Какого цвета астры вы видели? Какие у них лепестки?



жүктеу 119.6 Kb.
Дата02.05.2016
өлшемі119.6 Kb.
: files -> sites -> 1383501422666035 -> files -> widgets -> book-catalog -> 1398140886044229
sites -> Тақырыбы: «Өлең сөздің патшасы, сөз сарасы» атты Абай оқулары байқауы Байқаудың мақсаты
sites -> Сабақтың тақырыбы: Квартет Сабақтың мақсаты
sites -> Қазақстан Республикасы Ғылым Академиясы М. О.Әуезов атындағы Әдебиет және Өнер Институты
sites -> «№ мектеп-лицей» мемлекеттік мекемесі Күнтізбелік- тақырыптық жоспар
sites -> Вопросы к экзамену по дисциплине «конституционное право зарубежных стран»
book-catalog -> Сабақ жоспарының үлгісі 2-сынып, қазақ тілі пәні Тақырыбы
book-catalog -> 30 мектеп-гимназиясы Жамбыл Жабаев: өмірі мен шығармашылығы Мұғалім: Садвакасова С. Н
1398140886044229 -> Рассказов: «Лошадиная фамилия», «Смерть чиновника»
book-catalog -> Астана қаласының Білім басқармасының «№30 мектеп-гимназия»
Астра.В начале 18 века одному французскому ботанику прислали из Китая семена неизвестного растения. Семена посеяли в Парижском ботаническом саду, и растение расцвело красным лучистым цветком с желтой серединкой. Оно походило на большую маргаритку. Французам понравился этот цветок, и они назвали его Королевой маргариток. Ботаники и садовники стали выводить новые сорта Королевы маргариток различной окраски. И спустя двадцать два года расцвел невиданный махровый цветок. Увидев его, один из ботаников воскликнул: «Астер!», что значит по-гречески «звезда».С тех пор этот цветок стали называть астрой.

Назовите другие цветы, которые цветут осенью. Расскажите о цветнике в вашем дворе или возле школы.

Какого цвета астры вы видели? Какие у них лепестки?

Расскажите, почему астра получила такое название.

Как называют цветы астры? Почему?

А с т р а


Осень над парком тенистым… Ложится
Птицы
В похолодевшее небо глядится

Астра, лучистая астра – звезда.

Астру с прямыми ее лепестками

С древних времен называли «звездой».

Так бы ее вы назвали и сами.

В ней лепестки разбежались лучами

От сердцевинки совсем золотой.

Близятся сумерки. Тонкий и острый

В небе созвездий колышется свет.

Астра на клумбе, душистой и пестрой,

Смотрит, как светят далекие сестры,

И посылает с земли им привет.

Вс. Рождественский
Найдите в стихотворении строчки, в которых описываются лепестки астры. С чем сравнивает поэт астру? Почему?

Лепестки астр, как лучи звезды, расходятся во все стороны.

Сохранилось предание, что астра выросла из пылинки, упавшей со звезды. Вот почему в тихую звездную ночь, по преданию, у клумб с астрами слышится слабый шепот: это астры беседуют с родными звездами.
Тюльпан. Слово тюльпан восходит к персидскому «тюрбан»-чалма, головная повязка. Цветок назван по сходству с чалмой ( четыре раза обернутый вокруг головы платок ).

Т ю л ь п а н ы

Над землей белое вишневое облако, на земле уже лето – огневые солнечные тюльпаны.

Точно столкнулись ушедшая зима с наступающим летом в этом дивном весеннем цветении…

…Царственно цветут тюльпаны! Тигровые, зоревые, желто-красные, как огонь, пробившийся из земли

Г. Николаева

Почему тюльпаны названы огневыми, солнечными? Какого цвета тигровые тюльпаны? Объясните происхождение слова дивный.

Какие гости в комнате моей!

Казахские, туркменские тюльпаны.

Они пришли в одежде пестротканой

К нам из садов, из парков, из степей.

В диковинных цветах земли восточной

Я удалое племя узнаю.

Поддерживает чашу стебель прочный,

Пробившийся на свет в степном краю.

В кувшине на столе прожив неделю,

Земли, корней лишенные цветы

Не съежились ничуть, не побледнели

И сохранили свежесть красоты.

Вот первый лепесток пропал без вести,

За ним другому отлететь пришлось.

Но братья-лепестки не вянут вместе,

Живут в семье, а умирают врозь.

С. Маршак



Голубой. Лиловый. Коричневый. Голубой цвет получил свое название от цвета оперения шейки голубя. Французское название сирени – «лиля», отсюда название лиловый. Коричневый цвет назвали по цвету корицы, а слово корица образовалось от слова кора. Слово оранжевый означает цвет апельсина ( апельсин по-французски – оранж ), от итальянского слова «оро» - золото ).

Подумайте и объясните происхождение названий оттенков цвета: сиреневый, малиновый, розовый.


С и р е н ь


О появлении сирени в Скандинавских странах рассказывается в одной из легенд. Весна, смешав лучи солнца и радуги, стала бросать их на землю. И там, куда падали лучи, распускались цветы – желтые, оранжевые, красные, синие. Весна шла с юга на север, щедро рассыпая разноцветные лучи. Когда же она достигла севера, у нее остались только одни лиловые. Из них-то и выросли кусты сирени.

Легенда о сирени возникла в северных странах, и можно подумать, что сирень всегда росла только на севере. На самом же деле сирень родом из Персии. Четыреста лет назад сирень привезли в Вену, оттуда она стала быстро распространяться по всей Европе.

Н. Верзилин

Цветет сирень, благоухает,

Поселок дачный весь в цвету.

И пруд тенистый отражает

Лиловых гроздьев красоту.

Сирень вокруг,

Сирень над нами…

Как будто бы

Издалека

На нас плывут

Между домами

Сиреневые облака.


В. Товарков



Красный цвет в древней Руси называли червленый и червонный. Слово червленый произошло от слова червь. Красную краску делали из особого вида червей, отсюда и название червленый. Слово червонный сохранилось в украинском языке как обозначение красного цвета и до нашего времени.

Красную краску темного оттенка называли словом багр. От этого названия возникли слова багровый, багряный. Багровым называют густой красный цвет, багряным – яркий, чистый красный цвет. Например: багровое зарево – багряный закат.


Слова для справки: алый, огненный, голубой, небесного цвета, дивный, нежный, белый, сверкающий, удивительный, великолепный.
Бирюза, лазурь, изумруд. Бирюза – непрозрачный драгоценный камень голубого или бледно-зеленого цвета. Бирюзовый цвет - нежно-голубой, цвета бирюзы.

Лазурь – краска светло-синего, лазурного цвета.

Светло-синий цвет, синева.



Изумруд – драгоценный камень ярко-зеленого цвета.

Среди всех зеленых камней самым прекрасным и ценным, бесспорно, является изумруд ( Ферсман ).


Фиалка, фиолетовый. Слово фиалка восходит к латинскому слову. «Виола» – так называли этот цветок. Того же происхождения и слово фиолетовый, т. е. цвета фиалки.
Львиный зев. Львиный зев напоминал грекам о подвиге их любимого мифического героя Геракла. Геракл победил свирепого немийского льва, которому он разодрал его страшную пасть. И тогда богиня цветов Флора создала цветок, по форме и цвету похожий на окровавленную пасть льва.

Ноготок, или календула. Простенький желтый цветок – ноготок, или календула. Словом «календэ» римляне называли первые и последние числа месяца. От этого слова происходит и название календарь. Растение названо так потому, что оно долго, из месяца в месяц, цветет. Семена же его, изогнутые лунками, напоминают состриженные ногти.

Г л а д и о л у с

Высокое стройное растение с красивыми, как лилии, цветами, собранными в два ряда в заостренный прямой колос. Листья длинные, узкие, торчат, как острые шпаги. Это растение потому и называется гладиолусом или шпажником.

По-латыни слово гладиолус означает «небольшой меч».


Рождение известной сказочной героини связано с цветком. Вот как появилась она на свет: « И только женщина поцеловала лепестки, там внутри, в бутоне, что-то щелкнуло, и цветок распустился. Это был ( ? ), в самой чашечке на зеленом пестике цветка сидела девочка. Она была маленькая-маленькая, всего в дюйм ростом. Ее так и прозвали…» Кто же это?

(Дюймовочка, героиня одноименной сказки Г.Х.. Андерсена.)

Уточните название цветка. (Тюльпан)

В одной увлекательной сказке тоже повествуется о том, что «по ночам, когда все вокруг темно и мы все спим», цветы «весело пляшут друг с другом, такие балы задают - просто чудо!» Что это за сказка?

(«Цветы маленькой Иды» Г.Х. Андерсена.)

А как цветам из сада удавалось попасть на бал в королевский дворец?

«Они…прыгнули со своих стебельков высоко в воздух, забили лепестками, точно крылышками, и полетели», превратившись в «красных, желтых и белых бабочек».

Трудно найти человека, который не любил бы цветов. А вот одного сказочного героя приводит в восторг совсем иное: «Видишь, как искусно сделано! Это куда интереснее настоящих цветов! И какая точность! Ни единой неправильной линии!» Вы, конечно, узнали этого героя?

( Кай из «Снежной королевы»)

Чем же он восхищался?

(Кай рассматривал сквозь лупу снежинку)

Как хороши, как свежи были розы.

В моем саду! Как взор прельщали мой!

Как я молил весенние морозы

Не трогать их холодною рукой.

( И. Мятлев. )

«Красная роза (…), вся затрепетав в экстазе, раскрыла свои лепестки навстречу прохладному дуновению утра… (…) В полдень Студент распахнул окно и выглянул в сад.


  • Ах, какое счастье! – воскликнул он. – Вот она, красная роза. В жизни не видал такой красивой розы! У нее, наверное, какое-нибудь длинное латинское название».

« – Радуйся! – крикнул ему Соловей. – Радуйся, будет у тебя красная роза. Я создам ее из звуков моей песни при лунном сиянии и обагрю ее горячей кровью своего сердца». ( О. Уайльд «Соловей и роза».)

Группа «Астра»

1.Рассказать о том, почему ваш цветок так называется, где он появился и растёт.
2.Прочитать наизусть стихотворение о своём цветке. Выполнить задания к тексту.


  • Подчеркните в тексте стихотворения имена прилагательные.

  • Найдите в тексте стихотворения строчки, в которых описываются лепестки астры. С чем сравнивает поэт астру? Почему?

3. С помощью кисточек, красок и фломастеров раскрасьте дерево на рисунке, помогающем увидеть роль прилагательных в речи и их связь с именем существительным. Для образца используйте изображение ягоды на доске.
Группа «Астра»

1.Рассказать о том, почему ваш цветок так называется, где он появился и растёт.


2.Прочитать наизусть стихотворение о своём цветке. Выполнить задания к тексту.

  • Подчеркните в тексте стихотворения имена прилагательные.

  • Найдите в тексте стихотворения строчки, в которых описываются лепестки астры. С чем сравнивает поэт астру? Почему?

3. С помощью кисточек, красок и фломастеров раскрасьте дерево на рисунке, помогающем увидеть роль прилагательных в речи и их связь с именем существительным. Для образца используйте изображение ягоды на доске.


Группа «Сирень»

1.Рассказать о том, почему ваш цветок так называется, где он появился и растёт.


2.Прочитать наизусть стихотворение о своём цветке. Выполнить задания к тексту.

  • Подчеркните в тексте стихотворения имена прилагательные.

  • Найдите в тексте синоним к выражению «издавать приятный запах».

3.С помощью кисточек, красок и фломастеров раскрасьте гриб на рисунке, помогающем увидеть роль прилагательных в речи и их связь с именем существительным. Для образца используйте изображение ягоды на доске.




Группа «Сирень»

1.Рассказать о том, почему ваш цветок так называется, где он появился и растёт.


2.Прочитать наизусть стихотворение о своём цветке. Выполнить задания к тексту.

  • Подчеркните в тексте стихотворения имена прилагательные.

  • Найдите в тексте синоним к выражению «издавать приятный запах».

3.С помощью кисточек, красок и фломастеров раскрасьте дерево на рисунке, помогающем увидеть роль прилагательных в речи и их связь с именем существительным. Для образца используйте изображение ягоды на доске.


Группа «Тюльпан».

1.Рассказать о том, почему ваш цветок так называется, где он появился и растёт.
2. Прочитать наизусть стихотворение о своём цветке. Выполнить задания к тексту.


  • Подчеркните в тексте стихотворения имена прилагательные.

  • С чем в стихотворении сравнивается бутон тюльпана? Почему?

  • В последней строфе найдите антонимы.

3.С помощью кисточек, красок и фломастеров раскрасьте кошку на рисунке, помогающем увидеть роль прилагательных в речи и их связь с именем существительным. Для образца используйте изображение ягоды на доске.

Группа «Тюльпан».

1.Рассказать о том, почему ваш цветок так называется, где он появился и растёт.


2. Прочитать наизусть стихотворение о своём цветке. Выполнить задания к тексту.

  • Подчеркните в тексте стихотворения имена прилагательные.

  • С чем в стихотворении сравнивается бутон тюльпана? Почему?

  • В последней строфе найдите антонимы.

3.С помощью кисточек, красок и фломастеров раскрасьте кошку на рисунке, помогающем увидеть роль прилагательных в речи и их связь с именем существительным. Для образца используйте изображение ягоды на доске.



«Кто ты будешь такой?»

Группа «Сирень»


Рождение известной сказочной героини связано с цветком. Вот как появилась она на свет: « И только женщина поцеловала лепестки, там внутри, в бутоне, что-то щелкнуло, и цветок распустился. Это был ( ? ), в самой чашечке на зеленом пестике цветка сидела девочка. Она была маленькая-маленькая, всего в дюйм ростом. Ее так и прозвали…» Кто же это?

(Дюймовочка, героиня одноименной сказки Г.Х.. Андерсена.)

Уточните название цветка. (Тюльпан)

Задание: выписать из текста все имена прилагательные, определить их падеж.


«Кто ты будешь такой?»

Группа «Сирень»


Рождение известной сказочной героини связано с цветком. Вот как появилась она на свет: « И только женщина поцеловала лепестки, там внутри, в бутоне, что-то щелкнуло, и цветок распустился. Это был ( ? ), в самой чашечке на зеленом пестике цветка сидела девочка. Она была маленькая-маленькая, всего в дюйм ростом. Ее так и прозвали…» Кто же это?

(Дюймовочка, героиня одноименной сказки Г.Х.. Андерсена.)

Уточните название цветка. (Тюльпан).

Задание: выписать из текста все имена прилагательные, определить их падеж.

«Кто ты будешь такой?»

Группа «Сирень»


Рождение известной сказочной героини связано с цветком. Вот как появилась она на свет: « И только женщина поцеловала лепестки, там внутри, в бутоне, что-то щелкнуло, и цветок распустился. Это был ( ? ), в самой чашечке на зеленом пестике цветка сидела девочка. Она была маленькая-маленькая, всего в дюйм ростом. Ее так и прозвали…» Кто же это?

(Дюймовочка, героиня одноименной сказки Г.Х.. Андерсена.)

Уточните название цветка. (Тюльпан).

Задание: выписать из текста все имена прилагательные, определить их падеж.


«Кто ты будешь такой?»

Группа «Астра»


В одной увлекательной сказке тоже повествуется о том, что «по ночам, когда все вокруг темно и мы все спим», цветы «весело пляшут друг с другом, такие балы задают - просто чудо!» Что это за сказка?

(«Цветы маленькой Иды» Г.Х. Андерсена.)



А как цветам из сада удавалось попасть на бал в королевский дворец?

«Они…прыгнули со своих стебельков высоко в воздух, забили лепестками, точно крылышками, и полетели», превратившись в «красных, желтых и белых бабочек».



Задание: выписать из текста все имена прилагательные, определить их падеж.

В одной увлекательной сказке тоже повествуется о том, что «по ночам, когда все вокруг темно и мы все спим», цветы «весело пляшут друг с другом, такие балы задают - просто чудо!» Что это за сказка?

(«Цветы маленькой Иды» Г.Х. Андерсена.)

А как цветам из сада удавалось попасть на бал в королевский дворец?

«Они…прыгнули со своих стебельков высоко в воздух, забили лепестками, точно крылышками, и полетели», превратившись в «красных, желтых и белых бабочек».



Задание: выписать из текста все имена прилагательные, определить их падеж.

В одной увлекательной сказке тоже повествуется о том, что «по ночам, когда все вокруг темно и мы все спим», цветы «весело пляшут друг с другом, такие балы задают - просто чудо!» Что это за сказка?

(«Цветы маленькой Иды» Г.Х. Андерсена.)

А как цветам из сада удавалось попасть на бал в королевский дворец?

«Они…прыгнули со своих стебельков высоко в воздух, забили лепестками, точно крылышками, и полетели», превратившись в «красных, желтых и белых бабочек».



Задание: выписать из текста все имена прилагательные, определить их падеж.

«Кто ты будешь такой?»

Группа «Тюльпан»


Трудно найти человека, который не любил бы цветов. А вот одного сказочного героя приводит в восторг совсем иное: «Видишь, как искусно сделано! Это куда интереснее настоящих цветов! И какая точность! Ни единой неправильной линии!» Вы, конечно, узнали этого героя?

( Кай из «Снежной королевы»)

Чем же он восхищался?

(Кай рассматривал сквозь лупу снежинку)


Задание: выписать из текста все имена прилагательные, определить их падеж.

«Кто ты будешь такой?»

Группа «Тюльпан»


Трудно найти человека, который не любил бы цветов. А вот одного сказочного героя приводит в восторг совсем иное: «Видишь, как искусно сделано! Это куда интереснее настоящих цветов! И какая точность! Ни единой неправильной линии!» Вы, конечно, узнали этого героя?

( Кай из «Снежной королевы»)

Чем же он восхищался?

(Кай рассматривал сквозь лупу снежинку)


Задание: выписать из текста все имена прилагательные, определить их падеж.


«Кто ты будешь такой?»

Группа «Тюльпан»


Трудно найти человека, который не любил бы цветов. А вот одного сказочного героя приводит в восторг совсем иное: «Видишь, как искусно сделано! Это куда интереснее настоящих цветов! И какая точность! Ни единой неправильной линии!» Вы, конечно, узнали этого героя?

( Кай из «Снежной королевы»)

Чем же он восхищался?

(Кай рассматривал сквозь лупу снежинку)


Задание: выписать из текста все имена прилагательные, определить их падеж.



©netref.ru 2017
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет