исторических местах, о конкретных людях, бывшими реальными свидетелями обстоятельств Воскресения начиная от игемона Понтия Пилата, заканчивая конкретным владельцем гробницы Иосифом Аримафейским, в которой было положено тело Христа.

Если происходит историческое событие, и живо ещё достаточно людей, которые видели его своими глазами или участвовали в нем, и свидетельства их опубликованы, мы можем говорить о достоверности этого события, подтвержденной косвенными доказательствами. Такими неопровержимыми свидетельствами являются послания апостола Павла. В них содержатся ценнейшие исторические доказательства. Апостол Павел написал их между 55 и 58 годами. Эта дата ещё больше приближает свидетельство о Воскресении Христа к самому событию: промежуток составляет всего 25 лет!

- Но несмотря на такую убежденность в реальности Воскресения, наверное, все-таки были прецеденты недоверия факту того, что гробница Христа опустела?

Безусловно, очень часто в истории Церкви звучали голоса недоверия в адрес центрального догмата о Воскресении Христа. Эти мнения обвиняли Церковь в исторической недобросовестности, в недостаче мотивов. Мало того, звучали предположения о «жульничестве» - якобы тело распятого Христа было тайком от римских и иудейских властей похищено?!

На сегоднейший день мы с уверенностью говорим об абсурдности этих доводов! Некогда Уилбур Смит писал: «Нам известно об обстоятельствах погребения Господа Иисуса больше, нежели о погребении любого действующего лица Ветхого Завета, любого царя Вавилона, египетского фараона, греческого философа или же победоносного римского кесаря». Нам известны не только детали погребения Христа, которые согласуются с четырьмя рассказами евангелистов, но и известно и само место, которое являлось гробницей - последним местом земного пристанища тела Христа. Мало того сохранился погребальный саван, в который в большой спешке фарисей Никодим и Иосиф Аримафейский обернули по иудейской традиции тело Христа. Мир знает этот саван как Туринскую плащаницу. Поистине правы те, кто именует её пятым Евангелием. Всему ученому миру этот отрез материала поведал трагические детали последних минут жизни Иисуса Христа.



- А версия похищения?

Что же касается версии о похищении мертвого тела из гробницы, так это тоже не выдерживает никакой критики. Посудите сами, камень дисковой формы, которым по обычаю закатывали гробницы по специальной колее, был невероятно тяжел. Его могли сдвинуть только одновременно до десятка человек. Именно это заботило женщин, которые, дождавшись окончания Шаббата направились к могиле – «Кто отвалит нам камень от дверей гроба?».

К камню дисковой формы (голел) прислоняли для поддержки малый камень (дофег), именно в месте соприкосновения была приложена гербовая печать в присутствии римских властей. Тот, кто посмел бы повредить эту печать, сдвигая камень, навлек бы на себя одновременно всю суровость римского закона.

Иудейские старейшины по евангельскому повествованию решили перестраховаться и, придя к Пилату, просят: «Прикажи охранять гроб до третьего дня, чтоб ученики Его, пришедши ночью, не украли Его и не сказали народу: Воскрес из мертвых! – и будет последний обман хуже первого». Скорее всего, гробницу охраняла та же когорта, что и приводила казнь на Лобном месте в действие. Отряд, который нес службу от 10 до 30 человек, вряд ли кто-то мог подкупить, вряд ли они могли одновременно уснуть или сознательно покинуть пост. Сохранились «Дигесты» Юстиниана, где приводятся 18 видов проступков, за которые римские солдаты наказывались смертной казнью, это дезертирство, потеря оружия, разжигание бунта, отказ защищать офицера и.т.д., но для нас важен пункт - уход с ночного поста!

Дорожа честью и собственной жизнью, вряд ли римские воины покинули бы свой пост. Когда-то Е. Лекамю о мерах предосторожности у гробницы Христа писал: «Ни один преступник никогда не причинял столько хлопот после своей казни, более того ни одному распятому не оказывали такой чести, охраняя его могилу отрядом солдат».

- У нас на Руси праздник Пасхи невозможно представить без крашеных яиц, пасхального кулича, творожной пасхи, почему именно эти продукты стали неотъемлемыми атрибутами пасхального стола?

Мы уже говорили о том, что христианская Пасха неразрывно связана с иудейским Песахом, так вот употребление освященных пасох и куличей в Светлую Седмицу у православных христиан можно уподобить вкушению ветхозаветной пасхи, которую в первый день пасхальной недели Богоизбранный народ вкушал семейно за пасхальным седером (трапезой). Так же по благословению и освящению христианских пасох и куличей, верующие в первый день праздника, придя из храмов, домой и, окончив подвиг поста, в знак радостного единения, всей семьей начинают и телесное подкрепление - прекращая говения, все едят благословенные куличи и пасху, употребляя их в течение всей Пасхальной недели.

- А знаменитые пасхальные крашенки?

А что касается крашеных пасхальных яиц, так это также очень древняя христианская традиция связанная с именем святой равноапостольной Марии Магдалины, одной из жен-мироносиц, которая была не только очевидцем распятия и смерти Христа на Голгофе, но и была непосредственным свидетелем Воскресения, т.е. ей удалось встретиться со Христом первой после Воскресения.

В одно из посещений христианской общины в Риме, святая Мария Магдалина добилась аудиенции у императора Тиберия, он особо интересовался событиями, произошедшими в Палестине - его восточной провинции. Но по существующему в то время обычаю перед цезарем можно было предстать только с подношением. Несмотря на то, что Мария Магдалина была простой, малоимущей женщиной, в императорский дворец с собой она взяла куриное яйцо. Скептически выслушав ее рассказ, Тиберий с усмешкой заявил, что может быть, и поверил бы ей, если бы на его глазах произошло чудо. «Если бы яйцо в твоих руках стало красного цвета». В одно мгновение яйцо окрасилось в ярко красный цвет. Этот сюжет прекрасно передан на уникальной фреске над алтарной частью центрального храма монастыря святой Марии Магдалины в Иерусалиме.

Мы дарим в Пасху красные яйца, исповедуя животворящую смерть и Воскресения Господа - два события, которые Пасха соединяет в себе. Пасхальное яйцо напоминает нам об одном из главных догматов нашей веры и служит видимым знаком блаженного воскресения мертвых, залог которого мы имеем в Воскресении Иисуса Христа - Победителя смерти и ада. Как из яйца, из-под его неживой скорлупы, рождается жизнь, так из гроба, жилища смерти тления, восстал Жизнодавец, и так восстанут в вечную жизнь и все умершие.



Сегодня мы с уверенностью можем согласиться со словами великого французского богослова Прессансе ставшие афоризмом: «Пустая гробница Христа была колыбелью Церкви».
Христос Воскресе! Воистину Воскресе!



©netref.ru 2017
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет