История зарубежной литературы



жүктеу 1.51 Mb.
бет1/10
Дата28.04.2016
өлшемі1.51 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
: bitstream -> 123456789
123456789 -> Метанарративы национальной идентичности в современной массовой литературе россии
123456789 -> Учебно-методическое пособие для политологического отделения минск 2012 г
123456789 -> Лекция Научное познание как предмет методологического анализа 4 Методы научного познания 5
123456789 -> I. Пояснительная записка Основой целью изучения учебной дисциплины «Гидроэкология»
123456789 -> А. А. Шавель абсурд в драматургии а. Казанцева
123456789 -> Пространство, время, стиль (пространственно-временной концепт в архитектуре и искусстве, 1850 1900)
123456789 -> Костромичева Мария Васильевна
123456789 -> А. В. Данильченко Регистрационный № уд /р. История Словакии (специальный курс) Учебная программа
123456789 -> Лекция Понятие об авиамоделировании. Виды авиамоделей. Свободнолетающие авиамодели. Схематические модели планеров
123456789 -> Вопросы к экзамену по курсу «Ландшафтоведение» для студентов дневного отделения

3

От автора

Предлагаемое пособие является второй частью учебного пособия “История зарубежной литературы” и нацелена на решение тех же задач, что и первая часть. Вторая часть пособия включает следующие разделы: литература XVIII в. и литература XIX в. К европейской литературе добавлены обзоры развития американской литературы, раскрыты связи между литературными процессами Старого и Нового света.

Автор надеется, что предлагаемое пособие позволит сформировать базовые знания по учебной дисциплине и послужит основой для самостоятельной работы студентов в освоении учебной литературы, а также будет ориентировать в большом объёме художественных произведений.

Общая характеристика литературы XVIII века

В истории мысли XVIII в. называют эпохой Просвещения. Родиной Просвещения стала Англия, раньше других вставшая на путь капиталистического развития. Научное знание начало распространяться вширь, выходя за пределы учёного сообщества и охватывая более широкие социальные слои в самой Англии, а также во Франции, Германии и других европейских странах. Уверенность в мощи человеческого разума, в его безграничных возможностях, в прогрессе наук, в экономическом развитии – характерные черты мировоззрения людей эпохи Просвещения. Эти умонастроения сформировались еще в XVII в., были углублены в XVIII в. Этот век осознавал себя и вошёл в историю как эпоха разума и гуманизма. Просветители обращались к разуму, свободному от религиозных предрассудков, опирающемуся на научные знания. Литература стала одним из средств популяризации достижений науки и философии. В ней отразились взгляды основных философских направлений – сенсуализма и рационализма; материализм выступил основой решения мировоззренческих вопросов. Источником всех знаний материалисты считали ощущения, порождаемые в человеке воздействием материальных предметов на его органы чувств. Чувственное непосредственное познание является лишь первым шагом на этом пути. “Уму свойственно наблюдать, обобщать свои наблюдения и извлекать из них заключения”, – писал Гельвеций в своем трактате «Об уме». Представители этого направления убеждены в неограниченности познавательных возможностей человека.“Не существует ничего, чего люди не могли бы понять”, – заявляет Гельвеций. Оптимизм Просвещения был исторически обусловлен тем, что он выражал умонастроение поднимающейся и крепнущей буржуазии.

В Англии философия Просвещения нашла свое выражение в творчестве Дж. Локка, А. Коллинза, А. Э. Шефтсбери. Во Франции плеяда просветителей была представлена Ф. Вольтером, Ж. Ж. Руссо, Д. Дидро, Ж. Д'Аламбером и др. Немецкие просветители - Г. Лессинг, М. Гердер, молодой Кант. Среди всех философов особое место принадлежит Дж. Локку. В трудах этих философов были сформированы идеи, которые не только многие из них сами популяризировали в литературных произведениях, но и вдохновляли других писателей. Прежде всего это была идея о равенстве людей, основанном на неотчуждаемых правах человека. Локк считал неотъемлемыми правами индивида три основных права: на жизнь, свободу и собственность. Из Англии идеи Локка были перенесены во Францию, а затем и в другие европейские страны благодаря Вольтеру, а затем и другим французским просветителям.

Человек в философии XVIII в. предстает как индивид, действующий в соответствии со своими частными интересами. Просветители XVIII в. предлагают признать равенство индивидов перед лицом новой юридической всеобщности. Поэтому они требуют освобождения от профессиональных, национальных и сословных границ. В этом отношении характерно творчество немецких просветителей. Так, Лессинг считает, что деятельность ремесленника, промышленника, купца, вообще всякий труд, приносящий доход трудящемуся и пользу его согражданам, - занятие почетное. Это нашло отражение в литературе, где положительным героем становится человек, обладающий рассудительностью, честностью, трудолюбием и великодушием. Литература эпохи Просвещения не могла пройти мимо того факта, что в реальности индивид оказывался эгоистом. Противоречие между дóлжным и сущим рассматривается просветителями с самых разных позиций. Таким образом, Просвещение представляет собой далеко не однородное явление: оно имеет свои особенности в Англии, Франции, Германии. Теории просветителей трансформируются во времени, поэтому они различны в первой половине XVIII века и в его конце, до Великой французской буржуазной революции и после нее, когда стали очевидными её социальные последствия.

По мере того как идеи просветителей осуществлялись в действительности, возникала потребность в их корректировке. Это нашло выражение в творчестве Дидро, который в «Племяннике Рамо» поставил вопрос о доброте человеческой природы самой по себе, в ее индивидуально-чувственном проявлении. Просветительская позиция критически рассматривается у Дж. Свифта, Руссо и др. Независимо от трансформации идей, содержание литературы было пронизано философской проблематикой. Этим объясняется интерес писателей – просветителей к таким жанрам, как философская повесть и публицистика.

Публицистика в литературе Просвещения заняла особое место и привела к расцвету журнального очерка, диалога, трактата и т.д. Публицистичность и тенденциозность проникают в роман, комедию, поэму и другие жанры. Это способствовало осуществлению воспитательной роли искусства в общественной жизни.

Основным объектом художественного освоения становится современность. Даже в исторических произведениях национальный и исторический колорит играют роль аксессуара, а проблематика остаётся остро злободневной. Этим объясняется недостаточный историзм просветительского мышления. Ограниченность историзма в просветительской литературе ярче всего проявляется в конфликте между “неразумным”, старым обществом и новыми гуманистическими идеалами.

В литературе Просвещения формируются разные художественные направления. Основными являются просветительский классицизм, просветительский реализм и сентиментализм.

Просветительский классицизм формируется ранее других и сохраняет преемственную связь с “высоким” классицизмом. Принципиально новым в искусстве просветительского классицизма является обращение автора не только к разуму, но и к чувству читателя, зрителя. Острее проявляется подчинение литературных задач задачам непримиримой борьбы против старого, “неразумного” социального строя.

В просветительском классицизме сохраняется иерархия жанров, но провозглашается отказ от их разграничения по социальному, сословному признаку. Сами жанры трансформируются. Например, трагедия утрачивает внутренний психологический конфликт в сознании героя, теперь она строится на столкновении человека с враждебным ему обществом.

Характерные черты просветительского классицизма ещё более отчётливо проявляются в так называемом “революционном классицизме”, который возник во Франции в годы Великой французской революции. Для этой разновидности классицизма характерно обращение писателей к истории республиканского Рима. Откликом на Французскую революцию и своеобразной разновидностью просветительского классицизма явился так называемый “Веймарский классицизм”.

Просветительский реализм относится к зрелому этапу Просвещения. Человек находит здесь более глубокое и детализированное, конкретно историческое воплощение. Представители этого направления отвергают иерархию жанров и вводят новые жанры – мещанскую трагедию и драму, “слёзную комедию”. Излюбленным жанром у них становится роман, который они понимают как “эпос частной жизни”. Характерными особенностями этого направления являются критическое отношение к социальной действительности, исторический оптимизм и вера в торжество нравственного начала в человеке. Эта литература носила откровенно тенденциозный характер. Своих героев писатели чаще всего искали среди так называемых рядовых, обычных людей, обнаруживая в этих социальных слоях благородство, нравственную стойкость, человечность. Эти качества обеспечивали герою победу над общественными обстоятельствами. Такое отношение к герою ограничивает художественные возможности просветительского реализма. Однако несомненным достоинством этого направления является изображение характера в его развитии. Причём, эволюция характера происходит под воздействием различных жизненных обстоятельств. Динамичное восприятие человеческого характера легло в основу нового жанра – “воспитательного романа”.

Сентиментализм возникает в эпоху, когда реальность всё более решительно опровергает просветительские надежды на движение человечества к победе разума. В этих условиях меркнет оптимистическая вера просветителей в возможность разрешения общественных противоречий с позиции разума. Чувство рассматривается как естественное проявление человеческой природы, именно оно противопоставляется политическим, сословным и религиозным предрассудкам, которые искажают человеческий характер. Сентименталисты переносят акцент с изображения социальной действительности на исследование внутреннего мира героя. Психологический анализ в их произведениях приобретает весьма важную роль. Сентименталисты особенно демократичны в выборе героя, чаще всего это простолюдин, которого отличает близость к природе, естественность и чувствительность, недоступные “цивилизованному” горожанину. Сентименталисты способствовали возрождению интереса к народной поэзии, к творчеству Шекспира и Рабле. В разных странах сентиментализм приобрёл весьма своеобразные черты, но сохранил три важнейших элемента: культ чувства, культ природы, культ человеческой личности. Сентименталисты пересмотрели подход к проблеме воспитания. Цель воспитания – формирование тонкой восприимчивости к красоте природы, непосредственным движениям души, состраданию. Они отвергали корыстолюбие, эгоизм, культ денег. Им была ненавистна продажность, царящая в обществе. Возникнув в Англии, сентиментализм достигает наибольшего влияния благодаря творчеству Руссо и его последователей, идеи которых подчинили умы всех просвещённых европейцев. В Германии это направление представлено движением “Бури и натиска”.

Менее значительную, чем эти три направления, но очень заметную роль в литературе XVIII в. играло течение рококо. Рококо сформировалось в рамках классицизма XVII в. и в эпоху Просвещения было вытеснено на периферию литературного процесса. Для этой литературы характерны жанры сонета, мадригала, баллады, рондо, эпиграммы. Она ориентирована на аристократические салоны и является свидетельством “заката феодальной культуры”. Писатели этого направления обращаются к античным образам, воспевая, прежде всего, дары Вакха и Венеры, они подчёркнуто пренебрежительно относятся к острым социально – политическим проблемам своего времени, вызывающе безразличны к гражданским идеалам эпохи. В их творчестве возникает иллюзорный мир, который они противопоставляют реальности. Литература рококо выражает скрытый трагизм представителей “старого режима”. Это сознательная эстетическая утопия, реакция на идеологию Просвещения.

Предромантизм (или преромантизм) – это также реакция на идеологию Просвещения в период углубления её кризиса. Предромантизм отрицает просветительскую модель мира. Искусство этого направления наиболее полно представлено в Англии. Основные черты предромантизма – иррационализм, обращение к средневековью, интерес к фантастике, утверждение эстетики ужасного, переосмысление народного творчества как контраргумент просветительскому космополитическому рационализму. Характерные образцы – поэзия Чаттертона, прозаические поэмы Макферсона, оссиановская поэзия.

Английская литература

Даниэль Дефо (ок. 1660 – 1731 гг.) - один из зачинателей английского и европейского реалистического романа эпохи Просвещения. Его отец владел в Лондоне свечной фабрикой, звали его Джеймс Фо (достигнув среднего возраста, Дефо прибавил к фамилии аристократическую приставку). Дефо учился в пуританской духовной академии, но священником не стал. В 1684 г. он женился и начал торговать различным товаром. В 1685 г. он принял участие в восстании герцога Монмута против Якова II, которое потерпело поражение. Монмут был казнён, но Дефо - помилован. В 1692 г. война с Францией стала для Дефо причиной финансовых потерь. В 90-х годах для Дефо началась продолжительная и плодотворная карьера писателя. Его политические памфлеты, самым известным из которых был “Чистокровный англичанин” (поэма, высмеивающая антиголландские настроения среди англичан), вызвали серьёзный отклик в обществе. За памфлет “Кратчайший способ расправы с диссидентами” (1702 г.), темой которого был вопрос о свободе вероисповедания, Дефо посадили в Ньюгейтскую тюрьму, как подстрекателя и вольнодумца; несколько раз его ставили к позорному столбу. Тюремное заключение отчасти сломило писателя, который был вынужден пойти на сотрудничество с правительством. С 1704 г. Дефо редактировал периодическое издание «Ревью», которое просуществовало до 1713 г. В 1719 г. Дефо делает первую попытку написания художественной прозы. Начав с Робинзона Крузо”, Дефо написал ряд художественных биографий и мемуаров, в том числе два продолжения книги о приключениях Крузо, морской приключенческий роман “Капитан Синглтон” (1720 г.), плутовской роман “Молль Флендерс” (1722 г.), документальный “Дневник чумного года” (1722 г.), романы “Полковник Джек” (1722 г.) и “Роксана” (1724 г.). Последними произведениями его стали справочники - путеводители “Путешествие по всему острову Великобритания” (1726 г.) и “Полное руководство для английского торговца” (1727 г.). Своей славой писателя Дефо обязан, прежде всего, “Робинзону Крузо” и “Молль Флендерс”. Одна из заслуг Дефо в том, что он приблизил язык своих произведений к живому разговорному языку своего времени.

“Жизнь и странные, удивительные приключения Робинзона Крузо, моряка из Йорка, описанные им самим” (1719 г.) – это лучшее произведение Дефо, замысел которого был подсказан действительным происшествием. Реальная история была использована писателем для создания сложного по форме романа. Прежде всего, роман – своеобразная интерпретация философских учений о человеке в “естественном состоянии”. Дефо полемизирует с распространённым представлением о “естественном человеке”, показывая своего героя “продуктом длительного исторического развития”. Робинзон лишь временно поставлен в “естественное состояние”. В отличие от Руссо, Дефо не сомневался в преимуществах цивилизации. Своеобразной моделью цивилизационного развития человечества является островная жизнь Робинзона, так называемая “робинзонада”. Важно подчеркнуть, что Робинзон – человек своего времени, “образцовый английский негоциант”, буржуа, который не пренебрегает работорговлей, плантаторством и в любых обстоятельствах ведёт себя как собственник, ощущает своё превосходство над “дикарями”. Другой тип отношений ему просто недоступен. Положительными чертами Робинзона являются, по мысли автора, трудолюбие, находчивость, воля, жизнестойкость и гуманизм. Сознание Робинзона типично пуританское: он обращается к библии, в трудные минуты апеллирует к Богу, но выстраивает свои отношения с ним на договорной взаимовыгодной основе.

Дефо удалось в своём романе сконцентрировать и воплотить в убедительных художественных образах весь комплекс идей и представлений, волновавших его современников. Руссо считал этот роман “удачнейшим трактатом о естественном воспитании” и называл его среди книг, оказавших влияние на Эмиля, героя его собственного программного произведения “Эмиль, или О воспитании” (1762 г.). Роман не утратил своего значения для читателей и сегодня.



Джонатан Свифт (1667–1745 гг.) - английский сатирик, церковный деятель, публицист. Родился 30 ноября 1667 г. в Дублине в английской семье. Отец Свифта не дожил до рождения сына, и воспитанием Джонатана занимался его дядя. Мальчик получил лучшее из доступных в Ирландии того времени образование. В 1689 г. Свифт был вынужден искать убежища в Англии в связи с обострившейся политической ситуацией в Ирландии. Он стал секретарем сэра Уильяма Темпла, отставного дипломата и литератора, жившего в Мур-Парке, в графстве Суррей. Свифт оставался на этой должности до смерти сэра Уильяма в январе 1699 г. В 1695 г. Свифт был рукоположен в священники Англиканской церкви. Примерно в это же время Свифт практически закончил одно из своих знаменитых сатирических произведений “Сказку бочки” (1704 г.). Произведение вышло в свет без указания имени автора и принесло Свифту славу острослова после того, как его авторство было раскрыто. Свифт был автором многочисленных публицистических произведений, в которых рассматривал самые злободневные и острые проблемы. В напряжённой политической полемике Свифт постепенно определяет свои симпатии и формирует собственную позицию. Он защищает тори и оказывает мощную поддержку шагам правительства, направленным к окончанию войны с Францией. Наградой за это стало назначение его в 1713 г. настоятелем (деканом) собора св. Патрика в Дублине. После кончины королевы Анны и возвращения вигов к власти Свифт уехал в Ирландию, где оставался до конца жизни. Здесь он проявил себя в качестве выразителя чаяний ирландского народа. “Письма суконщика” (1724 г.) обозначили участие Свифта в кампании против патента, выданного британским правительством некоему Вуду на право чеканить мелкую монету в Ирландии. Это решение вызвало резко отрицательную реакцию в Ирландии по мотивам как политического, так и экономического характера. Ирландский парламент и исполнительные органы власти провели ряд мероприятий, которые были направлены на поддержку ирландцев. Свифт своим произведением способствовал этой борьбе. В конечном счёте лондонское правительство было вынуждено отменить патент Вуда. “Письмам суконщика” и всей публицистической деятельности Свифта в защиту Ирландии сопутствовал мощный творческий подъём писателя, итогом которого явилось создание романа “Путешествие Гулливера” (1721 - 1725 гг., опубликован в 1726 г.). На первый взгляд – это рассказ о забавных похождениях героя, книга для детей. На самом деле - это философская и сатирическая проза. Свифт показывает неразумие людей и при этом чутко откликается на социально-политическую обстановку в Англии XVIII в. Действительность рассматривается писателем с разных позиций, для чего автор выбирает самые неожиданные точки зрения. Сначала Гулливер попадает в Лилипутию, страну карликов. Политические распри, придворные интриги, мелочная зависть обитателей Лилипутии выглядят особенно смехотворными в столь миниатюрном обществе. Затем он посещает Бробдингнег - страну огромных как башни великанов. Когда он славит перед ними Англию, это потешает их так же, как его смешило тщеславие лилипутов. По ходу своего третьего путешествия Гулливер посещает летающий остров Лапуту (Остров Чародеев) и землю Струльдбругов. Народы этих стран дошли до пределов ученого педантизма. Наконец Гулливер совершает путешествие в страну гуигнгнмов, где правят благородные и в высшей степени разумные лошади, которым прислуживают йеху, звероподобные создания в человеческом обличье, униженные настолько, что их вид, как и поведение, лишний раз свидетельствуют о том, сколь низко может пасть человек, если позволит страстям господствовать над разумом.

“Путешествие Гулливера” продолжает традицию аллегорической сатиры. Основной темой произведения является изменчивость внешнего облика мира природы и человека, а также неизменность внутренней сути, нравов и обычаев людей. Вводя сказочные, фантастические мотивы Свифт дополняет их пародией, на основе которой строится сатирический гротеск. Предметом сатирического изображения выступает история всего человечества на примере Англии. Свифт в романе протестует против отсутствия свободы и равенства. Автор вступает в полемику с рационализмом просветителей, считающих человека “разумным существом”. Этому тезису рационалистов Свифт противопоставил своё суждение. Он утверждал, что человек лишь “способен мыслить”. В этом романе нашло отражение своеобразие общественно – политической позиции Свифта как последовательного защитника ирландского народа в его борьбе за свободу. В известном смысле, Свифт вступил в спор со своими друзьями – тори. Выступление Свифта в защиту Ирландии нашли самый широкий отклик: в 1729 г. его избирают почётным гражданином Дублина.

В последний период творчества Свифт создаёт не менее острые политические памфлеты, пишет стихи. Ведущим поэтическим жанром в его творчестве является политическая сатира. Смелость своей политической сатиры Свифт ставил себе в заслугу и даже в эпитафии, написанной самому себе, обратился к потомкам со словами: “Проходи, путник, и подражай, если сможешь, смелому защитнику свободы”.

Лоуренс Стерн (1713-1768 гг.). Родился на юге Ирландии, в семье офицера. В 18 лет потерял отца. Благодаря помощи родственников окончил университет в Кембридже, получил приход в Йоркшире, где прослужил викарием более двадцати лет. Сотрудничал с вигами, занимался журналистикой. В 1762 г. совершил большое путешествие по Европе. Встречался с Дидро и Гольбахом. Умер в Лондоне от туберкулёза. Наиболее значительные произведения - романы "Жизнь и мнения Тристрама Шэнди, джентльмена" – 9 книг (1760 – 1767 гг.), “Сентиментальное путешествие мистера Йорика по Франции и Италии” (1768 г.) – остался незаконченным. В своих романах он проявляет пристальный интерес к человеческой личности, утверждает право человека свободно проявлять себя в любых жизненных обстоятельствах. Решая свои художественные задачи, Стерн не отрицает опыт писателей Просвещения, но постоянно полемизирует с ними и формирует свой художественный метод. Он вошёл в историю литературы как один из выдающихся писателей – сентименталистов, однако, к культу чувства он относится с известным скепсисом и иронией. Это объясняется тем, что его творчество приходится на переломную эпоху и является её символом. Стерн – художник использует скрытый намёк, искусство полуотрицания – полуутверждения, сатиру с чувствительностью, подтекст. В своём романе "Жизнь и мнения Тристрама Шэнди, джентльмена" Стерн усложняет просветительскую концепцию характера, его интересует сложность и противоречивость духовного мира человека, отсюда постоянный самоанализ героя. Произведение Стерна – это своеобразный “роман - игра” со сложной архитектоникой. Форма романа как бы отражает форму самого мыслительного процесса. Стерн оригинален в организации художественного времени и пространства: время в романе многослойно, наряду с медленным потоком жизни в романе представлены события наиболее важные с точки зрения характеристики героя; временные рамки романа значительно расширяются за счёт сведений, включающих жизненный опыт рассказчика. Структура романа определяется философской позицией автора. Герой романа – Тристрам Шэнди – двойник самого Стерна и в то же время – весёлая пародия на него. Сама фамилия героя означает “человек с придурью”. “Придурь” или “конёк” каждого из действующих лиц помогает оставаться им самими собой в мире, где царит единообразие. Своим творчеством Стерн подвёл итог сентиментализму и наметил пути дальнейшего развития английской литературы.



Роберт Бёрнс (1759–1796 гг.) - выдающийся шотландский поэт. Родился в 1759 г. в Аллоуэе в семье фермера-арендатора. Роберт два года ходил в школу, а затем всю жизнь занимался самообразованием. Будущий поэт рано познакомился с шотландскими песнями и балладами.

В 1784 г. отец Бёрнса умер, и семья переехала на ферму близ Мохлина. С 1783г. Роберт начал записывать свои юношеские стихи. Связь со служанкой послужила причиной церковного наказания за блудодейство, что не помешало Бёрнсу продолжать писать стихи вольного содержания и сохранять симпатию односельчан. К 1785 г. Бёрнс уже приобрел некоторую известность как автор ярких дружеских посланий, драматических монологов и сатир. Свои произведения он писал на шотландском языке. Оценить достоинства родного языка ему помогло знакомство с творчеством Р.Фергюссона.

В 1785г. Бёрнс полюбил Джин Армор. Бёрнс выдал ей письменное “обязательство” – документ, по шотландскому праву удостоверявший фактический, хоть и незаконный брак. Однако репутация у Бёрнса была настолько плохая, что Армор порвал “обязательство” в апреле 1786г. и отказался принять поэта в семью. Несколько раньше Бёрнс хотел эмигрировать на Ямайку. Но эта поездка не состоялась. У Бёрнса появились покровители среди местной знати. Он был нарасхват в светском обществе. По подписке была издана книга его стихотворений. Финансового успеха это поэту не принесло.

Некоторое время ему сопутствовал успех в редакторской и издательской деятельности. В 1787 г. Бёрнс возвратился в Мохлин. Слава не изменила его финансового положения, и он был вынужден вести жизнь фермера, зарабатывая на жизнь тяжёлым трудом. Отношение односельчан к нему значительно улучшилось. Обстоятельства личной жизни, отношения с женщинами были у Бёрнса сложными и запутанными. Творческая работа Бёрнса продолжалась. В 1789 г. Бёрнс познакомился с собирателем древностей Фр.Гроузом, который составлял двухтомную антологию “Шотландская старина”, для которой Бёрнсом была написана одна из лучших баллад в истории шотландской литературы.

В это время происходили значительные политические события: американская революция, а затем Великая французская революция, которые Бёрнс принял с энтузиазмом. В этом проявились демократические симпатии поэта, которые привели к новым осложнениям с властью. В 1795 г. он начал терять здоровье: ревматизм сказался на ослабленном еще в отрочестве сердце. Умер Бёрнс в Дамфрисе 21 июля 1796 г.

Поэзию Бёрнса многие считали не достаточно изящной, но у него были и почитатели. Вальтер Скотт неизменно защищал Бёрнса от обвинений в “грубости”. Такие его стихи как “Полевой мыши, чьё гнездо я разорил плугом”, “Джон, Ячменное Зерно”, “Дружба прежних дней”, “Честная бедность”, “Был честный фермер мой отец”, “Весёлые нищие” и многие другие являются поэтическим открытием и популярны до сих пор.

Миропонимание Бёрнса опиралось на здравый смысл и практичность простолюдина. Он критически относился к сентиментализму, не принимая в нём “жеманства”, экзальтированности и слезливости. Романтизм он также не принимал, во всяком случае, он был далёк от напыщенности и штампов, присущих этому направлению. Бёрнс считал, что поэзия должна быть естественной, гуманной, её цель – защищать достоинство честных тружеников и их свободу, воспевать историю своего народа и его героев. Творчество Бёрнса ознаменовало последний расцвет шотландской поэзии на родном языке. В России переводы произведений Бёрнса появились на рубеже XVIII – XIX вв. О большом интересе к творчеству шотландского поэта свидетельствует то, что книга его стихов находилась в библиотеке А.С.Пушкина. Лучшим переводчиком произведений Бёрнса считается С.Маршак.



  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


©netref.ru 2017
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет