Изучение литературы народов россии как условие приобщения школьников к культуре и национально-духовным сокровищам народов российского государства



жүктеу 88.93 Kb.
Дата01.05.2016
өлшемі88.93 Kb.
: olderfiles
olderfiles -> ФӘрит яхин шигырьләР ҺӘм поэмалар алтынчы том
olderfiles -> Контрольная работа по истории США. 8 класс
olderfiles -> Ильин Е. П. Мотивация и мотивы
olderfiles -> Геометрия в абстракции
olderfiles -> Исследовательская работа Выполнена ученицей 11 класса моу
olderfiles -> 1. Памятники доколумбовой эпохи. Наследие индейцев Латинской Америки
olderfiles -> Каин и Авель
olderfiles -> Философская истина и интеллигентская правда
И.В.Терпугова

Нерюнгри
ИЗУЧЕНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ КАК УСЛОВИЕ ПРИОБЩЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ К КУЛЬТУРЕ И НАЦИОНАЛЬНО-ДУХОВНЫМ СОКРОВИЩАМ НАРОДОВ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА.
В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года определены важнейшие задачи воспитания: «формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда» [1, 21]. Безусловно, особым потенциалом в духовно-нравственном воспитании личности, развитии ее моральных качеств, гражданского сознания, коммуникативных способностей, эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру обладает школьный курс «Литература». «Литературное образование играет особую роль в процессах формирования и воспитания личности, развитии ее морально-нравственных качеств, в приобщении к отечественной и мировой духовной культуре, содействует закреплению национальных традиций, обеспечивает преемственность поколений. Воспитательный потенциал курса литературы связан с особой возможностью формировать систему нравственных ценностей, углублять интеллектуальную, эмоционально-чувственную сферу личности, развивать социальную и культурную компетенции ученика» [2].

Одной из целей образования является также воспитание личности, знающей свою культуру и в то же время способной усваивать традиции, культуру, язык других наций. Безусловно, формирование у школьников представления о многообразии культур в России, воспитание позитивного отношения к представителям разных этнических групп невозможно без кропотливой, систематической работы по обогащению знаний школьников о культурах разных народов. Важную роль в этом процессе играет курс «Литература народов России», который может быть введен в учебный план либо как школьный компонент инвариантной части, либо как элективный курс вариативной части. Его цель - расширение кругозора обучающихся, углубление знаний о многообразии литератур народов России, их взаимосвязях, а также уникальности и неповторимости национальных культур. Курс «Литература народов России» призван воспитывать у школьников терпимость к чужим традициям и мировоззрению, интерес к другим народам и желание понять другую культуру, включить изучение чужой культуры в диалог со своей собственной, помогает ребенку осознать себя носителем культуры того или иного народа.

В Концепции модернизации российского образования также подчеркивается, что «…общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т. е. ключевые компетентности, определяющие современное качество образования» [1, 21]. На уроках литературы народов России ведется работа по развитию у обучающихся предметных и общеучебных умений и навыков:


  • давать характеристику литературного героя, сравнительную характеристику героев, определять отношение автора к герою и выявлять способы его выражения, находить художественно-поэтические средства изображения героев и определять их роль;

  • определять жанр произведения, выделять его композиционные части и определять сюжетные линии;

  • находить в произведении историческую основу и художественный вымысел, определять его функцию;

  • определять идею произведения и способы ее раскрытия;

  • осуществлять сопоставительный анализ произведений, имеющих сюжетное, тематическое, идейное сходство, сравнивать идейно-тематическое содержание произведений разных авторов;

  • определять основную проблематику художественного произведения, выделять основные события и обнаруживать их взаимосвязь;

  • выделять эпизод в тексте, определять его место в системе эпизодов и роль в раскрытии характера героя или идеи произведения;

  • работать с учебной статьей – биографией писателя, составлять ее план;

  • создавать событийный и композиционный план произведения и т.д.

Эти уроки, безусловно, играют большую роль в развитии устной и письменной речи обучающихся, поскольку на них создаются условия для:

  • развития умения кратко пересказывать содержание учебной статьи на основе плана,

  • развития навыков построения монологического высказывания по проблеме, словесного рисования, письменной речи (ответ на вопрос аналитического характера, сочинение, изложение),

  • совершенствования навыков выразительного чтения, художественного рассказывания, краткого, выборочного и подробного пересказа, чтения по ролям,

  • обогащения словарного запаса обучающихся.

Содержание программы учитывает возрастную специфику обучающихся 5-8 классов, перспективы развития их личности и широкий спектр их интересов. Она построена на проблемно-тематической основе и логика ее построения основывается на программе Г.И.Беленького. Преподавание осуществляется на основе учебников: Хайруллин Р.З, Бирюкова С.К. Литература народов России: Учебник-хрестоматия для уч-ся 5-6, 7-8, 9 кл. -СПб.: отделение издательства «Просвещение», 2000.

В каждом классе материал представлен (как и в программе Г.И.Беленького) от древней литературы до современной. Например: в 5 классе вслед за изучением устного народного творчества следует изучение мотивов фольклора в литературе, в 6 классе за героическим эпосом следует раздел «Исторические предания и легенды в обработке писателей и поэтов разных народов, в 8 классе сначала изучаются произведения древней литературы, а затем литературы VIII – начала ХХ вв.

Следует сказать и о преемственности тем. Сквозными являются: «Тема природы в произведениях поэтов и писателей разных народов», «Тема экологии», «Тема становления личности». Кроме того, с творчеством некоторых писателей и поэтов обучающиеся встречаются как в 5, так и в 6-8 классах. Причем произведения выбираются с учетом возрастных особенностей детей, идейного содержания и уровня доступности.

Программа предусматривает возможность для творчества учителя и интересов конкретного класса. Учитель сам определяет количество часов, необходимых для изучения той или иной темы. При этом 20 % учебного времени он может использовать по своему усмотрению: отбирать других авторов, другие произведения, опускать некоторые вопросы и дополнительно включать другие в зависимости от уровня подготовки класса и других условий, не нарушая при этом логики изучения курса.

Содержание программы:

5 класс:

Введение. Россия – многонациональное государство. 1 ч..

Фольклор народов России. 8ч.: Загадки разных народов. Пословицы разных народов.

Волшебные, бытовые и сказки о животных разных народов.Якутские сказки. Сказки народов крайнего Севера (юкагирские, эвенские, эвенкийские, чукотские). Бурятские сказки. Татарские и башкирские сказки. Сказки народов Кавказа (осетинские, аварские, дагестанские, адыгейские и т.д.).



Мифы народов России. 3ч.: Мифы, легенды и предания народов России (якутов, эвенков, бурятов, народов Крайнего Севера, народов Кавказа).

Литературные сказки. 9ч.: Элляй. «Чурумчууку» (якут.). Суорон Омоллоон. «Удюргай Батыр» (якут.). Габдула Тукай. «Шурале» (тат.). Иван Шесталов. «Когда качало меня сердце» (манс.). Олег Четкарев. «Сын Огня и Сын Ночи» (удмурт.). Педер Хузангай. «Лунянка» (чув.).

Тема природы в произведениях поэтов и писателей разных народов. 9ч.: Поэты народов Крайнего Севера и Якутии о родной природе (С. Данилов, Л.Попов, А.Михайлов, А.Кымытваль – чук., Н.Курилов – юкаг., А.Немтушкин, Д.Апросимов, Н.Калитин –эвенкийск., В.Лебедев, А.Кривошапкин, В.Аркук- эвенск.) Нерюнгринские поэты о родной природе. И. Федосеев «Кустук». Цырен Шагжин (бурят.). Рассказ «Пятнистый олененок».

Багауждин Зязиков (ингуш.). Рассказ «Марац». Кирей Мэргэн (башк.). Главы из повести «Тайна Караидели». Василий Баталов (коми). Отрывки из цикла «Край мой любимый». Поэты разных народов о родной природе (Коста Хетагуров(осет.), Р.Гамзатов(авар.), Перец Маркиш (евр.) Педер Хузанкай (чуваш.), Максим Геттуев(балкар.).



Жизнь твоих сверстников. 4ч.: И.Федосеев. Рассказ «У костра». Степан Сарыг-оол (тувин.писатель). Рассказ «Огненные телеги». Алим Кешоков (кабардино-балкарский поэт и писатель). Отрывок из повести «Живое седло».

Итоговый урок. 1ч.

6 класс:

Введение. Для чего нужно знать литературу народов России 1ч..

Устное народное творчество. 9ч.: Башкирский героический эпос «Урал – Батыр». Бурятский героический эпос «Гэсэр». Калмыцкий героический эпос «Джангар». Героический эпос народов Кавказа. «Нарты». Олонхо – героический эпос якутов. «Нюргун Боотур Стремительный». Карело-финский героический эпос «Калевала».

Исторические предания и легенды в обработке писателей и поэтов разных народов. 4 ч.: С.Данилов. «Манчары». Дм. Апросимов. «Кюндели-Куо». Ю.Рытхеу. «Первый хлеб».

Тема детства. 9ч.: Шолом - Алейхем. «Мальчик Мотл». Павел Кучияк (алтайский писатель.). «Адыйок» (отрывок из романа). Н.Тарабукин (эвенский писатель). Повесть «Мое детство» (отрывки). Кайсын Кулиев (балкар.). Исак Машбаш (адыг.) Стихотворения. Мустай Карим (башк.). Отрывок из повести «Таганок». Тевье Ген (евр.) Рассказ «Ледоход». Цокто Номтоев (бурят.) Рассказ «Сын табунщика».

Тема защиты природы. 10 ч.: Стихотворения бурятских, татарских поэтов, поэтов Кавказа о родной природе. Н.А.Габышев. «Олень пропал». Г.Курилов. Рассказы. Еремей Айпин (хант.). Отрывок из повести «Я слушаю Землю». Олег Саган-оол (тувин.). Отрывок из повести «Родные люди». Бося Сангаджиева (калм.). Рассказ «Ночью в степи». Халимат Байрамукова (карач.). Отрывок из повести «Вечные всадники».

Итоговый урок. 1 ч.

7 класс:

Введение. Роды и виды (жанры) литературы. 1ч.

Фольклорные мотивы в произведениях писателей и поэтов разных народов. 6 ч.: Галина Кэптукэ (эвенкийс.). «Рассказы Чэриктэ». Василий Лебедев (эвеск.). Поэма «Память». Стихотворения. Каллистрат Хаков (коми). Отрывок из поэмы Биармия».

Писатели о прошлом своей Родины. 7ч.: Серафим Попов (коми). «Сказание о покорителях Сибири». Стихи Моисея Ефимова (якут. ) «Ветры веков», «Семен Дежнев», «Золотые волны», «Хомус». Михаил Брыжинский (морд.). Отрывок из повести «Ради братий своих». Ким Васин (марийс.) Рассказ «Джигит с берегов Таныпа». Михаил Коновалов (удмурт.). Отрывок из романа «Гаян». Андрей Кривошапкин (эвенс. ) Стихотворения «Мой друг», «Раздумья у Джугрджура». Коста Хетагуров (осет.). Рассказ «Охота на туров».

Тема Родины и родной природы в стихотворениях поэтов разных народов. 9ч.: Виктор Кеулькут (чукот.), Николай Курилов (юкаг.), Расул Гамзатов (аварск.), Салават Юлаев (башк.): «Родная страна», «Битва», Давид Кугультинов (калмыц.): «Ушла зима…», «Как ты прекрасна, степь моя, в апреле!..», Владимир Брендоев (карельс.): «О северный край мой…», Борис Укачин (алтайс.) «Молитва у кедра». Габлулла Тукай (татар.): «Осень», «Пара лошадей», «Праздник в детстве», «Жизнь люби…», «Пушкину».

Тема становления личности в литературе. 8ч.: Андрей Кривошапкин (эвенс.). Рассказы из книги «Сын Чиктикана»: «Мой олененок», «Глаза оленя», «Три медали». Утыз – Имэни (татар.). «О дружбе», «Как стать благовоспитанным?», «Что значит быть ученым?». Мифтахетдин Акмулла (татар, башк.). «Дружба», «Нуржану (Поучения)», «Совет». Тэки Одулок (юкаг.). Отрывки из повести «Жизнь Имтеургина Старшего». Шолом – Алейхем (евр.). Рассказ «Часы».

Итоговый урок. 1ч.

8 класс:

Введение. Отражение жизни в искусстве. Литература народов России и другие виды искусства. 1ч.

Устное народное творчество. 3ч.: Малые жанры фольклора (загадки, пословицы, поговорки). Сказки разных народов. Народные песни.

Древняя литература. 4ч.: Мухаммедьяр (татар.). «Судьба девушки», «О доброте», «Лучи души», «Справедливость и язык». Мавля Колый (тюрк.). «О земледелии», «О бродягах», «О любви», «О родне». Кул Гали (тюрс.). «Сказание о Юсуфе».

Литература XVIII – начала XX века. 10ч.: Салават Юлаев (башк.). “Зюлейха». Етим Эммин (лезг.). «Я видел подобную гурии», «Если спросят друзья», «Голубка», «О счастливая». Султан Хан-Гирей (адыг.). Черкесские предания». Коста Хетагуров (осет.). «Фатима». Бадма Боваев (калм.). Отрывок из поэмы «Услаждение слуха». Шолом – Алейхем (евр.). «Счастье привалило». Алексей Кулаковский (якут.) «Благословение по-старинному».

Платон Ойунский (якут.). Отрывок из повести-легенды «Кудангса Великий». Галимджан Ибрагимов (татар.). Рассказ «Дети природы». Габдулла Тукай (тат.). «Вспоминаю», «Книга», «Моя звезда». «Иду своим путем».



Литература XX века. 9ч.: Мусса Джалиль (тат.). Стихотворения из «Моабитской тетради». Эфенди Капиев (лакс.) . «Фронтовые записи». Перец Маркиш (евр.). «Бабий Яр», Валентин Колумб (марийс.). «Доброта». Образ матери в стихотворениях поэтов разных народов: Джемалдин Яндиев (ингуш.), Расул Гамзатов (авар.), Ялмари Виртанен (карел.). Семен Курилов (юкаг.). «Ханидо и Халерха». Владимир Санги (нивх.). «Первый выстрел».

Андрей Кривошапкин (эвенс.). «Уямканы идут на север».



Итоговый урок. 1ч.

Подведение итогов изучения предмета. 1ч.

Введение предмета «Литература народов России» позволяет существенно повысить уровень литературного развития обучающихся, активизировать их интерес к культуре и литературе народов, принадлежащих к одной этнокультурной общности, показать взаимосвязанность и взаимообусловленность развития народов, их культур, что дает обучающимся возможность постижения русской литературы на качественно новом уровне, помогает формировать у школьников толерантное отношение к представителям разных народов. Кроме того, являясь одной из составляющих частей литературного образования, данный курс играет важную роль в процессе становления духовного мира ребенка, создания условий для формирования внутренней потребности личности в непрерывном самосовершенствовании, в раскрытии, реализации и развитии своих творческих возможностей, а также способствует адаптации и развитию личности в условиях мультикультурной среды.


Библиографический список


  1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Вестник образования. – 2002. - № 6. – С. 21.

  2. Методическое письмо "О преподавании учебного предмета "Литература" в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования // Диск «Новые стандарты общего образования» (компакт-диск) – издательство «Учитель», 2007.





©netref.ru 2017
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет