Изобразительный материал



жүктеу 114.93 Kb.
Дата01.05.2016
өлшемі114.93 Kb.
:


ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ

ВОПРОСЫ




  1. Кносский дворец.

1 пол. 2 тыс. до н.э. Эпоха: Минойская культура. Ок. 300 комнат. Влияние египетской архитектуры (Крит – недалеко от Египта): много часто поставленных колонн. Колонны сужаются книзу. Раскопал Майкл Эванс.


  1. «Парижанка», рыбак.

Фреска. XVI в. до н.э. Эпоха: Минойская культура. Сцены мирной жизни, морские мотивы (Крит – морская держава). Отсутствие военных тем. Яркие краски. Плавные мягкие линии.


  1. Маска Агамемнона.

XVI в. до н.э. Золото. Эпоха: Микенская культура. Микены («златообильные» Микены, по Гомеру). Нашел и назвал Генрих Шлиман (однако, маска на несколько веков старше Агемемнона).


  1. Геометрический стиль – дипилонский кратер.

Афины. Эпоха: XI-VIII вв. до н.э. («гомеровский период»). Кратер – большой широкий сосуд, для смешивания вина с водой, ручки в верхней или в нижней части. Использовался и в погребальном ритуале. Глина. Линейный орнамент, геометризованные люди и животные.


  1. Ковровый (восточный) стиль.

Пиксида (шкатулка). Нач. VI в. до н.э. Малая Азия (Коринф). Эпоха: VII-VI вв. до н.э. (Архаика). Сильное влияние Востока (Сирия, Египет). Роспись целиком покрывает сосуд: пальметты, цветы, животные и птицы, фантастические существа.


  1. Архаическая скульптура – курос (юноша).

Аттика. Мрамор. Сер. VI в. до н.э. Эпоха: Архаика (VII-VI вв. до н.э.). Неподвижная плоскостная фигура, фронтальный озбор, «архаическая» застывшая улыбка. Поза, напоминающая египетские статуи (одновременно и стоит и идет).


  1. Архаическая скульптура – кора (девушка).

С Акрополя в Афинах. Мрамор. VI в. до н.э. Эпоха: Архаика (VII-VI вв. до н.э.). Фронтальный обзор. Полностью задрапирована. Вертикальные складки одежды, их концы – в виде «латочкиного хвоста». Статуи раскрашивались.


  1. Ордера колонн.

Дорический (с кон. VII в. до н.э.). Колонны, сужающиеся кверху, без базы, с простой капителью, с каннелюрами (продольными желобами). Пример – Парфенон.

Ионический (с сер. VI в. до н.э.). Колонны более тонкие, прямые, есть база, капитель в виде волюты (как рога быка или свиток). Пример – храм Ники Аптерос (Акрополь).

Коринфский (с нач. IV в. до н.э.). Пышная капитель в виде стилизованных листьев. Пример – Пантеон.


  1. Типы ваз и их предназначение.

Амфора – для хранения вина, 2 ручки, яйцевидное туловище, сужающаяся горловина. Часто использовались как награда для атлетов-победителей.

Кратер – большой широкий сосуд, для смешивания вина с водой, ручки в верхней или в нижней части.

Канфар – широкая чаша для вина с 2 высокими ручками, на высокой ножке.

Лекиф – узкий сосуд с 1 ручкой и очень узким горлышком. Для масла и благовоний, часто использовался в погребальном ритуале.

Килик – широкая плоская чаша с 2 ручками, с росписью на дне, на высокой ножке; из нее пили вино.

Гидрия – сосуд для воды, с узкой горловиной и тремя ручками (2 горизонтальными по бокам чтобы нести и 1 вертикальной для наливания).

Ойнохоя – сосуд в виде кувшина с 1 высокой ручкой и 3 устьями на горловине, чтобы наливать вино.

Киаф – чаша для зачерпывания вина с 1 очень высокой ручкой.




  1. Белофонный лекиф.

V в. до н.э. Лекиф – узкий сосуд с 1 ручкой и очень узким горлышком. Для масла и благовоний, часто использовался в погребальном ритуале. Эпоха – высокая Классика (сер. V в. до н.э.). На белом фоне рисовали красками. Сцена: Харон, подземный перевозчик душ умерших, в своей лодке и Гермес, проводник душ в царство мертвых, в крылатых сандалиях. Сверху – растительный орнамент, по ободку – меандр.


  1. Чернофигурная вазопись.

Амфора, сер. VI в. до н.э. 12-й подвиг Геракла (Геракл, Кербер, Гермес, Персефона). Эпоха – кон. VII – нач. V в. до н.э. (поздняя Архаика – ранняя Классика). Роспись черным лаком по красно-желтому фону глины. Мифологические сцены, часто с подписями.


  1. Краснофигурная вазопись.

Кратер, сер V в. до н.э. Гермес с младенцем Дионисом, вакханка и нимфа. Эпоха – с кон. VI до кон. IV в. до н.э., расцвет – в V в. до н.э. (Классика). Фон покрывался лаком, фигуры оставались в цвете глины, фигуры в сложных поворотах, пластичные, даже с началом перспективы в изображении.


  1. Греческий театр – театр Диониса в Афинах.

Кон. V – сер. IV в. до н.э. Греческие театры (для десятков тысяч зрителей) расположены на склоне холма, под открытым небом. Замечательная акустика. Полукруглая площадка с алтарем Дионису в центре – орхестра. Полукругом – театрон («место для зрелищ») – места для зрителей. За орхестрой – проскений и скена (стена для декораций и за ней место для переодеваний актеров).


  1. Греческий скульптурный портрет эпохи классики – Перикл скульптора Кресилая.

Сер. V в. до н.э. Эпоха – высокая Классика (сер. V в. до н.э.). Спокойное лицо. Идеальный образ гражданина и предводителя государства. Принцип калокагатии (прекрасные внутренние качества изображаются через идеализированные внешние черты).


  1. Афина Парфенос Фидия.

«Афина-Дева». Сохранились только копии. Сер. V в. до н.э. Эпоха – высокая Классика. Фидий (сделал еще статую Зевса Олимпийского, участвовал в оформлении Парфенона). Хрисоэлефантинная статуя (из золота (кожа) и слоновой кости (одежда)), 12 м. Щит: амазономахия. Змея под щитом. Крылатая Ника (2 м). На груди – эгида с головой Медузы Горгоны. Шлем со сфинксом и крылатыми конями.


  1. Дискобол Мирона.

«Метатель диска». Скульптор Мирон. Сер. V в. до н.э. Эпоха – высокая Классика. Копия. Оригинал – бронза. Сложный разворот корпуса. Передача движения в скульптуре. Словно напряженный лук, готовый распрямиться. Сохранилась в нескольких копиях.


  1. Дорифор Поликлета.

«Копьеносец». Скульптор Поликлет. Сер. V в. до н.э. Эпоха – высокая Классика. Копия. Оригинал – бронза. Канон эпохи высокой классики – идеальное изображение пропорций человеческого тела, пример для подражания. Хиазм (крестообразное расположение) – перекрестное равновесие напряженных и раслабленных ног и рук – идеальная передача движения в спокойно стоящей фигуре.


  1. Акрополь – «Высокий город».

V в. до н.э. Эпоха – высокая Классика. Пропилеи – главные ворота (С), храм Ники Аптерос (Бескрылой – чтобы победа не улетела от афинян) (Е), Парфенон (А), Эрехтейон (В), статуя Афины и еще одна, работы Фидия, внутри Парфенона; пинакотека – хранилище картин (D).


  1. Парфенон Иктина и Калликрата.

«Храм Девы Афины». Сер. V в. до н.э. Главный храм Акрополя (Высокого города»). Архитекторы – Иктин и Калликрат. Эпоха – высокая Классика. Дорический периптер. Ни одной прямой линии. В оформлении Парфенона принимал участие Фидий. На восточном фронтоне – рождение Афины, на западном – спор Афины и Посейдона за господство над Аттикой. Фризы (над колоннами) Парфенона – Панафинейская процессия.


  1. Эрехтейон. Портик кариатид.

Кон. V в. до н.э. Эпоха – поздняя Классика. Ионический храм с 3 портиками, т.к. посвящен сразу Афине, Посейдону и мифическому царю Аттики Эрехтею. Южный портик, в виде балкона, – портик кариатид, складки их пеплосов (одеяний) – как каннелюры колонн.


  1. Отдыхающий сатир Праксителя.

Сер. IV в. до н.э. Эпоха – поздняя Классика. Скульптор Пракситель. Лирическая созерцательность. Усиление принципа хиазма: еще более изогнутое тело, без внешней опоры равновесие фигуры нарушится. Более пышная и волнистая прическа. Более изящные и тонкие пропорции. Но лицо по-прежнему спокойно.


  1. Апоксиомен Лисиппа.

«Атлет, очищающий себя стригилем после соревнований». 2 пол. IV в. до н.э. Эпоха – поздняя Классика. Оригинал – бронза. Скульптор Лисипп (придворный скульптор Александра Мак.). Сохранился принцип хиазма. Канон поздней классики: гибкое стройное тело с более тонкими пропорциями. Динамическая поза. Требуется восприятие с нескольких точек зрения.


  1. Аполлон Бельведерский Леохара.

Сер. IV в. до н.э. Эпоха - поздняя Классика. Скульптор Леохар. Оригинал – бронза. Аполлон в момент победы над змеем Пифоном (пустил стрелу из лука). Пышная волнистая прическа, сложные складки плаща. Стройные пропорции и стремительная легкость движения. Но античный идеал красоты начинает становиться чем-то внешним.


  1. Менада Скопаса.

2 пол. IV в. до н.э. Эпоха - поздняя Классика. Скульптор Скопас. Пляшущая менада (вакханка) – спутница Диониса. Яркий драматический характер и эмоциональность. Облегающие одежды струятся по полуобнаженному телу. Тело сильно изогнуто в стремительном движении, требуется круговой обзор.


  1. Эллинистический скульптурный портрет – Александр Лисиппа.

2 пол. IV в. до н.э. Эпоха – поздняя Классика. Скульптор Лисипп (придворный скульптор Александра Мак.). Обобщенная психологическая характеристика, отражен патетический, героический характер, внутреннее напряжение страстей. Растрепанные пряди волос, морщины на лбу, приоткрытый рот, сложный поворот шеи – отход от принципов портрета высокой классики.


  1. Камея Гонзага.

III в. до н.э. Сардоникс. Эпоха – эллинизм (III-I вв. до н.э.). Глиптика (резьба по камню), камея – получается многослойный рельеф. Красочные свето-теневые эффекты в резьбе по трехслойному камню. Портрет царя Египта Птолемея и его жены Арсинои.


  1. Пергамский алтарь.

1 пол. II в. до н.э. Эпоха – эллинизм (III-I вв. до н.э.). Алтарь Зевса в Пергаме в честь победы над варварами-галатами. Боковой фриз 120 м – горельеф, изображена гигантомахия. Боги со спокойными лицами, лица гигантов выражают страдание. Сложные движения, переплетение фигур. Драматическая напряженность, сложный мир чувств, героический пафос.


  1. Ника Самофракийская.

Нач. II в. до н.э. Эпоха – эллинизм (III-I вв. до н.э.). Богиня победы с о. Самофракия. Стоит на носу корабля, в развевающихся тонких одеждах, устремлена вперед. Героический пафос и мощная неудержимость движения.


  1. Лаокоон.

Кон. I в. до н.э. Эпоха – эллинизм (III-I вв. до н.э.). Троянский жрец Лаокоон («Timeo Danaos et dona ferentes») и его сыновья. Переплетение тел и змей, страдание в лицах, напряжение сил, но сохранено чувство меры в изображении страстей. Сюжет пессимистичен.


  1. Венера Милосская.

Афродита с о. Мелос. Кон. II в. до н.э. Эпоха – эллинизм (III-I вв. до н.э.). Практически обнаженная фигура - воплощение совершенной женской красоты. Спокойное классическое лицо, спокойная поза. Обращена к идеалам высокой классики.


  1. Танагрские статуэтки.

Эпоха – III-I вв. до н.э. Эпоха – эллинизм (III-I вв. до н.э.). Город Танагра в Беотии (Ц. Греция). Мелкая пластика, терракота (глина), тоже раскрашенная. Предметы культа и для украшения домов – сценки из реальной жизни. Спокойные лиричные позы.


  1. Этрусские канопы.

VI в. до н.э. Этрурия. Эпоха – этрусская культура. Канопа – сосуд для хранения пепла умершего. Крышки в виде человеческих лиц и голов, ручки – как руки, ваза – как тело. Иногда с целыми фигурками на крышке. Канопы не похожи на другие типы античных сосудов.


  1. Этрусский саркофаг из Черветери.

Супружеская пара. Терракота. Кон. VI в. до н.э. Этрурия. Эпоха – этрусская культура. Спокойные позы, возлежат за трапезой. Широко открытые глаза смотрят вдаль, их строение прорисовано; традиционные улыбки. В руках была (ритуальная?) посуда.


  1. Капитолийская волчица.

Нач. V в. до н.э. Эпоха – этрусская культура. Бронза. Место – Капитолийский холм. Близнецы – не античные. Настороженная поза, оскаленная пасть, поднятые уши – правдивый образ хищного зверя, но есть и декоративные элементы – пряди шерсти.


  1. Античная мозаика – Александр Македонский и Дарий.

Кон. II в. до н.э. Мозаика из Помпей. Эпоха – Республика (IV-I вв. до н.э.). Битва при Иссе. Копия греческой картины кон. IV в. до н.э. (эпоха эллинизма). Высокая техника, тонкость проработки. Момент битвы, стремительность движения, выразительные лица (напряженная сосредоточеннотсь / страх и смятение).


  1. Античные фрески – фрески из Помпей.

Нач. I в. н.э. Эпоха – Республика (IV-I вв. до н.э.) и начало Принципата (I-II вв.). Настенные фрески Помпей: архитектурные сооружения и детали, сады и природа, мифологические и сакральные сюжеты. Прекрасная техника, тонкая прорисовка деталей, начало изображения перспективы.


  1. Римский скульптурный портрет Республики – так наз. Луций Юний Брут.

Нач. III в. до н.э. Эпоха – ранняя Республика (IV-I вв. до н.э.). Бронза. Глаза инкрустированы. Жесткое выражение лица, прямой взгляд – все отражает образ гражданина ранней Республики. Традиционная римская одежда. Однако в обработке деталей – влияние греческого или этрусского искусства.


  1. Римский скульптурный портрет Республики – Портрет старого патриция.

2 пол. I в. до н.э. Эпоха – поздняя Республика (IV-I вв. до н.э.). Максимальная точность в передаче внешнего облика. Принцип веризма (веризм – от verus – истинный). Идеал республики – суровая простота, строгие нравы, неукоснительное исполнение гражданских и семейных обязаннотей.


  1. Римский скульптурный портрет Республики – Гай Юлий Цезарь.

2 пол. I в. до н.э. Эпоха – поздняя Республика (IV-I вв. до н.э.). Портретное сходство. По лицу можно судить о характере человека. Волевое энергичное лицо, напряженное выражение взгляда отражает внутреннюю работу. Это политический деятель, занятый заботами о государстве.


  1. Римский скульптурный портрет принципата (кон. 1 в. до н.э.) – Октавиан Август.

Кон. I в. до н.э. Эпоха Ранней империи. Портетное сходство, но идеализация торса (атлетическое сложение). На панцире рельефы, прославляющие правление Августа; у ног – Амур (божественное происхождение Августа). Подчеркнутый образ идеального правителя (отчасти заимствование греческой идеализации).


  1. Римский театр – Театр Марцелла в Риме.

Кон. I в. до н.э. Эпоха Ранней империи. Полностью закрытое здание. Скена и проскениум, небольшая орхестра, места для зрителей на ярусах сводчато-арочных конструкций, с проходами под ними. Сверху мог натягиваться тент.


  1. Акведук Агриппы вНиме.

Кон. I в. до н.э. Эпоха Ранней империи. Арочный принцип. Ряды арок из кирпичей, соединенных бетоном (арка и бетон – римское изобретение). По верхнему ряду арок шел закрытый желоб, покоторому под определенным постоянным наклоном текла вода из горного озера в город.


  1. Колонна Траяна.

Нач. I в. н.э. Эпоха Ранней империи. Колонны императоров на форумах – изобретение римлян. Высокая; наверху – 6 м статуя Трояна. По колонне идет свиток – исторические рельефы о походах Трояна в Дакию.


  1. Римский скульптурный портрет принципата (1 в.) – Луций Цецилий Юкунд.

2 пол. I в. н.э. Эпоха Ранней империи. Вольноотпущенник, богатый ростовщик. Предельная, беспощадная точность портрета. В лице – гордость своими достижениями, своим положением. Новое – прорисовка зрачка, направленный взгляд.


  1. Колизей.

2 пол. I в. н.э. Эпоха Ранней империи. Амфитеатр, с открытой ареной, ряды сидений на 4 ярусах сводчато-арочных конструкций, опирающихся на ряды колонн. 50 тыс. зрителей. Продуманная система входа и выхода зрителей. Над ярусами натягивали тент. Под ареной – сложная система проходов.


  1. Арка Тита в Риме.

Кон. I в. н.э. Эпоха Ранней империи. Изобретение римлян еще в республиканскую эпоху. Триумфальная арка – в честь военных побед императоров. Коринфские колонны, в проходе – рельефы (въезд Тита в Рим с богиней Ромой и с трофеями). Надпись: «Senatus populusque Romanus divo Tito, divi Vespasiani f[ilio], Vespasiano Augusto».


  1. Пантеон.

«Храм всех богов». 1 пол. II в. н.э. Эпоха Ранней империи. Спереди – как фасад греческого храма с коринфскими колоннами. Сам Пантеон – круглый храм (отличительная черта римского зодчества) с огромным бетонным куполом, в центре которого – «око» Пантеона. Стены – 6 м, но с нишами. Бетон – с разными наполнителями, чем выше, тем легче.


  1. Римский скульптурный портрет принципата (2 в.) – император Коммод.

Кон. II в. н.э. Эпоха Ранней империи. Портретное сходство. Прорисовка зрачка (направленный, однако, несфокусированный взгдяд). Новое: пышная кудрявая прическа и борода. Влияние греческого искусства – мифологизация и идеализация: Коммод в образе Геракла (львиная шкура, палица), спокойные выражение лица и поза.


  1. Римский скульптурный портрет 3 в. – Максимин Фракиец.

Сер. III в. н.э. Эпоха: конец ранней и переход к поздней Империи. Портретное сходство еще есть, но изображение волос уже схематичное. Массивное, тяжелое лицо, взгляд исподлобья. Вся сила – в напряженном взгляде вдаль.


  1. Римский скульптурный портрет домината (4 в.) – Константин Великий.

1 пол. IV в. н.э. Эпоха поздней Империи. Нивелировка портретных особенностей. Удлинненные пропорции. Схематичное изображение волос. Застывшие черты лица без выражения, большие глаза устремлены вдаль, взгляд обращен внутрь. Превосходство духовного над физическим.


  1. Ранний фаюмский портрет (1-2 вв.).

1 пол. II в. н.э. Египет. Эпоха Ранней империи. Писались на досках, при жизни человека. Портретное сходство, сложный разворот головы, живые краски, часто использовался золотой фон (посмертная слава и объемное изображение). Большие выразительные глаза смотрят на зрителя.


  1. Поздний Фаюмский портрет.

III в. н.э. Египет. Эпоха: конец ранней и поздняя Империя. Фронтальное изображение, сухая контурная линия, однотонные краски, схематичное изображение. Большие глаза смотрят на зрителя и несут сильную духовную экспрессию: преобладание духовного над физическим.

Эпохи древнегреческого и римского искусства:

Этруски = Эгейское искусство

Республика = Архаика

Август = ранняя классика

1 в. н.э. – 1 пол. 2 в. н.э. (Траян, Адриан) = высокая классика

2 пол. 2 в.– нач. 3 в. н.э. = поздняя классика

кон. 3 в. – 5 в. н.э. = эллинизм.







©netref.ru 2017
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет