«Из истории и культуры государства Эфталитов»



жүктеу 1.13 Mb.
бет1/6
Дата28.04.2016
өлшемі1.13 Mb.
түріРеферат
  1   2   3   4   5   6
: uploads -> books -> 26622
26622 -> Бекниязова Ферузаның «Абай лирикасы және оны оқыту»
books -> Махсус таълим вазирлиги низмий номидаги тдпу ходиева дилрабо пиримовна
books -> Национального Университета Узбекистана имени Мирзо Улугбека методика преподавания истории в школе учебно методическое пособие
26622 -> Науаи мемлекеттік педагогика институты
26622 -> Тошкент 2011 Лекции №1. Тема Предмет «История Узбекистана. Значение и основные методологические основы»
26622 -> Абдухамид зайриев
26622 -> Маърузалар матнлари
26622 -> Фармакология ва клиник фармация
26622 -> Значение и роль аускультации в сестринском диагнозе. История аускультации. Правила проведения аускультации и поставленные условия медсестре
26622 -> Комилов орифжон худойбердиевич
МИНИСТЕРСТВО ВЫСШЕГО И СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
ТАШКЕНТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ ВОСТОКОВЕДЕНИЯ
ФАКУЛЬТЕТ МИРОВОЙ ПОЛИТИКИ И ИСТОРИИ

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

Тема: «Из истории и культуры государства Эфталитов»

Выполнила:

Студентка выпускного курса направления образования

"История народов Центральной Азии" Сударева Милана


Научный руководитель:

старший преподаватель кафедры

"Истории народов Центральной Азии" Мамарахимова Б.

Ташкент-2012


Выпускная квалификационная работа рекомендована к защите



Декан факультета "Мировой политики и истории»

к.п.н., доц. И.Н. Бекмуратов.

Заведующий кафедрой "Истории народов Центральной Азии"

к.и.н., доц. Ш.Ж. Саидов.


Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….1

Глава 1 Социально-политическое положение государства Эфталитов.

1.1. Политическая история…………………………………………………...12

1.2. Социально-экономическое положение в государстве Эфталитов.

1.2.1. Социальная система……………………………………………………44

1.2.2. Денежная система……………………………………………………...57

Глава 2 Культура государства Эфталитов.

2.1. Язык и письменность эфталитов………………………………………...61

2.2. Религиозные верования эфталитов………………………………….......65

2.3. Искусство эфталитов……………………………………………………..69

Заключение……………………………………………………………………74

Список использованной литературы………………………………………..76



Приложения…………………………………………………………………...82


Любая цивилизация является результатом деятельности и плодотворного влияния множества народов, наций, племен. Одним словом, переселенцы и завоеватели приходят и уходят, однако народ и его культура остаются вечно.

И.А. Каримов.1
ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Данная работа посвящена исследованию истории эфталитов и Эфталитского государства. Эфталитское государство занимает особое место в истории Центральной Азии как период военно-политического могущества, развития экономики, культуры и этно-конфессиональной жизни народов, населяющих данный диалогообразующий регион. Успехи Эфталитского государства были бы невозможны без взаимодействия эфталитов с другими этносами, представителями иных культур и цивилизаций, в том числе без тесных связей с народами Восточного Туркестана, Ирана, Афганистана, Пакистана и Индии.

В период военно-политического могущества Эфталитского государства в его состав входили, частично или полностью, территории современных центральноазиатских государств - Таджикистана, Узбекистана, Туркменистана, Кыргызстана и Казахстана, а также Восточного Туркестана (ныне Синьцзян-Уйгурский автономный район КНР), Афганистана, Пакистана, северо-западной части Индии.2 Исходя из этого, на современном этапе развития истории Центральной Азии появилась потребность в более глубоком изучении истории эфталитов и определении роли Эфталитского государства как значимой страницы истории государственности в регионе.

О положительной роли Эфталитского государства в истории народов Центральной Азии свидетельствуют письменные, археологические, нумизматические, эпиграфические и другие источники. К письменным источникам можно отнести сообщение византийского историка Прокопия Кесарийского (VI в), который свидетельствует о том, что эфталиты издревле обосновались на доброй (плодородной) земле, и они управлялись одним царем и имели законную государственность, соблюдая между собою и соседями справедливость ничуть не хуже ромеев или персов3. Сведения арабо- и персоязычных историков (IX-XI в.в.) о сасанидско-эфталитских военно-политических взаимоотношениях свидетельствуют о развитии социально-экономической жизни и диалогов разных культур, идеологий и конфессий в пределах Эфталитского государства. Другой не менее важный аспект актуальности данного исследования заключается в том, что Эфталитское государство охватывало значительную часть Центральной Азии, и многие народы этого региона, так или иначе связывают свою историю с этим государством. Между тем, многие вопросы, как место происхождения, этническая принадлежность, социально-экономический строй эфталитов до сих пор окончательно не решены. С эфталитами связан вопрос о временном зарождении феодализма в Центральной Азии. Третий аспект актуальности исследования заключается в том, что в истории Эфталитского государства заключены весьма полезные и поучительные уроки, усвоение которых необходимо для диалогов культур и цивилизаций, укрепления дружественных, добрососедских взаимоотношений, мирного сосуществования и сотрудничества между современными государствами и народами региона.

Целью исследования является изучение истории Эфталитского государства и определение его роли в истории Центральной Азии. В связи с этим определены следующие задачи:

- выявить круг источников (письменные источники, данные археологии, нумизматики и эпиграфики), содержащих сведения по исследуемой проблеме,

- показать политику Сасанидского Ирана в отношении государств и владений Центральной Азии Кушанской империи, кидаритов, хионитов - и в этом контексте реконструировать предысторию Эфталитского государства,

- определить основные этапы становления, расцвета и причины падения Эфталитского государства, взаимоотношения эфталитов и Сасанидов.

- исследовать общественно-политический строй Эфталитского государства,

- на основе комплексного историко-сравнительного изучения сведений источников и научной литературы исследовать проблемы этногенеза и культурогенеза эфталитов, раскрыть роль эфталитов в формировании современных народов Центральной Азии.

Объектом исследования является история эфталитов и Эфталитского государства, в состав которого в период его расцвета входило большинство историко-культурных областей Центральной Азии.

Предметом исследования являются этапы становления и развития Эфталитского государства, его этнического состава, сословий, социальных отношений, духовной жизни и материальной культуры.

Хронологические рамки исследования охватывают три столетия (III-VI вв) и связаны с предысторией и временем существования Эфталитского государства.

Географические рамки исследования включают территорию Эфталитского государства, охватывающего Среднюю Азию, Афганистан, Пакистан, северо-западную часть Индии и Восточный Туркестан.

Степень изученности проблемы. Основными направлениями исследования истории эфталитов и Эфталитского государства были:

- перевод, публикация и комментарий письменных источников,

- изучение различных аспектов политической, социально-экономической, культурной и этнической истории эфталитов в общем контексте истории центральноазиатского региона в раннем средневековье,

- военно-политические взаимоотношения Эфталитского государства с другими раннесредневековыми государствами Востока,

-малоизученные вопросы общественно-политический строй и административная структура, экономическая жизнь, правовая система, этноконфессиональная жизнь народов Центральной Азии в эпоху эфталитов

- с конца XVII - начала XX вв ориенталистами рассматривался узкий круг вопросов по истории эфталитов прародина эфталитов и ядро Эфталитского государства, хронология завоеваний эфталитов с частичной реконструкцией их политической истории на фоне восточной политики Сасанидов в V-VI вв, а также тюрко-сасанидско-эфталитских войн в середине VI в, этническая принадлежность эфталитов в контексте этнической истории гуннов.

Изучение истории эфталитов, начавшееся в конце XVII в, первоначально ограничивалось исследованием узкого круга вопросов, по которым сохранились сведения в китайских, арабо- и персоязычных нарративных источниках Сведения армянских, греческих, византийских и сирийских нарративных источников об эфталитах, с которыми европейские исследователи были знакомы еще задолго до сложения западной ориенталистики, были недостаточны для постановки и широкого научного освещения данной проблематики В 20-80-х гг XX в на основе проведенных советскими и зарубежными археологами раскопок и открытий значительно расширилась материально-информационная база по раннесредневековой истории Центральной Азии, в том числе по истории эфталитов.

Основные вопросы истории эфталитов рассматривались в специальных исследованиях (Р. M. Гиршман, К.В. Тревер, К. Еноки, Л.H. Гумилев, Б. И. Маршак, Дж. Я. Ильясов, А. Курбанов, M. Исоматов)4 и в общем порядке, вместе с другими научными проблемами (И. Маркварт,



В. В. Бартольд, С. П. Толстов, А. В. Пигулевская, А. H. Бернштам, Б. Г. Гафуров, A. M. Мандельштам, В. M. Массон, Б. И. Вайнберг, Ф. Альтхайм, Р. Гебль, Р. Фрай, M. Дж. Машкур, А. А. Кухзад, А. Бисвас, Б. А. Литвинский, В. С. Соловьев, Э. В. Ртвеладзе).5

Источниковедческую базу исследования составляют исторические и историко-географические труды среднеперсидских (пехлевийских), армянских, византийских, сирийских, китайских, индийских, арабо- и персоязычных авторов, а также письменные памятники на бактрийском («Архив правителей Роба» (Тохаристан) и согдийском языках, данные археологии, нумизматики и эпиграфики.

Методологической основой исследования являются принципы историзма, единства национальных и общечеловеческих ценностей и диалектического подхода к изучению исторических процессов.

Принцип историзма, требующий объективного изучения исторического прошлого, предполагает отказ от одностороннего и предвзятого освещения исторических событий и трактовки фактов. Достижение наибольшей объективности возможно при отказе от генерализации (эссенциализма) отдельных исторических событий, явлений и рассмотрении исторического развития как сложного процесса, в котором принимали участие разные действующие лица.

Научная новизна исследования заключается в комплексном историко-сравнительном изучении истории эфталитов с привлечением разнообразных источников. Роль эфталитов и Эфталитского государства в истории Центральной Азии. До недавнего времени составляли периферийную тему в востоковедческих исследованиях по истории данного региона. В исследованиях по истории народов и государств Центральной Азии вопросы, связанные с эфталитами, затрагивались лишь в связи с историей гуннов, Сасанидов, тюрков и внешней политики раннесредневековых династий в Китае. Новизна данного исследования заключается в рассмотрении предыстории и истории эфталитов и Эфталитского государства во взаимосвязи с историей народов Центральной Азии.

Теоретическая и практическая значимость исследования определяется тем, что в нем освещается история эфталитов и Эфталитского государства. Отход от периферийных представлений об эфталитах позволил раскрыть роль Эфталитского государства в истории Центральной Азии. Изучение предыстории и истории эфталитов и Эфталитского государства способствует более полной реконструкции истории народов Центральной Азии в эпоху раннего средневековья. В этом контексте изучение истории Эфталитского государства предоставляет возможность для выявления полезных примеров мирного сосуществования и сотрудничества, которые необходимы для реализации общих интересов современных центральноазиатских народов и государств.

Научные результаты и выводы могут быть использованы при написании обобщающих трудов по истории народов и государств Центральной Азии.

Работа состоит из введения, двух глав с пятью параграфами, заключения, списка использованных источников и литературы.

К вопросу о происхождении Эфталитов.

Эфталиты упоминаются в источниках под различными именами, в зависимости от той или иной передачи их названия на разных языках: армянском «хептал», «хеттал», «тетал»; греческом- «эфталит», «абдел», «эфтал», «белые гунны»; сирийском - «эпталит», арабском - «хайтал», «хетал»; среднеперсидском - «эфтал» и «хефтал». В зороастрийских источниках они выступают иногда как «хионы», в индийских - «хула»; в арабских источниках эфталиты, хотя упоминаются как «хайталы», но иногда их именуют «тюрками», а армянские источники отождествляют их с кушанами. В китайских источниках эфталиты фигурируют как «е-да», «е-диен», «идан», «е-та-и-лито». Из всех вариантов, приведенных выше, в исторической науке стало наиболее употребимым их название -«эфталиты». 6

Период IV-VI вв. н.э. в истории Центральной Азии слабо изученный. Данные письменных источников, относящихся к этому времени, очень скудны и носят отрывочный характер. Сопоставление их не дает нам полной картины. Археологические материалы также ограничены, а датировка их часто носит приблизительный характер. Нумизматические находки, в какой-то мере, раскрывают некоторые неизвестные моменты истории. Но, несмотря на вышесказанное, совокупность имеющихся фактов позволяет воссоздать более или менее картину политической и социально-экономической жизни этого региона.

Благодаря трудам раннесредневековых историков, до нас дошли некоторые сведения об эфталитах. Византийский историк VI в. н.э. Прокопий Кесарийский писал: «Хотя эфталиты народ гуннский и (так) называются они, однако, не смешиваются и не общаются с теми гуннами, которых мы знаем, так как не имеют с ними пограничной области и не живут вблизи них, но (находятся) по соседству с персами на севере, где находится город по имени Горго, у самой их и персидской окраины; там они часто сражаются друг с другом из-за границ, ибо они не номады, как прочие гуннские народы, но издавна обосновались на доброй земле. Поэтому они не делали нападений на ромейскую землю, разве только с персидским войском. Они одни из гуннов белы телом и не безобразны видом, не имеют и образа жизни, подобного им, и не живут какой-то звериной жизнью, как те, но управляются одним царем и имеют законную государственность, соблюдая между собою и с соседями справедливость ничуть не хуже ромеев или персов»7. Таким образом, Прокопий Кесарийский сообщает, что эфталиты хотя и гуннский народ, но отличаются от них по внешним данным. Другой византийский историк VI в. н.э. Агафий Миринский пишет кратко: «Эфталиты народ гуннский»8.

Феофан Византийский (VI в.н.э.) сообщает, что правитель эфталитов носил имя Вахшунвар, звался Эфталаном, и от его имени так стал называться и весь народ9.

О взаимоотношениях Сасанидов со своими северо-восточными соседями (в частности, с хионитами), об их внешности, погребальном обряде говорится в капитальном труде «Римская история» Аммиана Марцеллина (330-400).

Принц Хурмазд IV был наполовину тюрком, за что был прозван "Туркзаде". Он вел беспощадную борьбу с иранской знатью и жречеством, проводил мирную политику в отношении христиан и опирался на народные массы, значительную часть которых составляли эфталиты, тюрки и другие неиранские народы.10

В китайских источниках приводится множество версий происхождения эфталитов. Одни связывают их с гаогюй (ветвь тюркских племен), другие - с жившими в Турфане племенами чеши, третьи считали, что они принадлежат к одному роду с большими юечжи (кушаны), четвертые полагали, что эфталиты – наследники Кангюя 11. Понимая сложность точного определения происхождения эфталитов, китайский автор VII в. Вей Чие в труде «Си-фан-чи» заметил: «Информация поступает из отдаленных стран, а иноземные языки подвержены искажению и непониманию, тем более, что это касается дел очень давнего времени. Так что мы не знаем ничего определенного. По этой причине решить вопрос о происхождении эфталитов невозможно»12. В китайской хронике «Бэйши» («История северных царств»), написанной Ли Яньшоу в начале VII в., говорится, что «владетельный дом Иеда происходит от одного рода с Большим Юечжи. Другие сказывают, что Йеда есть отрасль гаогюйского племени». Относительно их родины указывается: «Вначале сей Дом показался за северною границею, от Алтайских гор на юг, от Хотана на западе»13. Хроника «Суйшу» («История династии Суй»), составленная Вэй Чжен в 644 г. период существования династии Тан (618-907 гг.),сообщает, что «Иданьский дом есть отрасль Большого Юечжы»14. В другой хронике «Таншу» («История династии Тан», X в.) говорится, что «царство И-да происходит от больших юечжи времени Хань»15. Название «эфтал» (византийских авторов), по мнению ряда исследователей, есть соединение термина Хуа с именем их предводителя Етаилито или Еда в произношении византийских источников эфталиты16.

Сведения об эфталитах можно найти и в работах китайских путешественников Сун Юня (VI в.), бывшего послом к царю эфталитов Михиракуле в 518 г., и Сюань Цзаня (VII в.). буддийского священника, совершившего в 629-645 гг. паломничество к буддийским святыням Индии. После возвращения в Китай им был составлен труд «Да Тан Сиюй Цзи» («Записки о западном крае периода Великий Тан»), где дается описание десятка государств17. Хей Чао описывает страны - Забулистан, Хуттал, где живут ху и тюрки одновременно18.

Данные об эфталитах и о событиях связанных с ними, содержатся в раннесредневековых армянских источниках, в которых, однако, авторы не различают кушанов и эфталитов, отождествляя их друг с другом. Фавстос Бузанд (Фауст Византийский, конец IV - начало V вв.), автор труда «История Армении», пишет о войнах Сасанидов (Шапура II) на востоке. О борьбе Сасанидов (Иездегерда II) с северо-восточными соседями в V в., в т.ч. с эфталитами, повествует работа Егише Вардапета (Елисей, V в.), бывшего участником этих событий. Схожие данные имеются и у Лазаря Парпеци (Парбский, V в.) в работе «История Армении».19 Через сочинения армянских историков до нас дошло название несохранившейся работы, написанной на греческом языке, под названием «История эфталитов» (о ней упоминает Зеноб Глак VII -VIII вв.). К сожалению, труд «История эфталитов» до нас не дошел.20

Некоторую информацию, главным образом о войне Сасанидского шахиншаха Пероза с эфталитами, можно почерпнуть и в сирийских источниках, к каковым относятся работа Иешу Стилита (VI в.) «Хроника» (написана около 517 года) и, сохранившаяся фрагментарно, анонимная хроника города Карка де Бет Селох (V - VI вв.)21.

Эфталиты упоминаются и в индийских источниках, под именем «хуна».22

Большая часть данных (в основном о военных действиях против эфталитов) содержится на каменных колоннах возведенных в Бхитари, Эране, Куре, Мандасоре, а также в Гвалиоре. Все эти каменные столбы относятся к раннесредневековому времени и сосредоточены на территории Северной Индии23. В индийских эпосах V в. н.э. «Махабхарате», «Рамаяне» и в работе индийского астронома VI в. н.э. Варахамихиры «Брхат Самхите» сообщается о белых (спета) хуна и темных (хара) хуна. Много фактов (в большинстве об эфталитских царях) содержит и историческая хроника Кашмира «Раджатарангини», составленная Калханой, в работе Пракрити «Кувалаямала» и в «Пуранах», относящихся к IV-VI вв. н.э.24

Немало сведений об эфталитах, их военных столкновениях с Сасанидами, в частности с Перозом содержится в арабоперсидской литературе, Абу Ханифа ад-Динавери (IX в.), написавшего исторический труд «Китаб ал-ахбар ат-тивал» («Книга связных рассказов»), Абу Джафара ат-Табари (839-923) - «Тарих ар русул ва-л-мулук» («История пророков и царей»), отрывочный перевод этого же труда на персидском языке, везиря Саманидов Абу Али Мухаммеда Балами (X в.), снабженный комментариями и дополненный новыми материалами, рукопись Ибн ал-Факиха (X в.), Абу Рей-хана Бируни (973-1051) - «Ал-асар ал-бакыя ан ал-курун ал-халия» («Памятники минувших поколений»), Абулкасима Фирдоуси (Х-XI вв.) - «Шахнаме» («Сказание о царях»),

Мирхонда (1433 1498) «Раузат ас-Сафа» («Сад чистоты»)25.

Глава 1. Социально-политическое положение государства Эфталитов.



    1. Политическая история

Соперничество за гегемонию в Центральной Азии

Сасаниды не раз вторгались в Центральную Азию с целью ее подчинения.

Из сообщения Аммиана Марцеллина (330 - 400) известно, что сасанидский шахиншах Шапур II (309 - 379) был вынужден большую часть своих сил и средств расходовать на кровопролитные войны с племенами хионитов, геланов и евсенов (еусены).

Шапур II зимовал на северо-восточной окраине государства, опасаясь новых выступлений со стороны хионитов, которые, по данным Аммиана Марцеллина, проживали к юго-востоку от Каспийского моря. Домой Шапур II возвратился после того, как он заключил «союзный договор с хионитами и геланами, племенами, отличающимися особенной воинственностью»26.

Шапур II вел военные действия с хионитами в юго-восточном Прикаспии, на тех территориях, которые входили ранее в состав Сасанидского Ирана. По мнению А.Губаева, эти земли, в частности Дехистан, оказались заняты хионитами, а это указывает на факт присоединения части территории Сасанидов к хионитскому государству. Таким образом, происходит изменение политической обстановки, Мерв оказывается крайним форпостом Сасанидов27.

В силу союзнических обязательств, хиониты в 359 г. приняли участие в осаде города Амиды (ныне г. Диярбекир в Турции), во время войны Шапура II с римским императором Констанцией II (337 - 361 гг. с перерывом). Эта война хорошо освещена Аммианом Марцеллином, находившимся в осажденной Амиде. Хиониты штурмовали южные ворота города. Возглалял их Грумбат - царь хионитов. Его сын погиб под стенами Амиды28.

В конце 60 - середине 70-х гг. IV в. Шапур II дважды воевал с «кушанами», столица которых была в Балхе. Первую войну начал «царь кушан». Шапур II лично возглавил сасанидское войско, но это не помогло персам: «Кушанские войска разбили персидские войска, многих из персидских войск перебили, многих забрали в плен, а остальных изгнали, обратили в бегство»29.

Вторая война, в которой Шапур II собирался взять реванш, окончилась столь же печально для персов, как и первая30. Вторая война на востоке проходила в 374 (375) г. По мнению К.Тревер, настоящие кушаны в 70-х гг. IV в. были не способны нанести столь страшные поражения Шапуру II, какое ему нанесли «кушаны» по Фавстосу Бузанду. Кушанское царство к этому времени уже распалось на две части, а мощь Сасанидов была на высоте. В 70 х гг. IV века противостоять Шапуру II могли хиониты, так как на этот период приходится подъем их могущества, «Рассказ Ф. Бузанда, - пишет К.Тревер, - относящийся к 368-377 гг. должен касаться именно хионитов, которых Фавст по традиции продолжает называть кушанами», и что «современники не очень различали кушанов и хионитов, что, вероятно, в этническом отношении большой разницы между ними не было»31. В.Г. Луконин полагал, что Шапур II воевал именно с кушанами, предприняв в конце 60-х гг. IV в. большой поход, окончательно разрушив Кушанское царство, а его союзником являлись хиониты.32



  1   2   3   4   5   6


©netref.ru 2017
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет