История хореографического искусства



бет1/3
Дата17.05.2020
өлшемі1.3 Mb.
түріУчебно-методический комплекс
  1   2   3
ГБПОУ "Новгородский областной колледж искусств им. С.В. Рахманинова"


УТВЕРЖДАЮ

Директор колледжа

_________________В.И. Гладилина

«___» ____________ 201__ г.



История хореографического искусства

(дисциплина)

51.02.01 «Народное художественное творчество»

(код и наименование специальности)

«Хореографическое творчество»

(код и наименование специализации)

Учебно-методический комплекс

Принята на заседании предметной

(цикловой) комиссии

Протокол № _______ от ____________


Председатель предметной

(цикловой) комиссии



Разработали

.

Яновская О.Г.

(подпись) (расшифровка подписи)

(подпись) (расшифровка подписи)





«___» ____________________ 201___ г. «___» ____________________ 201___ г.

Великий Новгород

2016
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с Федеральным Государственным стандартом СПО по специальности 51.02.01 Народное художественное творчество, вид Хореографическое творчество, углублённой подготовки.

Заместитель директора

по учебной и организационно-методической работе:







Петров И.П.

(подпись)

(расшифровка подписи)

«___» ____________________ 201___ г.



Рецензенты:









(подпись)

(расшифровка подписи)







(подпись)

(расшифровка подписи)




Содержание

1. Введение.


Стр. 3

2. Цель и задачи дисциплины (междисциплинарного курса, практики).


Стр. 5

3. Требования к уровню освоения содержания курса.


Стр. 6

4.Объем дисциплины, виды учебной работы и отчетности.



Стр. 7

5. Содержание дисциплины и требования к формам и содержанию текущего, промежуточного, итогового контроля (программный минимум, зачетно-экзаменационные требования).
5.1. Содержание дисциплины



Стр. 10
стр. 10

5.2.Требования к формам и содержанию текущего, промежуточного, итогового контроля.


Стр. 32

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение курса.


Стр. 43

7. Материально-техническое обеспечение курса.


Стр. 44

8. Методические рекомендации преподавателям.


Стр. 45

9.Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов.


Стр. 53

10.Перечень основной и дополнительной учебной литературы.



Стр. 74












Раздел История хореографического искусства

1. Введение

Рабочая программа раздела «История хореографического искусства» является частью основной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 071501.02 «Народное художественное творчество» «Хореографическое творчество» углубленной подготовки



  • в части освоения основного вида профессиональной деятельности Руководитель любительского творческого коллектива, преподаватель готовится к следующим видам деятельности:

1.Художественно-творческая деятельность (в любительских творческих коллективах).

2.Педагогическая деятельность (в образовательных учреждениях дополнительного образования, в том числе дополнительного образования детей, общеобразовательных школах).



  • Руководитель любительского творческого коллектива, преподаватель должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе, обеспечивать его сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством.

ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

Руководитель любительского творческого коллектива, преподаватель должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности:



Художественно-творческая деятельность.

ПК 1.1. Проводить репетиционную работу в любительском творческом коллективе, обеспечивать исполнительскую деятельность коллектива и отдельных его участников.

ПК 1.2. Раскрывать и реализовывать творческую индивидуальность участников любительского коллектива.

ПК 1.3. Разрабатывать, подготавливать и осуществлять репертуарные и сценарные планы, художественные программы и постановки.

ПК 1.4. Анализировать и использовать произведения народного художественного творчества в работе с любительским творческим коллективом.

ПК 1.5. Систематически работать по поиску лучших образцов народного художественного творчества, накапливать репертуар, необходимый для исполнительской деятельности любительского творческого коллектива и отдельных его участников.

ПК 1.6. Методически обеспечивать функционирование любительских творческих коллективов, досуговых формирований (объединений).

ПК 1.7. Применять разнообразные технические средства для реализации художественно-творческих задач.



    • Рабочая программа раздела «История хореографического искусства» может быть использована в следующих областях профессиональной деятельности выпускников:

1.руководство любительскими творческими коллективами;

2.художественное образование в образовательных учреждениях дополнительного образования, в том числе, дополнительного образования детей, общеобразовательных школах.



  • Раздел «История хореографического искусства» в структуре основной профессиональной образовательной программы принадлежит к Профессиональному модулю ПМ.01 Художественно-творческая деятельность


2. Цель и задачи дисциплины (междисциплинарного курса, практики)
Цель курса:

Выработать у будущих специалистов представления об основных этапах эволюции хореографического искусства и его высшей формы - балета, познакомить с особенностями искусства танца разных стран, современными тенденциями его развития.


Задачи курса:



  • ознакомить со спецификой хореографического искусства и процессом становления его основных видов, жанров и форм.

  • сформировать навыки и умения аналитического восприятия произведений хореографического искусства.

  • развить творческий потенциал будущих специалистов через познание эстетики творчества, постановочных методов великих мастеров балета.


3. Требования к уровню освоения содержания курса
В результате изучения курса «История хореографического искусства» студенты должны
ЗНАТЬ:

  1. основные этапы истории хореографического искусства,

  2. современные тенденции развития хореографического искусства, балетного театра, любительского танцевального искусства,

  • специфику хореографического искусства, его роль и место в жизни общества различных исторических эпох,

  • законы построения балетного спектакля,

  • историю развития музыкальных направлений и их влияние на хореографию


УМЕТЬ:

  • использовать приобретенные знания в педагогической деятельности,

  • проводить анализ хореографического произведения,

  • анализировать теоретическое наследие и практический опыт мастеров балета и любительского танцевального искусства.


4. Объем дисциплины, виды учебной работы и отчетности
Обязательная учебная нагрузка студента – 152 часа, время изучения – 5-8 семестры.

Форма итогового контроля – зачёт.



Тематический план

Специальность – 071501.02 «Народное художественное творчество»

Хореографическое творчество

Форма обучения – очная




Наименование разделов и тем

Макс. нагрузка студент. час

Кол-во аудиторных часов. Всего групповых уроков

Сам. работа студентов

V семестр










Введение

2

2




Раздел 1. Возникновение и развитие хореографического искусства










Тема1. Специфические особенности хореографического искусства

4

4




Тема 2. Историко-социальные аспекты возникновения танца. Ранние формы танца

6

4

2

Тема 3. Становление и расцвет хореографического искусства. Древний мир

6

4

2

Тема 4. Танцевальная культура Древней Греции и Рима

4

4




Раздел 2. Формирование ведущих школ классического танца: западноевропейский балетный театр.










Тема 5. Танцевальная культура западноевропейских стран эпохи Средневековья

2

2




Тема 6. Хореографическое искусство западноевропейских стран эпохи Возрождения.

6

4

2

Тема 7. Формирование Европейской школы классического танца

2

2




Тема 8. Балетный театр Франции XVII века

2

2




Тема 9. Западноевропейский балетный театр XVIII века.

4

2

2

Контрольный урок

2

2




Всего за семестр:

40

32

8

VI семестр










Тема 10. Английский балетный театр XVII - XVIII в. Творчество Дж.Уивера, Ф.Хильфердинга, Г.Анджолини

2

2




Тема 11. Творчество Ж Ж. Новерра,Ж. Доберваля, С.Вигано и К.Блазиса

4

4




Тема 12. Балетный романтизм. Выдающиеся хореографы и исполнители эпохи романтизма: Филиппо Тальони и Мария Тальони

8

4

4

Тема 13. Творчество Жюля Перро

8

4

4

Тема 14. Развлекательные балеты Артура Сен-Леона

6

4

2

Тема 15. Кризис западноевропейского балетного театра

4

2

2

Раздел 3. Русский балетный театр










Тема 16. Народные истоки русской хореографии

2

2




Тема 17. Хореографическое искусство России XVII - XVIII вв.

2

2




Тема 18. Становление в России школы классического танца

2

2




Тема 19. Русский балетный театр. Творчество И.И. Вальберха

2

2




Тема 20. Русский балетный театр в период Отечественной войны 1812 г.

2

2




Тема 21. Русский период в творчество Артура Сен-Леона

2

2




Тема 22. Русский балетный театр второй половины XIX века. Эпоха М. И. Петипа

8

4

4

Тема 23. Творчество Л. И. Иванова

4

2

2

Итоговый урок

2

2




Всего за семестр:

58

40

18

VII семестр










Тема 24. П. И. Чайковский и создание русской балетной классики

8

4

4

Тема 25. Исполнительское искусство конца XIX столетия

2

2




Тема 26. Русский балетный театр на рубеже XIX – XX века. Реформаторская деятельность А. А. Горского

2

2




Тема 27. Русский балет начала XX столетия. Творчество М. М. Фокина

12

6

6

Тема 28. «Русские сезоны» в Париже. Возрождение зарубежного балета

10

4

6

Раздел 4. Советский балетный театр











Тема 29. Творчество Ф. В. Лопухова

4

2

2

Тема 30. Творчество К. Я. Голейзовского

4

2

2

Тема 31. Творчество Р. В. Захарова

4

2

2

Тема 32. Творчество Л. М. Лавровского

2

2




Тема 33. Творчество В. И. Вайнонена и В. М. Чабукиани


4

4




Контрольный урок

2

2




Всего за семестр:

54

32

22

VIII семестр










Тема 34. Творчество Ю. Н. Григоровича

10

6

4

Тема 35. Творчество И. Д. Бельского и О. М. Виноградова

3

3




Тема 36. Классика и современность на балетной сцене

6

6




Раздел 5. Современный этап развития отечественной хореографии










Тема 37. Балетный театр России и Западной Европы конца XX - начала XXI вв. Классическое наследие на современной сцене

12

6

6

Тема 38. Современное и современность на балетной сцене

15

9

6

Тема 39. Современные авторские коллективы

12

6

6

Тема 40. Роль балетных фестивалей и конкурсов в развитии хореографического искусства

15

9

6

Зачёт

3

3




Всего за семестр:

76

48

28

ИТОГО:

228

152

76

Распределение учебной нагрузки по семестрам

Специальность – 071501.02 «Народное художественное творчество»

Хореографическое творчество

Форма обучения – очная




Вид учебной работы

Всего

Номера семестров

V

VI

VII

VIII

Аудиторные занятия

152

32

40

32

48

Самостоятельная работа

76

8

18

22

28

Всего

228

40

58

54

76

Вид итогового контроля




Контр. урок

Экзамен

Контр. урок

Зачёт



5. Содержание дисциплины и требования к формам и содержанию текущего, промежуточного, итогового контроля
5.1 Содержание дисциплины

V семестр
Введение. Цели и задачи курса

Цели и задачи курса «История хореографического искусства». Место курса в профессиональной подготовке педагога. Основные понятия и их значение: хореография, танец, балет. Разделы курса. Формы итогового контроля. Методика самостоятельной работы студентов. Учебно-методическая литература и теоретическое наследие мастеров балета в изучении истории хореографического искусства. Роль предмета «История хореографического искусства» в формировании у будущего специалиста общей культуры, аналитического восприятия искусства и осознании задач его развития.


Раздел 1. Возникновение и развитие хореографического искусства
Тема 1. Специфические особенности хореографического искусства

Искусство как форма общественного сознания. Хореография – вид искусства и специфическая форма общественного сознания.

Выразительные средства хореографии. Взаимосвязь танца и музыки, танца и живописи, скульптуры. Танец и пантомима. Балет и танец. Виды и жанры танца в балете: классический, народно-характерный, историко-бытовой, современная пластика и др.

Балет как высшая форма хореографического искусства. Единство в балетном спектакле сценарной, музыкальной, сценографической и хореографической драматургии. Хореографические формы балетного спектакля.

Основы анализа балетного спектакля. Анализ сценарной, музыкальной, сценографической драматургии. Хореографический текст как основа балета. Режиссерско-хореографическое решение балетного спектакля.

Студенты должны знать:


    • выразительные средства хореографии;

    • взаимосвязь танца и музыки;

    • виды и жанры танца в балете;

    • основы анализа балетного спектакля.

Студенты должны уметь:

    • дать характеристику видам и жанрам сценического танца;

    • дать определение искусству;

    • определить общественные функции искусства.


Тема.2 .Историко-социальные аспекты возникновения танца. Ранние формы танца

Определение танца. Научные теории происхождения танца. Ритм и его роль в жизни человека и танце. Нерасчлененность сознания первобытного человека.

Ритуал как первоначальная форма проявления художественного творчества. Художественное творчество первобытного человека в рамках обряда как универсальное средство общения, познания окружающего мира, духовного и физического воспитания, формирования нравственных, религиозных, эстетических чувств и представлений. Синкретический характер действа, отсутствие видовой градации выразительных средств.

Танец и религия. Тотемизм – комплекс верований и обрядов родового общества, связанных с представлением о родстве между группами людей и видами растений и животных. Тотемические танцы. Образность и пластика тотемических действ как источник лексики народной хореографии, их проявление в профессиональном искусстве разных народов.

Мужские и женские танцы первобытных людей. Бытовые танцы. Канонизация пластических танцевальных форм в искусстве первобытнообщинного строя, их влияние на хореографическое искусство последующих эпох. Обрядность доисторических времен и современные задачи образной интерпретации народного танца.

Студенты должны знать:


    • определение танца, научные теории происхождения танца, художественное творчество первобытного человека: тотемические и бытовые танцы.

Студенты должны уметь:

    • охарактеризовать ранние формы танца, их лексическую и тематическую основу.



Тема 3. Становление и расцвет хореографического искусства. Древний мир

Древний мир – эпоха возникновения первых развитых цивилизаций, мощных государственных объединений рабовладельческого типа. Разделение труда, специализация как необходимое условие самоопределения искусства. Многообразие функций хореографии в Древнем мире: культовая, ритуальная, магическая, развлекательная, медицинская, спортивно-тренировочная.

Танцы древнего Египта. Изучение древних танцев Востока в XX столетии. Использование лексики египетского танца в современной хореографии. Отличительные черты египетского танца: ритмичность, конструктивность, геометричность рисунка. Темпы египетского танца. Ритуальные танцы, парные симметричные танцы. Полифония египетского танца.

Танцевальная культура Индии. Мифы о происхождении танца. Танцевальные стили и школы Древней Индии. Классические стили индийского танца: Бхарат натья, Манипури, Катхак, Катхакали. Основные составляющие классических форм индийского танца – нритта, нритья, натья. «Натья Шастра» – древнейший памятник культуры, рассматривавший проблемы танца, музыки, драмы, театра. Влияние древних восточных школ на искусство нового времени.

Танцевальное искусство Древнего Китая. Связь музыки и танца с ритуальными поклонениями божествам, жертвоприношениями, магическими плясками. Зарождение канонов танцевальных движений в период Чжоу (722 - 481 г.г. до н.э.). Профессиональные исполнители. Характер ритуальных танцев в период Хань (206 до н.э. - 220 н.э.). Расцвет танцевального искусства – период Тан (618-907). Классификация китайского танца по группам.

Студенты должны знать:


    • функции танца в жизни древнейших цивилизаций, танцевальную культуру Древнего Египта, Индии и Китая.

Студенты должны уметь:

    • дать характеристику специфических черт танцевальной культуры Древнего мира.



Тема 4. Танцевальная культура Древней Греции и Рима

Танцевальная культура Древней Греции и Рима. Место танца в быту и общественной жизни. Танец как средство формирования гармоничной личности. Тесная взаимосвязь танца и мифологии. Классификация древнегреческих танцев: храмовый, общественный, бытовой, военный, сценический, акробатический и др. Подвижность названных градаций. Танец и античная эстетика.

Каллокагатия. Большие и малые Дионисии – основа для возникновения Древнегреческого театра. Роль танцующего хора. Виды плясок античного театра: эммелия, кордак, сикинис. Синкретическое единство выразительных средств – музыкального звука, слова, танцевальной пластики, драматического действия. Единство танца и акробатики. Символика как характерная особенность отражения содержания (символика жеста, позы, цвета, костюма, аксессуаров и т.д.). Значение античного искусства для развития мировой культуры.

Студенты должны знать:


    • танцевальную культуру Древней Греции и Рима, классификацию древнегреческих танцев, виды плясок Древнего Рима, взаимосвязь танца и мифологии, синкретизм выразительных средств.

Студенты должны уметь:

    • определить значение античного искусства для развития мировой культуры, связь танца с жизнью и бытом людей, охарактеризовать специфические черты танцевальной культуры древней Греции и Рима.



Раздел 2. Формирование ведущих школ классического танца: западноевропейский балетный театр.


Каталог: NoKI programmy


Достарыңызбен бөлісу:
  1   2   3


©netref.ru 2019
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет