Клиническая психология в системе психологических наук. Клиническая и юридическая психология. Структура юридической психологии



бет1/13
Дата18.04.2016
өлшемі2 Mb.
түріИсследование
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

  1. Клиническая психология в системе психологических наук. Клиническая и юридическая психология. Структура юридической психологии.


Клиническая психология – частная психологическая дисциплина (теоретическая область), предмет которой – психические расстройства (нарушения) при психических болезнях, нарушениях развития, поражениях ЦНС и психические аспекты соматических расстройств (болезней).

Основные направления клинической психологии:

- нейропсихология

- патопсихология

- психотерапия, психологическая коррекция и психологическое консультирование

- психосоматика и психология телесности

- детская нейропсихология

- детская патопсихология
Юридическая психология – прикладная наука, предмет которой – явления и закономерности психики, связанные с применением правовых норм и участием человека в правовой деятельности.

Основные направления юридической психологии:

- криминальная психология (правонарушитель – криминал)

- судебная психология (правонарушитель – криминал – следствие – суд)

- исправительная психология (суд – оправдание, наказание, принудительные меры медицинского характера). Раньше была доктрина, что любого человека можно перевоспитать (исправительно-трудовой кодекс). Теперь: исполнительный кодекс, который регулирует исполнение наказания, след-но, пенетенциарная психология.


Основные задачи юридической психологии:

  1. Изучение психологических механизмов противоправного поведения (преступления) и личности правонарушителя.

Вопрос о соотношении социального и биологического:

- антропологическая школа уголовного права (Ч. Ламброзо).

- социологическая школа уголовного права


  1. Исследование психологических особенностей других участников процесса (потерпевших, свидетелей, истцов)

Достоверность показаний – прерогатива суда!!

Свидетель – умение давать показания

Потерпевший – виктимность.


  1. Исследование социально-психологических проблем:

- макросоциальные факторы

- микросоциальные факторы (групповые). Секты, ритуальные убийства. Индуцированные психозы.





  1. Изучение психологических проблем адаптации и реадаптации к местам лишения свободы правонарушителей.

  2. Изучение психологических основ профессиональной деятельности судей, прокуроров, следователей, адвокатов.

  3. Исследование психологических основ проведения следственных действий. Исследование полиграфа.

  4. Разрабатывание теоретических, методологических, организационно-правовых и этических основ КСППЭ.




  1. Формы использования специальных психологических знаний в уголовном и гражданском кодексах.

Экспертиза назначается в тех случаях, когда при производстве дознания, предварительного следствия и при судебном разбирательстве уголовного дела возникает необходимость в проведении конкретных исследований с использованием специальных познаний в науке, техника, искусстве и ремесле.

Психологические познания – познания в области психологии (специальные познания в науке). Это знания теории и методологии психологии, практические навыки и умения проведения психологических исследований. Однако проведение судебной экспертизы поручается только лицам, имеющим дополнительную подготовку по судебной психологии, имеющим опыт экспертной работы.

Формы использования специальных знаний:


  1. Судебно-психологическая экспертиза и комплексные с нею виды судебных экспертиз.

  1. Привлечение психолога как специалиста. Участие в производстве следственных действий для содействия следователю в обнаружении, закреплении и изъятии доказательств, обращение внимания следователя на обстоятельства, связанные с обнаружением, закреплением и изъятием доказательств, дача пояснений поводу выполняемых им действий.

  2. Справочно-консультационная деятельность сведущего лица. УПК не регулируется. - Информирование следователя или суда о возможности существования тех или иных явлений, с точки современного уровня развития теории психологии и накопленных в психологии эмпирических фактов. Консультативная справка дается в письменном виде и прикрепляется к уголовному делу.

- составление психологического портрета разыскиваемого преступника по данным анализа собранных материалов уголовного дела. Функции : сужение круга подозреваемых, выявление «почерка» правонарушителя.

- непроцессуальная форма. Сообщение о целесообразности проведения экспертизы, постановке вопросов, входящих в компетенцию эксперта-психолога.




  1. Участие психолога в судебно-психиатрической экспертизе. Основные виды судебно-психиатрической экспертизы.

Медицинский психолог участвует в двух видах экспертиз.



    1. Судебно-психиатрическая экспертиза.

Психолог не выступает в роли эксперта - экспертом, решающим вопросы судебно-следственных органов здесь является только психиатр. Психолог оказывает эксперту-психиатру консультативную помощь для правильного решения диагностических и экспертных вопросов, относящихся к компетенции судебной психиатрии.

Психолог решает:

- диагностические задачи

- экспертные задачи (вменяемость, невменяемость).

Психолог – патопсихолог, проводит экпериментально-психологическое обследование познавательных процессов и личностных особенностей подэкспертного. Составляется письменное заключение М.б. использовано врачом для диагностики, а также при решении экспертных вопросов.

Эксперт-психиатр Клиническое Клиническая Решение экспертных



исследование диагностика вопросов, входящих в компетенцию п-трии


Патопсихолог Экспериментально-психологическое

исследование


    1. Судебно-психологическая экспертиза.

Психолог как эксперт.

Психолог проводит экспериментально-психологическое исследования + ретроспективный психологический анализ уголовного или гражданского дела и медицинской документации. Сопоставляет данные эксперимента и дела. Проводит сопоставительный анализ.

Психолог-эксперт сам решает задачу экспертизы!




Эксперт психолог



Экспериментально-психологическое исследование

Решение экспертных

вопросов

Психологический анализ

уголовного дела



Комплексная экспертиза.

Психолог выступает в двух ролях. Экспериментально-психологическое исследование используется психиатром для установления психиатрического диагноза и решения экспертных психиатрических задач, психологом для ответов на вопросы судебно-следственных органов, относящихся к его компетенции.

 

Эксперт-психиатр

Клиническое исследование

Клиническая

диагностика



Решение вопросов, входящих в компетенцию пси-трии

Эксперт-психолог




Экспериментально-психологическое исследование



Решение экспертных

вопросов, входящих в

компетенцию псих-гии


Психологический анализ уголовного

дела



Существует несколько видов классификации судебно-психиатрической экспертизы ( в уголовном процессе):

I. по месту и условиям проведения

II.по процессуальному положению подэкспертных

III.по предмету экспертизы.




    1. По месту и условиям проведения.

- амбулаторно. На месте содержания подэкспертного лица. Без согласия экспертиза может проводится только в отношении подозреваемых и обвиняемых. Экспертное заключение должно быть дано в течение 10 суток. Иногда можно продлить еще на месяц.

- в зале судебного заседания непосредственно в ходе судебного разбирательства по уголовному делу.

- стационарно (в больнице). Не более месяца.

II. По процессуальному положению подэкспертных.

- подозреваемый (не более 10 суток), обвиняемый, подсудимый (дело принято к производству судом).

- потерпевший – лицо, к которому преступлением нанесен моральный, физический или имущественный ущерб, но только после того, как дознаватель, следователь или судья вынес постановление о признании гражданина потерпевшим.

- свидетель. Чаще всего это очевидец, иногда коллеги, воспитатель..



III. по предмету .

В отношении обвиняемого:

1. Экспертиза вменяемости/невменяемости. (ст. 21 УК)

Невменяемыми признаются лица, вследствие психического расстройства, неспособные осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий или руководить ими. Речь идет о состоянии в тот момент, когда было совершено правонарушение.

Следствия:

Если человек признан невменяемым, то он не подлежит уголовной отетственности и к нему могут быть применены принудительные меры медицинского характера.



Критерии невменяемости:

  1. Психическое расстройство (медицинский критерий).

Психическое расстройство применительно к формуле невменяемости.

Психическое расстройство по кодексу:

- хроническое психическое расстройство (до, после, во время)

- временное психическое расстройство (во время). Оно либо исчезает, либо нет.

- слабоумие (умственная отсталость).

- расстройства личности (психопатии)

- иные психические расстройства

Наличие медицинского критерия не предопределяет установления юридического критерия невменяемости.





  1. Юридический критерий (психологический).

Имеет два компонента: осознание (интеллектуальный компонент) и волевой компонент. Осознание в свою очередь подразумевает осознание значение (фактического характера) и смысла (общественной опасности) своих действий.
2. Экспертиза ограниченной вменяемости (ст. 22 УК). «Психические расстройства, не исключающие вменяемость».

Лицо признается ограниченно вменяемым, если вследствие психического расстройства способность осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий или руководить ими ограничена.



Следствия:

- это может быть учтена судом при вынесении наказания

- могут быть назначены принудительные меры медицинского характера.
Принудительное лечение назначается тем лицам, которые из-за психического расстройства могут причинить вред себе или другим.

Цель – излечить или улучшить психическое состояние.

Формы принудительного лечения:


  1. амбулаторное принудительное наблюдение и лечение у психиатра. Это единственный вид лечения в относительно ограниченно вменяемых. Для невменяемых – постановка на учет в районный ПНД.

  2. Принудительное лечение в психиатрическом стационаре общего типа (для тех, кто не представляет существенную опасность).

  3. Принудительное лечение в психиатрическом стационаре специального типа (более жесткий режим).

  4. Принудительное лечение в психиатрическом стационаре специального типа с интенсивным наблюдением. Таких больниц 7 в РФ (1 из них женская, находится в Казани).




    1. Экспертиза лица, которое признано вменяемым во время совершения правонарушения, но заболевшего перед экспертизой.

Если материалы дела позволяют, то можно выяснить, что в момент совершения деяния человек был вменяемым. Однако психическое расстройство, начавшееся перед экспертизой, препятствует отбыванию наказания. В таком случае это лицо нуждается в принудительном лечении. Если психическое состояние улучшится, то его направляют в суд как вменяемого. Если психическое расстройство хронифицируется, то его могут освободить от привлечения к уголовной ответственности.
В отношении свидетеля.

Медицинский критерий остается тем же, что и в отношении обвиняемого.

Юридический критерий – способность правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела и давать о них показания.

Отличие от экспертизы обвиняемого: в отношении обвиняемого оценивается только период совершения правонарушения, а в отношении свидетеля юридически значимых периодов больше ( до совершения, во время, в период следствия, суда).


В отношении потерпевших.

Основной предмет экспертизы – беспомощное состояние потерпевшего.



Беспомощное состояние – нарушение способности понимать характер и значение действий виновного или оказывать сопротивление.

Чаще всего объектом данной экспертизы является малолетний потерпевший.

Также экспертиза может быть очная и заочная (в том числе посмертная). Проводится, если подэкспертный не может приехать или суицидент. Проводится по материалам дела.
Гражданский процесс.


  1. Основной вид экспертизы – оценка дееспособности/ недееспособности.

Полная дееспособность наступает с 18 лет.

Дееспособность – способность приобретать гражданские права и создавать гражданские обязанности.

В силу психического расстройства дееспособность может быть нарушена способность понимать значение действий и руководить ими. В случае лишения дееспособности назначается опекун.

2) Экспертиза лиц с пороком воли. (ст. 177, 178, 179 ГК РФ).

Похожа на экспертизу вменяемости. Оценка на момент совершения сделки.
В гражданском прочесе экспертиза добровольна.
Закон РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» (1.01. 1993 г.)

Недобровольные меры:



  1. Психиатрическое освидетельствование (осмотр).

  2. Недобровольная госпитализация

  3. Недобровольное диспансерное наблюдение

  4. Недобровольное лечение

  5. Признание лица негодным к выполнению определенных видов трудовой деятельности и деятельности, связанной с источниками повышенной опасности.

Любое действие может оспариваться человеком.
Госпитализация.

Медицинский критерий – тяжелое психическое расстройство.



  1. психическое расстройство представляет непосредственную опасность для себя или окружающих

  2. неспособность самостоятельно удовлетворять основные жизненные потребности

  3. существенный вред здоровью, если будет оставаться без психиатрического лечения.

В течение 48 часов должно быть должно в суд, оставлять на госпитализацию ил нет.


  1. Структура деятельности эксперта-психолога в комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизе.

Юридическими основаниями производства судебно-психологической экспертизы являются постановление лица, производящего дознание, следователя, прокурора или судьи либо определение суда (судьи и двух народных заседателей).

В комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизе психолог выступает сразу в двух ролях. На первом этапе производства комплексной экспертизы он проводит экспериментально-психологическое исследование, из которого психиатр-эксперт извлекает данные, имеющие значение для установления психиатрического диагноза и решения экспертных психиатрических вопросов. В тех случаях, когда обвиняемый подэкспертный признан способным "осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими" (т.е. рекомендовано суду его считать вменяемым), а у свидетеля, потерпевшей по делу об изнасиловании или несовершеннолетнего обвиняемого не обнаруживается психических расстройств, имеющих юридическое значение, - эксперт-психолог использует экспериментально-психологическое исследование наряду с психологическим анализом материалов уголовного дела для ответов на вопросы судебно-следственных органов, относящиеся к его компетенции.

 

 



Эксперт-психиатр

Клиническое исследование

Клиническая

диагностика



Решение вопросов, входящих в компетенцию пси-трии

Эксперт-психолог




Экспериментально-психологическое исследование



Решение экспертных

вопросов, входящих в

компетенцию псих-гии


Психологический анализ уголовного

дела

Основной процессуальной обязанностью эксперта-психолога является дача объективного заключения на основе проведенных исследований в соответствии с его специальными познаниями по вопросам, поставленным перед ним органом, ведущим производство по делу. При этом каждый член экспертной комиссии несет личную ответственность за данное им заключение.

В каждом заключении эксперта (комиссии экспертов) должно быть указано: когда, где, кем (фамилия, имя, отчество, образование, специальность, ученая степень и звание, занимаемая должность), на каком основании (определение следователя или постановление суда) была произведена экспертиза, кто присутствовал при производстве экспертизы, какие материалы эксперт-психолог использовал, какие исследования произвел, какие вопросы были поставлены эксперту и его мотивированные ответы, основанные на анализе экспериментально-психологического исследования и изучении уголовного дела и приобщенных к нему материалов. Заключение дается только в письменном виде и подписывается экспертом-психологом, а при проведении экспертизы комиссией экспертов - всеми членами комиссии.

После оценки заключения экспертизы суд вправе вызвать эксперта на допрос для разъяснения экспертного заключения. В случае недостаточной ясности и полноты экспертного заключения может быть назначена дополнительная экспертиза, поручаемая тому же или другому эксперту. В случае необоснованности заключения эксперта или сомнения в его правильности может быть назначена повторная экспертиза, которая поручается другому эксперту.


5. Задачи патопсихологического исследования в судебно-психиатрической экспертизе.
Патопсихологическое обследование познавательных процессов и индивидуально-психологических особенностей – обязательный компонент экспертного исследования при судебно-психологической и КСППЭ.

Основные задачи в рамках судебно-психиатрической экспертизы:

  1. Предоставление дополнительных патопсихологических данных в целях дифференциальной диагностики.

  2. Установление степени выраженности (глубины) имеющихся у испытуемого психических расстройств.

Дополнительные задачи:

  1. Выявление структуры нарушенных и сохранных звеньев психической деятельности

  2. Определение установок испытуемых по отношению к патопсихологическому обследованию и к ситуации экспертизы в целом.

Решение этих задач обязательно и при решении первой и второй задач.


  1. Роль патопсихологического обследования при дифференциальной диагностике психических заболеваний. Патопсихологический симптомокомплекс.




  1. Дифференциальная диагностика.

Основные сложности связаны с:

- реактивными наслоениями на психическую деятельность вследствие привлечения к уголовной ответственности

- преобладанием в практике судебно-психиатрической экспертизы смешанных и стертых форм психической патологии.

- лекарственный патоморфоз.


Перспективный путь представления патопсихологических данных в целях дифференциальной диагностики – выделение патопсихологических симптомокомплексов нарушений и особенностей познавательной деятельности.
Патопсихологический симптомокомплекс – это совокупность особенностей и нарушений познавательных процессов, относительно специфичных для той или иной клинической нозологии, имеющая в своей основе определенные психологические механизмы.
Патопсихологический симптомокомплекс при шизофрении:

- неадекватность ассоциаций с их формальностью или выхолощенностью, бессодержательностью

- использование при обобщении несущественных, маловероятных (латентных) признаков объектов или субъективных критериев

- некритичность мышления

- резонерство

- явления разноплановости, соскальзывания на случайные ассоциации в суждениях

- использование вычурных или усложненных речевых высказываний

- искаженное толкование условного смысла

- колебания внимания и снижение его активности.

Этот комплекс не зависит от уровня интеллекта.


Итого, три группы нарушений:

    1. Снижение некоторых психических функций.

    2. Качественные операциональные и мотивационно обусловленные нарушения мышления при шизофрении.

    3. Нарушения логического компонента мышления.

Патопсихологический симптомокомплекс при органических поражениях головного мозга:

- низкий (конкретный или конкретно-ситуационный) уровень обобщения

- конкретность ассоциаций

- непонимание условного смысла

- трудности установления логических (вербальных и наглядно-образных) связей и отношений

- обстоятельность суждений, инертность мыслительных действий, застревание на несущественных деталях

- в целом вербальный интеллект ниже наглядно-образного

- нарушены мнестические процессы: уменьшен объем непосредственного и опосредованного запоминания

- нарушения умственной работоспособности: колебания внимания, снижение его активности, замедленный и неравномерный темп умственной деятельности.

Фактор – снижение всех психических функций: внимания, памяти, мышления.

Патопсихологический симптомокомплекс при психопатиях.

Основа – эмоциональная насыщенность ассоциаций (при их адекватности).

- аффективно-обусловленное рассуждательство

- Претенциозность суждений

- Преобладание оценочных комментариев

- Использование при обобщении субъективных эмоциональных критериев

- Актуализация несущественных признаков при обобщении, парциальная некритичность. Как и при шизе, это не зависит от уровня интеллекта.

Итого, три группы нарушений:



    1. Особенности операциональной сферы мышления, имеющие эмоциональную, аффективную природу.

    2. Аффективная логика.

    3. Искажение процесса обобщения с использованием латентных признаков предметов и понятий, искаженное объяснение условного смысла, неадекватность ассоциаций, использование личностных субъективных предпочтений в обобщениях. Но!! В отличие от шизы, такие феномены возникают в состояниях эмоциональной напряженности, в ответ на аффективные и личностно значимые стимулы, нарушается смысловой компонент, но нет распада значения!!

Часто мы наблюдаем смешанные истертые формы психической патологии. В связи с этим важным представляется разработка проблемы информативности патопсихологических показателей, моделирующая алгоритм вероятностного решения дифференциально-диагностических задач. Так, показатели экспериментально-психологического обследования имеют разную информативность в диагностике.

Данные наиболее информативны при отграничении шизофрении от органического поражения ГМ (качественные особенности мыслительной деятельности), и наименее – при разграничении шизофрении и психопатии (снижение активности внимания).


  1. Патопсихологическое определение степени выраженности психических расстройств.

Данная задача ставится перед патопсихологом для определения способности больного адекватно понимать значение своих поступков и полноценно регулировать их.



Компоненты обследования:

  1. Общий уровень развития познавательной сферы.

Выявление общего уровня развития восприятия (замедленность, сужение объема, нарушения узнавания, снижение активности восприятия), внимания ( снижение активности, колебания внимания, снижение работоспособности, истощаемость), памяти (непосредственное, опосредованное запоминание, долговременная и кратковременная, смысловое и механическое), мышления (конкретность и примитивный характер обобщения, непонимание условного смысла, несформированность умственных действий, нарушения логики суждений).

  1. Объем общих сведений и знаний испытуемого.

Словарный запас, объем общих сведений и знаний, полученных в результате учебной деятельности и собственной познавательной активности.

  1. Принципиальная способность испытуемого ориентироваться в практических, житейский ситуациях.

  2. Степень обучаемости (отграничение олигофрении от педагогической запущенности).

Выявления ЗБР. Построение эксперимента как обучающей процедуры: использование дозированной помощи, разные виды помощи, исследование восприимчивости к помощи, способности к логическому переносу и ориентировочной деятельности испытуемого. 3 этапа: ориентировочный, основное задание, аналогичное задание.

  1. Уровень развития эмоционально-волевых структур.

Нужен одновременный анализ результатов выполнения экспериментальных методик, данных беседы и наблюдения, сведений из материалов уголовного дела.
Последовательность задач определяет их приоритетность по отношению к решению общих экспертных вопросов, а также выбора реабилитационных мероприятий.


  1. Симуляция и ее разновидности. Диссимуляция. Аггравация.

Различные смысловые установки испытуемых по отношению к экспертизе в целом, и, в частности, к ситуации патопсихологического обследования очень широко представлены в экспертизах.




Достарыңызбен бөлісу:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13


©netref.ru 2019
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет