Комсомольская сош



жүктеу 90.63 Kb.
Дата02.05.2016
өлшемі90.63 Kb.
: download -> version
version -> Оқушылардың орта буынға бейімделуі барысында жүргізген жұмыстар туралы анықтама. қазан 2014ж
version -> Қазақстан тарихы бойынша Ұбт шпаргалкалары а а. Иманов көтерiлiс отрядтарын қаруландыру үшiн – қару-жарақ шығаруды ұйымдастырды
version -> Дома на окне пылился светильник со сломанным абажуром
version -> Қыс Қыстың ақ бояуы Көрпеге жер оранды Балалар ойнап далада Сырғанаққа тояды Ақ мамық қарды жер Балалар ойнап күлуде Мұзайдында сырғанап Астана
version -> Абай Құнанбайұлы
version -> Mұхтар Омарханұлы Әуезов
version -> Сабақ Қазақтың ұлттық ою түрімен құрлық суын бейнелеу
version -> Қазақ әдебиеті пәнінің негізгі мектепте оқытылу нысаны қазақ әдебиетінің үлгілері Басқа ұлт өкілдерінің қазақ халқының мәдениетін, әдебиетін, өнерін, тілін т б

Мартынова Н.В. учитель математики МКОО "Комсомольская СОШ"


Единицы измерения длины


Прочитай текст и выполни задания 1–8.

200 лет назад в разных странах, в том числе и в России, применялись различные системы единиц для измерения длинны.



1) Первые единицы измерения как в России, так и в других странах были связаны с размерами частей тела человека.

В Древне Руси в качестве единиц измерения длины применялись: косая сажень (248 см) - расстояние от пальцев левой ноги до конца пальцев поднятой правой руки; маховая сажень (176 см) - расстояние между концами пальцев расставленных в стороны рук; локоть (45 см) - расстояние от концов пальцев до локтя согнутой руки.

Для измерения больших расстояний на Руси использовали единицу поприще, заменённую позже верстой (в разных местностях версту считали по-разному - от 500 до 700 сажен).

От восточных купцов пошла единица аршин (тоже означает "локоть") - существовали турецкий аршин, персидский аршин и т.д. Поэтому и возникла поговорка "Мерить на свой аршин".

В Англии и США до сих пор используется "ступня" - фут (31 см), "большой палец" - дюйм (25 мм) и даже ярд (91 см) - единица длины, появившаяся почти 900 лет назад. Она была равна расстоянию от кончика носа короля Генриха I до конца пальцев его вытянутой руки.
2) Соотношения между мерами были сложны.
При Петре I русские меры были приведены в определенную систему:

1 верста = 500 саженям (1 км 67 м)

1 сажень = 3 аршинам (213 см)

1 аршин = 16 вершкам = 28 дюймам (71 см)

1 фут = 12 дюймам (31 см)
Для развития науки, торговли между странами назрела необходимость введения единой системы мер, удобной для всех стран. Такая система - её назвали метрической системой мер - была разработана во Франции. Определили, что:

- 1 метр (от греческого слова "метрон"- мера), определили как сорокамиллионную долю окружности Земли. Соотношения между единицами одной величины равнялись 10, 100, 1000 и т.д.


1

см

=

10

мм

дм

=

см

м

=

дм


3) Метрическая система мер принята большинством стран мира. В России е введение началось с 1899 года. Большую заслугу во введении и распространении метрической системы мер в нашей стране принадлежит Дмитрию Ивановичу Менделееву, великому русскому химику.
Однако по традиции в наше время иногда пользуются старыми единицами. Моряки измеряют расстояние милями (1852 м) и кабельтовыми (десятая часть мили, т.е. около 185 м)и.т.д.

Задание 1. Прочитанный тобой текст состоит из трех частей: (1), (2), (3). К каждой части подбери подходящее по смыслу название из приведенных ниже. Впиши в окошко соответствующую букву.
Название части

А. Первые единицы измерения

Б. Метрическая система мер

В. Распространение метрической системы мер
Ответ: часть (1)      ; часть (2)      ; часть (3)     
Задание 2. Ниже перечислены единицы измерения длины, о которых говорится в тексте.

Единицы длины


А. косая сажень

Б. маховая сажень

В. локоть

Г. верста

Д. аршин

Е. фут



Ж. дюйм

З. ярд


И. сажень

К. метр


Л. миля

М. кабельтовый



Расставь в порядке возрастания длины:



1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12






































Задание 3. С какого года в России началось введение метрической системы мер?

Ответ:


Задание 4. Ниже приведено несколько утверждений о русских мерах длины. Верны ли эти утверждения? Обведи в таблице «Верно» или «Неверно» для каждого утверждения.


Утверждение

Верно ли утверждение?

1. Две версты –

это меньше, чем 3 км?



Верно

Неверно

2. Один аршин –

это меньше, чем 70 см?



Верно

Неверно

3. Две сажени больше, чем 500 см?

Верно

Неверно

Задание 5. Прочитай фрагмент текста.


В Древне Руси в качестве единиц измерения длины применялись: косая сажень (248 см) - расстояние от пальцев левой ноги до конца пальцев поднятой правой руки; маховая сажень (176 см) - расстояние между концами пальцев расставленных в стороны рук; локоть (45 см) - расстояние от концов пальцев до локтя согнутой руки.

1. Можно ли в комнату, шириной 2 маховых саженя и 3 локтя поставить шкаф, шириной, равной косой сажени.







ДА










НЕТ

Объяснение:


2. Если ответ «ДА», объясни, как это можно сделать, записав соответствующее равенство.
Равенство: .

Задание 6. В первой лавке было 12 локтей ткани, в во второй 36 и 6 локтей разных тканей. Сколько нужно привезти локтей ткани в первую лавку, чтобы ткани было поровну в обоих лавках?

□ + 12 = 36 + 6.



Ответ: ____________________.

Задание 7.

Двое вышли одновременно навстречу друг другу из двух городов, отстоящих друг от друга на 75 верст. Один проходит в час 4 версты, другой - 3.Через, сколько часов они встретятся? Запиши ответ и соответствующее числовое выражение.


Ответ:

Выражение: .


Задание 8.

В древности на Руси сложились две независимые системы мер длины. Первая основывалась на великой пяди, а вторая на малой. Каждой пяди соответствовала своя сажень, при этом пядь составляла 1/8 часть сажени. Какова была величина сажени в сантиметрах в одной и в другой системе?

Объяснение: _______________________________________________________


Рекомендации по оценке выполнения заданий


задания

Ответы (образец ответа/правильный ответ/ описание ответа)

и критерии оценивания



1

Ответ: часть (1) – А, часть (2) – Б, часть (3) – В.

Оценивание:

1 балл – правильно записаны все три буквы;

0 баллов – любой другой ответ.

2

Ответ:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

дюйм

фут

локоть

аршин

ярд

метр

М.сажень

кабельтовый

сажень

К.сажень

Верста

миля


Оценивание:

1 балл –в таблице правильно отображены все события;

0 баллов – любой другой ответ.

3

Ответ: с 1899г.

Оценивание:

1 баллдан правильный ответ;

0 баллов – любой другой ответ.

4

Ответ: верно – неверно - неверно –

Оценивание:

1 балл –ответ верный;

0 баллов – любой другой ответ.

5

Ответ: 1.да.

2. две маховые сажени больше косой сажени

176*2+45*3=487 см; 487 см  248 см

Оценивание:

1 балла – дан верный ответ, записаны верное неравенство и верное равенство;

0 баллов – любой другой ответ.


6

Ответ: 30 локтей.

1 баллдан верный ответ;

0 баллов – любой другой ответ.

7

Ответ: 10 ч.

Выражение: выражение 75:(4+3)


Оценивание:

2 балла – дан верный ответ, приведено верное числовое равенство;

1 балла – дан верный ответ, равенство не приведено или содержит ошибки;

0 баллов – любой другой ответ.


8

Возможное объяснение.

Сажень1 = великая пядь*8 = 23*8 = 184 см



Сажень2 = малая пядь*88 = 19*8 = 152 см
Оценивание:

3 балла – дано верное объяснение, которое не содержит логических пропусков;

2 балла – способ расчетов верен и понятен, но его описание неполно и неточно;

1 балл –решение не доведено до конца;

0 баллов – любой другой ответ.


Оценка результата выполнения работы
Набрано от 0 до 2 баллов: низкий уровень читательской грамотности, ученик способен понять лишь тему текста, в лучшем случае – определить главную идею текста, установить соответствие названий частей их содержанию.
Набрано от 3 до 6 баллов: невысокий уровень читательской грамотности, ученик способен понять тему и главную идею текста, установить соответствие названий частей их содержанию, переформулировать и преобразовывать представленную в тексте информацию, упорядочивать события, обобщать способ действий, представленный в тексте, применять описанный способ.
Набрано от 7 до 9 баллов: хороший уровень читательской грамотности, помимо навыков, описанных выше, ученик способен обобщать способ действий, представленный в тексте, и применять его в новых ситуациях.
Набрано от 10 до 12 баллов: высокий уровень читательской грамотности, который позволяет ученику использовать информацию из текста для решения принципиально новых проблем, самостоятельно конструируя способ решения.



©netref.ru 2017
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет