Кармы. Ахимса понимается как дисциплинирующий элемент нормативного поведения отдельного человека, из­начально способного на насилие.



жүктеу 12.45 Kb.
Дата03.05.2016
өлшемі12.45 Kb.
:
АХИМСА, ахинса (санскр. ahimsa-неубиение) - непри­чинение вреда всему живому в физическом, ментальном, эмоциональном и моральном планах. Центральная пове­денческая норма в джайнизме, существенная в буддизме, важная в индуизме. Вероятно, впервые разработана в джайнизме, где названа первым из великих обетов, не­обходимых для задержания притока новых карм и исчер­пания старых. В буддизме ахимса включена в перечень норм, обязательных для продвижения человека к нирване. В индуизме как норма праведного поведения всегда пред­писывается в литературе смрити.

Зарождение ахимсы допустимо связывать с неприятием ведийско-брахманистской практики жертвоприношения животных, постепенно замененных некровавыми прино­шениями. Положение о круговороте жизни существенно для принятия ахимсы, однако ошибочно отождествлять ее с требованием любви и сострадания к человеку или с «Зо­лотым правилом». Все три религии видят в страдании сущностную характеристику человеческого существования и признают справедливым универсальность действия зако­на кармы. Ахимса понимается как дисциплинирующий элемент нормативного поведения отдельного человека, из­начально способного на насилие. Ахимса никогда не вы­двигалась в Индии как норма в межгосударственных от­ношениях; право государства на наказание нарушителя дхармы всегда признавалось легитимным. В кон. 19 -нач. 20 в. ахимсу впервые как принцип со­циально-политического действия использовал М. Г. Ганди; сам термин Ганди считал неадекватным и заменил его другим - сатьяграха (твердость в истине). А. Швейцер на­звал ахимсу одним из важнейших событий интеллектуаль­ной жизни человечества. Оптимизм 1920-40-х гг. относи­тельно ахимсы как впервые найденного в Индии универ­сального способа решения конфликтов оказался безосно­вательным.



О. В. Мезенцева



©netref.ru 2017
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет